Чеченцы. Анекдоты про чеченцев

Должен признаться, что бо́льшую часть своей жизни я видел в чеченцах исключительно «заклятых врагов». Я даже помню, как уже в юношестве сидел над картой России и на полном серьезе размышлял о том, как максимально эффективно построить военные укрепления на границе с Чеченской республикой, чтобы навсегда отделить её от остальной территории нашей страны. И сомнения у меня вызывал лишь один момент — проводить эту границу по левому, или же по правому берегу Терека.

Мне было уже семь лет, когда началась Первая чеченская война, и с экрана телевизора лился нескончаемый поток адских хроник её событий. В детское сознание навсегда впечатались кадры из программы «Время», на которых чеченские боевики отсреливали пальцы заложнику. Там же остались и чудовищно реалистичные сцены из невзоровского «Чистилища». А потом, после недолгого и «мутного» перемирия пришел Путин, и уже хроники Второй чеченской потекли с экрана.


Эмоции часто берут перевес над холодной логикой, поэтому я тогда с трудом фиксировал именно политические события и перемены, происходившие в ситуации с Чечней. На эмоциональном уровне уже четко стоял рефлекс негативной реакции на любое упоминание названия этой республики или же просто на слово «чеченец». Да, я помню, как в один из Дней Победы по телевизору крутили видеокадры взрыва на чеченском стадионе, где погиб Ахмат Кадыров. Помню бородатого парня в спортивном костюме, плохо говорящего на русском, который стоял рядом с Путиным. Потом я узнал, что его зовут Рамзан Кадыров. Но на фоне военных кинохроник, отпечатавшихся в сознании, эти события для меня ровным счетом ничего не значили.

Хватит кормить Кавказ

В студенческие годы, когда я открыл для себя Интернет, меня продолжала тянуть к себе эта тема. Я зачитывался ужасающими подробностями «геноцида русских» в Чечне, смотрел видеоролики, на которых ваххабиты резали русским солдатам головы, и ещё больше пропитывался ненавистью. Со временем в Интернете стала популярна и другая тема — уже о том, как в Чечню миллиардами вливают российские деньги. Помню эти демотиваторы, где сравнивали небоскребы в Грозном с разрушенными домами какой-нибудь Рязани, а новоиспеченного героя России Кадырова, сидящего в дорогой машине, с ветераном ВОВ, стоящим в переходе. И поэтому выступление Навального в октябре 2011-го с лозунгом «Хватит кормить Кавказ!» встречало в моём лице полнейшее восхищение.

Я не знаю, что заставляло меня из года в год уделять столь пристальное внимание кавказской теме. Но я всегда обращал внимание на новые и новые инфоповоды, в которых звучало слово «Чечня». И иногда в потоке информации я натыкался на хорошие отзывы об этом регионе. В блогах встречались репортажи тех, кто побывал там и хорошо отзывался о республике. А в какой-то момент на очередном блогерском мероприятии я увидел первого в своей жизни чеченца — посла ЖЖ из этой республики, Заура — и он не очень-то походил на безбашенного головореза, которых рисовала моя фантазия.

С годами у меня появилась очень ценная черта — если информация о чём-либо противоречива, то необходимо лично удостовериться в этом, сформировать своё собственное мнение, найти первоисточник. Так, например, весной 2014-го я при первой же возможности сорвался в Крым, чтобы своими глазами посмотреть на события «крымской весны», пообщаться с местным населением (и в первую очередь — с крымскими татарами), потому что медиа были заполнены диаметрально противоположными мнениями по теме крымского референдума и присоединения полуострова к России.

Такая же история была и с Чечней. Я решил, что непременно должен сам побывать в республике, посмотреть своими глазами на чеченцев, на то, как они живут, чтобы сформировать своё личное мнение. Причем это должен был быть не «лубочный» пресс-тур, в рамках которого гостям показывают исключительно лучшие стороны жизни, а что-то приближенное к реальности. Просто сесть в машину и поездить по Чечне.

Неожиданно в этом желании я нашел поддержку Наташи, которой тоже хотелось съездить туда. Я, если честно, даже не обсуждал, какая у неё была мотивация (вот сейчас пишу эти строки и понимаю, что ни разу её об этом не спрашивал). Первое время я сомневался, стоит ли брать девушку в этот «вражеский стан». Но со временем мы внесли поездку в Чечню в список своих автопутешествий, и когда в сентябре после свадьбы выбирали маршрут для автопробега (хотелось куда-нибудь на юг), то выбрали не Крым и не Сочи, а именно Чечню. Если честно, то даже родителям до последнего не называли конкретную цель нашей поездки, прибегая к расплытой формулировке «на Кавказ».

Первые впечатления

Первый день в Чечне был для меня самым напряженным. В полдень мы приехали в Грозный, поставили в центре машину и просто пошли искать заведение, где можно было пообедать. Ни карты города, ни навигации — ничего. Как и в любом нашем путешествии — всё исключительно по наитию. Я не выпускал руку Наташи и был в любой момент готов к какой-нибудь провокации в наш адрес. Вот честно, сейчас смешно вспоминать, но я шел по Грозному с одной мыслью — ещё один переулок и придется защищать свою женщину. Мы нашли какое-то заведение, по антуражу и сервису аналогичное белгородскому «Потапычу», а я всё крутил головой вокруг, выслеживая любой взгляд в нашу сторону и тщетно пытаясь понять, о чём же разговаривают люди вокруг.

Не «отпускало» меня даже ночью, когда мы разместились в какой-то гостинице на окраине города (все другие были забронированы на два ближайших дня из-за проходившего в Грозном чемпионата России по дзюдо). Я на полном серьезе допускал мысль, что кто-нибудь может вломиться в наш номер. Но чем больше времени мы проводили в Чечне, тем абсурднее мне казались мои фантазии.

Я не мог уложить в свою голову осознание окружающего спокойствия. «Ну как так!?» — восклицал мой внутренний голос — «Здесь десятилетие шла война, здесь всё лежало в руинах, а русским резали головы! Как такое возможно вообще - размеренная тихая жизнь, словно и не было ничего? Откуда эта доброжелательность в наш адрес? Неужели это всё искренне? Где подвох?» . Этот самый «подвох» я искал в каждом взгляде, в каждой интонации в разговоре с нами. И не находил.

Чем больше мы открывали для себя Чечню, тем больше я удивлялся, что перед нами нормальный регион нашей страны. Если отойти в сторону от этих вычурных небоскребов «Грозный Сити», и просто посмотреть на город, на его окрестности — обычный ухоженный уголок России. Чистенько, аккуратно. Неправда, что «федеральные деньги вбуханы в показуху». Здесь действительно проведена колоссальная работа по восстановлению всей республики. Я не представляю, как в такие короткие сроки удалось устранить все последствия военных действий. Но на республику приятно смотреть. Хорошие дороги, аккуратные дома.

И в какой-то момент меня отпустило. Я позволил себе выдохнуть. Перед моими глазами открылась красивая, спокойная Чечня, с отзывчивыми людьми, живущими своей повседневной жизнью. Но ведь не выкинешь из головы всё то, что я читал и смотрел раньше? Ведь опасения мои не беспочвенны? Ведь лермонтовское «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал» ещё полтора века назад написано, и этой вековой вражде есть какое-то обоснование?

Взгляд с другой стороны

Я стал задавать себе всё больше вопросов в поисках понимания ситуации. Ночью, когда ты стоишь и слушаешь тишину кавказских гор, получается взглянуть на ситуацию со стороны противоположной той, с которой ты всегда смотрел на неё. Знаете, у меня получается огромный текст, который прочтут единицы, а примут мою точку зрения вообще 0,01% из них, но я напишу его и пусть он будет полезен даже для одного единственного из вас.

Я посмотрел на историю русско-чеченских отношений со стороны чеченцев. Задумывались ли вы вообще о том, как это выглядело для них? Чеченцы, или как они изначально назывались — нохчи — жили здесь сотни лет. Нашествие монгольской орды загнало их с равнин в горы, где они столетиями выживали в непростых условиях. Русские, тем временем, скинув с себя бремя захватчиков, начали строить Империю. Взяв Казань и Астрахань их взор обратился и в сторону Кавказа. Когда чеченцы стали возвращаться на свои исконные земли, они столкнулись с тем, что на них уже обосновались терские казаки. Империя росла, вот она уже поставила цель взять под своё влияние Грузию, лежащую за кавказским хребтом. И давайте признаем, далеко не всегда присоединение «стратегически важных территорий» шло мирным путём. Да, имело место навязывание своей воли. И чеченцы имели полное право не всегда соглашаться с теми порядками, которые для них устанавливали. Ответом на неповиновение зачастую были карательные мероприятия со стороны руских.

В начале 19-го века началась Кавказская война, которая длилась около 50-ти лет. Полвека, только представьте себе! Для целых поколений горцев война стала образом жизни. Вы можете подробно прочитать о предпосылках и хронологии покорения Северного Кавказа, допустим, на Википедии . Представьте, что к вам домой пришли какие-то люди и заявили, что вы будете теперь жить по их правилам, либо же с вами будут воевать. Будете ли вы сопротивляться, если несогласны? Чеченцы решили, что будут. Такая черта характера. Имели ли они на это право? Каждый ответит на этот вопрос для себя сам.

И даже после того, как основные силы сопротивления были сломлены, а регион присоединен к Российской Империи, здесь то и дело вспыхивали бунты. Да, нужно просто честно признаться себе в том, что это мы, русские, пришли в край, расположенный в полутора тысячах километров от Москвы и решили, что это тоже наша земля. Не чеченцы положили начало этой вражде. Странно, но раньше эта простая мысль никогда не приходила в мою голову. Сначала русским был нужен контроль над Кавказом, который считался сферой влияния Империи. А в конце 19-го века в регионе нашли запасы нефти, и это тоже предопределило заинтересованность России в нём.

После февральской революции коммунисты умело конвертировали ненависть горцев к «империализму», использовав их в борьбе против того же казачества, поддерживавшего белых. Не гнушались уловками вроде лозунгов «Да здравствует Советская власть и шариат!» и обещаниями вернуть исконно кавказские земли их народам. А после того, как грязное дело было сделано, начали уже по-своему закручивать гайки. Да, в ноябре 1920 года было провозглашено создание Горской АССР со столицей во Владикавказе в составе шести административных округов, одним из которых был Чеченский национальный округ (через два года трансформировавшийся в Чеченскую автономную область). Это выглядело как то, что спустя столетие войны за независимость чеченцы таки добились появление своего собственного территориального образования. Но вместе с тем уже советская (а для местных — всё та же «русская») власть начала диктовать свои условия жизни.

Продразверстка. Коллективизация. Постепенная борьба с религиозными институтами, не вписывавшимися в концепцию «построения коммунизма». Естественно, подобное вмешательство в местный жизненный уклад встречало сопротивление, которое жестко подавлялось войсками Советской власти. Всего с 1920 по 1941 годы на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооружённых восстаний и более 50 менее значительных. Некоторые особо мятежные аулы были департированы за пределы Северного Кавказа.

Естественно, в Великую Отечественную не все чеченцы бросились на защиту Советского Союза (хотя многие мужественно сражались за него). Некоторые видели в этой войне возможность получить долгожданную независимость. В итоге всё переросло в одну из самых грязных страниц советской истории — депортацию чечено-ингушского народа.

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тысяч человек. 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения.

493 тысячи чеченцев погрузили в товарные эшелоны и вывезли в Казахстан и Киргизию. Всех — стариков, детей, женщин — зимой согнали как скот и увезли за тысячу километров с их родной земли. По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек — тех, кто категорически сопротивлялся, либо был малоподвижен. Сколько было жертв по «неофициальным» данным мы не узнаем никогда. Ещё около 1200 человек умерло во время транспортировки. 44,5 тысячи человек из числа депортированных умерло в первый год ссылки (почти каждый десятый).

Ограничение по передвижению чеченцев и ингушей жестко действовало вплоть до смерти Сталина, и только после этого они стали понемногу возвращаться на территорию республики. Однако никаких льгот по восстановлению жизни у себя на родине они не имели, а в ряде горных аулов им и вовсе было запрещено селиться.

В то же время Чечня была заселена русскими. Об этом я тоже раньше как-то не задумывался, новедь представьте, что получилось — чеченцы десятилетиями воевали с русскими за право жить независимо, в итоге их всех вообще депортировали с родной земли, а когда они стали возвращаться туда — на их месте живут те самые русские. Сомнительная почва для дружественных отношений... Тем не менее, советской власти удавалось держать это напряжение под контролем, и даже к моменту распада СССР каждый четвертый житель Чечни был русским.

Естественно, когда СССР начал трещать по швам, и от него стали отваливаться Прибалтика и Средняя Азия, в Чечне на первое место вовь вышли разговоры о независимости. И местное население, не видевшее ничего хорошего в союзе с русскими последние лет двести как минимум, естественно с восторгом поддержало эту идею. Допускаю, что так и стоило бы поступить, но лидеры новой России почему-то решили, что те же русские на 90% Крым или Донбасс могут спокойно существовать вне нашего государства, но вот Чечню обязательно нужно в очередной раз взять под свой контроль. Естественно, силой! И началась очередная мясорубка.

Когда я сейчас, сквозь призму времени и знаний, начина задумываться, к чему была эта война с нашей стороны, я не нахожу логичного ответа. За что гибли русские ребята? За землю, которая всегда была для нас чужой? Которую всегда хотели иметь вопреки желаниям населявшего её народа? Это был какой-то ад, развязанный руками политиков, и правда в нём была в очередной раз не на стороне русских.

Насколько бы я не любил свою страну и её историю, но со временем, взглянув со стороны, мне пришлось признаться себе, что во всей этой истории со «злыми чеченами» плохими парнямы были именно мы, русские. И весь тот негатив, который из века в век мы получали в свой адрес, появлялся потому, что мы хотели обладать тем, что нам не принадлежит. Имели ли право чеченцы сопротивляться этим амбициям? Да, имели. И в силу своего характера сопротивлялись бы до последнего живого человека.

«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены» — писал Солженицын в своём «Архипелаге». И ты, находясь в Чечне, буквально в каждом человеке видишь эту гордость, которая, кажется, впитана с молоком матери. Гордость, которую никаким оружием не выбить из них.

Нынешняя Чечня

Я очень долго могу рассуждать о том, что было и почему всё произошло так, а не иначе. Но прошлого не исправить, и поэтому я перейду к настоящему. Что бы не говорили, но в сегодняшних реалиях мы имеем уникальную ситуацию — кажется, впервые за несколько столетий мы живем в мире с чеченским народом в одном государстве. В колоссально короткий срок удалось восстановить всё, что было разрушено и создать инфраструктуру, которая позволяет республике жить не хуже, чем другие регионы России. Впервые русские дали возможность чеченцам жить так, как они хотят —без агрессивного навязывания своей воли, с учетом их интересов.

Я понимаю, почему на каждом углу в Чечне можно увидеть портреты Ахмата Кадырова и Путина — потому, что эти два человека смогли договориться и принести мир на их землю. «Чтобы не было войны», «мирное небо над головой», «чтобы дом и работа были» — это ключевые пожелания жителей Чечни. Можно сказать, что в нашу историческую эпоху произошло новое рождение чеченцев как нации, и это не будет преувеличением. Они получили законное право жить на своей земле так, как им этого хочется. И когда мы с ними стали по-человечески общаться, перед нами открылась другая сторона чеченского народа.

Да, мы очень разные с ними и по менталитету, и по этапу развития общества. Но важно осознать, что попытки навязать свою волю, перекроить под привычные нам стандарты обречены на неудачу. У чеченцев совершенно отличный от нашего образ жизни, характер, религия, система взаимоотношений в обществе. Но это не значит, что нужно силой менять этот их уклад. Вместе с тем в их гордом характере есть те черты, которые покоряют своей искренностью, стойкостью. Приходя к ним с миром ты получаешь мир в ответ.

Возвращаясь к заголовку этого поста, подведу итог своих умозаключений. Моё отношение к чеченцам можно передать одним словом — уважение. Я восхищен как стойкостью их характера, приверженостью к своим ценностям, так и силой прощать былые обиды и идти дальше. И мне очень часто бывает стыдно за своих соотечественников, которые продолжают плодить эти враждебные клише по отношению к чеченцам. В этом плане жители республики сделали куда больший шаг вперед, научившись оставлять в прошлом все те беды, которые принесли на их землю амбиции русских.

Чечня прекрасна. Я искренне надеюсь, что те добрососедские отношения, которые мы имеем с её народом сейчас, будут крепнуть. Иных вариантов мирной жизни с этим народом в одном государстве у нас нет.

ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации, основное население Чечни.

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 1 млн 361 тыс. чеченцев. По данным Переписи 2010 года - 1 млн 431 тыс. Живут также в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, Украине и др.

Этноним

В армянских источниках 7 века чеченцы упоминаются под именем "нахча матьян" ("говорящие на языке нохчи"). В документах 16-17 веков встречаются племенные названия чеченцев (ичкеринцы, ококи, шубуты и др .). Название чеченцы было русской транслитерацией кабардинского "шешеи" и происходило от названия села Большой Чечен.

Язык

Говорят чеченцы на чеченском языке нахской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи . Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространен также русский язык. Письменность после 1917 года сначала на основе арабской, затем латинской графики, а с 1938 года - на основе русского алфавита.

Религия

Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты . Распространены суфийские учения двух толков -накшбанди и надири. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты - Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр. Ислам проникает в Чечню в 13 веке через Золотую Орду и Дагестан. Полностью чеченцы обращены в мусульманство в 18 веке. Важным элементом чеченского общества являются суфийские общины-вирды вместе с родовыми кланами (тейпами), хотя приоритетную социальную роль в настоящее время играют обычные гражданские институты.

Традиционные занятия

Земледелие и скотоводство. Чеченцы разводили овец, крупный рогатый скот, а также породистых лошадей для верховой езды . Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесла, горный промысел, производство шелка, обработки кости и рога.

Одежда

Традиционная мужская одежда чеченцев - рубаха, штаны, бешмет, черкеска . Мужские головные уборы - высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание ее влекло кровную месть.

Основными элементами женской одежды чеченок - рубаха и штаны . Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда до земли. Цвет одежды определялся статусом женщины, различался у замужних, незамужних и вдов.

Правда о чеченцах - «настоящих мужчинах» и «непобедимых воинах»

Эту мою статью не взял ни один сайт, даже самые отмороженные ресурсы послали меня нах. Один мужик даже сказал: «Ты ахуел? Из-за этого текста война может начаться». Ну что ж, круто – первая в моей карьере запрещенная статья.

3 февраля я, как и большая часть мужского населения России, поднял пару тостов за защитников Отечества. Выпил эти рюмки один, но зато от души, мысленно поздравив всех солдат, защищавших Родину. А большую часть дня провел у телеэкрана, клацая по пульту. 70 процентов праздничных передач были посвящены Великой Отечественной, 10% - Афганистану и 20% - Чечне. Насмотревшись на мертвые бородатые рожи чеченских бандитов и руины Грозного, я задумался: почему же эта Чечня стала такой занозой в лапе русского медведя, почему ее не прихлопнули за пару дней, как таракана?

Причин этому для меня две. Во-первых, насквозь коррумпированная верхушка российской армии, которая в годы чеченских кампаний искала личной наживы, а не работала в интересах страны. Во-вторых, отсутствие всех человеческих качеств у чеченских ополченцев - не буду называть их боевиками: для меня это киножанр, к тому же такое слово предполагает хоть какое-то благородство. Совокупность этих двух факторов и привела к тому, что в Чечне погибло слишком много для такой антитеррористической операции россиян. В горы ехали воевать солдаты-первогодки, не знавшие, как правильно держать автомат. Чеченцы же под руководством наемников отстрелялись по этим беззащитным мишеням и стали считать себя лучшими воинами в мире. По их мнению, вайнахи = терминаторы. И это несмотря на то, что Чечню разнесли по камешку, а часть населения не уничтожили только потому, что Россия - цивилизованная христианская страна.

Так все-таки, кто же такие чеченцы и почему они во все времена представляли собой проблему для России. Тут не обойтись без беглого экскурса в историю.

Точного происхождения протовайнахских племен история не знает. Первым письменным источником о древнем периоде истории вайнахов является труд крупного армянского ученого-энциклопедиста VI в. Анания Ширакаци «Армянская география». Там он упоминает самоназвание чеченцев «нохчаматяне» - люди говорящие на чеченском: «У устья же реки Танаис живут Нахчаматеаны (Наксаматы) и другое племя». Откуда они там взялись - нам не важно. Важен их образ жизни. Нохчи всегда были головной болью для соседей. В то время как другие племена занимались скотоводством или земледелием, древние чеченцы не признавали работы как таковой и промышляли грабежами и конокрадством.

История русско-чеченского противостояния восходит к концу 17-го - началу 18-го века, когда Россия вела многочисленные длительные и упорные войны с Турцией, Персией, крымским ханом. Кавказский хребет являлся естественным барьером между Россией и ее врагами, поэтому Империи было стратегически важно держать его под контролем. В это время горцы и начали свои теракты. Одним из первых документально зафиксированных фактов нападения на росийские войска является нападение чеченцев в 1732 году на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год банды чеченцев вероломно (а иначе они не могут) нападали на русских землепашцев, осваивавших районы теперешнего Ставрополья. По окончании победной войны с Наполеоном Александр I начал серию кавказских войн. На этот шаг его подвигли постоянные чеченские разбои, грабежи, массовые угоны скота, работорговля, нападения на воинские гарнизоны. Войны эти длились до 1864 года, а наибольший размах приобрели в 1834 году, когда во главе мятежных горцев становится имам Шамиль.

Кстати этот персонаж и сейчас является примером для каждого чеченца. Про врага России, на совести которого не один литр пролитой православной крови, в наши дни молодые чеченские поп-звезды исполняют песни.

Шамиля поймали и уничтожили. Вместе с ним пустили в расход и ряд мятежных имамов. Когда бразды правления армией в свои руки взял фельдмаршал Паскевич, наша армия прибегла к тактике «выжженной земли» - мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось. Другого выхода не было - только это помогло сломить сопротивление чеченцев. Однако отдельные бандитские вылазки наблюдались вплоть до революции 1917 года. Ну не может «нохчо» жить иначе.

Почему они так долго держались? Может быть, потому что сильные, смелые и умные? Ответ на этот вопрос даст следующий исторический факт - уже времен Гражданской войны.

У Антона Ивановича Деникина - одного из главных руководителей Белого движения - была под командованием так называемая Дикая дивизия, сформированная из чеченцев и ингушей. «Дикари» пошли воевать к нему, думая, что таким образом они противостоят Российской Империи. В мемуарах некоего человека с многозначительной фамилией Брешко-Брешковский упоминалось о доблести и непобедимости этой дивизии. Мол, они все показали себя просто Джонами Рембо в годы Первой мировой. Сведений о личности этого Брешко-Брешковского в истории не сохранилось, зато его миф о Дикой дивизии остался.

В 1919 году Деникин отправил этих «терминаторов» под руководством генерала Ревишина на Украину - подавлять восстание Махно. Дикая конная дивизия, усиленная несколькими маршевыми эскадронами и артиллерией, находилась во втором эшелоне ударной группы. Продвигаясь по территории Украины, они реально заставили себя бояться - грабили местное население, насиловали женщин, резали взрослых и детей.

А в первом же настоящем бою чечено-ингушское «войско» было практически уничтожено. В том бою противники неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя махновцы расстреляли несколько туземных эскадронов из тачаночных пулеметов. «Дикая дивизия» потеряла более тысячи солдат, а махновцы-повстанцы - около сорока. Вот как живописали разгром чеченцев очевидцы тех событий:

- «одним ударом разрубалась голова, шея и полтуловища, или полголовы скашивалось так точно, будто резали арбуз».

- «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3-4-го ребра - так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты».

После этого выжившие чеченцы категорически заявили, что они не желают больше воевать, самовольно бросили посты и армию Деникина и поехали к себе на Кавказ. Генералу Ревишину удалось потом создать еще одну Дикую дивизию, но какого-либо подобия дисциплины в ней не было - остался один примитивный грабёж − основной промысел чеченцев из века в век. Коллектив назвали Чеченской конной и перебросили в Крым. Чем они там занимались, превосходно и лаконично описал генерал Слащёв-Крымский:

- «Великолепные грабители в тылу, эти горцы налёт красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все шесть орудий. Красных было так мало, что двинутая мною контратака их даже не застала, а нашла только провалившиеся во льду орудия. Мне особенно было жалко двух лёгких: замки и панорамы были унесены красными и остались трупы орудий».

А подытожил чеченские «подвиги» времен Гражданской войны офицер Дикой дивизии Дмитрий де Витте.

«Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он - разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Упорного и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике. Прослужив около года среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами».

При советской власти Чечне подарили немало земель, признали шариат. Местность начала развиваться. В 1925 г. появилась первая чеченская газета. В 1928-м - чеченское радио. Безграмотных чеченцев начали учить алфавиту. В Грозном открыли два педагогических и два нефтяных техникума, а потом и первый национальный театр. Правда создать чеченскую интеллигенцию так и не получилось. Почему - а посмотрите, кто в институтах хуже всех учится. В МГИМО, РГСУ, РГГУ, например, самыми тупыми считаются чеченцы, ингуши и, почему-то, вьетнамцы.

Как отблагодарили советскую власть потомки Дикой дивизии? Террором и погромами властных учреждений, срывом хлебозаготовки в равнинных частях Дагестана и Ингушетии, требованием заменить выборные органы советской власти старейшинами чеченских тейпов. Всего с 1920 по 1941 года только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5000 бандитов) и более 50-ти менее значительных.

А теперь перепрыгнем в страшные годы Великой Отечественной войны. С 22 июня по 3 сентября 1941 года было зарегистрировано свыше 40 бандповстанческих проявлений. Бандформирования в 20 аулах Чечни к февралю 1943 года насчитывали более 6540 человек. И это в наитяжелейшее для страны время. Так неужели неоправданным было постановление ГКО СССР № 5073 от 31 января 1944 года о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и депортации из мест постоянного проживания чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев?

Лишь в 1957 году Верховный совет СССР вынес постановление о восстановлении Чечено-Ингушской АССР и разрешил репрессированным народам вернуться на свою историческую родину. Чеченский вопрос встал снова. Несмотря на то, что в кратчайшие сроки русские вывели область на предвоенный уровень добычи нефти и развития промышленности, отношение местных к ним не изменилось. Чем больше приезжали коренные жители, тем больше уезжали русские трудяги, не желая рисковать жизнью. В 90-х - когда русских в Чечне почти не осталось - производство, экономика, наука у них окончательно остановились.

Почему же ни царская Россия, ни советская, ни современная не смогли окончательно подавить Чечню? Ведь чеченцы - те еще воители. А попробуйте вывести тараканов без помощи химии. Вы их хлопаете тапком, а из-под плинтуса лезут новые, да еще и прикрываясь самками тараканов. Вы думаете, стоит ли убивать самок, жалко же, а в это время под плинтусом эти насекомые отчаянно совокупляются, мечтая, чтобы их дети поскорей выросли и полезли на вас. У тараканов нет морали людей, они готовы пойти на любую подлость и низость. А у вас мораль есть - «Дихлофос» вы брать не хотите.

Еще с чеченцами тяжело бороться из-за их «кодекса мужской чести» - к рыцарству этот кодекс не имеет ни малейшего отношения. Кровная месть, например, - чудовищный архаизм в 21 веке, в Чечне он является нормой поведения. Чеченцу запрещено ошибаться. Ошибившись, он будет упираться и настаивать на собственной правоте до конца. Это им вдалбливают с младых ногтей: помню, в первом классе чеченский мальчик отнял у одноклассницы пенал. Она попросила его обратно и получила этим же пеналом по голове. Учительница попыталась заставить мальчика извиниться, но звереныш простоял весь день в углу, не выдавив ни слова. Также им запрещено выглядеть смешным - так что в Чечне никогда не появится доморощенных Петросянов. У них постепенно появляется КВН-культура, но смешного в ней ничего нет. Запрещено прощать - вот это абсолютная дикость, в чеченском языке даже нет слов «милосердие» и «прощение».

Запрещено проигрывать. В 90-е, когда я занимался боксом, перед спаррингом ко мне подошли бородатые люди.

Эй, слюшай, щас будешь с моим племянником драться - проиграй ему, а то пожалеешь.

Не ебёт!

В тот день я молотил чеченца так, что получил нагоняй от тренера - не калечь, мол, своих, ведь соревнования скоро. Ночевать пришлось в тренерской, без еды. Зато на следующий день, когда за мной приехали друзья на трех машинах, а в округе не оказалось ни одной бородатой рожи, я получил некое моральное удовлетворение.

Так стоит ли нам восстанавливать для них Чечню? Стоит ли поднимать их культуру? Стоит ли несмешную чеченскую команду КВН показывать по телевидению. Стоит ли развивать футбол и делать клуб «Терек» (который в болельщицкой среде иначе как «политпроектом» не называют) полноценной командой?

Кстати, о футболе: в матче открытия сезона-2008 весь стадион в Грозном оглушительно освистал российский Гимн. Слушая тогда этот свист, я понял: России еще не раз придется взять Тапок. Сегодня, на фоне последних заявлений и действий Кадырова, я в этой мысли укрепился.

Чеченцы темпераментны и признаются в любви стихотворной формой: «Осень внезапно наступила, падают рыжие листы. Мне джигиту никто не нужен больше, лишь одна Оксана – ты!»

Ингушская девушка из горного аула прямо при встрече ответит на вежливое приветствие: «Жалуйся, излей душу!» Суровые дети гор не признают обычное словосочетание: «Как дела?»

Девушка Кавказа обучена не выслушивать сплетни и самой домыслы не распространять. Новости в горном ауле узнают из радио или телевидения, не зная о соседях ничего.

В присутствии свекра невестке дышать воспрещается. Женщина обязана затаить дыхание на время общения с отцом мужа.

Лучший статус:
Словесные конфликты с ингушами опасны для жизни и здоровья. Своевременное предупреждение Минздрава.

Брат родной без сестрички – свадьба без новобрачной. Сестра без родного братишки – тело, продавшее душу.

Глаза чеченцев разговор начинают задолго до медовых уст и вышедшего изо рта и горла звука.

Дети гор боятся только слез и проклятий Аллаха.

На Кавказе горцы джигиты, на Кубани и в Краснодаре горцы бандиты.

Среди сапфиров и изумрудов не найти бриллиант сравнимый с блеском глаз красавицы Кавказа.

В роскоши я не нуждаюсь, я в ней родилась, только эта роскошь не деньги, а близкие мне люди…¦

Русская версия:”Дорогая,выходи за меня замуж…”Кавказский вариант:”Ээээ давай,либо да,либо краду!”

Красивое лицо чувствительный взгляд кавказская смесь лучше не лезь

Однажды поспорили Небо и Земля кто красивее.Небо чтобы доказать свою красоту показало звёзды,а Земля-Кавказ!

На склонах святого КАВКАЗА,среди снежных,могучих вершин…кто-то золотом выбел на скалах:’ГОРДИСЬ ТЕМ,ЧТО ТЫ ИНГУШ’!!!

Чем отличается фальшивая любовь от настоящей?Фальшивая: -Мне нравятся снежинки на твоих волосах! Настоящая: -Дура, где шапка?!

У тебя есть мечта?? -была! -а сейчас? -а сейчас она идет со мной рядом и задает мне глупые вопросы..

Глаза жгучи опасны и страстны,судьбе не подвластны,никому не покорны,с нравами горными Бойся их Глаз тех,что родил Кавказ…

обидеть кавказца может каждый,но не каждый успеет извиниться!

ОН: выидешь за меня! ОНА: нет,я еще маленькая…ОН: я у тебя не спрашиваю, я тебя ставлю в известность!!!

КАВКАЗСКЯ Любовь-это не когда он дарит тебе цветы, а ты их нюхаешь…Это когда он три часа рассказывает тебе про 95 бензин, и ты слушаешь, не перебивая…

Я подарю верность- мужу!!! Любовь- сыну!!! Красоту- дочке!!! А уважение и почет- нашим родителям!!!

Я самая счастливая, потому что наши пути ведут к одному концу, белой фате, и лезгинке на свадьбе

В соц.сетях “айс бейби” больше чем Наполеонов в психушке…

Только настоящее кавказское сердце бьется…бьется…бьется… и добьется своего…

кавказская девушка никогда не опустит голову,но точно знает,когда опустить глаза

Для меня не существует закона, ведь я с 06 региона!

“Кавказская любовь”- это: Она ему говорит:” Милый можно я в клуб пойду???” -А он ей,обнимая крепко крепко, “Сука- я тебе нос сломаю!!!”

Говорят Кавказцы разбросаны по всему миру.Не правда!!! Это мир разбросан вокруг Кавказцев!!!

Кавказцы НЕ VIP,Кавказцы ВСЕГДА EXCLUSIVE!

КАВКАЗ СТРАНА ГОР, И ЧЁРНО-БЕЛЫХ ПРИОР¦

Он сидел один – СубханАллах! Он увидел её – АлхамдуЛиллах! Она так красива – машАллах! Она будет только его – иншАллах…

Настоящая кавказская девушка никогда не следит за модой. Это мода следит за ней))

Кавказский мужчина познакомится с кавказской женщиной с целью создания кавказского ребёнка.

Кавказ это-сила…укради меня красиво))

Хорошие кавказские тосты – это как хорошее кавказское вино, со временем становиться только вкуснее и дороже!

Кавказкая любовь- это когда на тебя кто-то посмотрел, а ты доказываешь, что ты в этом не виновата)))¦

Девушка, какой у вас телефон? – Sony Ericsson – Нет, я имею ввиду номер? – Федеральный. – Да нет, цифры какие? -Ингушские…)))

кавказская граматика гласит: ЖИ ШИ пиши с ЕСТЬ

Кавказская мудрость гласит: “кто не понтуется,тот беспонтовый”

Настоящему парню всегда больно смотреть,как девушка несет тяжести… И он отворачивается

Блеск в кавказских глазах,тушью не нарисуешь…

Только Кавказцы сдавая на права,приезжают на собственных машина

Кавказская любовь: захват, перехват, удержание и через 9 месяцев маленький борец.

Как узнать КАВКАЗСКОГО парня на свадьбе? -Он одет в самый красивый костюм… спортивный

Только на Кавказе на сигаретных пачках написано: “ПАПА УЗНАЕТ УБЬЕТ”.

Кавказская любовь – это когда он не спрашивает её, любит она его или нет, верит или не верит, не выясняет отношения, потому что он и так знает, что их ждет впереди.

Кавказская любовь, это когда она приходит к нему на соревнования, а он делая нокаут кричит: ИЗМЕНИШЬ, БУДЕТ ТАК ЖИ.

Только наши парни разбивают асфальт об лицо.

Знаете почему на КАВКАЗЕ нету метро? Да потому что мы никогда так низко не опустимся

Кавказская любовь-это когда ОН поранит палец,а болит ЕЁ сердце. Но если болит ЕЁ сердце-ОН отдаст ЕЙ своё.)))

Хочешь мне понравится? С танцуй лезгинку на капоте автомобиля при скорости 120 км/час…

Не одежда украшает девушку,а Кавказец,идущий рядом

Она: “Я не люблю тебя!”…Он:”Ты чё,давно в багажнике не каталась??”…

Настоящий кавказец даже после расставания скажет:”Знаешь,я и сейчас любому голову оторву,за нее ” ..

Я не высокомерна, просто я воспитана по Кавказским законам, а наш первый закон-это гордость!

Зеленые глаза могут понравиться…Серые глаза могут очаровать…В голубые глаза можно влюбиться…И только карие глаза могут свести с ума…

Только на Кавказе про твою личную жизнь знают больше,чем ты сама.

кавказская любовь: она:любимый люблю тебя очень.. он:я не понял ты че в контакт зашла?вышла быстро

Они поругались – “Закон жизни”. Он её ударил – “Закон fоsters”. У неё есть братья – “Закон гор”!!!

Если ревнует, значит любить, если любит значит боится потерять, если боится потерять, значит в этому году украдет!!!

Всех детей принёс аист, а меня гордый красивый орёл!!!

Я не жду принца на белом коне, я жду Кaвказца на Черном BMW)

Папа научил быть гордой,Мама научила быть-леди,А братья ничему не учили,они просто сказали:Обидят?-Порвём!!!

На Кавказе с девушками никто не спорит… Потому что их мнение никого не интересует…

Стоя у самого обрыва горы он спросил у неё: – Скажи, ты меня любишь? – Люблю! – Тогда прыгни вниз… Она улыбнулась, посмотрела ему в глаза и сказала: – А ты любишь? – Да! Тогда толкни меня!

Настоящая ИНГУШКА всегда заварит кашу сама, а расхлебывать заставит парня… Вот это по нашему.¦

У меня нет сногшибательной фигуры,шикарной улыбки и т.п. За то Аллах меня наградил пухлыми щечками на лице,глазами с глубоким с мыслом,и добрым сердцем–а это очень дорого стоит.

Знаешь, братуха: Я хотел просто с ней поиграть в любовь, но влюбился. -Братишка давай помогу тебе украсть её?¦

Путь к сердцу вайнахской девушки лежит через- Брата))

АЛЛАХ создал мир, все остальное создали в китае

Гордость кавказского парня – это порядочность его девушки!!!

В мире есть три вещи, которые нельзя остановить: Кобзон, СМСка отправленная не той девушке и открытый пакетик семечек!

Все кавказские девушки с золотой медалью и красным дипломом. После замужества,стоят возле плиты.

Я твою душу не топтала!Я на ней ЛЕЗГИНКУ танцевала!

Она украла мое сердце, теперь я просто обязан украсть её¦

Никогда ни говори АЛЛАХУ что у тебя есть проблемы,говори проблемам что у тебя есть АЛЛАХ.

Не умничай, умничать будешь, когда фамилия у нас будет одна!

МуСуЛьМаНкЕ не нужен принц на белом коне. Ей нужен МуСлИм с ИмАнОм в сердце”

мечтой каждой девочки является парень, который звонит в 3 утра, только чтобы сказать:- я так люблю тебя, родная.

Если… девушка обижается радуйся, ты ей не безразличен

Я такой какой я есть. Всё что у меня осталось это кулаки, совесть и честь

Даже если тебе наставятдуло танка, Разнявшего уже тысяча голов. Ты с гордостью скажи:-“ЯМУСУЛЬМАНКА!” Хвала АЛЛАХУ-господу миров

Жертва моего характера – твои нервы

Кавказкая любовь: она: Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. он: МОЛОДЕЦ. она: А ТЫ? он: Я ТОЖЕ МОЛОДЕЦ!

Землетрясения нам не в новинку-Это наша ингушетия танцует лезгинку

лучше нас будут только наши дети.

Девочка с Кавказа-это как горный цветок, который нужно сорвать,а не подобрать сорванный

Все мамы плачут,когда их дочери выходят замуж. А моя мама говорит, что пусть плачет тот, кто забирает

Он спросил “ты меня любишь?” она гордо ответила “нет” а он робко улыбнулся и ответил “а придется

“Солнце жарит, а ты в платке”- говорят они тебе. А ты ответь им так как надо -“Сильнее солнца, пламя Ада”

Я не ревнивая,я жадная

Мои братья,моё богатство.

О,ВСЕВЫШНИЙ предостереги меня от тех кому я верю,от тех кому не верю- остерегусь я сам.

Если ты замахнешься мне и скажешь: – ” Страшно? “, То я врежу тебе и скажу: – ” Больно? ”

Сердце Одному…Душу Братьям…Жизнь Маме…Честь Никому..¦?¦

Единственные мирные жители в Чечне – это российские солдаты.

Встретились как-то 3 миллионера: еврей, татарин и чеченец. И решили новые русские пойти в ресторан.

Беспредел в Чечне: Чеченские террористы захватили автобус с чеченскими террористами.

Кавказская любовь-это когда в 3часа ночи под окнами стоит приора и на весь двор играет лезгинка и ты выглядываешь с окна,а он тебе кричит:эээээ будь мужчиной выходи эээ.

Я не гордая, просто я воспитана по кавказским законам, а наш первый закон-это ГОРДОСТЬ!

Кавказская девушка никогда не позволит себе низких поступков потому что знает что Гордость и Честь отца- это она.

Смелее парня нет в горах, не видан парню даже страх!!Но лишь одного джигит боится -Безумно в девушку влюбится.

Я украду! А я уйду:-Нет не уйдешь! Это почему?…-Вмести с тобой мы должны детям нашим рассказать как папа маму воровал

Америка рулит, Европа рулит, Австралия рулит, Азия рулит, а Кавказ сидит на заднем сидении и показывает куда рулить.

Кавказская любовь- это когда он не кому не позволит тебя обидеть…он обидет тебя сам..

Стоят девчонки, стоят в сторонке, никто не идет танцевааать, потому что они все с Кавкаааза, и за каждой из них смотрит брат

Только на Кавказе в любви признаются такими стихами:когда тебя я увидал,то от любви я упадал,у тебя такой фигур ты наверно физкультур

Кавказская любовь это когда: Он: ты где? Она: на улице. Он: эээээ слышь ти чё попутала домой иди!!!

О смелости, необузданности и непокорности чеченцев ходят легенды. Но что же сделало их такими? Возможно, следует рассмотреть историю чеченского народа в историческом контексте.

«Беспощадные как тигры»

Рубеж XVII-XVIII столетий ознаменовался многочисленными войнами России с Турцией, Персией, а также с крымским ханством. Поскольку от врагов нашу страну отделял Кавказский хребет, стратегически важно было захватить над ним контроль. Но это оказалось не так- то просто. Горцы вовсе не хотели быть покоренными. Так, в 1732 году чеченцы напали на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год чеченские шайки не раз вероломно нападали на русские воинские гарнизоны, на мирных землепашцев, осваивавших земли нынешнего Ставрополья. Своего пика противостояние между русскими и чеченцами достигло в 1834 году, когда во главе мятежников встал имам Шамиль. Русская армия во главе с фельдмаршалом Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали… В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года. «Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры», - пишет В.А.Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887). Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покоряясь чужой власти».

«Дикая дивизия»

Во время Гражданской войны многие чеченцы и ингуши пошли служить в «Дикую дивизию» под командованием генерала Деникина. В 1919 году эта «дивизия» устроила настоящую резню на Украине, куда отправилась подавлять восстание Махно. Правда, в первом же бою с махновцами «дикари» были разгромлены. После чего чеченцы объявили, что не желают больше воевать у Деникина и самовольно вернулись к себе на Кавказ. Вскоре формально на Кавказе была установлена советская власть. Однако с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний против большевиков и более 50 бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено- Ингушской АССР и депортации местных жителей.

«Приходи свободным!»

Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть. К тому же, чеченец не имеет права признавать своих ошибок. Ошибившись, он все равно будет до самого конца настаивать на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов. В то же время у чеченского народа есть понятие «нохчалла», что означает «быть чеченцем». Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе. Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, немногословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, веры или происхождения. Но при этом «нохчалла» подразумевает неприятие любого принуждения. Чеченцев с детских лет воспитывают воинами, защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: «Приходи свободным!» Нохчалла – это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать ее любой ценой.4 В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном «свободной Ичкерии», говорится: Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, Чем полчища врагов заставит нас склониться! Скорее земля возгорится во пламени, Чем мы предстанем могиле, продав свою честь! Никогда и никому мы не покоримся Смерть или Свобода - одного из двух добьемся. Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители «святых традиций вайнахов» - адатов - и есть те, кто отошел от этих канонов. Кстати, слово «вайнах» означает «наш человек». И когда-то «своим» для чеченцев мог стать человек любой национальности. Но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев. Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами – не «истинные вайнахи». Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе – большая ошибка.