Моцарт самое главное из его жизни. Вольфганг амадей моцарт - биография, фото, произведения, личная жизнь композитора. Творческая биография Моцарта

1913 год в движении русского футуризма и кубофутуризма был кульминационным. В начале этого года вышли новые футуристические сборники, устраивались публичные диспуты о современном искусстве, организовывались левые выставки. В феврале-марте 1913 г. вышли второй «Садок судей» с коллективным манифестом и альманах «Требник троих», в которых были опубликованы тексты Хлебникова, Маяковского, Д. Бурлюка, А. Крученых и других.

«Мы выстрелили в прошлое», - писал Алексей Елисеевич Кручёных в опере «Победа над солнцем» (1913). Воплощение этого исходного авангардистского принципа - отрицания прошлого, отрицания традиции - у российских футуристов приняло преимущественно форму эпатажа. В манифестах это выразилось в подчёркнуто пренебрежительном отношении к нефутуристической литературе; современная культура расценивалась как нечто отсталое, косное, враждебное: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов» (101; 8).

Познакомившись ближе с программами футуристов, Игорь Северянин писал с возмущением:

Позор стране, поднявшей шумы
Вкруг шарлатанов и шутов!

И с удивительной прозорливостью добавлял:

Они - возможники событий,
Где символом всех прав - кастет...

(«Поэза истребления»; I, 570) Никто всерьез не разделил опасений Северянина. В это же время, 25 марта 1913 г., А. Блок сделал запись в своем дневнике, свидетельствующую о серьезном интересе поэта к футуристам: «Эти дни - диспуты футуристов, со скандалами. Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. <...> Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм»... Далее в этой записи он дает тщательно взвешенную и четко дифференцированную оценку основных представителей нового течения. Есть здесь и оценка творчества Игоря Северянина. «Мы в «Сирине» много говорили об Игоре Северянине, а вчера я читал маме и тете его книгу («Громокипящий кубок»). Отказываюсь от многих своих слов, я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это - настоящий, свежий, детский талант...» (41; т. VII; 232).

Тогда же, в феврале 1913 г., была напечатана новая листовка под прежним названием - «Пощечина общественному вкусу », по сути, - новый коллективный манифест, в котором Хлебников провозглашался его соратниками «великим поэтом современности», несущим с собой «Возрождение Русской литературы». Молодежи хотелось культурной революции и славы... По воспоминаниям современников, «воспаленные поэты, по мере своих материальных возможностей, метались по стране, жили в поездах всех железных дорог и на страницах всех газет..» (37; 87).

Футуристы отличались трезвым расчетом, деловой энергией, подчас наглостью, беспринципностью, однако именно среди футуристов были и гениальный Хлебников, и реальный, вполне живой Маяковский, который и личностно, и творчески притягивал Северянина.

«Я на днях познакомился с Владимиром Владимировичем Маяковским, - сообщал И. Северянин в 1913 г. крымскому поэту и меценату Вадиму Баяну, - и он - гений. Если он выступит на наших вечерах, это будет нечто грандиозное» (37; 90). Идея пригласить Маяковского и его собратьев-футуристов в совместное поэтическое турне принадлежала Игорю Северянину.

В конце 1913 - начале 1914 гг. Северянин вместе с Маяковским участвует в турне по городам России. Это было время расцвета движения футуристов. После скандальных диспутов, выставок и премьер в столицах футуристы отправились на завоевание провинций. Некоторый опыт таких выступлений у Игоря Северянина был. Состоявшиеся в Симферополе, Севастополе, Керчи гастроли получили название Олимпиады российского футуризма.

Отличительной особенностью Олимпиады стало, прежде всего, объединение, хотя и на короткий срок, литературных соперников - кубофутуристов Владимира Маяковского и Давида Бурлюка с эгофутуристами Игорем Северяниным, Вадимом Баяном, Иваном Игнатьевым .

События тех дней запечатлелись в воспоминаниях Давида Бурлюка, в поэме Игоря Северянина «Колокола собора чувств», в мемуарах крымского поэта-эгофутуриста и мецената Вадима Баяна (37; 87-98).

«Переворачивание» традиционных устоев проявилось и в литературном быте футуристов: их выступления в различных российских городах во время турне 1913 г. представляли собой особого рода театрализованные представления, диспуты нередко заканчивались публичными скандалами. Давид Бурлюк, одна из центральных фигур русского кубофутуризма, воспринимался публикой как средоточие эпатирующего тона: широко известными стали строки его стихотворения «Плодоносящие» («Мне нравится беременный мужчина» и т. д.), в газетах можно было встретить словообразования «бурлюкать», «бурлюканье».

Известные лозунги «сбрасывания» Пушкина, Достоевского etc. с Парохода современности заключали в себе оригинальные попытки объединить футуриста Бурлюка с эгофутуристом Северяниным. «Если есть Давид Бурлюк, значит «стальные грузные чудовища» (из стихотворения Давида Бурлюка) нужнее Онегина, а если пришел Игорь Северянин, значит Crème de violettes глубже Достоевского», - стиль Маяковского угадывается в афише Первой Олимпиады российского футуризма («...и любовь пограндиознее онегинской любви»).

«...<Маяковский>, - вспоминал Вадим Баян об одном из поэтических вечеров в Симферополе, - истер в порошок крупнейших представителей символизма - Бальмонта и Брюсова, виртуозно перемешивая их стихи со стихами Пушкина и Державина и издевательски преподнося эту мешанину растерявшейся публике; он до крови исхлестал «лысеющий талант» Сологуба, который «выступлениями Северянина украшал свои вечера, как гарниром украшают протухшие блюда»; он искромсал длинный ряд корифеев поэзии и других направлений, противопоставляя им галерею футуристов. ...Заряженный полнейшим отрицанием старого, поэт буквально истоптал самолюбие эстетической аудитории, но люди, подмятые ступнею мастодонта, засыпанные остроумием, израненные парадоксами, прощали оратору самые резкие издевательства... Словом, казалось, что пришел какой-то титан, который ухватил за шею нашу приземистую литературу и до хруста сдавил ей дряблое горло.

<...>Северянин сделал колоссальную ошибку, пригласив Маяковского в свою группу. Выступать с таким гигантом - это значило <...> всегда терпеть провал. Тот лирический невод и мастерство в области стиха, которыми Северянин захватывал толпу, были затоптаны титанической гремучестью Маяковского» (37; 87-98).

Литературный мезальянс распался. Северянин описал это событие в ироническом стихотворении «Крымская трагикомедия», где рассказана вся история его дружбы-вражды с Маяковским.

Объединения двух группировок не произошло, и дело не только в несхожести «титана» и «лирика», как считал позднее Вадим Баян, - слишком несхожими были эстетические позиции. Неудивительно дальнейшее расхождение художников.

Пройдет год, и в 1914 году Маяковский и Северянин окажутся в противоположных поэтических лагерях. Резкую грань между двумя поэтами проведет начавшаяся Первая мировая война, а затем - революционные события.

Памфлет Маяковского «Нате!» (1914) был сатирически направлен против обывательского восприятия жизни:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей...

Северянин вступает в полемику с Маяковским и футуристами.

Его стихотворение «В блесткой тьме» носит столь же памфлетный характер, как и «Нате!» Маяковского (а вскоре Северянин даст свой ответ и на громкое обвинение Маяковского в его адрес в памфлете «Вам!»).

Подобно футуристам, Северянин использует известный прием - все те же формы эпатажа публики, правда, в смягченном варианте (не столь резко и грубо). На первый взгляд, оба стихотворения глубоко родственны, однако это не так.

У Северянина «рифмы слагаются в кукиши». Но дразнит Северянин своими «нео-поэзными» мотивами совсем не тех, кого дразнил Маяковский.

В смокингах, в шик о проворенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.
Каждая строчка - пощечина,
Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и
Бальмонт

(«В блесткой тьме»; I, 360) 1913.

«Великосветские олухи», к которым обращено стихотворение,

Многоуровневая метафора. Сквозной образ стихотворения - блеск, «блесткие» наряды и одежды. Известно, что футуристы украшали себя множеством «блестков», стремясь блистать и сиять в прямом смысле. В конце концов, Сиятельства от поэзии оказались в «блесткой тьме» и потускнели. Отсюда и оксюморонность всего стихотворения - «блесткая тьма», «тусклые сиятельства» и т.д.

От кого охраняет и от кого защищает Северянин Пушкина, Блока, Бальмонта? Конечно, не от невеж из числа представителей светской молодежи, не знающих русской классической поэзии и не читавших Пушкина. И менее всего от «фармацевтов» (ироническое, травестированное наименование публики в кабаре «Бродячая собака»). Великосветскими олухами Северянин называет, на наш взгляд, футуристов. Не случайно, Северянин, им - людям будущего - отказывает в праве видеть горизонты будущего («скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт») , ведь это футуристы - люди будущего, - кричали о горизонтах будущего , присвоив их исключительно самим себе, это они вслед за ярко раскрашенными кофтами надевали цилиндры и фраки, сюртуки и смокинги (как Маяковский). Им еще непривычно носить смокинги, быть «вшик опроборенными», задавать тон в «княжьих гостиных». Настоящие княжьи гостиные не свергали и не сбрасывали Пушкина. Весь знаковый фон стихотворения указывает именно на футуристов: пощечина, блесткие тона, горизонты будущего, порох и взрыв скуки . Стихотворение вошло в сборник «Ананасы в шампанском» (1915). Датировка стихотворения (1913) могла быть сознательно изменена и являлась, всего вероятнее, лукавой уловкой Северянина.

Впрямую имя Маяковского в этом стихотворении не названо. Пощечина , упомянутая в стихотворении, - берет свое начало в манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу», как и порох агрессивных и яростных нападок Маяковского на толпу омещанившихся великосветских олухов с «оглупившимися» лицами...

Пушкин - Блок - Бальмонт - Северянин - такова градация поэтической преемственности, по Северянину (Надо заметить, что в этом ряду полностью отсутствует Маяковский и весь сонм его футуристических собратьев).

Начало мировой войны ознаменовало новый этап в истории русского футуризма .

В поддержку войны в самом её начале выступили и российские футуристы. Хотя от военной службы они уклонялись (солдатами стали лишь В. Хлебников и Б. Лившиц, а в 1915 году Маяковский был мобилизован и непродолжительное время проходил службу в петроградской автомобильной роте), тем не менее, в своих выступлениях будетдяне не были противниками войны. Еще в ноябре 1914 г. В. Маяковский писал:

«Ах, как я рад! <...> Теперь, когда каждое тихое семейство братом, мужем или разграбленным домом впутано в какофонию войны, можно над заревом горящих книгохранилищ зажечь проповедь новой красоты» (92; т. 1; 305). В его стихотворении «Мысли в призыв» развернута идея войны как пути к обновлению мира (столь характерная для социалистов-большевиков).

Затем футуристы занимают последовательную антивоенную позицию, выступают с антимилитаристскими произведениями. Резко отрицательное отношение футуристов к мировой войне, а позднее, с нарастанием социального возбуждения, и всё более отчётливая мечта об идеальной всемирной революции. Ощущение разрушающегося мира, поистине экзистенциальные образы смерти, распада, одиночества, характерные для произведений Маяковского и его соратников по цеху довоенного времени, находили новые соответствия в изменившейся реальности, подтверждения в действительности и приобретали значение факта.

Неизбежно возникавшее тяготение к новому привело на практике к нарастающей политизации искусства, к обращению многих футуристов к идеям социализма, коммунизма и анархизма - своего рода метафорам мира грядущего.

Антивоенный и революционный пафос нередко сливались, что обусловило появление в поэзии социальной критики. Антивоенные произведения создавались, прежде всего, В. Маяковским («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Военно-морская любовь», «Хвои»).

Бросьте!
Конечно, это не смерть.
Ради чего ей ходить по крепости?
Как вам не стыдно верить
нелепости?!
Просто именинник устроил карнавал,
выдумал для шума стрельбу и тир.

(В. Маяковский «Великолепные нелепости»; 92. т. 1)

Писал о войне и побывавший на фронтах солдат первой мировой Велимир Хлебников (стихотворения «Тризна», «Смерть в озере», «Где, как волосы девицыны...», «Веко к глазу прилепленно приставив...»). Антитеза «смерть / жизнь» в них - одна из центральных:

Гол и наг лежит строй трупов (...)
Мы сказали: «Небу слава!» -
И сожгли своих тела.
Люди мы иль копья рока
Все в одной и той руке?
Нет, ниц вемы ; нет урока,
А окопы вдалеке.

(В. Хлебников «Тризна», 1915; 124)

Во второй половине 1914 года Северянин в отличие от Маяковского создает ряд патриотических стихотворений - «Германия, не забывайся!», «Поэза возмущения», «Поэза благословения», «Все вперед!», «Переход через Карпаты» и др. В стихотворении «Мой ответ», входящем в этот цикл, были, в частности, такие строки:

Друзья! Но если в день убийственный
Падет последний исполин

Я поведу Вас на Берлин!

(И. Северянин; I, 553)

«Война положила начало футуристической чистке... пошел на Берлин Северянин », - напомнит Маяковский в начале 20-х годов причину футуристической «чистки», окончательного размежевания с Северяниным.

По Маяковскому, в пору лихолетья, эпохи войн и революций (вплоть до 30-х годов, то есть до конца жизни Маяковского) «строчить романсы» было делом нравственно и эстетически постыдным. «Романс» с самого начала поэтической деятельности был ненавистен Маяковскому. Речь шла о пользовавшихся небывалой популярностью у публики сверхмодных сонетах, поэзах, триолетах, романсах Северянина.

Северянин иронизировал по поводу попыток футуристов вмешаться в действительность и пересотворить ее.

В начале 1915 года появилась ставшая исключительно популярной поэза Северянина «Ананасы в шампанском» с ее лозунгом: «Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс»... На деле, Северянин просто был примерным учеником своего учителя - ироника Федора Сологуба, Северянин мастерски перекроил и перелицевал знаменитый афоризм Сологуба из его романа «Творимая легенда»: «Беру кусок жизни, грязной и грубой, и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт». Ироническая формула символизма, стремившегося к синтезу, революционаризма, стремившегося к созданию нового мира и т.д., - формула, до поры до времени скрывающая свой подтекст от доверчивого читателя.

Как известно, теории жизнетворчества и жизнестроения явились великими утопиями XX века - так или иначе для художников (и не только для художников) они заканчивались трагедиями - это были трагедии Блока, Маяковского, Есенина и многих других поэтов, писателей, деятелей искусства, политиков, веривших и увлекавшихся ими.

Красота - единственное, что могло противостоять хаосу и уничтожению. Апология Красоты играла важнейшую роль в творчестве Брюсова, Анненского, Бальмонта, Гиппиус, а также Игоря Северянина.

Да, стала лирика истрепанным клише... - в этом утверждении слышалось несогласие. И поэт, невзирая на шаблоны и стереотипы, пел сонеты своей избраннице, пытаясь преодолеть клише или пародийно высмеять поэтов, пишущих

О чем-то сладостном и скорбном, как любовь,
О чем-то плещущем и буйном, точно кровь...

«Тиана» - так называлось одно из «романсовых» стихотворений Игоря Северянина. По звукописи самое имя девушки, рефреном повторяющееся в стихотворении - Тианы-снегурки, нимфеи, лианы , пришедшей на поэзоконцерт , и воскресившей юные чувства, напоминало стоны гитары.

Северянин:

Тиана, как больно! Мне больно, Тиана!

Маяковский откликался в «Облаке в штанах» (92; т. 1):

Открой!
Больно!...

Марш!
Поэт сонеты поет Тиане,
А я -
Весь из мяса,
Человек весь -
Тело твое просто прошу,
Как просят христиане -
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь»...

«Хлеб насущный» искусства и любви - по Маяковскому - противостоял изысканно «гастрономическим», ликеро-помадно-кремовым стихотворениям Северянина.

«...Мы пять лет орали вам, что у искусства есть задачи выше, чем облегчение выбора ликеров по прейскурантам Северянина, или щекотание отходящего ко сну буржуа романами Вербицкой...

Конечно, каждому приятно в розовенькой квартирке пудрой Бальмонта надушить дочку, заучить пару стихов Брюсова для гражданского разговора после обеда, иметь жену с подведенными глазами, светящимися грустью Ахматовой, но кому нужен я, неуклюжий, как дредноут, орущий, как ободранный шрапнелью!...» (92; т. 1; 305).

В семантическом ряду вышеприведенной филиппики резко контрастируют два плана - квартирный мирок узкодомашней лирики - по Маяковскому, - «скопческая психология поросшего покоем обывателя» (розовенькая квартирка, пудра Бальмонта, надушенная дочка, подведенные глаза... - и военная лексика - дредноут, шрапнель , а также употребляемые в статье - какофония войны, передок орудия, поля, изрытые траншеями ...).

Войну с точки зрения личности - как преступление против людей, совершаемое государством из неких корыстных интересов, - футуристы отвергали. Война как неизбежный переворот, крушение старого мира, необходимо предшествующее созиданию нового, - футуристами поддерживалась. (В. Маяковский: «теперь можно над заревом горящих книгохранилищ... зажечь проповедь новой красоты »).

В антивоенных стихотворениях В. Маяковского реальное состояние мира противопоставлялось должному; это должное (по-разному понимаемое и нередко чётко не сформулированное) осознавалось как выход из великого кризиса, из общечеловеческой духовной катастрофы.

«Теперь мы ежедневно будем показывать вам, что под жёлтыми кофтами гаеров были тела здоровых, нужных вам, как бойцы, силачей»; «Сегодняшняя поэзия - поэзия борьбы», - писал В. Маяковский в статьях 1914 г. (92; т. 12; 40-42), Дальнейшее развитие футуризма закономерно привело к реализации этих революционных интенций.

На обвинения в антипатриотизме Северянин отвечал по-своему:

Еще не значит быть изменником,
Быть радостным и молодым,
Не причиняя боли пленникам
И не спеша в шрапнельный дым, -
Пройтиться по Морской с шатенками
Свивать венки из хризантэм,
По-прежнему пить сливки с пенками
И кушать за десертом крэм.

«Пройтиться по Морской с шатенками? - звучал грозный окрик Маяковского. - Но зачем-то ко всему этому притянута война? Впечатление такое: люди объяты героизмом, роют траншеи, правят полетами ядер, и вдруг из толпы этих «деловых» людей хорошенький голос: «Крем де виолет», «ликер из банана», «устрицы», «пудра»! Откуда? Ах, да, это в серые ряды солдат пришла маркитантка. Игорь Северянин - такая самая маркитантка русской поэзии» (92; т. 1; 338-339).

Кульминацией выпадов Маяковского против Северянина становится 1915 год. Именно в этот период появляются известные строки из памфлета «Вам!» и «Облака в штанах»:

К публике:

Если б он, приведенный на убой,
Вдруг увидел, израненный,
Как вы, измазанной в котлете губой,
Похотливо напеваете Северянина!

К Северянину:

Как вы смеете называться поэтом
И, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
Надо
Кастетом
Кроиться миру в черепе!

«Кроиться кастетом», - этот совет Северянин запомнил. И дал прогноз этому революционному энтузиазму на многие десятилетия: «Они (футуристы) возможники событий, где символом всех прав - кастет». («Поэза истребленья»; I, 570). Отпор Маяковскому прозвучал в стихотворении Северянина «Мой ответ» (I, 553), написанным тем же размером и в том же ритме, что и «Еще не значит быть изменником». На этот раз обращение было адресным - угадывались и «сатирик», и его «озлобленный совет» о кастете.

Еще не значит быть сатириком -
Давать озлобленный совет
Прославленным поэтам-лирикам
Искать и воинских побед...

Неразлучаемые с Музою
Ни под водою, ни в огне,
Боюсь, мы будем лишь обузою
Своим же братьям на войне...
- Друзья! Но если в день убийственный
Падет последний исполин,
Тогда ваш нежный, ваш единственный,
Я поведу вас на Берлин!

Северянин не снимал с себя никаких обязательств перед родиной, правда, его обязательство звучало иронически.

В статье-манифесте «Капля дегтя» (1915) Маяковский, иронизируя над «качалками» и «грезерками» своего оппонента, напомнил Северянину о его «воинственных» обещаниях:

«Поэт! Не сажай в качалку ямбов и хореев мощный бой - всю качалку разворотит!.. Умрите, Северянин!.,» (92; т. 1; 350). По Маяковскому, Северянин был певцом, поющим под щелканье кастаньет, или... бухгалтерских костяшек.

Горит материк.
Страáны - на нет.
Прилизанная треплется мира чёлка.
Слышите?
Хорошо?
Почище кастаньет.
Это вам не на счётах щёлкать.
<...>
Туда!
В мировую кузню,
в ремонт.
Вернётесь,
О новой поведаю Спарте я.

(В. Маяковский; 92, т. 1)

Северянин оспорил и «серенького перепела» («Как вы смеете называться поэтом и серенький, чирикать, как перепел?..»). В стихотворении «Интродукция» поэт иронически соглашался с серым цветом «птички», однако остроумно напоминал, что такой малой серой птичкой является... соловей.

Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края...

(И. Северянин; II, 497)

В каждой из четырех строф утверждающим рефреном звучало: «Я - соловей...». Соловей Северянина, в отличие от «критика со всей (его) небожностью» - «без тенденций», без пресловутой «пользы», которую оспаривал в поэзии еще Пушкин.

Я - соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!

В футуризме существовало противопоставление «подлинных» и «неподлинных» поэтов, «подлинной» и «неподлинной» поэзии, что связано с подчёркнутым антитрадиционализмом. Спор Маяковского и Северянина об отношении к мировой войне перерос в спор о путях поэта в искусстве. Пути двух художников резко расходились. Слишком разными были лирические герои и Северянина, и Маяковского.

Многих футуристов, и, прежде всего, Маяковского, тяготение к новому неизбежно привело к политизации творчества, к идеям социализма и коммунизма - своего рода метафорам мира грядущего. Вождь и пророк, тринадцатый Заратустра, - Маяковский ждал переустройства мира на революционных началах, а затем невиданного его обновления («И счастье сластью огромных ягод созреет на красных октябрьских цветах»). «Король поэтов» - Северянин не жаждал для себя никакой власти, кроме власти своих соловьиных песен над слушателями в мирном саду поэзии. В отличие от Маяковского, верящего в весеннюю «молодость мира», Северянин чувствовал трагизм наступающего времени:

Согнулись грабли...
Сверкнули сабли, -
И надрубили сирень весны!..

(«Надрубленная сирень», I, 88)

Примечания

Игнатьев в турне участия не принял, но представил свой доклад «Великая футурналия», который на каждом вечере произносил Давид Бурлюк. В конце турне пришло известие о внезапном самоубийстве поэта.

Ниц вемы (польск.) - ничего не знаем, не ведаем.

МАЯКОВСКИЙ VS СЕВЕРЯНИН. 27 февраля 1918 года в Москве состоялся, как сказали бы сегодня, «поэтический баттл» за звание «короля поэтов». В поединке участвовали как многие именитые, так и никому не известные поэты. Но основное противостояние развернулось между Владимиром Маяковским и Игорем Северяниным. Звание «короля» присуждалось голосованием публики. Результат оказался неожиданным. Игорь Северянин приехал в Москву в феврале 1918 года из эстонского поселка Тойла, чтобы участвовать в вечере избрания «короля поэтов». Громкое событие проходило в Большой аудитории Политехнического музея. Принять в нем участие мог любой желающий. Больше всего набралось поэтов-футуристов. Главным и сильнейшим из них был Владимир Маяковский. Ко времени выборов «Короля поэтов» Маяковский и Северянин дружили, спорили и соперничали друг с другом уже пять лет. Молодых поэтов познакомила Софья Шамардина, за которой они оба ухаживали. В 1913 году был опубликован сборник стихов «Громокипящий кубок», принесший Игорю Северянину большой успех. В этом же году Маяковский написал цикл из четырех стихотворений «Я», уже содержащий многие лирические приемы, которые прославят «агитатора, горлана-главаря». В ноябре того же года поэты начинают выступать вместе, отправляются в турне по российской провинции в составе футуристов. Их стихи, манера общения с публикой, поведение на сцене и даже стиль одежды резко различались. Маяковский в желтой кофте рубил воздух громогласными рифмами, а Северянин в смокинге и с тростью в руках мягко исполнял стихи нараспев. По словам поэта-футуриста Василия Каменского, начальные строки поэмы Маяковского «Облако в штанах» зародились, когда ее автор рассеянно смотрел в окно поезда и повторял начало северянинского стихотворения: «Это было у моря…». Вскоре Маяковский начал мрачно декламировать: «Это было, / Было в Одессе…». Северянина Маяковский в «Облаке» вспомнил еще раз. Весьма нелицеприятно прошелся он по своему коллеге: А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе! Колкие фразы больно ударили по Северянину, но поэты поссорились еще до написания этих строк, во время футуристического турне. Маяковского стала раздражать самовлюбленность Северянина, его загадочное молчание и аристократические манеры. В свою очередь Северянин приходил в бешенство от хамского поведения Маяковского и его издевок. После 1914 года каждый из них пошел своим путем - о совместных турне не было и речи. Разрыв между двумя поэтами увеличила начавшаяся Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция. Между ними началась заочная перепалка. Маяковский в стихотворении «Вам»: Если б он, приведенный на убой, Вдруг увидел, израненный, Как вы, измазанной в котлете губой, Похотливо напеваете Северянина! Северянин принял вызов и написал стихотворение «Мой ответ», где менее грубо и более тонко намекает на Маяковского: Ещё не значит быть сатириком - Давать озлобленный совет Прославленным поэтам-лирикам Искать и воинских побед… Вечер избрания «короля поэтов» снова свел Маяковского и Северянина на одной сцене. Большая аудитория Политехнического музея была заполнена до отказа. Из воспоминаний современника: «На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот». Маяковский читал куски из поэмы «Облако в штанах», стихотворение «Наш Марш». По воспоминаниям младшей сестры Лили Брик Эльзы Триоле, он «был в абсолютном исступлении, едва не потеряв голос в своей перебранке с публикой». На подобных выступлениях Маяковский часто пытался объяснить, функцию поэзии после 1917 года. «Истинная поэзия обязана служить делу пролетарской революции, - говорил он. - Есенинские «березки» хоть и хороши, но с ними на белых бандитов не пойдешь. С изящными изделиями Северянина тоже в бой не сунешься». Публика в Политехническом открыто выражала Маяковскому свой восторг или протест, криками выносила приговоры неодобрения, улюлюкала, взрывалась аплодисментами. Северянин никому ничего не объяснял, в споры не лез и весь вечер вел себя абсолютно спокойно. Высокий, бледный, одетый в чёрный плащ, он выглядел отрешенным. Свои стихи из сборника «Громокипящий кубок» он читал, раскачиваясь и держа перед собой красную розу. Во время его декламации зал Политехнического замер. Когда поэт закончил, разразились долго неутихающие овации. Сразу после выступления Северянина начался подсчет голосов. Обожавший азарт и соперничество Маяковский не находил себе места от волнения. Многие были уверены, что победит именно он - великолепный эстрадный поэт, пламенный, острый, идущий в ногу со временем. Однако публика неожиданно выбрала музыкальную, гипнотизирующую лирику Северянина. За него проголосовало больше. Маяковский был назван «вице-королем», Константин Бальмонт занял третье место. Вечер закончился шутливой коронацией победителя - ему вручили мантию и королевский венок. Северянин принял их так, как будто его действительно возводили в ранг светоча русской поэзии. В том же 1918 году он написал стихотворение «Рескрипт короля», заканчивающееся строчками: Я избран королем поэтов - Да будет подданным светло! По воспоминаниям Северянина, Маяковский после оглашения результатов поднял в зале большой шум. Он вышел на эстраду и прокричал «Долой королей - теперь они не в моде». Поклонники Северянина протестовали, назревал скандал. «Раздраженный, я оттолкнул всех, - писал «король поэтов». - Маяковский сказал мне: «Не сердись, я их одернул - не тебя обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься…». В начале марта Северянин вернулся в Тойла. После заключения Брестского мира и получения Эстонией независимости поэт оказался в эмиграции. С поэтического небосклона его имя вскоре исчезнет. Он умрет в Таллине в 1941 году. Маяковского ждала великая слава, разочарование и куда более неистовая, трагичная и надломленная судьба. С «точкой пули в своем конце».

Игорь Северянин "Ещё не значит..."

Ещё не значит быть изменником –
Быть радостным и молодым,
Не причиняя боли пленникам
И не спеша в шрапнельный дым...

Ходить в театр, в кинематографы,
Писать стихи, купить трюмо,
И много нежного и доброго
Вложить к любимому в письмо.

Пройтиться по Морской с шатенками,
Свивать венки из кризантэм,
По-прежнему пить сливки с пенками
И кушать за десертом крэм –

Ещё не значит… Прочь уныние
И ядовитая хандра!
Война – войной. Но очи синие,
Синейте завтра, как вчера!

Война – войной. А розы – розами.
Стихи – стихами. Снами – сны.
Мы живы смехом! живы грёзами!
А если живы – мы сильны!

В желаньи жить – сердца упрочены…
Живи, надейся и молчи…
Когда ж настанет наша очередь,
Цветы мы сменим на мечи!

Октябрь 1914

Владимир Маяковский "Вам!"

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и тёплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведённый на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!


Имя: Вольфганг Моцарт (Wolfgang Mozart)

Возраст: 35 лет

Место рождения: Зальцбург, Австрия

Место смерти: Вена, Австрия

Деятельность: композитор, органист, пианист

Семейное положение: был женат

Вольфганг Амадей Моцарт - биография

Моцарт рано познал успех и славу, сочинил более шести сотен гениальных произведений. Концерты, оперы, симфонии и сонаты исполняются оркестрами многих стран, изучают во всех музыкальных школах мира. Великий виртуоз, которому подвластны были несколько инструментов, способных извлекать музыкальные звуки. Композитор обладал абсолютным слухом и изумительной памятью.

Детство, семья Моцарта

Родился Вольфганг в семье скрипача, служащего у графа Штраттенбаха в его капелле при дворе. Не все многочисленные дети, рождавшиеся у четы Моцартов, смогли выжить. Будущий композитор родился чрезвычайно слабым младенцем, левое ухо имело дефект при рождении. Но всё это не помешало мальчику выжить и прославить род и фамилию своего отца. Мария Анна и Вольфганг родились с разницей в возрасте в четыре года. Дети уже в самом начале своей биографии познавали азы музыки.


Отец учил игре на клавесине дочь, а трёхлетний малыш уже внимал чарующим звукам, подходил к инструменту, пробуя постепенно проиграть некоторые услышанные им мелодии. Видя, как тянется к музыке сын, Леопольд Моцарт уже с четырёх лет начал обучать мальчика играть на инструменте. Уже через год ребёнок сам сочинял небольшие пьесы. С шести лет самостоятельно освоил игру на скрипке. Юный музыкант, как и его сестра, получили прекрасное домашнее образование. Вольфганг был очень способным мальчиком, который постигал любой предмет с увлечением.

Талант Моцарта

С шести лет сын радовал отца музыканта своими способностями: Наннерль (так звали девочку в семье) пела, а Вольфганг Амадей вдохновенно играл свои и чужие пьесы. Глава семьи решает отправиться с детьми с гастролями по Европе. Больше всего зрителей собирали концерты вслепую. Моцарт-старший завязывал ребёнку глаза, на клавесин клали платок. Мальчику не нужно было видеть, он чувствовал музыку, каждый звук он предугадывал, знал расположение каждой клавиши на инструменте.


На таких выступлениях ребёнок никогда не ошибался и не фальшивил. Это очень удивляло и восхищало публику. Успех и материальное благополучие пришли в семью Моцартов, но поездка по городам затянулась на годы. Попутно во Франции четыре сонаты юного композитора были изданы в печатном виде, в Англии младший сын великого композитора Баха дал несколько уроков мальчику и предсказал великое будущее. Все члены семьи устали от напряжённого графика концертов и возвратились в свой родной город.

Взросление юного композитора

Когда юному Моцарту исполнилось 14 лет, отец отправил его в Италию. В то время в одном из городов Италии проходили соревнования музыкантов, среди которых большинство были такого же возраста, как и отец подростка-виртуоза. В Академии Вольфганг был признан гением и избран самым молодым академиком. Все остальные успешные композиторы начинали свою биографию со звания академика только с двадцати лет.

Когда Моцарт вернулся в свой Зальцбург, он полностью погрузился в сочинительство. Но насколько бы смелыми не становились год от года его произведения, юному композитору нужен был учитель. Таковым стал для музыканта . Вольфганг легко находил друзей, так как и во взрослом состоянии был жизнерадостен и по-детски наивен. Многие отмечали, что Моцарт мог весёлой шуткой поддержать беседу.

Первые трудности

Молодой Моцарт стал работать архиепископом двора, посещал иногда Париж и Германию. Финансовые трудности не позволяли ездить всей семье. Теперь концерты не казались публике гениальными, а мать композитора, которая одна вызвалась сопровождать сына, умерла в столице Франции. Вольфгангу надоело быть в положении слуги при дворе, и он переехал в столицу Австрии Вену. Там он создал знаменитые оперы о Фигаро, волшебной флейте и Дон Жуане.

Гонорары выросли, пришёл невероятный успех и востребованность музыки композитора. Но вскоре скончался отец Моцарта, заболела супруга, и на её лечение нужны были огромные средства. Произошла смена власти в королевской семье, и новый король музыканту не стал благоволить.

Вольфганг Моцарт - биография личной жизни

В Вене Вольфганг впервые и на всю жизнь повстречал свою единственную жену Констанцию Вебер. Он жил у её родителей на квартире по приезде в столицу Австрии. Против воли отца композитора свадьба молодых людей состоялась. Из детей Моцарта выжили только Карл и Франц.


Биография прославленного музыканта оборвалась внезапно. Трудное финансовое положение, подкравшаяся болезнь в виде лихорадки отрицательно подействовали на здоровье композитора.

Смерть Моцарта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МБОУ ГРАХОВСКАЯ СОШ ИМ. А.В. МАРЧЕНКО

Жизнь и творчество В.А. Моцарта

Грахова Диана 9В класс

Грахово, 2015

Оглавление

  • Введение
  • Обзор литературы
  • Детство и семья
  • Венский период (1781-1791)
  • Свадьба и брак
  • Пик творчества
  • "Свадьба Фигаро"
  • Поездка в Прагу. "Дон Жуан"
  • Поездка в Северную Германию
  • Болезнь и смерть
  • Похороны

Введение

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт - символ самой музыки.

Борис Асафьев

Цель работы - познакомиться с биографией Моцарта и изучить его произведения.

Задачи :

1. Изучить биографию В.А. Моцарта

2. Познакомиться с произведениями В.А. Моцарта

3. Изучить литературу

Обзор литературы

Во м льфганг Теофи м л Мо м царт - австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, проявивший свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Моцарт является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Обстоятельства неоднозначной жизни Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали основой многочисленных мифов

Детство и семья

Ранние годы (1756-1763)

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штрака-ттенбаха. Мать - Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт - Гильгене. Обоих считали красивейшей супружеской парой в Зальцбурге, и сохранившиеся портреты подтверждают это. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь. На второй день после рождения Вольфганг был крещён в Зальцбургском соборе Святого Руперта.

Музыкальные способности детей проявились в очень раннем возрасте. Занятия Наннерль на клавесине оказали воздействие на маленького Вольфганга, которому было всего около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда. В 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира. Около них стоит пометка Леопольда, из которой следует, что они были сочинены между концом января и апрелем 1761 года.

Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой. Художник - Эбенейзер Кроуфорд

Леопольд завёл для своих детей нотные тетради, в которые он сам или его друзья - музыканты записывали разные сочинения для клавира. Нотная тетрадь Наннерль содержит менуэты и подобные им небольшие пьесы. К настоящему времени, тетрадь сохранилась в сильно поврежденном и неполном виде. По этой тетради учился также и маленький Вольфганг; сюда же записаны его первые сочинения. Нотная тетрадь самого Вольфганга, напротив, сохранилась полностью. В ней встречаются сочинения Телемана,Баха, Киркгофа и многих других композиторов. Музыкальные способности Вольфганга были удивительны: помимо клавесина, он практически самостоятельно выучился играть на скрипке.

Интересен факт, говорящий о нежности и тонкости его слуха: согласно письму друга семьи Моцартов, придворному трубачу Андреасу Шахтнеру, которое было написано по просьбе Марии Анны после смерти Моцарта, маленький Вольфганг почти до десятилетнего возраста боялся трубы, если играли только на ней одной без сопровождения других инструментов. Даже сам вид трубы действовал на Вольфганга так, будто бы в него направлен пистолет. Шахтнер писал: "Папб желал подавить в нём этот детский страх, и приказал мне, несмотря на сопротивление Вольфганга, трубнуть ему в лицо; но мой бог! Лучше бы я не подчинился. Едва Вольфгангерль услышал оглушительный звук, он побледнел и стал опускаться на землю, и если бы я продолжал дольше, у него наверняка начались бы судороги".

Отца Вольфганг любил необыкновенно нежно: по вечерам, перед тем, как ложиться спать, отец ставил его на кресло, и должен был вместе с ним петь придуманную Вольфгангом песню с бессмысленным текстом: "Oragnia figa tafa". После этого сын целовал отца в кончик носа и обещал ему, что когда тот состарится, хранить его у себя в стеклянном футляре и уважать его. Затем он, довольный, ложился в постель. Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал Вольфгангу прекрасное домашнее образование. Мальчик всегда настолько отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всём, даже о музыке. Например, когда учился считать, то стулья, стены и даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.

Венский период (1781-1791)

29 января 1781 года в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера оперы Моцарта Идоменей.

В конце июля 1781 года Моцарт начинает писать оперу "Похищение из сераля", премьера которой состоялась 16 июля 1782 года. Опера была восторженно принята в Вене, и вскоре получила широкое распространение по всей Германии. Однако опера не очень понравилась императору, и поэтому новых оперных заказов Моцарт пока не получал.

Стремясь получить должность при дворе, Моцарт надеялся при помощи прежнего покровителя по Зальцбургу - младшего брата императора, эрцгерцога Максимилиана, стать учителем музыки принцессы Вюртембергской Элизабет, заботу об образовании которой взял на себя Иосиф II. Эрцгерцог горячо рекомендовал Моцарта принцессе, однако император назначил на этот пост Антонио Сальери, как лучшего преподавателя пения. Между тем, было совершенно естественно, что император предпочёл Сальери, которого он ценил в первую очередь как вокального композитора. Как и большинство венцев, император знал Моцарта только как хорошего пианиста, не более. В этом качестве Иосиф II признавал за ним "решительный талант". Так, например, 24 декабря 1781 года император, любивший устраивать состязания между музыкантами, повелел Моцарту явиться во дворец, чтобы вступить в соревнования с прибывшим тогда в Вену итальянским виртуозом Муцио Клементи. Согласно присутствовавшему там композитору Карлу Диттерсдорфу, император позже отмечал, что в игре Клементи господствует только искусство, а в игре Моцарта - искусство и вкус. Победу в состязании одержал Моцарт. После этого император послал ему 50 дукатов, в которых Моцарт тогда действительно нуждался. Несмотря на это, учителем игры на клавире для принцессы Иосиф II (как считает Герман Аберт, по рекомендации Сальери) выбрал не Моцарта, а обычного венского музыканта Георга Зуммера.

К зиме 1782 года возросло число учениц Моцарта, среди которых следует отметить Терезу фон Траттнер - возлюбленную Моцарта. Позже он посвятит Терезе сонату До минор и фантазию До минор.

Свадьба и брак

Ещё живя у Веберов, Моцарт стал оказывать знаки внимания средней дочери - Констанции. Очевидно, это и дало почву для слухов, которые Моцарт отвергал. Тем не менее 15 декабря 1781 года он написал отцу письмо, в котором он признавался о своей любви к Констанции Вебер и сообщал, что собирается жениться на ней. Однако Леопольд знал больше, чем было написано в письме, а именно то, что Вольфганг должен был дать письменное обязательство жениться на Констанции в течение трёх лет, иначе выплачивать ежегодно по 300 флоринов в её пользу.

Главную роль в истории с письменным обязательством сыграл опекун Констанции и её сестёр - Иоганн Торварт, придворный чиновник, пользовавшийся авторитетом у графа Розенберга. Торварт попросил мать запретить Моцарту общаться с Констанцией до того, как "это дело не будет закончено письменно". Из-за сильно развитого чувства чести, Моцарт не смог оставить возлюбленную и подписал заявление. Однако позже, когда опекун ушёл, Констанция потребовала у матери обязательство, и сказав: "Дорогой Моцарт! Мне не нужно от Вас никаких письменных обязательств, я и так верю Вашим словам", разорвала заявление. Этот поступок Констанции сделал её ещё дороже Моцарт. Несмотря на такое мнимое благородство Констанции, исследователи не сомневаются, что все эти брачные прения, в том числе и разрыв контракта - ни что иное, как хорошо разыгранный Веберами спектакль, целью которого было как бы организовать сближение Моцарта с Констанцией.

Несмотря на многочисленные письма сына, Леопольд был непреклонен. К тому же он не без оснований полагал, что фрау Вебер ведёт с его сыном "некрасивую игру" - она хочет использовать Вольфганга как кошелёк, ведь как раз в то время перед ним открывались огромные перспективы: он писал "Похищение из Сераля", проводил множество концертов по подписке и то и дело получал заказы на различные сочинения от венской знати. В сильном смятении Вольфганг взывал к помощи сестры, доверяя её старой доброй дружбе. По просьбе Вольфганга Констанция писала его сестре письма и посылала различные подарки.

моцарт австрийский композитор реквием

Несмотря на то, что Мария Анна дружественно приняла эти подарки, отец упорствовал. Без надежд на обеспеченное будущее свадьба казалась ему невозможной.

Между тем сплетни становились всё более нестерпимыми: 27 июля 1782 года Моцарт в полном отчаянии писал отцу, что большинство людей принимают его уже за женатого и что фрау Вебер крайне возмущена этим и до смерти замучила его и Констанцию. На помощь Моцарту и его возлюбленной пришла покровительница Моцарта, баронесса фон Вальдштедтен. Она предложила Констанции переселиться в свою квартиру в Леопольдштадте, на что Констанция охотно согласилась. Из-за этого фрау Вебер теперь была разгневана и намеревалась в конце концов силой вернуть дочь обратно в свой дом. Чтобы сохранить честь Констанции, Моцарт должен был скорее жениться на ней. В том же письме он самым настойчивым образом молил отца о разрешении на женитьбу, несколько дней спустя повторив свою просьбу. Однако желанного согласия опять не последовало. В это время Моцарт дал себе обет написать мессу, если он удачно женится на Констанции.

Наконец, 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе Святого Стефана состоялось обручение, на котором присутствовали только фрау Вебер с младшей дочерью Софи, господин фон Торварт в качестве опекуна и свидетеля обоих, господин фон Цетто, свидетель невесты, и Франц Ксавер Гиловски в качестве свидетеля Моцарта. Свадебный пир устроила баронесса, при этом сыграли серенаду для тринадцати инструментов. Символично, что только днём позже пришло долгожданное согласие отца. За время брака у супружеской пары Моцартов родилось 6 детей, из которых выжили только двое.

Пик творчества

Находясь в зените своей славы, Моцарт получает огромные гонорары за свои академии и издание своих сочинений, он обучает множество учеников. В сентябре 1784 года семья композитора поселяется в шикарной квартире по адресу Гроссе Шулерштрассе 846 с годовой арендой в 460 флоринов. В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений. Доходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху; он покупает у венского мастера Антона Вальтера фортепиано за 900 флоринов и бильярдный стол за 300 флоринов. В 1783 году Моцарт знакомится с Йозефом Гайдном, вскоре у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783-1785 годах. Эти квартеты, столь смелые и новые для своего времени, вызвали недоумение и споры среди венских любителей. К этому периоду относится также и другое важное событие в жизни Моцарта: 14 декабря 1784 года он вступил в масонскую ложу "К благотворительности".

С 11 февраля по 25 апреля 1785 года Леопольд Моцарт нанёс сыну визит. Хотя их личные отношения не изменились, Леопольд очень гордился творческими успехами сына. В первый же день своего пребывания в Вене, 11 февраля, он посетил академию Вольфганга в казино Мельгрубе, на которой присутствовал также и император. Там состоялась премьера нового концерта для фортепиано Ре минор, первого в серии так называемых "пятничных" концертов. Большую радость Леопольду доставил также его второй внук Карл, - первый из двух выживших детей Моцарта, - который родился 21 сентября предыдущего года. Важно отметить, что Вольфганг склонил отца к вступлению в масонскую ложу. Это произошло 6 апреля, а уже 16 апреля его возвели в степень мастера.

"Свадьба Фигаро"

Моцарт получил от императора заказ на новую оперу. За помощью в написании либретто Моцарт обратился к знакомому либреттисту, придворному поэту Лоренцо да Понте, с которым он познакомился на своей квартире у Барона Ветцлара ещё в 1783 году. В качестве материала для либретто Моцарт предложил комедию Пьера Бомарше "Женитьба Фигаро". Несмотря на то, Иосиф II запретил постановку комедии в Национальном театре, Моцарт и да Понте всё же приступили к работе, и, благодаря нехватке новых опер, выиграли положение.

В самый разгар работы над "Свадьбой Фигаро" Моцарт получил от императора ещё один заказ на оперу. Причиной такого неожиданного заказа являлось намерение Иосифа II провести между своими любимцами - Моцартом и Сальери состязание на сочинение одноактной комической оперы на тему "театрального закулисья". Причём Моцарт должен был сочинить оперу на немецкое либретто Готлиба Штефани-младшего, а Сальери - на итальянское либретто Джованни Баттисты Касти. Фактически, это было соревнование двух оперных жанров - зингшпиля и оперы-буффа. Новая опера Моцарта получила название "Директор театра". Вместе с оперой Сальери "Сначала музыка, а потом слова" она была поставлена 7 февраля 1786 года в оранжерее Шёнбрунна по случаю "Увеселительного праздника в честь генерал-губернатора Нидерландов". Победа в состязании была присуждена Сальери. Его опера была более ёмкой, чем опера Моцарта, отчего и имела значительно больший успех. Вероятно, причиной неудачи Моцарта являлась его занятость в связи с завершением "Свадьбы Фигаро". Тем не менее, Моцарт получил от императора гонорар за оперу - 50 дукатов, а Сальери - 100 дукатов.

Тем временем, работа над "Свадьбой Фигаро" продолжалась. В некоторых источниках утверждается, что опера в целом была написана за 6 недель, то есть к концу ноября 1785 года, однако, это маловероятно: попутно с её написанием, Моцарт занимался также работой над фортепианными концертами и оперой "Директор театра". Следовательно, время работы над "Свадьбой Фигаро" растягивалось. Однако, написав оперу, Моцарт столкнулся с чрезвычайно сильными интригами, связанными с её предстоящими репетициями: дело в том, что почти одновременно со "Свадьбой Фигаро" Моцарта были закончены оперы Сальери и Ригини. Каждый композитор претендовал на то, чтобы сначала была исполнена его опера. Майкл Келли, друг Моцарта и исполнитель ролей Дона Курцио и Дона Базилио в "Свадьбе Фигаро" рассказывал, что Моцарт, вспылив, клялся, что если его опера не пойдет на сцене первой, то он бросит партитуру своей оперы в огонь. Наконец, спор был разрешен императором, который приказал приступить к репетициям оперы Моцарта. Премьера "Свадьбы Фигаро" состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. Опера имела хороший приём, некоторые номера и арии многократно пелись на "бис". Однако всего лишь после девяти повторений опера была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший "Свадьбу Фигаро" лучшей оперой Моцарта.

Поездка в Прагу. "Дон Жуан"

Всего через несколько месяцев после венской премьеры, в декабре 1786 года, "Свадьба Фигаро" в исполнении труппы Пасквале Бондини прошла в Праге, имея при этом ошеломляющий успех: вся Прага буквально помешалась на опере, мелодии из неё распевали на улице и даже играли в трактирах. Благодаря этому успеху, на рождество 1786 года Моцарт получил приглашение приехать в Прагу. Вместе с Констанцией он выехал туда 8 января и прибыл уже 11 января 1787 года. Супруги пробыли В Праге до 8 февраля. Моцарта с Констанцией регулярно приглашали на обеды, балы и оперные спектакли. Особенно Моцарт был польщен всеобщей любовью к "Свадьбе Фигаро". 14 января 1787 года он писал своему другу Готфриду фон Жакину, сыну известного венского учёного-ботаника Йозефа фон Жакина.

Моцарт несколько раз присутствовал на представлениях "Свадьбы Фигаро", а 20 января он сам, сидя за клавесином, дирижировал оперой. За день до этого,19 января, Моцарт дал концерт, который был принятый публикой с бурными овациями. Наконец, он заключил с Бондини контракт на 100 дукатов на сочинение новой оперы.

По возвращению в Вену в феврале 1787 года, Моцарт принялся за работу над оперой. Благодаря успеху "Свадьбы Фигаро", Моцарт считал да Понте идеальной кандидатурой либреттиста. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу "Дон Жуан", и она пришлась Моцарту по душе. 7 апреля 1787 года в Вену приезжает юный Бетховен. Согласно широко распространённому мнению, Моцарт, послушав импровизации Бетховена, якобы воскликнул: "Он всех заставит говорить о себе!", и даже взял Бетховена к себе в ученики. Однако, никаких прямых доказательств тому не существует. Так или иначе, Бетховен, получив письмо о тяжелой болезни матери, был вынужден вернуться в Бонн, проведя в Вене всего две недели.

В самый разгар работы над оперой, 28 мая 1787 года, умирает Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея. Это событие настолько омрачило его, что некоторые музыковеды связывают мрачность музыки из "Дон Жуана" с пережитым Моцартом потрясением. В начале октября Моцарт прибыл в Прагу во второй раз, чтобы руководить репетициями оперы. Моцарт любил бывать на вилле Бертрамка пражского композитора Франца Душека. Премьера оперы "Дон Жуан" состоялась 29 октября 1787 года вСословном Театре в Праге. Успех премьеры был блистательным, опера, по выражению самого Моцарта, прошла с "самым громким успехом".

Моцарт вернулся в Вену 15 ноября. В конце 1787 года, 1 декабря, Моцарты переезжают в новую квартиру на углу Шультерштрассе и Тухлаубен, а 7 декабря, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность "императорского и королевского камерного музыканта" с годовым жалованием в 800 флоринов, однако его обязанности сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов. Опера - комическая, на сюжет из светской жизни, была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала "Так поступают все", 1790 год. Подобная оплата примерно равнялась гонорару за две оперы, который мог получить Моцарт. Учитывая прежние доходы Моцарта, это было довольно таки немного, однако такая оплата была нормой для Вены того времени. Известный музыковед Джон Райс утверждает, с момента прибытия Моцарта в Вену, император оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери.

Постановке "Дон Жуана" в Вене, о которой помышляли Моцарт и да Понте, мешал всё более возрастающий успех новой оперы Сальери "Аксур, царь Ормуза", премьера которой состоялась 8 января 1788 года. Наконец, благодаря предписанию императора Иосифа II, заинтересованного пражским успехом "Дон Жуана", опера была исполнена 7 мая 1788 года в Бургтеатре. Венская премьера провалилась: публика, со времён "Фигаро" вообще охладевшая к творчеству Моцарта, не смогла свыкнуться со столь новым и необычным произведением, и в целом осталась равнодушна. От императора Моцарт получил за "Дон Жуана" 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782-1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене.

С 1787 года резко снизилось количество "академий" Моцарта, а в 1788 году они вовсе прекратились - ему не удавалось собрать достаточное количество подписчиков. "Дон Жуан" на венской сцене провалился, и почти ничего не принёс. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены. В июне 1788 года Моцарт поселяется в доме по адресу Варингергассе "У трёх звёзд" в венском пригороде Альзергрунд. Новый переезд был очередным свидетельством тяжелейших денежных проблем: арендная плата за дом в пригороде была значительно ниже, нежели чем в городе. С этого времени начинается череда многочисленных душераздирающих писем Моцарта с просьбами о финансовой помощи к своему другу и брату по масонской ложе, богатому венскому коммерсанту Михаэлю Пухбергу.

Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне - самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор № 40 Соль минор (и № 41 До мажор "Юпитер". Причины, побудившие написать Моцарта эти симфонии, неизвестны. По всей вероятности, они были написаны для новых концертов по подписке, однако Моцарту так и не удалось организовать их исполнения. Только одна симфония - № 40 Соль минор, по всей вероятности, была исполнена на концертах под управлением Антонио Сальери в 1791 году.

Поездка в Северную Германию

К 1789 году материальное положение Моцарта по-прежнему оставалось печальным. Академии, которые хотел провести Моцарт, не собирали достаточное количество подписчиков. Хорошей возможностью заработать денег стало предложение поехать на гастроли в Северную Германию, в том числе в Берлин. Повод к поездке исходил от друга и ученика Моцарта, князя Карла Лихновского, который весной 1789 года, собираясь по делам в Берлин, предложил Моцарту место в своём экипаже, на что Моцарт с радостью согласился. Прусский король Фридрих Вильгельм II был большим любителем музыки, и его возможное покровительство пробудило в Моцарте надежду заработать достаточно денег, чтобы расплатиться с долгами, столь тяготящими его. У Моцарта не было денег даже на дорожные расходы: он был вынужден просить взаймы 100 флоринов у своего друга Франца Хофдемеля. Путешествие длилось без малого три месяца: с 8 апреля по 4 июня 1789 года. В ходе поездки Моцарт посетил Прагу, Лейпциг, Дрезден, Потсдам и Берлин. Вопреки надеждам Моцарта, путешествие в финансовом плане оказалось неудачным: денег, вырученных от поездки было катастрофически мало.

Историю о том, как в Берлине Моцарт получил приглашение стать во главе придворной капеллы короля Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа - будто бы из уважения к Иосифу II. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого.

Финансовые трудности. "Так поступают все"

Почти сразу после возвращения Моцарт приступил к созданию квартетов для Фридриха Вильгельма II. Уже в июне 1789 года был готов первый из них - квартет Ре мажор. Денег едва хватало на жизнь, тем более, что попытка устроить у себя на дому концерты по подписке так и не удалась. Лечение его тяжело больной беременной жены Констанции также сильно истощало его кошелёк. Моцарт был вынужден отправить жену на курорт в Бадене, что ещё сильнее увеличило его расходы.

Благодаря лечению на курорте, уже к августу Констанция поправилась. Пока она находилась там, Моцарт периодически её навещал. Тем временем, на венской сцене была восстановлена "Свадьба Фигаро". Благодаря успеху возобновлённой постановки император Иосиф II поручил Моцарту написать новую оперу ё"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" на либретто Лоренцо да Понте. Считается, что в основу текста положено действительное событие, на сценическом воплощении которого настаивал император. За этот заказ Моцарту было заплачено 200 дукатов. Премьера оперы со средним успехом состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре.

В феврале 1790 года император Иосиф II умер. С восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды, однако новый император не был особым любителем музыки, и к нему музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу, надеясь зарекомендовать себя: "Жажда славы, любовь к деятельности и уверенность в своих познаниях заставляют меня осмелиться просить о месте второго капельмейстера, особенно потому, что весьма умелый капельмейстер Сальери никогда не занимался церковным стилем, я же с самой юности в совершенстве освоил этот стиль". Однако, прошение Моцарта было проигнорировано, что сильно его разочаровало. Моцарт был обойдён вниманием и во время визита в Вену 14 сентября 1790 года короля Фердинанда и королевы Неаполитанской Каролины - был дан концерт под управлением Сальери, в котором участвовали братья Штадлеры и Йозеф Гайдн; Моцарта ни разу не пригласили играть перед королём, что его оскорбило.

Осенью 1790 года Констанция в очередной раз проходила лечение в Бадене. В свете этого, материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела: 9 октября 1790 года во Франкфурте-на-Майне должна была состояться коронация Леопольда II, но Моцарта опять не пригласили, и он решил ехать за собственный счёт. Моцарт выехал из Вены 23 сентября, а уже 28 сентября прибыл во Франкфурт. Несмотря на то, что там Моцарта хотели "заполучить всюду", он был разочарован - сборы с концертов были ничтожно малы. В отсутствии Моцарта Констанция переехала в дом на Рауэнштайнгассе 970. Этот дом стал последним жилищем Моцарта. Возвращаясь в Вену, Моцарт заехал в Майнц, Мангейм и Мюнхен. Вскоре после его возвращения, Вену посетил приехавший из Лондона немецкий скрипач и импресарио Иоганн Саломон. Он привлёк Гайдна к написанию концертов для себя и сделал ему предложение поехать в Лондон. С Моцартом было обговорено, что после возвращения Гайдна, он тоже должен будет поехать в Англию на похожих условиях, однако, из-за смерти Моцарта этого так и не произошло. Друзья Моцарт и Гайдн в последний раз в жизни виделись в день отъезда Гайдна, 15 декабря 1790 года. Смерть Моцарта глубоко поразила Гайдна, и он долго не мог освободиться от вызванного ею потрясения.

Последний год. "Волшебная флейта" и "Милосердие Тита"

После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера - заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана, однако Хофман пережил Моцарта.

Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера "Милосердие Тита" была принята холодно; "Волшебная флейта", поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме"Misericordias Domini" - "Ave verum corpus), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием, над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания "Реквиема". В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему "Реквием" (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым "Реквиемом", потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита".

Болезнь и смерть

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

В связи с премьерой оперы "Милосердие Тита", Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения "Волшебной Флейты" у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только "Волшебная флейта" была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом. Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже, до тех пор пока Реквием не будет закончен, не принимать больше учеников. По возвращении из Бадена Констанция сделала всё, чтобы удержать его от работы; в конце концов она забрала у мужа партитуру Реквиема и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе.

Действительно, благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что он смог 15 ноября завершить свою масонскую кантату и продирижировать её исполнением. Он велел Констанции вернуть ему Реквием и работал над ним дальше. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября Моцарт слёг.28 ноября состояние Моцарта ухудшилось настолько, что Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба. В течение двух недель, проведенных Моцартом в постели, он оставался в полном сознании; он постоянно помнил о смерти и готовился встретить её с полным самообладанием. Всё это время за лежачим Моцартом ухаживала его свояченица Софи Хайбль

Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта "острую просовидную лихорадку" (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти); доктор Э. Гульднер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь "ревматической воспалительной лихорадкой". По свидетельству Гульднера, Клоссе с самого начала опасался смертельного исхода и доктору Саллаба говорил: "Моцарта не спасти, уже невозможно сдержать осложнение". "Болезнь, - писал Гульднер в 1824 году, - приняла свой обычный оборот и имела свою обычную продолжительность. Клоссе столь правильно наблюдал и постиг её, что предсказал её исход с точностью до часа. Подобное заболевание атаковало в то время большое количество жителей Вены и для многих из них имело столь же фатальный исход и при тех же симптомах, что и у Моцарта". В любом случае, считал Г. Аберт, болезнь Моцарта была осложнена общей ослабленностью организма - следствием тяжелых заболеваний, перенесённых в детстве и юности и в большинстве своём связанных с чрезмерным напряжением, с трудом, не знавшим отдыха. Впоследствии многие учёные-медики пытались уточнить диагноз, поставленный лечащими врачами Моцарта, и всё более склонялись к тому, что причиной смерти композитора стала хроническая болезнь (суставный ревматизм, почечная недостаточность, болезнь Шёнлейна-Геноха), осложнённая острым инфекционным заболеванием, каковым, помимо "ревматической воспалительной лихорадки", могла быть стрептококковая инфекция или инфекция верхних дыхательных путей. Многие врачи считают, что пагубными для пациентов, не только для Моцарта, могли оказаться и принятые в те времена методы лечения.

Как считают современные исследователи, более точно установить причины смерти композитора уже невозможно. 4 декабря состояние Моцарта стало критическим. По свидетельству Софи, он чувствовал приближение смерти и даже просил Констанцию сообщить И. Альбрехтсбергеру о его смерти прежде, чем о ней узнают другие, чтобы тот успел занять его место в Соборе Святого Стефана: Моцарт всегда считал Альбрехтсбергера прирожденным органистом и полагал, что должность помощника капельмейстера по праву должна быть его. 5 декабря Моцарт скончался.

Похороны

Кенотаф Моцарта - наиболее известное "захоронение" кладбища Святого Марка

Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году "Реквием" Антонио Розетти.

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать.

Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера - знаменитого Плачущего Ангела.

В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в "музыкальный уголок"Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка настоящее время, Плачущий Ангел возвращен на свое прежнее место.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография В.А. Моцарта - австрийского композитора и исполнителя-виртуоза, представителя Венской классической школы. Первые шаги в Вене, свадьба, пик творчества, финансовые трудности, болезнь. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".

    презентация , добавлен 14.02.2015

    Сведения о родителях В.А. Моцарта, его творческие достижения в детском возрасте. Особенности характера австрийского композитора. Знаменитые оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". "Реквием" - последнее музыкальное произведение Моцарта.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Биографический очерк жизни и творческой деятельности В.А. Моцарта - великого австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза, клавесиниста, органиста. Сочетание австрийской, немецкой и итальянской народной песенности в творчестве Моцарта.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

    реферат , добавлен 24.04.2016

    Листування Моцарта з батьком. Видатні здібності Вольфганга Амадея Моцарт. Висловлювання сучасників про велику значущість творів Моцарта. Лікувальний ефект, яким володіють всі твори Моцарта. Використання мінору, хроматизмів, перерваних оборотів у сонатах.

    презентация , добавлен 23.11.2017

    Биография жизни и уникального творчества Вольфганга Амадея Моцарта. Музыкальные способности великого австрийского композитора. Связь его музыки с разными национальными культурами (особенно итальянской). Популярность пушкинской трагедии "Моцарт и Сальери".

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Біографічні відомості про життя В. Моцарта - австрійського композитора, піаніста. Створення опери "Безумний день, или Женитьба Фигаро". Музичний портрет героя. Симфонія соль-мінор, її головні партії, ідея та тема. Прем’єра "Чарівної флейти" Моцарта.

    доклад , добавлен 28.01.2014

    Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.