«Сквозные» образы в литературе. Литературный персонаж, герой. Образы и характеры

Персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов), являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

В литературном произведении обычно бывают персонажи разных планов и разной степени участия в развитии событий.

Герой. Центральный персонаж, основной для развития действия называется героем литературного произведения. Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом являются наиболее важными в системе персонажей . В литературном произведении соотношение и роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей (а также внесценических персонажей в драматическом произведении) обусловлены авторским замыслом.

О роли, которую отводят авторы своему герою, свидетельствуют так называемые «персонажные» заглавия литературных произведений (например, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Генрих фон Офтендингер» Новалиса). Это, однако, не значит, что в произведениях, озаглавленных именем одного персонажа, обязательно одно главное действующее лицо. Так, В.Г.Белинский считал Татьяну равноправной главной героиней романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а Ф.М.Достоевский считал ее образ даже более значи­тельным, чем образ Онегина. Заглавием могут быть введены не одно, а несколько действующих лиц, что, как правило, подчеркивает их равное значение для автора.

Характер – склад личности, образуемый индивидуальными чертами. Совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа, называется характером. Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Литературный тип – персонаж, несущий в себе широкое обобщение. Иначе говоря, литературный тип – это персонаж, в характере которого общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.

Иногда в центре внимания писателя оказывается целая группа характеров, как, например, в «семейных» романах-эпопеях: «Сага о Форсайтах» Дж.Голсуорси, «Будденброки» Т.Манна. В XIX–XX вв. особый интерес для писателей начинает представлять собирательный персонаж как некий психологи­ческий тип, что иногда также проявляется в заглавиях произведений («Помпадуры и помпадурши» М.Е.Салтыко­ва-Щедрина, «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского). Типизация является средством художественного обобщения.

Прототип – определенное лицо, послужившее писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении.

Портрет как составная часть структуры персонажа, один из важных компонентов произведения, органически слитый с композицией текста и идеей автора. Виды портрета (детализированный, психологический, сатирический, иронический и т.д.).

Портрет – одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Портрет может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т.п. Особый тип описания – психологический портрет – позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», портреты героев романов и повестей Ф.М.Достоевского.

Художественный образ – это специфика искусства, которая создается за счет типизации и индивидуализации.

Типизация – познание действительности и ее анализ, в результате чего осуществляется отбор и обобщение жизненного материала, его систематизация, выявление значимого, обнаружение сущностных тенденций мироздания и народно-национальных форм жизни.

Индивидуализация- воплощение человеческих характеров и их неповторимого своеобразия, личностное видение художником общественного и частного бытия, противоречий и конфликтов времени, конкретно-чувственное освоение мира нерукотворного и мира предметного средствами худ. слова.

Персонаж – это все фигуры в произведении, однако исключая лирику.

Тип(отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Герой - персона сложная, многоплановая.Это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра. Автора, непосредственно присутствующего в качестве героя, называют лирическим героем (эпос, лирика). Литературный герой противостоит литературному персонажу, который выполняет роль контраста герою, и является участником фабулы

Прототип- конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Прототип подменял проблему отношения искусства и действительным анализом личных симпатий и антипатий писателя. Значение исследования прототип зависит от характера самого прототипа.

  • - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Характер - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе . Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж ». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Нередко в литературе происходил процесс формализации характера героев, когда они превращались в «тип» какого либо порока, страсти и т.п. Создание подобных «типов» было особенно характерно для классицизма , при этом образ человека играл служебную роль по отношению к определенному достоинству, недостатку, наклонности.

Особое место в ряду литературных героев занимают подлинные лица, введенные в вымышленный контекст - например, исторические персонажи романов.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Персонаж - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества , форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении . Художественный образ - это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой ко ммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной

Литературный архетип представляет собой повторяющиеся мотивы, сюжеты и образы главных героев в литературных произведениях.

Архетипы в литературе

Архетипы могут терпеть изменения, однако их объединяет одно целостное этическое ядро. Литературные архетипы классифицируются на сквозные образы, вечные герои, и символистические образы (море, камень, гроза).

«Сквозные образы»: Дон Жуан, Дон Кихот, Гамлет

Сквозные образы – это художественные литературные образы, которые были созданы в определенную историческую эпоху, но сумели остаться культурной памяти человечества. Сквозным образам характерно своеобразное путешествие во времени и пространстве, так как они обладают той смысловой устойчивостью, которая будет важна для любого поколения читателей.

Наиболее яркими сквозными образами в литературе являются Дон Жуан, Дон Кихот и Гамлет. Образ Гамлета ассоциируется с расколотостью мира, вызванного переходным состоянием культуры. Датский принц представляет собой противоречие между сущностью и явлением, в этом литературном герое заключена вся драма раздвоенного сознания.

Именно поэтому к образу Гамлета очень часто обращаются многие литераторы, которым по велению судьбы выпало творить в переломные для общества времена, в частности на рубеже веков.

В образе Дон Кихота запечатлена вся трагедия человеческого идеализма: желание стать героем в прагматическом мире. Образ Дон Кихота, созданный в начале 17 века, продолжил свое литературное шествие в произведениях Достоевского и Диккенса.

Не менее известный сквозной герой, Дон Жуан , стал символом человека, который пребывая в поиске мечты, теряет свою нравственность.

Женский соблазнитель, он бесчувственно разбивал сердца своим возлюбленным, после того, как не обнаруживал в их лице своего женского идеала. Образ Дон Жуана оказался настолько архетипным, что был включен более чем в 150 литературных произведений.

Типы литературных героев: Башмачкин, Хлестаков, Печорин, Онегин

Типы литературных героев являются отражением духовного развития общества. Рождение того или иного типа литературного героя может быть обусловлено социальным заказом, то есть потребностью общества видеть героя с определенным набором личностных качеств, либо по инициативе самого писателя.

Нередко типы литературных героев приобретают названия, которые максимально точно характеризуют их качества, к примеру: «лишний человек», «нигилист», «маленький человек», «босяк».

Ярким примером типа «маленький человек» является гоголевский Башмачкин. Автор ярко показывает скудный и малоинтересный внутренний мир главного героя, а также его серые будни. Однако, Гоголь все же делает акцент на том, что даже такое ущербное, беззащитное существо заслуживает на уважение общества.

Главный герой «Героя нашего времени» Печорин и герой одноименного романа А. С. Пушкина Евгений Онегин принадлежат к типу «лишнего человека». Молодые дворяне, перед которыми были открыты все блага светской жизни, осознали свое пренебрежение к внешнему лоску, отчужденность от праздной аристократической жизни.

В противостояние Евгению Онегину и Печорину вступает герой Гоголя Хлестаков – молодой человек, который, несмотря на приятную наружность, прослыл невежей. То, что стало чуждым для Онегина и Печорина, для Хлестакова является главным достижением жизни.

Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.

3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.

4. Характеристика литературного героя.

5. Средства создания литературного персонажа

1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

    никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;

    не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;

    не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;

    пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Тема

Произведение

«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья », поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет », а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам »

«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил »

Няню П. называет «подругой дней моих суровых », а возлюбленную «друг прелестный »

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке »

В.Высоцкий

«Песня о друге »(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него »

Ода «Вольность » «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок! »

«К Чаадаеву » Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов »

«Узник » «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора »

М.Лермонтов

«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня »

«Парус » (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

«Я вас любил », «На холмах Грузии », «Я помню чудное мгновение »(К*** ). Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей» «Признание»

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной » и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение »)

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье » - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

«Лиличка! » - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви ». «Письмо Татьяне Яковлевой »- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. «Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка, все что было, Уйдешь, я умру!» Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру» «Сжала руки под темной вуалью » Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил », «А я думал, я тоже такая », «Тебе покорна? Ты сошел с ума! ») В сборнике «Четки » появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу. И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.» «Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

«Молитва »- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. «Нищий »- любовь приносит не радость, а боль и страдания: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так, чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!»

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье » (цельный образ)

«И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам

«Весенняя гроза »

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium! »)

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

«Я пришел к тебе с приветом »

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

«И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь» .

«Зазимки »

М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива »- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

«И скучно, и грустно » Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать », ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен ». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. «Скрипка и немножко нервно » продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте! ». «Хорошее отношение к лошадям » - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске ». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы:

«Смеялся Кузнецкий,

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

«Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет »

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать »)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

«Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. »

Связь поэта и времени в ст. «Ночь »:

«Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену »

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

«Я знаю: наш дар неравен,

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих! »

«Никто ничего не отнял »

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

«Смерть поэта», «Поэт » - тема поэта и толпы

«Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы »

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков ».

Поэт не отделяется от толпы:

«Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа »

«Зачем меня на части рвете? »

Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

«Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец! »

«Одним толчком согнать ладью живую »

В.Маяковский

В поэме «Облако в штанах » М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый »). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

«Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних до конца »

«Невероятное приключение… »

Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут » - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии »)

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму » - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко »

А.Твардовский

«Вся суть в одном - единственном завете »

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хоч у»

М.Лермонтов

«Родина » Любовь «странная », необъяснимая – «за что, не знаю сам»

В ст. «Осенняя воля » поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя! ». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю »

В ст. «Русь » Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. «Россия » предстает Родина как «нищая Россия », ее «серые избы », «расклябанные колеи ». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. «На железной дороге ». «На поле Куликовом » - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. «Грешить бесстыдно , беспробудно » возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

«Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне »

Ст. «Коршун »

В ст. «Русь » почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая ». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

«Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу »

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть! »

Ст. «Гой ты, Русь моя родная »:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. «Край любимый », «Запели тесаные дроги »

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

Сожалеет о быстротечности жизни:

«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя… »

«Далекий друг »

Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад » пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

«Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только вровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой »

М.Цветаева

В ст. «Другие с очами и личиком светлым » она так говорит о смысле своего бытия на земле:

«Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк! »

М.Лермонтов

«Парус » - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы » - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы ».

Б.Пастернак

«Снег идет » - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений »

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

«Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух »

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

«А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя »

«Не с теми я, кто бросил землю »

В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит! »

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд »

В.Маяковский

Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни » М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина » казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся » гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп ».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль »

Гоголь «Мертвые души »

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо »

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор »

Маяковский «Прозаседавшиеся »

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Капитанская дочка »

Н.Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему » - эллегия

«Тройка » - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда » - обращение к народу:

«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил… »

Ст. «Железная дорога »

Тип

Понятие "литературный тип" впервые встречается в "Эстетике" Гегеля. В теории литературы "тип" и "характер" близкие, но не взаимозаменяемые; "характер" в большей степени раскрывает типичные черты личности, ее психологические свойства, а "тип" является обобщением тех или иных социальных явлений и связан с типическими чертами. Например, Максим Максимыч – типичный русский солдат, "просто порядочный человек", как говорил о нем Л. Н. Толстой, в то время как Григорий Александрович Печорин – тип "страдающего эгоиста", воплощение "пороков целого поколения в полном их развитии".

Понятие "типизация" включает в себя процесс создания целостной картины мира, является основой процесса творчества. Признавая типизацию внутренней потребностью и законом искусства, писатели осознают, что типическое есть не копия реальной действительности, а художественное обобщение.

У Мольера Гарпагон и Тартюф – типические характеры, но это не социальные, а психологические типы, иллюстрирующие пренебрежение требованиями нравственности.

Если мы хотим кого-нибудь назвать скупцом или лицемером, то используем эти собственные имена в качестве нарицательных.

В. Г. Белинский в статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" определяет типизирующие черты литературного героя: "Не говорите: вот человек с огромной душою, с пылкими страстями, с обширным умом, но ограниченным рассудком, который до такого бешенства любит свою жену, что готов удавить ее руками при малейшем подозрении в неверности, – скажите проще и короче: вот Отелло!.. Не говорите: вот чиновник, который подл по убеждению, зловреден благонамеренно, преступен добросовестно – скажите: вот Фамусов!"

Схематизм классицистических образов связан с намеренной установкой авторов на примере того или иного персонажа дать иллюстрацию этических и эстетических положений. Именно поэтому образ, сведенный к теоретической посылке, отмечен максимальной типичностью. Однако образ, несущий какую-либо одну доминирующую черту, выигрывая в типичности, нередко проигрывает в художественности.

В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма. Классицисты утверждают взгляд на художественное произведение как на создание сознательно сотворенное, разумно организованное, логически доказуемое. Выдвинув принцип "подражания природе", классицисты считают непременным условием соблюдение известных правил и ограничений. Целью искусства становится художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную эстетическую реальность.

Строгая иерархия жанров классицизма порождает и нормированность литературных типов. Общественные конфликты предстают в произведении отраженными в душах героев. Деление персонажей на положительных и отрицательных в классицистической эстетике закономерно. Промежуточных типов не должно быть, так как искусству вменяется задача исправлять пороки, воспевать достоинства идеального человека.

Драматурги эпохи классицизма обращаются к Аристотелю, утверждавшему, что трагедия "стремится изображать лучших людей, нежели ныне существующие". Герои классицистических пьес вынуждены бороться с обстоятельствами, которые, как и в трагедии античности, невозможно предотвратить. В классицистической редакции конфликта разрешение трагической ситуации зависит теперь не от судьбы, а от титанической воли героя, персонифицирующего идеал автора.

Согласно поэтике жанра, героями трагедии могли быть мифологические персонажи, монархи, полководцы, лица, определявшие своей волей судьбы многих людей и даже целого народа. Именно они воплощают главное требование – поступиться эгоистическими интересами во имя общей пользы. Как правило, содержание характера в трагедии сводится к одной существенной черте. Она и определяла нравственно-психологический облик героя. Так, в трагедиях Сумарокова Кий ("Хорев"), Мстислав ("Мстислав") обрисованы драматургом только как монархи, нарушившие свой долг перед подданными; Хорев, Трувор, Вышеслав – как герои, умеющие управлять своими чувствами, подчинять их велению долга. Характер в классицизме не изображается сам по себе, а дается в соотношении с противоположным свойством. Коллизия между долгом и чувством, вызываемая драматическим сочетанием обстоятельств, делала характеры героев трагедий похожими, а подчас малоразличимыми.

В произведениях классицизма, особенно в комедии, основная черта характера героя закрепляется в его поведении и в его имени. Например, образ Правдина не может явить хоть какого-нибудь недостатка, а Свиньина – ни малейшего достоинства. Порок или добродетель принимают конкретную образную форму в комедиях Фонвизина: ханжа Чужехват, хвастун Верхолет.

В литературе сентиментализма акценты переносятся со среды на человека, на сферу его духовной жизни. Предпочтение отдается характерам, в которых преобладает "чувствительность". Сентиментальность, по определению Г. Поспелова, "состояние более сложное, вызванное в основном идейным осмыслением определенной противоречивости в социальных характерах людей. Чувствительность – явление лично-психологическое, сентиментальность имеет обобщающе-познавательное значение". Сентиментальность переживания – это способность осознать во внешней незначительности жизни других людей, а иногда и в своей собственной жизни нечто внутренне значительное. Это чувство требует душевной рефлексии героя (эмоциональное созерцание, способность самоанализа). Ярким образцом сентиментального характера является Вертер Гёте. Название романа симптоматично – "Страдания молодого Вертера". В произведении Гёте страдания воспринимаются не как цепь несчастных событий, а как опыт духовного переживания, способный очистить душу героя, облагородить его чувства. Автор не идеализировал своего героя. По окончании работы над романом Гете писал, что изобразил "молодого человека, погруженного в сумасбродные мечтания", который "гибнет... вследствие несчастных страстей".

После века "думания" (так Вольтер называл эпоху Просвещения) авторы и читатели ощутили, что мысль, логически доказанная идея не исчерпывает потенциала личности: можно выдвинуть эффектную идею усовершенствования мира, однако этого недостаточно, чтобы исправить порочный мир. Наступает эпоха романтизма. По своему содержанию искусство отражает бунтарский дух человека. В литературе кристаллизуется романтическая теория гения. "Гений и злодейство – две вещи несовместные" – эта фраза Пушкина определяет основные типы характеров в романтизме. Поэты открыли необычную сложность, глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность личности.

Напряженный интерес к сильным чувствам и тайным движениям души, к таинственной стороне мироздания рождает исключительный по интенсивности психологизм образов. Тяга к интуитивному побуждает писателей представлять героев в экстремальных ситуациях, настойчиво постигать потаенные стороны натуры. Романтический герой живет воображением, а не реальностью. Складываются особые психологические типы: бунтари, противопоставляющие высокий идеал торжествующей действительности; филистеры ("просто хорошие люди", живущие в окружении обыденности и довольствующиеся своим положением. Новалис писал, что этот тип людей "не способен на бунт, никогда не вырвется из царства пошлости"); злодеи, искушающие человека всемогуществом и всезнанием; музыканты (одаренные люди, способные проникать в мир идей). Многие герои романтизма становятся литературными мифами, символизирующими жажду познания (Фауст), бескомпромиссную преданность (Квазимодо) или абсолютное зло (Каин). В романтизме, как и в сентиментализме, внесословная ценность человека является определяющей в аттестации характера литературного героя. Именно поэтому авторы намеренно ослабляют факт зависимости человека от обстоятельств, обусловленных общественными конфликтами. Немотивированность характера объясняется его заданностью и самодостаточностью. "Одна, но пламенная страсть" руководит поступками героев.

В центре романтической эстетики – творческий субъект, гений, переосмысливающий реальность, или злодей, убежденный в непогрешимости своего видения действительности. Романтизм исповедует культ индивидуализма, делая акцент не на всеобщем, а на исключительном.

Основа литературной характерологии реализма – социальный тип. Психологические открытия романтизма подкрепляются в реализме широким социальным и историческим анализом, идеологической мотивировкой поведения героя. Персонаж, как правило, детерминирован обстоятельствами и средой.

В русской реалистической литературе складываются типы литературных героев, которые имеют общие характерологические признаки, их поведение обусловлено схожими обстоятельствами, а раскрытие образа в тексте строится на традиционных сюжетных коллизиях и мотивах. Самыми яркими явились "лишний человек", "маленький человек", "простой человек".

Литературный тип "лишнего человека" возник как переосмысление феномена избранности романтического героя. Наименование типа вошло во всеобщее употребление после написания И. С. Тургеневым повести "Дневник лишнего человека". Ранее в литературе существовало понятие "странный человек". Так определялся характер героя, способного отказаться от "норм общественной жизни". Лермонтов дает такое название одной из своих драм. Интерес к "истории человеческой души" в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова определил специфическую характерологию типа "лишнего человека". Это незаурядная личность, что отражается и в его внешности, и в поступках; персонаж трагически осознает нереализованность собственных сил, обманутость судьбою и нежелание что-либо менять. Отсутствие конкретных целей становится причиной бегства героя от обстоятельств, требующих решительных поступков.

Вопрос: "зачем я жил, для какой цели я родился?" остается открытым. Герою данного типа свойственно презрительное отношение к миру, которое объясняется знанием человеческих слабостей. Чувство нравственного превосходства и глубокий скептицизм характеризует эгоцентрическую личность ("мы почитаем всех нулями, а единицами себя"), в которой противоречиво объединяются богатые интеллектуальные способности и неприятие "упорного труда". Рефлексия, постоянная неудовлетворенность собой и миром, одиночество объясняются отказом героя от искренней дружбы, нежеланием потерять "постылую свободу"; стремление разделить с кем-либо свой духовный опыт сталкивается с убежденностью, что "вечно любить невозможно – на время не стоит труда". Печальный итог: духовная или физическая гибель, не героическая, а бессмысленная смерть.

Эволюция образа "лишнего человека" обнаруживает бесперспективность этого литературного типа, что отмечалось уже критиками середины XIX в. Д. И. Писарев рассуждает об обреченности Онегина. И. А. Гончаров пишет о слабости натур Печорина и Онегина. А. В. Дружинин указывает на постепенную трансформацию "лишнего человека" в "госпитальный тип". Появляются новые "герои века", способные преодолеть слабости своих предшественников. Несостоятельность "лишних людей" показали Тургенев (Рудин и Лаврецкий), Гончаров (Обломов и Райский), Чехов (Лаевский и Иванов).

Понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Рождается он в эпоху сентиментализма. Вначале этим понятием обозначались представители третьего сословия, которые стали интересовать писателей ввиду демократизации литературы. Появилось множество "перелицованных" повестей, где главный герой выступал в роли плута или жертвы. Повесть Г. И. Чулкова "Пригожая повариха" на русском материале представляет сюжет романа Д. Дефо "Моль Флендерс", а похождения авантюристки привлекают читателя не менее, чем трагедии Сумарокова. Постепенно на смену героям-плутам приходят страдающие герои сентиментализма.

Η. М. Карамзин в "Бедной Лизе" воплотил основной тезис сентиментализма о внесословной ценности человека – "и крестьянки любить умеют". Классическая схема, предельно выразительно выявляющая характер "маленького человека" в произведениях сентиментализма, практически неизменна: идиллические картины жизни "естественных людей" нарушаются вторжением представителей порочной цивилизации.

Новый импульс будет дан указанному тину реалистической литературой. "Повести Белкина" Пушкина, "Шинель" Гоголя, "Бедные люди" Достоевского, рассказы Чехова многопланово представят тип "маленького человека", художественно сформулируют характерологические признаки литературного типа: заурядная внешность, возраст от тридцати до пятидесяти лет; ограниченные бытийные возможности; убогость материального существования; конфликт героя с высокопоставленным лицом или обидчиком; крушение мечты всей жизни; стихийный бунт персонажа; трагический исход.

Безусловно, открытие типа "маленького человека" принадлежит Пушкину. Μ. М. Бахтин отмечал, что Белинский "проглядел" Самсона Вырина, не сделал его главным источником темы "маленького человека". Объяснением этому может быть благополучная развязка конфликта. Дуня счастлива, несмотря па логику социальных отношений. Самсон Вырин предполагал, что дочери придется улицы мести, а она вполне благополучно вышла замуж за Минского. Пушкин намеренно отходит от изображения социальных аргументов трагедии несчастного чиновника, создает не лишенную сентиментальности утопическую картину отношений между представителями разных социальных слоев. Как бы то ни было, психология "маленького человека" была очерчена Пушкиным во всей очевидности его общественного существования. Не менее значимым аспектом темы делается анализ драматических семейных отношений. Пушкинская концепция становится источником последующих литературных обобщений, предопределяет сюжеты Достоевского и Толстого о "несчастных семействах", конфликтные ситуации, где "каждая семья несчастна по-своему".

"Маленький человек" становится доминирующим типом в "натуральной школе". Л. М. Лотман писала, что "человек предстал у писателей “натуральной школы” слепком социальной формы, искажающей человеческую природу".

Дальнейшая эволюция литературного типа "маленького человека" связана с перенесением акцентов, по словам Μ. М. Бахтина, "со среды на человека". Уже в раннем произведении "Бедные люди" Ф. М. Достоевский основное внимание концентрирует на духовном мире героя, хотя зависимость от социальных обстоятельств по-прежнему определяет несчастья Макара Девушкина. Добролюбов в статье "Забитые люди" отмечал: "В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе".

В романе "Бедные люди" объединяются два взгляда на "маленького человека" – пушкинский и гоголевский; Макар Девушкин, прочитав обе повести, приходит к заключению, что "все мы Самсоны Вырины". Данное признание указывает на драматическое открытие – трагедия предопределена, нет возможности бороться с обстоятельствами, которые непреодолимы. Известная фраза Достоевского: "Все мы вышли из гоголевской “Шинели”" – подразумевает не столько ученичество, сколько продолжение и развитие темы милосердия, безмерной любви к человеку, отторгнутому обществом.

Мир Акакия Акакиевича замыкается в пределах мечты о шинели, мир Макара Девушкина – забота о Вареньке. Достоевский представляет тин мечтателя, который довольствуется малым, и все его поступки продиктованы боязнью потерять скромный дар судьбы. Тематическая близость обнаруживается между "Бедными людьми" и повестью "Белые ночи", герой которой дает себе уничижительную характеристику: "Мечтатель – не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где- нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света". Достоевский пересматривает известный тип романтического героя, который погружается в мир идеальной мечты, презирая действительность. Герои Достоевского обреченно проповедуют жизненное смирение, что приводит их к гибели.

Иной поворот темы маленького человека связан с интересом писателя к теме пьянства как аллегории бунта против общественной морали. В романе "Преступление и наказание" эта разновидность порока рассматривается не как следствие социального зла, а как проявление эгоизма и слабости. Забвение в пьянстве не спасает человека, которому "некуда больше идти", оно разрушает судьбы близких людей: Соня Мармеладова вынуждена пойти на панель, Катерина Ивановна сходит с ума, и, если бы не случай, ее детей ожидала бы неминуемая гибель.

Чехов не выражает сострадания к "маленькому человеку", а показывает действительную "малость" его души. В рассказе "Смерть чиновника" изучается проблема добровольности взятых человеком социальных обязательств. Решается она в гротескном ключе. Червяков умирает не как "униженный и оскорбленный" человек, а как чиновник, от страха утративший свое естественное обличив.

Чехов всем своим творчеством доказывал, что человек не должен подверстывать свои потенции под дозволенные социумом границы. Духовные потребности личности обязаны восторжествовать над пошлостью и ничтожеством: "Человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар". Замкнутость "футлярной жизни", настаивает писатель, пагубна.

В рассказе "Человек в футляре" создается пугающий образ Беликова, апологета охранительной морали. Все его поведение проникнуто опасением "как бы чего не вышло". Писатель утрирует облик защитника социальной нравственности; черный костюм, очки, калоши, зонтик являются выразительными деталями образа, которые создают экспрессивный портрет пугающего общественного явления. Смерть Беликова, может показаться, приносит избавление людям, испытывающим страх перед ревностным блюстителем морали, но Чехову чуждо оптимистическое решение трагической коллизии. Писатель с грустью признает, что тщетны надежды исправить людей, отличающихся от Беликова образом жизни, но не внутренним самосознанием. В финале рассказа поставлен символический акцент, позволяющий убедиться в том, что охранительные идеи остаются живы. Сцена похорон Беликова оформляется образом дождя, и все присутствующие раскрывают зонтики, это прочитывается как неизбывность того, за что, собственно, ратовал боязливый учитель.

Ф. Сологуб, М. Булгаков представят в своих сатирических произведениях уже устрашающий тип "мелкого беса", где "торжествующая пошлость" будет доведена до образа-символа.

В современном литературоведении, наряду с традиционными социальными литературными типами реализма, уделяется внимание психологическим типам, не являющимся носителями какой-либо идеологии, но важными для характеристики изображаемой эпохи.

Истоком типа "простого человека" был сентиментализм с его концепцией внесословной ценности человека. В романтической литературе "простой человек" персонифицирует "непорочную природу". Черкешенка у Пушкина ("Кавказский пленник"), грузинка у Лермонтова ("Мцыри") воплощают идеи гармонии мира и человека, которую утратил в своей душе бунтующий герой. В реалистической литературе образ "простого человека" отражает идею упорядоченной жизни, основанной на законах патриархального бытия.

Н. Страхов называл повесть Пушкина "Капитанская дочка" семейной хроникой. Пушкин не идеализирует "простые русские семейства", хранящие "привычки старины глубокой". Автор показывает и крепостнические черты характера Андрея Петровича Гринева, не скрывает жестокости капитана Миронова, готового пытать башкирца. Но в центре внимания автора совсем иное: в мире Гриневых и Мироновых он находит прежде всего то, что, говоря о "Капитанской дочке", ясно обозначил Гоголь: "Простое величие простых людей". Эти люди внимательны друг к другу, живут по совести, верны чувству долга. Они не жаждут величественных свершений, личной славы, но способны действовать решительно и смело в экстремальных обстоятельствах. Эти пушкинские персонажи привлекательны и сильны тем, что живут в мире отечественных традиций и обычаев, в основе своей народных.

От этого ряда пушкинских героев тянутся нити к великому множеству персонажей последующей русской литературы. Это лермонтовский Максим Максимыч, старосветские помещики Гоголя, Ростовы у Л. Н. Толстого, лесковские "праведники". Такой тип литературного героя по-разному называется в литературоведении. Так как четких социальных критериев обозначить нельзя, это скорее психологический тип: эти образы не являются носителями главной идеи текста, на них не сосредоточено все внимание автора. Исключением является повесть Гоголя "Старосветские помещики". В. Е. Хализев персонажей подобного рода называет "сверхтипами". Подобные образы, по мысли исследователя, присутствовали в разных художественных эстетиках. В. Е. Хализев называет комплекс устойчивых качеств: "Э го прежде всего укорененность человека в близкой реальности с ее радостями и горестями, с навыками общения и повседневными делами. Жизнь предстает как поддержание некоего порядка и лада – и в душе именного этого человека, и вокруг него".

А. Григорьев называл таких героев "смиренными", противопоставлял их "хищным", "гордым и страстным" персонажам. Затем появляются понятия "обыкновенный человек", "чудак". М. Бахтин причислял их к "социально- бытовым героям", не наделенным идеологическим звучанием. Тип "простого человека" не может исчерпать свои возможности, так как он является отражением мира обычного человека, но трансформироваться он будет постоянно в зависимости от приоритетов эстетических теорий. Так, в литературе экзистенциализма этот главный образ явился вызовом художника бесчеловечному миру. Герои Камю, Кафки, Сартра теряют свои имена, сливаясь с толпой равнодушных, становятся "посторонними" для других и для себя.