Сомерсет моэм биография личная. Сомерсет моэм и его тайная жизнь. Сомерсет Моэм: биография

Моэм родился во Франции, поскольку его отец работал юрисконсультом в Посольстве Великобритании в Париже. Когда ему было 8 лет, его мать умерла от туберкулеза, а еще через два года от рака желудка умер его отец. Смерть родителей, которых Моэм горячо любил, была для мальчика тяжелым ударом.


Его взял на воспитание брат отца, священник, который жил в Англии. Моэм не чувствовал особой любви к себе со стороны всех членов своей новой семьи и тяжело страдал от этого. Во время учебы Моэма в Кентербери у него развилось довольно сильное заикание. Он вообще не отличался крепким здоровьем и был отправлен в Германию, чтобы подлечиться. В Германии он стал учиться в Гейдельбергском университете и начал понемногу писать, никому, правда, не показывая то, что выходило из-под его пера. В 18-летнем возрасте он вернулся в Англию, где его дед настойчиво рекомендовал заняться медициной. Моэм согласился с его доводами, хотя и не испытывал к медицине большой любви, и поступил в медицинское училище при больнице Святого Фомы в Лондоне. Через 5 лет он был квалифицированным врачом и свободным человеком. Врачом работать, впрочем, он не стал, а полностью посвятил себя литературной деятельности. В 23 года уже опубликовал свой первый роман "Лиза из Ламбета". Затем стал писать пьесы. Когда ему было 34 года, в Лондоне с огромным успехом одновременно шли 4 его пьесы. В 40-летнем возрасте Моэм опять вернулся к созданию романов, и через год вышел его автобиографический роман "Бремя страстей человеческих", ставший классикой.

Моэм постоянно путешествовал: побывал в Китае, Индии, Италии, Северной Америке, Мексике, Полинезии. Во время первой мировой войны он был британским агентом в Швейцарии и России. В 1928 году купил виллу на французской Ривьере, которая и стала постоянным домом практически до конца его жизни.

Моэм всегда выглядел истинным джентльменом и владел безукоризненными манерами. Он также был великолепным рассказчиком, несмотря на заикание. Поддерживал дружбу с Уинстоном Черчиллем, Гербертом Уэллсом и Ноэлем Кауардом, которые часто гостили у него на вилле. В последние годы своей жизни Моэм совершенно не боялся смерти. Он сказал как-то одному из своих друзей: "Смерть, как и запор, например, лишь одна из банальностей, очень часто встречающихся в жизни человека. Так стоит ли ее так уж бояться?"

Умер Моэм на 92-м году жизни от закупорки легких.

Моэм был бисексуален. Писатель Биверли Николе, один из его старых друзей, свидетельствует: "Моэм не был "чистым" гомосексуалистом. У него, конечно же, были любовные связи и с женщинами, и не было никаких признаков женского поведения или женских манер".

Первая сексуальная связь возникла у 16-летнего Моэма во время его учебы в Гейдельбергском университете. Его партнером стал 26-летний Эллингэм Брукс, привлекательный и состоятельный выпускник Кембриджского университета. После возвращения в Лондон Моэм не решался встречаться с гомосексуалистами, поскольку гомосексуальная связь являлась уголовным преступлением. Всего лишь пять лет назад Оскар Уайлд был посажен в тюрьму на два года за гомосексуализм. Поэтому уже во время учебы в медицинском училище Моэм решил обратить свое внимание на женщин. Позже он признался: "Однажды вечером в субботу я вышел на Пиккадилли и нашел себе молодую женщину, которая была согласна провести со мной ночь за один фунт. Потом я, правда, какое-то время лечился от гонореи... Несмотря на эту неудачу, я продолжал встречаться таким образом с женщинами, когда мог себе это позволить". Вскоре после этого Моэм поселился в одной квартире со своим другом Уолтером Пейном, который пользовался большой популярностью у женщин. Когда Пейну надоедала очередная его любовница, он отдавал ее Моэму. Моэм приглашал ее сначала на ужин, а затем в постель. "В этом не было ни романтики, ни любви, только лишь удовлетворение", - говорил потом Моэм. Позже у него были любовные связи и с широко известными женщинами. В 29 лет он соблазнил 40-летнюю Вайлет Хант, известную феминистку, редактора журнала "Свободная женщина". Затем его любовницей стала Саша Кропоткина, дочь Петра Кропоткина, известного русского анархиста, который жил в это время в ссылке в Лондоне.

Важную роль в жизни Моэма сыграли две женщины. Одну из них он любил, а на другой женился. Первой была Этельвин Джоунз, больше известная под именем Сью Джоунз. Моэм всегда называл ее Роузи и именно под этим именем, она вошла в качестве одного из персонажей в его роман "Пироги и пиво". Когда Моэм познакомился с ней, ей, дочери известного драматурга, было 23 года, она недавно развелась с мужем и была уже довольна популярной актрисой. После некоторых встреч Моэм пригласил ее к себе домой, где они тут же занялись любовью. Моэм полагал, что Сью очень хотела выйти за него замуж. Позже он написал: "Я не хотел на ней жениться. Я знал, что с ней уже переспали все мои друзья и знакомые. Может даже показаться, что она была чем-то вроде проститутки. Это не так. Она не была порочной. Так уж случилось, что ей нравилось заниматься любовью, и она считала само собой разумеющимся, что после ужина с мужчиной должно быть продолжение вечера в его постели ". Позже, когда Сью уехала с театром на гастроли в Чикаго, Моэм все-таки решил жениться на ней. Он сделал ей предложение и был ошеломлен, когда она отказала ему. Оказалось, что Сью уже была беременна от другого мужчины, сына графа Энтрима. Вскоре она вышла за него замуж.

Другой женщиной, на которой Моэм женился, была Сайри Барнардо Уэллкам,отец которой был широко известен тем, что основал целую сеть приютов для бездомных детей. В 22-летнем возрасте Сайри вышла замуж за 48-летнего американца Генри Уэллкама, владельца гигантской корпорации по производству лекарственных препаратов. Их семейная жизнь сложилась неудачно. У Сайри была любовная связь с американцем Гордоном Селфриджем, владельцем сети универмагов в Лондоне. Когда Уэллкам узнал об этой связи, он заставил Сайри подписать договор о разделе имущества. Моэм познакомился с ней в 1911 году. Она ему очень понравилась. Через какое-то время они уже были неразлучны. Сайри очень хотела родить от Моэма ребенка и через некоторое время действительно родила от него дочь, которую они назвали Элизабет. Уэллкам, который нанял частных детективов для слежки за Сайри, сразу же подал документы на развод, заявив в суде, что разводится с женой из-за ее связи с Моэмом. Сайри предприняла попытку самоубийства, но осталась жива. Когда Уэллкам развелся с Сайри, Моэм сделал то, что считал единственным правильным выходом из создавшегося положения. Он женился на ней 26 мая 1917 года. Сайри на самом деле любила Моэма, а он довольно быстро охладел к ней. В одном из своих писем он написал: "Я женился на тебе, потому что думал, что это единственное, что я могу сделать для тебя и для Элизабет, чтобы дать вам счастье и обеспеченность. Я же женился на тебе не из-за того, что так уж сильно любил тебя, и ты об этом прекрасно знаешь". Вскоре Моэм и Сайри стали жить отдельно. Она сделалась известным художником по интерьерам. Через несколько лет Сайри подала на развод и получила его в 1929 году.

Во время первой мировой войны Моэм познакомился с человеком, любовь к которому писатель пронес потом через всю жизнь. Этим человеком был Джеральд Хэкстон - американец, родившийся в Сан-Франциско, но выросший в Англии. Он был чуть выше Моэма, и его внешность выдавала в нем человека, который вел довольно распутный образ жизни. Многие женщины считали его привлекательным. В тот вечер, когда Моэм познакомился с Хэкстоном, Моэму было 40 лет, а Хэкстону 22 года. Моэм спросил у Хэкстона, что бы он хотел получить от жизни. Хэкстон ответил: "Побольше удовольствий и азартных игр. Но у меня нет ни цента, поэтому мне нужен человек, который позаботился бы о моем благосостоянии". После этого разговора они отправились на квартиру Хэкстона, разделись и легли в постель. После интимной близости Моэм прошептал: "Не волнуйся о своем будущем, Джеральд, я сам побеспокоюсь о тебе". На протяжении следующих тридцати лет, до самой смерти Хэкстона, скончавшегося от отека легких, он был постоянным спутником и секретарем Моэма и на Ривьере, и во время многочисленных поездок писателя по всему миру. Хэкстон много пил, отчаянно врал и проигрывал большие деньги, но пользовался неизменной поддержкой и любовью Моэма. Хэкстон легко сходился с людьми, и во время их совместных путешествий знакомил Моэма с самыми разными личностями, которые затем часто становились яркими персонажами литературных произведений писателя. Для того, чтобы внести в сексуальную жизнь Моэма какое-то разнообразие, Хэкстон находил ему новых партнеров. Так было во время их поездок в Индокитай и Мексику.

В 1943 году в Нью-Йорке у 69-летнего Моэма была непродолжительная связь с 17-летним поэтом и почитателем его таланта Дейвидом Познером. В биографии писателя под названием "Моэм" Тед Морган процитировал отрывок из письма Познера, в котором были и такие слова: "Он не был каким-то выдающимся любовником, но в нем было много страсти. Иногда казалось, что он относится к сексу слишком уж по-деловому, но с другой стороны, он иногда тратил много времени на то, чтобы просто ласкать партнера... Он совершенно не принимал сексуальных отношений с женщинами... Однажды, когда он увидел меня с девушкой, он сильно расстроился".

После похорон Хэкстона Моэм взял себе нового секретаря. Им стал Алан Сирл, добрый молодой человек, работавший в благотворительной организации при больнице. Сирл обжал Моэма и считал его самым лучшим из всех любовников, с которыми его сводила судьба. В 1962 году Моэм официально усыновил Алана Сирла, лишив права на наследование свою дочь Элизабет, поскольку до него дошли слухи о том, что она собиралась ограничить его права на собственность через суд по причине его неправоспособности. Элизабет через суд добилась признания своего права на наследство. Суд признал усыновление Моэмом Сирла недействительным.

Последние слова Моэма перед смертью были обращены к Сирлу. Моэм прошептал: "Хочу пожать тебе руку и поблагодарить тебя за все, что ты сделал для меня"

В Великобритании опубликована новая биография Сомерсета Моэма. Ее автор, писательница Селина Хастингс, стала первым биографом Моэма, получившим разрешение Королевского литературного фонда ознакомиться с частной корреспонденцией писателя, которую Моэм распорядился никогда не публиковать.

В 1955 году, когда Сомерсету Моэму шел 82-ой год, в одном из интервью его спросили, хочет ли он, чтобы его биография была опубликована в Англии. Моэм, не задумываясь, отверг эту идею. "Жизни современных писателей, - сказал он, - сами по себе не представляют никакого интереса. Что касается моей жизни, то она просто скучна, и я не хочу ассоциироваться со скукой".

Написанная Селиной Хастингс "Тайная жизнь Сомерсета Моэма" опровергает это утверждение, доказывая, что жизнь Моэма была чередой захватывающих приключений, тайн и любовных похождений. На протяжении шестидесятилетней литературной карьеры Моэм много путешествовал по экзотическим странам Азии, бывал в Океании, работал в британской разведке и со шпионской миссией посещал Россию в разгар Февральской революции. И при этом не переставал писать. Он автор 21 романа и более ста рассказов, десятки его пьес доминировали на театральных сценах Лондона и Нью-Йорка в начале прошлого века. Он был светским львом и вращался в артистическом и светском бомонде Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Среди его друзей, которых он принимал на своей вилле "Мореск" на французской Ривьере, – Уинстон Черчилль , Герберт Уэллс , Жан Кокто , Ноэль Кауард . Казалось, что жизнь Моэма проходила в гламурной обстановке невероятного литературного успеха, у него была репутация едва ли самого значительного писателя своего времени. Однако Селина Хастингс в своей новой биографии Моэма приоткрывает завесу над его сложным характером, частыми депрессиями – результатом несчастливого детства и неудачного брака. Над трагическим и шокирующим финалом его жизни, когда он стал жертвой психического расстройства. "Тайная жизнь Сомерсета Моэма" обречена стать бестселлером, поскольку ее герой до сих пор остается одним из самых популярных и читаемых писателей во всем мире, в том числе и в России. Селина Хастингс стала первым биографом Моэма, получившим доступ к его частной переписке, которую он запретил публиковать. Удалось ли узнать из нее что-то новое о Моэме? На вопросы обозревателя РС ответила сама Селина Хастингс :

Я получила очень много новой информации. Например, прочла письма, которые он писал в молодости, когда изучал медицину в лондонской больнице Святого Фомы. Письма были адресованы его очень близкому другу художнику Джералду Келли . В них содержалось, в частности, детальное описание его романа с очаровательной молодой актрисой. Были письма, в которых описывалось, как Моэм был вынужден жениться на женщине, которую не любил. Всё это, а также круг его чтения, мнения о друзьях, с которыми он встречался, содержалось в письмах, адресованных Келли.

- Кристофер Ишервуд сравнил Сомерсета Моэма со старым чемоданом, обклеенным многочисленными наклейками отелей, и заметил, что никто не знает, что на самом деле находится внутри чемодана. Что же там находится, на ваш взгляд?

- То, что Моэм пытался скрыть: очень страстный, очень ранимый, очень эмоциональный человек. Себя он демонстрировал миру совсем другим: циником, для которого не было ничего святого. И это более чем далеко от правды. Он был нравственным, храбрым человеком и истинным реалистом. Ничто в человеческой натуре не могло его удивить. Его постоянно критиковали за мнимый цинизм, но причиной этого были его произведения. Он не игнорировал низменные стороны человеческой натуры и демонстрировал их главным образом в своих пьесах. В те времена людей это шокировало, и они предпочитали называть это цинизмом, а не реализмом.

- В своих автобиографических заметках "Подводя итоги" Моэм невысоко оценил свой писательский талант. Каково, на ваш взгляд, его место в английской литературе?

Моэма читали не только любители литературы, но и люди, которые обычно ничего не читали, кто никогда не посещал ни книжных магазинов, ни библиотек


- Сам он назвал себя лучшим из второстепенных писателей. Когда я называю его реалистом, то считаю это огромным достоинством. В его время у него была репутация намного более высокая, поскольку тогда он был феноменально популярен. В театрах шли десятки его пьес – намного больше, чем у любого другого драматурга, его романы выходили огромными тиражами, их переводили на иностранные языки чаще, чем книги других писателей того времени. Тогда не только в Англии, но и во Франции, и в Америке многие литературные критики считали его великим писателем. Не думаю, что он был им, и не думаю, что он сам считал себя таковым. Моэма читали не только любители литературы, но и люди, которые обычно ничего не читали, кто никогда не посещал ни книжных магазинов, ни библиотек. Они покупали журналы с его рассказами и его книги на вокзалах. У него был намного более обширный круг читателей, чем у большинства писателей.

- Как вы полагаете, в каком из романов Моэма с наибольшей силой отразилась его личность?

Бесспорно, это "Бремя страстей человеческих" - самый значительный его автобиографический роман. Моэм – основной персонаж этой книги. В нем он изобразил себя практически без каких-либо прикрас.

- В одной из рецензий на вашу книгу говорится, что Моэм был не столько творцом, сколько наблюдателем. Согласны ли вы с этим?

- Согласна. Думаю, что у Моэма было очень незначительное творческое воображение - он сам об этом говорил. Для работы ему необходим был жизненный материал, реальные жизненные истории, которые он использовал в книгах и рассказах. Значительную часть своей жизни он провел в путешествиях по миру, поскольку ему постоянно требовался свежий материал.

- А как бы вы охарактеризовали его политические убеждения?

- Он был умеренным социалистом – в отличие от своего брата, лорда-канцлера, который принадлежал к крайне правому крылу консервативной партии. Частично это объясняется тем, что молодым человеком он провел пять лет в больнице в Ламбете, одном из самых бедных трущобных районов Лондона, где работал врачом. Убеждения Моэма всегда были левоцентристскими, и он никогда не изменял им.

- Но ведь Моэм выполнял шпионские задания консервативного правительства, в частности, в России. Был ли он шпионом в полном смысле слова?

Моэм восхищался русской литературой, изучал русский язык, говорил по-русски и очень любил посещать Россию. По всем этим трем причинам служба в разведке открывала для него очень интересные перспективы


- Был, он служил в британской разведке. Его миссия в России включала помощь Александру Керенскому - главе Временного правительства. Британия тогда была крайне заинтересована в том, чтобы Россия продолжила войну, и хотела поддержать его, в том числе и финансами. Британское правительство пыталось предотвратить приход к власти большевиков и сохранить Россию в качестве союзника в войне. У Моэма были неоднозначные мотивы для работы в разведке. Во время войны он ощущал себя патриотом, хотя до войны очень критически относился к собственной стране. После объявления войны он заявил, что сейчас единственное, что имеет значение - это спасение родины. Кроме того, Моэма очень интриговала сама профессия секретного агента. Он всегда хотел скрытно оказывать влияние, прячась за сценой, тайно дергать за нити других людей. Он любил больше слушать, чем говорить, любил провоцировать людей на откровения, что очень полезно в работе шпиона. Моэм восхищался русской литературой, изучал русский язык, говорил по-русски и очень любил посещать Россию. По всем этим трем причинам служба в разведке открывала для него очень интересные перспективы.

- Вы пишете, что секс был одним из хобби Моэма. Какую роль играл секс в его жизни?

- В физиологическом смысле он был гиперсексуален, как, впрочем, многие творческие личности. Кроме того, секс для него был одним из способов сближения с людьми. Но проблема состояла еще и в том, что его считали холодным, непривлекательным человеком, что было неправдой, но в этом проявлялась его манера поведения. С помощью секса он мгновенно преодолевал это расхожее представление. Моэм был бисексуалом. Однако с возрастом его гомосексуализм стал превалировать. У него было немало романов с женщинами, он любил их. И если бы женился на своей любимой - актрисе Сью Джонс, с которой у него был длительный роман, этот брак мог бы стать для него счастливым, потому что она очень снисходительно относилась к его гомосексуальным связям.

Моэм был влюблен в Джералда Хэкстона, с которым у него сложилась очень длительная связь. Хэкстон был американцем и на двадцать лет младше него. Очаровательный молодой человек, однако очень беспутный – пьяница, страстный игрок с неуправляемым и опасным характером. Одной стороне личности Моэма это нравилось. Другая его сторона была очень разборчива и моралистична. Но Моэма всегда притягивали мошенники, плуты, негодяи и разного рода мелкое жульё – он находил их привлекательными.

- Можно ли назвать Моэма английским джентльменом?

- Он очень хотел бы, чтобы его так называли, да и считал себя им. Однако, думаю, что Моэм был слишком для этого неоднозначен, слишком многое ему приходилось в себе подавлять. В глубине души он был бунтарем, хотя внешне казался английским джентльменом – безукоризненный костюм-тройка, монокль и прочее, но натура у него была слишком мятежная.

- Почему Моэм, в конце концов, предпочел жить во Франции?

- Он женился в 1917 году и не мог добиться развода до 1928 года. Как только развелся, он тотчас уехал из Англии, в которой ему было трудно жить по многим причинам. Из всех стран Европы в Британии были самые жесткие законы против гомосексуализма. Он купил прекрасную виллу на мысе Ферра на французской Ривьере и превратил ее в роскошное жилище. Это полностью соответствовало вкусам и натуре Моэма. Там он наслаждался в обществе своих знаменитых гостей, жил там в фешенебельной обстановке – с тринадцатью слугами, высокой кухней, плавательным бассейном, коктейлями и всем прочим. Тем не менее, он был человеком в высшей степени дисциплинированным и ежедневно в девять утра поднимался в свой крошечный кабинет под крышей, где садился за письменный стол и не выходил оттуда до ланча в час дня. Он даже заделал окно в кабинете, чтобы прекрасный вид на Средиземное море его не отвлекал. Этого распорядка он ежедневно придерживался в течение сорока лет.

- Изменилось ли ваше мнение о Моэме после работы над его биографией?

- Во многом. До написания книги я представляла его в образе этакого крокодила с мыса Ферра. Сейчас же нахожу необычайно интересным и заслуживающим сочувствия. Это человек трудный, но интересный, и теперь я отношусь к нему с симпатией.

- Насколько популярен Моэм сейчас в Англии и других странах?

Очень популярен. Его книги постоянно публикуются, его пьесы часто ставятся в Британии, а временами и в Америке. Он невероятно популярен во Франции и Германии. Совсем недавно по его роману "Узорный покров" в Голливуде снят фильм с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс в главных ролях. Ранее был экранизирован другой его роман - в оригинале он называется "Театр", а в фильме получил название "Быть Джулией". Появляются адаптации его пьес на телевидении, растут тиражи книг. Его продолжают читать.

- Джон Китс говорил, что жизнь писателя – это аллегория, которая обладает дополнительным значением для других людей. Что можно сказать о жизни Моэма в этом смысле?

- На мой взгляд, важнейшая тема, проходящая через его жизнь и книги, - это сущностная важность свободы для человека и художника. С неослабеваемой силой он писал о людях, оказавшихся в ловушке брака или в другой сходной ситуации. Он не уставал доказывать, насколько это разрушительно для человеческого духа. Это справедливо и для его собственной жизни. Он оказался в ловушке своего ужасного брака и был в западне существовавших в то время в его стране законов о гомосексуализме. Надо отдать ему должное: он всегда боролся за свою свободу. Думаю, что именно это можно назвать аллегорией его жизни.

Церемониальное неметропольное графство
Сомерсет
англ. Somerset
Страна
Включает 7 районов
Административный центр
Крупнейший город
Др. крупные города , Уэлс, список мест в Сомерсете
Население 908 554 чел. (2011 )
Плотность 218 чел./км²
Площадь 4 170 км² (7-е место )
Код ISO 3166-2 GB-SOM
Официальный сайт
Аудио, фото и видео на Викискладе

Со́мерсет , или Со́мерсетшир (англ. Somerset , /ˈsʌmɚsɨt/ или /ˈsʌmɚsɛt/ ; послушать , корнск. Gwlas an Hav ) - церемониальное и неметропольное графство Англии, расположенное в . Занимая территорию в 4171 квадратный километр, Сомерсет граничит с и на севере, на востоке, на юго-востоке и на юго-западе. На севере и западе территория графства частично ограничена Бристольским заливом и устьем реки Северн. Столицей графства является город , расположенный в его южной части. Население Сомерсета - 910 тысяч жителей (по данным переписи населения 2011 года).

Территория графства представляет собой в основном сельскую сильно холмистую местность. Существуют доказательства того, что начиная с эпохи палеолита в данной местности существовали поселения людей, которые сохранялись и в первом столетии нашей эры во время римского вторжения, и в последующее раннее Средневековье во время господства . Сомерсет сыграл значительную роль во время сбора сил против викингов Альфредом Великим, а также в более поздней революции и восстании Монмута.

Сельское хозяйство является основой экономики графства. Разведение овец и крупного рогатого скота, в том числе для шерсти и сыра (прежде всего чеддер), одновременно является как традиционным, так и современным занятием для региона, так же как и более необычная деятельность по выращиванию ивы для плетения корзин. Когда-то в Сомерсете было множество яблоневых садов, и графство до сих пор славится своим крепким сидром. Уровень безработицы ниже, чем в среднем по стране. Крупнейшими секторами занятости являются розничная торговля, промышленность, туризм, здравоохранение и социальное обеспечение. Рост населения выше, чем в среднем по стране.

Топонимика

Название происходит от древнеанглийского слова Sumorsǣte , которое в свою очередь является сокращением от Sumortūnsǣte , означающего «люди, живущие в Сомертоне или зависящие от него». Первое известное использование названия Somersæte относится к 845 году, после захвата территории саксами. Sumortūn , а также его современный аналог Somerton , может означать «летнее поселение», фермерский дом, который используется только в летний период. По другой версии название происходит от Seo-mere-saetan , что означает «поселенцы на берегу моря-озера». Жители Сомерсета впервые упоминаются в англосаксонских хрониках от 845 года, в изменённой форме слова: Sumursætum , однако первые упоминания графства, относящиеся к 1015 году, используют правильный вариант. Архаичное названия графства - Somersetshire - впервые упоминается в хрониках за 878 год.

Валлийское название Сомерсета звучит как Гулад-ир-Хав (валл. Gwlad Yr Haf , [гу:лад ър хав]), корнское - Gwlas an Hav , бретонское - Bro an Hañv , и во всех трёх языках означает «Страна лета».

История

Первые поселения

Пещеры холмов Мендип-Хиллс были заселены в эпоху палеолита и на данный момент являются археологическими памятниками. Кости из пещеры Гоф , например, относятся к периоду 12 000 лет до н. э., а целый скелет, известный как Человек из Чеддара датируется 7150 годом до н. э. Также в пещерах Сомерсета было найдено множество рисунков того времени.

Заселение прибрежных территорий графства, в частности древнейшего города и местности возле 137-метрового холма Брент-Кнолл , также имеет долгую историю, берущую начало с первых поселений охотников эпохи мезолита. Частые перемещения способствовали строительству Свит-Трека - одной из древнейших дорог в Северной Европе, которая датируется 3807-3806 г. до н. э.

Точный возраст хенджа недалеко от деревни Стантон-Дрю неизвестен, но считается, что сооружение принадлежит эпохе неолита. Также известно множество поселений железного века, некоторые из которых появились повторно в раннем средневековье.

Римское вторжение

В доримское время территорию Сомерсета населяли бриттские племена дуротригов, пользовавшиеся некоторой автономией и в римское время (племенной столицей дуротригов считается город, находившийся на месте нынешнего Ильчестера). Экономическому развитию территории и её частичной романизации в те годы способствовали добыча соли, разработка свинцовых руд и считавшиеся священными источники, благодаря которым город , центр территории, стал в те годы достаточно крупным поселением.

В конце IV века римская администрация в Британии ослабла, экономические связи с материком прекратились и в Сомерсете и на прилегающем к нему полуострове Корнуолл восстановилось племенное управление - эти территории вошли в состав королевства Думнония, про которое известно крайне мало. Сомерсет был периферией королевства и в конце VI века (традиционная дата - 577 год) был захвачен Уэссексом. В дальнейшем территория, благодаря своим ресурсам, была объектом борьбы между Уэссексом и Мерсией, пока к началу X века не превратилась в оплот сопротивления англосаксов скандинавам. В 973 году в Бате был коронован король Англии Эдгар.

Сомерсет в период Средневековья

После норманнского завоевания в Сомерсете было построено большое количество укрепленных замков, служивших в качестве резиденций местным баронам. Благодаря мягкому климату и долгой истории аграрного освоения, Сомерсет являлся важным сельскохозяйственным регионом в Англии. О его относительном богатстве свидетельствует большое количество церквей и монастырей.

После эпидемии чумы в XIV веке (см. Черная смерть) население графства сократилось примерно вдвое, а земледелие из-за нехватки рабочих рук было заменено на овцеводство и в XV-XVI века Сомерсет стал центром производства шерсти. В это же время началась добыча угля.

Новое и новейшее время

В XVII веке территория графства была разорена в ходе Английской революции и восстаний против Якова II, многие участники которых были казнены или сосланы. В то же время Бат и окрестности становятся популярным местом проведения отдыха аристократии. В ходе Промышленной революции в Англии экономическое значение Сомерсета постепенно уменьшается и уже к концу XIX века он превратился в сельскую глубинку.

Сейчас важную роль в экономике графства играет туризм.

География

Геология

Большую часть территории Сомерсета можно разделить на несколько типов, определяемых геологией местности. Это карстовые известняки на севере, глинистые долины и заболоченные участки в центре, оолиты на востоке и юге региона, а также песчаник девонского периода на западе.

К северо-востоку от малонаселенных прибрежных равнин и болот располагается Мендип-Хиллс - ряд умеренно высоких известняковых холмов. Центральная и западная части Мендип-Хиллс входят в специальный список значимых природных объектов с 1972 года и занимают 198 км². В основном эти холмы являются пастбищами, лишь небольшое количество используется в качестве пахотных земель.

На юго-западе располагаются холмы Кванток-Хиллс , получившие в 1956 году первыми в статус исключительно красивого природного объекта . Среди холмов можно обнаружить вересковые пустоши, дубовые леса, древние парки с хвойными деревьями. Весь объект занимает площадь в 99 квадратных километров.

Пещеры и реки

На территории Сомерсета находится обширная сеть пещер, включая например Вуки-Хол ; протекает множество подземных рек; отмечено большое количество разнообразных ущелий, таких как Эббор и Чеддер . Помимо подземных рек, в Сомерсете значительное количество обычных рек, среди которых Акс, Брю , Кэри , Паретт , Шеппи , Тон , Йео. Именно значительное количество рек является главной причиной заболоченности западного Сомерсета. На севере графства река Чью впадает в более крупную реку Эйвон. Река Паретт тянется почти до города Лэнгпорт и содержит на своих берегах следы двух причалов времен римского вторжения.

Побережье

Северная граница Сомерсета включает в себя 64 километра береговой линии Бристольского залива и устья реки Северн. По высоте приливов Бристольский залив занимает второе место в мире. Высота приливов весной в отдельных местах достигает 12 метров. В графстве разработан проект по строительству плотины для использования этой энергии. Основные прибрежные города с запада на северо-восток: Англии . Среднегодовая температура графства - 10 °C. Июль и август являются самыми теплыми месяцами в году со среднесуточными максимумами около 21 ° C. Зимой средняя минимальная температура около 1°. Среднегодовое число солнечных часов - 1600, что немного меньше, чем в среднем по региону. Среднее количество осадков составляет около 700 мм. Обычно в год бывает 8-15 дней снегопада. С ноября по март скорость ветра максимальна, а с июня по август минимальна. Преобладающим ветром является юго-западный.

Климат
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 8 1 8 3 10 6 12 9 16 5 19 3 21 7 21 5 18 6 14 8 11 1 9 0 14 4
Средняя температура, °C 4 8 4 8 6 7 8 3 11 7 14 5 16 8 16 6 14 1 10 9 7 4 5 7 10 2
Абсолютный минимум, °C 1 4 1 3 2 7 3 7 6 8 9 7 11 9 11 7 9 6 6 9 3 6 2 4 6 0
Норма осадков, мм 72 0 55 6 56 5 47 3 48 9 57 2 48 9 56 6 64 5 67 9 65 8 83 3 724 5

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.

Моэм родился в семье дипломата, рано осиротел, воспитывался в семье дяди-священника и школе-интернате для мальчиков "Кингз Скул"; изучал медицину, получил диплом врача. После успеха его первой книги, романа "Лиза из Ламбета" (1897), он решил оставить медицину и стать писателем. Этот период его жизни косвенно отражен в его романах "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1930). Несколько написанных следом романов денег не принесли, и Моэм обратился к драматургии. После громкого успеха комедии "Леди Фредерик" (1907) Моэм стал преуспевающим автором. С этого времени он часто и много ездил по свету, в частности, выполняя задание британской разведки в 1916-1917 годах, побывал и в России, о чем поведал в сборнике рассказов "Эшенден, или Британский агент" (1928). В том же году он купил виллу на французском Лазурном берегу и жил там постоянно, кроме периода с октября 1940 по середину 1946 года. Урна с прахом Моэма, согласно его воле, захоронена у стены созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы "Кингз Скул".

Драматург и эссеист. Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа "За заслуги" (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы - в 1903-1933 годах их было поставлено около 30 - отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу - это новеллы, романы и эссеистика, в т. ч. книга "Подводя итоги" (1938), в которой свободное эссе о литературе и искусстве, осторожная авторская исповедь и эстетический трактат сплавлены в примечательное художественное целое.

Рассказчик. Взыскательное мастерство формы - крепко выстроенный сюжет, строгий отбор материала, емкость детали, естественный как дыхание диалог, виртуозное владение смысловым и звуковым богатством родного языка, раскованно-разговорная и вместе с тем сдержанная, неуловимо скептическая интонация повествования, ясный, экономный, простой стиль - делает Моэма классиком рассказа 20 века. Многообразие характеров, типов, положений, конфликтов, сопряжение патологии и нормы, добра и зла, страшного и смешного, обыденности и экзотики превращают его новеллистическое наследие (подготовленное им в 1953 году полное собрание рассказов включает 91 произведение) в своего рода "человеческую трагикомедию". Однако этот свод смягчен бесконечной терпимостью, мудрой иронией и принципиальным нежеланием выступать в роли судьи ближнего своего. У Моэма жизнь как бы сама себя рассказывает, сама себя судит и выносит нравственный приговор, автор же не более, чем наблюдатель и хроникер изображаемого.

Романист. Достоинства объективной манеры письма и блестящего стиля, которым Сомерсет Моэм в немалой степени обязан своей любовью к мастерам французской прозы, присущи и его лучшим романам. Помимо "Бремени", это роман о художнике "Луна и грош" (1919) и роман об актрисе "Театр" (1937), образующие вместе с романом о писателе "Пироги и пиво" нечто вроде трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, а также "Узорный покров" (1925), "Рождественские каникулы" (1939) и "Острие бритвы" (1944). За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых "вечных" тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных им образов: "...больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства" ("Узорный покров"). Жизнь Ларри Даррелла, главного персонажа итогового для Моэма романа "Острие бритвы", и есть художественное воплощение этой высшей формы красоты.

Источник энциклопедия компании "КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ" и Wikipedia.org

William Somerset Maugham

Дата и место рождения – 25 января 1874 г., Embassy of the United Kingdom, Париж, Третья французская республика.

Британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм родился в 1874 году в Париже, где отец его был юристом британского посольства. Лишившись восьми лет матери, а десяти лет – отца, Моэм воспитывался в Лондоне у дяди, в доме которого царила атмосфера пуританской строгости. Потом он учился в закрытой школе в Кентербэри и в Гейдельбергском университете в Германии.

Чтобы приобрести профессию, он поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы в Лондоне. Здесь он приобрел познания в медицине и определенный жизненный опыт. Он столкнулся не только с физическими страданиями человека, но и с нищетой обитателей трущоб лондонского Ист-энда, с социальным неравноправием.

Медицинская практика, сблизившая его с простыми людьми, дала ему материал для вступления в литературу. Успех первых романов “Лиза из Ламбета” и “Миссис Крэдок”, хотя и был весьма скромным, заставил Моэму расстаться с медициной и целиком посвятить себя писательскому труду. Правда, первые романы не принесли ему больших доходов. Став впоследствии одним из самых состоятельных литераторов в мире, Моэм с усмешкой вспоминал, что первые десять лет он зарабатывал своим пером в среднем около ста фунтов в год, что не намного превышало заработок низкооплачиваемых чернорабочих-поденщиков.

Подталкиваемый и материальными побуждениями, Моэм увлекается драматургией. В течение первых двух десятилетий нынешнего века он пишет пьесу за пьесой. Некоторые из них, в частности “Человек чести”, “Леди Фредерик”, “Смит”, “Земля обетованная”, “Круг”, имели успех, и были такие годы, когда на сценах Англии шло одновременно больше пьес Моэма, чем Бернарда Шоу.

Однако работа над пьесами не приносила самому автору полного удовлетворения. Он писал для театра больше всего заботясь о сценической занимательности своих произведений. Это определило его успех у зрителя, но и ограничивало творческие возможности, заставляя укладывать богатый жизненный материал в прокрустово ложе определенного сюжета, как бы искусно и увлекательно он ни был построен. В зените своей драматургической славы Моэм решил написать роман, чтобы, как он признавал позже, “освободится от огромного количества тяжелых воспоминаний, которые не переставали преследовать меня”. После опубликования этого романа – “Бремя страстей человеческих”, – принесшего автору широкую известность, он все чаще берется за перо повествователя, а не драматурга.

В двадцатых годах нашего века Моэм утверждает себя также и как мастер рассказа. Его новеллы, разнообразные по форме, раскрывают перед читателем внутренний мир человека. Моэм старается показать душу человека, выхватывая его порою из социальной среди.

Б ремя страстей человеческих

Но все же среди большого числа романов, пьес, рассказов и очерков Моэм наибольшей известностью как в Англии, так и за ее пределами пользуется роман “Бремя страстей человеческих”. Заметим кстати, что для названия романа взят заголовок одного из разделов “Этики” Спинозы, который в дословном переводе гласит: “О рабстве человеческом”. Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысла, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании “Бремя страстей человеческих”.

Сам писатель, отвечая на вопрос, почему он не считает “Бремя страстей человеческих” своим лучшим романом, указал, что это всего лишь “автобиографическая книга”, в котором отражены его собственные мучительные переживания. В авторском предисловии к одному из американских изданий романа Моэм называет его “полуавтобиографическим” и замечает: “Я говорю -полуавтобиографический потому, что такое произведение является все же беллетристикой, и автор вправе менять факты, с которыми имеет дело, как найдет нужным “.

И действительно, многие факты своей жизни о которых автор рассказывает в романе, изменены – одни ослаблены, другие усилены, третьим дано иное толкование или выражение. Например, хромота, которая приносит герою романа Филипу Кэри столько неудобств и нравственных терзаний, не мучила самого Моэму, но писатель страдал от другого физического недостатка, заикание, которое причинял ему почти такие же неприятности и моральную боль. Переживания юного Филипа, судя по признаниям самого автора, во многом совпадают с переживаниями Моэма. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий.

Но было бы неправильно считать, что в романе “Бремя страстей человеческих” автор просто рассказал историю одного героя, близкую к его собственной биографии. Перед читателем предстает пестрая галерея разнообразных типов, имеющих свои биографии, характеры, выписанные автором с поразительной тщательностью.

Моэм с такой красочностью нарисовал жизнь некоторых слоев тогдашней Англии, что во многом “Бремя страстей человеческих” можно поставить в ряд со значительными произведениями крупнейших английских писателей-реалистов.

Идеалистическое представление о людях лежит в основе главной сюжетной линии романа – любви Филипа к женщине, которая по всем существующим нормам взаимоотношений между мужчиной и женщиной не могла быть им любимой. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе. Это любовь к ограниченной, тупой, порочной, нечистоплотной женщине со стороны человека, которому претит все некрасивое, у которого изысканные вкусы, подчас кажется просто немыслимой.

Ф акты из жизни

Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны – родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей.

В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости – Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» -1928 год.

В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его – ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов.

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».

В 1947 году была учреждена “Премия Сомерсета Моэма”, которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Могилы у Сомерсета Моэма нет – его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

Первый роман – “Лиза из Ламбета” – Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой “Леди Фредерик”. Но свой самый первый литературный опыт – биографию композитора Джакомо Мейербера – он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

Ц итаты и афоризмы

Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете.

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.

Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.

Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают внимания.

Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

Люди злы в той мере, в какой несчастны.

Нет на свете худшей пытки, чем любить и презирать в одно и то же время.

Любовь - это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Есть только один успех - потратить свою жизнь так, как ты хочешь.

Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее любимый способ доставить себе удовольствие.

… для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он - его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который, если оставить его без спиртного, набрасывается на полки.

Увы, в нашем несовершенном мире гораздо легче избавиться от хороших привычек, чем от дурных.

Доброта - единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью.

Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете.

Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.

Терпимость - другое название для безразличия.

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся, смеётся над дедушками и восхищается прадедами.

Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.

Самое ценное, чему научила меня жизнь: ни о чем не сожалеть.

Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.

И женщины могут хранить тайны. Но они не могут умолчать о том, что они умолчали о тайне.