Максим горький основная биография. Максим горький - автобиография. Детские и юношеские годы

«Закон о пяти колосках»

Сначала о плохом. Страшный голод, разразившийся на юге страны, унес множество жизней. Его главной причиной стала безжалостное изъятие зерна у крестьян, в основном, для экспорта. Люди умирали целыми селами, встречались ужасающие случаи людоедства.

Принят закон об охране социалистической собственности, нареченный народом «законом о пяти колосках». За кражу колхозной собственности предусматривался расстрел с конфискацией имущества или лишение свободы сроком не менее 10 лет тоже с изъятием собственности. Если она, конечно, имелась…

Теперь о маленьких радостях. В День обороны красной столицы было проведено катание на коньках в противогазах. Просто, но экзотично! О другой новой забаве - канадском хоккее - поведала «Вечерняя Москва»: «Матч разыгрывается на поле почти вдвое меньшем по размерам наших хоккейных полей. В команде играют по шесть человек. Играют хоккеисты не мячом, а плоской шайбой».

Трудно себе представить, но уже в начале тридцатых годов кое у кого появились телевизоры! У Сталина, например, и десятка-другого его соратников. Стало быть, эта газетная заметка - для них: «1 мая 1932 года состоялась праздничная передача о параде и демонстрации трудящихся. Съемки велись на Пушкинской площади, на Тверской улице и на Красной площади. Вечером 1 мая фильм был показан телезрителям».

Теперь о делах литературных: Николай Островский завершил роман «Как закалялась сталь», а Михаил Шолохов поставил последнюю точку в «Поднятой целине». Никто, даже сами авторы не знают, что создали шедевры. А вот книга Андрея Платонова «Счастливая Москва» потерялась во времени, да и заголовок у нее больно устаревший…


Валерий Бурт

Мендель и Исаак нарушили правила дорожного движения. Их останавливает инспектор ГАИ и предлагает им заплатить штраф. - А лауреаты Нобелевской Пре… Мендель и Исаак нарушили правила дорожного движения. Их останавливает инспектор ГАИ и предлагает им заплатить штраф. - А лауреаты Нобелевской Премии тоже платят штраф? - спрашивает Мендель. Инспектор извиняется и отпускает их. - А ты лауреат Нобелевской Премии? - удивляется Исаак. - Нет, конечно, но спросить-то можно?

оценок: 0
Тип: Анекдоты

Это давно случилось, когда сам Мао Цзедун помер. Тогда в один город привезли в магазины целую партию китайских ковров. Ковры были очень красивые, в… Это давно случилось, когда сам Мао Цзедун помер. Тогда в один город привезли в магазины целую партию китайских ковров. Ковры были очень красивые, все в цветах и узорах; люди их быстро раскупили и на стенки повесили. Только после этого участились случаи внезапной смерти по ночам. Очень часто люди от разрыва сердца умирать стали. И скорая не успевала к ним приезжать. В этом городе женщина с сыном жила. Сын уже взрослый был. А квартира у них была двухкомнатная. И потому мать спала в большой комнате, а сын - в маленькой. И вот однажды купила женщина такой большой китайский ковер. Она, конечно, его на стенку в большой комнате повесила и весь день вместе с сыном на него любовалась. А ночью раздался из большой комнаты страшный крик. Сын испугался, вызвал милицию. Заходит милиция в большую комнату и видит: лежит мертвая женщина на постели; и у нее нет никаких ран и синяков, только на лице выражение смертельного ужаса. Никто ничего не понимает, а один милиционер, опытный лейтенант (его потом следователем взяли), догадался свет выключить. Стало темно и все увидели ужасающую картину. На стене гроб светится, в нем лежит Мао Цзедун. В руках его, на груди сложенных, свечка зеленым огнем горит. А глаза открыты и на людей смотрят. Опытный лейтенант сразу же свет включил. И снова ничего нет, только на стенке ковер висит, разными цветами переливается. Тогда поняли все, что это от страха люди умирали, когда ночью гроб с Мао Цзедуном видели. А это китайцы специально фосфорецирующими нитками на своих коврах вышивали. При свете и не видно ничего, а в темноте светится. Так они со своим вождем прощались.

оценок: 0
Тип:

Голодомор - массовый голод, охвативший обширные территории и приведший к значительным человеческим жертвам на территории Украинской ССР в первой половине 1933 года на фоне голода в СССР в 1932-1933 годах. Политические оппоненты большевиков называли организацию голода на Украине в этот период их самым страшным преступлением .

Экономически не обоснованная принудительная коллективизация в СССР в 1929-1930 годах привела к резкому упадку сельскохозяйственного производства, в том числе и хлеба. Однако план хлебозаготовок был увеличен. В 1930 году с Украины вывезли 7,7 млн тонн зерна, которое главным образом ушло на покрытие экспортных обязательств страны. В 1931 году республика снова должна была сдать плановые 7,7 млн тонн, в то время как урожай зерна снизился до 5 млн тонн.

В 1931 году в пяти регионах СССР - в Западной Сибири, Казахстане, на Урале, на Средней и Нижней Волге - вследствие засухи был неурожай, что значительно сократило хлебные ресурсы страны. Некомпетентная политика в сельском хозяйстве и экстенсивный экспорт зерна урожая 1931 года сделали ситуацию критической. В 1932 году последовал еще больший спад производства продуктов питания, и прежде всего за счет основных хлебопроизводящих районов СССР - зерновых районов УССР и Кубани. К началу осени 1932 года страна стала испытывать трудности с обеспечением городского населения продовольствием. К началу весны 1933 года в целом по стране ситуация с продовольствием была тяжелой - перебои с продовольствием были даже в Москве и Ленинграде и в ряде военных округов РККА. Голодали Западная Сибирь, Урал, Средняя и Нижняя Волга, ЦЧО. Но ситуация на Украине, Северном Кавказе и Казахстане была крайне острой.

В начале 1930-х годов из украинского села был изъят по государственным заготовкам весь хлеб. Там, где не находили хлеба, у должников по хлебозаготовке в порядке "натуральных штрафов" изымали продукты питания. А так как еще перед коллективизацией начался массовый забой скота, в итоге план по мясу был выполнен лишь на 10-12%. Мясо вывозилось в крупные индустриальные центры, а в селе его не было.

Лишенные продовольствия, крестьянские семьи не могли дожить до нового урожая. В начале 1932 года голод распространился по всей Украине и Кубани. Руководители Компартии Украины неоднократно обращались к Сталину с просьбой сократить спущенный план по хлебу. Однако никаких уступок сделано не было.

Выкачивание зерна из голодной республики требовало железной дисциплины, полного повиновения. В августе 1932 года была введена смертная казнь за хищение колхозной собственности (Закон о "пяти колосках"). По стране к началу 1933 года за неполные пять месяцев по этому закону было осуждено 54 645 человек, из них 2110 - к высшей мере наказания. Для выбивания остатков хлеба из городов в деревни направили 112 тысяч членов партии, людей, не знавших проблемы села. Районы, не справляющиеся со сдачей зерна, заносились в "черные списки". В "черном списке" оказалось 86 районов республики.

27 ноября 1932 года Сталин на совместном заседании Политбюро и ЦИКа объяснил трудности с заготовками хлеба "проникновением в колхозы и совхозы антисоветских элементов, которые организовали саботаж и срывы". Газета "Правда" от 4 и 8 декабря 1932 года призвала к решительной борьбе с кулаками, особенно на Украине. 24 января 1933 года союзный ЦК обвинил Компартию Украины в провале сбора зерна, в притуплении большевистской бдительности и направил на Украину секретаря ЦК Павла Постышева. Со своих постов были смещены 237 секретарей райкомов, 249 председателей райисполкомов, свыше половины председателей колхозов.

Массовые масштабы смерть от голода приняла в начале марта 1933 года. ОГПУ вело учет умерших только до 15 апреля 1933 года. По этим сводкам количество жертв за четыре с половиной месяца составило 2 млн 420 тысяч 100 человек. Случаев людоедства - 2500.

По данным отечественных историков, число жертв в Украине определено в 7 млн 200 тысяч человек. По данным комиссии конгресса США эта цифра составляет 10 млн человек. В 2003 году французские демографы пришли к выводу, что в 1932-1933 годах Украина не досчиталась 4,6 млн человек.

По оценкам российских ученых, 2 млн человек погибли в Казахстане и Киргизии и 2-2,5 млн - в РСФСР. При этом данные ЗАГСов свидетельствуют, что и на Украине, и в других республиках СССР люди гибли вне зависимости от их национальности.

В феврале 1933 года, когда голод на Украине и Северном Кавказе принял гигантские масштабы, а колхозные закрома перед посевной кампанией оказались пустыми, был принят указ ЦИК и СНК "О помощи в севе колхозам Украины и Северного Кавказа", согласно которому этим регионам выделялась семенная ссуда. Голод удалось ликвидировать только к началу 1934 года.

Среди как историков, так и политиков не достигнуто общего мнения в отношении причин, повлекших за собой Голодомор. Существует точка зрения, согласно которой массовая гибель населения Украины от голода была во многом вызвана сознательными и целенаправленными действиями советского руководства. Одновременно высказывается альтернативное мнение, что эти события являлись непредусмотренным следствием проведения радикальных экономических реформ в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века в СССР.

ООН признала голод 1932-1933 годов трагедией Украины и других республик бывшего СССР. На 58-й сессии Генассамблеи ООН (2003) большинство стран-участниц СНГ, в том числе Россия и Украина, приняли Совместное заявление, в котором выразили сочувствие миллионам русских, украинцев, казахов и представителей других народов, ставших жертвами голода в СССР. События 1930-х годов названы в заявлении "трагедией", а не "геноцидом".

Согласно указу президента Леонида Кучмы от 1998 года в последнюю субботу ноября на Украине отмечается День памяти жертв голодоморов. C 2000 года эта дата стала отмечаться как День памяти жертв голодоморов и политических репрессий.

В ноябре 2006 года президент Украины Виктор Ющенко подписал принятый Верховной Радой закон "О голодоморе 1932-1933 годов на Украине". Законом голодомор признается геноцидом украинского народа. Публичное отрицание голодомора, согласно закону, считается "надругательством над памятью миллионов жертв голодомора, унижением достоинства украинского народа и является противоправным".

14 ноября 2008 года пресс-служба Кремля обнародовала послание Президента России Дмитрия Медведева украинскому президенту Виктору Ющенко, в котором Медведев раскритиковал позицию Киева по "голодомору", заявив, что она направлена на разобщение народов, и призвал Украину начать работу по формированию совместных подходов.

22 мая 2009 года Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту совершения на Украине геноцида в 1932-1933 годах. Виновным в геноциде Киев называет большевистский режим.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, М. Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и садовником, и пекарем, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В 1892 г. первый рассказ Горького – «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель, в темной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам еще отчетливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни».

Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой – герой-борец, герой-бунтарь.

Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.

«В жизни... всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни...» – писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве только мертвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворенность жизнью и неосознанное стремление изменить ее (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).

В 1902 г. Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни.

«Свобода во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» – грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек – вот это правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!» Если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путем и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.

В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил – самая интересная фигура в пьесе. Горь­кий подчеркивал в своем герое целеустремленную силу, твердое убеждение, что «права не дают» – «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.

Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой.

Поэтому писатель подчинил и свое творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 г. Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.

И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького – дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении», – писал в своем протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького.

По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе.

История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь – пример для подражания.

Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверий и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.

«Собирай, народ, силы свои во единую силу!» – с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции.

Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными борцами за светлое будущее.

В первые годы после революции М. Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах».

Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный человек XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Андреев, Коцюбинский... Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.

У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантливой натуры.

Высоко ценил писателя В. И. Ленин, который был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на помощь Горькому, когда тот сомневался и заблуждался, поддерживал его, беспокоился о его здоровье.

В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обострился давний туберкулезный процесс. По настоянию В. И. Ленина Горький уезжает лечиться за границу, на остров Капри. И хотя связь с Родиной затруднена, Горький по-прежнему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каждому найти свое творческое лицо. Трудно сказать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького. Из «широкого горьковского рукава», как заметил однажды Л. Леонов, вышли К. Федин, Вс. Иванов, В. Каверин и многие другие советские писатели.

Поражает творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, рассказы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.

В 1925 г. Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обреченность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные создатели «дела» – рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.

Хроника-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926–1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охватывает значительный период русской жизни – от 80-х годов XIX в. до 1918 г. Луначарский назвал это произведение «движущейся панорамой десятилетий». Личные судьбы героев писатель раскрывает в связи с историческими событиями. В центре повествования – Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоблачает его, обнажает индивидуализм и ничтожество этого человека «пустой души», «революционера поневоле».

Горький убедительно показал, что оторванность от народа, особенно в эпоху великих революционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой личности.

Жизнь отдельных людей и семей в произведениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа {«Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).

Очень сложен социальный и психологический конфликт в драме «Егор Булычев и другие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яростный крик его: «Не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими... Отец мой плоты гонял. А я вот...» – звучит как проклятье тому гибнущему миру, в котором рубль – «главный вор», где интересы чистогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где звучит революционный гимн.

Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. А в 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступил с докладом, в котором развернул широчайшую картину исторического развития человечества и показал, что все культурные ценности созданы руками и умом народа.

В эти годы Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взволнованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный критик. Пером и словом писатель борется за высокий уровень мастерства писателей, за яркость и чистоту языка литературы.

Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишка», «Случай с Евсейкой» и др.). Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечательных людей». Но только после революции осуществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей – «наследников всей грандиозной работы человечества».

Настоящее имя — Пешков Алексей Максимович (1868), прозаик, драматург, публицист.

Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде". В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

Прошел Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым и Северный Кавказ — в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время он написал свой первый рассказ — "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 вышли в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с.Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

В 1901 — 1902 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию создал пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 — 11).

Используя амнистию, в 1913 писатель возвратился в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладкое и др.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 — 16), писал роман "Дело Артамоновых" (1925). Начал работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).

Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени. Горький создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк "В. И. Ленин" (новая редакция 1930). В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.