Островский а н пьеса снегурочка язык персонажей. Cочинение «Сказка Островского "Снегурочка"

А. Н. Островский. « Снегурочка» (8-й класс.

3 урока в системе)

Предлагаемая система уроков по изучению

пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»

Анкета, активизирующая восприятие текста

1) Почему издательства отказывались печатать пьесу «Снегурочка»?

2) Кто, по Вашему мнению, сыграл более важную роль в судьбе Снегурочки: отец-Мороз или мать-Весна?

3) Сколько лет главной героине и как об этом узнаёт читатель?

4) Назовите основные конфликты в пьесе «Снегурочка».

5) К какому времени года относится действие пьесы?

6) Царь Берендей и берендеи: что хотел выразить А.Н.Островский, описывая традиции и образ жизни этих героев?

7) Ваше отношение к финалу сказки. Что бы вы хотели изменить в пьесе? Возможно ли иное решение судьбы Снегурочки и Мизгиря? Почему?

Система уроков

1. Почему при грустном финале сказка названа «весенней»? (анализ пролога и действия 1).

2. Развитие конфликта в пьесе (анализ действия 2 и 3).

3. Мудрость царя берендеев: «На свете всё живое должно любить»(анализ действия 4).

4. Диспут: «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь, и как берендеево царство отнеслось к их гибели?»

Цели. После уроков школьники смогут объяснить суть конфликта в пьесе и его причины; охарактеризовать героев пьесы; объяснить авторское отношение к персонажам; ответить на вопрос «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь»; объяснить, почему в пьесе так много элементов устного народного творчества; обосновать своё отношение к Снегурочке и другим героям пьесы; инсценировать понравившиеся сцены пьесы; выразительно прочитать монологи героев; нарисовать декорации к спектаклю.

Начнём работу над уроком №1. Для этого проанализируем пролог и действие 1. Ответы учеников на вопросы анкеты должны подвести их к решению учебной задачи, поставленной на 1 уроке: ПВ – Почему при грустном финале сказка названа «весенней»?

I. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо остановиться на следующих этапах:

1. История создания пьесы. Пьеса в оценке современников.

2. Фольклорные источники «Снегурочки».

3. Феноменальная оригинальность «Весенней сказки».

Как Пушкин и Жуковский, Островский своей «Снегурочкой « возвёл сказку в ранг истинно высокой поэзии. Однако в отличие от Пушкина и Жуковского Островский создал поэтически-сказочное произведение иного жанра: не сказку-поэму, а сказку-драму. И уже в этом плане выступил великим новатором. В отличие от своих почтенных предшественников великий драматург не пользовался каким -то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал цельное и совершенно оригинальное произведение поэтического искусства. В сказочную форму Островский положил общественно значимое, глубоко народное содержание. Его сказка-драма приобретает совершенно новое поэтически-жанровое качество. В результате и сама поэтическая идея новая, оригинальная.

Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: общественное реалистическое начало, реалистический народный идеал и фантастическую форму.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические и этнографические источники.

Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море». «Клич бирючей» царя Берендея взят из приговоров свадебных дружек. Сравним фольклорный текст и текст Островского:

Красные девицы,

Криночные баловницы,

Горшечные пагубницы,

Ваше дело лоб лощить,

Дом врозь тащить,

Лепёшки печь, под забор хоронить,

Да ребят кормить.

Старые старушки,

Совьи брови,

Медвежьи взгляды,

Ваше дело: намутить, наплесть,

Сына со снохой развесть.

Молодые молодицы,

Дочери отцовские,

Жёны молодецкие! (А.Н.Островский)

Красные девицы,

Пирожные мастерицы,

Блинные пагубницы,

Сметанные лакомницы!

Ваше дело лепёшки печи,

Под забор хоронить,

Ребят кормить.

Старые старухи!

Ваше дело снох смущать,

Чтоб они чаще бранились.

Молодые молодицы, дочери

отецки, жёны молодецки. (Свадебный приговор, записанный в 19 веке во

Владимирской губернии)

Сравнение данных текстов позволяет прийти к выводу о том, что автор отходит от фольклорного источника и не просто воспроизводит его, а скорее подражает ему.

Пьеса «Снегурочка» - социальная утопия. В ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка. В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о мирной, радостной, свободной жизни народа. Назвал её «весенней», так как это произведение – гимн трудовому народу, крестьянству, его духовному величию, моральной красоте и трудолюбию, а также – восторженная хвала природе.

Опираясь на сказочные традиции, писатель прибегает к символике. Весна – символ душевного тепла и всеобщей любви.

Давайте же вместе посмотрим, как удаётся Островскому в прологе и в действии 1 раскрыть печальную историю жизни главной героини пьесы-Снегурочки.

II. Анализ пролога и действия 1 пьесы «Снегурочка»

1. В какое время года происходят события в сказке?

2. Что связывает Весну с морозом?

3. Почему Весна боится поссориться с морозом?

4. Какую роль играют в прологе птицы?

5. Какую тайну раскрывают читатели, узнав историю жизни Снегурочки?

6. Почему старик-Мороз всё-таки оставляет любимую дочь?

7. Что привлекает Снегурочку у берендеев?

8) Кому доверяет охранять жизнь Снегурочки Мороз?

9) Почему именно к Бобылю и Бобылихе решил поселить Мороз Снегурочку?

10) Как новые попечители относятся к приёмной дочери? Видят ли окружающие личные интересы этих людей?

11) Расскажите об образе жизни Бобыля и Бобылихи.

12. Кто такой Лель и кто в пьесе первым произносит это имя? Почему?

13. Берендеи отказывают Лелю в ночлеге. С чем это связываете вы?

14. Расскажите об отношении Леля к любви. За что на него обиделась Снегурочка?

15. За что девушки так невзлюбили Снегурочку?

16. Что мы узнаём в действии 1 о Купаве? Объясните, в чём её трагедия?

17. Что поразило Мизгиря в Снегурочке?

3. Душевное состояние героини, её внутренние переживания ярче всего передаются автором в явлении 4 . Попробуйте при помощи выразительного чтения передать чувства, рожденные в Снегурочке предательством Леля.

Тяжёлою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых. К другим

Бежит пастух; они ему милее;

Звучнее смех у них, теплее речи,

Податливей они на поцелуй;

Кладут ему на плечи руки, прямо

В глаза глядят и смело, при народе,

В объятиях у Леля замирают.

Веселье там и радость.

Чу! Смеются.

А я стою и чуть не плачу с горя,

Досадую, что Лель меня оставил.

А я винить его? Где веселее,

Туда его и тянет сердце. Прав

Пригожий Лель. Беги туда, где любят,

Ищи любви, её ты стоишь. Сердце

Снегурочки, холодное для всех,

И для тебя любовью не забьётся.

Но отчего ж обидно мне, досада

Сжимает грудь, томительно-тоскливо

Глядеть на вас, глядеть на вашу радость,

Счастливые подружки пастуха?

Отец-Мороз, обидел ты Снегурку.

Но дело я поправлю: меж безделок,

Красивых бус, дешёвых перстеньков

У матери-Весны возьму немного,

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.

4. Какими декорациями вы украсили бы действие 1?

(Устное рисование, описание места действия)

5. Первое действие пьесы заканчивается предостережением Мизгиря о праведно карающих богах. Как будет развиваться конфликт между Купавой и Мизгирем, а также между другими героями сказки,мы узнаем на следующем уроке.

6. Домашнее задание.

Перечитайте ремарки, данные в прологе и действии 1. Какую роль они играют в пьесе? Письменный ответ на вопрос: Почему сказка названа «весенней»?

Проекты следующих уроков создаются по тем же принципам:

от анализа текста, от выделения структурных элементов – к вопросам и заданиям, которые помогут ученикам увидеть эти элементы и осознать их роль, понять суть конфликтов героев пьесы, причины конфликтов и пути их разрешения.

Урок № 2 включает в себя сравнение текста пьесы действия 2 и эпизода из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Это сцены во дворце царя Берендея.

В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединённых в единое целое конфликта. Первый – столкновение противоположных явлений – Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Источник всех бед жителей царства Берендея – холод, Мороз, который признаётся:

Живётся мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Весёлая была; плясало Солнце

От холоду на утренней заре…

Однако Мороз царствует не только зимой, он и летом не даёт берендеям покоя: то посылает густые облака, чтобы оградить солнце от земли, то сеет холодные дожди и туманы, это приводит к неурожаю, голодным годам.

Лето – время Ярилы, но ему не всегда удаётся победить своего основного врага. Он пытается покорить Мороза, подсылая к нему Весну, которая красотой и любовью может растопить холод, но и этот замысел обернулся злом для берендеев. Дочь Мороза и Весны, Снегурочка, холодна, как и отец. Пятнадцать лет живёт Снегурочка у Берендеев, пятнадцать лет в их царстве несчастье.

Не менее значителен и другой конфликт пьесы. Несчастье берендеев не только в единоборстве Ярилы и Мороза, но и в их собственномустройстве

жизни. В их стране одни богаты, другие бедны. (Бобыль и Бобылиха-

Мураш, Купава – Лель)

На третьем уроке основное внимание будет уделено анализу

действия 4. Тема урока: Царство берендеев и царь Берендей в пьесе.

1. Особое внимание уделено в «Снегурочке» изображению царства берендеев, причём изображению утопическому. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени», и это «не простая условность, а характеристика самых существенных признаков образа жизни и мировосприятия берендеев. Здесь, в царстве берендеев, всякое посягательство на неизменность образа жизни, пренебрежение к традициям и к законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются, потому что ведут к нарушению равновесия между человеком и природой и в конечном счёте – к гибели народа.

Проследим как реагирует Берендей на жалобу Купавы.

2. Сравнение эскизов росписи Владимирского собора в Киеве

В.М.Васнецова с живописью царя Берендея.

(«..художник создаёт графические композиции растительного и геометрического орнамента в цветах народной, жизнеутверждающей палитры…»)

3. Инсценирование действия 4, явление 3: « Встреча Снегурочки и Мизгиря»

Каждый исполнитель рассказывает, в каком настроении, душевном состоянии находится его герой, разбираются движения и жесты персонажей.

Выбираются лучшие предложения одноклассников.

4. Итоговый тест по пьесе Островского «Снегурочка»

Пролог

1. Действие пролога происходит:

а) в начале зимы

б) в начале весны

в) поздней весной

2. Кто из героев не действует в прологе:

а) Снегурочка

в) Купава

д) Весна-Красна

е) Бобыль

3. Снегурочка – это дочь:

а) Весны и Мороза

б) Весны и Ярилы

в) Бобыля и яяяяябобылихи

4. Лель – сын:

а) Мороза

в) Весны-Красны

5. Кто служит Снегурочке в доме её отца:

а) лешутки, лесовые

б) медведи овсяники и волки матёрые

в) лукавая лисица-сиводушка, зайчата, куница, белки, горностайки

6. От кого услышал Мороз о намерении Ярилы сгубить Снегурочку:

а) от Бобыля

б) от Лешего

в) от птицы бабы

7. Что же «манит Снегурочку покинуть терем родительский»:

б) людские песни

в) любопытство

8. Кто говорит о Леле:

«…Песни Леля

И речь его – обман, личина, правды

И чувства нет под ними; то лишь в звуки

Одетые палящие лучи»:

в) Снегурочка

9) Какое языческое божество появляется в конце пролога:

а) Кострома

б) Масленица

10) Бобыль – это:

а) бедный крестьянин

б) бездетный человек

в) безземельный, бессемейный крестьянин.

1 – е действие

11. Бирюч оглашает царский наказ:

а) на ранней зорьке выйти на полевые работы

б) венки завивать, круги водить, играть- тешиться

12. За что Бобыль с Бобылихой ругают Снегурочку:

а) за то, что анна ленива и сидит целый день в избе без дела

б) что не принесла им в дом богатства

в) что Снегурочка отвадила всех женихов «суровым, неласковым обычаем своим»

13. Вставьте слова Снегурочки: « Моя беда, что (…) нет во мне. Толкуют все, что (…) нет во мне. Толкуют все, что есть (…) на свете, что девушке (…) не миновать; а я (…) не знаю; что за слово: (…) друг и что такое (…) - не ведаю».

14. Как поступает Лель с цветком, который дароит ему Снегурочка:

а) бережно хранит его

б) бросает его на землю

в) дарит его Купаве

15. Мизгирь говорит:

« Видишь солнце

На западе, в лучах зари вечерней,

В пурпуровом тумане утопает!

а) погасшей любовью

б) невозвратимой юностью

в) прошедшей жизнью

16. Кому принадлежат слова:

« Смотри, вон села птичка

На деревце! Немножко попоёт

И прочь летит, удержишь ли её?»

б) Весне- Красне

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является "Снегурочка", которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский в далёком тысяча восемьсот семьдесят третьем году. Не смотря на то, что снегурочка - это всё-таки зимний персонаж, данная сказка получилась весенней, захватывающей и интригующей. Всё действие данной сказки разворачивается в вымышленной стране берендеев, а главной героиней, безусловно становиться, доченька уже вступающей в свои права Весны и ещё не отступающего Мороза, Снегурочка.

По истории главная героиня оказывается всем чужой. Но, не смотря на это её очень сильно привлекают человеческие песни, разговоры, игры и забавы. Снегурочка старается из всех сил понять, те чувства, которые испытывают люди, то радуясь, то плача. Ей непонятно это чувство, но тем сильнее оно её влечёт.

По своей натуре главная героиня ещё совсем дитя, и её детская душенька спит сладким сном, и никому не под силу разбудить в ней эти чувства. Не смотря на это, ещё не зная чувства любви, она способна испытать чувство настоящей зависти к чужому счастью и чужой радости. Главная героиня ощущает себя разбитой, после того, как обычный сельский пастух Лель предпочитает ей горячую, деревенскую девушку Купаву. Главная героиня в печали обращается к матери Весне с просьбой одарить её даром любви. В ответ на это мать дарит ей венок, который помогает главной героине снять дремоту с души и понять что же такое любовь.

В это же время гордый, своенравный и сильный Мизгирь оказывается избранником Снегурочки. Испытав настоящее, человеческое чувство любви её сердце становиться настоящим, человеческим, живым и снегурочка погибает. Её кончина завершая сказку как бы возобновляет равновесие царства берендеев. А Снегурочка становится своего рода искупительной жертвой для милости грозного и могущественного Ярила.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Гурова в рассказе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Гуров представляет собой образ человека, который несчастлив и в чем-то делает несчастливыми других. В первую очередь речь идет об его семье, которая, вероятно, далека от счастья как минимум по причине отсутствия взаимной любви

  • Сочинение Чем я больше всего люблю заниматься и почему

    Меня интересуют очень многие вещи, такие как астрономия, палеонтология, программирование. Притом, программирование мне нравится больше всего

  • Образ и характеристика Абадонны в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Абадонна, представленный писателем в демоническом образе негласного помощника Воланда, олицетворяющего дьявольскую силу.

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Характеристика и образ Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    В. Г. Короленко в своей эпопее «Дурное общество» описал тяжелую судьбу бедных людей. Главным персонажем произведения является мальчик по имени Вася

Ниже мы характеризуем пьесу-сказку А.Н.Островского, делая нужные, с нашей точки зрения, акценты.

Феерия «Снегурочка» появилась сто сорок лет назад, в 1873 году, в журнале «Вестник Европы». Всё было необычно в этой пьесе: жанр (пьеса-сказка, феерия); сочетание драматического стихотворного текста с музыкой и элементами балета; сюжет; герои — боги, полубоги, рядовые жители страны — берендеи; фантастика, органически слитая с реалистическими, нередко бытовыми картинами; народный язык, включающий в себя элементы просторечия и, с другой стороны, переходящий в некоторых местах в высокую поэтическую, торжественную речь.

В критической литературе высказано мнение, что появление такой пьесы было связано со случайными обстоятельствами: в 1873 году Малый театр был закрыт на ремонт, труппа перешла в здание Большого театра, чтобы занять артистов драматического и оперно-балетного театра, руководство решило попросить А.Н.Островского написать соответствующую пьесу. Он согласился.

На самом деле всё обстояло серьёзнее. Переезд Малого театра явился лишь поводом, толчком к осуществлению задуманного Островским театрального жанра. Интересы драматурга давно были связаны с пьесами такого рода, фольклор был его любимой и родной стихией, и народная феерия занимала его мысль задолго до 1873 года и значительно позже.

«В праздничный день, — писал он в 1881 году, — тянет всякого трудового человека провести вечер вне дома … Хочется забыть скучную действительность, хочется видеть другую жизнь, другую обстановку, другие формы общежития. Хочется видеть боярские, княжеские хоромы, царские палаты, хочется слышать горячие и торжественные речи, хочется видеть торжество правды».

Действие развёртывается в сказочной стране берендеев, как пишет драматург, в «доисторическое время». Название племени берендеев встречается в «Повести временных лет». Слышал писатель и устные рассказы о древнем граде берендеев и царе Берендее».

Перед зрителем проходят мифологические персонажи — боги (Ярило), полубоги (Мороз, Весна-Красна), дочь Мороза и Весны-Красны Снегурочка (дитя брака, противного Яриле), лешие, говорящие птицы, оживающие кусты, призраки. Но вся эта фантастика тесно сочетается с реалистическими, бытовыми сценками. Великий реалист, бытописатель не мог заковать своё воображение в рамки художественной фантастики.

Живая реальная жизнь врывается в пьесу и придаёт особую яркость времени и месту её действия.

Чертами неповторимых характеров наделены Снегурочка, Купава, Лель, Мороз, Весна-Красна, Мизгирь. Есть в них что-то от людей времён Островского и более поздних лет.

Диалог Мороза и Весны-Красны о будущем дочери по тону неотличим даже от разговоров родителей нашего времени. Бобыль – сколок с типичного крестьянина-бездельника, любителя выпить, даже Ярило предстаёт в облике молодого пария в белой одежде с человечьей головой в одной руке и ржаным снопом в другой (как его рисовали в народных сказаниях в некоторых местах Руси).

Следов первобытно-общинного строя в пьесе-сказке не так-то много (по преимуществу мифологические образы). Зато доказательств условности «доисторического времени» предостаточно.

Прежде всего отметим социальное неравенство в берендеевом царстве. Общество разделено на богатых и бедных, причём последние открыто завидуют первым. Не говоря уже о Бобылихе, которая мечтает «мошну набить потолще» и командовать в семье, как Кабаниха, обратим внимание на чистую и благородную Купаву, которая, собираясь замуж за Мизгиря, так рисует своё будущее: «8 его дому, в большом посаде царском, / На всём виду, богатою хозяйкой / Зацарствую…

Богатей Мураш отказывается принять на ночь пастуха Леля, презирая его как бедняка и не веря в его честность: «Поклонами обманывай других, / А мы тебя, дружка, довольно знаем, / Что бережно, то цело, говорят».

Неслучайно в ремарке к первому действию читаем: «С правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом; перед избой скамья; с левой стороны большая разукрашенная резьбой изба Мураша; в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша». Небольшая зарисовка приобретает символический характер.

В Берендеевом царстве сильны элементы общественной иерархии. Говорящие птицы, распевая о своём жизнеустройстве, по существу, воссоздают картину социального строя берендеев; у них воеводы, подьячие, бояре, дворяне (это в «доисторическое время»), крестьяне, холопы, сотники, люди разных профессий и положения: земледельцы, целовальники, рыболовы, купцы, хозяева, слуги, бирючи, отроки, скоморохи.

Венчает всю эту пирам иду царь со своим верным помощником боярином Бермятой. Можно ли жизнь берендеев считать своеобразной идиллией, безмятежной и счастливой, как говорят некоторые исследователи?

Да, в сравнении с окружающим миром, где идут непрерывные войны (о них, изображённых красками «Слова о полку Игореве», поют скоморохи), земля берендеев может показаться райским уголком.

За мирную жизнь, за относительную свободу, за возможность в любом затруднительном случае обратиться к царю берендеи восхваляют без всякой меры -премудрого отца земли своей. И эту хвалу царь принимает как должную.

Тем не менее жизнь в Берендеевом царстве далека от идеала. Недаром действие пьесы открывают слова Весны-Красны:

Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.

Это замечание относится не только к погоде, далее выясняется, что верховное божество Ярило (Солнце) гневается на берендеев за то, что Мороз и Весна-Красна, нарушив каноны и традиции, вступили в брак и произвели на свет небывалое существо — красавицу-девушку. Ярило поклялся страшной клятвой погубить и эту девушку — Снегурочку, и её отца, и навлёк всякие неприятности на жителей страны (впрочем, эти неприятности они испытывали и без воли Ярилы).

Сам царь вынужден признать, что давно не видит благополучия в народе. И дело не только в том, что, по словам Бермяты, соотечественники «воруют понемногу» (этот грех непростителен, но исправим с точки зрения царя), дело в том, что изменилось моральное состояние жителей страны:

Исчезло в них служенье красоте …
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть…

Люди завидуют богатству, любовники нередко изменяют друг другу, готовы вступить в драку с соперником. Бирючи, сзывающие берендеев на сходку к царю, в шутливой форме дают злые, но правдивые характеристики современникам: «Государевы люди: / Бояре, дворяне, / Боярские дети, / Весёлые головы / Широкие бороды! /У вас ли, дворяне, / Собаки борзые, / Холопы босые! / Гости торговые, / шапки бобровые, / Затылки толстые, / Бороды густые, / Кошели тугие. / Дьяки, подьячие, / Парни горячие, / Ваше дело волочить да жать, / да руку крючком держать (т. е. брать мзду, взятки) / Старые старушки / Ваше дело; намутить, наплесть, / Сына со снохой развесть. / Молодые молодцы, / Удалые удальцы, /люди за дело, / Вы за безделье. / Ваше дело по теремам поглядывать, / Девок выманивать».

Такое «доисторическое время» мало чем отличается от более поздних времён — великий драматург остаётся верен себе в разоблачении людских пороков и недостатков. Едва ли неправа исследовательница, когда пишет, что «берендеевское общество жестоко, оно живёт уже не по природным, а человеческим законам, прикрывая своё несовершенство желаниями Ярипы-Солнца».

Здесь следует добавить несколько слов о царе. В критической литературе его фигура оценивается положительно. Он действительно обеспечил мир своему народу, во всяком случае, не пустился в безрассудные войны, он много думает о счастье молодых людей, не чурается общаться с рядовыми берендеями, в какой-то мере не чужд искусству- разрисовывает свой дворец. Но беспредельная власть, как обычно, наложила отпечаток на его мысли, чувства и поведение.

Он убеждён, что воле царя нет границ. Когда он решает собрать всех влюблённых и в торжественный Ярилин день устроить коллективную свадьбу, а Бермята сомневается в возможности такого праздника, царь в гневе восклицает: Что? Чего нельзя, бермята? Невозможно исполнить то, чего желает царь? В уме ли ты?

Узнав от Купавы, что Мизгирь изменил ей ради Снегурочки, он считает Мизгиря преступником, достойным смертной казни. Но так как «в нашем уложенье кровавых нет законов», царь от имени народа приговаривает Мизгиря к остракизму — вечному изгнанию- и призывает тех, кто хочет до исхода ночи (не позднее!) влюбить в себя Снегурочку.

Правда, влюблённости и разочарования в Берендеевом царстве вспыхивают и гаснут со скоростью спички, но такова традиция литературы, идущая еще от эпохи Возрождения, — вспомним Ромео и Джульетту, которые полюбили в считанные секунды, по сути, не узнав друг друга. Но даже с учётом этой традиции приказание царя выглядит актом произвола.

Услышав, что появление Снегурочки на Берендеевой земле вызвало полный переполох среди молодых людей из-за ревности, царь приказывает Бермяте «уладить всех и примирить до завтра» (!), а Снегурочке — искать себе «по сердцу друга».

Наступает обещанный праздник, друг — Мизгирь — найден, молодые люди влюблены без памяти, но мстительный Ярило помнит свою клятву. Горячая страсть губит Снегурочку, она тает под воздействием солнечных лучей. Мизгирь кончает жизнь самоубийством, и царь, который незадолго до этого восхищался красотой Снегурочки и обещал устроить пир горой тому, кому «удастся до рассвета Снегурочку увлечь любовью», теперь торжественно произносит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье,
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, верит царь, Ярило прекратит свои акты мести и «взглянет на преданность покорных берендеев». царь больше всего обожает покорность подданных себе и высшему божеству — Яриле-Солнцу. Вместо траурной он предлагает запеть веселую песню, и подданные с удовольствием исполняют волю царя. Гибель двух людей в сравнении с жизнью массы значения не имеет.

Вообще вся пьеса Островского, при всей её кажущейся весёлости, построена на антитезе, создающей противоречивую, порой безрадостную картину. Тепло и холод, богатство и бедность, любовь и неверность, довольство жизнью и зависть, война и мир, в более широком плане — добро и зло, жизнь и смерть противопоставлены друг другу и определяют и общую атмосферу Берендеева царства, и противоречия и дисгармоничность в характерах действующих лиц.

Враждебное начало проникло даже в космос. Ярило-Солнце, благодатное солнце, дающее богатство и радость землянам, насылает на берендеев непогоду, неурожаи, всякие горести и губит ни в чём не повинную незаконную дочь незаконных родителей, мстя не только Морозу, но и близкой себе по духу Весне-Красне, лишая её любимой дочери.

Если говорить о философском аспекте пьесы, то перед нами не воплощение мечты об идеальном «доисторическом» царстве, а сказочное произведение, проникнутое жаждой гармонии жизни в настоящем и будущем. Этой гармоний лишено Берендеево царство, этой гармонии нет и в характере главной героини.

В ней слилась физическая красота с душевным благородством, какая-то почти детская наивность и беззащитность с сердечной холодностью, неспособностью любить. Отчаянная попытка выйти за пределы обозначенного природой круга вызывает нечеловеческое напряжение сил и эмоций и заканчивается трагедией.

Можно сказать, что задумка драматурга показать «другую жизнь, другую обстановку», чтобы зрители хотя бы на время забыли «скучную действительность», удалась не совсем. Зато в полной мере удалось изображение правды жизни, о чём А.Н.Островский писал в цитированном выше письме.

Привлекает настойчивое и неуёмное стремление главной героини переломить свою судьбу, её высокое понимание любви, ради которой можно принять гибель:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слёз …
Всё, что есть на свете дорогого,
Живёт в одном лишь слове. Это слово
Любовь.

Своими песнями, мягкостью натуры её очаровывает сначала Лель. Мать напоминает ей, что Лель — любимый сын Солнца, враждебного отцу Снегурочки.
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь, —
отвечает она …
… Счастья
Найду иль нет, а поищу.

Любовь превыше всего, дороже земного существования — таков лейтмотив пьесы. Как отмечается в критической литературе, «в поздней фазе творчества (со второй половины 1870-х годов) главной заботой драматурга стала судьба любящей женщин.

В хронологическом промежутке между «Грозой» и «Бесприданницей» Островский создаёт феерию «Снегурочка». И те несчастная судьба женщины, хотя и в сказочной трактовке, на первом плане. Физический холод, которым окружает дочь Мороз-отец перенести можно — душевный холод нестерпим. Любовь согревает, делает человека человеком. Это великое чувство, но оно требует от влюблённого готовности бороться за свое счастье.

Иногда, к сожалению, высокое романтическое чувство завершается трагически — по ряду причин, среди которых — конфликт с обществом или надземными силам, как это показывали классики далёких и более близких к нам времён и как прямо указал А.Н. Островский в своей пьесе-сказке.

Но сила духа гибнущего героя рождает глубокое уважение к нему со стороны воспринимающего искусство и не проходит бесследно для сознания и эмоционального мир читателя и зрителя. С этих позиций может оценить трагедию Снегурочки.

3.7 (73.33%) 3 votes

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

Вариант 2

А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» на основе сюжета сказки придуманной русским народом, поэтому в произведении описаны славянские божества, такие как: Ярило, Мороз, Весна – Красна и Леший.

Произведение «Снегурочка» написано в стихотворной форме, но без рифмы, тем самым сильно отличается от других работ Островского. Она имеет единый ритм, что дало возможность текст совместить с музыкой.

В пьесе показаны все краски царства природы: суровые зимы и жаркое лето, цветение и безжизненность растений. Автор описывает портрет природы, так же как и человека. В произведении множество разных эпитетов и сравнений, которые показывают, что каждое природное явление схоже с человеческими чувствами.

В произведении описываются действия, происходящие в мифическом берендеевском царстве. В нем каждый человек соблюдает закон чести и совести, они боятся разгневать богов. Царь, описанный Островским, переживает о своем народе, он думает, что жители не видят истинную природную красоту, они стали тщеславны и завистливы.

Снегурочка одинока, но ее душа хочет большой и чистой любви, от которой она должна погибнуть. Девушке очень нравился пастушок Лель, который дарил свои прекрасные песни каждой девушке в деревне, что очень сильно задевает Снегурочку. Главная героиня пьесы хочет, чтобы любили только ее одну.

Приемные родители хотят выдать девушку замуж за богатого жениха, но у Снегурочки нет чувств к юноше. От этого становятся несчастными несколько человек, да и сама девушка страдает, ведь не знает, что такое настоящая любовь.

Снегурочка попросила свою мать Весну дать ей возможность полюбить. На что получила ответ, что девушка влюбится в первого кого встретит, кем оказался Мизгирь. Юноша был влюблен и пытается каждому показать, что добился взаимности от непреклонной красавицы. Он силой затащил Снегурочку встречать рассвет на гору и с первыми лучами солнца девушка растаяла. Это показывает, как холодное пусть даже и любящее сердце не способно прислушаться к другому.

Снегурочка готова была отдать жизнь, только за то, чтобы почувствовать, любовь. Мизгирь, пообещав любимой о совместной погибели, когда придет беда, бросился в озеро с холодной водой. Душа человека свободна и не имеет страха, когда влюблена.

Анализ произведения Снегурочка 3

Произведение по жанровой направленности относится к лирической сказке, названной автором весенней, основу сюжета которой писатель заимствует из народных преданий.

Действие пьесы происходит в придуманном писателем царстве Берендея, в котором проживает главная героиня произведения Снегурочка, представленная автором в образе молодой девушки, в качестве родителей имеющей Мороза и Весну-Красну. Берендеево царство изображается автором в виде утопического государства, в котором главенствуют законы совести и чести, а также поклонение воле богов.

Девушка, покинув отчий дом из-за чрезмерной опеки Мороза, живет в семействе Бобылихи и Бобыля, жаждущих удачно выдать Снегурочку замуж, чтобы разбогатеть. Однако девушка мечтает о сильном и искреннем чувстве любви, которое ей неподвластно.

Встреча с молодым пастухом Лелем, который в отличие от других представителей мужского пола, равнодушно относится к Снегурочке, меняет девушку, и она уговаривает мать дать ей возможность насладиться прекрасными моментами любви. Весна-Красна уступает просьбе дочери, давая ей возможность испытать любовь, однако мать и отец Мороз предчувствуют наступление скорой беды, которая приходит с появлением первых лучей весеннего солнца, растопивших сердце Снегурочки, только осознавшей красоту и силу любви, на ее погибель. Возлюбленный Мизгирь, оказавшийся тем самым объектом первого чувства девушки, не выдержав ее потери, заканчивает свою жизнь самоубийством, бросившись в пруд, мечтая о воссоединении с превратившейся в воду Снегурочкой.

Отличительной особенностью сложной и многогранной пьесы является ее уникальный ритм и певучесть, создающие впечатление рифмованного стиха, при этом в тексте произведения рифмы отсутствуют. Кроме того, в пьесе используются многочисленные просторечные обороты, заимствованные из народных русских сказок. Помимо этого, сюжетная линия пьесы имеет разнообразные второстепенные темы, включая славянские предания, легенды о берендеевом племени, древние обряды, танцы и песни.

В качестве средств художественной выразительности в произведении применяются многочисленные эмоциональные эпитеты и сравнения, подчеркивающие тесную связи окружающей природы и человека.

Центральная роль в повествовании отводится драматургическому конфликту, связанному с противоборствующей силой любви и сердечного холода души Снегурочки, стремящейся спрятаться от леденящего одиночества в любовном пожаре.

Смысловая нагрузка пьесы демонстрирует взаимосвязь природных и человеческих явлений в виде света и тьмы, холода и тепла, которые, находясь в вечной борьбе и противоречиях, не существуют друг без друга, а также утверждает о бессмысленности жизни в отсутствии любви.

Главными героями сказки являются мальчик Кай и девочка Герда. Это названые брат и сестра, очень привязанные друг к другу. Дети бедны, однако наделены чистыми сердцами

  • Сочинение Печорин и контрабандисты 9 класс в романе Герои нашего времени Лермонтова

    «Герой нашего времени» - повесть о человеке, вобравшем в себя все пороки обывателя той эпохи. Григорий Александрович Печорин – личность, потерявшая интерес к жизни.

  • Анализ произведения Обломов Гончарова

    Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.