Мы ленивы и нелюбопытны. Владимир мединский - скелеты из шкафа русской истории. Смотреть что такое "Мы ленивы и нелюбопытны" в других словарях
Мы ленивы и нелюбопытны
Мы ленивы и нелюбопытны
Из «Путешествия в Арзрум» (1836) Л. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» (гл. 2).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Мы ленивы и нелюбопытны" в других словарях:
ГОВОРИТЬ, говорю, говоришь, несовер. 1. без доп. пользоваться, владеть устной речью. Ребенок начинает говорить на втором году от рождения. Он не говорит от рождения. || Уметь пользоваться устной речью на каком нибудь языке. Я свободно говорю по… … Толковый словарь Ушакова
Книги
- , Владимир Мединский. Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только…
- О русском пьянстве, лени и жестокости
- О русском пьянстве, лени и жестокости , Мединский Владимир Ростиславович. Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только…
Наши предки, говоря современным языком, всегда стремились к экономической эффективности. Заметьте, это показатель правильности и оригинальности мышления, а не лени. Смекалистость, творчество и трудолюбие - это то, что досталось нам от наших предков. Поистине надо быть не только ослепленным и враждебно настроенным по отношению к России, написав следующее: "Национальным героем по-прежнему остается сказочный Емеля. Этот лежебока получил все, о чем мечтал, не вставая с печи - "по щучьему велению, по моему хотению", а не добыл упорным трудом, как герои немецких сказок" (Газета. ру, 21 марта 2006 г.).
"Ленивы мы и нелюбопытны"
Тут как бы в скобках замечу, что для русской культуры характерно иронично-критическое отношение к самим себе, своей истории и достижениям. С одной стороны, это неплохое качество, своеобразная гигиена души, благодаря которой делается прививка от зазнайства, спеси и мании величия. Но, как известно, лекарство от яда отличается дозой.
Самокритику не надо доводить до самобичевания. Сказал как-то Пушкин: "Мы ленивы и нелюбопытны" - и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный - ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Этому печальному диагнозу вторит из-за границы мощная группа поддержки: "Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?!" И мы все дружно, потупив глаза, шагаем. Они не клевещут, просто цитируют "наше все". Тут мы и повесили носы, сгорбились от стыда - лентяи. А еще припомнили и Емелю, и Ивана-дурака, и работу, которая "в лес не убежит"…
Ну, полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, "наше все", достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. Деловые переговоры вел с издателями, при этом раздражался непременно и спорил о гонорарах - кормилец большой семьи, куда деваться. О ком говорил Пушкин - "мы"? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Может быть, просто паршивое настроение случилось, и все вокруг стало "и кюхельбекерно, и тошно"?
Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…"
Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.
"Прощай, немытая Россия"
Здесь тоже автор хорошо известен: Лермонтов Михаил Юрьевич. Эта строка знаменитого стихотворения, рожденного поэтом в первой половине XIX века перед отъездом в ссылку на Кавказ, стала одним из аргументов и художественной метафорой "мифотворцев" в пользу подтверждения тезиса о грязи и неопрятности русских.
Как всегда в таких случаях не учитываются ни обстоятельства написания стихов, ни кому именно адресовал автор слово "немытая". Если заняться "скучным" анализом, быстро выясняется: это оскорбительно-дерзкое, экспрессивное определение лирический герой относит скорее к вполне конкретной, "официальной" России. То есть никак не ко всему русскому народу, а только к тем, кто обвинил и сослал поэта.
Но, как и водится, в этом никто не стал разбираться. И строки, в которых поэт признается в любви к Родине, проникновенно пишет о своих патриотических переживаниях, у нас практически не цитируются. А определение "немытая Россия" было подхвачено и приклеено ярлыком ко всем русским, ко всей стране.
М. Ю. Лермонтов. Акварель Е. Тремера.
"Прощай, немытая Россия…" - бросил в сердцах молодой офицер Лермонтов, уезжая из столицы на Кавказ. И мы до сих пор соглашаемся: "Да, мы такие, мужичье сиволапое, борода во щах, грязь под ногтями…"
Теперь это очередной аргумент в пользу традиционной русской нечистоплотности. "Вот видите? Даже патриот Лермонтов так полагал!" Итак, что есть Россия? Деревня. Лапотник-мужик.
Что есть мужик? Грязь, вонь, вши. Спят вповалку, не раздеваясь на полу. Совокупляются в грязной общей и единственной комнате в деревенской избе. Сальные волосы, всклоченные бороды.
Дырявая рубаха, подпоясанная веревкой, да рваные лапти. Зубов нет. Изо рта - вонь. Дети - засранцы - возятся где-то вперемешку со скотом. Вот вам - Святая Русь! Все: "Прощай, немытая Россия", гуд бай, май лав, гуд бай!..
Этот миф оказался настолько глубоко внедренным, что даже тогда, когда русский путешественник сталкивался с особенностями европейской "гигиены", у него не возникало соблазна уличить европейцев в нечистоплотности. В книгах, написанных русскими о Западе, есть много просто устрашающих описаний антисанитарии и грязи. Но нигде вы не найдете и тени сомнения по поводу чистоплотности европейцев в целом.
В свое время меня поразило описание, сделанное русским эмигрантом Борисом Завадским. Пять лет провел он в Северной Америке, с 1927 по 1932 год. Работал там и грузчиком, и поломойкой, слесарем, механиком, пекарем, и в числе прочего - ковбоем. Итак, конец рабочего дня…
"Джек вынес ведро, табуретку, большой таз, мыло и полотенце. Первый из подоспевших ковбоев насосом… накачал ведро воды, напился из него, наполнил таз, основательно вымыл в тазу руки и затем этой же, уже грязно-серой водой умыл свое пыльное лицо и вспотевшую шею. За ним подошел второй, потом сразу трое. Умывались все вместе, не меняя воду, вытирались общим мокрым и серым полотенцем. После ковбоев умылся Джек.
- Ну что же ты? - обратился он ко мне, приглашая последовать общему примеру.
Я выплеснул грязную воду, ополоснул таз и, наполнив его свежей водой, умылся. Взгляды окружающих, тяжелые и насмешливые, как бы говорили презрительно: "Эх ты, чистюля!".
Спать парню пришлось положив носовой платок на серую от грязи наволочку, не раздеваясь: тут так полагается. Стоит ли тратить время на то, чтобы снимать и надевать одежду? Во сне парень видел ковбоев, "умывающихся черной водой из грязного таза". Утром он достал зубную щетку и пасту, мыло и полотенце, пошел умываться и чистить зубы.
"Хозяин смотрел на меня неодобрительно. Будто я занимался колдовством.
- Ты чего это до работы умываться вздумал?.. Все равно сейчас вымажешься.
- А я тогда еще раз умоюсь.
- Вздумал! Это у нас не принято! Еще зубы чистить - подумаешь, лорд какой".
Представляю, какие далеко идущие выводы сделал бы иностранец, наблюдая такого рода сцены в России. И как долго его цитировали бы, в том числе сами русские. А вот у Завадского нет ни малейших попыток анализа и обобщения. И никто в США не цитирует его книгу, повторяя: "Видите! Видите, какая она грязная, эта наша дикая страна, отсталая от России - образца чистоплотности!" Кстати, нет ничего более далекого от реальности, чем ковбой из кино, символизирующий свободный дух Америки. Похоже, про них придумано просто все.
Депутат Госдумы Владимир Мединский продолжает развенчивать мифы о России в своей новой книге. Он уверен, что многие страшилки про русский народ надуманны и ложны.
Лариса КАФТАН
Мифы о России часто создаются одной фразой. Сказал: «Ленивы мы и нелюбопытны» — и вот ярлык: русские ленивы и нелюбознательны. Но стоит копнуть — и выясняется, что за каким-то выражением нет автора, которому приписывают фразу. Или автор есть, но имел он в виду что-то совсем другое, иногда прямо противоположное.
Депутат Госдумы профессор МГИМО Владимир МЕДИНСКИЙ, автор нескольких книг о мифах, придуманных о России и русских (среди них лень, пьянство, неопрятность, глупость), развенчивает очередные сказки о нас в готовящейся к печати книге «Скелеты из шкафа русской истории».
1. «ВЕСЕЛИЕ РУСИ ЕСТЬ ПИТИ»
Родную историю мы по большей части знаем плохо. Издалека всплывает что-то вроде «…Веселие Руси есть пити…» и прочее «гой-еси». Если мы ищем корни пьянства во временах Владимира Святого, как зафиксировали летописцы якобы его слова: «Веселие Руси есть пити, и нельзя без этого быти», — то все, приехали — всеобщая алкоголизация населения и полное вырождение русского народа не за горами.
В русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в «Поучениях» Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства.
Мы ленивы и нелюбопытны
Из «Путешествия в Арзрум» (1836) Л. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» (гл. 2).
- - в делах, хлопотах, работах Ср. Это о ком-нибудь другом можно сказать, что делать нечего, только не обо мне! - произнес Феденька иронически: - я не закусываю, как другие, а с утра до вечера - точно в котле...
- - Точно въ котлѣ кипѣть - въ дѣлахъ, хлопотахъ, работахъ...
- - Игра слов, призыв быть смелее, проявлять активность...
Словарь народной фразеологии
- - призыв не спорить, не ссориться...
Живая речь. Словарь разговорных выражений
- - и подкладать ·стар. и зап., южн. подкласть или подложить, подсунуть, класть подо что, одно под другое. Курицу, наседку подкладывают, яйца подкладывают под курицу...
Толковый словарь Даля
- - Ср. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. И. Сирах. 8, 4. См. огонь маслом заливать. См. на том свете...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Ср. Не спорь съ человѣкомъ, дерзкимъ на языкъ, и не подкладывай дровъ на огонь его. І. Сирах. 8, 4. См. Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять. См. На том свете...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - Разг. Экспрес. Находиться в непрерывных хлопотах, постоянном волнении. Это сверх сил моих, четвёртый день сегодня, как я словно в котле киплю...
- - См. ДОСТАТОК - УБОЖЕСТВО См....
- - См. ТЕРПЕНИЕ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Будешь дарить - станем хвалить; не будешь дарить - станем корить...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. ЖИЗНЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. БЕРЕЖЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - См. МОЛОДОСТЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Станешь дарить - станем хвалить; не станешь дарить - станем корить...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - шуршать, вертеться колесом, вариться как в котле, вертеться как белка в колесе, вертеться волчком, хлопотать, шуровать, хлопот полон рот, колотиться, возиться,...
Словарь синонимов
"Мы ленивы и нелюбопытны" в книгах
22. Ваши покупатели ленивы, заняты и сбиты с толку
Из книги Бери и делай! 77 максимально полезных инструментов маркетинга автора Ньюман Дэвид22. Ваши покупатели ленивы, заняты и сбиты с толку В современных условиях процесс маркетинга и продаж стал еще более сложной задачей, потому что ваши покупатели ленивы, постоянно заняты и перегружены информацией.Проверьте, не относятся ли некоторые из этих характеристик
Мы ленивы и нелюбопытны
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичМы ленивы и нелюбопытны Из «Путешествия в Арзрум» (1836) А. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» (гл.
Почему некоторые толпы умны, но ленивы
Из книги Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети автора Морозов ЕвгенийПочему некоторые толпы умны, но ленивы Скромная сумма, собранная в рамках кампании “Спасение африканских детей” – если мы считаем, что целью кампании были именно деньги, как утверждается на ее странице (“Наша группа нуждается в финансовой поддержке, чтобы мы могли
ВЫ ЛЕНИВЫ
автора Уингет ЛарриВЫ ЛЕНИВЫ Вот еще одно популярное клише: знание – сила. Вы слышали это на протяжении всей своей жизни. Однако это клише – ложь. Фактически это одно из самых неудачных клише, придуманных обществом. Знание – это не сила. Использование знания – вот что сила.Знание – это еще
ВЫ ЛЕНИВЫ
Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет ЛарриВЫ ЛЕНИВЫ Вот еще одно популярное клише: знание - сила. Вы слышали это на протяжении всей своей жизни. Однако это клише - ложь. Фактически это одно из самых неудачных клише, придуманных обществом. Знание - это не сила. Использование знания - вот что сила.Знание - это еще не
Сегодня в нашей стране в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина отмечается день русского языка. В этой связи предлагаю ознакомиться с речью Анатолия Фёдоровича Кони (1844-1927 гг.), которую он произнёс на торжественном заседании в Доме литераторов в 84-ю годовщину со дня смерти Пушкина 11 февраля 1921 г. Речь была опубликована в "Вестнике литературы" 1921 г. № 3.
Но сначала несколько слов о современности. Порой мне кажется наше общество окончательно порвало с литературным русским языком. Безусловно разговорный язык не является тем языком, на котором пишут книги. Но ведь и мат не является нормой устной речи. Хотя по факту слышишь его через раз, где бы не находился: в общественном транспорте, на производстве, на улице. Постоянное слышно использование жаргона, искажение, сокращение слов - и это взрослыми, не детьми. Удручает такое отношение к родному языку. Русская классика, судя по всему, в нынешнее время не востребована.
Я не случайно разместил новый логотип Екатеринбурга. На лицо деструктивное отношение к языку. Те кто его создавал - наплевал на правилам русского языка. Жаргонное слово "Екат" буквально сделали общеупотребительным. Но ведь есть и те, кто не позволяет себе из уважения, из любви к городу называть его "екатом". К тому же чаще логотип пишут на английском языке - город-то у нас "ойропеским", даром, что в Азии расположен. И на использование такого логотипа дала своё согласие администрация города. Там что, совершенно нет грамотных людей?
Возвращаясь к теме, А.Ф.Кони прочитал речь в день похорон и сейчас вы поймёте почему. И по сути он прав в том, что только к концу жизни человек даёт понимание, что он за птица. Какого полёта. Анатолий Фёдорович сравнивает вклад Пушкина в русский язык со значением Петром I для России. Впрочем, прочтите самостоятельно, думаю это будет и познавательно, и интересно.
Настоящее собрание присутствует при зарождении всенародных, всероссийских поминок по Пушкину, которые должны являться не мимолетным порывом чувства, не временным проявлением симпатии к погибшему так рано поэту, а чем-то хроническим, ежегодным, всероссийским, повторяемым с непреложностью известного нравственного закона, и представлять собой общепонятный и общесознаваемый праздник для всех мыслящих русских людей.
Может возникнуть вопрос - почему же будет праздноваться (в сущности эти поминки будут носить праздничный характер) его смерть, а не день его рождения? Ответ довольно прост. Да потому, что рождение не создает никакого определенного образа, с представлением о рождении не соединяется ничего конкретного, ничего такого, что бы выделяло этого ребенка из числа других (кроме случаев какого-нибудь уродства), а поэт, и в особенности такой поэт, как Пушкин, может сказать про себя словами другого поэта: "Мой образ вылит, еще резца последний взмах,- и гордо станет он в веках". Но это он может сказать перед концом своей жизни. Следовательно, смерть рисует поэта, смерть подводит ему известного рода итог. И наконец, - и это очень важно, - смерть гораздо сильнее ударяет по сердцам, чем рождение. Смерть соединяет всех тех, которые ценили умершего человека, в одном чувстве скорби, смерть заканчивает его существование и звучит как последний аккорд. Наконец, те, кто верует в загробное существование, знают, что оплакивать и вспоминать приходится не в день рождения, а в день смерти. Поэтому нужно праздновать именно день смерти Пушкина, а не день его рождения, и праздновать в том смысле, что с этого момента началось настоящее рождение русской литературы в его настоящем смысле, рождение русского языка в его настоящем объеме и красоте.
Пушкин сказал: "Мы ленивы и не любопытны" . Этим он хотел сказать, что в большинстве случаев у нас не существует вчерашнего дня. От этого завтрашний день такой неясный, туманный. Мы не знаем вчерашнего дня не только в нашей жизни, но и в жизни общественной, и то, что могло воспитать в нас чувство долга, что могло дать нам темные и светлые картины прошлого, все это исчезает в туманной дали. К этим словам можно прибавить еще и другое - мы не только ленивы и не любопытны, но еще и неблагодарны. И Пушкин все это испытал на себе. И долг русского общества вознаградить его за то, что он выстрадал, за то, что пережила его страдальческая тень.
Пушкин умер в разгар своего таланта, а между тем вокруг него уже возрастало равнодушие. В последние годы жизни Пушкина общество относилось к нему довольно холодно. Одни говорили, что он устарел. Это были люди, которые не дозрели до понимания Пушкина. Другие говорили, что Пушкин исписался. Это были люди, неспособные подняться до его духа. А затем кругом него кипела презренная клевета. Ведь он сам говорил перед смертью: "Пора, пора, покоя сердце просит" . И это уставшее, израненное сердце было увезено тайком, никому неведомо, и схоронено так, что над ним не плакали те, которые поняли, чего они лишились. Да кроме того, в это же время теснила его цензура. Он не мог уйти от этой цензуры, которую характеризовал "богомольной нашей дурой, слишком чопорной цензурой" . Эта цензура теснила его всячески. "Капитанскую дочку" он должен был печатать не под своим именем. "Медный всадник" был запрещен. Когда Пушкин умер, вышел его портрет-гравюра, под которым было написано: "Угас огонь на алтаре". Один такой портрет был подарен мне Гончаровым. По требованию цензуры полиция этот портрет конфисковала, и имевшие такой портрет старались заклеить его рамкой так, чтобы не было видно подписи. А сочинения Пушкина, разве они были распространены так, как следует? После его смерти вышло два неполных издания. А затем жена Пушкина, движимая известного рода корыстными побуждениями, выхлопотала у Александра II продление авторских прав с 30 лет до 50-ти , - та самая жена, о которой Пушкин рассказывал Смирновой, что по ночам, когда он хотел записать какие-нибудь пришедшие ему в голову стихи или мысль и зажигал при этом свечку, она тушила эту свечку и говорила: "Ночь дана для того, чтобы спать, а не писать стихи". Среди такой обстановки он ушел от нас.
Но и после того критика относилась к нему долгое время без правильной оценки. Когда сошел со сцены Белинский, она упоминала о Пушкине только с холодным уважением, а затем критики шестидесятых годов, искавшие в каждом писателе служения общественным вопросам и с этой точки зрения рассматривавшие его произведения, стали относиться к нему презрительно. Известный критик шестидесятых годов писал о нем - "миленький, маленький Пушкин" . При этом, конечно, забывались его заслуги именно общественные. Ведь нельзя отрицать, что Пушкин воспел свободу во всех ее видах, что Пушкин указал на язвы крепостного права, что Пушкин предвидел и проповедовал суд присяжных . И такое отношение продолжалось до восьмидесятых годов.
Но затем в обществе проснулось чувство любви и благодарности к Пушкину. День открытия ему памятника в Москве был действительно всенародным торжеством. Это было нечто такое, чего никто из участвовавших забыть не может. Тургенев, обращаясь к памятнику Пушкина, сказал: "Это памятник учителю", и все согласились с ним.
Значение Пушкина в русской литературе может быть сравнено со значением Петра Великого. Все культурные начинания в России восходят к Петру Великому. Какое бы литературное явление мы ни взяли, если мы начнем рассматривать его происхождение, мы найдем Пушкина. Мой уважаемый сосед, Н. А. Котляревский, говоря о Канте, называет его узловой станцией философии. Такой узловой станцией является Петр, такой узловой станцией литературы был Пушкин. Вот чем объясняется то начинание, для участия в котором Дом литераторов созвал всех служителей литературы и искусства и надеется на их содействие. В своих воспоминаниях Даль пишет, что, когда Пушкин умирал, он говорил ему: "Подымай же, подымай выше, идем выше, идем выше". И действительно, с тех пор Пушкин начал подниматься все выше и выше, и в настоящее время он поднялся в нашем сознании на огромную высоту. Будем же помогать этому, будем подымать его еще выше, насколько хватит сил.
Пушкин - наша гордость, наша слава. Еще в год его смерти Тютчев сказал о нем: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" . А Островский на открытии памятника Пушкину, на обеде, встал и сказал, обращаясь ко всем литературным и ученым силам: "Господа, сегодня ведь на нашей улице праздник".
Пожелаем же, чтобы осуществились те предположения, о которых мы сегодня говорим, чтобы всякий, кто, подобно Пушкину, будет понимать жизнь, как возможность "мыслить и страдать" , мог бы сказать каждый год 29 января: "сегодня на нашей улице праздник", чтобы будущий Пимен, когда он будет писать летопись нашей жизни, упомянул, что этого числа "России сердце не забыло".
Примечания
- Цитата из "Путешествия в Арзрум" (1829).
- Цитаты из стихотворения "Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит" (1834) и (неточно) из сказки "Царь Никита и сорок его дочерей" (1822).
- По цензурному уставу 1828 года срок права наследования определялся в 25 лет со дня смерти автора. В 1862 году Н. Н. Пушкина-Ланская просила министра народного просвещения А. С. Норова закрепить за ней и за двумя сыновьями поэта пожизненное право пользоваться доходами с изданий. Вместо этого А. С. Норов увеличил срок наследования вдвое, т. е. до 50 лет.
- Имеется в виду статья Д. И. Писарева "Лирика Пушкина" (1865).
- Мнение Пушкина о необходимости суда присяжных А. Ф. Кони основывает на "Записках А. О. Смирновой".
- Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева "29 января 1837 г." (1837).
- Цитата из элегии "Безумных лет угасшее веселье" (1830).
Статьи в моём живом журнале о русском языке: