Рембрандт какой стиль. Краткая биография Рембрандта и его творчество. Самые известные произведения Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Его отец, Хармен, был зажиточным мельником. Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна», то есть с реки, на которой стояли семейные мельницы. Мать Рембрандта, Корнелия, была дочерью пекаря. С Харменом они поженились в 1589 году, когда им обоим исполнилось по 21 году. В семье родились десять детей, предпоследний из них — Рембрандт. Родители художника прожили тихую жизнь, исполненную трудов, — отец умер в 1630 году, а мать —в 1640-м.

Из выживших братьев Рембрандта трое продолжили семейную традицию, став мельниками и пекарями. Будущий художник оказался единственным в семье ребенком, получившим образование в Латинской школе в Лейдене.

В мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в одно из старейших учебных заведений Европы — Лейденский университет. Столь юные студенты тогда никого не удивляли. Впрочем, по поводу учебы Рембрандта в университете мнения исследователей расходятся. Возможно, он даже не приступал к ней, а звание студента потребовалось ему только для того, чтобы получить отсрочку от военной служ бы. Приблизительно в то же время Рембрандт начал осваивать ремесло художника.

Основным источником информации о ранних годах его жизни служат книги Иоханнеса Орлерса, бывшего в то время мэром Лейдена. Во втором издании своей своеобразной книги-справочника, вышедшей в 1641 году, Ор-лерс поместил короткую биографическую справку о Рембрандте. Из этой справки можно узнать, что первоначально Рембрандт обучался у местного живописца Якоба ван Сва-ненбюрха. Он провел в его мастерской три года, а затем, в 1624 году, на полгода перебрался в Амстердам — к известному мастеру исторической живописи Питеру Ластману.

В 1625 или 1626 году Рембрандт возвратился в Лейден. Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем (тоже учеником Ластмана), Яном Ливенсом, — на протяжении нескольких лет они часто писали вместе, и временами их работы настолько походили друг на друга, что установить авторство одного из художников представлялось делом почти безнадежным.

Позже, в конце 1631 или в начале 1632 года, Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам (тогдашнюю столицу Нидерландов). Амстердам в это время на глазах превращался в один из крупнейших центров мировой торговли. За тридцать лет (с 1610 по 1640 годы) численность его населения возросла втрое — с 50 000 до 150 000 жителей. Рембрандт решил, что сделать настоящую художническую карьеру в таком городе будет гораздо легче.

В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха. Почти два года художник прожил в доме Хендрика ван Эйленбюрха, крупного торговца живописью, с которым подружился вскоре после переезда в столицу.

В июне 1633 года Рембрандт обручился с двоюродной сестрой Эйленбюрха, Саскией, а спустя год женился на ней. Родители Саскии умерли, когда она была ребенком, и оставили дочери солидное наследство. Не был бедным человеком и Рембрандт, уже успевший утвердиться среди ведущих голландских художников своего времени. Но это не был брак по расчету. Рембрандт и Саския страстно любили друг друга. Первое время молодые жили в доме Хендрика ван Эйленбюрха, а чуть позже купили собственный дом.

Между 1635 и 1640 годами Саския родила троих детей, но все они умирали, прожив на свете лишь несколько недель. В 1641 году она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Родители назвали сына Титус. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было 29 лет.

В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Но жизнь Рембрандта уже дала трещину. Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах — и быстро растерял богатых заказчиков.

Он увлеченно писал другие полотна — их темой стала библейская история. В трудные периоды своей жизни Рембрандт всегда находил утешение в религии, но теперь ему нужно было думать еще и о крошечном сыне. Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Она тоже была поначалу няней Титуса. Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора. Последовало несколько склочных судебных разбирательств, в результате чего Гертье признали неправой и поместили на пять лет в исправительный дом. Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию. Корнелия — единственная из всех детей Рембрандта — пережила своего отца.

Между тем финансовое положение Рембрандта стремительно ухудшалось. Но несмотря на отсутствие выгодных заказов на портреты, Рембрандт продолжал тратить большие деньги на свою коллекцию. Коллекция была очень любопытной. В ней можно было найти полотна итальянских мастеров эпохи Ренессанса, оружие, бюсты римских императоров, старые костюмы, восточные диковины, сотни рисунков и гравюр.

В 1652—54 годах Голландия вела войну с Британией, опустошившую государственную казну. Коммерческие обороты упали, что отразилось и на ценах на художественную продукцию. Дела пошли настолько плохо, что Рембрандт продал часть своей любовно собранной коллекции. Но и это не помогло, он с трудом сводил концы с концами.

В 1656 году художник оказался не в состоянии платить своим кредиторам и едва не угодил в долговую тюрьму. Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). В соответствии с ней, должник не препровождался в тюрьму, если ему удавалось доказать в суде, что его тяжелое положение вызвано объективными причинами. Распродав все свое имущество, Рембрандт даже получил разрешение остаться в принадлежавшем ему до этого доме. Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение.

С тех пор Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города. К этому времени Титус вырос. В 1660 году Титус и Хендрикье, дабы по возможности оградить Рембрандта от материальных забот, основали фирму по торговле произведениями искусства. Впрочем, художник до конца своей жизни так и не расплатился с некоторыми из своих кредиторов.

Это не помешало ему оставаться в глазах сограждан достойным человеком и уважаемым мастером. В 1661—62 годах он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» для новой амстердамской ратуши и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков.

Закат художника, несмотря на необычайный творческий подъем, был печален. В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Позже Рембрандт похоронил сына, следом — невестку. Осенью 1669 года настал и его черед — 4 октября тихо и незаметно покинул этот свет величайший мастер голландской живописи.

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья.
В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие.
Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет.
В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании.
В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода.
Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял.
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней.
На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день.
Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же.
Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш.
Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней.
Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок.
Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз.
Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой.
Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов.
В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам".
В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете.
Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков".
Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер".
Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других...
То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна.
На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

XVII век – это «золотой» век живописи. Искусство XVII века, по сравнению с культурой

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет. 1630 г.

предшествующих эпох, сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. В центр внимания художниками ставится человек, сознающий свою значимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Художники XVII века стремятся показать во всём многообразии реальную жизнь. Стремление к широкому показу действительности приводит в это время к появлению всевозможных жанровых сцен. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские жанры: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт. Это ознаменовало появление в XVII веке реалистического направления в искусстве, что является важной вехой в эволюции западно-европейского искусства.

В это время Италия, Франция, Испания, Фландрия, Голландия быстро становятся влиятельными художественными центрами. XVII столетию принадлежат Величайшие мастера реализма: Караваджо, Веласкес, Хальс, Дельфтский и, конечно же, Рембрандт Харменс ван Рейн – крупнейший мастер реалистического искусства, в творчестве которого голландская живопись XVII века достигла своей вершины.

Он является крупнейшим представителем голландской живописи XVII века.

Голландия XVII века – это богатое государство, где купечество достигло своего могущества и небывалого богатства. Голландия – это страна купцов, предпринимателей, страна – торговли. Разбогатевшие роды Голландии того времени стремились показать своё состояние, своё богатство. И поэтому богачи обзаводятся шикарными дворцами, которые напичканы разного рода диковинками, собранными со всего света. Это и посуда, и персидские ковры, и живопись предшествующих эпох, и драгоценности. И не случайно именно на XVII век приходится расцвет голландской живописи. Богачи местным художникам заказывали свои портреты и портреты членов своей семьи. Художники, стараясь угодить заказчикам, изображали портретируемых в зените их славы и богатстве. Такие портреты прославляли изображаемых.

Такой традиции создания портрета в первый период своего творчества придерживался и Рембрандт. Но это было вначале творческого пути художника.

Несмотря на то, что, скорее всего, он никогда не выезжал из Голландии, уже при жизни Рембрандт был известен по всей Европе и оказывал сильное влияние на искусство той эпохи. Ещё когда художник был жив, его творчество и жизнь стали легендой.

Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннему миру человека во всём богатстве его душевных переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII столетия, воплотив в яркой индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойдённое мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие передовые идеи времени. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, групповые портреты, натюрморты, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.

После кратковременного обучения в лейденском университете на факультете философии (1620 г.) он посвятил себя искусству. Учился живописи у Сваненбюрха в Лейдене (ок. 1620-23 гг.) и у исторического живописца Питера Ластмана в Амстердаме (1623 г.), который оказал большое влияние на творчество Рембрандта. После недолгого обучения у него Рембрандт вернулся в Лейден, где с 1623 по 1631 года он плодотворно работает. Открыл собственную мастерскую и набрал учеников. Наступила пора успеха и известности. Его техника совершенствовалась. Драматизм, непосредственность, впечатление схваченного мгновения, соответствующим образом избранные композиции и освещение, полное сочувствия психологическое описание составляют неповторимые особенности произведений Рембрандта.

Ещё в самом начале его творческого пути его мастерскую посетил некий Максим Хэггенс и оставил запись на память Рембрандту: «Браво, Рембранд!». Вскоре Рембрандт обретает сильного и богатого покровителя, который вводит его в богатое общество Голландии.

В этот период он очень много пишет портретов богатых, знатных горожан. Но и в этот же период, картины Рембрандта отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них сказывается ещё воздействие Ластмана и утрехтских караваджистов. Так в картинах «Апостол Павел» (ок. 1629 - 30 гг., Германский национальный музей, Нюрнберг) и «Симеон во храме» (1631 г., Маурицхёйс, Гаага) Рембрандт впервые использовал светотень как средство усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образов.

Его творчество стало символом эпохи живописи XVII столетия.

Отличительной особенностью в европейской живописи XVII века стало выдвижение на первый план камерного, интимного портрета, в противоположность портрету парадному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых. Так и Рембрандт, в ранний период своего творчества (лейденский период) упорно работает над портретом, изучая мимику человеческого лица, различные проявления характеров, индивидуальные черты человека. В это время он создаёт серию автопортретов и портретов членов его семьи. В многочисленных портретах, костюмированных автопортретах (более ста) Рембрандт фиксировал, анализировал душевные состояния, типы характеров и роли.

Портрет «Николас Ратс» (1631 г.),или взять, например, картину с библейским сюжетом «Плачь

Рембранд Харменс Ван Рейн. Плач Иеремии о разрушении Иерусалима. 1630 г. Рейксмузеум, Амстердам

Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г.),групповой портрет «Концерт» (1626 г.): здесь очень ярко показано душевное состояние портретируемых. И всё это Рембрандт достигает светотенью. К тому же, стремясь показать на портрете внутренний мир человека, Рембрандт чаще всего помещает портретируемого в интерьер, чем в пейзаж: так, в замкнутом помещении, легче всмотреться в лицо человека. В композициях есть нечто изумительное. Его занимает свет, обильно падающий на предметы. Мало-помалу стремление передать внешний вид предметов приводит его к живописи тщательно выписанной, опрятной, вылощенной. Он стремиться к гармони голубых, бледно-зелёных и розово-жёлтых тонов. Стоит обратить внимание на картину 1630 года «Плачь Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г.). Картина создана на один из библейских сюжетов Ветхого Завета, который гласит. Пророк Иеремий предсказал разрушение Еврейского государства, разрушение Иерусалима. Но никто ему не поверил. Однако, Иерусалим был разрушен. И художник показал момент, когда около развалин разрушенного Иерусалима Иеремий сокрушается о том, что он наделён даром предсказывать. Ему тягостен этот дар, но он ничего не может поделать. К тому же, использованные краски, композиция – всё заставляет зрителя обратить внимание на лицо Иеремии, как сразу чувствуется боль, душевное страдание человека его раздумья о судьбе всего человечества. Насколько эмоционально и психологически точно передал художник состояние этого старика: всё, от красок на картине, до положения позы человека, передаёт его страдания, его душевное состояние. Несомненно, что портреты, написанные кистью Рембрандта, доказывают, каким проницательным был художник уже в 25 лет. И эту марку своего творчества он будет держать до конца своих дней.

Жизнь у художника по-началу складывалась удачно. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх. 1630-е годы – это годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632 г., Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он пользуется широкой популярностью, получает много заказов, в его мастерских работают многочисленные ученики.

Рембрандт продолжает совершенствоваться в технике написания портрета. В заказных портретах состоятельного бюргерства он тщательно передаёт черты лица, одежду, драгоценности, но нередко модели получают и чёткую социальную характеристику. В автопортретах и портретах близких людей художник смело экспериментирует в поисках психологической выразительности. Он часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты: нарядные, причудливые одеяния, освещение, резкие ракурсы, контрасты света и тени. Один из ярких примеров творческих исканий художника – это «Портрет Саскии», выполненный около 1635 года. При наличии здесь новой техники написания портрета, Рембрандт в портрете жены показал своё стремление к точности и правдивости, в чём и проявился несомненный и искренний дар художника. Что и в этот, почти ещё начальный период, чувствуется уже великий художник, самостоятельный и совершенный.

Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» / «Весёлое общество» (ок. 1636 г.; Картинная галерея, Дрезден). Смело порывающий с художественными канонами, отличающийся

Рембранд Харменс ван Рей. Автопортрет с Саскией на коленях. 1935-1636 гг. Нидерланды (Голландия) Дрезден. Картинная галерея

живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой, красочной гаммой.

В это время манера Рембрандта становится смелее, рисунок свободнее, его радуют пышные, богатые краски, его мазок становится глубоким и сочным.

Если в начале своего творческого пути он был художником-живописцем, то вскоре он становится духовидцем. Рембрандт сводит знакомство с амстердамскими евреями. Он полюбил гулять в окрестностях Амстердама. Его видят у старых раввинов, которые объясняют ему библию, утверждают достоверность необычайного и сверхъестественного, дают текстам писания неожиданные и как бы озаряющие толкования и вызывают к жизни скрытые мечты, которые он носил в себе.

Он становится художником чудесного. Всё это подтверждается в его работах красками, дивным освещением, которое он создаёт.

Картина «Христос в Галилейском море во время шторма»,созданная в 1933 году, написана на один из библейских сюжетов. Настолько мастерски художник работает кистью, так много он вкладывает в картину глубоких, чисто человеческих чувств, что чудо кажется свершившимся: Христос сошёл на землю и находится среди людей. Мир, созданный его воображением, как натуральный, что зритель верит в него так же легко, как верит в совершение привычных нам вещей.

В этот период (1630-е гг.) в творчестве Рембрандта наблюдается тяготение к реалистическому перееданию сюжетов. Он отказывается от бурной патетики и внешних эффектов: он стремится к психологической выразительности. Богаче становится в его картинах и тёплая цветовая гамма, ещё большую роль приобретает свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.

Одну за другой он пишет большие религиозные композиции. Одновременно с этим он заканчивает

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара. 1635 г. Лондонская Национальная Галерея

целую серию произведений, этические или легендарные темы которых удерживают Рембрандта на его истинном пути тайновидца. Острота ракурсов и светотеневые контрасты используются им в композициях 1630-х годов на религиозные сюжеты. В такой манере написана картина «Пир Валтасара».Работа над этой картиной заняла у Рембрандта два года: 1634 – 1636 гг. На ней показан один из библейских сюжетов.

С помощью светотеневых контрастов художник приковывает всё внимание зрителя к лицу царя Валтасара и надписи, но которое обращён его испуганный взор. Интересен и сюжет, показанный на картине. Царь Вавилонский Валтасар однажды устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды из Иерусалимского храма. Когда они были принесены, царь, его вельможи и их жёны стали пить из них вино и славить своих идолов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась кисть человеческой руки и стала писать на стене напротив лампады. Царь, увидев это, изменился в лице от страха. Он сразу ослаб и колени его стали дрожать. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов для объяснения написанного. Долго никто не мог растолковать написанные слова и только один человек прочёл написанное на стене. Оно значило: «Исчислил Бог царство твоё и положил конец ему». В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: царь Валтасар был убит, а его царство было завоёвано. Это событие произошло много тысяч лет назад, но в картине оно кажется недавно происшедшим. Художник, словно, приблизил это событие к нам на много тысяч лет вперёд. Художник до мельчайших подробностей прорисовывает посуду на столе, одежду царя и даже его морщины на лице. Нет ничего идеального. Люди кажутся вполне реально-существовавшими и только одна рука в ярком свете доказывает великое мастерство Рембрандта.

Другая картина художника «Жертвоприношение Авраама» (1635 г.) не менее эмоциональна и динамична по своей сути. Выполнена на один из библейских сюжетов. Он гласит:

У Авраама и его жены долго не было детей. Им уже 90 лет и они перестали надеяться на чудо. Но, однажды, Господь Бог послал человека к Аврааму, который передал ему волю Бога: у него и его жены будет сын. Долгожданный и единственный сын Авраама Исаак рос в любви и заботе родителей. Однажды Господь решил испытать веру Авраама и его любовь к Нему. Он обратился к нему со словами: «Возьми сына твоего Исаака и принеси его в жертву твоему Богу». Трудно было Аврааму сделать это. Но он хотел исполнить всё, что Бог повелел ему, потому что он любил Господа всем сердцем своим. Поэтому Авраам нарубил дров и положил их на осла, взял с собой двоих слуг и Исаака и пошёл в указанное Господом место. Придя в указанное место, Авраам оставил слуг у подножия горы, а сам, поднявшись в гору, устроил жертвенник, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник… Но вдруг ангел Божий воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что ты готов всё сделать для Господа Бога твоего!». Сколько в картине динамики, резких движений, глубины показанного замысла. Рембрандт мастерски запечатлел минутное движение: Авраам занёс руку в твёрдом решении принести в жертву своего сына и тут неожиданно появляется ангел и успевает остановить его, схватив Авраама за руку.

В 1637 году Рембрандт пишет картину «Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия» (Луврский музей). Композиция этой картины восхитительна. Семья патриарха: коленопреклонный отец, жена и сын, в испуге притаившиеся друг к другу, собака, робко свернувшаяся около своей хозяйки, - всё говорит о свершившимся чуде, между тем как ангел-исцелитель, стремительный и неприступный. В могучем полёте мчится к небесам, чтобы присоединится там к небесному воинству, от которого он на мгновение отделился. Это необычайное явление изображено, как всегда у Рембрандта, в самых существенных чертах. Нет ничего лишнего. Ни одного фальшивого жеста. Никакой напыщенности, никакого преувеличения. Создано впечатление полной естественности: ни на минуту нельзя усомниться в том, что небо снисходит к земным делам, что бог склоняется к людям и, что благочестивый старец только что испытал прикосновение незримой руки.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. 1636 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 1630-х гг. мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635 г., Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощение этических взглядов художника явилась монументальная композиция «Даная» - 1636 год (большая часть картины переписана в середине 1640-х гг., Государственный Эрмитаж). Картина на мифологический сюжет выполнена в противоречии с принятыми, классическими канонами и традициями: сюжет на его картине необычайно жизнен и убедителен. Подчёркивают эту особенность картины мелкие детали: так у кровати разбросана обувь Данаи, вот настало утро и служанка, приоткрыв занавесь, хочет войти в опочивальню только что проснувшейся Данаи. Фигура Данаи далёкая от классических идеалов, она выполнена со смелой реалистической непосредственностью. Рембрандт чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Существует версия, что моделью для создания картины послужила его жена Саския. Ряд искусствоведов выдвинули версию, что на картине показана вообще беременная женщина, об этом свидетельствует тот факт, что в XVII веке беременные женщины носили на руке браслеты, что и показал художник на картине.

В 1630-х гг. Рембрандт много работал и в технике офорта. Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанровые сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (многочисленные изображения нищих, «Продавец крысиного яда», 1632 г.). Прибегая к различным техническим приёмам, Рембрандт создал в этот период карандашные рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере. Рембрандт в своём творчестве, всегда уделял большое внимание офорту и рисунку. Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличаются новизной художественных приёмов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло около 2 тысяч рисунков Рембрандта. Среди них подготовительные наброски, эскизные рисунки к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни и рождающихся в его воображении замыслов.

Рембрандт известен также своими пейзажными образами: около 1640 он обратился к реальному окружающему пейзажу. До этого он писал пейзажи, следуя голландской традиции сочинённых ландшафтов. Мир родной природы предстаёт на его картинах в своей изменчивости. Он необычайно близок человеку, обжит им.

Уже с этого момента, когда наблюдается углубление реалистического мастерства художника, происходит нарастание его разногласий с окружающей патрицианской средой. Конфликт, назревший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, постепенно утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642 году, когда картина «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум) вызвала протесты заказчиков. В 1642 году по заказу роты стрелков Рембрандт написал большую картину (3,87 х 5, 02 м.), в связи с потемнением от времени красок получившую позже название «Ночной дозор». Вместо традиционной пирушки с портретами её участников, где каждый запечатлён со всей тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабанов по широкому мосту у здания гильдии. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчёркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщённым образом голландского народа. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. 1642 г. Рейксмузеум, Амстердам

«Ночной дозор» навлёк на Рембрандта немилость амстердамских мещан и втянул его в бесконечную распрю с гильдией. Каждый из гильдейских сановников чувствовал себя обманутым. Почему?

Всё дело в традициях!

Среди амстердамских обществ и корпораций установился обычай заказывать кому-нибудь из местных художников свой коллективный портрет. Главные члены гильдии оставляли в наследство преемникам свои изображения.

Подобного рода произведения сделались банальным местом голландской живописи. При исполнении их традиции соблюдались самым тщательным образом, и здесь не было места личной изобретательности художника. Членов корпорации располагали в ряд, глава гильдии занимал центральное место, а гильдейские сановники располагались по его сторонам. Иногда их изображали за каким-нибудь торжественным празднеством.

В 1642 году корпорация амстердамских стрелков обратилась к Рембрандту с просьбой послужить ей своим талантом. За работу ему было уплачено 1 600 флоринов.

Мастер быстро принялся за дело. Надеялись, что он подчинится твёрдо установленному обычаю и разместит членов гильдии в иерархическом порядке в каком-нибудь зале, предназначенном для празднеств или собраний. Рембрандт обманул эти ожидания. Он не мог подчиниться столь реальным условиям. И на свет появилась картина, какую мы видим теперь. Практически у всех возникают вопросы: в какое время и с какой целью, по чьему повелению, и в каком городе собрались эти люди; если это призыв к оружию, то зачем это праздничное шествие; как попала сюда эта девушка, одетая принцессой в шёлк и золото, а за поясом у неё курица; зачем эти зеркала, развешанные на колоннах??? Напрашивается ответ: эта картина могла бы послужить иллюстрацией к какой-нибудь комедии. Поэтому картина вызвала протесты патрицианского общества Голландии.

На протяжении 1640-х годов расхождения художника с патрицианским обществом нарастают. Этому способствуют тяжёлые события в его личной жизни, смерть Саскии. Приток заказов Рембрандту сокращается, в его мастерских остаются лишь наиболее преданные ученики. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости.

Его творчество этого этапа утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости. В такой манере написаны картины например, «Давид и Ионафан», 1642 г., или «Святое семейство», 1642 г, Государственный Эрмитаж. Последняя, подкупает своей задушевностью. Простота и сдержанное волнение, глубокое смирение характерны для этой картины. Показанная в ней глубина человеческих чувств, покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. В простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчёркивает настроение тишины, покоя, умиротворения. Этому способствует мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки тёплого золотистого колорита.

Колорит картин Рембрандта 1640-х годов становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Всё большее значение, как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу: монументальный графический лист «Христос, исцеляющий больных», или так называемый «Лист в сто гульденов», около 1642 – 1646 годов; полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», около 1643 года. Так же, картина «Христос и грешница» (1644 г.). Главные фигуры – Христос и грешница – выделены художником из полумрака тонким и приятным светом, который озаряет их.

1640-50-е знаменуют вершину карьеры Рембрандта и одновременно поворот в его судьбе, за которым последовало разорение. Это годы тяжких жизненных испытаний Великого мастера Голландии. Рембрандт отошёл от светской жизни, но, несмотря на невзгоды, его искусство продолжало развиваться, стиль становился всё более индивидуальным и оригинальным, и это позволило ему в конце жизни создать свои величайшие произведения.

Он пишет спокойные исполненные внешней теплоты и интимности библейские и жанровые сцены,

Рембрандт Харменс ван Рейн. Христос в Эммаусе. 1648 г. Музей Лувр, Париж

раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувство душевной, родственной близости. В 1648 году им была создана картина под названием «Христос в Эммаусе» (Лувр). Дивное произведение! Обстановка сцены чрезвычайно бедна и скромна. Всё великолепие этого произведения, его глубокая проникновенность, его сверхъестественное могущество заключено в трёх фигурах: двух учеников и слуги, и в голове Христа. Никогда ещё не видела живопись такого поразительного божьего лица. Нельзя передать бесконечную человечность этого лица, эго надо просто видеть. В нём воплощена вся нежность жизни и вся грусть смерти. Его глаза с такой глубиной смотрят на страдания человечества, а его лоб кажется таким ясным среди мрака, который окутывает весь мир! Трудно сказать, как написано это лицо; кажется, что оно не существует в действительности, а только является. Безграничная любовь окружает его, и ученики почитают его. Глядя куда-то вдаль, Христос медленно разламывает хлеб, и его жест кажется символом истины, которую познают лишь впоследствии. После своего распятия и воскрешения Христос решил навестить своих учеников. Как странник он присоединился в пути в двум из них и зашёл с ними в один из местных домов, чтобы поесть. Ученики не догадывались кто с ними находится рядом. И только, когда Христос, взяв в руки хлеб, стал его разламывать, ученики этим жестом Христа увидели в нём своего учителя.

В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей: многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс, его сына Титуса, в которых художник сосредотачивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Любовь и нежность к своему ребёнку, к своему сыну воплотились в картине«Титус за чтением». Та любовь и нежность, которые он не успел дать во всём своём богатстве своему сыну, так рано умершему – Титусу. Картина была написана в 1657 году, а хранится в Венском музее истории искусства. Сколько любви, нежности и покоя в этом полотне. В портрете образ будто пронизан солнечными лучами. Титус часто служил своему отцу моделью – этот болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворённым лицом.

Концентрация содержания его работ достигается путём перехода от повествовательных, порой многословных сюжетов к исключительно насыщенной и сжатой интерпретации. Всё большее место в портретах Рембрандта занимает простой человек. Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства. Теперь Рембрандт сосредотачивает внимание лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, он не так тщательно прорисовывает одежду. Часто изображаемую фигуру окружает полумрак, что способствует передаче психологической углубленности образов. Одна из самых известных его работ так называемая «Портрет жены брата художника», написанная в 1654 году, хранится в музее изобразительных искусств в Москве им. А. С. Пушкина. Своим «Портретом старушки» гениальный голландский портретист Рембрандт вводит зрителя во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нём величие богатства доброты и человечности. Здесь художник использовал многослойную технику написания картины, в результате чего сходство оригинала с изображением на картине максимально, словно это фотография. Необычайной эмоциональности произведения способствует сочетание тёплых тонов, переливающихся тончайшими оттенками, светом, трепещущим, как будто излучаемый самим предметом. Едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Наблюдая за светотеневой игрой, зритель как бы следит за постепенным развитием переживаний изображённых.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх . В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.

В 1634 году Рембранд женился на Саскии . К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.

В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка - Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс . А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, умерла через год.

Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.

Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию , в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.

Закат жизни Рембрандта

Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.

Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.

Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вер­шин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуман­ное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизнен­ных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждаю­щие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и пси­хологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалисти­ческого искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портре­тист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический жи­вописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в со­гретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов - время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщен­ному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоратив­ных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в бога­тую плащаницу и похоронили. Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной прав­дой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников собы­тия в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь про­никнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной кар­тины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы вели­кого фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду с индиви­дуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Три главных момента легенды - снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы - освещены тремя различными источниками света, ин­тенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности масте­ра было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной до­зор»- большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений худож­ника - «Даная» , хотя на картине стоит дата 1636. На создание обра­за Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь - Саския. Но через десять лет, как по­казали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный перво­начальным решением, существенно перерабатывает образ главной ге­роини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом, голова, пра­вая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс про­ник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В пер­воначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в ка­честве доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646-1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом,-наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего дости­жениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отли­чаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, поло­жив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выде­лены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жиз­ненным опытом люди - старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали худож­нику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эр­митажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портре­та «Старик в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 го­да (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему- человек на­едине со своими думами. На этот раз художник применяет строго сим­метричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выраже­ния лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проник­новенное произведение - «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим - идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,- находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые вырабо­тал художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состоя­ние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная свет­лая радость этих двоих - старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячуще­го лицо на груди отца,- составляет главное эмоциональное содержа­ние произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доми­нируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпа­тель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным-он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности - краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся из­нутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и ве­ликий, проделавший большой путь художник мог создать это гениаль­ное и простое произведение.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не произносится - все было сказано, передумано, выстрадано и пере­чувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой...

«Возвращение блудного сына» было последним большим произве­дением мастера. В 1669 году Рембрандт умер.

Использованная литература:

  1. Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже». Издательство «Искусство», Ленинградское отделение,1988г
  2. «Эрмитаж. Планы выставок» составитель Ю.Шапиро. Лениздат, 1977г.
  3. «Энциклопедический словарь юного художника» составители Н. Платонова и В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.