Ксилография гравюра. Ксилография: древняя гравюра. Древняя гравюрная техника

3 года ago Enottt Комментарии к записи Ксилография отключены

Просмотры: 3 006

Ксилография — самая древняя техника гравюры.

Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 — 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается — прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу.

При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 — 2000 хороших оттисков.

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы. На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила.

В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место. Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Есть основания думать, что ксилография является древнейшей формой печатной графики и раньше всего возникла в Китае. Ранние образцы китайской гравюры — это оттиски печатей на бумаге, относящиеся к первым векам нашей эры и представляющие собой размножение образцов буддийской иконографии. Старейшие же образцы художественной китайской ксилографии—вышли в свет в 868 году-это иллюстрации к «Сутра» (буддийская культовая книга).

Позднее китайские ксилографы перешли от культовых изданий к иллюстрированию книг по истории и к репродуцированию картин.В 18 в. наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии).

В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг. эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен.

В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 в. Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г. Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

Своеобразной предтечей ксилографии из эпохи поздней готики и ее соперником в течение всего XV века следует назвать так называемую пунсонную, или выемчатую, гравюру («Schrotschnitt»), «Шротшнитт» представляет собой выпуклую гравюру на металле, создаваемую с помощью точек, звездочек, сложной сети решетчатых линий, которые в отпечатке оказываются светлыми штрихами и пятнами на темном фоне. Эта очень сложная техника достигает своеобразных, декоративно-орнаментальных эффектов, часто с диковинным, экзотическим оттенком. Но главное своеобразие «пунсонной» гравюры в отличие от ксилографии заключается в том, что здесь мы имеем дело со светлым рисунком на темном фоне (поэтому «пунсонную» гравюру иногда называют «белой» гравюрой— «Wei schnitt»).

Эта идея светлого, белого рисунка на темном фоне потом неоднократно возвращается (в рисунке XVI века, цветной ксилографии, у Сегерса в его «лунных» офортах) и в конечном счете определяет собой возрождение ксилографии на новой технической основе в начале XIX века (Томас Бьюик). тарейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки. Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи пластической лепки, а чисто декоративные функции.

Эти старейшие немецкие гравюры на дереве по своему стилистическому эффекту (особенно благодаря раскраске) всего более сближаются с живописью на стекле, с цветными витражами. Переход от этих уникальных листов к многотиражной и иллюстративной ксилографии представляют так называемые «блоковые», или «колодковые», книги (Blockbеcher), то есть серия картинок с короткими пояснениями, где и буквы текста, и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной деревянной доски. Дюрер редко брался за нож гравера, но всегда сам рисовал на доске и очень следил за резчиком, стремясь подчинить его приемы своей концепции. И в этом смысле он оказал большое влияние на технику ксилографии.

О том, как тонко Дюрер чувствовал специфический язык графических техник, ярко свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре на меди и на дереве («Страсти» и др.): если в гравюре на меди художник стремился прежде всего к пластической лепке формы и последовательно проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача — напряженная выразительность линий. Точно так же есть значительное различие между ранними ксилографиями Дюрера и теми, которые он выполнил в конце своей деятельности. В ранних гравюрах на дереве изображения больше подчиняются плоскости листа, в них более разнообразный штрих, то узловатый и сучковатый, то с короткими и длинными завитками.

В России ксилография появилась в середине 16 в., и ее применение связано с книгопечатанием. Первой на Руси напечатанной наборным шрифтом книгой было Евангелие, изданное около 1555 г. В этой книге были четыре заставки, гравированные, очевидно, на гарте (сплав для отливки литер, состоящий из олова и свинца). Но, конечно, начало гравирования на дереве в России связано прежде всего с именем первопечатника Ивана Федорова. В первом его издании, «Апостоле», кроме орнаментальных гравюр была помещена лицевая, с изображением евангелиста Луки.Книжная гравюра на дереве в московских изданиях была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения. Иллюстраций же текста не было, были только изображения тех авторов, которым приписывался тот или иной текст, либо святого, к которому относился текст.

С 17 в. обрезная гравюра стала применяться в лубках и блочных книгах. Примером последних может служить Библия Василия Кореня 1692 г.

Вконтакте

Гравюра (франц. gravure, от graver - вырезать; нем. graben - копать) -
1) всякое изображение, выполненное с применением гравировки, то есть прорезки, процарапывания на камне, на деревянной доске или на металле;
2) вид графического искусства, к которому относятся произведения (гравюры), созданные при помощи печатания с награвированной формы (доски); 3) печатный оттиск (эстамп) на бумаге (или каком-нибудь сходном материале) с пластины, на которой вырезан рисунок.

Вид долины Каралез 1824 год. Художник Карл фон Кюгельген (Johann Karl Ferdinand von Kügelgen, 1772 - 1832). Литография

По сложившейся традиции, гравюрой называют также литографию, в которой гравирование (прорезывание, процарапывание) не используется. В зависимости от способа обработки печатной формы различают выпуклую (ксилография, линогравюра), углубленную (гравюры на металле) и плоскую (литография) гравюру. В свою очередь, в гравюре на металле существуют механические способы создания печатной формы (резцовая гравюра, «сухая игла», меццо-тинто) и химические - травлением изображения кислотой (офорт, «мягкий лак», лавис, пунктир). Специфика гравюры как вида искусства заключается в ее тиражности - возможности получать множество оттисков с одной печатной формы.

Гравюра известна очень давно. Самые простые оттиски и сейчас делают дети, отпечатывая выпуклые рисунки или подкрашивая монеты и надавливая ими на бумагу. По своей природе, все техники гравирования пришли из ремесел: из резных набоек, которыми рисунок наносился на ткань, из ювелирного дела, которое использует резьбу по металлу и травление, из техник украшения оружия. Не случайно гравирование перешло из ремесел на бумагу - человеку всегда хотелось повторить рисунок, картинку, орнамент, знак без изменений, сохранив их точность и красоту. Потому сначала в Китае, а затем и в Европе стали гравировать то, что хотели растиражировать - изображения святых, популярные листки, игральные карты и книги. И сейчас гравюра есть в каждом доме - это и марки, и бумажные деньги, и иллюстрации в некоторых старых книгах, и сами книги.

Самые древние гравюры - гравюры на дереве (ксилографии) - появились в VI–VII веках в Китае и затем в Японии. А первые европейские гравюры начали печатать лишь в конце XIV века в Южной Германии. Они были абсолютно простыми по рисунку, без изысков, иногда раскрашивались от руки красками. Это были листки с картинками на сюжеты из Библии и церковной истории. Для неумеющего читать населения такие листки и проповеди были единственным источником знания Священного Писания, и, наверное, тогда же появились аллегорические изображения, азбуки, календари. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» (ксилографические) книги, при издании которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве. По сути, печатная книга времен Иоганна Гуттенберга сама по себе была гравюрой, так как текст в ней выкладывается и множится оттисками с рельефных клише.

Желание сделать цветное изображение и «рисовать» не только линиями, но и пятном, «лепить» светотень и давать тон привело к изобретению цветной ксилографии «кьяроскуро», при которой печать осуществлялась с нескольких досок с использованием основных красок цветового спектра. Ее придумал и запатентовал венецианец Уго да Карпи (ок. 1455 - ок.1523). Техника эта, однако, была трудоемкой, и ею пользовались редко - ее «второе рождение» произошло только в конце XIX в.

Итак, ксилография позволяет сделать много оттисков - пока не сотрется «оригинал». И дальнейшая история изобретений в гравюре находилась в прямой зависимости от желания увеличить число отпечатков, довести рисунок до большей сложности и еще точнее воспроизвести мельчайшие детали. Так, почти вслед за ксилографией - в конце XV в. - появилась резцовая гравюра на металле (медной доске), позволявшая работать в рисунке более гибко, варьировать ширину и глубину линии, передавать легкие и подвижные очертания, разными штриховками делать тон сгущенным, точнее воспроизводить то, что замыслил художник - фактически делать рисунок любой сложности. Наиболее значительными мастерами, работавшими в этой технике, были немцы - Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр и итальянцы - Антонио Поллайоло и Андреа Мантенья.

Если ксилографии Дюрера, сделанные им в конце XV в., его жена продавала с телеги прямо на рынке, то его «мастерские гравюры», сделанные через 20 лет резцом на металле (в том числе и сухой иглой), уже были признанными шедеврами и ценились как подлинные произведения искусства. Так, наконец, XVI век оценил гравюру как высокое искусство - похожее на живопись, но пользующееся графическим рисунком со своей технической интригой и своеобразной красотой. Так, выдающиеся мастера XVI в. превратили гравюру из массового прикладного материала в высокое искусство со своим языком, своими темами. Таковы гравюры Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Марко Антонио Раймонди, Тициана, Питера Брейгеля-старшего, Пармиджанино, Альтдорфера, Урса Графа, Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга Грина и многих других выдающихся мастеров.

К концу XVI века резцовая гравюра на металле достигла совершенства: простой рисунок сменила богатая пластика, сложнейшие способы параллельной и перекрестной штриховки, которыми художники добивались оригинальных эффектов светотени и объема. Это всеобщее стремление к достижению сложных светотеневых эффектов и более изысканного рисунка привело к экспериментам с химическим воздействием на доску - с травлением, и, в конечном счете, способствовало рождению новой техники - офорта, расцвет которого приходится на XVII век. Это было время лучших мастеров-граверов, разных по темпераменту, вкусам, задачам и отношению к технике. Рембрандт делал отдельные эстампы, добиваясь травлением и штриховкой на разной бумаге сложнейших светотеневых эффектов. Жак Калло сделал офорт своей жизнью и награвировал целую вселенную портретов, сценок, человеческих типов; Клод Лоррен воспроизвел в офортах все свои картины, чтобы их не подделывали. Он назвал собранную им книгу офортов «Книгой истины». Питер Пауль Рубенс устроил даже специальную мастерскую, где в гравюрах делали копии с его картин, Антонис ван Дейк награвировал офортной иглой целую серию портретов современников.

В это время в офорте были представлены самые разные жанры - портрет, пейзаж, пастораль, батальная сцена; изображение животных, цветов и фруктов. В XVIII веке почти все крупные мастера пробуют себя в офорте - А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар - во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Д. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди - в Италии. Появляются большие серии гравюрных листов, объединенные темами, сюжетами, иногда они собираются в целые книги, как, например, сатирические листы У. Хогарта и жанровые миниатюры Д. Ходовецкого, архитектурные ведуты Дж. Б. Пиранези или серии офортов с акватинтой Ф. Гойи.
Расцвет гравюрных техник во многом объясняется потребностью быстро развивающегося книгоиздания. А любовь к искусству, постоянно требовавшая все более точных воспроизведений знаменитых произведений живописи, способствовала развитию репродукционной гравюры. Основная роль, которую гравюра играла в обществе, была сравнима с фотографией. Именно потребность репродуцирования привела к большому числу технических открытий в гравюре в конце XVIII века. Так появились разновидности офорта - пунктир (когда переходы тона создаются сгущением и разрежением набитых специальными заостренными стержнями - пунсонами - точек), акватинта (т. е. окрашенная вода; рисунок на металлической доске протравливается кислотой через нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль), лавис (когда рисунок наносится кистью, смоченной кислотой, прямо на доску, а при печати краска заполняет протравленные места), карандашная манера (воспроизводит шероховатый и зернистый штрих карандаша). Видимо, вторично в конце XVIII - начале XIX века была открыта придуманная еще в 1643 г. тоновая гравюра меццо-тинто.

Еще большему развитию репродукционной техники способствовало изобретение англичанином Томасом Бьюиком в 1780-х годах торцовой гравюры на дереве. Теперь художник не зависел от структуры волокон дерева, как это было раньше, когда он имел дело с продольным распилом, теперь он работал по поперечному спилу дерева твердых пород и мог резцом создавать более сложные и изощренные по своему характеру композиции.

Следующая «революция» произошла в 1796 г., когда Алоизиус Зенефельдер придумал литографию - плоскую печать с камня. Эта техника избавила художника от посредничества репродукциониста - теперь он сам мог наносить рисунок на поверхность камня и печатать его, не прибегая к услугам резчиков-граверов. Со 2-й четверти XIX в., с ростом популярности литографии, началась эпоха массовой печатной графики, и связано это было, в первую очередь, с книгоизданием. Гравюрами иллюстрировались журналы мод, сатирические журналы, альбомы художников и путешественников, учебники и пособия. Гравировалось все - ботанические атласы, страноведческие книги, «буклеты» с городскими достопримечательностями, пейзажи, поэтические сборники и романы. И когда в XIX веке изменилось отношение к искусству - художников окончательно перестали считать ремесленниками, а графика вышла из роли служанки живописи, началось возрождение оригинальной гравюры, самоценного в своих художественных особенностях и приемах эстампа. Свою роль здесь сыграли представители романтизма - Э. Делакруа, Т. Жерико, французские пейзажисты - К. Коро, Ж. Ф. Милле и Ш. Ф. Добиньи, импрессионисты - Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Писарро. В 1866 году в Париже было создано общество аквафортистов, членами которого стали Э. Мане, Э. Дега, Дж. М. Уистлер, Я. Б. Йонгкинд. Они занимались изданием авторских альбомов офортов. Так впервые было создано объединение художников, занявшихся собственно проблемами граверного искусства, поиском новых форм, обозначившее свои занятия как особый род художественной деятельности. В 1871 году такое общество было основано и в Санкт-Петербурге при участии Н. Ге, И. Крамского и. Шишкина.

Далее развитие гравюры шло уже в русле поисков своего оригинального языка. К XX веку история гравюрных техник и самого этого искусства будто замкнула цикл: от простоты гравюра пришла к сложности, а достигнув ее, вновь стала искать выразительной остроты немногословного штриха и обобщенности до знака. И, если на протяжении четырех столетий она старалась избежать обнажения своего материала, то теперь вновь заинтересовалась его возможностями.

Значительным явлением в истории печатной графики конца XIX - начала XX века стал расцвет русской и советской школы гравюры, представленной большим числом талантливых художников и несколькими крупными явлениями художественной жизни европейского масштаба, такими, как петербургское объединение «Мир искусства», авангардные течения первых лет ХХ века, формотворческие поиски графиков круга Фаворского и неофициальное искусство 1960-80-х годов.

Ксилография
Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую), вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Линогравюра
Линогравюра (от «линолеум» и «гравюра») - вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме или другой полимерной основе и затем отпечатывается на листе бумаги. Изобретена в начале XX в., по своим приемам близка ксилографии. Самая простая из техник высокой печати.

Литография
Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня. Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне».

Офорт
Офорт (фр. eau-fortе, итал. acquaforte [аквафорте] - «сильная, крепкая вода», т. е. азотная кислота) - вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века.

Резцовая гравюра
Резцовая гравюра - старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск.

Шелкография (англ. silk screen printing – печать с шелковой ткани, шелкография) – вид трафаретной печати, в котором изображение наносится масляными или водяными красками на сетку (первоначально - из шелка или другой прочной материи), натянутую на рамку.

Гравюра на дереве по-другому называется ксилографией. Это название произошло с греческого языка, где «xylo» обозначало древо, а «grapho» - пишу. Но эта методика могла стать популярной только в том случае, если материал, на котором может быть напечатана гравюра, был бы относительно дешевым. И с появлением такого материала, в частности, бумаги, в Китае и начал развиваться данный вид искусства. Это происходило с XIII века в Европе, а пик расцвета гравюры пришелся на XV-XVI века.

Гравюра на дереве

Как выполняется классическая гравюра на досках?

Поскольку штрихи при выполнении этой методики получались четкими, и сам оттиск был насыщенным, такую печать называли высокой. Ксилография - наиболее ранняя техника печати графики. Суть метода заключалась в поочередном выполнении действий:

  • Изначально брались доски продольного распила, сделанные из груши или бука.
  • На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок или печатный текст. На бумагу он переносился зеркальным изображением, что также добавляло трудностей при вырезании.
  • Рисунок как бы вырезался по линиям, а сам штрих оставался, фон вырезался стамесками на глубину 2-5 мм.
  • Потом доску заливали краской и делали оттиск. При печати рисунок получался темным, а фон - светлым. Для обрезания слоев дерева нужны стамески, долота разной глубины, тогда рельеф получится более насыщенным. После нанесения на краску белого листа делается оттиск, его интенсивность зависит от слоя краски. Чем больше оттисков сделано, тем цвет будет менее насыщенным. Такой по дереву назывался обрезным. К тому же раньше резчик по дереву и автор рисунка были совершенно разными людьми, поэтому гравюра зависела от мастерства обоих. Иногда первоначальный рисунок совершенно не соответствовал полученной гравюре. Поэтому обрезная гравюра начала постепенно терять поклонников такого вида искусства.

Данная процедура отдаленно напоминает принципы современной типографии. И не зря, поскольку именно таким образом печатали первые книги. Сначала создавалась объемная форма на дереве - матрица, - с которой постом перепечатывали книги. Это продолжалось до литографии. Для литографии затрачивалось меньше времени, но четкость текста получалась хуже. Поэтому если нужны были максимально насыщенные красивые буквы, тогда возвращались к гравюре по дереву.

Старые доски, с которых отпечатывалась гравюра, не сохранились до наших дней. Они были очень ломкими, несмотря на деревянное происхождение. Вырезанные линии оказались слишком хрупкими и недолговечными. От большого тиража они начинали ломаться и, таким образом, в рисунке или тексте образовывались пустоты и неровности. А вот уже напечатанные издания по такому методу сохранились до наших дней. Эти раритеты находятся в библиотеках Британии и датируются 868 годом.

Усовершенствованная методика

Поскольку основным инструментом для ксилографии оставалось дерево, оно имело свои волокна. Порой эти волокна также отпечатывались на рисунке, да и сама гравюра получалась резкой и жесткой. А в искусстве художники больше предпочитали видеть плавные тона и переходы.

Ножи для выполнения гравюры на дереве

Чтоб исправить эти факторы, художник Томас Бьюик примерно в 1780 году предложил другой способ гравирования. В качестве материала он использовал то же дерево, но вот спил уже брал поперечный. Так и появилась торцовая гравюра, в которой волокна дерева уже не отпечатывались на бумаге. Удаление ненужных фрагментов, которые не будут отпечатаны в данной методике, выполняется множеством способов, а не только срезанием. Форму можно придать царапаньями, точками, штрихами.

В общем фактура у такой гравюры может быть практически любой. Поэтому она использовалась не только для печатания книг, но еще и для репродукции художественных картин. Поэтому второе название методики - репродукционная.

Для торцовой гравюры используют и специальные инструменты - штихели. Это такие ножички из стали, заточенные под углом 45 градусов, длиной примерно 10 сантиметров. Поэтому на изображении получаются линии разной толщины. Для такого вида искусства лучше всего подходит самшит. Но дело в том, что это дерево медленно растет и сейчас запрещено к вырубке. А еще в таком способе невозможно добиться естественным путем большого размера картинки из-за размеров ствола дерева.

Поэтому художникам приходилось склеивать вместе несколько досок. Кстати, такой материал более долговечен, чем продольные доски для гравюры. Тираж может доходить до пяти тысяч экземпляров с одного куска дерева, при этом мелкие части не будут отламываться, как в предыдущем способе.

Есть еще один вид гравюр - цветное изображение. Такая методика называлась «Кьяроскуро». Название имеет итальянское происхождение и в переводе означает «светотень». Это не совпадение, поскольку именно в Италии зародилась техника в мастерской Уго да Карпи. Позднее она обрела популярность в работах японских художников Китагавы Утамаро и Кацусики Хокусаи.

Сначала по методике использовали несколько досок: на одни наносили темные тона, а на другие - светлые. Отпечатывали такую гравюру поочередно начиная с темных оттенков. Процедура достаточно трудоемкая и переход цветов получался резкий. Потом художники начали экспериментировать с нанесением нескольких тонов на дерево одновременно и добивались интересного смешения оттенков.

Множество способов, которые используются при изготовлении гравюр на дереве, делают этот вид искусства идеальным вариантом как для обучения новичков, так и для усовершенствования мастерства профессиональных художников.

Большая волна в Канагава.
(Кацусика Хокусай). Четыре всадника Апокалипсиса.
(А. Дюрер).

История деревянной гравюры - ксилографии берёт своё начало в глубокой древности. Логично предположить, что потребность в размножении изображений целесообразно реализуется только при наличии относительно дешевого материала, на котором она может быть напечатана. положило начало распространению деревянной гравюры. Так ксилография возникла в Китае во время династии Ханьшуй (VI век). В Европе появление ксилографии относят к XIII веку. Время расцвета гравюры на дереве приходится на XV и XVI столетия.

С появлением гравюра на дереве постепенно утратила свое значение в репро­дуцировании и используется только в изданиях, требующих боль­шой четкости штриха.

Слово "ксилография" произошло от двух греческих слов: xylon - дерево и grapho - пишу, рисую. На других языках: нем. holzschnitt, англ. woodcut. Доски для гравирования обрезались по слою дерева (отсюда и одно из названий такой гравюры - "продольная"). На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок, после чего линии этого рисунка обрезались с обеих сторон острым ножом, сам же штрих оставался нетронутым (отсюда второе названий продольной гравюры - "обрезная"), а фон выбирался широкими стамесками до глубины 2 - 5 мм. После этого доску закатывали специальной краской и выполняли оттиск на бумагу. Таким образом ксилография относится к типу высокой печати, поскольку представляет собой печать с рельефа. Материалом для досок служила груша, липа, яблоня, а в Японии применяли и местные породы, слоистость древесины которых давала естественную дополнительную фактуру поверхности гравюры.

С VI в. ксилография стала применяться для книгопечатания. Для этого бумагу с написанными на ней иероглифами прикладывали к доске, покрытой рисовой пастой, хорошо впитывающей тушь. Вследствие чего, текст отпечатывался в зеркальном отражении. После этого с доски срезали слой древесины, не покрытой тушью. Таким образом создавался объемный рисунок текста - матрица. После этого матрицу закатывали краской и выполняли оттиск текста на бумагу.

Интересно, что в ранний период развития ксило­графии резчик и автор рисунка были разными людьми. Иногда конечный оттиск мог сильно отличаться от авторского рисунка, поэтому позднее художники стали рисовать сразу на досках.

В Японии большое развитие получила цветная гравюра. Особенного расцвета она достигла в XVIII и первой половине XIX века в творчестве художников Китагава Утамаро и Кацусика Хокусаи.

В Европе сначала появилась станковая гравюра, а затем и книжная. Замечательных результатов она достигла в Германии в XV и XVI веках. Серии гравюр Абрехта Дюрера "Апокалипсис", "Жизнь Марии", "Большие страсти" - это вершина обрезной продольной гравюры, являющаяся величайшим произведением мирового графического искусства. Не мене замечательны работы немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497 - 1543). Его "Азбука смерти", "Пляска смерти" так же поразительны по тонкости резьбы.

Особое место в искусстве ксилографии Европы занимает кьяроскуро - цветная гравюра на дереве. Техника эта заключалась в том, что резалось несколько досок для каждого цвета отдельно. Затем все они печатались в определенной последовательности (обычно сначала светлые тона, а потом более темные) на один лист бумаги, с совмещением всех частей изображения.

В России обрезная "продольная" гравюра на дереве появилась в середине XVIвека. При Иване Грозном в Москве устраивается первая типография для печатания книг под руководством И. Федорова. Для украшения книг резались гравюры высокого художественного и технического достоинства.

В 1615 году в Москве был образован Печатный двор. Устанавливаются тесные связи московских печатников с украинскими и белорусскими коллегами, тип изданий которых был более светским и близким к западным традициям. Влияние московских печатников способствовало возникновению новой области в гравюре - народных картинок - искусства простонародья. Предтечей русского лубка стал Василий Корень - выходец из Белоруссии. Мастер создал в 1695 - 1696 годах "Книгу Бытия и Апокалипсис". Прямой путь от этих гравюр ведет к лубку - яркому явлению XVII - начала XIX века. Лубок был резко оппозиционен официальному академическому искусству и ориентировался на вкусы простонародья: был сюжетно занимателен и ярок.

В начале XIX века продольная гравюра на дереве в России, так же как на Западе, приходит в упадок. Возрождение этой техники произошло в 90-е годы XIX века в Англии Инициатором был Уильям Моррис. Кроме него, в продольной гравюре работали Никольсон, Крег и Бренгвин. Во Франции этой техникой увлекались Гоген, Бернар, Валлатон, Вламинк. В Германии в 20-х годах ХХ века работали - Кольвиц, Кирхнер, Геккель, Нольде, Барлах.

В тоже время в России гравировали на продольных досках Истомин, Лебедев, Усачев, Масюткин, Куприянов, Кравченко, Голицин.

Но существовала и другая разновидность ксилографии - торцовая (тоновая, репродукционная).

В торцовой ксилографии применялись доски поперечного распила. Открытая анг­личанином Томасом Бьюиком в XIX столетии торцовая ксилография снова за­воевала доминирующее положение как основ­ной способ художественной репродукции, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле, и произвела переворот в книжной графике. Не смотря на то, что вдоль волокон вырезать легче, а поперек - труднее, твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла гораздо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии. Появилась возможность передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения (отсюда второе названий торцовой гравюры - "тоновая"). Третье название торцовой гравюры - "репродукционная", вытекает из богатой пластической выразительности столь необходимая для репродуцирования.

В 1790 году в Ньюкасле Бьюик выпустил написанную им (вместе с Бейлби) и иллюстрированную гравюрами на дереве "Общую историю четвероногих", имевшую большой успех и выдержавшую до 1820 года 7 ! изданий.

Инструментами в торцовой гравюре служат штихели. Стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45°, вставлен в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске, часть ручки плоско срезается.

Долговечность печатной формы позволяет использовать торцовые доски даже для стандартного типографского тиражирования, в то время как в продольных досках штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. При малом изменении качества тираж, отпечатанный с торцовых досок, может доходить до нескольких десятков тысяч.

Очевидным недостатком торцовой ксилографии является ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма. Самшит, идеальный для торцовой гравюры материал, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно. Вырубка, например, на Кавказе практически прекращена.
Склейка досок позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по размерам с продольными гравюрами средней величины. В качестве материала для печатной формы применяют различные пластмассы, гравируя эти доски теми же штихелями, что и при торцовой гравюре.

Сегодня в классическом своем виде ксилография почти совсем не употребляется.

Заканчивая рассказ о ксилографии, нельзя не упомянуть еще об одном немаловажном изобретении китайцев. В 1107 г. в провинции Сычуань были отпечатаны первые в мире бумажные деньги. Они имели три цвета: зеленый, красный и индиго, - и печатались с деревянных досок, а затем на них ставились большие красные печати. Европейцы, однако, не переняли тогда у китайцев бумажных денег и еще долго продолжали пользоваться металлическими, которые купцам приходилось возить с собой целыми мешками.

Вытесненная гравюрой на металле, ксилография совсем было умерла, и только в конце XVIII века ее спасли от полного исчезновения смелые технические предложения английского гравера Томаса Бьюика (Приложение 11).

Он предложил, во-первых, заменить продольное дерево торцовым, взяв для гравирования доски поперечного распила, в которых волокна перпендикулярны к плоскости доски. Инструмент гравера движется на такой доске с одинаковой легкостью во всех направлениях и может давать как широкие линии, так и линии самой незначительной толщины.

Во-вторых, Т. Бьюик предложил заменить ножи, которыми гравировали доски продольной обрезной ксилографии, инструментами, приспособленными для гравюры по металлу -- штихелями различной формы, позволяющими получить на доске белую линию одним движением инструмента по дереву.

Это дало возможность, используя белый штрих, сочное черное пятно и комбинации белых точек, добиваться различных тоновых эффектов. Легче стало вылепливать форму, вводить в изображение свет и тени.

Торцовая гравюра быстро распространилась во всех видах ксилографии, но наибольшего расцвета достигла в применении к книжной иллюстрации в 40-х годах XIX века.

Технику торцовой гравюры прекрасно использовал русский гравер Е. Бернардский. По рисункам А. Агина, одного из основоположников русской иллюстрации, Бернардский создал гравюры к «Мертвым душам»

Гоголя. Художник последовательно развертывает картины русской жизни, точно и метко воспроизводит облик Чичикова и других действующих лиц поэмы.

Так, например, в гравюре «Пошла писать губерния» (Приложение 12) дана яркая картина провинциального бала, где мы легко узнаем гоголевские персонажи. Каждая фигура полна острой, почти карикатурной и вместе с тем не выходящей за рамки реальности выразительности.

Все композиции А. Агина благодаря тонкому мастерству гравера зазвучали с особой силой, убедительность рисунка соединилась в них с наблюдательностью художника, с его глубоким проникновением в дух поэмы. Эти иллюстрации, выпускавшиеся отдельным сборником под заглавием «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», сыграли значительную роль в развитии русского реалистического искусства.

Со временем ксилография как самостоятельное искусство резца выродилась и превратилась в почти механическое, безликое воспроизведение любых видов изображения, начиная от фотографии и кончая чертежами. Развитие фотомеханики постепенно вытеснило ксилографию из репродукционных процессов.

Но русская ксилография выдвинула на грани XIX--XX веков сильного и яркого мастера, гравера и офортиста В. В. Матэ, явившегося учителем большинства наших советских граверов старшего поколения. Г В начале XX века в России и в Европе /возрождается станковая (независимая от I целей репродукции) автогравюра. Теперь один и тот же человек выполняет работу и рисовальщика и гравера.

Возрождение ксилографии дало таких мастеров, как Ф. Валлотон во Франции, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереель в Бельгии, А. П. Остроумова-Лебедева и В. Д. Фалилеев в России.

Особенно интересны гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой, создавшей ряд исключительных по мастерству и изяществу архитектурных пейзажей Ленинграда и его окрестностей. Гравюры ее отличаются необычайной лирической проникновенностью. Тонко чувствует она своеобразную прелесть строгой и гармоничной архитектуры города, его площадей и улиц, его набережных и мостов, чистоту их линий и совершенство пропорций, романтическую живописность парков Павловска и Пушкина (б. Царского Села).

В. Д. Фалилеев работал также главным образом над пейзажем, создавая в цветных гравюрах яркие эффекты то раннего утра, то вечера, то полдня.

К торцовой гравюре на дереве близки некоторые новые техники, возникшие либо в самые последние годы XIX, либо XX столетия. Таковы гравюры на линолеуме и на органическом стекле.

В настоящее время линолеум, как материал более податливый, чем дерево используется очень широко, особенно в тех случаях, когда создается гравюра большого размера.