Что нового в литературе 19 века. Проза первой четверти XIX века

Позапрошлое столетие стало интересным этапом развития истории человечества. Появление новых технологий, вера в прогресс, распространение идей просвещения, развитие новых общественных отношений, зарождение нового класса буржуазии, которое стало доминирующим во многих странах Европы – все это нашло отражение и в искусстве. Литература 19 века отражала все переломные моменты развития общества. Все потрясения и открытия нашли отражение на страницах романов именитых писателей. Литература ХIX века – многогранна, разнообразна и очень интересна.

Литература 19 века как индикатор общественного сознания

Столетие началось в атмосфере Великой французской революции, идеи которой захватили всю Европу, Америку и Россию. Под воздействием этих событий появились величайшие книги 19 века, список которых вы можете найти в этом разделе. В Великобритании с приходом к власти королевы Виктории началась новая эпоха стабильности, которая сопровождалась национальным подъемом, развитием промышленности и искусства. Общественное спокойствие породило лучшие книги 19 века, написанные во всевозможных жанрах. Во Франции же, напротив, происходило множество революционных волнений, сопровождающихся сменой политического строя и развитием общественной мысли. Разумеется, это тоже повлияло на книги 19 века. Литературный век закончился эпохой декаданса, которому характерны мрачные и мистические настроения и богемный образ жизни представителей искусства. Таким образом, подарила литература 19 века произведения, которые необходимо прочитать каждому.

Книги 19 века на сайте «КнигоПоиск»

Если вас интересует литература 19 века, список сайта «КнигоПоиск» поможет вам найти интересные романы. Рейтинг составлен на основе отзывов посетителей нашего ресурса. «Книги 19 века» - список, который никого не оставит равнодушным.

История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы Лебедев Юрий Владимирович

Проза первой четверти XIX века

Проза первой четверти XIX века развивалась более драматично, чем поэзия, которая на протяжении тридцати лет, вплоть до пушкинских «Повестей Белкина» и прозы Гоголя, занимала лидирующее положение в литературном процессе. Сказывалась инерция классического периода истории русской литературы XVIII века. Поэтика классицизма установила особое соотношение между поэзией и прозой. Проза считалась «низким» родом литературы. Сложные философские и нравственные проблемы были предметом поэзии или «высоких» жанров драматургии (трагедия). «Презренная проза» имела дело с «низменной» действительностью, чуждой разумных оснований, купающейся в невежестве и развращенности. Эта проза натуралистически описывала нравы общества, не чуждалась бытового просторечия. Картины порочной действительности в ней служили в качестве образцов для назидания, которое обычно вторгалось в повествование, как «бог из машины»: или в виде авторских морализирующих заключений и комментариев, или через включение в ход действия героев-резонеров, ходячих носителей добродетели. За всем этим, конечно, стояла гордыня возомнившего себя Богом человеческого разума, с высоты абстрактных теорий презрительно третировавшего живую жизнь. Художественным изображением схватывалась лишь пошлая ее сторона, светлое же начало привносилось извне в виде готовой моральной сентенции. Уклон в натурализм и резонерство был слабой стороной так называемого «просветительского реализма» второй половины XVIII века. Но его традиции перекочевали и в литературу начала XIX столетия. Они проявились в творчестве двух писателей-романистов этого периода – А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного.

Роман А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (1799-1801) – это жизнеописание молодого дворянина Евгения Негодяева, испорченного богатыми и невежественными родителями. Порчу довершает общение дворянского недоросля с распущенным «вольтерьянцем» Развратиным, который из учения французских энциклопедистов выносит лишь безбожие и аморальную житейскую философию. Нравственное «образование» Негодяев увенчивает в столице, где умудряется в пять лет промотать отцовское состояние и отдать Богу душу. Все герои этого романа руководствуются в жизни только низменными побуждениями и поступками. Невежественные и порочные помещики, лихоимцы-чиновники, французские модистки из девиц легкого поведения, гувернер-каторжник, «вольнодумец» из разночинцев… Нравоучительная тенденция идет от автора, резонирующего над изображением порока и разврата. Никаких попыток найти что-либо светлое в самих героях сочинитель не предпринимает.

Свой первый роман «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В. Т. Нарежный пытался опубликовать в 1812 году. Но изображение быта и нравов русского общества было в нем столь резким, что на три вышедшие в 1814 году части романа полиция наложила запрет, изъяв их из обращения и запретив дальнейшую публикацию. Три следующие части, последняя из которых осталась недоработанной, увидели свет лишь в советское время. Поэтому в литературную жизнь начала XIX века роман фактически не вошел. В предисловии автор связывает его замысел с просветительской нравоописательной традицией: цель его – «изображение нравов в различных состояниях и отношениях». В то же время Нарежный допускает существенные отклонения от этой жанровой нормы: вакханалия бесстыдств и безобразий в его сочинении ускользает от резонерского контроля автора, не уверенного вполне в истине и всесилии просветительских идей. В контексте произведения чувствуется какая-то неопределенность авторской позиции, соскальзывающей к моральному безразличию, ощутим безотрадный взгляд Нарежного на природу человека, что волей или неволей выбивает его роман из строгой просветительской традиции.

Так, секретарь всесильного государственного деятеля Латрона (от лат. latro – разбойник) с не менее колоритной фамилией Гадинский вразумляет Гаврилу Чистякова: «Выкинь из головы своей старинные слова, которые теперь почитаются обветшалыми и почти вышли из употребления. Слова сии суть: добродетель, благотворительность , совесть, кротость и прочие им подобные. Я думаю, что слова сии скоро совсем выгнаны будут из лексиконов всех языков на свете, да и дельно. Кроме сумы, ничего не наживешь с ними». Гаврила Чистяков, за которым порой прячется сам автор, ничего не может возразить на этот счет. Герой Нарежного даже не плут (не классический пикаро), каким был такой герой в традиции, идущей от романа Лесажа «История Жиль Блаза из Сантильяны», а безвольное существо, пассивно принимающее любые жизненные обстоятельства. Покинув свою избу в Фалалеевке, он побывал в помещичьей усадьбе, монастыре, уездном городе, губернском городе, Москве, Варшаве. Его судили, он сидел в тюрьме, был приказчиком московского купца, учеником «метафизика» Бабинариуса, секретарем вельможи Ястребова, секретарем руководителя масонской ложи Куроумова, на службе у князя Латрона. Как хамелеон, он принимает окраску той среды, в которую его забрасывает прихотливая судьба. Вся Россия перед ним открывается безобразными своими сторонами. И похоже, что не только Чистяков, но и сам автор готов принять их как грустную, но неустранимую норму жизни. В неожиданное нравственное перерождение героя в финале романа как-то не верится. Кажется, что и сам автор чувствует это: не потому ли столь вял и непоследователен в романе резонерский фон? С просветительской философией Нарежный очевидно не в ладу. Но этот недостаток оборачивается известным достоинством, самим автором, может быть, даже не осознанным: бытописание в его романе становится самодовлеющим и в своей бесконтрольности живописующим.

Эта особенность повествовательного стиля Нарежного отчетливо проявилась в двух романах из украинской жизни – «Бурсак» (1824) и «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» (1825). Описание бурсацкой вольницы в первом романе вызывает в памяти начальные страницы повести Н. В. Гоголя «Вий». Комическая ссора между двумя украинскими панами Иванами и их соседом Харитоном Занозой, вспыхивающая из-за пустяков и приводящая к долговременной тяжбе, напоминает во втором романе гоголевскую «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Ослабление просветительского начала приводит Нарежного к юмору, в чем-то предвосхищающему гоголевский. «Для Гоголя, – отмечает К). В. Манн, – в высшей степени характерно то, что можно назвать непроизвольностью и наивностью комизма, избегающего неожиданности и аффектации (которые нередко сопутствуют комизму в дидактической литературе). Персонажи «не знают» о своих смешных сторонах, не собираются выставлять их на публичное обозрение – они лишь непроизвольно проявляют себя. Да и жизнь в целом «не знает» о заключенном в ней комизме – она лишь естественно функционирует по своим собственным законам. Смешное выказывается, как говорил Гоголь, «само собою». Но и у Нарежного заметны его начало, его наметки. Отсюда и переклички, подчас поразительно неожиданные».

Спустя полвека после смерти Нарежного И. А. Гончаров подвел своеобразный итог его творчеству. Познакомившись с тремя томиками «Российского Жилблаза» в 1874 году, Гончаров написал М. И. Семевскому: «Нельзя не отдать полной справедливости и уму и необыкновенному по тогдашнему времени уменью Нарежного отделываться от старого и создавать новое. Белинский глубоко прав, отличив его талант и оценив его как первого по времени русского романиста. Он школы Фонвизина, его последователь и предтеча Гоголя. Я не хочу преувеличивать, прочитайте внимательно, и Вы увидите в нем намеки, конечно, слабые, туманные, часто в изуродованной форме, на типы характерные, созданные в таком совершенстве Гоголем. Он часто впадает в манеру Фонвизина и как будто предсказывает Гоголя. Натурально у него не могли идеи выработаться в характеры по отсутствии явившихся у нас впоследствии новых форм и приемов искусства; но эти идеи носятся в туманных образах – и скупого, и старых помещиков, и всего того быта, который потом ожил так реально у наших художников, – но он всецело принадлежит к реальной школе, начатой Фонвизиным и возведенной на высшую ступень Гоголем. И тут у него в этом „Жилблазе“, а еще более в „Бурсаках“ и „Двух Иванах“, там, где не хватало образа, характер досказывается умом, часто с сатирической или юмористической приправой. В современной литературе это была бы сильная фигура.

Замечательны также его удачные усилия в борьбе со старым языком, с шишковской школой. ‹…› Эта борьба, в которой он еще не успел, как почти и все тогда (в 1814 г.), отделаться вполне от старой школы, делает его язык тяжелым, шероховатым, смешением шишковского с карамзинским. Но очень часто он успевает, как будто из чащи леса, выходить на дорогу и тогда говорит легко, свободно, иногда приятно, а затем опять впадает в архаизмы и тяжелые обороты».

Так можно было оценить творчество Нарежного только ретроспективно. Современники относились к нему иначе. Представленный писателем в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в 1818 году роман «Черный год, или Горские князья» был забракован: шокировала стилистическая и языковая грубость автора, а также «шутки насчет религии и самодержавной власти». Магистральная линия развития русской прозы начала XIX века шла в ином направлении, так как перед нею стояла задача освоения высокого содержания русской жизни и выработки такого языка, который бы ей соответствовал.

Проза учится у поэзии, расширяет свои тематические границы, разрабатывает язык, способный изображать не только низкие, но и высокие предметы, схватывать сложные процессы духовной жизни современной личности. Становление русской прозы нового времени завершается в 1830-е годы Пушкиным и Гоголем. А до этого времени язык ее находится в стадии экспериментального роста, творческой разработки. В первой половине XIX века проза еще очень зависима от стиха, в ней преобладает «поэтическое» содержание. Прежние формы просветительского нравоописательного романа воспринимаются как препятствие на пути ее развития. Распространяется лирическая проза – пейзажные зарисовки, медитации, своего рода «элегии в прозе», психологические портреты. «Малые жанры, – отмечает Н. Н. Петрунина, – завоевывают право литературного гражданства и становятся теми “клеточками“, через которые в прозу проникают новые веяния… Своеобразной формой объединения этих миниатюр становится путешествие , которое в литературе русского сентиментализма оказывается основным “большим жанром“, оттесняя на второй план сюжетное повествование».

Опыты первого десятилетия XIX века восходят к «Письмам русского путешественника» (1801) Карамзина.

Вслед за Карамзиным к жанру путешествия обращаются многие русские литераторы: «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» В. В. Измайлова (1800-1802), «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург» М. Невзорова (1803), «Путешествие в Малороссию» кн. П. Шаликова (1803). В центре внимания здесь оказывается не внешний мир, а реакция на него путешественника. Ум и сердце странника, способ восприятия и оценки им действительности, его привычки, чувства и переживания – вот что становится повествовательным нервом и главной целью путешествия. Именно в жанре путешествия впервые в русской литературе формируется образ современного человека, культурно-исторический тип его личности. Примечательно, что именно «частный» человек, с его склонностями и привычками, с его эмоциональным и интеллектуальным миром завоевывает свое место в литературе, стремится стать героем нового времени.

В 1810-х годах жанр путешествия существенно обновляется. Эпохальные исторические сдвиги и потрясения наполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года вызывают поток писем и записок их участников. Первое место здесь принадлежит «Письмам русского офицера» Ф. Н. Глинки (1808, 1815-1816). Творческая их история растянута во времени. Сначала появляются записки юного автора, участника заграничного похода 1805-1806 годов. Потом Глинка описывает мирное время, свои поездки по России. Наконец, Отечественная война 1812 года и европейские сражения вплоть до полной победы над Наполеоном и вступления русских войск в Париж. Сама история непроизвольно формирует замысел этой книги и вторгается в ее повествование.

Перед нами новый тип рассказчика, «путешествие» которого совершается не из праздного любопытства, а по «обязанности», по воинскому долгу. В центре повествования оказывается проблема связи личности с историей своего времени. Впечатления от русской и европейской действительности у Глинки сплетаются воедино. Переломный момент отечественной и мировой истории неизмеримо расширяет проблематику писем по сравнению с жанром путешествий предшествующего периода. Л. Н. Толстой неспроста был внимательным читателем этой книги. В повествовании тесно переплетаются две темы: войны и мира. Австрийский поход неожиданно для автора оказывается в его письмах прологом к грозной и величественной эпопее Отечественной войны. Мы видим духовный рост автора, видим, как постепенно центральной проблемой повествования становится национальное самоопределение русского человека. Уже в первой части рассказа о чужеземном образе жизни постоянно присутствует мысль автора о России, о ее национальном укладе. Поездка по внутренним губерниям эту мысль укрепляет. В глубинах России Глинка присматривается к особенностям старинного русского быта, к национальным «нравам, обычаям, коренным добродетелям», не затронутым «наносными пороками». Его особо интересуют во время этого мирного путешествия «самородные дарования», формы проявления народной инициативы, самодеятельности, предприимчивости.

1812 год дает мыслям автора новое направление, он чувствует народный характер войны: «Солдаты будут драться ужасно! Поселяне меняют косы на пики. Только и говорят о поголовном наборе, о всеобщем восстании. „Повели, Государь! Все до одного идем!“ Дух пробуждается, души готовы. Народ просит вольности. ‹…› Вооружайтесь все, вооружайтесь всяк, кто только может, гласит наконец главнокомандующий в последней прокламации своей. И так – народная война!» Он рисует несравненные картины Бородинского сражения, давая живой исторический материал стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»: «Все безмолвствует!… Русские, с чистою безупречною совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни… На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне.

Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских; музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся». Сравним у Лермонтова:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый…

Глинка смотрит на события европейской жизни глазами русского православного христианина, давая живой материал для романа-эпопеи Л. Н. Толстого. В Наполеоне он видит прямое детище Французской революции, события которой оценивает по-христиански как прямое следствие суемудрия людей, обожествивших свой разум: «Переворот, постигший Францию, начался переворотом коренных мнений и общих понятий. Своекорыстие (l’egoisme) и суемудрие суть две главные пружины, двигавшие всеми колесами адской машины – революции!… Своеко рыстие заглушило небесные поучения веры, воспалило в людях неисцельную жажду к деньгам, к собственным выгодам и оградило сердца их жестокою корою равнодушия. Тогда все поучения Евангельские упадали на камни, и милосердие , жалость и любовь к ближнему не могли уже более входить в души ожесточенных. Тогда показывались странные явления в обществе: люди без заслуг, дарований и просвещения пользовались неисчетными выгодами богатства в то самое время, как заслуги, дарования и просвещение стенали в ужасной нищете!…»

Так формируется историософское мышление русского офицера, будущего декабриста. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» опирается на эти мысли Глинки, объясняя причины агрессивных войн французов во главе с Наполеоном: «Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение до Москвы, которое они совершили, необходимо было: 1) чтобы они сложились в воинственную группу такой величины, которая была бы в состоянии вынести столкновение с воинственной группой востока; 2) чтобы они отрешились от всех установившихся преданий и привычек и 3) чтобы, совершая свое воинственное движение, они имели во главе своей человека, который, и для себя и для них, мог бы оправдывать имеющие свершиться обманы, грабежи и убийства, которые сопутствовали этому движению.

И начиная с Французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются шаг за шагом группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.

Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место».

Вслед за «Письмами» Глинки появляется целый ряд декабристских «путешествий» и «писем» – письма М. Ф. Орлова к Д. П. Бутурлину, «Письма к другу в Германию», приписываемые А. Д. Улыбышеву (1819-1820), и др. В них усиливается роль общественно-гражданской проблематики, которая постепенно вытесняет «чувствительный» стиль сентименталистской прозы. Сентименталисте кая стилистика и образность сохраняется лишь в «Походных записках русского офицера» (1820) И. И. Лажечникова – первом большом сочинении будущего исторического романиста. Но и тут национально-патриотическая тема, установка на впечатления «простого наблюдателя» напоминает «Письма» Глинки.

Другим популярным жанром русской прозы начала XIX века была повесть. Карамзин, стоящий у истоков новой русской литературы, первым дал ее жанровые образцы: 1. Бессюжетная лирическая повесть – «Деревня». 2. Любовно-психологическая повесть со сложной социально-нравственной проблематикой – «Бедная Лиза». 3. Ироническая повесть-сказка – «Прекрасная царевна и Щастливый Карла». 4. Разные типы исторической повести. 5. Таинственная повесть с элементами предромантической готики – «Остров Борнгольм». 6. Сатирическая повесть о нравах современного дворянства – «Моя исповедь». 7. Начало социально-психологического романа – «Рыцарь нашего времени».

Наиболее распространенным в начале XIX века оказался тип сентиментальной повести о несчастных влюбленных, продолжающей традиции «Бедной Лизы»: «Бедная Маша» (1801) А. Е. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» (1802) И. Свечинского, «Линдор и Лиза, или Клятва» (1803) и «История бедной Марьи» (1805) Н. П. Брусилова, «Прекрасная Татьяна, живущая у подножия Воробьевых гор» (1804) В. В. Измайлова, «Инна» (1806) Г. П. Каменева и т. д. Здесь встречаются уже и первые попытки социальной конкретизации героев, возникает тема борьбы чувства и долга, пылких страстей и добродетели, нарастает анализ противоречивых движений человеческой души.

Таинственная предромантическая повесть, с элементами готики, развивающая мотивы ужасов и тайн английского готического романа (X. Уолпол, Анна Радклиф, М. Г. Льюис), жанр которой был открыт Карамзиным еще в конце XVIII века («Сиерра Морена» и «Остров Борнгольм»), получила разработку в повести В. А. Жуковского «Марьина роща» (1809). Если Карамзин в «Бедной Лизе» создал предание, поэтизировавшее окрестности Симонова монастыря, то Жуковский окружил мечтательной романтикой другой уголок Москвы – Марьину рощу.

Действие его повести-элегии приурочено к временам князя Владимира. Употребляются имена с колоритом русского Средневековья – Рогдай, Пересвет, Илья Муромец, Добрыня. Даются приметы исторического быта Древней Руси – «дружина», «сборище народное», «посадники новгородские». Но эти исторические детали не более чем декорация, исторический аксессуар. Повесть окрашена колоритом предромантической готики: мрачный оссианический лиризм, композиция, построенная на контрастах пейзажа, освещения, лирической тональности. В тему невинной «сентиментальной» любви девушки Марии и певца Услада вторгается демонический мотив, связанный с витязем Рогдаем, дом которого возносится над «низкими хижинами земледельцев» как символ рока, нависшего над счастьем мирного певца и бедной поселянки. Рогдай своей могучей властью и силой страстной натуры одерживает победу над Марией в момент долгого отсутствия ее возлюбленного Услада. Но его торжество непрочно, он не в силах покорить сердце Марии. Ревнивец губит свою жертву и гибнет сам. А жизнь вернувшегося певца Услада после пережитого им потрясения превращается «в ожидание сладкое, в утешительную надежду на близкий конец разлуки», на свидание с Марией за гробом. Повесть автобиографична и пронизана мотивами баллад Жуковского. На примере этой повести видно, как русская проза первой половины XIX века осваивает достижения поэзии. Она «усваивает композиционные принципы стихотворных жанров – лексические и синтаксические повторы, кольцевое построение, ритмический строй, приемы звукописания. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты. Характерен интерес к контрастным состояниям: в природе и человеке подчеркивается то мирное, идиллическое, то бурное, разрушительное или скорбно-меланхолическое начало» (Н. Н. Петрунина).

Одним из достижений зрелого романтизма был всеобъемлющий историзм, охватывающий не только формы государственности, но и частную жизнь человека (быт, нравы, психологию, склад мышления), связывающий с общим ходом истории. Каждая эпоха с этой точки зрения мыслилась как неповторимое индивидуальное целое, а каждый человек в ней – органическая ее часть. Жизнь того или иного народа в истории воспринималась как естественный рост и раскрытие изначально присущей ему исторической идеи, из которой, как из зерна растение, развивался национальный исторический организм. Русской литературе на пути к зрелому романтизму предстояло преодолеть свойственную классицизму и просветительству отвлеченность в подходе к пониманию исторического времени, научиться видеть специфику каждого взятого жизненного момента в его связи с прошлой и будущей судьбою народа.

Одной из форм зарождавшегося европейского предромантического историзма была «оссианическая» поэзия и проза. Исторические корни ее были связаны с шотландским поэтом Джеймсом Макферсоном, собирателем фольклора, создавшим сентиментально-лирические поэмы-мистификации, приписанные никогда не существовавшему кельтскому барду третьего века нашей эры – Оссиану. В 1765 году Макферсон издал двухтомное сочинение «Песни Оссиана», принятое в Европе за произведения северного Гомера, открывшего человечеству поэтическую древность северных народов. Во всех европейских странах возник настоящий культ «шотландского барда», который явился фактом пробуждающегося национального самосознания. Этот культ стимулировал обращение писателей и поэтов к отдаленным эпохам, к праистории всего индоевропейского человечества, к истокам собственной народности, к национальным божествам и героям. В основе элегического лиризма Оссиана был образ могущественного и неумолимого времени, уносящего древних героев и самую память об их доблести. «Песни Оссиана» были окрашены колоритом суровой северной природы и выдержаны в единой музыкальной тональности – элегической скорби.

Оссианизм оказал большое влияние на становление в русской литературе национально-героической темы. Он определил духовную атмосферу, в которой совершалось наше восприятие и освоение былин, летописей, только что открытого «Слова о полку Игореве». Переводы и подражания «Песням Оссиана» стали появляться у нас с 1780-х годов. В 1792 году Е. И. Костров издал прозаический перевод 24 его поэм. Первые опыты оригинальной оссианической прозы относятся к 1790-м годам: «Оскольд» М. Н. Муравьева (издан Карамзиным в 1810 г.), «Рогвольд» В. Т. Нарежного (1798). В них воссоздается атмосфера древнего исторического предания, рисуются героические характеры, изображается мрачный ночной ландшафт. В лирической их композиции сливаются традиции сентиментальной повести и историко-героической элегии.

В 1803 году в «Вестнике Европы» Жуковский публикует начало своей исторической повести «Вадим Новгородский». Влияние Оссиана пронизывает в ней образный и интонационный строй, определяет особую «песенную» трактовку истории. Воспеваются времена «славы, подвигов славян храбрых, их великодушия, их верности в дружбе, святого почтения к обетам и клятвам». Упоминаются древние языческие боги, используются исторические и вымышленные имена Гостомысла, Радегаста, Вадима. Рассказывается об изгнании и гибели новгородских героев, о торжестве «иноплеменников». Прошлому придаются черты современности: мир человеческих чувств и отношений типичен для литературы сентиментализма. Вся повесть пронизана мрачной и суровой лирической напряженностью. Историзм ее, конечно, условен, да Жуковский и не ставил цели создания исторических характеров. Повести предпослана элегия в прозе – «дань горестной дружбы» и «памяти Андрея Ивановича Тургенева». Тональность этой элегии, как камертон, настраивает всю повесть на скорбный элегический лад.

Становление историзма в русской прозе можно проследить и на примере творчества К. Н. Батюшкова. Его первый исторический опыт – «старинная повесть» «Предслава и Добрыня» (1810) переносит действие в древний Киев, во времена князя Владимира. Рассказывается о несчастной любви дочери князя Предславы к юному богатырю Добрыне: великокняжеское происхождение является препятствием на пути их сближения – княжна сосватана суровому, гордому и мстительному болгарскому князю Радмиру. Любовники становятся жертвой его ревности. Повесть далека от исторической правды. Действие в ней погружено в атмосферу сказки. «Рыцарский» антураж соответствует романтическому облику героев с трагической напряженностью их страстей. Здесь Батюшков не оригинален: он движется в русле традиции исторической повести начала XIX века.

Участие Батюшкова в историческом европейском походе русской армии, завершившемся полным разгромом Наполеона и вступлением русских войск в Париж, заставило писателя обратиться к событиям современности. В повести «Путешествие в замок Сирей» (1814) Батюшков описывает посещение замка, связанного с именем Вольтера. В отличие от Карамзина он приходит в этот замок не как простой путешественник, а как участник великого исторического события, затронувшего судьбы всего европейского человечества. Поэтому нервом очерка является дух стремительных исторических перемен. Автор чувствует себя не только наследником французской культуры, но и участником исторических событий, решающих судьбы Франции и всей Европы. Образ Франции у него многолик: это Франция времен Вольтера, Франция периода революции, Франция Наполеона и поверженная Франция 1814 года. Современные события воспринимаются автором сквозь историческую призму разных эпох. Современность является продуктом истории, прямым следствием ее.

Историзм Батюшкова торжествует далее в этюдах «Прогулка в Академию художеств» (1814) и «Вечер у Кантемира» (1816). Описанию выставки в академии предпослана картина возникновения Петербурга из топи «финских блат», которую Пушкин использовал во вступлении к поэме «Медный всадник». Петербург Александра I и искусство Нового времени поставлены у Батюшкова в связь с реформаторской деятельностью Петра.

Диалог «Вечер у Кантемира» изображает дискуссию между русским представителем новой европеизированной культуры и французскими просветителями. При этом Батюшков стремится дать своим героям язык, соответствующий их времени. Но изобразить прошлое в его жизненной конкретности Батюшкову все-таки не удается. В процесс развития русской литературы войдет его умение воспринимать современность как продукт истории.

В 1822 году Пушкин писал: «Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ – Карамзина». К такому выводу Пушкин пришел после прочтения первых восьми томов «Истории государства Российского», под влиянием которой с конца 1810-х до 1830-х годов совершалось развитие русской художественно-исторической прозы.

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

В. Кожинов Из «Книги о русской лирической поэзии XX века» Лирика середины века <…> В 40-х годах начинает уже активно складываться просветительская литература, оттеснившая барочную литературу с авансцены. А для просветительской литературы лирика малохарактерна; в ней

Из книги Алхимия слова автора Парандовский Ян

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Стих первой половины XIX века Метрика и ритмика. С 90-х годов XVIII в. в русской литературе развивается «карамзинская школа», а затем романтизм. Частная жизнь человека, его духовный мир становятся предметом изображения - и расцветают новые жанры в поэзии: дружеское послание,

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

Книжная поэзия XVII - первой трети XVIII века И. М. Катырев-Ростовский (? - ок. 1640) 3. Начало виршем, мятежным вещем Сих же разумом прочитаем И слагателя книги сея потом уразумеваем. Изложенна бысть сия летописная книга О похождении чюдовскаго мниха, Поне же бо он бысть убогий

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Безавторские гистории первой трети XVIII в.: бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском» Несмотря на бурное развитие книгопечатания в эпоху Петра I основной круг чтения массового русского читателя составляли традиционные рукописные сборники

Из книги История русского романа. Том 1 автора

Идеологическая проза первой трети XVIII в.: жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы Если в безавторских гисториях Петровской эпохи создается бытовой образ нового человека, то другой, также чрезвычайно распространенный и популярный жанр –

Из книги Беглые взгляды [Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века] автора Гальцова Елена Дмитриевна

Литературный процесс первой четверти XIX века

Из книги От Кибирова до Пушкина [Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова] автора Филология Коллектив авторов --

Русская литературно-общественная мысль первой четверти XIX века. Ведущим литературным направлением в странах Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму, просветительскому реализму и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

Литературные общества и журналы первой четверти XIX века. Начиная с издания «Московского журнала» (1791-1792; второе издание без перемен: 1801-1803) Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. До него решались жить на

Из книги Литра автора Киселёв Александр

ГЛАВА III. РУССКИЙ РОМАН ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА. ОТ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ К РОМАНУ (Е. Н. Купиянова - §§ 1–6, Л. Н. Назарова - §§ 7–9) 1Развитие русской литературно - общественной мысли от просветительства XVIII века к декабризму, от сентиментального культа чувства к

Из книги автора

Путешествие на Солнце без возврата: к вопросу о модернизме в русских травелогах первой трети XX века IСимволист Андрей Белый в своем стихотворении в прозе «Аргонавты» (1904) изображает уникальное путешествие - познавательное и завоевательное, однако обреченное на гибель.

Из книги автора

К типологии русских литературных альманахов и сборников первой четверти XX века[**] Объединив в заглавии настоящей работы понятия «литературный альманах» и «литературный сборник», мы с самого начала обозначили важный типологический признак, по которому русские

Из книги автора

«В области адской»: выражение из стихотворения И.А. Бродского «На смерть Жукова» в контексте русской поэзии XVIII – первой трети XIX века В 1974 году И.А. Бродский написал стихотворение «На смерть Жукова» – своеобразное подражание «Снигирю» – державинской эпитафии А.В.

Из книги автора

Русская литература первой половины XIX века «Милый гость романтизм» (А. Бестужев) говорит по-русски Крупнейшими событиями XIX века, которые отразила русская литература, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825 году, Крымская война (середина 50-х годов)

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

    Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах

  • Образ и характеристика Павлуши из рассказа Бежин луг Тургенева

    Павлуша сильно выделялся на фоне остальных мальчишек, как внешностью, так и характером. У ребят волосы были светлые, а у него – черные и растрепанные. Крепкий и приземистый, с большой головой он притягивал к себе внимание.

  • Образ и характеристика Дьякв в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

  • Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева

    Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики

Литература. XIX в. оказался чрезвычайно плодотворным и ярким в области культурного развития России.

В широком смысле понятие «культура» включает все образцы человеческих достижений в различных областях жизни и деятельности. Поэтому вполне оправданно и уместно использование таких определений, как «культура быта», «политическая культура», «индустриальная культура», «сельская культура», «философская культура» и ряда других, обозначающих уровень творческих свершений в тех или иных формах человеческого общежития. И везде культурные сдвиги в XIX в. в России были велики и удивительны.

Вторая половина XIX в. стала временем не просто бурного цветения всех форм и жанров творчества, но и периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся соотечественников, творивших во второй половине XIX - начале XX в. Ныне в любой точке мира трудно найти достаточно образованного человека, которому были бы неведомы имена Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, А. П. Павловой, Н. А. Бердяева. Это лишь некоторые, наиболее яркие фигуры, навсегда оставшиеся знаковыми в области русской культуры. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

То же самое касается и конца того века, когда современником Л. Н. Толстого и А. П. Чехова был преподобный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Несмотря на распространение в дворянской среде различных форм вольнодумства, скептицизма и даже атеизма, основная масса населения Российской империи оставалась верна православию. На этой вере, которой русские люди были привержены уже много веков, совершенно не отразились бытовавшие в высшем обществе модные идеологические увлечения. Православие составляло суть того, что современная политология определяет заемным термином «менталитет», но что в русском лексическом обращении соответствует понятию «жизнепонимание».

Православность народной среды так или иначе влияла на все стороны творческой деятельности самых замечательных отечественных мастеров культуры, и без учета христианского импульса нельзя понять, почему же в России, в отличие от других буржуазных стран, так и не возникло сколько-нибудь пиететного отношения ни к самим предпринимателям, ни к роду их занятий. Хотя к началу XX в. торжество капиталистических отношений в стране не подлежало сомнению, никто не создавал литературных или драматических произведений, где бы воспевались и превозносились достоинства и заслуги персонажей из мира капитала. Даже отечественные периодические издания, немалое число которых прямо или косвенно финан­сировались «королями бизнеса», не рисковали публиковать восторженные славословия по их адресу. Такие газеты или журналы сразу же превратились бы в объект гневных поношений, неизбежно начали бы терять читателей, и дни их были бы очень быстро сочтены.

В разговоре о русском культурном процессе учет вышесказанного чрезвычайно важен в двух главных отношениях.

Во-первых, для понимания духовного строя русских людей в целом, его принципиального отличия от общественной среды современной России.

Во-вторых, для понимания того, почему жалость к бедным, сочувствие к «униженным и оскорбленным» являлись стержневым мотивом всей русской художественной и интеллектуальной культуры - от полотен передвижников до сочинений русских писателей и философов.

Эта небуржуазность общественного сознания способствовала в дальнейшем утверждению в стране коммуни­стической власти, идеологией которой было отрицание частной собственности и частных интересов.

Ярчайшим образом этот мотив проявился в творчестве двух самых известных представителей отечественной культуры указанного периода - писателей-пророков Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Жизненные пути и творческие приемы Достоевского и Толстого совсем несхожи. Они не являлись единомышленниками, никогда не имели не только близких, но даже приязненных отношений и хотя в различные периоды ненадолго принадлежали к определенным литературно-общественным группировкам (партиям), но сам масштаб их личностей не укладывался в рамки узких мировоззренческих течений. В переломах их биографий, в их литературных произведениях сфокусировалось время, отразились духовные искания, даже метания людей XIX в., живших в эпоху непрестанных социальных новаций и предчувствий грядущих роковых канунов.

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой небыли лишь «мэтрами изящной словесности», блестящими летописцами времен и нравов. Их мысль простиралась значительно дальше обыденного, глубже очевидного. Их стремление разгадать тайны бытия, суть человека, постичь истинный удел смертных отразило в своем, может быть, высшем проявлении дисгармонию между умом и сердцем человека, трепетными ощущениями его души и холодно-прагматической безнадежностью рассудка. Их искреннее желание разрешить «проклятые русские вопросы» - что есть человек и каково его земное предназначение - превратило обоих писателей в духовных поводырей мятущихся натур, которых в России всегда встречалось немало. Достоевский и Толстой, выразив русское жизнепонимание, стали не только голосами времени, но и его творцами.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) родился в не­богатой семье военного врача в Москве. Окончил пансион, а в 1843 г. - Главное инженерное училище в Петербурге, некоторое время служил полевым инженером в инженерной команде Петербурга. Вышел в отставку в 1844 г., решив целиком посвятить себя литературе. Знакомится с В. Г. Белинским и И. С. Тургеневым, начинает вращаться в столичной литературной среде. Его первое большое произведение, роман Бедные люди (1846), имел шумный успех.

Весной 1847 г. Достоевский становится завсегдатаем собраний кружка В. М. Петрашевского, где обсуждались острые социальные вопросы, в том числе и о необходимости свержения существующего строя. В числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. Сначала его приговорили к смертной казни, и уже на эшафоте Достоевскому и другим обвиняемым явили царскую милость о замене казни каторгой. На каторге Ф. М. Достоевский провел около четырех лет (1850-1854). Пребывание в Сибири описал в книге очерков Записки из Мертвого дома, опубликованной и 1861 г.

В 1860-1870-е гг. появились наиболее крупные лите­ратурные произведения - романы, принесшие Достоевскому мировую славу: Униженные и оскорбленные, Игрок, Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы.

Писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознал фальшь и опасность теорий по насильственному переустройству мира. Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Достоевский видел возможность постижения истины бытия лишь через веру Христову. Моральному развивались от христианского социализма к славянофильству. Однако славянофилом назвать его можно лишь с большой натяжкой. Он явился одним из родоначальников мировоззренческого течения, именуемого почвенничеством. Оно заявило о себе в 1860-1870-е гг., как раз в то время, когда творчество Ф. М. Достоевского достигло своего расцвета.

В программе журнала «Время», к изданию которого Ф. М. Достоевский приступил в 1861 г., говорилось: Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей. Эта позиция полностью соответствовала исходному славянофильскому постулату. Однако вселенский универсализм мышления Достоевского проявился уже в эту пору: Мы предугадываем, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа.

Подобный взгляд нашел свое высшее воплощение в известном выступлении писателя на торжествах 1880 г. по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Именно в своей Пушкинской речи, вызвавшей восторг слушателей, а затем ставшей предметом ожесточенной полемики в прессе, Ф. М. Достоевский сформулировал свое видение будущего мира. Благополучие его он выводил из исполнения исторической миссии России - объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения:

Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.

Достоевский не являлся философом в точном смысле этого слова, он мыслил как художник, его идеи воплоща­лись в размышлениях и поступках героев литературных произведений. Мировоззрение писателя всегда остава­лось религиозным. Даже в эпоху молодости, когда он увлекался идеями социализма, он оставался в лоне Церкви. Одной из важнейших причин его разрыва с В. Г. Белинским, как позднее признался Ф. М. Достоевский, стало то, что тот ругал Христа. Старец Зосима («Братья Карамазовы») высказал мысль, встречаемую во многих лите­ратурных и публицистических произведениях Ф. М. Достоевского: «Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте». Нежелание и неумение увидеть окружающую красоту проистекает из неспособности человека овладеть этими дарами - «читал Ф. М. Достоевский.

Всю жизнь писателя волновала загадка личности, им владел мучительный интерес к человеку, к заповедной стороне его натуры, глубинам его души. Размышления на эту тему встречаются практически во всех его художественных произведениях. Достоевский с непревзойденным мастерством раскрыл темные стороны души человека, силы разрушения, таящиеся в нем, беспредельный эгоизм, отрицание моральных устоев, укоренившиеся в человеке. Однако, невзирая на отрицательные стороны, в каждом индивидууме писатель видел загадку, каждого, даже в образе самого ничтожного, считал абсолютной ценностью. Не только демоническая стихия в человеке вскрыта Достоевским с небывалой силой; не менее глубоко и выразительно показаны движения правды и добра в душе человеческой, ангельское начало в нем. Вера в человека, торжествующе утверждаемая во всех произведениях писателя, делает Ф. М. Достоевского величайшим мыслителем-гуманистом.

Достоевский уже при жизни удостоился в среде читающей публики звания великого писателя. Однако его общественная позиция, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывали нападки не только в радикальной, но и в либеральной среде.

Расцвет творчества Достоевского пришелся на время «буйства нетерпимости». Все, кто не разделял увлечения модными теориями коренного переустройства общества, клеймились как реакционеры. Именно в 1860-е гг. слово «консерватор» сделалось почти ругательным, а понятие «либерал» - синонимом общественного прогрессиста. Если и раньше любой идеологический диспут в России почти все­гда носил эмоциональный характер, то теперь его непременным атрибутом стала нетерпимость ко всему и ко всем, что не соответствовало плоским схемам «о магистральном пути развития прогресса». Голосов оппонентов не хотели слышать. Как написал известный философ B.C. Соловьев о другом русском выдающемся мыслителе К. Н. Леонтьеве, тот посмел «высказывать свои реакционные мысли» в такое время, «когда это не могло принести ему ничего, кроме осмеяния». Оппонентов третировали, им не возражали по существу, они служили лишь объектом осмеяния.

Достоевский в полной мере испытал на себе моральный террор либеральствующего общественного мнения. Нападки на него, по сути дела, никогда не прекращались. Начало им положил В. Г. Белинский, назвавший ранние литературно-психологические опыты писателя «нервической чепухой». Был лишь один краткий период, когда имя Достоевского пользовалось пиететом среди «жрецов общественного прогресса» - конец 1850-х гг., когда Достоевский сблизился с кружком М. В. Петрашевского и стал «жертвой режима».

Однако по мере того как выяснялось, что в своих произведениях писатель не следует теории острой социальности, отношение либерально-радикальной критики к нему менялось. После же появления в печати в 1871-1872 гг. романа «Бесы», где автор показал духовное убожество и полную аморальность носителей революционных идей, Достоевский превратился в мишень систематических нападок. Столичные газеты и журналы регулярно преподносили публике критические выпады против «общественных заблуждений Достоевского и карикатурного изображения им гуманистического движения шестидесятых годов». Однако творческая монументальность произведений писателя, их небывалая психологическая глубина являлись столь очевидными, что нападки сопровождались множеством де­журных признаний художественных дарований мастера.

Подобное бесконечное третированне имени действовало на писателя угнетающе, и хотя взглядам и своей творческой манере он не изменил, но старался, по мере возможности, не давать новых поводов для нападок. Примечательный в этом отношении эпизод относится к началу 1880-х гг., когда в стране распространялся народнический террор. Случилось как-то, что вместе с журналистом и издателем А.С. Сувориным писатель размышлял на тему: сообщил бы он полиции, если бы вдруг узнал, что Зимний дворец заминировал и скоро произойдет взрыв и все его обитатели по­гибнут. На этот вопрос Достоевский ответил: Нет. И, поясняя свою позицию, заметил: Мне бы либералы не простили. Они измучили бы меня, довели бы до отчаяния.

Достоевский считал такое положение с общественным мнением в стране ненормальным, но изменить утвердившиеся приемы социального поведения был не в силах. Великий писатель, старый, больной человек боялся обвинений в сотрудничестве с властью, был не в силах слышать рев образованной черни.

Граф Л. Н.Толстой (1828-1910) родился в богатой дворянской семье. Получил начальное образование дома, затем некоторое время учился на восточном и юридических факультетах Казанского университета. Курса не кончил, науки его не увлекли.

Бросил университет и отправился в действующую армию на Кавказ, где разворачивалась решающая фаза военных действий с Шамилем. Здесь он провел два года (1851-1853). Служба на Кавказе обогатила Толстого множеством впечатлений, которые он потом отобразил в своих повестях и рассказах.

Когда началась Крымская война, Толстой добровольцем отправился на фронт и принимал участие в обороне Севастополя. После окончания войны вышел в отставку, путешествовал за границей, затем служил в управлении Тульской губернии. В 1861 г. прерывает службу и поселяется в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения - романы Война и мир, Анна Каренина, Воскресение. Кроме того, его перу принадлежит множество повестей, рассказов, драматических и публицистиче­ских произведений. Писатель создал многообразную панораму русской жизни, изобразил нравы и быт людей несхожего общественного положения, показал сложную борьбу добра со злом в душе человеческой. Роман «Война и мир» до сих пор остается самым выдающимся литературным сочинением о войне 1812 г.

Многие политические и общественные проблемы привлекали внимание писателя, на них он откликался своими статьями. Постепенно тон их де­лался все более нетерпимым, и Толстой превратился в беспощадного критика общепринятых норм морали и общественных устоев. Ему представлялось, что в России и власть не та и Церковь не та. Церковь вообще оказалась объектом его поношения. Писатель не приемлет церковное понимание христианства. Его отталкивают религиозные догматы и то, что Церковь стала частью социального мира. Толстой порвал с Русской Православной Церковью. В ответ на это в 1901 г. Святейший Синод отлучил Толстого от Церкви, но выразил надежду, что он еще покается и вернется в ее лоно. Покаяния не последовало, и писатель умер без церковного обряда.

С юности Толстой испытывал сильное влияние взглядов Руссо и, как писал позднее, в 16 лет разрушил в себе традиционные взгляды и стал носить на шее вместо креста медальон с портретом Руссо. Писатель страстно воспринял идею Руссо о естественной жизни, которая многое определила в последующих исканиях и переоценках Толстого. Подобно многим другим русским мыслителям, Толстой все явления мира и культуры подчинил жесткой критике с позиции субъективной морали.

В 1870-е гг. писатель пережил продолжительный духов­ный кризис. Его сознание завораживает тайна смерти, перед неотвратимостью которой все окружающее приобретает характер незначительного. Желая преодолеть гнетущие сомнения и страхи, Толстой пытается разорвать свои связи с привычной средой и стремится к близкому общению с простыми людьми. Ему кажется, что с ними, нищими, странниками, монахами, мужиками, раскольниками и за­ключенными, он обретет истинную веру, знание, в чем же состоит подлинный смысл человеческой жизни и смерти.

У яснополянского графа начинается период опроще­ния. Он отвергает все проявления современной цивилизации. Его беспощадное и бескомпромиссное неприятие касается не только институтов государства, Церкви, суда, армии, буржуазных экономических отношений.

В своем безбрежном и страстном нигилизме писатель дошел до максималистских пределов. Он отвергает искусство, поэзию, театр, науку. По его представлениям, добро не имеет ничего общего с красотой, эстетическое наслаждение есть наслаждение низшего порядка. Искусство же вообще является лишь забавой.

Толстой считал кощунством ставить на один уровень с добром искусство и науку. Наука и философия, - писал он, - трактуют о чем хотите, но только не о том. как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше. Со временная наука обладает массой знаний, нам не нужных Но на вопрос о смысле жизни она не может ниче го сказать и даже считает этот вопрос не входящим в ее компетенцию.

Толстой пытался дать собственные ответы на эти жгучие вопросы. Мироустройство людей, по Толстому, долж­но быть основано на любви к ближнему, на непротивлении злу насилием, на милосердии и материальном бескорыстии. Важнейшим условием воцарения света Христова на земле Толстой считал отмену частной собственности вообще и частной собственности на землю в особенности. Обращаясь к Николаю II в 1902 г., Толстой писал: Уничтожение права земельной собственности и есть, по моему мнению, та ближайшая цель, достиже­ние которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство.

Проповеди Л. Н. Толстого не оставались без ответа. В среде так называемой просвещенной публики, где господствовали критические оценки и скептическое отношение к действительности, у графанигилиста появилось не­мало почитателей и последователей, вознамерившихся воплотить социальные идеи Толстого в жизнь. Они создавали небольшие колонии, которые назывались культурными скитами, пытались путем нравственного самосовершенствования и честного труда изменить окружающий мир. Толстовцы отказывались платить налоги, служить в армии, не считали необходимым церковное освящение брака, не крестили детей, не отдавали их в школы. Власти преследовали подобные сообщества, некоторые активные толстовцы даже привлекались к суду. В начале XX в. толстовское движение в России почти сошло на нет. Однако постепенно оно распространилось за пределами России. Толстовские фермы возникли в Канаде, Южной Африке, США, Великобритании.

И. С. Тургеневу (1818-1883) принадлежит заслуга в создании социально-психологических романов, в которых личная судьба героев оказалась неразрывно связана с судьбой страны. Он был непревзойденным мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на развитие русской и мировой литературы.

И. С. Тургенев происходил из богатой и старинной дворянской семьи. В 1837 г. он окончил филологический факультет Петербургского университета. Продолжил свое образование за границей. Позднее Тургенев вспоминал: Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля. Два года (1842- 1844) Тургенев служил чиновником в Министерстве внутренних дел, но интереса к служебной карьере не проявил. Его увлекла литература. Свое первое произведение, драматическую поэму Стено, он написал в 1834 г.

В конце 1830-х гг. стихи молодого Тургенева стали появляться в журналах «Современник» и Отечественные записки. Это элегические раздумья о любви, пронизанные мотивами печали и тоски. Большинство из этих стихотворений получило высокое зрительское признание (Баллада, Опять один, один…, Утро туманное, утро седое…). Позднее некоторые стихи Тургенева были положены на музыку и стали популярными романсами.

В 1840-е гг. появились в печати первые драмы и поэмы Тургенева, а сам он стал сотрудником общественно-литературного журнала «Современник».

В середине 1840-х гг. Тургенев сблизился с группой литераторов, деятелей так называемой «натуральной школы» - Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем и др., пытавшихся придать литературе демократический характер. Героями своих произведений эти писатели делали прежде всего крепостных крестьян.

Первый номер обновленного «Современника» вышел в январе 1847 г. Подлинным украшением журнала стал рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника.

После их издания в 1847-1852 гг. к писателю пришла всероссийская слава. Русский народ, русские крестьяне показаны в книге с такой любовью и уважением, как еще ни разу не было в русской литературе.

В последующие годы писатель создал несколько выдающихся по своим художественным достоинствам романов и повестей - Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, Дым. В них мастерски изображен уклад жизни дворянства, показано появление новых общественных явлений и деятелей, в частности народников. Имя Тургенева стало одним из самых почитаемых имен в русской литературе. Его произведения отличались острой полемичностью, они поднимали важнейшие вопросы человеческого бытия, в них обозначились глубокий взгляд писателя на сущность происходящих событий, желание понять характер и устремление новых людей (нигилистов), вступавших на арену общественно-политической жизни страны.

Широтой мышления, умением постичь жизненную и историческую перспективу, верой в то, что жизнь человека должна быть исполнена высшего смысла, отмечено творчество одного из самых замечательных русских писателей и драматургов - А. П. Чехова (1860-1904), этого тончайшего психолога и мастера подтекста, так своеобразно сочетавшего в своих произведениях юмор и лиризм.

А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Учился в таганрогской гимназии. Продолжил обучение на медицинском факультете Московского университета, который закончил в 1884 г. Работал врачом в Московской губернии. Литературную деятельность начал с фельетонов и небольших рассказов, публиковавшихся в юмористических журналах.

Крупные и наиболее известные произведения Чехова стали появляться с конца 1880-х гг. Это повести и рассказы Степь, «Огни», Дом с мезонином, Скучная история, Палата Мб, Мужики, В овраге, О любви, Ионыч, Дама с собачкой, Попрыгунья, Дуэль, книги очерков Из Сибири и Острое Сахалин.

Чехов - автор замечательных драматургиче­ских произведений. Его пьесы Иванов, Дядя Ваня, Чайка, Три сестры, Вишневый сад ставятся на сценических площадках всего мира. В рассказах писателя о судьбах отдельных людей скрыт глубокий философский подтекст. Умение Чехова сострадать, его любовь к людям, способность проникнуть в духовное естество человека, интерес к насущным проблемам развития человеческого общества сделали творческое наследие писателя актуальным и в наши дни. Изобразительное искусство. В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и ее противостоянии салонно-академическому искусству. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств, не разделявшие эстетические принципы руководства Академии. Изображать «вечную красоту», ориентироваться на «классические образцы» европейского искусства они больше не хотели. Отражая общий общественный подъем 1860-х гг., художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.

На протяжении последующих десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто передвижниками) организовало множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком-то месте, но и перевозились (передвигались) по разным городам. Первая такого рода выставка состоялась в 1872 г.

Центральной фигурой русского искусства 1860-х гг. стал один из организаторов Товарищества передвижников педагог, писатель В. Г. Перов (1833-1882). Он учился живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 1860-е гг. Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте, его картины отличались острым общественным содержанием. Таковы Проповедь в селе Сельский крестный ход на

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Проводы покойника, «Тройка. Ученики мастеровые везут воду, «Последний кабак у заставы и др. Живопись художника тонко передала его сострадание к людям, задавленным нуждой, пережившим горе.

Перов - мастер лирических полотен (Птицелов и Охотники на привале) и сказочных образов (Снегурочка). В золотой фонд русского искусства вошли портреты драматурга А. Н. Островского, писателя Ф. М. Достоевского, исполненные художником по заказу П. М. Третьякова для задуманной им портретной галереи, представляющей «людей, дорогих нации». Обращался Перов и к историческим темам, его самой известной такой картиной является СудПугачева.

И. Н. Крамской (1837-1887) родился в бедной семье. С 1857 г. учился в Петербургской Академии художеств. В 1863 г. стал возмутителем спокойствия в Академии, возглавив группу из 14 студентов-выпускников, отказавшихся участвовать в конкурсе, куда требовалось представить картины только на мифологические темы. Протестующие покинули Академию и создали Артель взаимопомощи, ставшую позже основой Товарищества передвижников.

Крамской был замечательным мастером портрета и запе­чатлел на своих полотнах многих известных людей России, тех, кого обычно называют властителями дум своей эпохи.

Это портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова. П. М. Третьякова, С. П. Боткина, И. И. Шишкина и др. Кисти Крамского принадлежат и портреты простых крестьян.

В 1872 г. на Первой передвижной выставке появилась картина Крамского Христос в пустыне ставшая программной не только для самого художника, но и для всех передвижников. На полотне изображен Иисус Христос, пребывающий в глубоком раздумье. Просветленный, спокойный взгляд Христа приковывает к себе внимание зрителя.

Пристальный интерес к евангельской теме проходит через все творчество еще одного из основателей русского передвижничества - Н.Н.Ге (1831-1894). В картине Тайная вечеря поразительной игрой света и тени достигается противопоставление группы апостолов и находящейся в густой тени фигуры Иуды. Евангельский сюжет позволил художнику изобразить конфликт различных мировоззрений. За этим полотном последовали Что есть истина?. Христос и Пилат, СудСинедриона, Повинен смерти!, Голгофа, Распятие и др.

В портрете Л.Н. Толстого художнику удалось передать работу мысли гениального писателя.

На Первой передвижной выставке Ге экспонировал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Зритель ощущает напряженное молчание отца и сына. Петр уверен в вине царевича. Конфликт царя и наследника престола изображен в минуту наивысшего накала.

Знаменитый художник-баталист BJB. Верещагин (1842-1904) не раз участвовал в военных действиях того времени. На основе впечатлений от событий в Туркестанском крае он создал картину Апофеоз войны. Пирамида черепов, иссеченных саблями, выглядит аллегорией войны. На раме картины - текст: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Верещагину принадлежит серия больших батальных картин, в которых он выступил подлинным реформатором этого жанра.

Верещагин оказался участником русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. По зарисовкам и этюдам, исполненным на местах событий, была создана его знаменитая «Балканская серия». В одной из картин этой серии («Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой) сцена торжественного приветствия Скобелевым победоносных русских полков отнесена на дальний план. На переднем плане полотна зритель видит заснеженное поле, усеянное убитыми. Это скорбное изображение призвано было напомнить людям о кровавой цене победы.

Одним из самых популярных русских пейзажистов можно назвать И. И. Шишкина (1832-1898). Живописец и замечательный знаток природы, он утвердил в русском искусстве лесной пейзаж - роскошные могучие дубравы и сосновые боры, лесные дали, глухие дебри. Полотнам художника присущи монументальность, величественность. Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья бла­годать, русское богатство - так охарактеризовал художник свое полотно Рожь, в котором особенно четко проявилась масштабность пространственных решений Шишкина. Парадными портретами русской природы стали Сосны, освещенные солнцем, Лесные дали, Утро в сосновом бору, Дубы и др. Самсоном русской живописи называл известный историк искусства В. В. Стасов Я. Е. Репина (1844-1930).

Это один из самых разносторонних художников, которому с равным блеском удавались портреты, жанровые сцены, пейзажи и большие полотна на исторические темы.

И. Б. Репин родился в бедной семье военного поселенца в городе Чугуеве Харьковской губернии и первые навыки рисования получил у местных украинских иконописцев. В 1863 г. он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где первым наставником Репина В. И. Суриком, оказался И.Н.Крамской. Академию Репин закончил в 1871 г. и как способный выпускник получил стипендию казни для творческой командировки во Францию и Италию.

Уже в 1870-е гг. имя Репина становится в ряд наиболее крупных, популярных русских живописцев. Каждая его новая картина вызывает живейший интерес публики и горячие споры. К числу наиболее знаменитых полотен художника относятся Бурлаки на Волге, Крестный ход в Курской губернии, Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Портрет М. П. Мусоргского, «Торжественное заседание Государственного совета», Портрет К. П. Победоносцева, Не ждали и др. Репин на своих полотнах запечатлел панораму жизни страны, показал яркие народные характеры, могучие силы России.

В. И. Суриков (1848-1916) проявил себя прирожденным историческим живописцем. Сибиряк по происхождению, Суриков учился в Петербурге в Академии художеств, а по окончании Академии поселился в Москве. Его первым большим полотном стало Утрострелецкой казни. Затем последовали Меншиков в Вере зове, Боярыня Морозова, Покорение Сибири Ермаком Переход Суворова через Альпы в 1799 г. и др. Сюжеты и образы этих картин художник черпал из глубин отечественной истории.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

http://jordencook.com/maps341 С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

visit web page Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.