Гид по архитектурным стилям (с примерами). Выступление Алехандро Аравены на TED

Скульптура и архитектура – два направления в искусстве, без которых трудно себе представить развитие общества. Первый вид искусства – это всевозможные строения, второй – изваяния, которые могут быть выполнены как из камня, так и из металла.

Скульптура и архитектура – это два наиболее значимых для античности вида искусств. Древние не представляли себе какого-либо строения, которое бы не было построена с изыском, и чтобы в нем отсутствовали горельефы и другие виды скульптуры.

Иногда скульптурные сооружения, которые можно встретить как в европейских городах, так и в Новом свете, отличаются большой оригинальностью. Здания, которые находятся рядом, своим архитектурным стилем обычно лишь дополняют общую картину.

Скульптура не всегда смотрится так, как мы привыкли ее воспринимать по школьным учебникам. Древние греки и римляне ужаснулись бы, увидев иные произведения скульптурного (да и архитектурного, впрочем, тоже) искусства.

Эта гигантская вилка – отличный образец современного скульптурного искусства, которое находится в упадке. Неужели выродились настоящие творцы, способные создать как в скульптуре, так и в архитектуре подлиные памятники, которые нам некогда подарили Греция и Рим?

Возможно, я старомодна, но мне очень трудно понять современную скульптуру. Если раньше стремились к тому, чтобы делать все красиво, то теперь возникает ощущение, что ваяют лишь для того, чтобы выразить себя.

В скульптуре воспроизводится мир, но главным объектом изображения непременно является человек, через облик которого передается его мир, характер, состояние, а также тело, передача движения (голова, торс, статуя и т.д.).

Обработка поверхности дополняет выразительность решения скульптурного образа. Материалами являются камень (известняк, мрамор песчаник и др.), дерево, металл (медь, бронза, железо и др.), кость, глина (керамика – майолика, терракота, фаянс и др.), гипс.

Помимо работы художника (лепка, обработка материалов) большую роль в скульптуре играет труд мастеров-ремесленников (рубка камня, отливка, формовка, чеканка и др.). Скульптура, как и архитектура, - это один из самых древних видов искусства.

В 20 веке обновляются и материалы, и методы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, Г.Мур, А.Бурдель, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг жанров, изобразительных возможностей скульптуры, находят способы ее обновления (ансамбли, музеи и комплексы и т.д.).

0 0 2

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, какие книги и журналы читать, что смотреть и где учиться, чтобы самостоятельно подкрепить свои сведения об архитектурных направлениях или подготовиться к получению соответствующего образования.

Александр Острогорский

преподаватель МАРШ, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, архитектурный журналист

Архитектура вообще , как вообще музыка или вообще наука - слишком большое поле для интереса, чтобы указать только один подход к нему. Если только вашим первым шагом не становится именно это - изучение пространства архитектуры и поиск в нём своего интереса, своего любимого сюжета. Архитекторы и критики уже несколько сотен лет подряд начинают делать это с формулы, выдуманной римским архитектором Витрувием, который в I веке до н. э. написал свои «10 книг об архитектуре », в которых указал на три главных свойства архитектуры - пользу, прочность и красоту. Хотя с тех пор прошло уже больше 2 тысяч лет, кажется, что лучшего определения не было придумано. Эти три критерия - и способ оценить любое здание, и направления для совершенствования собственной способности понимать архитектуру. То есть видеть, как одни здания одновременно и полезны, и прочны, и красивы (одно вытекает из другого), а другие здания - нет (впрочем, это не всегда однозначно плохо).

Мне пришлось встречаться с несколькими, возможно универсальными, мотивами, которые побуждают человека интересоваться архитектурой, - хотя, конечно, это только мой опыт. Но предпочту отталкиваться скорее от общечеловеческих представлений о том, что даёт архитектура или почему она важна, чем от порой очень разных взглядов самих архитекторов, структуры архитектурного образования или представлений критиков. Говорю об этом, чтобы заранее попросить прощения у тех читателей, чьи интересы окажутся вне схемы, которой я собираюсь воспользоваться, или же тех, у кого уже есть собственная или привычная для него схема, которая ему или ей кажется идеальной (а моя покажется еретической).

Итак, по отношению к архитектуре всех людей можно разделить на тех, кому...

...нравятся красивые вещи. Красота - наверное, самая сложная категория для архитектуры. Во-первых, архитектура - не миметическое искусство, то есть здания ничего не изображают (исключения встречаются, хотя и нечасто), так что «удовольствие от узнавания», которое Аристотель считал основой эстетического удовольствия, здесь не возникает. Как и в музыке, красота в архитектуре - это ритм, пропорции, отношения форм, цвета и материала.

Знаменитый немецко-английский историк архитектуры и критик Николас Певснер как-то сказал: «Навес для велосипедов - это строение, Линкольнский собор - архитектура». Иначе говоря, всякая архитектура - здание, но не всякое здание - архитектура. Сейчас уже найдётся немало охотников поспорить с этим утверждением, но некоторая доля правды в этой мысли есть: архитектура начинается там, где создатели здания - будь то известный архитектор или безымянные каменщики - попытались пойти дальше, чем решение практических задач. Вопрос в том, куда именно они захотели пойти, почему и что придумали. На эти вопросы более или менее отвечает история и теория архитектуры. Каждая эпоха, каждая страна и традиция предлагала свои программы и наборы инструментов. Далеко не всё нам кажется интуитивно «красивым» сегодня - мы судим о египетских пирамидах совсем не так, как о памятниках Возрождения, а современная архитектура многим кажется однообразной и безликой.

Велик соблазн определить ценность зданий из одних эпох по отношению к зданиям из совсем других, особенно если они стоят рядом, как это бывает в городе. Что ж, вкус - дело каждого, одним нравятся колонны классических фасадов, другим - ленточные окна конструктивистских. Но нельзя забывать о том, что они являются результатом разных ситуаций, и мерить их одной меркой не совсем верно. Удивительно и другое (впрочем, так и с любым другим искусством) - чем больше узнаёшь о том, как думали и к чему стремились зодчие разных эпох, тем шире становится коридор индивидуальных вкусовых предпочтений.

...нравится история. Архитектура в большей степени, чем любое другое искусство, является живым свидетелем истории. Каждое здание - продукт своего времени, пересечение социальных, политических, культурных и технологических явлений. Расшифровать здание как послание в будущее, как запись в летописи - значит решить увлекательный ребус. Как ни странно, здесь предложенная Певснером формула работает скорее наоборот - невзрачные, утилитарные объекты говорят иногда о своём времени больше, чем шедевры архитектуры. Сравните хрущёвку и, например, Дворец пионеров на Воробьёвых горах - только вместе они могут дать правильное впечатление о советской культуре и жизни в 60-х. Чудом сохранившийся на Варварке Старый английский двор - по сути, палаты зажиточного горожанина XV века - лучше иллюстрирует московскую жизнь того времени, чем находящаяся совсем рядом Грановитая палата, построенная примерно в это же время для Ивана III итальянскими архитекторами.

...нравятся технологии. Каждое здание - это ещё и решение инженерной, строительной задачки с большим количеством переменных: потребности человека, сила притяжения, свойства материалов, цена, навыки строителей и так далее. Иногда архитектор находит такое решение, которое не мешает эстетике, иногда - приходится бороться с технологией за художественный образ. Что лучше - красивое, но не слишком прочное или достаточно прочное, но не радующее глаз? Бывает и то и другое. Упомянутые выше хрущёвки, как и большая часть советского индустриального домостроения, - результат почти полной победы экономических и строительных технологий над эстетикой. Восхищающие многих выдающимися инженерными решениями проекты Сантьяго Калатравы постоянно упрекают в том, что они не так хорошо работают, как прекрасно выглядят, к тому же обходятся в астрономические суммы. Так или иначе, с конца прошлого века технологии и их возможности стали одной из главных тем архитектуры. Будь то строительство самых высоких зданий (таких как Бурдж-Халифа) или самых экологичных - сегодня для самых крупных архитектурных проектов в мире чаще всего именно технологии становятся основой эстетической программы.

...хочется понять, как устроен мир. Если архитектура помогает узнать о прошлом, то и о настоящем она говорит не меньше. Зачем нужны небоскрёбы? Кто позволяет сносить старые красивые здания и строить на их месте новые, уродливые? Почему одни живут в шикарных особняках, а другие - в трущобах? Все эти вопросы и многие другие, как ни странно, люди часто адресуют именно архитекторам, включая и вечное «кто придумал, скажи, эти пробки». При этом архитекторы имеют совсем не такое большое влияние на развитие города. Архитектура и конкретные здания - это иллюстрации, симптомы и указания на многие проблемы современного мира, а также лаборатория по поиску ответов на них. Если бы существовала клятва Витрувия (как клятва Гиппократа у врачей), то в ней непременно было бы записано, что архитектор обязан быть немножко врачом, учителем, психотерапевтом («разговаривайте с клиентом о его детях» - это совет немецкого архитектора-модерниста Миса ван дер Роэ), полицейским, политиком, экономистом и, конечно же, художником, инженером, строителем и так далее.

Что читать

Что смотреть

«Архитектура как средство коммуникации»


Курс профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Басса на «Арзамасе» посвящён сообщениям, которые заключает в себе мировая архитектура. Кроме восьми небольших лекций, как обычно на «Арзамасе», по ссылке можно обнаружить подборку книг об архитектуре, игры и даже один скетч «Монти Пайтона».

«Сколько вести ваше здание, мистер Фостер?»

Документальный фильм о карьере обладателя Притцкеровской и Императорской премий 80-летнего британца Нормана Фостера, спроектировавшего Международный аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» в Лондоне и башню Хёрст в Нью-Йорке.

«Мой архитектор»

Оскаровский номинант, фильм об архитекторе Луисе Кане, снятый его сыном Натаниэлем через много лет после загадочной смерти отца.

«Наброски Фрэнка Гери»

И ещё один документальный фильм о герое архитектуры - на этот раз снятая Сидни Поллаком история жизни пионера деконструктивизма Фрэнка Гери, спроектировавшего знаменитый «танцующий дом» в Праге, музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей искусств Вейсмана в Миннеаполисе.

Выступление Алехандро Аравены на TED

Знаменитый чилийский архитектор Алехандро Аравена считает делом своей жизни преодоление социальных барьеров в городах. Для этого он проектирует дома для самых бедных семей, делая эти постройки не только недорогими и удобными, но и выдающимися в архитектурном плане. Аравена стал куратором Венецианской биеннале архитектуры в 2016 году, которая будет посвящена повышению качества застроенной среды и жизни людей.

Выступление Бьярке Ингельса на TED

Бьярке Ингельс - один из самых известных архитекторов нового поколения. Он сочетает в своей архитектуре яркий дизайн и функциональность не в ущерб комфорту. Во время этого выступления он рассказывает о том, как просто можно рассказывать архитектурные сюжеты - например, в виде комиксов.

Базовый курс по истории архитектуры из 24 лекций охватывает период с первых человеческих поселений и до XV века. Заточен в основном на то, чтобы дать студентам общие знания предмета. Все видео дополнены ещё и материалами учебника мировой истории архитектуры.

Где учиться

ГДЕ: лекторий Музея Москвы

СТОИМОСТЬ: бесплатно

Текст и интервью: Катерина Фирсова, Настя Курганская

Иллюстрация: Оля Волк

Сегодня cтроительные проекты зачастую представляют собой замысловатые и сложные произведения искусства. Архитектурно-строительная отрасль продолжает расширять горизонты дизайна, стремясь предложить нечто новое. И над чем бы вы ни работали - над эффектным, выразительным экстерьером здания или, к примеру, над проектом, максимально полно использующим современные технологии для обогрева, - везде необходима эффективная среда для совместной работы. Городское проектирование все больше стремится к нестандартным форматам, что, несомненно, сказывается на технических задачах.

Подобный проект предстояло выполнить архитектурной фирме A. Zahner Company, специализирующейся на проектировании, изготовлении конструкций и строительстве. Компания начинала свой бизнес с изготовления металлоконструкций из листового металла. С момента основания компании в 1897 году предприятие спроектировало и построило самые смелые архитектурные композиции из металла, например автомобильный музей Petersen Automotive Museum в Лос­Анджелесе. С появлением цифровых технологий в 1980­х компания начала применять более творческий подход в строительстве, благодаря чему за годы работы получила множество различных наград и международное признание. «Цифровые 3D­технологии позволили нам работать со все более сложными геометрическими формами - теперь мы уже не ограничены плоскими эскизами, - отмечает Уильям Цанер (L. William Zahner), президент и главный исполнительный директор ZAHNER. - По мере того, как архитектурные проекты становятся все более сложными, новые технологии помогают нам раздвинуть границы возможного».

Компания ZAHNER является одним из пионеров в индустрии архитектуры, начавшим трансформацию в сторону цифрового строительства. «Наша компания использует методологию проектирования зданий Building Information Modeling и применяет цифровые технологии проектирования для повышения прозрачности своей работы, что в итоге позволяет минимизировать количество ошибок за счет более экономного производства и более полной оптимизации процессов сооружения конструкций, - поясняет Уильям Цанер. - Одна из самых главных проблем, с которой мы сталкиваемся в современном мире строительства, заключается в том, что нам по­прежнему приходится работать в рамках этой старой парадигмы, которая предполагает, что архитектурный проект является итеративным, повторяющимся процессом. В итоге одна группа работает над одним аспектом, другая - над другим, а затем мы сталкиваемся с крупной проблемой, связанной с коммуникациями, взаимодействием между этими группами, и нам приходится решать эту проблему, стараясь сделать так, чтобы у различных групп специалистов, работающих над проектом, была возможность своевременно обмениваться необходимой информацией. Нам, то есть всей отрасли в целом, не всегда удается успешно справиться с этой задачей».

Совместная работа - постоянно развивающийся процесс

Руководство ZAHNER считает, что для успешной реализации проектов необходимы условия для эффективной совместной работы. «За время жизни проекта характер совместных усилий, совместной разработки меняется по мере его развития и перехода от самых первых этапов, когда дизайн еще незрелый, к завершающей стадии, где вы, фактически, занимаетесь изготовлением, реализацией своего замысла и завершаете сооружение, - комментирует Том Цанер (Tom Zahner), главный операционный директор ZAHNER. - Наше концептуальное видение заключается в том, чтобы предоставить сотрудникам гибкие условия для совместной работы и сделать ее достаточно динамичной, чтобы обратная связь от команды проектировщиков на самых ранних этапах работы над проектом была не менее информативной, чем и в самом конце проекта».

С повышением сложности архитектурных проектов и появлением необходимости упростить коммуникации между различными командами компании потребовалась мощная и в то же время гибкая технология, которая могла бы адаптироваться к любой ситуации. Для решения этих задач в ZAHNER внедрили платформу Dassault Systèmes 3DEXPERIENCE вместе с отраслевым решением Design for Fabrication on Cloud, которое включает среду для проектирования CATIA и среду для координации работы над проектом и организации взаимодействия различных специалистов ENOVIA. «Для реализации проекта амфитеатра Chrysalis высотой свыше 20 м, который мы строим в округе Колумбия (шт. Мэриленд), мы решили воспользоваться платформой 3DEXPERIENCE, - отмечает Том Цанер. - Мы взялись за этот проект из­за сложности различных элементов, которые требуют мощного решения для проектирования, такого как CATIA, а также более эффективного метода коммуникации с различными участниками проекта».

Спроектированная Марком Форнсом (Marc Fornes) из архитектурного бюро The Very Many (Нью­Йорк) сложная геометрия амфитеатра является прекрасной иллюстрацией многогранной архитектуры ZAHNER. «Амфитеатр Chrysalis состоит из сложных форм и поверхностей, которые отнюдь не ограничиваются правильной евклидовой геометрией, - говорит Уильям Цанер. - Внешняя структура сооружения настолько сложна, что, когда люди изучают ее, они не могут толком понять, как она всё же устроена».

«Сложность заключалась в том, чтобы описать заказчику, что именно он получит по окончании проекта. Дело в том, что это не совсем стандартное сооружение, - отмечает Шэннон Коул (Shannon Cole), старший инженер по проектам в ZAHNER. - Вы не можете просто открыть каталог и выбрать в нем “Chrysalis”. Поэтому в числе прочего мы всегда стараемся на самых ранних этапах работы объяснить заказчику свою задумку и рассказать, что в итоге должно получиться. Платформа 3DEXPERIENCE позволяет нам пояснять свой замысел заказчику в режиме реального времени».

Кроме того, платформа 3DEXPERIENCE позволяет всем участникам проекта с самого начала визуализировать будущее сооружение и решать все проблемы сразу же по мере их возникновения. У амфитеатра Chrysalis нет стен. У него нет четких, выраженных зон, поэтому ориентироваться в этом сооружении порой совсем непросто. С платформой 3DEXPERIENCE вы можете оказаться вместе со всеми непосредственно на площадке, повернуть ее под нужным ракурсом, найти интересующую вас зону и обратить на нее внимание соответствующих специалистов.

Создание истории

«Амфитеатр Chrysalis - весьма динамичный проект, для реализации которого требовалась гибкая платформа, которая позволяла бы быстро и максимально эффективно информировать всех его участников о всевозможных изменениях, - объясняет Том Цанер. - По мере взросления проекта нам требовалось обрабатывать поступающую информацию и при этом обеспечивать всем заинтересованным сторонам - в том числе владельцу (Inner Arbor Trust), генеральному подрядчику, поставщикам, партнерам, командам проектирования и строительства - доступ к проектной документации в режиме реального времени».

«При работе над этим проектом мы использовали информационные панели, которые выступали в качестве наших точек соприкосновения при предоставлении информации заказчику, - говорит г­н Коул. - По мере работы и по мере получения чертежей от наших внешних консультантов мы размещаем поступающую информацию в качестве небольших обновлений. Заказчик имеет доступ к этим обновлениям - таким образом, он полностью в курсе каждого шага. Мы обеспечиваем прозрачность и даем наглядное представление о нашем замысле, о том, над чем мы работаем и каким образом в итоге это должно выглядеть. Это позволяет обеспечить нашим заказчикам тот комфорт и уверенность, которые абсолютно недостижимы при использовании обычных плоских эскизов».

Сотрудники ZAHNER часто проводят совещания с другими участниками проекта с помощью информационных панелей в рамках платформы 3DEXPERIENCE. «Мы активно используем панели при координации совещаний с архитекторами, владельцами и дизайнерами, - отмечает Джефф Каннингем (Jeff Cunningham), ведущий инженер­технолог фирмы ZAHNER. - В режиме реального времени мы публикуем те данные, по которым хотели бы получить консультации, и обсуждаем их непосредственно во время сеансов видеоконференц­связи. Если необходимо прояснить какие­то моменты, под рукой всегда есть цифровые модели, и инженерам достаточно найти интересующий фрагмент, чтобы сделать быстрый набросок, добавить аннотацию и сохранить изменения прямо во время совещания. Вся эта информация будет оставаться в системе и через неделю, и через месяц, и, разумеется, с ней можно будет ознакомить тех, кто по какой­то причине не присутствовал на совещании».

Информационные панели, реализованные в платформе 3DEXPERIENCE, позволяют дизайнерам моментально обмениваться информацией в удобном для ознакомления формате. «За счет этого мы можем поддерживать онлайн­версию проекта в актуальном состоянии, тогда как при обмене проектной документацией с помощью электронной почты информация нередко теряется, - поясняет Шеннон Коул. - Фотография анкера могла поступить еще тридцатью сообщениями ранее, но если я знаю, что это важная деталь, то я всегда могу поместить ее на самое видное место в информационной панели».

«Возможности для совместной работы, заложенные в платформе 3DEXPERIENCE, обеспечивают нам принципиально новый и исключительно эффективный способ коммуникации между сотрудниками ZAHNER и другими участниками проекта, что значительно упрощает работу над проектами со столь сложной структурой и позволяет добиться исключительно высокой точности», - добавляет Уильям Цанер.

Работая с нужными данными

Кроме того, ZAHNER получает дополнительные удобства за счет того, что платформа совмещает в себе все инструменты для коммуникаций, в том числе для работы над моделями, таблицами и фотографиями. «Платформа 3DEXPERIENCE позволяет избавиться от многих отвлекающих факторов и сосредоточиться на том, что действительно важно, то есть решать проблемы, связанные с проектом, а не вспоминать, куда вы поместили тот или иной документ», - отмечает г­н Каннингем.

«С точки зрения дизайнера ключевым преимуществом использования единой платформы на всех этапах проекта - с самого начала работы и до проектирования и изготовления продукции - является то, что вы можете отследить развитие идеи, при этом не теряя из виду информацию о том, почему был выбран именно тот или иной элемент и почему он расположен именно здесь, - говорит г­н Коул. - Всё это значительно облегчает понимание того, каким образом мы оказались там, где оказались».

«Одна из самых крупных перемен, которые ждут нас в будущем, будет касаться кинетической архитектуры, а именно изменяемых фасадов, - поясняет Уильям Цанер. - В частности, фасады будут менять свою форму. Платформа 3DEXPERIENCE позволяет спрогнозировать, какие силы будут воздействовать на фасад при изменении формы. Даже сегодня эта задача является отнюдь не самой простой».

«В сущности, платформа 3DEXPERIENCE дает возможность художникам, дизайнерам и владельцам создавать интересные сооружения и делать это как никогда быстро и эффективно, - продолжает Уильям Цанер. - Функции цифрового моделирования процессов, реализованные в этой платформе, позволяют нам предсказывать, как со временем будет вести себя та или иная конструкция. Мы можем использовать эту информацию в наших проектах, делая их более точными и менее дорогими в строительстве. Более того, мы получаем возможность убедить наших клиентов в том, что их проект может быть осуществлен в принципе, поскольку можем смоделировать весь процесс строительства в цифровом виде еще до того, как приступим к работе на местности. Новые возможности просто фантастические!»