Урок мир византийской культуры. Культура Византии (10 класс). Две традиции в жизни византийцев: античная и христианская

Урок № 12

МХК-10

Мир византийской культуры

Д.З.: Гл.12, творческая мастерская стр. 128.

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с художественным и музыкальным искусством Византии;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • мозаика;
  • иконопись;
  • божественное мироздание;
  • христианство (православное, католическое);
  • крестово-купольные храмы;
  • иконопись;
  • библейские сюжеты

Универсальные учебные действия

  • анализировать систематизировать устанавливать связи выявлять комментировать описывать проводить сравнительный анализ находить слушать
  • анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства;
  • систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии;
  • устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством;
  • выявлять характерные особенности византийской архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений;
  • комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима;
  • описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе;
  • проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет;
  • находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи;
  • слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки

Проверка знаний

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Апполона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуре Древнего Рима.

5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Достижения архитектуры.
  • Мерцающий свет мозаик.
  • Музыкальное искусство.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет византийское искусство?


подвопросы

  • Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестовокупольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе.
  • Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.
  • Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо


Распад Римской империи на две части: западную и восточную в 395 году

Константинополь-пересечение торговых путей

Сухопутного (Европа-Азия) морского(Средиземное-Черное)


Историческая справка

  • КОНСТАНТИНОПОЛЬ (Царьград), столица Византийской империи.
  • Основан Константином I в 324-330гг на месте г.Византий.
  • В 1453г взят турками, переименован в Инстанбул (Стамбул).

Византий Константинополь(Царьград) Стамбул



Отныне здесь стали проводить императорские церемонии

и торжественные богослужения.


Снаружи храм отличается спокойствием и строгостью


Интерьер поражал великолепием!

Два архитектора – Анфимий и Исидор блестяще справились с задачей. Оптический эффект потока света через окна породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.



Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер .




После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, достроены с четырех сторон минареты, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)



Базилика

  • БАЗИЛИКА (от греч. - царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 частей (нефов)

НЕФ – (от лат. - корабль ), вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн или столбов.


КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

  • Новый тип христианского храма, в плане имеет форму креста с куполом в центре.
  • Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.


АПСИДА

  • АПСИДА , или а б сида (от греч. - свод ), полукруглый выступ здания перекрытый полукуполом.

АЛТАРЬ

  • АЛТАРЬ , (от лат. - высокий ), восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священослужителей.


Сознание превосходства над культурой народов остального мира


  • Выход императора из дворца из свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.

мозаика

Мозаика (от лат. букв.- посвященное музам)



Император Юстиниан I Феодора, его супруга


Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне


Запомни фрагмент

и найди его

на мозаичном панно


ФЕОДОРА, СУПРУГА ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНАI. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне.





Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.


Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы

  • Одна из величайших святынь Византии - древнейшая икона Божией Матери - в XII веке была привезена

из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.


Фреска - роспись

по сырой штукатурке

Феофан Грек . Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде

Феофан Грек . Троица.





Падение Византии

Под натиском

турок-осман в 1453 г.

Прекратила существование тысячелетняя история

Византийской империи.

Вступление Мехмеда II в Константинополь.


Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.

Наиболее великолепные и известные произведения искусства этой империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.




  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

1 слайд

2 слайд

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает человечество.

3 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

4 слайд

Базилика построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. Фасады базилики декорированы традиционной ломбардской аркатурой - плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.

5 слайд

Базилики Равенны - небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.

6 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

7 слайд

Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец - Голиаф - огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках - медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

8 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости, лучшим из которых является ларец Вероли, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На его крышке и по бокам изображены мифологические сцены, проникнутые духом античности.

9 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости. При украшении этих изделий зачастую использовались античные мотивы.

10 слайд

По преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. На самом деле это капелла св. Лаврентия, покровителя императорской семьи, примыкавшая к церкви Санта-Кроче. Постройка центрического типа. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мартирий - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. В этом характерная особенность ранних купольных построек, где купол никогда не прочитывается снаружи. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, огибающими небольшое центральное пространство. Свод - без оконных проемов, он тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ. Свет из узких окон в стенах - тусклый, мерцающий. Стены - гладкие и светящиеся от блестящей полированной мраморной облицовки и мозаик.

11 слайд

После воссоздания Византийской империи в 1261 г. двор обосновался во Влахернском дворце, т.к. Большой императорский дворец пришел в запустение. Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов - соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань

12 слайд

Церковь Панагии Халкеон представляет собой храм на четырех колонках со сложной двухъярусной структурой. Если в ранней византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству храмов и внешний вид построек был чрезвычайно прост и лишен какого-либо декора, то в XI в. византийские зодчие начали украшать наружные стены храмов. Церковь Панагии Халкеон отличается декоративностью своих фасадов: из стены выступают многоступенчатые плоские лопатки, окна окружают глубокие ниши, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности кирпичи - поребрик. Нарядна и сама кладка: чередование рядов кирпича и светлого камня выглядит как орнамент, подобный тому, что украшал одеяния василевсов на софийских мозаиках. Позднее из кирпича стали выкладывать настоящий орнамент - круги, кресты, меандры. Особенно полюбили этот прием мастера Греции, бывшей одной из провинций Византии, они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты.

Мир византийской культуры

Цель: способствовать развитию у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению византийского искусства.

Задачи:

- ознакомить учащихся с характерными особенностями византийской культуры, ее значением в развитии мировой культуры;

Познакомить с шедеврами творчества византийских мастеров на примере собора Святой Софии в Константинополе, искусстве мозаики и иконописи;

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, интереса к творчеству цивилизаций прошлого.

Оборудование: карта «Византийская империя», репродукции.

Основные понятия: крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона.

План урока:

1. Исторический очерк.

2.Достижения византийской архитектуры. Собор Святой Софии.

3.Искусство мозаики.

4.Иконопись.

Ход урока

1.Учитель объявляет тему урока и составляет беседу с учащимися по вопросам:

- Когда происходит становление Византии? Покажите территорию на карте.

Кто считается основателем Византийской державы?

Назовите столицу Византии.

Как называли этот город славяне?

Как называется этот город сегодня?

На территории какого современного государства он находится?

Почему Константинополь называли «золотым мостом»?

Как долго существовала империя? Какова ее судьба?

Задача для учащихся: в ходе работы на уроке познакомиться с достижениями художественной культуры Византии.

2.Учитель сообщает: наивысшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Сообщение учащегося о Юстиниане (см. Приложение 1).

Учитель сообщает: могущество империи было воплощено в архитектурном шедевре, дошедшем до наших дней.

Сообщение учащегося о храме Св. Софии (см. Приложение 2).

Учитель сообщает: характер средневековой скульптуры определен распространением христианства. Храмы-символы, внешние атрибуты новой религии. Византийские мастера в соборе Св. Софии впервые использовали новые архитектурные детали. Это привело к созданию нового типа храма – крестово-купольного.

Задача для учащихся: в ходе работы со схемами определить характерные черты античной базилики как архитектурного сооружения, сравнить с Софийским собором, найти отличия (схемы в Приложении 3).

Запись в тетради.

Крестово-купольный храм – храм, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Учитель сообщает: роскошь и торжественность архитектуры Византии послужат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь воспримет от Византии крестово-купольную систему храмов.

3.Учитель сообщает: интерьер византийских храмов украшен мозаикой. Этот вид изобразительного искусства возник в эпоху античности.

Запись в тетради.

Мозаика- изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла = смальты.

Самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте особенности византийских мозаик, выписать их в виде плана. Рассмотреть иллюстрации.

Особенности византийских мозаик:

Использование кубиков различной формы и величины;

Применение золотого фона;

Закрепление кубиков под разным наклоном;

Эффект сияния.

4. Учитель сообщает: в христианских храмах обязательными были не только мозаики, но и иконы. Икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому иконопись обладает собственным художественным языком (канонами). К иконописным канонам относятся фронтальность изображения, условность одежды, символичность цвета, сияющий нимб вокруг головы, пристальный взор увеличенных глаз. Одно из лучших произведений византийской иконописи – «Владимирская Богоматерь».

Сообщение учащегося об иконе Владимирской Богоматери.

Запись в тетради.

Икона – от греческого «эйкон» - изображение, образ.

Итог урока.

Византия-цивилизация, оставившая человечеству огромное наследие, повлиявшее на культуру многих народов, в том числе на русскую.

Вопрос классу. Что же оставила Византия в наследие человечеству?

Выставление оценок.

Домашнее задание: глава 12, сообщения на темы «Десятинная церковь в Киеве», «Золотые ворота в Киеве», «Строительство Софийского собора».

Приложение 1.

Император Юстиниан.

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он проводил реформы, оживил торговлю. Накопив большие богатства, Юстиниан строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии в Константинополе.

Другим великим делом императора было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живщих в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

Приложение 2.

Собор Святой Софии.

Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад – Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали, император Юстиниан I воскликнул: »Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!».

Данные об авторе

Спицина Светлана Михайловна

Место работы, должность:

МОУ СОШ №81 г. Воронежа, учитель истории и обществознания

Воронежская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Данная разработка поможет учителю подготовит и провести интересный и познавательный урок МХК в 10 классе. В конце разработки находится презентация к уроку.

Мир Византийской культуры

Цель: обобщить, дополнить и систематизировать знания учащихся по теме, установить связь русской и византийской культур;

развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;

воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры, терпимое отношение к различным художественным стилям, жанрам и видам искусства.

Внутрипредметные связи: 395г - деление Римской империи на Западную и Восточную; 988г - крещение Руси;1054г. - раскол церкви на католическую и православную.

Основные понятия: ромеи, базилика, апсида, неф, алтарь, иконопись, мозаика, гимнографы, канон, невмы, осмогласие, тропарь.

Оборудование: учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», видеофрагмент «Крещение Руси» из цикла «История государства Российского» (проект канала ТВЦ), видеофрагмент «Храм святой Софии» из цикла «Великие творения людей» («Ридерс дайджест»), иллюстрации мозаик византийских храмов, схема «Раннехристианская базилика».

План урока.

1.Введение. Крещение Руси.

2.Загадочная страна (геогр. положение, императоры, создание храма св. Софии)

3.Науки - школы, развитие математики.

4.Архитектура.

5.Живопись.

q Иконы и иконописцы

q Мозаики

q Образ иконы Владимирской богоматери

6.Музыка Византии.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Правда, говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша.

Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

- Видеофрагмент «Крещение Руси»

Учитель: Что же это за слова такие волшебные, которые так сильно изменили князя? Где находится страна эта загадочная и чем знаменита?

Сегодня мы с вами узнаем много интересного на уроке, тема которого «Мир Византийской культуры». Ваша задача - внимательно слушать и смотреть, запоминать и записывать. В течение урока вам предстоит заполнять листочки с тестовыми заданиями.(Приложение 1) Все это позволит нам лучше узнать особенности ромейской культуры. Ромейской, потому что византийцы называли себя так, а страну свою Ромейской , т. е. Римской империей.

2. Подготовленный ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Айя-София».

Без сомнения, храм Святой Софии, построенный Анфимием и Исидором , является жемчужиной мировой архитектуры.

Видеофрагмент (10 мин). Во время просмотра учащиеся записывают в тетради основные даты, события и имена Византии.

Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») - храм специально предназначенный для многолюдных богослужений.(Рисунок 1) Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов - нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши(Рисунок 2). Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю - священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста - главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол - символ неба (Рисунок 3).

3. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах.

Мозаика - картина, выполненная из цветных камешков - смальты. (Учащиеся записывают определение и переходят к чтению фрагмента учебника, рассказывающего о мозаиках, с.115) Сообщение подготовленного ученика о Юстиниане. Работа с иллюстрациями - рисунки 4, 5).

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). Долгое время не затихали споры между сторонниками и противниками икон - иконоборцами. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье. Получил хорошее образование. Сначала служил при дворе Омейядов - династии арабских халифов, затем ушел в монастырь св. Саввы, где и прожил до самой смерти. С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории:

1.Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

2.Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).

3.Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

4.Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено («первообразу»), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5.Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

На Руси самой главной и почитаемой иконой является икона Владимирской Богоматери. По преданию, она написана Евангелистом Лукой и принесена им Пресвятой Деве во время Ее земной жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое свое изречение «отныне ублажать Мя вси роди» и добавила: «благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». (Рисунок 6)

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», с. 119.

Во второй половине V века икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1155 году Юрий Долгорукий привез ее в Киев и передал своему сыну Андрею Боголюбскому. С. 118 - о переезде во Владимир.

4. «Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» - Иоанн Златоуст.

По Библейскому преданию, иудейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Тексты византийских песнопений кроме псалмов Давида включали новые произведения, созданные христианскими гимнографами . Ранние образцы таких произведений представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в). До возникновения нотного письма песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться при помощи особых знаков - невмов , сама же система получила название - осмогласие .

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (образец, правило) - музыкально-поэтическая композиция, включающая темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, сочинявшееся к празднику или торжественному событию. Являясь основой православного богослужения, не был самостоятельным произведением, а включался в более крупное.

Прослушивание музыкального фрагмента «Тропарь Феодоровской иконе Божьей матери». Обмен впечатлениями.

5. Заключение. Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства. Но это уже тема наших последующих уроков.

Сейчас у вас есть несколько минут, чтобы закончить заполнение тестовых листочков и записать домашнее задание.

Домашнее задание: глава 12, задание 2 из раздела «Творческая мастерская».

По окончании урока учитель проверяет выполнение тестовых работ и выставляет оценки. Таким образом, все учащиеся получают отметки в дневники.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие