Художник со странными картинами. Необычные картины художников. «Ночной дозор», Рембрандт

Человек тянется к творчеству испокон веков. Начиная с наскальных рисунков мамонтов и богов, глиняных сосудов с росписью, настенных фресок, заканчивая шедеврами современного искусства, которыми мы имеем возможность восторгаться каждый день. Все живописцы в поиске неординарного стараются привнести в стиль что-то уникальное и разнообразное. Кто-то уделяет внимание мельчайшим деталям, кто-то ищет новые оттенки и сюжеты, но есть ряд необычных художников, решивших удивить мир не только при помощи кисти.

Художник, что рисует дождь

Несколько лет назад 30-летний авангардист Леандро Гранато стал настоящим достоянием Аргентины. Художник изобрел довольно необычную технику нанесения краски на холст – посредством слезного канала. Еще с детства парень умел набирать воду в нос и тут же выпрыскивать ее через глаза.

Когда вдохновение исчерпало свои ресурсы, Леандро решил попробовать именно такую технику рисования. И не прогадал. Его картины стоят от 2000 долларов и крайне быстро раскупаются. Интересно, для того, чтобы создать одну такую картину, Гранато использует по 800 мл краски для каждой глазницы. Аргентинец даже разработал специальную безвредную краску для глаз, которая, как утверждают врачи, никак не влияет на состояние здоровья художника.

Два пальца в рот и все пройдет


Милли Браун уже много лет живет под девизом «любое искусство имеет право на существование». А все потому, что способ написания картин художницы совершенно не вмещается в рамки принятого.

Девушка, как бы некрасиво это ни звучало, рисует рвотой. Милли глотает соевое подкрашенное молоко со специальными интервалами, а потом вызывает тошноту. Краска, естественно, выходит наружу, создавая «особые рисунки». Как ни странно, роботы художницы все больше набирают популярность, а среди ее преданных фанов можно встретить даже саму мисс эпатаж - Леди Гагу.

Картины грудью четвертого размера


Экстравагантностью также прославилась американская искусница Кира Эйн Вайзерджи. Творить полотна минимум по 1000 долларов каждое ей помогает ее выдающаяся грудь. Девушка стала новатором в такой технике и уже имеет десятки последовательниц по всему миру. Сама Кира объясняет столь странный подход к живописи тем, что грудь позволяет наносить краску под совершенно разными углами и легче приводит в исполнения все задумки художницы.

«Пенис-арт»


Еще один мастер, использующий свое тело как инструмент живописи и заработка, - австралиец Тим Патч. Кистью для эпатажного художника служит его достоинство. Сам Тим без лишней скромности просит называть его «Прикассо» (от английского «prick» - «член») и позиционирует свое творчество первым в истории «пенис-артом». Кроме техники нанесения, австралиец прославился тем, что во время работы на нем надет только котелок обязательно серебристого или розового цвета.

Нигерийское наследие и слоновий навоз


Английский творец Крис Офили является одним из самых ярких почитателей нигерийской культуры. Все его картины прямо-таки пропитаны духом Африки, нигерийской культурой, сексом и слоновьими экскрементами. Вместо краски Офили использует именно навоз. Конечно, дабы избежать запахов, мух и испорченных картин, сырье проходит особенную химическую обработку, но факт остается фактом.

«Блюз, написанный кровью»


Бразильский живописец Виниций Кесада зашел еще дальше и шокировал публику собранием картин «Блюз, написанный кровью». Последнее причем в прямом смысле слова. Для создания этих шедевров художнику требовалось три цвета: красный, желтый и синий. Первый автор решил добывать из собственных вен.

Каждые два месяца Кесада отправляется в больницу, где врачи берут у него 480 миллилитров крови для создания шедевров. Когда же поклонники предлагают гению свою кровушку вместо краски, он отправляет их в пункты приему крови для больных, так как считает, что донорство важнее искусства.

Подводное искусство


Киевлянин Олег Небесный один из немногих художников в мире, решивших совместить два своих любимых хобби: дайвинг и рисование. Олег рисует картины на глубине от 2 до 20 метров и объясняет это тем, что всю красоту подводного мира может уловить только глаз и только момент. На создание своих работ у художника уходит только 40 минут. Перед началом на холст наноситься водостойкий клей (так краска не смывается с полотна). Кроме прочего, цвета на глубине кажутся совсем другими. И коричневый на поверхности может стать даже алым.


Олег Небесный настолько любит то, чем занимается, что даже открыл школу подводного рисования и делится со всеми желающими секретом необычайно красивых полотен, написанных на дне морском. Он вместе с российским художником Денисом Лотаревым попал в Книгу рекордов Гинесса, как авторы самой большой картины под водой.

Прах и живопись


Все моральные табу перешагнула Вал Томпсон. Женщина рисует красивые полотна, добавляя в краску прах кремированных людей. Ее картины расходятся тысячами, а заказчики оставляют восторженные отзывы на сайтах. Первая робота Вал была создана для соседки Анны Кири после смерти ее мужа Джона. На полотне был изображен пустынный райский пляж, на котором Джон больше всего любил проводить время. Картина произвела такой фурор, что Вал даже открыла свою собственную фирму «Пепел для искусства».

Картины с душой и телом


То, что мы считаем настоящей напастью, Элисон Кортсон умудрилась использовать в качестве материала для своего творчества. 38-летняя американка рисует свои картины самой обычной пылью. Интересно, что материал Элисон собирает из пылесосов, полок и чуланов самих заказчиков. Художница говорит, что выбрала такой странный материал из-за того, что домашняя пыль состоит на 70% из кожи обитателей дома. Поэтому смело можно заявлять, что ее картины не только с душой, но и с телом.

Произведения менструального искусства


Просим сильно впечатлительных читателей пропустить последний пункт нашего экскурса в нетрадиционное искусство. Гавайская художница Лани Белосо страдает распространенным среди женщин недугом меноррагией, другими словами обильной менструацией и решила именно этот феномен использовать в своих картинках. Как она пришла к такому неизвестно. Сначала «художница» просто садилась над холстом, а кровь сама рисовала некие образы. Позже Лани стала собирать материал каждый месяц и рисовать из него картины. Так девушка создала 13 полотен в хронологическом порядке, как бы показывая обществу, сколько крови она теряет за год.

Самое страшное - это далеко не весь список людей, решивших отойти от принятых канонов. Так что если вы вдруг художник и решили внести и свою лепту в развитие искусства, боюсь, вам придется не сладко в поиске оригинальных идей.

2.Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана на Таити, куда он сбежал из Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что считал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».

Летом в конце 80-х годов прошлого века многие французские художники съехались в Понт-Авен (Бретань, Франция). Съехались и почти сразу же разделились на две враждебные группировки. К одной относились художники, вставшие на путь искания и объединенные общим для всех названием "импрессионисты". По мнению второй группы, которую возглавлял Поль Гоген, это название было ругательным. П. Гогену в то время было уже под сорок. Окруженный таинственным ореолом путешественника, изведавшего чужие края, он имел большой жизненный опыт и поклонников, и подражателей его творчества.

Оба лагеря разделялись и по преимуществу своего положения. Если импрессионисты жили в мансардах или на чердаках, то другие художники занимали лучшие комнаты гостиницы "Глоанек", обедали в большом и самом хорошем зале ресторана, куда члены первой группы не допускались. Однако стычки между группировками не только не мешали П. Гогену работать, наоборот, - в какой-то мере помогали ему осознать те черты, которые вызывали у него бурный протест. Отказ от аналитического метода импрессионистов был проявлением полного переосмысления им задач живописи. Стремление импрессионистов запечатлевать все увиденное, сам их художественный принцип - придавать своим картинам видимость случайно подсмотренного - не соответствовали властной и энергичной натуре П. Гогена.

Еще меньше удовлетворяли его теоретические и художественные изыскания Ж. Сера, который стремился свести живопись к холодному, рассудочному использованию научных формул и рецептов. Пуантилистическая техника Ж. Сера, его методическое накладывание краски перекрестными ударами кисти и точками раздражали Поля Гогена своим однообразием.

Пребывание художника на Мартинике среди природы, показавшейся ему роскошным, сказочным ковром, окончательно убедило П. Гогена использовать в картинах только неразложенный цвет. Вместе с ним разделявшие его мысли художники провозгласили своим принципом "Синтез" - то есть синтетическое упрощение линий, формы и красок. Цель такого упрощения заключалась в том, чтобы передать впечатление максимальной интенсивности цвета и опустить все, что ослабляет такое впечатление. Такая техника составляла основу старой декоративной живописи фресок и витража.

Вопрос о соотношении цвета и красок очень занимал П. Гогена. Он и в живописи своей старался выразить не случайное и не поверхностное, а пребывающее и существенное. Для него законом была только творческая воля художника, и свою художественную задачу он видел в выражении внутренней гармонии, которую он понимал как синтез откровенности природы и настроения встревоженной этой откровенностью души художника. Сам П. Гоген говорил об этом так: "Я не считаюсь с правдой природы, видимой внешне... Исправляйте эту ложную перспективу, которая искажает предмет в силу своей правдивости... Следует избегать динамичности. Пусть у вас дышит все покоем и миром души, избегайте поз в движении... Каждый из персонажей должен быть в статичном положении". И он сокращал перспективу своих картин, приближал ее к плоскости, развертывая фигуры во фронтальном положении и избегая ракурсов. Потому и неподвижны на картинах изображенные П. Гогеном люди: они подобны статуям, изваянным крупным резцом без излишних деталей.

Период зрелого творчества Поля Гогена начался на Таити, именно здесь проблема художественного синтеза получила у него свое полное развитие. На Таити художник отрешился от многого, чего знал: в тропиках формы ясны и определенны, тени тяжелы и жарки, а контрасты особенно резки. Здесь все задачи, поставленные им в Понт-Авене, разрешились сами собой. Краски П. Гогена становятся чисты, без мазков. Его таитянские картины производят впечатление восточных ковров или фресок, настолько краски в них гармонично приведены к определенному тону.

Творчество П. Гогена этого периода (имеется в виду первый приезд художника на Таити) представляется чудесной сказкой, которую он пережил среди первобытной, экзотической природы далекой Полинезии. В районе Матайе он находит небольшую деревушку, покупает себе хижину, с одной стороны которой плещется океан, а с другой видна гора с огромной расщелиной. Европейцы сюда еще не добрались, и жизнь казалась П. Гогену настоящим земным раем. Он подчиняется медлительному ритму таитянской жизни, впитывает в себя яркие краски синего моря, изредка покрывающегося зелеными волнами, с шумом разбивающимися о коралловые рифы.

С таитянами у художника с первых дней установились простые, человеческие отношения. Работа начинает все больше и больше захватывать П. Гогена. Он делает многочисленные наброски и зарисовки с натуры, при любом случае старается запечатлеть на полотне, бумаге или дереве характерные лица таитян, их фигуры и позы - в процессе труда или во время отдыха. В этот период он создает ставшие всемирно известными картины "Дух мертвых бодрствует", "А, ты ревнуешь?", "Беседа", "Таитянские пасторали".

Но если в 1891 году путь на Таити казался ему лучезарным (он ехал сюда после некоторых художественных побед во Франции), то во второй раз он ехал на любимый остров больным человеком, утратившим большинство своих иллюзий. Все его в пути раздражало: вынужденные остановки, бесполезные траты, дорожные неудобства, таможенные придирки, навязчивые попутчики...

Всего два года не был он на Таити, а так много здесь изменилось. Европейский налет уничтожил самобытную жизнь туземцев, все кажется П. Гогену невыносимой мешаниной: и электрическое освещение в Папеэте - столице острова, и несносные карусели рядом с королевским замком, и нарушающие былую тишину звуки фонографа.

На этот раз художник останавливается в районе Пуноауйа, на западном побережье Таити, на арендованном участке земли строит дом с видом на море и горы. Рассчитывая прочно обосноваться на острове и создать условия для работы, он не жалеет средств на устройство своего жилища и вскоре, как это часто водится, остается без денег. П. Гоген рассчитывал на друзей, которые перед отъездом художника из Франции взяли у него в долг в общей сложности 4000 франков, но те не спешили возвращать их. Несмотря на то, что он слал им многочисленные напоминания о долге, жаловался на судьбу и крайне бедственное положение...

К весне 1896 года художник оказывается в тисках самой жестокой нужды. К этому присоединяется боль в сломанной ноге, которая покрывается язвами и причиняет ему невыносимые страдания, лишая сна и энергии. Мысль о бесплодности усилий в борьбе за существование, о провале всех художественных планов заставляет его все чаще и чаще думать о самоубийстве. Но стоит только П. Гогену почувствовать малейшее облегчение, как натура художника одерживает в нем верх, а пессимизм рассеивается перед радостью жизни и творчества.

Однако то были редкие моменты, а несчастия следовали одно за другим с катастрофической регулярностью. И самым страшным было для него известие из Франции о смерти его любимой дочери Алины. Не в силах пережить утрату, П. Гоген взял огромную дозу мышьяка и ушел в горы, чтобы никто не мог помешать ему. Попытка самоубийства привела к тому, что он провел ночь в страшных мучениях, без всякой помощи и в полном одиночестве.

Долгое время художник находился в полной прострации, не мог держать кисть в руках. Единственным его утешением было огромное полотно (450 х170 см), написанное им перед попыткой самоубийства. Он назвал картину "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" и в одном из писем писал: "Я вложил в нее, прежде чем умереть, всю мою энергию, такую скорбную страсть в моих ужасающих обстоятельствах, и видение настолько ясное, без исправлений, что следы спешки исчезли и в нем видна вся жизнь".

П. Гоген работал над картиной в страшном напряжении, хотя замысел ее в своем воображении он вынашивал уже давно, он и сам не мог точно сказать, когда же впервые зародилась мысль об этом полотне. Отдельные фрагменты этого монументального произведения писались им в разные годы и в других произведениях. Например, женская фигура из "Таитянских пасторалей" повторяется в этой картине рядом с идолом, центральная фигура сборщика фруктов встречалась в золотистом этюде "Мужчина, собирающий плоды с дерева"...

Мечтая расширить возможности живописи, Поль Гоген стремился придать своей картине характер фрески. С этой целью он оставляет два верхних угла (один - с названием картины, другой - с подписью художника) желтыми и не заполненными живописью - "подобно фреске, поврежденной по углам и наложенной на золотую стену".

Весной 1898 года он послал картину в Париж, а в письме критику А. Фонтена сообщал, что ставил своей целью "не создание сложной цепи хитроумных аллегорий, которые нужно было бы разгадывать. Напротив, аллегорическое содержание картины чрезвычайно просто - но не в смысле ответа на поставленные вопросы, а в смысле самой постановки этих вопросов". Поль Гоген и не собирался отвечать на вопросы, вынесенные им в название картины, ибо считал, что они есть и будут жуткой и самой сладкой загадкой для человеческого сознания. Поэтому суть аллегорий, изображенных на этом полотне, заключается в чисто живописном воплощении этой таящейся в природе загадки, священного ужаса перед бессмертием и перед тайной бытия.

В первый свой приезд на Таити П. Гоген взглянул на мир восторженными глазами большого ребенка-народа, для которого мир еще не утратил своей новизны и пышной самоцветности. Его детски экзальтированному взору открылись в природе незримые для других краски: изумрудные травы, сапфировое небо, аметистовая солнечная тень, рубиновые цветы и червонное золото кожи маори. Таитянские картины П. Гогена этого периода пламенеют благородным золотым заревом, как витражи готических соборов, отливают царственным великолепием византийских мозаик, благоухают сочными разливами красок.

Одиночество и глубокое отчаяние, владевшие им во второй приезд на Таити, заставили П. Гогена видеть все только в черном цвете. Однако природное чутье мастера и его глаз колориста не позволили художнику окончательно утратить вкус к жизни и ее краскам, хотя он и создал полотно мрачное, писал его в состоянии мистического ужаса.

Так что же все-таки таит в себе эта картина? Подобно восточным рукописям, которые следует читать справа налево, содержание картины разворачивается в том же направлении: шаг за шагом раскрывается течение человеческой жизни - от ее зарождения до смерти, несущей страх небытия.

Перед зрителем на большом, вытянутом по горизонтали холсте изображен берег лесного ручья, в темных водах которого отражаются таинственные, неопределенные тени. На другом берегу - густая, пышная тропическая растительность, изумрудные травы, густо-зеленые кусты, диковинные синие деревья, "растущие словно не на земле, но в раю".

Стволы деревьев странно извиваются, переплетаются, образуя кружевную сеть, сквозь которую вдалеке виднеется море с белыми гребнями прибрежных волн, темно-фиолетовая гора на соседнем острове, голубое небо - "зрелище девственной природы, которая могла бы быть раем".

На ближайшем плане картины на земле, свободной от всяких растений, расположилась вокруг каменного изваяния божества группа людей. Персонажи не объединены каким-либо одним событием или общим действием, каждый занят своим и погружен в себя. Покой спящего младенца охраняет большой черный пес; "три женщины, присевшие на корточки, будто прислушиваются к себе, замерев в ожидании какой-то нечаянной радости. Стоящий в центре юноша двумя руками срывает с дерева плод... Одна фигура, нарочито огромная вопреки законам перспективы... поднимает руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмеливающихся думать о своей судьбе".

Рядом со статуей одинокая женщина, будто машинально, идет в сторону, погруженная в состояние напряженного, сосредоточенного размышления. Навстречу ей по земле движется птица. В левой стороне холста сидящий на земле ребенок подносит ко рту плод, кошка лакает из миски... И зритель спрашивает себя: "Что все это значит?"

На первый взгляд, это как будто повседневная жизнь, но, помимо прямого смысла, каждый образ несет в себе поэтическое иносказание, намек на возможность переносного истолкования. Так, например, мотив лесного ручья или бьющей из земли ключевой воды - это любимая гогеновская метафора источника жизни, таинственного начала бытия. Спящий младенец олицетворяет целомудрие рассвета человеческой жизни. Срывающий с дерева плод юноша и сидящие на земле справа женщины воплощают идею органического единения человека с природой, естественности его существования в ней.

Человек с поднятой рукой, с удивлением глядящий на подруг, - это первый проблеск беспокойства, начальный порыв к постижению тайн мира и бытия. Другие раскрывают дерзость и страдание человеческого разума, тайну и трагедию духа, которые заключены в неизбежности познания человеком своего смертного удела, краткости земного существования и неотвратимости конца.

Многие пояснения дал сам Поль Гоген, однако он предостерегал от стремления видеть в его картине общепринятые символы, слишком прямолинейно расшифровывать образы, а тем более искать ответы. Некоторые искусствоведы считают, что подавленное состояние художника, приведшее его к попытке самоубийства, выразилось в строгом, лаконичном художественном языке. Они отмечают, что картина перегружена мелкими деталями, которые общего замысла не проясняют, а только запутывают зрителя. Даже пояснения в письмах мастера не могут рассеять тот мистический туман, который он вложил в эти детали.

Сам П. Гоген расценивал свое произведение как духовное завещание, может быть, поэтому картина и стала живописной поэмой, в которой конкретные образы претворились в возвышенную идею, а материя - в дух. В сюжете полотна преобладает поэтическое настроение, богатое неуловимыми оттенками и внутренним смыслом. Однако настроение покоя и благодати уже подернуто смутным беспокойством соприкосновения с миром таинственного, рождает ощущение скрытой тревоги, мучительной неразрешимости сокровенных загадок бытия, тайны прихода в мир человека и тайны его исчезновения. На картине счастье омрачнено страданием, духовная мука омыта сладостью физического существования - "золотой ужас, прикрытый радостью". Все нераздельно, как в жизни.

П. Гоген сознательно не исправляет неправильные пропорции, стремясь во что бы то ни стало сохранить свою эскизную манеру. Эту эскизность, незаконченность он ценил особенно высоко, считая, что именно она вносит в полотно живую струю и сообщает картине особую поэзию, не свойственную вещам отделанным и чрезмерно законченным.

Среди благородных произведений искусства, которые радуют глаз и вызывают только положительные эмоции, есть полотна, мягко сказать, странные и шокирующие. Представляем вашему вниманию 20 картин, принадлежащих кисти всемирно известных художников, которые заставляют ужаснуться…

«Проигрыш разума перед материей»

Картина, написанная в 1973 году австрийским художником Отто Раппом. Он изобразил разлагающуюся человеческую голову, надетую на птичью клетку, в которой лежит кусок плоти.

«Подвешенный живой негр»


Это ужасное творение Уильяма Блейка изображает раба-негра, который был повешен на виселицу с помощью крючка, продетого через его ребра. Работа основана на рассказе голландского солдата Стэдмена – очевидце подобной жестокой расправы.

«Данте и Вергилий в аду»


Картина Адольфа Вильям Бугро была вдохновлена короткой сценой о битве между двумя проклятыми душами из «Ада» Данте.

«Ад»


Картина «Ад» немецкого художника Ганса Мемлинга, написанная в 1485 году, является одной из самых страшных художественных творений своего времени. Она должна была подтолкнуть людей к добродетели. Мемлинг усилил ужасающий эффект сцены, добавив подпись: «В аду искупления нет «.

«Великий красный дракон и морское чудовище»


Известный английский поэт и художник XIII века Уильям Блейк в момент озарения создал серию акварельных картин, изображающих великого красного дракона из Книги Откровений. Красный Дракон являлся воплощением дьявола.

«Дух воды»



Художник Альфред Кубин считается крупнейшим представителем символизма и экспрессионизма и известен своими темными символическими фантазиями. «Дух воды» — одна из таких работ, изображающих бессилие человека перед морской стихией.

«Necronom IV»



Это страшное творение известного художника Ганса Рудольфа Гигера было вдохновлено фильмом «Чужой». Гигер страдал от ночных кошмаров и его все картины были вдохновлены этими видениями.

«Свежевание Марсия»


Созданная художником времен итальянского Возрождения Тицианом картина «Свежевание Марсия» в настоящее время находится в Национальном музее в Кромержиже в Чехии. Художественное произведение изображает сцену из греческой мифологии, где с сатира Марсия сдирают кожу за то, что он осмелился бросить вызов богу Аполлону.

«Искушение Святого Антония»


Матиас Грюневальд изображал религиозные сюжеты Средних веков, хотя сам жил во времена Возрождения. Говорили, что святой Антоний столкнулся с испытаниями своей веры во время молитвы в пустыне. Согласно легенде его убили демоны в пещере, затем он воскрес и уничтожил их. Эта картина изображает Святого Антония, подвергнувшегося атаке демонов.

«Отрубленные головы»



Самая известная работа Теодора Жерико – это «Плот Медузы», огромная картина, написанная в романтическом стиле. Жерико пытался разбить рамки классицизма, перейдя к романтизму. Эти картины были начальным этапом его творчества. Для своих работ он использовал настоящие конечности и головы, которые находил в моргах и лабораториях.

«Крик»


Это известнейшее полотно норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка было вдохновлено безмятежной вечерней прогулкой, во время которой художник стал свидетелем кроваво-красного заходящего солнца.

«Смерть Марата»



Жан-Поль Марат был одним из лидеров Французской революции. Страдая от болезни кожи, он проводил большую часть времени в ванной, где он работал над своими записями. Там же он и был убит Шарлоттой Корде. Смерть Марата изображали несколько раз, но именно работа Эдварда Мунка отличается особой жестокостью.

«Натюрморт из масок»



Эмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением.

«Gallowgate Lard»


Эта картина ни что иное, как автопортрет шотландского автора Кена Карри, который специализируется на мрачных, социально-реалистических картинах. Любимая тема Карри — тусклая городская жизнь шотландского рабочего класса.

«Сатурн, пожирающий своего сына»


Одна из самых известных и зловещих работ испанского художника Франсиско Гойя была нарисована на его стене дома в 1820 — 1823 гг. Сюжет основан на греческом мифе о титане Хроносе (в Риме — Сатурн), который опасался, что будет свергнут одним из своих детей и съедал их сразу после рождения.

«Юдифь, убивающая Олоферна»



Казнь Олоферна изображали такие великие художники, как Донателло, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Джентилески, Лукас Кранах старший и многие другие. На картине Караваджо, написанной в 1599 году, изображён самый драматичный момент этой истории — обезглавливание.

«Кошмар»



Картина швейцарского живописца Генриха Фюзели была впервые показана на ежегодной выставке Королевской Академии в Лондоне в 1782 году, где она шокировала и посетителей, и критиков.

«Избиение младенцев»



Это выдающееся произведение искусства Петера Пауля Рубенса, состоящее из двух картин, было создано в 1612 году, как полагают, под влиянием работ известного итальянского художника Караваджо.

«Исследование портрета Иннокентия Х Веласкеса»


В основе этого устрашающего образа одного из самых влиятельных художников ХХ века Фрэнсиса Бэкона — парафраз известного портрета Папы Иннокентия X, написанного Диего Веласкесом. Забрызганный кровью, с мучительно искаженным лицом, Папа изображен сидящим в металлической трубчатой конструкции, которая при ближайшем рассмотрении является троном.

«Сад земных наслаждений»



Это самый известный и пугающий триптих Иеронима Босха. На сегодняшний день существует множество толкований картины, но ни одно их них не было окончательно подтверждено. Возможно, произведение Босха олицетворяет Райский сад, Сад земных наслаждений и Наказания, которые придется понести за смертные грехи, совершенные при жизни.

Искусство может не только вдохновлять, но и очаровывать или даже пугать. Создавая необычные художники воплощают самые потаенные образы, и иногда они оказываются весьма странными. Впрочем, у таких творений практически всегда находится множество поклонников.

Каковы же самые необычные картины мира, кто создает их и о чем они могут рассказать?

"Руки сопротивляются ему"

Эта жутковатая картина начинает свою историю в 1972 году. Именно тогда из Калифорнии, нашел у себя в архиве старую фотографию. На ней были изображены дети: сам Билл и его сестра, которая погибла в возрасте четырех лет. Художника удивило, что фотография была сделана в доме, который семейство приобрело уже после гибели девочки. Мистический случай вдохновил Билла на создание этой необычной картины.

Когда полотно было представлено искусствоведу, тот вскоре скончался. Трудно сказать, можно ли это назвать случайным совпадением, ведь и актер Джон Марли, купивший картину, в скором времени умер. Полотно было потеряно, а потом нашлось на свалке. Маленькая дочка новых владельцев картины сразу же стала замечать странное - она уверяла, что нарисованные дети дерутся или приходят к двери в ее комнату. Отец семейства поставил в помещении с картиной камеру, которая должна была бы реагировать на движение, и она сработала, но каждый раз на пленке оставались лишь помехи. Когда в начале нового тысячелетия полотно выставили на интернет-аукцион, пользователи начали жаловаться на плохое самочувствие после его просмотра. Тем не менее его купили. Ким Смит, владелец небольшой художественной галереи, решил приобрести что-нибудь необычное в качестве экспоната.
История картины не заканчивается - исходящее от нее зло теперь отмечают посетители выставки.

"Плачущий мальчик"

Упоминая необычные картины известных художников, нельзя не назвать и эту. О «проклятом» полотне под названием «Плачущий мальчик» знает весь мир. Для создания использовал собственного сына в качестве натурщика. Мальчик не мог плакать просто так, и отец специально расстраивал его, пугая зажженными спичками. Однажды ребенок крикнул отцу: «Гори ты сам!», и проклятие оказалось действенным - малыш вскоре умер от пневмонии, а его отец заживо сгорел в доме. Внимание к картине было привлечено в 1985 году, когда по всей Северной Англии начали случаться пожары. В жилых домах погибали люди, и только простая репродукция с изображением плачущего ребенка оставалась цела. Дурная слава преследует картину и сейчас - повесить ее у себя многие просто не рискуют. Еще более необычно то, что местонахождение оригинала остается неизвестным.

"Крик"

Необычные картины постоянно привлекают к себе внимание общественности и даже вызывают попытки повторить шедевр. Одним из таких полотен, ставшим культовым в современной культуре, является «Крик» Мунка. Это загадочное, мистическое изображение, которое кому-то кажется фантазией психически больного, кому-то - предсказанием экологической катастрофы, а кому-то и вовсе абсурдным портретом мумии. Так или иначе, атмосфера полотна притягивает к себе и не позволяет сохранить равнодушие. Необычные картины нередко бывают полны деталей, а «Крик», напротив, подчеркнуто прост - в нем использованы два основных оттенка, да и прорисовка облика центрального персонажа упрощена до примитивизма. Но именно такой деформированный мир и делает произведение особенно притягательным.

Необычна и его история - работу не раз похищали. Тем не менее она сохранена и пребывает в музее, вдохновляя кинорежиссеров на создание эмоциональных лент, а художников - на поиски не менее выразительных сюжетов, чем этот.

"Герника"

Кисти Пикассо принадлежат весьма необычные картины, но одна из них особенно запоминается. Экспрессивная «Герника» была создана как личный протест против нацистских действий в одноименном городе. Она полна личных переживаний художника. Каждый элемент картины полон глубокого символизма: фигуры бегут прочь от огня, бык топчет воина, поза которого напоминает распятие, у ног - раздавленные цветы и голубка, череп и сломанный меч. в стиле газетной иллюстрации впечатляет и сильно воздействует на эмоции зрителя.

"Мона Лиза"

Создавая необычные картины своими руками, Леонардо да Винчи сохранил собственное имя в вечности. Его полотна не забыты вот уже шестое столетие. Самое главное из них - "Джоконда", или "Мона Лиза". Удивительно, но в дневниках гения нет никаких записей о работе над этим портретом. Не менее необычно и количество версий о том, кто же там изображен. Некоторые считают, что это идеальный женский образ или мать художника, кто-то видит в нем автопортрет, а кто-то - ученика да Винчи. По «официальному» мнению, Мона Лиза была женой флорентийского купца. Как бы ни было на самом деле, портрет действительно необычен. Губы девушки изгибает едва заметная улыбка, а ее глаза потрясающи - кажется, будто это картина смотрит на мир, а не зрители вглядываются в нее. Как и многие другие необычные картины мира, "Джоконда" выполнена в особенной технике: тончайшими слоями краски с мельчайшими мазками, настолько неуловимыми, что ни микроскоп, ни рентген не могут определить следы работы художника. Кажется, что девушка на картине живая, а легкий дымчатый свет, который ее окружает, - настоящий.

"Искушение святого Антония"

Конечно же, самые необычные картины мира нельзя изучить, не ознакомившись с творчеством Сальвадора Дали. С его удивительной работой «Искушение святого Антония» связана следующая история. В момент создания шел конкурс по выбору актера для экранизации Ги де Мопассана «Милый друг». Победитель и должен был создать образ искушаемого святого. Происходящее вдохновило художника тем, использовался и его любимыми мастерами, например, Босхом. Он создал триптих на эту тему. Похожую работу изобразил и Сезанн. Необычность в том, что святой Антоний - не просто праведник, увидевший греховное видение. Это отчаявшаяся фигура человека, столкнувшаяся с грехами в виде животных на тонких паучьих лапах - если он поддастся искушениям, ножки пауков подломятся и уничтожат его под собой.

"Ночной дозор"

Необычные картины художников нередко пропадают или оказываются в центре мистических событий. С «Ночным дозором» Рембрандта ничего подобного не случалось, но загадок с полотном все равно связано множество.

Сюжет очевиден лишь на первый взгляд - ополченцы собираются в поход, взяв с собой оружие, каждый герой полон патриотизма и эмоций, у всех есть индивидуальность и характер. И сразу же появляются вопросы. Кто же эта маленькая, похожая на светлого ангела девочка в военной толпе? Символический талисман отряда или способ уравновесить композицию? Но важно даже не это. Раньше размер картины был другим - заказчикам она не понравилась, и они обрезали полотно. Его разместили в зале для пиршеств и собраний, где холст покрывался копотью на протяжении десятков лет. Теперь невозможно узнать, какими были некоторые цвета. Копоть от сальных свечей не может удалить и самая тщательная реставрация, поэтому о некоторых деталях зрителю остается только догадываться.

К счастью, сейчас шедевр в безопасности. И хотя бы его современный вид тщательно охраняется. Ему посвящен отдельный зал, чем могут похвастаться далеко не все знаменитые необычные картины.

"Подсолнухи"

Завершить список, в который вошли самые известные необычные картины мира, стоит Ван Гогом. Его произведения наполнены глубокой эмоциональностью и скрывают за собой трагичную историю непризнанного при жизни гения. Одной из самых запоминающихся картин является полотно «Подсолнухи», в котором сконцентрированы характерные для художника оттенки и мазки.

Но интересно оно не только поэтому. Дело в том, что полотно постоянно копируют, и количество достаточно успешно проданных копий превышает те, которыми могут похвастаться другие необычные картины. При этом, несмотря на такую популярность, картина все еще остается уникальной. И по-настоящему не удалась никому, кроме Ван Гога.

Если не брать всерьез течение реализма, то живопись всегда отличалась от других жанров искусства своей странностью. Метафоричность изобразительных образов, поиск новых форм и оригинальных средств выражения художников - всё это способствует гигантскому отрыву живописи от реальности. Писать очевидно для стоящего художника творческой смерти подобно. В картине должна быть глубина и подтекст, чехарда смыслов. В какой-то работе их больше, в какой-то меньше, но есть и такие, где их количество зашкаливает. Эти картины называют странными, их истинный смысл известен одному только автору. Вот 10 самых странных из них:

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» - Лондонская национальная галерея, Лондон

1434, дерево, масло. 81.8х59.7 см

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены
является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи
Северного Возрождения.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами,
аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк
был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в
исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на
котором присутствовал художник.

В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Эдвард Мунк "Крик" - Национальная галерея, Осло

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5 см

"Крик" считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

"Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно
небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и
оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным
фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от
волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард
Мунк об истории создания картины.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и
безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от
звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и
есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза,
от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не
возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» - Музей изящных искусств, Бостон

1897-1898, холст, масло. 139,1х374,6 см

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была
написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он
хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это
полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не
создам что-то лучше или даже похожее».

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три
основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три
женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа
символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной
группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти,
кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног
«странная белая птица… представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника» - Музей королевы Софии, Мадрид

1937, холст, масло. 349х776 см

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году,
рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город
Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью
уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы
над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках
можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара
фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и
беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны.
Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже.
Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Михаил Врубель «Демон сидящий» - Третьяковская галерея, Москва

1890, холст, масло. 114х211 см

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный
длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о
том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой
известной своей картине:

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при
всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа,
внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с
печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов.
Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого
между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны» - Государственная Третьяковская галерея, Москва

1871, холст, масло. 127х197 см

Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он
рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался
передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в
пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста!
Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально)
горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа
стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой
изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.

Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом,
лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто
этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом
называл полотно «натюрмортом» - на нем изображена «мертвая природа».

Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и
опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею
«Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на
черепах.

Грант Вуд «Американская готика» - Чикагский институт искусств, Чикаго

1930, масло. 74х62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в
американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI
столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые
указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по
меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера,
повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто
посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от
неуюта.

Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств
восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата
Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь
неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные» -

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На
одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на
другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя
фигурами без лиц Магритт передал идею и слепоте любви. О слепоте во всех
смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а
кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга. Но при этой
кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских
влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта - это ребусы, которые полностью
разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия.
Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой
таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка» - Государственная Третьяковская Галерея

1917, холст, масло

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал
восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и
любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая
парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле
непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала
синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его
живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений» - Прадо, Испания

1500-1510, дерево, масло. 389х220 см

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху
сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований
картины не признано единственно верным.

Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха
заключается в том, как художник выражает главную идею через множество
деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими
карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно
острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение
жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие —
торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к
этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться,
что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.