В чём сила России. Традиции и обычаи русского народа. О русской душе

«Стоит только русскому Императору отпустить себе бороду, и он непобедим», – сказал гениально Наполеон, проникая мыслию из своего лонгвудского уединения в тайны исторической жизни народов, – еще темные, еще не раскрывшиеся в то время сознанию просвещенного мира. Едва ли нужно объяснять, что под символом «бороды» разумеется здесь образ и подобие русского народа, в значении его духовной и нравственной исторической личности. Другими словами: пусть только русское государство проникнется вполне духом русской народности и оно получит силу жизни неодолимую и ту крепость внутреннюю, которой не сломить извне никакому натиску ополчившегося Запада.

Полезно припомнить это слово Наполеона I ввиду загадочных действий Наполеона III, как будто готовящих нам войну и ополчающих на нас снова весь Запад. Неужели племянник забыл слово дяди, – он, не оставивший праздным, обновивший в своем сознании всякое изречение, всякую мысль этого, по выражению русского поэта, «огромного человека, расточителя славы»? Чем объясним мы теперь такую азартную игру французской дипломатии в вопросе о Польше? За кого принимает император французов Россию, что не боится своим вмешательством, своими предложениями вызвать в ней именно ту силу, которую разумел первый император, обсуживая, после 1815 года, исторические судьбы России? Думает ли Наполеон III, что Россия уступит? Но чем же заслужили мы такое презрительное мнение о нас и разве мы не те, что были в 1812 году и в тот период времени, когда Наполеон I томился на острове Св. Елены, под стражею океана?

Нельзя и думать, чтоб Людовик‑Наполеон забыл изречение родоначальника Наполеонидов, – и остается предположить, что он в словах дяди о России видит только одно указание: чем бы должна была быть Россия, но чего однако в действительности, по мнению Наполеона III, она вовсе не представляет. Он ошибается; он не видит, что возможность приблизиться к источнику силы всегда при нас и с нами; он не подозревает, что мы несравненно ближе теперь к этому источнику, чем были 50 и 45 лет тому назад, что этот засоренный всяким мусором, свезенным с заднего двора Европы, источник начинает наконец нами расчищаться. То, чту составляет наше действительное могущество, то остается до сих пор невидимым и неведомым Западу; то, напротив, что он видит и ведает, что способен понимать и ценить, что только и может назваться могуществом с его точки зрения, то, без всякого сомнения, представляется ему слабее его собственного могущества. Только этою ложною оценкой нашей настоящей, кровной силы и можно объяснить ту слепую самоуверенность западных держав, с которою они предприняли свой дипломатический поход на Россию.

Частные сведения, полученные нами из Парижа и помещаемые нами ниже, в этом же номере, подтверждают такое предположение: как лет 10 тому назад существовало в Европе преувеличенное понятие о нашем внешнем могуществе, так и теперь господствует там не только преувеличенное, но совершенно ошибочное понятие о нашем будто бы государственном бессилии: доказательством может служить также французская статья о нашем войске («impuis‑sance militaire»), вызвавшая ответ русского инвалида. Впрочем, ошибка Европы не в этом: ее выводы, пожалуй, и верны и согласны с ее логической посылкой на внешние признаки могущества и силы; ошибка в том, что эти условные признаки нисколько не выражают истинной меры нашего могущества. Постараемся стать на точку зрения Европы – Людовика‑Наполеона, например, и посмотреть на Россию его глазами: как и чем представляется ему Россия?

Ему, как и всей Европе, Россия известна только своею европейски принаряженною стороною, только в европейском костюме, надетом на нее Петром I; костюм, или мундир был щеголеват, пояс перетягивал ее стан в рюмочку, и она в глазах европейцев представлялась статным и красивым молодцом; но мы все хорошо понимали и чувствовали, что этот мундир был тесен и узок, члены отекали кровью, движения были несвободны и вялы. Этот мундир наконец стал лопаться по швам, а наконец позволено было и правительством расстегнуть его на все пуговицы: мы вздохнули легче и вольнее, мы возвратили себе свободу движений и гибкость членов, – но очень может быть, что этот расстегнутый и лопнувший кое‑где мундир представляется и не совсем красивым для европейского глаза, кажется ему признаком какой‑то распущенности и дряблости. Чтоб не вводить его в смущение и соблазн, следовало бы и совсем отказаться от мундира и надеть свое русское платье. Это сравнение с мундиром довольно наглядно поясняет нашу мысль. Европа знает Россию только со стороны государственной и воображает, что она создана Петром, существует единственно как мысль и дело Петра.

Петербург называют окошком, прорубленным из России в Европу; действительно, только в это окошко и сквозь это окошко и глядит Европа на Россию, а потому и судит о России только по Петербургу. Она убеждена, что могучая Империя, которой она так долго и неутомимо боялась, жила только благодаря своему могучему бюрократическому механизму и своим внешним материальным средствам. В благонадежность этих внешних средств она в первый раз перестала верить со времени Восточной войны и, замечая теперь некоторое расстройство в бюрократическом механизме, льстит себя приятной надеждой, что все силы Империи, крепость и связь частей ее, окончательно подорваны: она не может понять, что это расстройство для нас спасительно, совершается вполне сознательно и свидетельствует о стремлении не только России, но и правительства заменить механизм прежней немецкой администрации естественною свободою органических, до сих пор стесненных отправлений.

Европа видела только могучую централизацию, какое‑то наружное, отвлеченное, государственное единство, и не подозревала присутствия повсеместной, не государственной, а бытовой жизни, которою Россия есть, живет и движется, она не понимала, как глубоко вкоренено в русском народе сознание единства и целости русской земли, какая исполинская сила лежит в этой возможности ощущать и чувствовать себя пятидесятимиллионным братством!..

От взора Европы укрывалось до сих пор, что только подкладка, так сказать, внутренней органической силы давала движение и силу петровскому государственному механизму, что только Русью жила и держалась Российская Империя, несмотря на все преграды, положенные органическому развитию Руси безусловным господством западной цивилизации, отступничеством русского общества от русской народности и вообще немецкими мастерами и подмастерьями государственных дел. От взаимного отношения народной Руси и официальной России зависит мера истинной, а не мнимой силы русского государства. Когда мы были сильны в смысле западном, – мы были слабы в нашем народном, русском смысле, и эта слабость не замедлила обнаружиться в Восточную войну. Мы возвращаемся теперь к источнику силы и являемся слабыми в глазах европейцев! Это понятно. Нам остается им показать – какова наша настоящая, не мишурная сила.

Но, может быть, возразят нам, Запад и не сомневается в истине изречения Наполеона I, но он убежден, что Петровская реформа уже навеки оторвала нас от источника жизни и крепости, что иссяк этот источник, что подсох корень могучего дерева. Может быть, и действительно Запад рассчитывает так: «что мы, русские, уже неспособны к возрождению в смысле народном, что в России существует только одна официальная, так сказать, казенная Россия и народная Русь давно заглохла, а с официальной Россией ему не трудно будет справиться; что Россия 1812 года, внушившая Наполеону слова, приведенные выше, была цельнее России 1863 г., представляющей заметное разложение своих общественных элементов, которого не было прежде». И в самом деле количество штыков у нас теперь меньше, чем было десять лет тому назад, курс на наши деньги стоит ниже, бумажных денег больше, а положение дел в Варшаве должно представляться человечку, совершившему переворот 2 декабря, явлением или непонятным, или же понятным только как симптом, как признак вполне благоприятный для всякого постороннего вмешательства во внутренние дела России; как залог, наконец, нашей непременной уступки всякому строгому и соединенному требованию Западной Европы. При таких внешних признаках нашего могущества, почему же и не предъявить таких требований? Россия на войну не пойдет, рассуждают европейцы, а если и пойдет, так 1812 год теперь не возобновится: «она слишком объевропеилась, чтоб проявить суровую, „варварскую“ энергию той эпохи, ее правительство никогда не решится опереться на народные массы, ее государственные принципы слишком резко противоречат началам русской народности, ее государственные люди никогда не отважатся и неспособны даже прибегнуть к мере, указываемой Наполеоном I, – и это противоречие, разлад и недоразумение между народом и государством помогут одержать нам легкую над Россией победу».

Так рассуждают иностранцы, таково общественное мнение об нас всей Европы, таково, вероятно, мнение и Людовика‑Наполеона и министров британской королевы!

Но они ошибаются! Мы верим, что только разочарование принесет им война, если она состоится, а едва ли она может не состояться при таком взгляде на нас Европы; да и нам, кажется, не остается другого средства, чтобы разбить ее ложные надежды, сокрушить ее корыстные расчеты, добиться вновь подобающего нам почета, и отвадить ее от охоты вмешиваться в наши внутренние дела. Мы должны явить миру, что Русь жива и существует, что внешние признаки слабости и разложения суть признаки нашего внутреннего перерождения; что, наконец, то, что в 12‑м году являлось только эпизодически плодом сверхъестественного напряжения народного духа, пробивавшегося сквозь толстую кору казенности и тупости русского общественного сознания, то, надеемся мы, скоро станет нормальным ходом русской народной и государственной жизни.

Нам предстоит доказать, что наши общественные недуги только накожные наросты, или вернее сыпь, освобождающая организм от внутренней болезни и свидетельствующая о выздоровлении: пусть только не вгоняют ее внутрь насильственными репрессивными мерами, и пособят ей высыпаться свободно… Европа должна будет убедиться, что имеет дело не с государством только, но со всем русским народом и что польский вопрос есть именно вопрос не правительственный, а всей русской земли, что, наконец, не латинским и немецким стихиям разрешить этот вопрос и умирить Польшу: этот вопрос может быть разрешен и Польша умирена только свободным воздействием на поляков и на нас самих духовных и органических сил русского народа, без всякого постороннего вмешательства, нашею собственною властью и соизволением!

Европа не может понять, но ей придется понять, что Петровская реформа, задержавшая на время внутреннюю жизнь народного организма, оказала ту историческую заслугу России, что вызвала к деятельности народное самосознание, просветила мыслью наши бытовые и непосредственные силы, заставила понять и уразуметь духовную сущность наших народных начал, оценить, наконец, по достоинству пригодность и пользу того могущества, порядка и благоустройства, на которые потрачено было столько сил и которыми думали у нас во время оно гордиться! Мы прозрели. Вне народа и народности не спасут нас никакие системы самой лучшей немецкой отделки, никакие штуцера бельгийской работы и пушки английского изобретения, никакие советы, примеры и приемы действий французского императора – никакие дипломатические союзы: мы сами должны быть с собою в союзе, а этот союз для нас возможен только тогда, когда мы вполне отречемся от русских преданий Петербургского периода нашей истории. В этом единственно залог нашей победы и успеха.

Мы, может быть, накануне войны; вспомним же и мы, сами для себя, изречение Наполеона: «стоит русскому Государю отпустить себе бороду, и он непобедим…».


Недавно я посетил родину предков – город Арзамас и нижегородские земли. А вчера слушал профессора Дугина А.Г. на конференции «Дни Петербургской философии 2011».

Принято считать, что жизнь бурлит и фонтанирует в столицах. Однако вОды для этого собираются и накапливаются в провинциях. Именно из провинции стекаются в столицу таланты и деньги. И утекают за границу деньги и таланты тоже из столиц

Россия это не Москва, и уж тем более не Санкт-Петербург.

Четыре века назад тогдашняя «элита» (бояре) сдали Москву полякам, а освобождение Москвы и России началось по инициативе «провинции» – свободных граждан нижегородских земель.

Откуда же черпает силы Россия?

Когда я бываю в провинции, всегда стараюсь посетить баню, чтобы узнать, чем живут и о чём думают люди. А говорят люди с горечью о положении в стране, болеют за Россию. Жаль, что наши правители не могут по примеру римских императоров посещать публичные бани, чтобы узнать из первых рук, что на самом деле думает народ.

Русские пошли именно из новгородских земель. Именно здесь зародилась русская демократия.
Согласно летописному преданию «Повесть временных лет» (созданному в XI - начале XII веках), название РУСЬ произошло от варягов племени русь, призванных славянскими и финно-угорскими племенами (чудь, словене, кривичи и весь) в 862 году.

Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что "варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах".

Первый русский князь – варяг Рюрик – согласно Ипатьевской летописи сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.


Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета доктор философских наук Герман Филиппович Сунягин считает, что в своё время мы приобщились к двум передовым очагам того времени: к византийской духовности и к варяжской военной демократии.

В России разрозненные государства были едины в культурном и в антропологическом смысле. Они, конечно бы объединились, если бы не монгольское нашествие, которое толкнуло нас на неестественный путь развития.

Монголы создали так называемый «русский улус» по образцу других своих административно-территориальных образований. Это означало деспотический способ управления территорией, и ростки нашей демократии очень быстро улетучились.


Но в конце концов мы оказались сильнее монголов. В результате была создана великая держава, рассчитанная на экспансию, построенная по монгольскому образцу.

Да, управление было деспотическим. А как иначе можно было управлять такой огромной разнородной территорией, как не деспотическим способом? Это была жизненная необходимость!

Государство на Руси всегда было самой главной ценностью, поскольку именно оно удерживало колоссальные просторы и разнородных людей в неком едином целом. И властная вертикаль была в этой ситуации неизбежна. Деспотический способ правления дал форму организации этого колоссального пространства. Как и у монголов, она состоит из ставки и многочисленных податных территорий.


Так и до сих пор: у нас есть Москва, где собраны все деньги, и есть податные территории, живущие на дотации из центра.

В отличие от Европы, которая расположена южнее, Россия производит меньше прибавочного продукта. В Европе могут снимать два-три урожая и спокойно распределять избыток естественным рыночным способом. В России, чтобы распределять ограниченный прибавочный продукт, нужна была мощная центральная власть. Московская ставка вначале собирала с податных территорий этот прибавочный продукт, но потом и распределяла, – за счёт чего и выживал народ

Россия, по мнению западных историографов, была «империей наоборот»: она не пила соки из других народов, а отдавала свои ресурсы, распространяя культуру.

В русской истории русский народ выступал как пушечное мясо и тягловая сила империи.
Историк Ключевский выразил это формулой: «государство богатело, а народ хирел».

«Мне жаль тебя, русская мысль, и тебя, русский народ! Ты являешься каким-то голым существом после тысячелетней жизни, без имени, без наследия, без будущности, без опыта. Ты, как бесприданная фривольная невеста, осуждён на позорную участь сидеть у моря и ждать благодетельного жениха, который взял бы тебя в свои руки, а не то ты принуждена будешь отдаться первому покупщику, который, разрядив и оборвав тебя со всех сторон, бросит тебя потом, как ненужную, истасканную тряпку!» (1866 год В.О.Ключевский “Курс русской истории” т.9 стр. 276).

Что важнее: империя или национальное государство (родина)?

Патриотизм – это любовь к Отечеству, а не к государству!


Сумеем ли мы удержать эту территорию без сильного государства?
Как выйти нам из нового «смутного времени» ?
Если Спарта и Рим погибли, что может существовать вечно?

Профессор Сунягин Г.Ф. считает, что есть разные способы угасания империи. Рим исчез вместе с системообразующим народом. То же было и с Византией, от которой осталась только великая культура.
А вот Великобритания выжила, потому что великая английская империя сконцентрировалась на возделывании метрополии.

Мы исчезнем как Рим и Византия целиком и полностью, или мы благоустроим, по примеру Англии, нашу русскую метрополию. И даже, исчерпав свои пассионарные силы, мы останемся при ней, как нормальный европейским народ. Мы должны быть к этому готовы. Рано или поздно это будет. И готовность состоит в том, чтобы предоставлять свободу регионам, потратить оставшиеся силы на благоустройство района нашего этнического формирования, который будет точно наш и который никто у нас не заберёт.

Основная мысль статьи Солженицына «Как обустроить Россию» состояла в развитии земства, то есть опять же провинции (территорий).

Но известно, что в провинциях России всегда были сильны центробежные тенденции. Как сделать, чтобы центробежные тенденции сменились на центростремительные, причём безо всякого насилия со стороны центра?

«Модернизация экономики не может быть модернизацией, которая идёт из центра. Она должна опираться на активность граждан, на местные региональные инициативы, иначе просто ничего не получится», – признал Президент Д.А.Медведев – «…распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов».

Именно из глубинных русских земель черпает силы Россия.

Трудные времена рождают в обществе сплочённость и солидарность, без которой не выжить.

«Русская Идея», рождённая горьким опытом нашей истории, проста: СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!

Русская идея, как и любая другая идея, является проявлением жизненной необходимости. Она сформирована всей нашей историей, где главным было выживание русской нации и обретение ею целостности как народа. Отсюда и одно из положений русской идеи о том, что индивидуальное спасение невозможно, спастись можно только вместе.

Если в тёплых странах выжить можно и по одному, то у нас, в нашем суровом климате выжить можно только вместе, помогая друг другу. Европа расположена в зоне уверенного земледелия, где могут снимать по два урожая в год. А в России урожай, даже если всё делаешь вовремя и правильно, не гарантирован. Поэтому на Западе развито представление о личной ответственности за судьбу, а у нас народ живёт сообща, верой и надеждой.

Если на Западе богатство было мерилом праведности, то у нас в России праведность не в личном обогащении, а в жизни по совести, в готовности помогать и делиться, без чего в наших суровых условиях не выжить.

Из этого родилась и «русская соборность» как коллективный разум.

В европейской культуре делается акцент на ценность индивидуальности, она превалирует над ценностью общности и государства.

У нас одному не выжить. И потому ценность общности превалирует над ценностью индивида. Отсюда положение «Русской Идеи» о необходимости самопожертвования личности ради светлого будущего всего народа.

Достаточно вспомнить самые трудные моменты нашей истории, чтобы понять очевидную истину: наша сила в единстве – в единстве многообразия!


Именно из-за феодальной раздробленности русских княжеств, монголам удалось покорить Русь.
Если мы не преодолеем разногласий (как это сделали нижегородцы в 1611 году), то погибнет Россия. Если мы не объединимся, как это сделали наши предки на Куликовом поле, то не будет России.

Но стоит ли государство того, чтобы ради его сохранения погибли миллионы людей?
В России всегда главной ценностью было государство, потому что оно обеспечивало сохранение территорий и защищало людей, ради всех, жертвуя многими.

Сейчас у нас – «разруха, припорошенная гламуром».
Чтобы её преодолеть, России нужно не единомыслие, а согласие.
Уж лучше пусть власти дружат, чем враждуют.
Лучше фига в кармане, чем гражданская война.

Сила русской земли в Вере! Как только народ теряет веру (в правителей, в церковь, в священнослужителей, в Бога, в справедливость) так случаются революции.

Главная проблема нашей жизни – потеря Веры в будущее. Русский народ всегда жил Верой. А теперь живём в постоянном страхе перед будущим.

Раньше верили в царя батюшку, потом верили в коммунизм, теперь верим…

Нашему народу сколько не обещай, ему всё мало.

А всё потому, что русский верой живёт. Без веры на этом пространстве выжить невозможно! Вера – единственное утешение и спасение!

Известный немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер, разделявший идеи национал-социализма, в 1943 году говорил про Россию: «Мы (немцы) никогда не победим русских, пока не осознаем их метафизическую тайну. А тайна в том, что они являются землёй будущего. Русские – это не понятая самими собой, никем другим, тайная земля будущего… История земли будущего содержится в ещё не освобождённой для себя самой сущности русскости».

"Жить в благополучных в материальном отношении странах легко. А вот чем ты будешь жить в наших ужасных условиях? Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.

Вот ведь весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, - а всё потому, что русский сердцем живёт! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера.

Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего - как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью. Выживать за счет спекуляции - вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу.

Русские - это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причем безо всякой выгоды для себя.

Отличительная черта русской души - бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой.

Да, русская душа задаёт неземные ориентиры, возможно, они невыполнимы, но зато не позволяют уснуть в сытом самодовольстве. Сытость убивает душу. Ведь это тело даётся душе, а не душа телу.

Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, - в этом пренебрежении материальным и заключено духовное средоточие».

А как Вы считаете, В ЧЁМ СИЛА РОССИИ?

Уникальность русских людей признаем не только мы сами, носители своей нации, но и иностранцы, многим из которых трудно понять загадку русской души. Самобытность русских признают по всему миру, так давайте же попытаемся выяснить, в чем сила русских, чем русский народ отличается от других и привлекает к себе внимание.
Сила русского народа

Каждый народ обладает своими типичными национальными чертами, они есть и у русских. Именно в этом и заключается сила русских людей. Давайте поговорим о том, какие же это качества.

Первое качество — это трудолюбие и талант. Многие русские люди — личности одаренные, у нас много талантов, некоторых из них переманивают на Запад. У нас богатое культурное наследие и много выдающихся ученых в различных областях. Русский человек — это хороший работник, особенно если ему нравится его работа и если нужно заботиться о своей семье. Русский человек может привыкнуть к любым условиям работы, неприхотлив и готов трудиться.

Второе качество — свободолюбие. Вспомните, сколько раз нашу страну пытались захватить разные враги! Ни одному не удалось сделать этого, Россия крепко стоит на своих ногах, никому не позволяя отобрать свое право на свободу. И во многом это заслуга наших людей, ведь русский народ патриотичен и даже в тяжелые времена готов защищать свою Родину. Ярчайший тому пример — это участие в мировых войнах, и не только в них. С этим качеством непосредственно связаны сила воли, смелость, упорство и мужество русских людей, и с этим действительно трудно поспорить!

Следующее качество — терпение , а вместе с ним и умение адаптироваться, что позволяет русским выживать. Русский народ действительно очень терпелив, он готов стоически переносить трудности жизни, стараясь не падать духом и даже в самые тяжелые времена находить повод для радости и улыбки. Не секрет, что в России жить трудно, много людей находятся за чертой бедности, экономика и социальная сфера — не на лучшем уровне, климат суровый. Жить в таких условиях трудно, но русский народ благодаря своему терпению и стойкости не сдается и борется за свое место под солнцем.

Доброта, гостеприимство, широта души — эти качества хорошо известны многим иностранцам, приезжающим в нашу страну погостить. Кто как не русская бабушка вкусно накормит путника и оставит на ночлег совершенно бескорыстно? А если «сломался» на трассе, обязательно кто-нибудь из русских водителей остановится и попытается помочь. Примеров таких можно найти много, русские действительно добрые и общительные люди, если найти к ним подход и относиться благожелательно. Многие считают, что русские угрюмы, ведь по улицам мы ходим именно такие. Но сами посудите, кому захочется сильно улыбаться после долгой учебы или работы вечером на улице, когда темно, холодно и устал? Но стоит разговориться с русским человеком, и вы поймете, что он вполне добродушен и даже готов помочь, если его помощь требуется. Конечно, не все такие, но все же в большинстве у нас именно добрые люди.

И наконец, еще одно качество русских — это религиозность. Православие крепкими корнями проросло в русской национальности, духовная нравственность и чистота, стремление к лучшему у русского человека исходят от Бога. Мы сейчас говорим о тех людях, которые живут по законам Божьим, которые смиренны, кротки, доброжелательны и мягкосердечны.

Сила русского слова

Говоря о силе русских людей, нельзя не сказать о силе русского слова. Русский язык многогранный и богатый, он веками складывался и обогащался, и это происходит до сих пор. Сила русского слова заключается в том, что с помощью него можно зажечь в сердцах людей надежду и любовь, желание стремиться к лучшему, объединить народ. В русском языке есть множество таких слов и выражений, которые в разных ситуациях могут сильно повлиять на человека. Пример силы русского слова - это речи командующих, которые те произносили своим воинам перед важными битвами. Сила русского слова заряжала солдат, они шли на войну и побеждали.

Сила русского оружия

Главная сила оружия в России — это сами люди, потому что за свою Родину они готовы бороться с врагами и голыми руками, никому не отдавая ее. Если же говорить об оружии, как средстве борьбы, то и тут Россия не проигрывает. На сегодняшний день наша страна богата различными видами оружий, и это неудивительно, ведь богатый военный опыт и постоянный контроль за неприкосновенностью границ прямо влияет на это. Кроме того, развитие оружейного производства в России не стоит на месте, постоянно предлагаются и развиваются разные технологии, создаются и накапливаются новые разнообразные оружия. Вспомните хотя бы «Катюши» Великой Отечественной! Немцы были в ужасе от поражающего эффекта этого оружия, названного милым женским именем.
Русская нечистая сила

Русская нечисть — еще один пример русской самобытности. Те, кому бабушки рассказывали в детстве сказки и предания, связанные с русской нечистью, хорошо знают, о чем идет речь. На русской нечисти построен фольклор нашего народа, а это очень богатая и ценная часть русской культуры. Многие слышали о зеленоволосых и сладкоголосых русалках, обитающих в реках и морях, о лешем, охраняющем лес, о водяном, следящем за водоемами, о банщике, кикиморах... а о домовом и говорить не приходится, многие верят в него и в наше время!

Сила русского духа проявляется в различных гранях и в разных областях, мы же поговорили лишь о нескольких. Но даже исследуя этот небольшой материал, можно познать силу и самобытность русского народа.

Сила духа русского народа

«Россия – это глубина, меру которой
никто до сих пор определить не смог,
отсюда и легенда о загадочной русской
душе, смоделировать движения которой
никто не в состоянии».
EXODUS Книга 2

Для нашей страны вновь наступили тяжелые времена. Америка, Великобритания и «высоко цивилизованные» страны Европы, привыкшие стабильно и комфортно жить за счет ресурсов зависимых государств доноров, в настоящее время столкнулись с широкомасштабным экономическим кризисом. Их руководители начали искать новые жертвы для того, чтобы продолжить своё безбедное существование в будущем. В этом плане огромные природные богатства России всегда были лакомым куском для завоевателей во все времена.

Много войн пережила Россия, но никогда не нападала первой, а лишь достойно давала отпор. Скрытые враги пытались разложить её и изнутри. Всевозможными способами Западные страны пытались навязать потребительское сознание и внедрить в умы русских людей несвойственные им мысли о никчемности и самоуничижении. Все это делалось для того, чтобы мы забыли о душе и Боге, и таким образом сломить русский дух. Но этот сценарий не прошел. И сейчас вновь предпринимается агрессивная попытка стран с колониальным мышлением развязать очередную войну и подмять под себя Россию. В ход идут все немыслимые методы. Поток откровенной лжи, фальсификаций и грязных обвинений из всех СМИ обрушился на нашу страну, и никакие объяснения и даже доказательства не могут остановить его. Россию и ее президента оболгали и распинают с явным удовольствием, обвиняя во всех грехах и бедах всего мира. Еще совсем недавно в это было сложно поверить, а сейчас эта наша действительность, и пришло время объединиться в духе и защитить нашу Родину Мать, как делали наши предки в дни лихолетий.

Из истории мы знаем множество поразительных примеров проявления силы духа и стойкости русских людей на пределе человеческих возможностей.

Крылатая фраза «Русские не сдаются» появилась в годы Первой Мировой войны. В Книге С.А. Хмелькова «Борьба за Осовец» описывается, как «в 1915 году русский гарнизон оборонял небольшую крепость Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Как последнее средство, чтобы сломить русских, противник решил применить газовую атаку. Для этого немцы развернули 30 газовых батарей. На крепость потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом. Противогазов у защитников крепости не было. Все живое вокруг было отравлено. На штурм русской крепости двинулось около семи тысяч пехотинцев. Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов»».

Слава русского оружия не знает границ. Русский солдат вытерпел то, что никогда не терпели и не вытерпят солдаты армий других стран. Этому свидетельствуют письма с фронта солдат и офицеров вермахта, в которых они восхищались мужеством русских воинов в годы Второй Мировой войны. И з письма солдата Третьего Рейха Эриха Отта, отправленного домой из Сталинграда 14 октября 1942 года: « Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты».

Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных»: «Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!»

Сила духа проявлялась не только в сражениях. Во время блокады Ленинграда в лютые морозы до 50 градусов наши героические соотечественники проложили «Дорогу жизни» через Ладожское озеро, которая стала спасением для тысяч ленинградцев, умирающих от голода. После посещения музея «Дорога жизни» в памяти осталась фотография человека, идущего по колено в воде, с мешком за плечами. Эта была первая весна блокады Ленинграда. Лёд на Ладоге начал таять, машины глохли, лошади отказывались идти в ледяную воду. Но жизненно необходимо было доставить в осаждённый город 4.5 тонн лука. То, что не смогли сделать лошади, сделали люди. Тридцать добровольцев 44 км тащили на себе драгоценный груз. В общей сложности пешим ходом через Ладогу было перенесено 65 тонн продовольствия.

И это только мизерная часть подвига русских людей, которые не жалея своих жизней во имя победы, защищали Родину Мать от иноземных захватчиков. В чем же секрет несгибаемой воли, стойкости и мужества русских?

Прародина России – Гиперборея, высокодуховная легендарная цивилизация, существовавшая, по мнению ученых, несколько десятков тысяч лет назад в Арктике. Артефакты этой древнейшей страны, обнаружены археологами на Кольском полуострове. В самом названии Кольского полуострова и реки Колы, содержится корень имени древнего славянского бога Коло-Коляды. Когда поменялись полюса Земли, спасаясь от холода, наши предки росы или русы, как их еще называли, перебрались на территорию сегодняшней России из древней Гипербореи. Подтверждение можно найти в предсказаниях Нострадамуса, который называл русских «народом гиперборейским». Переселившись в Россию, росы напитались её кодами, и в их душах пробился росток силы духа земли русской. Россия – особая страна, она является оплотом Светлых сил, здесь сосредоточен Дух Земли. Согласно Славяно-Арийским Ведам слово «Россия» расшифровывается как «увеличивающая свет». «Рос» – рост, увеличение; «сия» – сияние, свет. То есть Россия изначально является источником духовного света, отсюда пошло название Святая Русь. Наша земля светоносна по своей сути, она несет материнские женские энергии. Неслучайно только у нас есть понятие «Родина Мать». Поэтому большой грех - хаять Россию, в каком бы упадке не была страна. Это, то же самое, что оскорблять свою измученную, больную мать, которая отдала все силы на спасение детей. Иностранцам сложно понять, почему русские всегда так отчаянно защищают свою землю от захватчиков. А ответ прост – они защищают самое святое - свою мать, и это заложено у руссов на генном уровне.

Даже в сказках любая нечисть не переносит русский дух и чует его на расстоянии. Славится наша земля ратными подвигами русских богатырей. Их имена и деяния во славу Отечества передавались из уст в уста предков, и дошли до наших дней в былинах и сказаниях. Нужно изучать и помнить историю своей страны. Связь поколений укрепляет корни духа и дает устойчивость и несгибаемость в любых самых трудных испытаниях. Человек без рода и племени, как «перекати поле», податлив даже слабому напору ветра и является легкой добычей любого врага.

Образ России – это птица Феникс, возрождающаяся из пепла, символ бессмертия. Из нашей богатой истории мы знаем множество фактов, когда врагам казалось, что Россия окончательно уничтожена и пала к ногам завоевателей. Вот только некоторые примеры: сдача Москвы Наполеону во время Отечественной войны 1812 года; блокада Ленинграда, бои за Москву в годы Второй Мировой войны; наси льственное насаждение атеизма в Советские времена; перестройка 90х годов и ориентир на западные ценности потребителя. Но каждый раз вопреки всем прогнозам аналитиков Россия возрождалась из разрухи и нищеты, как птица Феникс, и вновь обретала силу и мощь, вызывая недоумение наблюдателей со стороны. Что происходит и сейчас. Вспомним недавние события в марте месяце, когда п озиция России на заседании ООН по вопросу референдума в Крыму вызвала неадекватную реакцию со стороны постпреда США Саманты Пауэр. Она в истеричной форме высказала постпреду РФ Виталию Чуркину всё, что она думает о нашей стране: «Россия не имеет права забывать, что она не победитель, а побеждённый ». Всесильная Америка никак не может поверить и принять, что Россия вновь на «коне».

Русская душа – это глубина, и в ней много чего неизведанного и непредсказуемого, терпение её велико, что многих вводит в заблуждение и порождает мысли о безнаказанности преступников. На самом деле им дается шанс одуматься и не совершать греха. Россия терпит до предела, и ждет покаяния, пружина сжимается всё сильнее и наступает момент, когда она выстреливает с огромной силой. И враг в полной мере на своей шкуре сможет прочувствовать всю мощь русского духа. Как говорил «железный канцлер» Отто фон Бисмарк: «Я знаю множество способов, как выгнать русского медведя из берлоги, но, ни одного, как загнать его обратно». Уроки истории быстро забываются, долготерпение России вновь принимается за слабость, и снова находятся самоуверенные завоеватели, жаждущие заполучить богатства земли русской.

В книгах EXODUS написано, что р усские люди даже не подозревают, какая сила духа заложена в них, эти корни силы и духовности изначально заложил сам Господь. И все равно последнее решение остается за самим человекам. Оказавшись перед лицом смерти, он делает выбор или сохранить честь и совесть, потеряв жизнь или продолжать жить без чести и совести. Русская земля рождала большое количество Святых. Они примером своей жизни и истинной верой в Бога поднимали дух народа в самые тяжелые времена. Благословение на Куликовскую битву Великого Святого Сергия Радонежского явилось безусловным ручательством победы над Мамаем. Подвиг беззаветного служения Богу Святых земли русской воздвиг столпы духа, которые удерживали и удерживают души людей от окончательного падения в самые сложные годы безверия и атеизма.

Западная потребительская цивилизация на протяжении всей истории человечества чувствовала «инаковость» России. Жертвенность и широта русской души до сих пор остаются для неё загадкой. Духовный потенциал России, стремление к объединению не понимается и не принимается в Западных странах, а чуждое и непонятное всегда вызывает страх и подозрение. Немецкий философ Вальтер Шубарт пытался найти ответ на этот вопрос: «Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счёт – она хочет его спасти. Русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. Она стремится ко всеобщей целостности, к живому воплощению идеи о всечеловечности. Она переливается через край – на Запад. Поскольку она хочет целостности. Она не ищет в нём дополнения к себе, а расточает себя, она намерена не брать, а давать. Она настроена по-мессиански» . Россия всегда была самодостаточна и не претендовала на чужие территории. В эту идею России Западные страны не верят и не хотят верить. Но наступает такой критический момент в их судьбах, что они будут вынуждены преодолеть свое высокомерие. И наступит перелом в «просвещенных» умах, когда они прозреют и увидят в России духовного лидера, Мать спасительницу и защитницу всего мира.

Сейчас во время Перехода человечества на новый уровень сознания, когда борьба сил Света и тьмы достигла своего максимума, Господь делает ставку на возрождение русского духа. К вышесказанному можно добавить слова Владыки Эль Мории из книги 5.3 серии EXODUS : «Удивительны русские люди в своём стремлении к познанию, к служению, когда они этого хотят всем сердцем, всей душой. Поэтому, действительно, Россия будет первой. Русский дух силён. Его, действительно, не убьёшь. А вот если бы все объединились, все проявили дух, какая б сила была, какой рывок, какой прогресс. Тогда одним махом можно было бы покончить со всеми негативами, со всей темнотой, которая вас окружает…Как долго, как мучительно страдали и страдают русские! Но почему? Ради будущего, а может, как плата за прошлое? Нет и, ещё раз нет. Ради будущего муки принимают. Чтобы свершилось то, что и должно произойти. Тогда и воспрянет Русь и поведёт вслед за собой другие страны и народы, в ком дух не так силён и терпелив, в ком святости немного, в ком веры в Бога недостаточно».

Острер Елена и Романова Людмила

Любовь к Отчизне


Взирают с гневом на людей глаза мои,
На тех, кто сеют ложь, цинизма яд и малодушье
Пришли на землю русскую коварные враги,
Чтобы взрастить в сердцах разврат и равнодушье

Сумели нам порочные слова внушить
И научили не любить родной народ,
Сумев стыдом покрыть и осквернить
Священное когда-то слово «патриот»

Но русский не любить не может
Без красоты и доброты на сердце пустота
Поруганная честь и справедливость душу гложет
Нужны как воздух ей любовь и чистота

Любовь к родной земле воспета в русских песнях,
Она у нас в крови и в душах, и в сердцах
И многое вернуть нам предстоит в сраженьях,
И сделать явным то, что было лишь в мечтах

Я верю, что придёт тот долгожданный час,
Когда любовь к Отчизне снова пробудится
И Русский Дух наполнит мощью нас,
И матушка - святая Русь навеки возродится!

Марат Насыбулин. октябрь, 2014

Слово тем, кто олицетворяет нашу суть – элите Духа

(Эти слова являют их истинную суть, и оставили яркий след в истории человечества)

Князь Александр Невский сказал перед битвой со шведами: «не в силе Бог, но в правде!»

Во все Века русские верили в одно и то же – выше всего стоит правда, истина, БОГ , и только этой меркой можно мерить как свою жизнь, так и жизнь своего народа. Никакая материальная сила – будь то сила оружия, денег или несправедливого закона – не стоит для русских выше правды: и в этом и состоит важнейшее отличие русской цивилизации от современной западной. Все наши беды происходили из-за уклонения от правды и справедливости – и тогда Россия разваливалась изнутри или проигрывала внешнему врагу. Но в украинском кризисе все понимают, что наше дело правое – поэтому В. Путин и говорит о нашей силе:

«Просто мы сильнее... Всех. Потому что мы правы. Сила – в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим» .

«Чем человек проще и ближе к земле, тем больше у него ответственности за Родину. Скажу даже почему. У него другой Родины нет, он не сядет в самолет, в поезд либо на лошадь и не уедет, не отвалит отсюда. Он знает, что останется жить здесь, на этой земле, тут будут его дети, внуки и правнуки. Он должен о них позаботиться. Если сам не сделает, никто не сделает. В этом основа государственности и патриотизма рядового русского человека. Да и человека любой национальности, живущего здесь... «В объединении сила!» этот внутренний патриотизм рядового российского гражданина очень силен...»

«Посмотрите на нашу тысячелетнюю историю. Только поднимемся, сразу надо Россию немножко подвинуть, поставить на место, затормозить. Теория сдерживания, сколько лет она существует? Кажется, что возникла в советские времена, хотя ей сотни лет. Но мы не должны нагнетать, драматизировать. Надо понимать: мир так устроен».

http://vz.ru/politics/2014/11/24/716863.html - «Правда и любовь Владимира Путина»

Многие Правители часто с пафосом декламируют великие слова: «С нами – Бог!»

Но знают люди – не по словам, а по делам космическая Фемида их рассудит.

Разве БОГ направлял действия американских президентов от Трумэна до наших дней, которые оставили в истории очевидный кровавый планетарный след во СЛАВУ Америки («американских интересов») и так называемой «американской демократии»? Атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, ковровые бомбардировки Дрездена, Вьетнама, расчленение Югославии, погружение в хаос братоубийственной войны Афганистана Ирака, … Оранжевые революции в Ливии, Египте, Сирии, Грузии и Украине… И всюду – хаос, геноцид мирного населения, уничтожение инфраструктуры жизнеобеспечения и экономического потенциала! И везде – приведение к власти самых фанатичных радикальных сил вплоть до нацистских. Теперь под американским управлением киевская Хунта во СЛАВУ Украины проводит карательную операцию, геноцид против народа своей страны, посмевший заявить о праве на собственную точку зрения на жизнь. Но БОГ - им судья!

Духовный лидер России В. Путин никогда не произносит с трибуны таких высоких слов, однако в его душе и сердце чувствуется постоянное присутствие Бога. Поэтому он говорит очень откровенно, прямо и открыто, без лжи и фальши. И чувствуется его ответственность за каждое слово и принятое решение.

И Высшие БОГИ высветили его эту самую главную грань, как служителя России, планеты и БОГА, дав нам слова молитвы, в которой расставлены все точки над i :

В Небе голубом слышна молитва

МАТЕРИ Великой.

Призывает Она звёзды, опустившиеся вниз,

Пусть вздрогнет сердце от любви у президентов,

Призывающий объединиться им вокруг России,

Соединившись мыслью с Аватаром Тотом,

Который объединился с Путиным

Как с собственным материальным телом.

Президент России укажет остальным путь

К Истине и Свету.

В своей молитве Небо восхваляет земного сына, -

Воплощенье верности, любви и мудрости.

Всех объединить – его задача,

Соединив собою звенья всей планеты

И стать звездою Космоса и Неба.

И обращается Она к нему:

«Да святится, сын Мой, твоё имя.

Ты главный воин, несущий крест

За всю планету и за всех людей.

Пусть сбудется всё, сказанное Мною.

Аминь»

Теперь каждый человек, в здравом уме и рассудке, может однозначно определить за кем идти и как, иными словами - какому Богу он служит.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.