А м горький годы жизни. Биография — Максим Горький. Раннее творчество и успех

День рождения Инфанты

Г-же Гренфелл из Теплор Корт (леди Десборо)

То был день рождения Инфанты. Ей исполнилось двенадцать лет, и солнце ярко светило в дворцовом парке. Хотя она была самой настоящей Принцессой и Инфантой Испанской, день рождения у нее бывал раз в году, совсем как у детей бедных родителей; само собой разумеется, для всей страны было очень важно, чтобы этот день удался на славу. День и правда удался на славу. Высокие полосатые тюльпаны навытяжку стояли на своих стеблях, словно длинные шеренги солдат, и задорно поглядывали через газон на розы, говоря: «Теперь и мы не хуже!» Вокруг порхали пурпурные бабочки с золотистой пыльцой на крылышках и не пропускали ни одного цветка; ящерки повылезали из расщелин стены и лежа грелись в ослепительном белом блеске солнца; плоды гранатов, трескаясь и лопаясь от зноя, обнажали свои кровоточащие красные сердца. Даже бледно-желтые лимоны, в таком изобилии висевшие на расшатанных решетках и в тени аркад, казалось, обрели под чудесным солнечным светом более насыщенный оттенок, а магнолии раскрыли свои большие шарообразные цветы, словно выточенные из слоновой кости, и напоили воздух густым сладостным ароматом.

Сама маленькая Принцесса прогуливалась по террасе со своею свитой и играла в прятки возле каменных вазонов и старых, замшелых статуй. В обычные дни ей дозволялось играть только с детьми королевского достоинства, и потому ей всегда приходилось проводить время в одиночестве, но в день ее рождения было сделано исключение, и, согласно распоряжениям Короля, она могла пригласить в гости тех своих юных друзей, которые ей по нраву, и веселиться вместе с ними. Была величавая прелесть в прогуливавшихся с нею изящных испанских детях: на мальчиках были шляпы с шло-мажем и короткие развевающиеся плащи, девочки придерживали шлейфы длинных парчовых платьев и закрывали глаза от солнца массивными веерами цвета черного серебра. Но Инфанта была прелестнее всех, и платье на ней было в лучшем вкусе, согласно несколько тяжеловесной моде того времени. На ней был серый атласный наряд, юбка и широкие рукава буфами расшиты были серебром, а жесткий корсаж усеян рядами прекрасных жемчужин. При каждом шаге из-под платья выглядывали туфельки с большими розовыми помпонами. Ее веер из розовой кисеи покрывали жемчужины, а в волосах, которые бледно-золотым ореолом обрамляли ее лицо, была прекрасная белая роза.

Из дворцового окна на детей смотрел печальный, погруженный в меланхолию Король. За спиною у него стоял ненавистный ему брат, дон Педро Арагонский, а рядом с ним сидел его исповедник, Великий Инквизитор Гранады. И был Король печальнее обычного, ибо, глядя, как Инфанта с детской серьезностью отвечает на поклоны придворных или, закрывшись веером, смеется над мрачной Герцогиней Альбукеркской, всегда ее сопровождавшей, он вспомнил ее мать, молодую Королеву, которая еще совсем недавно - так казалось ему - приехала из веселой французской земли и увяла в мрачном великолепии Испанского Двора, скончавшись всего через полгода после рождения дочери и не успев во второй раз увидеть, как цветет миндаль в саду, и собрать второй урожай со старой кривой смоковницы, стоящей посреди двора, ныне поросшего травой. Так велика была любовь Короля, что он не потерпел, чтобы могила скрыла от него Королеву. Ее тело бальзамировал мавританский врач, и в награду за эту услугу ему была дарована жизнь, на которую, как поговаривали, за еретичество и по подозрению в колдовстве уже покушалась Святая Инквизиция, и тело Королевы по-прежне-му пребывало на застланном гобеленами ложе в черной мраморной часовне Дворца таким же, каким внесли его туда монахи в тот ветреный мартовский день двенадцать лет назад. Раз в месяц Король, завернувшись в темный плащ и держа в руке потайной фонарь, входил в часовню и опускался на колени рядом с Королевой, взывая: «Mi reina! Mi reina!» - а порой, поправ формальный этикет, который в Испании царит надо всем, что делает человек, и ставит предел даже скорби Короля, он в безумном припадке горя сжимал ее бледные, украшенные перстнями руки и пытался неистовыми поцелуями разбудить холодное раскрашенное лицо.

Сегодня он, казалось, снова видел ее такой, какой встретил впервые, в замке Фонтенбло, когда ему едва исполнилось пятнадцать лет, а она была еще моложе. Тогда они по всей форме были обручены Папским Нунцием в присутствии французского Короля и всего двора, и он воротился в Эскуриал, унося с собою колечко светлых волос и воспоминание о детских губах, поцеловавших его руку, когда он садился в карету. Потом была свадьба, спешно совершившаяся в Бургосе, маленьком городке на границе двух государств, и торжественный въезд в Мадрид, где согласно обычаю отслужили молебен в церкви Ла Аточа и с большим, чем обычно, размахом провели auto-da-fe, на котором для сожжения в руки светских властей было передано около трехсот еретиков, и среди них - много англичан.

Да, он безумно любил ее - и, как считали многие, во вред собственной стране, воевавшей в то время с Англией за владения в Новом Свете. Он не отпускал ее от себя ни на шаг; ради нее он забыл - или казалось, что забыл, - все важные государственные дела и с ужасающей слепотой, которой награждает своих служителей страсть, не замечал, что хитроумные церемонии, которыми он хотел порадовать ее, лишь усиливали ту непонятную болезнь, от которой она страдала. Когда она умерла, Король на какое-то время словно лишился разума. Он, несомненно, отрекся бы от престола и удалился в большой монастырь траппистов в Гранаде, почетным настоятелем которого он был, если бы не боялся оставить маленькую Инфанту на милость брата, который, даже по испанским меркам, славился жестокостью и которого многие подозревали в том, что это он умертвил Королеву с помощью пары отравленных перчаток, поднесенных ей в честь ее приезда в его замок в Арагоне. Даже по истечении официального трехлетнего траура, объявленного во всех владениях Короля особым эдиктом, он и слушать не хотел, когда министры заговаривали о новом супружестве, и когда сам Император направил к нему послов и предложил ему руку очаровательной Эрцгерцогини Богемской, своей племянницы, он велел послам ответить их повелителю, что Король Испании уже обвенчан со Скорбью, и, хотя она не принесет ему потомства, он любит ее сильнее Красоты; этот ответ стоил его короне богатых нидерландских провинций, которые, вняв подстрекательствам Императора, вскоре восстали против Короля, руководимые фанатиками реформистской церкви.

Вся его супружеская жизнь с неистово-жгучими радостями и ужасной агонией ее внезапного конца сегодня, казалось, возвращалась к нему, когда он смотрел на Инфанту, игравшую на террасе. Ей была присуща милая порывистость Королевы, она так же своенравно вскидывала голову, так же горделиво кривила прекрасные губы, так же чудесно улыбалась, воистину vrai sourire de France, когда время от времени поглядывала на окно или протягивала ручку для поцелуя величавым испанским придворным. Но громкий смех детей резал ему ухо, и яркое безжалостное солнце потешалось над его печалью, и неясный запах тех странных снадобий, которые применяются при бальзамировании, осквернял - или ему только это чудилось - чистый утренний воздух. Он закрыл лицо руками, и, когда Инфанта вновь подняла глаза, занавесь была задернута и Король уже удалился.

Сказки Оскара Уайльда – это самобытный чарующий мир, созданный авторской фантазией. В нем нет традиционных фольклорных чудес. Волшебство здесь живет в слове, магией одухотворены предметы. В этой иллюзорной реальности все оживает, превращаясь из обыденного в сказочное.

Уайльд обратился к жанру сказки в то время, когда его современников занимали достижения технического прогресса, когда в литературе торжествовали реализм и натурализм. Величайший эстет века считал, что проза не может быть просто хроникой или проповедью. Она красочна, гротескна, игрива, волшебна.

Маленькими вдохновителями начинающего сказочника стали сыновья Сирил и Вивиан. Позже, в 1888–1891 годах, все истории были переписаны и собраны в два сборника – «Счастливый принц» и другие сказки» и «Гранатовый домик». «Соловей и роза», «Юный король», «Мальчик-звезда», «День рождения Инфанты» и многие другие произведения стали классикой жанра литературной сказки.

В этих художественно совершенных и не по-детски трагических историях воплотились философские идеи Уайльда-мыслителя. После каждого прочтения они снова и снова оставляют почву для рассуждений.

События сказки «День рождения Инфанты» разворачиваются в блистательном дворце испанской короны. Сегодня здесь проходит торжественное празднование двенадцатого дня рождения наследной принцессы Инфанты. При дворе собралось множество гостей, в особенности детей.

Маленькая принцесса играет со своими друзьями в прятки в тенистом парке, бегает среди древних статуй и огромных каменных вазонов. Все собравшиеся очень изящно одеты. Мальчики облачены в шляпы с огромными перьями, девочки – в длиннополые платья из парчи. Однако неотразимей всех принцесса Инфанта – на ней атласное серое платье, вышитое серебром, жемчужный корсаж, крохотные туфельки с розовыми бантами. Она грациозно обмахивается газовым веером. В ее локонах переливаются слезки-жемчужинки и белеет бутон прекрасной розы из дворцового сада.

Солнце, птицы, букашки, цветы – все было весело в этот день. Вот перед Инфантой и ее гостями выступили мальчики-тореадоры, вот кукольный театр показал «Софонисба», африканский фокусник укротил змей, французский гимнаст прошел по тонкому канату, юные танцовщики исполнили торжественный менуэт и египетские музыканты сыграли на цитрах.

Самым занятным представлением стали танцы маленького Карлика, которого на днях отловили в окрестном лесу. Он был безобразен – короткие кривые ноги, горб, огромная голова, черные взлохмаченные волосы. Обожающий уродство испанский двор был восхищен. В то же время казалось, что маленькое чудовище не осознавало своего безобразия. Оно танцевало, отвешивало уморительные поклоны и добродушно смеялось вместе с восторженной публикой. Веселилась и Инфанта. Принцессе так полюбился уродец, что она пригласила Карлика танцевать лично для нее.

А в это время королевские цветы переговаривались на своем неслышном для человеческого уха цветочном языке. Тюльпаны, Лилии, красные Герани и Белые Розы презрительно отворачивали головки – как такой урод посмел вторгнуться в их прекрасную обитель?! Сердито ворчал Кактус и норовил исколоть Карлика своими иголками, а древние Солнечные Часы от негодования даже забыли отметить две минуты времени.

Но маленький Карлик всего этого не слышал. Он покинул сад и уже спешит по дворцовым коридорам навстречу своей возлюбленной. Зайдя в одну из шикарных комнат, Карлик встречает какого-то странного уродца – ужасного и дерзкого. Он постоянно передразнивает маленького Карлика, повторяя все его движения. Каким же было отчаяние лесного человечка, когда он понял, что это его собственное отражение. Этот отвратительный горбун – он сам! Выходит, Инфанта и другие дети просто-напросто потешались над его уродством.

Инфанта со своими юными гостями и требует, чтобы Карлик их смешил, но маленький артист безмолвствует. Вызванный тотчас придворный лекарь сообщает, что смешной Карлик, увы, больше не будет танцевать, потому что у него разбилось сердце. Инфанта хмурит хорошенький лобик и вскрикивает: «На будущее время, пожалуйста, чтобы у тех, кто приходит со мною играть, не было сердца совсем!»

Жанровое и художественное своеобразие литературной сказки Оскара Уайльда

На примере сказки «День рождения Инфанты» становится очевидным, что литературные фантазии Оскара Уайльда во многом отличаются от привычных сказок. Во-первых, автор практически снимает мистический элемент. Волшебство в его сказках либо условное допущение, либо игра вымысла. Чудеса здесь настолько естественны, что их просто не замечаешь.

Говорящие цветы, птицы, ящерицы и даже солнечные часы – это ирреально, сказочно. Однако автор тут же делает поправку – цветы и птицы не понимают человека, ровно как и он не понимает их. Это, скорее, иллюзия авторского воображения, чем волшебство. Реальность так тесно сплелась с фантазией, что тяжело вычленить, где правда, а где вымысел.

Во-вторых, главенствующую роль в сказках Уайльда играет описание, оттесняя на второй план повествование. Причем, детальному анализу подвергается в основном материальный мир. Так, в «Дне рождении Инфанты» автор детально рисует интерьер дворцовых комнат, элементы одежды персонажей, описывает парк. От его зоркого глаза не ускользает ни одна вещица. Подобная декоративность является определяющей чертой художественной манеры Уайльда. Как увлеченному эстету, ему было важно замечать все красивости окружающей обстановки.

Чтобы усилить чудесный эффект, не обращаясь к волшебству, автор насыщает свое произведение экзотизмами. Так, события сказки развиваются в солнечной Испании, в саду спеют лимоны и гранаты, соловьи поют в апельсиновых рощах, на праздновании выступают тореадоры, египетские музыканты, французский гимнаст и африканский фокусник, люди облачены в пышные старинные наряды, стены украшают картины фламандских мастеров в золоченых рамах, а фасады зданий обвиты густым плющом. Концентрация экзотики так велика, что хочется воскликнуть – такого не бывает, это сказка.

Несмотря на обилие многослойных эпитетов и сложных описательных конструкций, произведения Уайльда характеризуются простотой, логической точностью и ясностью выражения. Автор мастерски украшает фабулу, но ни на минуту не забывает о сюжетной линии и идее, которой она подчинена.

Проблематика произведения

Нельзя не отметить нравственный пафос сказок Оскара Уайльда. В «Дне рождении Инфанты» автор поднимает проблемы любви и дружбы, доброты к ближнему, сострадания. Он критикует алчность и корысть, что царит в буржуазной среде, противопоставляя ее искренности и доброте простых людей. Уайльд обнажает этические и эстетические предрассудки человеческого общества.

В сказках Уайльда нет нарочитой назидательности. Рассказчик выступает сторонним наблюдателем, который заворожено любуется красавицей Инфантой, ее гостями и богатым домом. Однако описывая счастливую жизнь принцессы, он как бы между делом, говорит о том, что ей не дозволено играть с детьми низшего сана, потому все время, кроме своего дня рождения, юная наследница престола проводит одна.

Рассказывая о замечательном веселье, автор ненадолго заглядывает в покои угрюмого Короля, отца Инфанты, который вот уже двенадцатый год скорбит по жене и видит ее образ в подрастающей дочери. Описав красоту цветов, рассказчик тут же передает те высокомерные гнусности, о которых говорят эти прекрасные создания. Автор от всего в восторге, всем восхищается, но не без иронии ли?

Две стороны одной красоты

Ведущей темой, над которой размышлял Уайльд, была тема красоты. Как эстет, он ценил красоту внешнюю, но, как философ, не мог не замечать ее неразрывную связь с красотой внутренней. Первая сразу же бросается в глаза и даже может на какое-то время ослепить, чтобы рассмотреть вторую нужно время. Первая недолговечна, она увядает, тускнеет или попросту надоедает, вторая – бессмертна.

Определяющую роль играет поступок. Он способен разрушить внешнюю красоту и обнажить наличие или отсутствие внутренней. Именно поэтому к концу сказки распределение ролей меняется с точностью до наоборот: Инфанта и ее разряженные гости превращаются в уродов, а добрый Карлик в своей невинной смерти становится красавцем.

5 (100%) 1 vote

(настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) – прозаик, драматург (28.3 1868, Нижний Новгород – 18.6.1936, Горки под Москвой). Родился в семье столяра-краснодеревщика, детство провел у деда, в школу ходил только несколько месяцев; с 12-ти лет работал рассыльным, поваренком, икономазом и т. д. С 1884 жил в Казани, продолжал самообразование; был вхож в революционные кружки. С 1888 предпринимал продолжительные странствования по России.

Алексей Максимович Горький. Биография (кратко). Видеофильм

В 1892 появился его первый рассказ Макар Чудра , опубликованный в Тифлисе под псевдонимом «Горький», выбранным в качестве символа для своей судьбы и судеб персонажей. С этого времени начинается литературная и журналистская работа Горького в Нижнем Новгороде и Самаре. Он получил известность благодаря целому ряду рассказов, из которых самые известные – Старуха Изергиль (см. краткое содержание и полный текст) и Песня о Соколе . В 1898 публикуется его первое двухтомное издание, встреченное исключительным вниманием читателей в стране и за рубежом. Затем следуют романы Фома Гордеев (1899) и Трое (1900).

Большую известность Горькому, солидаризировавшемуся в то время с ленинской «Искрой », принесло революционное стихотворение в прозе Песня о Буревестнике (1901). Тогда же Горький пишет первые пьесы; в одной из них – На дне (1902, см. её полный текст и краткое содержание), написанной в духе модного тогда натурализма , он выводит на сцену совершенно новых персонажей из среды люмпен-пролетариата. Поставленная на сценах Московского Художественного театра и театра Макса Рейнхардта в Берлине (1903), эта пьеса, несмотря на слабые литературные достоинства, имела такой успех, какого не было ни у одной из последующих пьес Горького.

При содействии Горького в 1905 была основана первая легальная большевистская газета «Новая жизнь». В 1905 Горький познакомился с Лениным , это знакомство переросло в непосредственное общение, длившееся до смерти большевицкого вождя, но подверженное колебаниям.

За поддержку революционеров Горький в 1906 был принужден выехать за границу; через Берлин и Париж он направился в США, где среди прочего был написан его роман Мать . С 1906 по 1913 Горький жил на острове Капри в Италии. Находясь под влиянием А. Богданова , Горький стремился к соединению русского богостроительства с революционными идеями, что отразилось, в частности в его повести Исповедь (1908).

После царской амнистии Горький в 1913 вернулся в Россию . В 1914 он издал «Первый сборник пролетарских писателей»; в 1915 основал журнал «Летопись», нередко критиковавшийся большевиками. В эти годы Горький начал свою автобиографическую трилогию, опубликовав две повести: Детство (1913/14) и В людях (1915/16).

В 1921 Ленин настоял на том, чтобы Горький снова уехал за границу , причем это лишь частично оправдывалось состоянием здоровья Горького. До 1924 Горький жил в Германии и Чехословакии, основал в Берлине журнал «Беседа», который печатал и советских писателей, и эмигрантов. В 1924, после смерти Ленина, Горький остался за границей, в Сорренто. Его отношение к СССР было двойственным. В 1922 романом Мои университеты Горький завершил свою автобиографическую трилогию. В последующие годы он писал романы Дело Артамоновых (1925) и Жизнь Клима Самгина (1925-36), последний остался незаконченным.

В 1928 и 1929 он побывал в Советском Союзе, в 1932 вернулся туда окончательно , ибо имел за границей множество неоплатных долгов. Горький, о праве которого называться «пролетарским писателем» Коммунистическая академия еще в 1927 вела долгие споры, занял по возвращении ведущее и почетное место в литературно-политической сфере и стал председателем основанного в 1934 Союза писателей СССР . Его поселили в роскошном московском особняке, принадлежавшем прежде миллионеру Рябушинскому; у него завязались личные отношения со Сталиным . Горький полностью встал на сторону укоренившейся системы, он даже выступил в защиту советской лагерной системы, о чём ярко написал А. Солженицын в «Архипелаге ГУЛаг ».

Обстоятельства смерти Горького остаются невыясненными. Официальное советское сообщение от 3.3.1938 гласило, что он был убит по приказу главы ГПУ Ягоды ; теперь это сообщение опровергается, но оно тем не менее не исключает возможности того, что Горький стал жертвой сталинского произвола, как и Киров , рядом с которым Горький захоронен в кремлевской стене.

В СССР Горький считается основателем советской литературы, хотя известнейшие его произведения изображают дореволюционную Россию. Роман Мать принято называть первым произведением соцреализма , хотя само это понятие возникло через 26 лет после создания романа. Горький испытывал «пристрастие к необычайным характерам». «Босяки», преступники, купцы, представители антиреволюционной и сочувствующей революции интеллигенции – вот типичные герои его обширного творчества. Ни в первое, ни во второе свое пребывание за границей Горький не почерпнул в новом для себя мире материала для творчества. Он не выучил и ни одного иностранного языка.

Написанные в советское время произведения Горького снова обращаются к автобиографическому материалу, чаще всего – к опыту жизни в старой России. В этих произведениях (в том числе и в пьесах) проявляется его стихийный эпический талант, взращенный волжской природой. В романе Жизнь Клима Самгина Горький попытался отобразить исторические события на протяжении четырех предреволюционных десятилетий с точки зрения мелкобуржуазного русского интеллигента, которому противопоставлены образы убежденных большевиков. Эта огромная, много раз перерабатывавшаяся эпопея, четвертая часть которой составлена из набросков, оставшихся после смерти писателя, по структуре представляет собой роман-хронику; художественную ценность имеют лишь зарисовки характеров в отдельных эпизодах романа.

Горький проявлял полное непонимание по отношению ко всяческим поискам формы у писателей начала 20 века, его романтико-патетический реализм отражает собой переход от литературы 19 века к литературе социалистического реализма.

Общественный деятель.

Из мещан. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища [в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода], образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда), с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряжённо занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе ; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 годы скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).

Первая публикация - рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 год. В 1893-1896 годах Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898 год), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Особенный интерес вызвал образ босяка, глашатая свободолюбивой философии, которая в определённой степени перекликалась с учением Ф. Ницше. Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901 год).

С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал (с 1904 года) выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистическому направлению (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.

На рубеже XIX-XX веков вышли первые романы Горького «Фома Гордеев» (1899 год) и «Трое» (1900 год). В 1902 году в МХТ были поставлены его первые пьесы - «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904 год), «Дети Солнца» (1905 год), «Варвары» (1906 год) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистического театра начала XX века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне», где жизненная конкретика сопрягается с философскими обобщениями, поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.

Вовлечённый в активную политическую деятельность в начале , Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913 года). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришёлся на 1906-1907 годы, когда были опубликованы пьеса «Враги» (1906 год), роман «Мать» (1906-1907 годы), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906 год). Вместе с тем уже в написанной годом позже повести «Исповедь» (1908 год) отразились более широкое мировидение и комплекс философский идей, связанных с богостроительством (сказалась близость Горького к кругу А. А. Богданова и А. В. Луначарского, вызвавшая недовольство и критику В. И. Ленина).

Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910 годы) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911 годы), а также в автобиографической про-зе 1910-х годов: повестях «Хозяин» (1913 год), «Детство» (1913-1914 годы), «В людях» (1916 год), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917 годы) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера, неоромантическую экспрессию ранних произведений сменили внешне неброские, но пластически достоверные образы. Повесть «Детство» заставила даже негативно настроенную к Горькому символистскую критику (Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус и др.) говорить о высочайшем мастерстве писателя. Те же тенденции отразились и в так называемом втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910 год), «Васса Железнова» (1-я редакци - 1910 год), «Старик» (создана в 1915 году, опубликована в 1918 году) и др.

В период Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой - критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев - удачно) представителей творческой интеллигенции. Усиливавшиеся разногласия с политикой В. И. Ле-ни-на привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года.

Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной фрагментарно-мемуарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924 год), в центре которой - тема русского национального характера в его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925 год), в который вошли «Отшельник», «Карамора», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Голубая жизнь» и др., отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложнённому типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923 год) - повесть, завершающая автобиографическую трилогию (включает также повести «Детство» и «В людях»), роман «Дело Артамоновых» (1925 год), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3,1927-1931 годы; незавершённая часть 4, 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932 год), «Достигаев и другие» (1933 год), «Васса Железнова» (2-я редакция - 1936 год).

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года, Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к И. В. Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, В. И. Ленина и др.), созданных им в разное время.

Иллюстрации:

М. Горь-кий. «Дет-ст-во». Ти-туль-ный лист ра-бо-ты ху-дож-ни-ка Б. А. Дех-те-рё-ва. Мо-ск-ва, 1946. Архив БРЭ.

Сочинения:

Ар-хив А. М. Горь-ко-го. М., 1939-2001. Т. 1-16;

Горь-кий и со-вет-ские пи-са-те-ли: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1963;

Горь-кий и Ле-о-нид Ан-д-ре-ев: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1965;

Полн. собр. соч.: Ху-до-же-ст-вен-ные про-из-ве-де-ния: В 25 т. М., 1968-1976;

Ва-ри-ан-ты к ху-до-же-ст-вен-ным про-из-ве-де-ни-ям: В 10 т. М., 1974-1982;

Горь-кий и рус-ская жур-на-ли-сти-ка на-ча-ла XX в.: Не-из-дан-ная пе-ре-пис-ка. М., 1988;

Пись-ма: В 24 т. М., 1997-. Т. 1.

Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков - будущий Максим Горький | Pandia

Он родился в городке Канавино, который в те времена располагался в Нижегородской губернии, а сейчас является одним из районов Нижнего Новгорода. Его отец Максим Пешков был столяром, а в последние годы жизни управлял пароходной конторой. Мать Васильевна умерла от чахотки, поэтому Алеше Пешкову родителей заменила бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: Максим Горький был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Биография Максима Горького отражена им лично в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».


Фото Горького в молодые годы | Поэтический портал

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из-за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. А в 23 года молодой человек отправляется странствовать по стране и сумел добраться пешком до Кавказа. Именно во время этого путешествия Максим Горький кратко записывает свои мысли, которые впоследствии будут основой для его будущих произведений. Кстати, первые рассказы Максима Горького стали издаваться тоже примерно в то время.


Алексей Пешков, взявший себе псевдоним Горький | Ностальгия

Уже став известным литератором, Алексей Пешков уезжает в Соединенные Штаты, затем перебирается в Италию. Это произошло вовсе не из-за проблем с властями, как иногда преподносят некоторые источники, а из-за изменений в семейной жизни. Хотя и заграницей Горький продолжает писать революционно направленные книги. В Россию он вернулся в 1913 году, поселился в Санкт-Петербурге и стал работать на различные издательства.

Любопытно, что при всех марксистских взглядах Октябрьскую революцию Пешков воспринял довольно скептически. После Гражданской войны Максим Горький, который имел некоторые разногласия с новой властью, вновь уезжает за рубеж, но в 1932 году окончательно возвращается домой.

Писатель

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал знаменитый «Макар Чудра», который вышел в 1892 году. А известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Интересно, что тираж этих томов был почти в три раза выше обычно принятого в те годы. Из самых популярных произведений того периода стоит отметить рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», а также поэму «Песня о Соколе». Еще одна поэма «Песня о Буревестнике» стала хрестоматийной. Много времени Максим Горький уделял детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей.


Легендарный советский писатель | Киевская еврейская община

Очень важны для осмысления творчества писателя пьесы Максима Горького «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывает талант драматурга и показывает, каким образом видит окружающую его жизнь. Большое культурное значение для русской литературы имеют повести «Детство» и «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», который имеет второе название «Сорок лет». Над этой рукописью писатель трудился на протяжении 11-ти лет, но так и не успел окончить.

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Горького была довольно бурной. В первый и официально единственный раз он женился в 28 лет. Со своей женой Екатериной Волжиной молодой человек познакомился в издательстве «Самарской газеты», где девушка работала корректором. Через год после свадьбы в семье появился сын Максим, а вскоре и дочь Екатерина, названная в честь матери. Также на воспитании писателя находился его крестник Зиновий Свердлов, взявший позднее фамилию Пешков.


С первой женой Екатериной Волжиной | Живой Журнал

Но влюбленность Горького быстро улетучилась. Он стал тяготиться семейной жизнью и их брак с Екатериной Волжиной превратился в родительский союз: они жили вместе исключительно из-за детей. Когда маленькая дочь Катя неожиданно умерла, это трагическое событие стало толчком к разрыву семейных уз. Впрочем, Максим Горький и его жена до конца жизни оставались друзьями и поддерживали переписку.


Со второй женой, актрисой Марией Андреевой | Живой Журнал

После расставания с женой Максим Горький при помощи Антона Павловича Чехова познакомился с актрисой МХАТовского театра Марией Андреевой, которая стала его фактической супругой на следующие 16 лет. Именно из-за ее работы писатель уезжал в Америку и Италию. От предыдущих отношений у актрисы остались дочь Екатерина и сын Андрей, воспитанием которых занимался Максим Пешков-Горький. Но после революции Андреева увлеклась партийной работой, стала меньше внимания уделять семье, поэтому в 1919 году пришел конец и этим отношениям.


С третьей женой Марией Будберг и писателем Гербертом Уэллсом | Живой Журнал

Точку поставил сам Горький, заявив, что уходит к Марии Будберг, бывшей баронессе и по совместительству его секретарше. С этой женщиной литератор прожил 13 лет. Брак, как и предыдущий, был незарегистрированным. Последняя жена Максима Горького была на 24 года моложе его, и все знакомые были в курсе, что она «крутит романы» на стороне. Одним из любовников жены Горького был английский фантаст Герберт Уэллс, к которому она уехала сразу после смерти фактического супруга. Существует огромная вероятность, что Мария Будберг, имевшая репутацию авантюристки и однозначно сотрудничавшая с органами НКВД, могла быть двойным агентом и работать еще и на английскую разведку.

Смерть

После окончательного возвращения на родину в 1932 году Максим Горький работает в издательствах газет и журналов, создает серии книг «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «История гражданской войны», организовывает и проводит Первый Всесоюзный съезд советских писателей. После неожиданной смерти сына от воспаления легких писатель сник. При очередном посещении могилы Максима он сильно простудился. Три недели у Горького была лихорадка, приведшая к смерти 18 июня 1936 года. Тело советского писателя было кремировано, а прах поместили в Кремлёвскую стену на Красной площади. Но предварительно мозг Максима Горького извлекли и передали в Научно-исследовательский институт для дальнейшего изучения.


В последние годы жизни | Электронная библиотека

Позднее несколько раз поднимался вопрос о том, что легендарного писателя и его сына могли отравить. По данному делу проходил народный комиссар Генрих Ягода, который был любовником жены Максима Пешкова. Также подозревали причастность и даже . Во время репрессий и рассмотрения знаменитого «дела врачей» троим докторам ставилась в вину в том числе и смерть Максима Горького.

Книги Максима Горького

  • 1899 - Фома Гордеев
  • 1902 - На дне
  • 1906 - Мать
  • 1908 - Жизнь ненужного человека
  • 1914 - Детство
  • 1916 - В людях
  • 1923 - Мои университеты
  • 1925 - Дело Артамоновых
  • 1931 - Егор Булычов и другие
  • 1936 - Жизнь Клима Самгина