Жак луи давид известные. Жак луи давид краткая биография

Андромаха оплакивает Гектора. 1783

Жак Луи Давид (David) (30.8. 1748, Париж, - 29.12. 1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы и Марса", 1771, Лувр, Париж). В 1775-1780 годых Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид. Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние" (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр) - исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произведения Давида 1780-х годов ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Ликторы приносят Бруту тело его сына", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах 1780-х - начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 года Давид был "первым художником" Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ("Коронация", 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816 году, после реставрации Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и многих др.

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) - яркий представитель французского классицизма в живописи. Он вышел из семьи оптового торговца железом, но благодаря влиянию родственников-архитекторов стал пробовать себя в живописи.

В юном возрасте Жак-Луи Давид проходил обучение у представителя художественной культуры рококо Франсуа Буше. Но после обучения в Риме поддался влиянию искусства древней империи и стал работать в эпической манере. Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. В этот период он создавал поистине эпические полотна, воспевавшие героизм и самопожертвование.

Славу Жаку-Луи принесла картина «Клятва Горациев», написанная в 1784 году. Сюжетом полотна является сцена из римской легенды. По приданию, между двумя враждующими городами - Римом и Альба Лонгом - разгорелся спор, и три брата из одного города пошли сражаться с тремя братьями из другого. Горации, братья из Рима, победили Куриациев, после чего был создан союз между двумя городами. Художник же изобразил, как три брата дают священную присягу своему отцу, который благословляет их на поединок.



Жак-Луи разделял идеи Великой Французской революции. Он принимал активное участие в политической жизни, был организатором массовых народных празднеств, а также создал Национальный музей в Лувре. Он был настолько заметной личностью, что в 1804 году был назначен Наполеоном «первым художником». Давид же прославил императора в целом ряде картин, перейдя от классицизма к романтизму.

Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала. Она потратила огромные деньги, чтобы выкупить его у сына художника, и затем сожгла подлинник. От внимания фанатичной девушки случайно ускользнула только одна репродукция ученика Жака-Луи, и благодаря этому нам известно, как выглядело полотно.



Все картины французского живописца дышат пафосом и эпическим размахом действий, происходящих на холсте. В качестве примера можно обратиться к картине «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами», написанной в 1799 году. Уже само название говорит о том, что изобразил Жак-Луи Давид.

Женщины, в надежде прекратить битву, приносят в центр сражения своих детей, загораживая ими воинствующие стороны. Центральным женским персонажем становится Герсилия, жена Ромула. Она встала между отцом и мужем, который уже занес копье, стремясь поразить отца.



Художник воспевает силу и красоту человеческого тела и восхваляет смелость женщин, изображая в деталях их эмоции и ужас, который толкнул их на такой отчаянный поступок.

Античные мотивы, столь умело воплощенные Давидом в живописи, восхищают нас и по сей день, позволяя вернуться в те далекие времена и погрузиться в эпические сражения древних народов.

Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции - времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства, империи, реставрации Бурбонов, - он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Давид - один из самых крупных мастеров неоклассицизма, и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи - ампира (1804-1814).

Давид начинал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах. Стремясь получить хорошую живописную школу, в 1766 году Давид становится учеником парижской Академии художеств. Педагогическая система его учителя - известного исторического живописца Ж.М. Вьена - основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Полученная Давидом первая премия на Римском конкурсе в Академии давала ему право на совершенствование мастерства в Италии в качестве пенсионера Французской академии в Риме. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.

1775-1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Здесь он попадает в круг знатоков и любителей античности; вместе с французским ученым и критиком А.К. Катрмером де Кенси, авторитет которого в деле изучения античности был очень велик, он совершает поездку в Неаполь, Геркуланум, Помпеи, Портичи, куда на королевскую виллу свозились новые памятники. «И с глаз спала пелена», - скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Давид изучает античную скульптуру в только что открывшемся Музее Пио-Климентино в Ватикане. Его настольными книгами становятся иллюстрированные сборники - источники вдохновения мастеров неоклассицизма, и история античного искусства И.Й. Винкельмана.

Свидетельством кропотливых занятий рисунком, преклонения перед античным наследием является огромный рисованный фриз «Похороны Патрокла» (1780, США, частное собрание). Техника рисунка с глубокими тенями, светлыми местами, пройденными белилами, создает впечатление римского барельефа с торжественными величественными фигурами на гладком фоне. По словам Давида, его учителями в Риме были «Рафаэль и античность».

По возвращении в Париж в 1780 году его целью становится получение доступа в Академию, что открывало путь к завоеванию успеха, возможность периодически два раза в год выставляться в луврских Салонах. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце, из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Давид трактует его с сентиментальной чувствительностью в традиции Вьена, демонстрируя прекрасное владение передачей классически стройной композиции, мастерством четкого рисунка, благородного колорита, строящегося на разработке красного и коричневого цветов. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. В качестве особой привилегии Давид получает квартиру в Лувре, и в его мастерской начинают работать ученики Ж.Ж. Друэ, А.Л. Жироде, Ж.Б. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами.

Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Драматическая сцена из Илиады Гомера изображена на фоне элементов античного декора - античного массивного ложа, дорических колонн, известного по гравюрам Пиранези канделябра, копья и щита Гектора, заимствованных у Пуссена. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.

В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Давид решил писать картину в Риме, и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Современники отнесут его Клятву Горациев к революционному творчеству художника, назвав его самого предвестником революции.

Линию «героического» классицизма Давида продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Избранный сюжет, рекомендованный художникам Дидро для прославления добродетели, мужества, морали, отвечал вкусам эпохи Просвещения. Для исполнения картины Давид использовал рисунки с римских скульптур.

Совершенно иная, идиллическая элегантная античность предстает в полотне «Любовь Париса и Елены» (1788, Париж, Лувр). Оно прославляет любовь, наслаждение земными радостями жизни. Плавными гибкими контурами очерчены фигуры двух влюбленных, изображенных в пышном античном декоре, воспроизведенном с археологической точностью. В яркую цветовую гамму сплавлены оттенки резко контрастных зеленого и пурпурно-красного цветов.

С энтузиазмом встретив революционные события 1789 года, Давид начинает играть ведущую роль в руководстве искусством; в 1792 году он становится членом Конвента, принимает участие в проведении и декоративном оформлении революционных празднеств, ведает установкой исторических монументов деятелям революции, занимается разработкой костюмов должностных лиц Республики; в 1791 году - возглавляет выступление художников за пересмотр недемократических установлений Академии о допуске к участию в конкурсах и салонах.

Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей; рисунок пером - Лувр), оставшееся незавершенным. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». В парковом павильоне дворца в Марли 20 июня 1789 года часть депутатов Генеральных Штатов, представлявших третье сословие, объявили себя Национальным собранием. Художник изобразил патетический момент, когда депутаты дают клятву борьбы за идеалы Свободы, Равенства, Братства. Работая над полотном, Давид создал много рисунков и эскизов, которые являются образцами его высокого мастерства портретиста.

Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Фигура его передана скульптурно, а в композиции элементы классической античной и христианской иконографии соединяются для раскрытия сюжета из современной истории.

После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца, из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805-1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».

Полотно «Коронование..,» состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне - пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину), имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Давид досконально и правдиво передал торжественную церемонию, в костюмах и атрибутах которой подчеркивалась преемственность империи Наполеона по отношению к империи Карла Великого. За эту картину Давид был удостоен Наполеоном ордена Почетного легиона, и известно, что император, сняв шляпу, поклонился художнику.

В портрете Наполеона в рабочем кабинете в Тюильри, по свидетельствам современников, был создан самый правдивый образ императора. Он изображен в скромном синем костюме полковника гренадеров гвардейской пехоты, стоящим у позолоченных массивных стола и кресла, на фоне свитков и фолиантов, часов, показывающих раннее время, когда начинается работа императора французов. Давид не польстил модели: хотя образ выглядит эффектным, но художник подчеркнул маленький рост Бонапарта, редкие волосы, обрюзгшее лицо.

Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Первые опыты работы 1780-х годов ("Госпожа Пекуль" и "Господин Пекуль" - парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Тонкое наблюдение индивидуальных качеств модели всегда сочетается с глубоким психологическим обобщением, придавая каждому образу яркую жизненность. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе ("Госпожа де Веркинак", 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре ("Портрет госпожи Серезиа "- сестра жены Давида; "Портрет Пьера Серезиа", оба - 1795, все - Париж, Лувр).

Олицетворением наполеоновской эпохи явился «Портрет госпожи Рекамье» (1800, Париж, Лувр). Давид создал не просто образ хорошенькой кокетливой дамы, но женский тип, образ эпохи, покоряющий своей убедительностью.

После падения империи Давид жил в Брюсселе, хотя и не подвергался преследованиям - в годы реставрации новое правительство сделало для него исключение. Он оставил память о себе, как о выдающемся живописце эпохи неоклассицизма, самые талантливые мастера которой умели в рамках стиля создавать новое. Учениками его были многие художники яркого дарования, среди которых Ж.О.Д. Энгр, Ж.А. Гро, П.П. Прудон и другие.

Елена Федотова

Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis)

Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг.) , французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма . Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг.) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения, ставшего реакцией на "вольности" рококо и стремившегося выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

Славу Давиду принесла картина "Клятва Горациев " (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Давид разделял идеалы Французской революции и принимал активное участие в политической жизни. Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг.), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Давид прославил деяния Наполеона в ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого классицизма к романтизму .

После реставрации власти Бурбонов в 1815 г. Давид был вынужден уехать в Брюссель. С этого времени отходит от общественной жизни. У Давида было много учеников, самым прославленным из них считается Энгр. Творчество Давида оказало огромное влияние на последующее развитие европейской живописи .

Картины Жака Луи Давида:


1784 г.

1800 г.

Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года в Париже. А в 1857 году начал обучение в Коллеже Четырех Наций на курсе риторики.

Но когда Давиду исполнилось 9 лет, его отец – молодой состоятельный коммерсант, погиб на дуэли. Мать забрала Луи из коллежа и отдала своего сына на воспитание родственникам. Франсуа Бюрон и Жак Демезон сразу заметили художественный талант у ребёнка. Они служили архитекторами и желали передать ему своё ремесло, обеспечивающее хороший доход. Но архитектура племянника не заинтересовала. Он увлеченно рисовал, а на чертёжи смотрел равнодушно.

Бюрон отвел Луи к знаменитому парижскому художнику Франсуа Буше, а тот, увидев рисунки Давида, сразу дал шестнадцатилетнему юноше рекомендательное письмо к Вьену – главному придворному живописцу.

Большая Римская премия

Давид стал студентом Королевской Академии живописи. Он работал с огромным рвением и стремительно двигался к мастерству. Предмет мечтаний любого студента академии – Большая Римская премия. Получив её, художник имел возможность спокойно работать в Италии, учиться рядом с прославленными мастерами.

Не предупредив Вьена, Давид предоставил свои работы начальству Академии. Через несколько месяцев занятий ему разрешили участвовать в конкурсе. Первая в его жизни картина «Бой Марса с Минервой» принесла Луи только вторую премию. Давид был разочарован.

Четыре раза Давид участвовал в конкурсе. Трижды премию получали другие. От отчаяния спасали упорство и приобретенное с годами мастерство. В 1774 году картина «Антиох, сын Селевка» принесла Давиду долгожданную победу. Он написал картину по–новому: расположил фигуры в ряд, отказавшись от традиционной пирамиды.

Давид постепенно входил в моду. Работы было много. Придворные дамы, высший свет заказывали портреты.

Италия (1775 – 1780)

В Риме Давид получил разрешение на посещение галерей, которые были закрыты для обычных любителей живописи. В Ватикане он изучает картины Караваджо, Рафаэля. Делает карандашные наброски с античных скульптур. В его комнате не оставалось места для законченных работ. Рисунок становился проще и строже. Порой уходил день на то, чтобы точно изобразить мельчайшую деталь фигуры.

Ему нравилось писать сильные, мускулистые торсы. В величественной красоте древних героев художник видел поддержку своим поискам строгой композиции.

Луи много писал на улицах Рима. Его «Триумф Павла Эмиля» (1778) высоко оценила Академия.

Возвращение на родину. «Велизарий»

Пять лет провел Давид в Италии. К возвращению в Академию он подготовил эскизы своей будущей картины «Велизарий».

Для того, чтобы выставлять свои полотна в салонах, Давиду было необходимо получить первое академическое звание, быть «причисленным к академии». Все помыслы художника сосредоточились на картине, где он впервые решил обнародовать идеи, рожденные кропотливым изучением древности. Велизарий на полотне Давида сидит на камне. Он слеп и не видит мира, а лишь прислушивается к нему.

Совет академии единогласно одобрил картину, и Жак Луи стал «причисленным к академии», чего упорно добивался.

В августе 1781 года в залах Лувра открылся художественный салон, где были выставлены восемь работ Давида. Среди них: «Святой Рок», «Похороны Патрокла», «Портрет графа Потоцкого». Впервые картины повествовали не о любовных увеселениях богов, а о печальных дорогах судьбы, доброте, верности. Сам Дидро с восторгом писал о полотнах молодого художника.

Слава живописца росла. Начинающие художники приходили с просьбами стать его учениками.

В 1782 году Луи познакомился с дочерью влиятельного и знатного вельможи месье Пекуля. А в мае состоялось бракосочетание Маргаритты Шарлотты Пекуль и Жака Луи Давида.

«Андромаха» и «Клятва Горациев»

Жизнь Франции изменилась. Центр политических событий переместился из Версаля в гостиные аристократов и буржуа. Давид работает над новым полотном «Андромаха оплакивает смерть Гектора». Картина полностью завладела мыслями художника. Но тут из королевского дворца пришел заказ на серию полотен «Добрые дела королей», отказаться от которого было нельзя.

Давид ищет сюжет, в котором он смог бы, не отходя от заказанной темы, реализовать свои помыслы. Так родилась картина «Клятва Горациев». Три сына в боевом облачении простерли руки к отцу. Старик благословляет клятву сыновей и напутствует их перед боем.

«Андромаха» принесла Давиду звание академика, а «Клятва Горациев» – мировую славу. Весть о необыкновенном полотне мгновенно разнеслась по городу, и толпы поклонников осаждали мастерскую Луи. Слухи о картине дошли до самого Папы Римского, и Пий VI передал просьбу французскому живописцу – привезти «Клятву» в Ватикан.

Художник – революционер

Великая Французская революция захватила Давида. Он активно участвует в революционном движении.

1790 год. Давид становится членом Якобинского клуба и пишет «Клятву в зале для игры в мяч».

1791 год. Он организует торжественное перенесение праха Вольтера в Пантеон.

1792 год. Давид избран членом Национального конвента.

1794-1795 годы. Художник в заключении. Создание картин: «Зеленщица» и «Вид Люксембургского сада».

1800 год. Создание портрета Наполеона.

1803 год. Награждение Давида Орденом Почетного легиона.

С 1803 – 1807 годы. Давид – первый живописец императора

1815 год. Наполеон встречается с Давидом. Вручение командорского креста Почетного легиона. Изгнание из Франции.

1825 год. Смерть от гипертрофии сердца.

Власти Франции запретили похороны Давида на родине. Его похоронили в Брюсселе. Лишь сердце Давида, благодаря многочисленным просьбам, похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.

Некоторые работы Давида утеряны, но сохранившиеся полотна – это свидетельства яркой жизни живописца, первого в мире прославленного художника, ставшего революционером.

Текст: Мистюкова Алла