Артур конан дойл шерлок холмс большой сборник. Рассказы о Шерлоке Холмсе (сборник). Скандал в Богемии


Артур Конан Дойл

Шерлок Холмс. Большой сборник

Этюд в багровых тонах

Мистер Шерлок Холмс

МИСТЕР ШЕРЛОК ХОЛМС

В 1878 году я окончил Лондонский университет, получив звание врача, и сразу же отправился в Нетли, где прошел специальный курс для военных хирургов. После окончания занятий я был назначен ассистентом хирурга в Пятый Нортумберлендский стрелковый полк. В то время полк стоял в Индии, и не успел я до него добраться, как вспыхнула вторая война с Афганистаном. Высадившись в Бомбее, я узнал, что мой полк форсировал перевал и продвинулся далеко в глубь неприятельской территории. Вместе с другими офицерами, попавшими в такое же положение, я пустился вдогонку своему полку; мне удалось благополучно добраться до Кандагара, где я наконец нашел его и тотчас же приступил к своим новым обязанностям.

Многим эта кампания принесла почести и повышения, мне же не досталось ничего, кроме неудач и несчастья. Я был переведен в Беркширский полк, с которым я участвовал в роковом сражении при Майванде. Ружейная пуля угодила мне в плечо, разбила кость и задела подключичную артерию.

Вероятнее всего я попал бы в руки беспощадных гази, если бы не преданность и мужество моего ординарца Мюррея, который перекинул меня через спину вьючной лошади и ухитрился благополучно доставить в расположение английских частей.

Измученный раной и ослабевший от длительных лишений, я вместе с множеством других раненых страдальцев был отправлен поездом в главный госпиталь в Пешавер. Там я стал постепенно поправляться и уже настолько окреп, что мог передвигаться по палате и даже выходить на веранду, чтобы немножко погреться на солнце, как вдруг меня свалил брюшной тиф, бич наших индийских колоний. Несколько месяцев меня считали почти безнадежным, а вернувшись наконец к жизни, я еле держался на ногах от слабости и истощения, и врачи решили, что меня необходимо немедля отправить в Англию. Я отплыл на военном транспорте «Оронтес» и месяц спустя сошел на пристань в Плимуте с непоправимо подорванным здоровьем, зато с разрешением отечески-заботливого правительства восстановить его в течение девяти месяцев.

В Англии у меня не было ни близких друзей, ни родни, и я был свободен, как ветер, вернее, как человек, которому положено жить на одиннадцать шиллингов и шесть пенсов в день. При таких обстоятельствах я, естественно, стремился в Лондон, в этот огромный мусорный ящик, куда неизбежно попадают бездельники и лентяи со всей империи. В Лондоне я некоторое время жил в гостинице на Стрэнде и влачил неуютное и бессмысленное существование, тратя свои гроши гораздо более привольно, чем следовало бы. Наконец мое финансовое положение стало настолько угрожающим, что вскоре я понял: необходимо либо бежать из столицы и прозябать где-нибудь в деревне, либо решительно изменить образ жизни. Выбрав последнее, я для начала решил покинуть гостиницу и найти себе какое-нибудь более непритязательное и менее дорогостоящее жилье.

В тот день, когда я пришел к этому решению, в баре Критерион кто-то хлопнул меня по плечу. Обернувшись, я увидел молодого Стэмфорда, который когда-то работал у меня фельдшером в лондонской больнице. Как приятно одинокому увидеть вдруг знакомое лицо в необъятных дебрях Лондона! В прежние времена мы со Стэмфордом никогда особенно не дружили, но сейчас я приветствовал его почти с восторгом, да и он тоже, по-видимому, был рад видеть меня. От избытка чувств я пригласил его позавтракать со мной, и мы тотчас же взяли кэб и поехали в Холборн.

Что вы с собой сделали, Уотсон? - с нескрываемым любопытством спросил он, когда кэб застучал колесами по людным лондонским улицам. - Вы высохли, как щепка, и пожелтели, как лимон!

Я вкратце рассказал ему о своих злоключениях и едва успел закончить рассказ, как мы доехали до места.

Эх, бедняга! - посочувствовал он, узнав о моих бедах. - Ну, и что же вы поделываете теперь?

Ищу квартиру, - ответил я. - Стараюсь решить вопрос, бывают ли на свете удобные комнаты за умеренную цену.

Вот странно, - заметил мой спутник, - вы второй человек, от которого я сегодня слышу эту фразу.

А кто же первый? - спросил я.

Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице. Нынче утром он сетовал: он отыскал очень милую квартирку и никак не найдет себе компаньона, а платить за нее целиком ему не по карману.

Черт возьми! - воскликнул я. - Если он действительно хочет разделить квартиру и расходы, то я к его услугам! Мне тоже куда приятнее поселиться вдвоем, чем жить в одиночестве!

Молодой Стэмфорд как-то неопределенно посмотрел на меня поверх стакана с вином.

Вы ведь еще не знаете, что такое этот Шерлок Холмс, - сказал он. - Быть может, вам и не захочется жить с ним в постоянном соседстве.

Почему? Чем же он плох?

Я не говорю, что он плох. Просто немножко чудаковат - энтузиаст некоторых областей науки. Но вообще-то, насколько я знаю, он человек порядочный.

Должно быть, хочет стать медиком? - спросил я.

Да нет, я даже не пойму, чего он хочет. По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически. Он занимается наукой совершенно бессистемно и как-то странно, но накопил массу, казалось бы, ненужных для дела знаний, которые немало удивили бы профессоров.

А вы никогда не спрашивали, что у него за цель? - поинтересовался я.

Нет, из него не так-то легко что-нибудь вытянуть, хотя, если он чем-то увлечен, бывает, что его и не остановишь.

Я не прочь с ним познакомиться, - сказал я. - Если уж иметь соседа по квартире, то пусть лучше это будет человек тихий и занятый своим делом. Я недостаточно окреп, чтобы выносить шум и всякие сильные впечатления. У меня столько было того и другого в Афганистане, что с меня хватит до конца моего земного бытия. Как же мне встретиться с вашим приятелем?

Сейчас он наверняка сидит в лаборатории, - ответил мой спутник. - Он либо не заглядывает туда по неделям, либо торчит там с утра до вечера. Если хотите, поедем к нему после завтрака.

Разумеется, хочу, - сказал я, и разговор перешел на другие темы.

Пока мы ехали из Холборна в больницу, Стэмфорд успел рассказать мне еще о некоторых особенностях джентльмена, с которым я собирался поселиться вместе.

Не будьте на меня в обиде, если вы с ним не уживетесь, - сказал он. - Я ведь знаю его только по случайным встречам в лаборатории. Вы сами решились на эту комбинацию, так что не считайте меня ответственным за дальнейшее.

Если мы не уживемся, нам ничто не помешает расстаться, - ответил я. - Но мне кажется, Стэмфорд, - добавил я, глядя в упор на своего спутника, - что по каким-то соображениям вы хотите умыть руки. Что же, у этого малого ужасный характер, что ли? Не скрытничайте, ради бога!

Попробуйте-ка объяснить необъяснимое, - засмеялся Стэмфорд. - На мой вкус, Холмс слишком одержим наукой - это у него уже граничит с бездушием. Легко могу себе представить, что он вспрыснет своему другу небольшую дозу какого-нибудь новооткрытого растительного алкалоида, не по злобе, конечно, а просто из любопытства, чтобы иметь наглядное представление о его действии. Впрочем, надо отдать ему справедливость, я уверен, что он так же охотно сделает этот укол и себе. У него страсть к точным и достоверным знаниям.

Что ж, это неплохо.

Да, но и тут можно впасть в крайность. Если дело доходит до того, что трупы в анатомичке он колотит палкой, согласитесь, что это выглядит довольно-таки странно.

Он колотит трупы?

Да, чтобы проверить, могут ли синяки появиться после смерти. Я видел это своими глазами.

И вы говорите, что он не собирается стать медиком?

Вроде нет. Одному Богу известно, для чего он все это изучает. Но вот мы и приехали, теперь уж вы судите о нем сами.

Мы свернули в узкий закоулок двора и через маленькую дверь вошли во флигель, примыкающий к огромному больничному зданию. Здесь все было знакомо, и мне не нужно было указывать дорогу, когда мы поднялись по темноватой каменной лестнице и пошли по длинному коридору вдоль бесконечных выбеленных стен с коричневыми дверями по обе стороны. Почти в самом конце в сторону отходил низенький сводчатый коридорчик - он вел в химическую лабораторию.

В восьмидесятых годах прошлого века молодой английский врач Артур Конан Дойль практиковал в Саутси (пригород Портсмута) и с трудом сводил концы с концами. Однажды налоговый инспектор сообщил ему, что его декларация о доходах «совершенно неудовлетворительна». «Я согласен», - сокрушенно ответил ему Конан Дойль.

Время от времени молодой врач предпринимал попытки увеличить свои скромные доходы литературным заработком. Он пробовал себя в разных жанрах с посредственными результатами - творческими и материальными. Наконец в 1887 году повесть «Этюд в багровых тонах», предварительно отвергнутая несколькими издательствами, была напечатана и принесла своему создателю скромный гонорар - 25 фунтов стерлингов. Это было первое появление Шерлока Холмса. Вторая повесть Дойля о Шерлоке Холмсе, «Знак четырех», была опубликована в 1890 году в американском журнале «Липпинкотс мэгэзин». Начиная с июля 1891 года почти в каждом номере английского журнала «Стрзнд мэгэзин» стали появляться новеллы о Холмсе, получившие огромную популярность.

Рассказы о Холмсе собраны Дойлем в пять сборников: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917) и «Архив Шерлока Холмса» (1927), Когда к писателю однажды обратились с просьбой перечислить лучшие из рассказов о Холмсе, он отобрал 12 вещей: «Скандал в Богемии», «Союз рыжих», «Пестрая лента», «Пять апельсиновых зернышек», «Пляшущие человечки», «Последнее дело Холмса», «Пустой дом», «Второе пятно», «Дьяволова нога», «Случай в интернате», «Обряд дома Месгрейвов» и «Рейгетские помещики». За ними следовали «Львиная грива» и «Знаменитый клиент». По другим данным, автор из историй о Шерлоке Холмсе предпочитал «ту, которая о змее» («Пестрая лента»), но не помнил ее заглавия.

Только с Конан Дойля начался настоящий расцвет столь популярного в наши дни жанра. Он вдохнул в него жизнь и движение, заставил читателей с увлечением следить за полными динамики и драматизма приключениями. Конан Дойль - прирожденный рассказчик, пусть его сюжетные схемы не всегда оригинальны, а детали не свободны от противоречий и фактических ошибок. В лучших вещах все это искупается увлекательностью и яркостью повествования и двумя удачными образами - Холмсом и Уотсоном. Его произведения можно не только читать, но и перечитывать. Это можно сказать лишь о немногих произведениях детективного жанра.

Последняя треть XIX века была в Англии периодом широкой веры в непреодолимую силу науки. Конан Дойль и созданный им знаменитый персонаж - Шерлок Холмс разделяли это всеобщее убеждение своей эпохи. Шерлок Холмс отмечает книгу Уинвуда Рида «Мученичество человека», в которой можно было прочесть такие горделивые слова: «Когда мы установим средствами науки способы управлять природой, мы сможем занять ее место… Люди станут повелителями сил природы, зодчими солнечных систем, созидателями миров. Человек тогда будет совершенным, он, будет творцом, он, следовательно, будет тем, кого всеобщее поклонение зовет богом».

Шерлок Холмс проводит ночи напролет в лаборатории, согнувшись над ретортами и пробирками. Во время его первой встречи с Уотсоном он как раз «открыл реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим». Это сулит переворот в криминалистике. Уже в годы юности он неделями занимается опытами по органической химии, впоследствии целыми месяцами изучает производные каменноугольной смолы. Из рассказа «Последнее дело Холмса» мы узнаем, что Холмс собирался целиком отдаться занятиям химией.

Ничто не ускользает от его поразительной наблюдательности. Ничтожный материальный след достаточен ему для заключений о профессии и прошлом человека. «Вы знаете мой метод, - говорит он Уотсону. - Он основан на наблюдении мелочей». «Мир полон таких очевидностей, - говорит он в другом месте, но их никто не замечает». Результаты своих наблюдений он обобщает в специальных монографиях, ему принадлежат «исследования» об определении сортов табака по пеплу, о копировании следов, о влиянии профессии на форму руки - все это действительно имеет значение в расследовании преступлений.

Порой выводы Холмса не свободны от натяжек. Например, его суждение о том, что владелец найденной шляпы большого размера должен быть человеком большого ума - «Не может же быть совершенно пустым такой большой череп» («Голубой карбункул»), - вызывает улыбку: как известно, размер головы далеко не всегда является признаком ума. Но не надо торопиться со скептическими заключениями о научной ценности произведений Дойля. Один из крупнейших представителей научной криминалистики, француз Э. Локар, неоднократно признавал, что рассказы о Холмсе небезынтересны для специалистов, и особо отмечал указание героя Конан Дойля на необходимость при расследовании преступлений изучать пыль, дорожную грязь, пепел (Э. Локар. Руководство по криминалистике. М., 1941, сто 88 и 391).

Сам Холмс сравнивает работу детектива со знаменитым принципом корреляции органов Кювье: «Подобно тому, как Кювье мог правильно описать животное, глядя на одну его кость, наблюдатель, досконально изучивший одно звено в цепи событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья, и предшествующие и последующие». «Однако, - добавляет Холмс, - чтобы довести это искусство до совершенства, мыслитель должен иметь возможность использовать все известные ему факты, а это само по себе предполагает, как вы легко убедитесь, исчерпывающие познания во всех областях науки, что даже в наши времена бесплатного образования и энциклопедий - качество весьма редкое».

Шерлок Холмс, конечно, в первую очередь представитель позитивного склада мысли, мастер исследования материальных следов, родоначальник галереи «научных детективов». Но было бы ошибкой недооценивать его психологическую изощренность, его умение проникать в мысли других. «Шерлок Холмс со своими двумя отличительными характеристиками ученого и психолога…» - говорит о нем Антонио Грамши (А. Грамши. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. М., 1959, стр. 531).

Логика позитивного факта торжествует на страницах рассказов о Холмсе и сочетается с присущим Дойлю даром динамического, проникнутого драматизмом повествования, живописной причудливостью и оригинальностью завязок, элементами «страшного», заставляющего вспомнить о «готических» романах, эффектными концовками. Сам Холмс относился критически к этим сочетаниям логики и драматизма. «Расследование преступлений - точная наука, по крайней мере, должно ею быть. И описывать этот вид деятельности надо в строгой, бесстрастной манере. А у вас там сантименты. Это все равно, что в рассуждение о пятом постулате Эвклида включить пикантную любовную историю», - говорит он Уотсону по поводу его повествовательной манеры в «Этюде в багровых тонах». Но ему самому были присущи склонность к мистификациям, стремление поразить неожиданным эффектным финалом. «Я никогда не мог удержаться от примеси драматизма», - признается Холмс. В нем много артистизма, который увлекает его своим контрастом с размеренным, однообразным буржуазным существованием. «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, не разрешимую задачу, запутаннейший случай… Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности».

Но Холмс обращается к деятельности детектива не только ради искусства для искусства. Под маской бесстрастного, хладнокровного аналитика скрыт гуманный, добрый и благожелательный к своим клиентам защитник терпящих бедствие и несправедливо обвиненных. Когда тайна «Человека с рассеченной губой» еще не разгадана, он сокрушенно говорит своему верному другу: «Представления не имею, что я скажу этой милой женщине, когда она встретит меня на пороге». Его бескорыстие и готовность помогать неимущим клиентам подчеркивает автор: «Он был настолько бескорыстен - или настолько независим, - что нередко отказывал в своей помощи богатым и знатным людям, если не находил ничего увлекательного для себя в расследовании их тайн. В то же время он целые недели ревностно занимался делом какого-нибудь бедняка». Среди обширной галереи героев детективной литературы «отшельник с Бейкер-стрит» - один из самых симпатичных и привлекательных.

Постоянной ареной приключений Холмса является Лондон и его окрестности. Очень редко действие переносится за рубеж, как в «Последнем деле Холмса». Холмс неотделим от Лондона конца века с его кэбами и газовыми фонарями, тускло светящими в туманные вечера. Энтузиасты называют Лондон восьмидесятых и девяностых годов Лондоном Холмса и посвящают многочисленные изыскания попыткам точно установить, где именно находился знаменитый дом 221-6 по Бейкер-стрит, штаб-квартира Холмса и Уотсона. Это помещение, где Холмс в халате мастерски играл па скрипке или, окутанный клубами табачного дыма, проводил длительные часы в размышлениях над очередной проблемой, - почти постоянный отправной пункт действия в эпопее. Именно сюда стекаются отчаявшиеся клиенты, чья последняя надежда - Холмс. Эта квартира - олицетворение уюта и безопасности среди угроз и бед, подстерегающих свою жертву на мрачных и зловещих улицах большого города. Кажется, что о Холмсе на Бейкер-стрит сказал Честертон: «Идеал уюта - идеал чисто английский… Уют поэтичен тем, что он содержит в себе идею защиты, чуть ли не борьбы; он напоминает о вторжении снега и града и о веселых пиршествах в осажденной крепости. Наши мирные мечты нуждаются в аксессуарах в виде мрачного и зловещего фона».

Созданный авторской фантазией герой вышел за пределы литературы и стал для читателей, живым человеком. Читатели, полюбившие Шерлока Холмса и своими обращениями к автору добившиеся его воскрешения, засыпали Конан Дойля письмами, адресованными «Мистеру Шерлоку Холмсу» и содержавшими просьбы к знаменитому детективу расследовать тот или иной запутанный случай.

Не удивительно, что среди литературы о Конан Дойле большое место занимают исследования о Шерлоке Холмсе, как живом лице: многочисленные попытки воссоздать «биографии» Холмса и Уотсона, обсуждение таких проблем, как «Холмс и музыка», «Холмс и природа», гонорары Холмса, топография Лондона холмсовского времени и т. д. В Лондоне существует мемориальный музей-квартира Холмса, представляющий собой реконструкцию по рассеянным у Дойля указаниям обстановки жилья знаменитого детектива. Другой холмсовский музей открыт сыном Дойля в Швейцарии. Шерлок Холмс явно стал своего рода национальным установлением, любимой реликвией для множества англичан.

Конан Дойль отрекался от своего создания, хотел избавиться от него. Но читательское сознание оказалось проницательнее и справедливее. После Конан Дойля было опубликовано бесчисленное множество детективных романов, лучшие из которых превосходят по сюжетной изобретательности произведения о Холмсе. Но ни один из персонажей детективной литературы не может похвалиться такой популярностью, как Шерлок Холмс.

Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский многосерийный фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с и в главных ролях. Знаменитый сыщик, которого однажды также сыграл , сошел с литературных строк знаменитого английского писателя и публициста – сэра Артура Конан Дойля.

Детство и юность

Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл родился 22 мая 1859 года в столице Шотландии – Эдинбурге. Этот живописный город богат как историей и культурным наследием, так и достопримечательностями. Поэтому можно предположить, что в детстве будущий врач и литератор наблюдал колонны центра пресвитерианства – Собора Святого Эгидия, а также наслаждался флорой и фауной Королевского ботанического сада с пальмовой оранжереей, сиреневым вереском и арборетумом (коллекция древесных пород).

Автор приключенческих рассказов о жизни Шерлока Холмса рос и воспитывался в католической уважаемой семье, его родители сделали неоспоримый вклад в достижения искусства и литературы. Дедушка Джон Дойл был ирландским художником, работал в жанре миниатюры и политической карикатуры. Происходил из династии процветающего торговца шелком и бархатом.

Отец писателя – Чарльз Олтемонт Дойл – пошел по стопам родителя и оставил акварельный след на полотнах викторианской эпохи. Чарльз старательно изображал на холстах готические сюжеты со сказочными персонажами, животными и волшебными феями. Помимо этого, Дойл-старший трудился иллюстратором (его картины украшали рукописи и ), а также архитектором: витражи в кафедральном соборе в Глазго выполнены по эскизам Чарльза.


31 июля 1855 года Чарльз сделал предложение руки и сердца 17-летней ирландке Мэри Джозефин Элизабет Фоули, которая в дальнейшем подарила возлюбленному семерых детей. К слову, миссис Фоули была женщиной образованной, запоем читала куртуазные романы и рассказывала детям захватывающие истории о бесстрашных рыцарях. Героический эпос в стиле трубадуров Прованса раз и навсегда оставил след в душе маленького Артура:

«Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идет у меня, я считаю, от матери», – вспоминал писатель в автобиографии.

Правда, вместо рыцарских книг Дойл чаще листал страницы Томаса Майн Рида, который будоражил умы читателей приключенческими романами. Мало кто знает, но Чарльз еле сводил концы с концами. Дело в том, что мужчина мечтал стать прославленным художником, чтобы в дальнейшем его имя ставили рядом с , и . Однако при жизни Дойл так и не удостоился признания и славы. Его картины не пользовались большим спросом, поэтому яркие холсты часто покрывались тонким слоем ветхой пыли, а денег, вырученных с небольших иллюстраций, не хватало, чтобы прокормить семью.


Чарльз нашел спасение в алкоголе: горячительные напитки помогали главе семейства отстраниться от суровой реальности бытия. Правда, спиртное только усугубило ситуацию в доме: с каждым годом, дабы позабыть неосуществленные амбиции, Дойл-отец выпивал все больше, чем и заработал презрительное отношение со стороны старших братьев. В конечном итоге безызвестный художник проводил дни в глубокой депрессии, а 10 октября 1893 года Чарльз умер.


Будущий писатель учился в начальной школе Годдера. Когда Артуру исполнилось 9 лет, благодаря денежным средствам именитых родственников Дойл продолжил обучение, на этот раз в закрытом иезуитском колледже Стонихерст, что в графстве Ланкашир. Нельзя сказать, что Артур пребывал в восторге от школьной скамьи. Он презирал классовое неравенство и религиозные предрассудки, а также ненавидел физические наказания: размахивающий ремнем преподаватель только отравлял существование юного писателя.

Мальчику нелегко давалась математика, он не любил алгебраические формулы и сложные примеры, которые наводили на Артура зеленую тоску. За нелюбовь к предмету, восхваляемому и , Дойл получал регулярные тумаки от сокурсников – братьев Мориарти. Единственной радостью для Артура был спорт: юноша с удовольствием играл в крикет.


Дойл часто писал матери письма, где в детальных подробностях описывал случившееся за день в его школьной жизни. Также юноша реализовывал потенциал рассказчика: чтобы послушать выдуманные приключенческие истории Артура, вокруг него собирались очереди из сверстников, которые «платили» оратору решенными задачками по геометрии и алгебре.

Литература

Дойл выбрал литературную деятельность неспроста: будучи шестилетним ребенком, Артур написал дебютный рассказ под названием «Путешественник и тигр». Правда, произведение получилось коротким и не заняло даже целой страницы, потому что тигр сразу же отужинал несчастным странником. Маленький мальчик действовал по принципу «краткость – сестра таланта», а став взрослым, Артур пояснил, что уже тогда был реалистом и не видел выхода из затруднительного положения.

Действительно, мастер пера не привык грешить приемом «Бога из машины» – когда главного героя, оказавшегося в ненужное время в ненужном месте, спасает внешний или ранее не действовавший в произведении фактор. То, что Дойл вместо писательского поприща первоначально выбрал благородную профессию медика, ни у кого не вызывает удивления, ведь подобных примеров множество, даже говаривал, что «медицина – моя законная жена, а литература – любовница».


Иллюстрация к книге Артура Конан Дойля "Затеряный мир"

Молодой человек предпочел белый медицинский халат перу и чернильнице благодаря влиянию некоего Брайана Ч. Уоллера, который арендовал комнату у миссис Фоули. Поэтому, наслушавшись врачебных рассказов, молодой человек без всяких раздумий подает документы в Эдинбургский университет. Став студентом, Дойл познакомился с другими будущими писателями – Джеймсом Барри и .

В свободное от лекционных материалов время Артур занимался любимым делом – корпел над книгами Брета Гарта и , чей «Золотой жук» оставил в сердце молодого человека неизгладимые впечатления. Вдохновленный романами и мистическими рассказами, писатель пробует свои силы на литературном поприще и создает повести «Тайна Сэсасской долины» и «Американская история».


В 1881 году Дойл получает диплом бакалавра и отправляется на медицинскую практику. Автору «Собаки Баскервилей» понадобилось около десяти лет, чтобы отказаться от профессии офтальмолога и окунуться с головой в многогранный мир литературных строк. В 1884 году под влиянием Артур Конан начинает работу над романом «Торговый дом Гердлстон» (напечатан в 1890), повествующем о криминально-бытовых проблемах английского общества. Фабула строится на ловких дельцах приверженцев преступного мира: они обводят вокруг пальца людей, которые мигом оказываются во власти нерадивых негоциантов.


В марте 1886 года сэр Конан Дойл трудится над «Этюдом в багровых тонах», работа над которым была закончена уже в апреле. Именно в этом произведении впервые перед читателями предстает известный лондонский сыщик Шерлок Холмс. Прототипом профессионального детектива стал реальный человек – Джозеф Белл, хирург, профессор университета в Эдинбурге, который умел вычислить с помощью логики как грубую ошибку, так и мимолетную ложь.


Джозеф был боготворим своим учеником, который старательно наблюдал за каждым движением мастера, придумавшим собственный дедуктивный метод. Оказывается, окурки, пепел, часы, покусанная собакой трость и грязь под ногтями могут сказать о человеке гораздо больше вещей, нежели его собственная биография.


Персонаж Шерлок Холмс – это своего рода ноу-хау на литературных просторах, поскольку автор детективных рассказов стремился сделать его обычным человеком, а не мистическим книжным героем, в котором концентрируются либо положительные, либо отрицательные качества. Шерлок, как и другие смертные, имеет дурные привычки: Холмс неаккуратен в обращении с вещами, постоянно курит крепкие сигары и папиросы (трубка – это выдумки иллюстраторов) и при полном отсутствии интересных преступлений употребляет кокаин внутривенно.


Повесть «Скандал в Богемии» стала началом знаменитого цикла «Приключения Шерлока Холмса», куда вошли 12 детективных рассказов о сыщике и его друге – докторе Ватсоне. Также Конан Дойл создал четыре полноценных романа, где, помимо «Этюда в багровых тонах», числятся «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» и «Знак четырех». Благодаря популярным произведениям Дойл стал чуть ли не самым высокооплачиваемым писателем как на территории Англии, так и во всем мире.

Поговаривают, что в один момент Шерлок Холмс надоел создателю, поэтому Артур решил умертвить остроумного сыщика. Но после гибели выдуманного детектива Дойлю стали угрожать и предупредили, что его участь будет печальной, если писатель не воскресит понравившегося читателям героя. Артур не посмел ослушаться воли провокатора, поэтому продолжил работать над многочисленными рассказами.

Личная жизнь

Внешне Артур Конан Дойл, как и , создавал впечатление сильного и могучего человека, похожего на богатыря. Автор книг до старости занимался спортом и даже в преклонном возрасте мог дать фору молодым. По слухам, именно Дойл научил швейцарцев кататься на горных лыжах, организовывал автогонки и стал первым человеком, который оседлал мопед.


Личная жизнь сэра Артура Конан Дойля – кладезь информации, из которой можно составить целую книгу, похожую на нетривиальный роман. Например, он отправлялся в мореплавание на китобойном судне, где пребывал в должности корабельного врача. Писатель любовался необъятными просторами морских глубин, а также охотился на тюленей. Помимо этого, гений литературы служил на сухогрузах у берегов Западной Африки, где познакомился с бытом и традициями другого народа.


Во время Первой мировой войны Дойл временно приостановил литературную деятельность и попытался отправиться на фронт добровольцем, чтобы показать современникам пример отваги и мужества. Но писателю пришлось остудить пыл, так как его предложение отклонили. После этих событий Артур начал издавать публицистические статьи: в издании The Times чуть ли не каждый день появлялись рукописи литератора на военную тему.


Он собственноручно организовывал отряды волонтеров и пытался стать предводителем «рейдов возмездия». Мастер пера не мог оставаться бездейственным в это смутное время, потому что ежеминутно размышлял об ужасных пытках, которым подвергаются его соотечественники.


Что касается любовных отношений, то первая избранница мэтра Луиза Хокинс, подарившая ему двоих детей, скончалась от чахотки в 1906 году. Уже через год Артур делает предложение Джин Лекки – женщине, в которую был тайно влюблен с 1897 года. От второго брака в семье литератора родилось еще трое детей: Джин, Денис и Адриан (который стал биографом писателя).


Хотя Дойл позиционировал себя как реалист, он трепетно изучал оккультную литературу и проводил спиритические сеансы. Писатель надеялся, что духи умерших дадут ответы на интересующие его вопросы, в частности, Артура волновали размышления о том, существует ли жизнь после смерти.

Смерть

В последние годы жизни Дойля ничего не предвещало беды, сочинитель «Затерянного мира» был полон энергии и сил, в 1920-х годах писатель побывал чуть ли не на всех континентах мира. Но во время поездки в Скандинавию здоровье гения литературы ухудшилось, поэтому на протяжении всей весны он пробыл в постели в окружении родных и близких.

Как только Дойл почувствовал себя лучше, он отправился в столицу Великобритании, дабы осуществить свою последнюю попытку в жизни поговорить с министром внутренних дел и потребовать отмены законов, согласно которым правительство преследует последователей спиритуализма.


Сэр Артур Конан Дойл скончался у себя дома в Суссексе от сердечного приступа ранним утром 7 июля 1930 года. Первоначально могила творца располагалась возле его домика, но позже останки писателя перезахоронили в Нью-Форесте.

Библиография

Цикл о Шерлоке Холмсе

  • 1887 - Этюд в багровых тонах
  • 1890 - Знак четырёх
  • 18992 - Приключения Шерлока Холмса
  • 1893 - Записки о Шерлоке Холмсе
  • 1902 - Собака Баскервилей
  • 1904 - Возвращение Шерлока Холмса
  • 1915 - Долина ужаса
  • 1917 - Его прощальный поклон
  • 1927 - Архив Шерлока Холмса

Цикл о профессоре Челленджере

  • 1902 - Затерянный мир
  • 1913 - Отравленный пояс
  • 1926 - Страна тумана
  • 1928 - Когда Земля вскрикнула
  • 1929 - Дезинтеграционная машина

Другие произведения

  • 1884 - Сообщение Хебекука Джефсона
  • 1887 - Домашние дела дядюшки Джереми
  • 1889 - Тайна Клумбера
  • 1890 - Торговый дом Гердлстон
  • 1890 - Капитан «Полярной Звезды»
  • 1921 - Явление фей

Артур Конан Дойл считается родоначальником детективного жанра. Именно он создал самого великого сыщика Великобритании. Однако несмотря на то, что Холмс принес писателю небывалую популярность, автор всю жизнь пытался расстаться с персонажем. Как сложилась судьба Конан Дойла и почему он ненавидел Шерлока?

Выдающийся писатель не раз повторял, что любовь к литературе, истории и прошлому Англии привила ему мама. Она постоянно пересказывала маленькому Артуру исторические романы, которые любила читать. Воспоминания об этих моментах и побудили автора заняться писательской деятельностью. Но сначала он ступил на путь медицины.

Закончив медицинский факультет Эдинбургского университета в 1881 году, Дойл получил диплом бакалавра. Не долго думая, он начал практиковаться. Однако ожидания от профессии не оправдались. У молодого специалиста практически не было пациентов, а перспектива нищеты приводила в ужас.

Дойл считал, что Шерлок своей славой отнял у него все

От безысходности Конан Дойл предпринял попытку обратиться к потусторонним силам, но после первого же сеанса дал себе слово никогда больше этим не заниматься. Как врач он понимал, что это может разрушить его психику.

«Этюд в багровых тонах» стала первой повестью о сыщике

Другим выходом из душевного тупика стала женитьба, но и она не принесла ему счастья. Тогда-то он и вспомнил об увлекательных исторических рассказах, которых так много слышал в детстве, и решил попробовать себя на литературном поприще.

Первый образ, который пришел в голову — его преподаватель в университете. Дело в том, что это был врач, который не только мог одним взглядом поставить пациенту верный диагноз, но и определить его род занятия, национальность и прочие детали. Все это он делал основываясь просто на своей наблюдательности. И Конан Дойл предположил, что если такой человек науки, как его преподаватель, станет детективом он точно не допустит случайностей.


Так, в 1887 году вышла первая повесть о деяниях великого сыщика — «Этюд в багровых тонах». Сочинение, к удивлению автора, получило довольно хорошие отзывы от критиков. Еще через три года на страницах столичного журнала «Стрэнд Мэгэзин» появился «Скандал в Богемии». Рассказ с которого и началось промышленное производство отчетов доктора Ватсона о бесконечных приключениях Шерлока Холмса. Для людей это было что-то новое, и они стали скупать журнал, который, в свою очередь, начал активно процветать. С тех пор жизнь Конан Дойла резко изменилась.

Дойл мечтал о более серьезных произведениях, чем рассказы про Шерлока

Издатели журнала немедленно подписали контракт с начинающим автором, а также выдали внушительный аванс. Простившись с врачебной практикой, Дойл переехал в Лондон и полностью отдался сочинению историй про хитроумного сыщика. Восторгу читателей не было предела. За короткое время тираж журнала увеличился в пять раз, а в редакцию постоянно приходили письма, адресованные Шерлоку Холмсу.

Теперь воодушевленный автор хотел написать нечто более серьезное. Однако все последующие произведения, в которых не было Шерлока, встречались относительно холодно. Тогда Конан Дойл решил избавиться от сыщика, которого боготворили больше, чем его самого.


Посетив знаменитый Рейхенбахский водопад, писателю пришла мысль, как он расстанется с надоевшим ему героем. В рассказе «Последнее дело Холмса» великий сыщик исчезает в водопаде. Впрочем, едва вышел тираж, издатели заваленные письмами и телеграммами бросились к автору с просьбами о возвращении Шерлока. Между тем, чтобы как-то отвлечься от навязчивого героя, Дойл решил отправиться на англо-бурскую войну.

За Холмса издатели предлагали 100 фунтов стерлингов за 4 страницы

После возвращения в Англию писателю присвоили рыцарское звание за патриотизм и отвагу. Ему даже казалось, что с Холмсом окончательно покончено и наступила новая жизнь, но ни бытовые, ни исторические его романы все еще не пользовались спросом. Вскоре начались финансовые трудности. Впрочем, просьбы о воскрешении героя все еще поступали. Издатели предлагали Дойлу сто фунтов стерлингов за четыре страницы, когда обычный чиновник на тот момент получал в год всего около пятисот фунтов. Писателю пришлось сдаться.


Несмотря на это, Конан Дойл продолжал попытки избавиться от детективного жанра, но в любом другом сочинении людям не хватало Шерлока. Началась Первая мировая война, и Дойл расценил ее как еще один шанс уйти от ненавистного героя. Он опять изъявил желание пойти добровольцем на фронт, но теперь его просьбу правительство Великобритании отклонило. Ведь автор считался достоянием страны и народа. Тогда в рассказе «Его прощальный поклон» Дойл предпринял последнюю попытку избавится от сыщика, но ничего не вышло.

От невозможности что-либо изменить, Конан Дойл снова обратился к мистике. Автор отрекся от христианства и перешел в спиритическую религию. Он начал писать книги по истории спиритизма и выступать с докладами, пропагандируя свою новую религию. Вскоре почти все друзья и знакомые отвернулись от него. Повлияло ли это на писателя или нет, но в 1927 году вышел последний сборник рассказов посвященный приключениям героя — «Архив Шерлока Холмса».

Артур Конан Дойл

Шерлок Холмс. Большой сборник

Этюд в багровых тонах

Мистер Шерлок Холмс

МИСТЕР ШЕРЛОК ХОЛМС

В 1878 году я окончил Лондонский университет, получив звание врача, и сразу же отправился в Нетли, где прошел специальный курс для военных хирургов. После окончания занятий я был назначен ассистентом хирурга в Пятый Нортумберлендский стрелковый полк. В то время полк стоял в Индии, и не успел я до него добраться, как вспыхнула вторая война с Афганистаном. Высадившись в Бомбее, я узнал, что мой полк форсировал перевал и продвинулся далеко в глубь неприятельской территории. Вместе с другими офицерами, попавшими в такое же положение, я пустился вдогонку своему полку; мне удалось благополучно добраться до Кандагара, где я наконец нашел его и тотчас же приступил к своим новым обязанностям.

Многим эта кампания принесла почести и повышения, мне же не досталось ничего, кроме неудач и несчастья. Я был переведен в Беркширский полк, с которым я участвовал в роковом сражении при Майванде. Ружейная пуля угодила мне в плечо, разбила кость и задела подключичную артерию.

Вероятнее всего я попал бы в руки беспощадных гази, если бы не преданность и мужество моего ординарца Мюррея, который перекинул меня через спину вьючной лошади и ухитрился благополучно доставить в расположение английских частей.

Измученный раной и ослабевший от длительных лишений, я вместе с множеством других раненых страдальцев был отправлен поездом в главный госпиталь в Пешавер. Там я стал постепенно поправляться и уже настолько окреп, что мог передвигаться по палате и даже выходить на веранду, чтобы немножко погреться на солнце, как вдруг меня свалил брюшной тиф, бич наших индийских колоний. Несколько месяцев меня считали почти безнадежным, а вернувшись наконец к жизни, я еле держался на ногах от слабости и истощения, и врачи решили, что меня необходимо немедля отправить в Англию. Я отплыл на военном транспорте «Оронтес» и месяц спустя сошел на пристань в Плимуте с непоправимо подорванным здоровьем, зато с разрешением отечески-заботливого правительства восстановить его в течение девяти месяцев.

В Англии у меня не было ни близких друзей, ни родни, и я был свободен, как ветер, вернее, как человек, которому положено жить на одиннадцать шиллингов и шесть пенсов в день. При таких обстоятельствах я, естественно, стремился в Лондон, в этот огромный мусорный ящик, куда неизбежно попадают бездельники и лентяи со всей империи. В Лондоне я некоторое время жил в гостинице на Стрэнде и влачил неуютное и бессмысленное существование, тратя свои гроши гораздо более привольно, чем следовало бы. Наконец мое финансовое положение стало настолько угрожающим, что вскоре я понял: необходимо либо бежать из столицы и прозябать где-нибудь в деревне, либо решительно изменить образ жизни. Выбрав последнее, я для начала решил покинуть гостиницу и найти себе какое-нибудь более непритязательное и менее дорогостоящее жилье.

В тот день, когда я пришел к этому решению, в баре Критерион кто-то хлопнул меня по плечу. Обернувшись, я увидел молодого Стэмфорда, который когда-то работал у меня фельдшером в лондонской больнице. Как приятно одинокому увидеть вдруг знакомое лицо в необъятных дебрях Лондона! В прежние времена мы со Стэмфордом никогда особенно не дружили, но сейчас я приветствовал его почти с восторгом, да и он тоже, по-видимому, был рад видеть меня. От избытка чувств я пригласил его позавтракать со мной, и мы тотчас же взяли кэб и поехали в Холборн.

Что вы с собой сделали, Уотсон? - с нескрываемым любопытством спросил он, когда кэб застучал колесами по людным лондонским улицам. - Вы высохли, как щепка, и пожелтели, как лимон!

Я вкратце рассказал ему о своих злоключениях и едва успел закончить рассказ, как мы доехали до места.

Эх, бедняга! - посочувствовал он, узнав о моих бедах. - Ну, и что же вы поделываете теперь?

Ищу квартиру, - ответил я. - Стараюсь решить вопрос, бывают ли на свете удобные комнаты за умеренную цену.

Вот странно, - заметил мой спутник, - вы второй человек, от которого я сегодня слышу эту фразу.

А кто же первый? - спросил я.

Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице. Нынче утром он сетовал: он отыскал очень милую квартирку и никак не найдет себе компаньона, а платить за нее целиком ему не по карману.

Черт возьми! - воскликнул я. - Если он действительно хочет разделить квартиру и расходы, то я к его услугам! Мне тоже куда приятнее поселиться вдвоем, чем жить в одиночестве!

Молодой Стэмфорд как-то неопределенно посмотрел на меня поверх стакана с вином.

Вы ведь еще не знаете, что такое этот Шерлок Холмс, - сказал он. - Быть может, вам и не захочется жить с ним в постоянном соседстве.

Почему? Чем же он плох?

Я не говорю, что он плох. Просто немножко чудаковат - энтузиаст некоторых областей науки. Но вообще-то, насколько я знаю, он человек порядочный.

Должно быть, хочет стать медиком? - спросил я.

Да нет, я даже не пойму, чего он хочет. По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически. Он занимается наукой совершенно бессистемно и как-то странно, но накопил массу, казалось бы, ненужных для дела знаний, которые немало удивили бы профессоров.

А вы никогда не спрашивали, что у него за цель? - поинтересовался я.

Нет, из него не так-то легко что-нибудь вытянуть, хотя, если он чем-то увлечен, бывает, что его и не остановишь.

Я не прочь с ним познакомиться, - сказал я. - Если уж иметь соседа по квартире, то пусть лучше это будет человек тихий и занятый своим делом. Я недостаточно окреп, чтобы выносить шум и всякие сильные впечатления. У меня столько было того и другого в Афганистане, что с меня хватит до конца моего земного бытия. Как же мне встретиться с вашим приятелем?

Сейчас он наверняка сидит в лаборатории, - ответил мой спутник. - Он либо не заглядывает туда по неделям, либо торчит там с утра до вечера. Если хотите, поедем к нему после завтрака.

Разумеется, хочу, - сказал я, и разговор перешел на другие темы.

Пока мы ехали из Холборна в больницу, Стэмфорд успел рассказать мне еще о некоторых особенностях джентльмена, с которым я собирался поселиться вместе.

Не будьте на меня в обиде, если вы с ним не уживетесь, - сказал он. - Я ведь знаю его только по случайным встречам в лаборатории. Вы сами решились на эту комбинацию, так что не считайте меня ответственным за дальнейшее.