От хорошего братца можно ума набраться большому. От хорошего братца ума набраться; от худого братца рад отвязаться. От худого мира к доброй ссоре

Александра ВИНОГРАДОВА, директор средней общеобразовательной школы №303 с углубленным изучением немецкого языка имени Фридриха Шиллера, Санкт-Петербург:
Менторинг без менторства

Нашему образовательному учреждению более сорока лет, в течение 25 лет мы реализуем программу углубленного изучения немецкого языка. Одна из важнейших задач администрации школы - организация профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении.
В этом учебном году наш учительский коллектив пополнился тремя молодыми педагогами: учителями музыки, информатики и немецкого языка. Все они выпускники РГПУ имени Герцена. Молодой педагог, учитель немецкого языка Шишмарева Ксения Александровна, кстати, еще и выпускница нашей школы. Ксения проходила в стенах родной 303-й школы практику, причем весьма успешно.
В настоящее время действует программа поддержки молодых педагогов на региональном, районном и школьном уровнях. Каждый молодой специалист Санкт-Петербурга в первый год работы в школе получает единовременное пособие. Эта выплата существенно поддерживает молодых людей. В том числе молодым специалистам выплачивают ежемесячную денежную компенсацию на проезд в общественном городском транспорте.
Кроме того, в районе ежегодно проводится конкурс педагогического мастерства, одна из номинаций называется «Молодой учитель». В 2009 году дипломантом этого конкурса стала Жанна Анатольевна Пименова, молодой учитель. Также в нашем районе существует еще и клуб молодых педагогов, где они имеют возможность общаться друг с другом, обмениваться опытом, приобретать друзей. В информационно-методическом центре Фрунзенского района действуют курсы «Школа молодого учителя», которые всегда востребованы.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке опытных коллег. В последнее время появились такие понятия, как «тьюторство», «коучинг», «менторинг». Вспомним хорошую русскую поговорку: «От хорошего братца можно и ума набраться». В нашей школе сохранено понятие «наставничество». В нашем понимании наставничество - целый социальный институт по передаче учительского опыта. Выстраивая систему работы с молодым педагогом, руководителям образовательного учреждения (директору и заместителям), председателю методического объединения, учителю-наставнику необходимо учитывать как горизонтальные, так и вертикальные траектории карьерного роста молодого специалиста. Ресурсы такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, позволяют нашим молодым учителям воспользоваться возможностью посещать как курсы повышения квалификации по специальности, так и курсы переквалификации. Например, РГПУ имени Герцена, Академия постдипломного педагогического образования предлагают курсы переквалификации по специальности «менеджер в образовании».
В нашей школе мы стараемся объединить молодых специалистов, ведь у них общие проблемы, которые разрешаются совместными усилиями. Средний возраст педагогов 303-й школы - 45 лет, найти точки соприкосновения молодых специалистов и педагогов опытных не всегда легко. Однако большое значение в профессиональном становлении, в совершенствовании личности молодого педагога имеет нравственная основа коллектива, его морально-психологическая атмосфера, которая, я надеюсь, в нашем образовательном учреждении выполняет созидающую функцию.

Юрий БУРДИН, директор Кипенской средней общеобразовательной школы Ломоносовского района Ленинградской области:
Следить за каждым шагом не нужно

Для того чтобы молодым людям хотелось работать в школе, прежде всего нужно создать им комфортные условия пребывания в ней. На мой взгляд, от этого зависит их безболезненное вхождение в коллектив. Будет комфортно и спокойно, не будет отторжения и конфликтных ситуаций. Мы стараемся следовать этому принципу. В нашей школе двое молодых специалистов - два учителя физической культуры. Девушки очень разные и перспективные - Анастасия Пашкина и Надежда Крючкова. Анастасия Александровна кроме своего предмета ведет еще группу продленного дня, а также занимается с детьми танцами.
Может, я выскажу спорную мысль, но с точки зрения контроля за деятельностью молодежи очень важно не переборщить в плане излишнего внимания. Мне бы не хотелось, чтобы у молодых учителей создавалось впечатление, что следят за каждым их шагом. Конечно, свобода должна быть сопряжена с контролем, но он не должен давить и угнетать. В этом вопросе очень важно участие заместителей директора по учебно-воспитательной работе, которые могут выступить в роли «мамок». Именно «мамки» помогают установить контакт, в какой-то мере опекают молодежь.
Как руководителю еще мне кажется важным понять, чего хотят молодые специалисты. Честолюбивы ли они, самолюбивы ли? Кому-то, например, интересно возить детей на различные мероприятия, соревнования, общаться с ними вне школы, а кому-то нравится, наоборот, проводить время в школе. Понимание психологических особенностей начинающего учителя может помочь направить его энергию в нужное русло.
Я, как руководитель образовательного учреждения, всегда открыт для насущных, важных вопросов. Если у молодого специалиста есть все предпосылки стать хорошим учителем, очень важно, чтобы он захотел им стать. И проблема любого директора, у которого в коллективе есть молодые специалисты, найти нужный ключик к сердцу каждого. Конечно, это непросто, потому что требуется повседневная кропотливая работа. Мне кажется, главное для молодых специалистов - больше обращать на них внимание, не пускать все на самотек, и тогда ситуация будет управляемой.
Что касается материальной стороны, то понятно, что это вопрос не второстепенный. Сегодня у наших молодых педагогов зарплата от 15 до 17 тысяч рублей. Все зависит от нагрузки: чем она больше, тем соответственно зарплата выше. Мы со своей стороны помогаем чем можем. К примеру, есть стимулирующие надбавки, и если человек того заслуживает, то есть задействован в каких-то воспитательных мероприятиях, часто возит детей на соревнования, конкурсы, ему выплачивается дополнительная сумма. Не скажу, что она значительная, но увеличить свою зарплату в пределах полутора тысяч рублей можно. Пусть небольшое, но все-таки поощрение.

Римма ШАФЕРИЧЕВА, директор средней общеобразовательной школы №3, г. Луга Ленинградской области:
На квартиру не накопишь

Как театр начинается с вешалки, так и молодой педагог запомнит первый прием, оказанный ему школой. Мне кажется, очень важно принять молодого педагога торжественно. Прежде всего отметить на педсовете, подарить полезный и нужный подарок. Какой подарок имеется в виду? Это может быть буклет об истории школы, открытка о традициях образовательного учреждения, книга об истории места, куда он приехал работать. Мы, например, обязательно рассказываем молодежи про наш город, который стал городом воинской славы, про нашу школьную жизнь.
Кроме того, непременно нужно расположить человека к тому, чтобы он не стеснялся подходить и задавать вопросы. Кто, как не опытный, мудрый педагог, даст ему совет. Поэтому мы сразу же знакомим молодых специалистов с работой школьных методических объединений. Руководитель школьного методического объединения и учителя-коллеги берут шефство над молодым специалистом. Если есть необходимость, консультируют, как составить деловые бумаги: тематическое планирование, программы разного направления, как работать с одаренными детьми, с трудными детьми. Молодого специалиста важно научить этим педагогическим премудростям: как, к примеру, игровыми моментами увлечь ребенка, чтобы наладить работу в классе. Как правило, молодого учителя в его свободное время приглашают на открытые занятия, чтобы он посмотрел на работу опытного педагога.
К нам в этом году пришли два молодых специалиста - учитель информатики и математики и учитель английского и немецкого языков, и один работает по совместительству. Причем совместитель к нам пришел, если можно так выразиться, самый удачный. Как учитель физической культуры, он владеет техникой общения с разновозрастными группами от первого до одиннадцатого класса. Педагогически талантливый человек. Что немаловажно, всем троим не требуется жилье. Отсутствие жилья - это одна из основных причин отказа молодежи идти работать в школу в небольших городках, селах и деревнях. Может, проблему бы решил беспроцентный кредит на покупку жилья на двадцать - двадцать пять лет или выделение служебных квартир, как было раньше? Люди хотят работать в школе, но, работая здесь, как показывает многолетний опыт, на квартиру они накопить никогда не смогут.

От хорошего братца ума набраться; от худого братца рад отвязаться.
См. СОБЛАЗН - ПРИМЕР

  • - см. Братца аффект-эпилепсия...

    Большой медицинский словарь

  • - эпилепсия, проявляющаяся большими эпилептическими припадками с вегетативно-сосудистыми расстройствами, возникающими на фоне выраженных отрицательных аффектов...

    Большой медицинский словарь

  • - Два братца в воду глядятся, век не сойдутся...
  • - Два братца век бегут, два братца век нагоняют...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Два братца глядятся, а вместе не сойдутся...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Два братца одним пояском опоясаны...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Четыре братца под одним шатром стоят...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Два братца пошли в воду купаться...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Два братца хотят подраться, да руки коротки...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖЕНИХ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГОРЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РАБОТА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. КЛЕВЕТА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ни два, ни полтора...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"От хорошего братца ума набраться; от худого братца рад отвязаться." в книгах

От худого мира к доброй ссоре

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

От худого мира к доброй ссоре На Северном Кавказе формально был объявлен мир. Москва, вполне естественно желая побыстрее выпутаться из конфликта и сохранить хорошую мину при плохой игре, вывела куда попало войска, выполнив обязательства перед Чечней. Но, как и ожидалось,

Молодая морковь со сметанным кремом «от Братца Кролика»

Из книги Готовим для детей автора Ивлев Константин

Коммуна «братца Иванушки»

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Коммуна «братца Иванушки» Как это ни печально, но тяга к «зеленому змию» являлась бичом крестьянской жизни в России, и ситуация в Петербургской губернии не служила исключением. По данным земской статистики конца XIX века, в то время как в Петербурге потребление алкоголя

Что общего у Багса Банни, Братца Кролика и пасхального кролика?

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Фрай Стивен

Что общего у Багса Банни, Братца Кролика и пасхального кролика? То, что все они не кролики, а зайцы.Багс Банни и Братец Кролик оба списаны с североамериканских зайцев – длинноухих и большеногих.Багс Банни, в 1958-м получивший «Оскара» за мультфильм «Благородный

Глава 21 От хорошего к лучшему Что нужно для того, чтобы подняться от хорошего к великолепному

Из книги Пора подниматься! автора Кийосаки Ким

Глава 21 От хорошего к лучшему Что нужно для того, чтобы подняться от хорошего к великолепному Словосочетание «потенциал роста» звучит в ушах инвестора сладкой музыкой. О чем идет речь? О любых действиях или факторах, способных привести к повышению ценности актива.

Быстро набраться сил

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Быстро набраться сил Всякие бывают обстоятельства: человек теряет силы после болезни, родов, стресса и т. д. Выйдите на улицу, поднимите руки над головой, смотрите на звезды и говорите:Звезды не считанны, небо не меряно. Господи, Боже мой, силы небесные со мной. Славлю

Быстро набраться сил

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 05 автора Степанова Наталья Ивановна

Быстро набраться сил Всякие бывают обстоятельства: человек теряет силы после болезни, родов, стресса и т. д. Выйдите на улицу, поднимите руки над головой, смотрите на звезды и говорите: Звезды не считанны, небо не меряно. Господи, Боже мой, силы небесные со мной. Славлю

От худого часа, порчи и сглаза

Из книги Заговоры, обереги, ритуалы автора Лузина Лада

От худого часа, порчи и сглаза Но море-Окияне, на острове Буяне стоит церковь соборная, соборная, богомольная. В этой церкви соборной, богомольной стоит Мать Пресвятая Богородица. Она книгу Евангелие читает, сама слезно плачет, отговаривает: от колдуна, от колдуницы, от

«Поспорили два братца»

Из книги автора

«Поспорили два братца» Что потом случилось с Кудеяром? О том ходили разноречивые слухи. Одни утверждали: знаменитый атаман все же принял постриг и остался в одном из монастырей на севере Украины. Другие считали, что он из лихого разбойника преобразился в нищего и

Сказка про лошадь Братца Кролика

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Сказка про лошадь Братца Кролика Раз после ужина мальчик прибежал к старому негру, чтобы послушать ещё про Братца Кролика и его приятелей.Дядюшка Римус был очень весел в этот день.Только Джоэль сунул голову в дверь, он услышал песенку…И мальчик тотчас вспомнил, как

Быстро набраться сил

Из книги Большая защитная книга здоровья автора Степанова Наталья Ивановна

Быстро набраться сил Всякие бывают обстоятельства: человек теряет силы после болезни, родов, стресса и т. д. Выйдите на улицу, поднимите руки над головой, смотрите на звезды и говорите:Звезды не считаны, Небо не меряно.Господи Боже мой,Силы небесные со мной.Славлю

3. Новоселье «братца Кролика»

Из книги Декоративные кролики автора Нерода Маргарита

3. Новоселье «братца Кролика» В зоомагазине можно найти клетки для кроликов самых разных размеров и конструкций, от простых и незатейливых до больших, оформленных в виде домика или как-то еще.Приобретая клетку, учтите, что кролики не приспособлены жить на решетчатом полу

Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова Месторасположение центров: Самая крупная община северо-запада России находится в Санкт-Петербурге. Есть также общины в Рыбинске, Вологде, Вырицах, Череповце и п.Сямжа Вологодской области.Численность адептов: Вологодская

Набраться сил

Из книги Как реагировать на несправедливость автора Бивер Джон

Набраться сил Мне нравится сравнивать процесс наращивания духовной силы с собственным опытом физических тренировок.В середине 1990–х годов я был костлявым и худым молодым человеком. Поскольку у меня всегда был высокий уровень обмена веществ, я мог очень быстро худеть,

29. Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. 30. Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

29. Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. 30. Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих? Но Лаван скоро переходит

Страница 12 из 15

551. Листы бумаги, опавшие листья; волчьи зубы, зубья пилы; корни дерева, съедобные коренья.
552. Пара валенок, сапог, чулок;
много дел, мест, яблок, макарон;
песни грузин, осетин, армян, молдаван, болгар, татар, цыган, солдат, партизан;
килограмм апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов;
группа инженеров, офицеров, тренеров, шофёров.
553 . Доч ь (3 скл.), меч , плач , с крыш , врач , около дач , товарищ , много задач , помощ ь (3 скл.), молодёж ь (3 скл.), вещ ь (3 скл.), печ ь (3 скл.), нет передач , из училищ , этаж , малыш , луч , реч ь (3 скл.), кирпич , из-за туч .
Дочк а, лучш е, начн у.
554. Рожь (3 скл.)
дрожь (3 скл.)
упряжь (3 скл.)
брешь (3 скл.)
тишь (3 скл.)
роскошь (3 скл.)
брошь (3 скл.)
ветошь (3 скл.)
мощь (3 скл.)
горечь (3 скл.)

багаж
блиндаж
пейзаж
рощ
стеллаж
шпионаж
груш
карандаш
шалаш
пастбищ
ковш
клёш
хрящ
плющ
борщ
овощ
круч
мяч
ключ
луж
обруч
сургуч.
555. Очень богат русский язык словами (Т. п.), относящимися ко временам (Д. п.) года и к природным явлениям (Д. п.), с ними связанным.
Возьмём хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнущей от последних заморозков (Р. п.)девочки-весны, есть в котомке много хороших слов (Р. п.).
Начинаются оттепели (И. п.), ростепели (И. п.), капели (И. п.) с крыш (Р. п.). Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы (И. п.). Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках (П. п.) появляются во льду первые промоины (И. п.) с чёрной водой, а на буграх (П. п.) проталины (И. п.) и проплешины (И. п.).
Невозможно перечислить всё. (К. Г. Паустовский.)

557 . Товарищ - с товарищем, встреча - встречей, продавщица - с продавщицей, горец - с горцем, молодец - молодцом, учительница -с учительницей, задача - над задачей, ученица - с ученицей, палец -с пальцем, малыш - с малышом, плечо - над плечом, врач - врачом, луч - под лучом, туча - под тучей, дворец - дворцом, столица - перед столицей, граница - за границей, крыша - с крышей, ключ - над ключом, мяч - под мячом, нож - с ножом, карандаш - с карандашом, гараж - гаражом, юноша - юношей, училище - училищем, советчица - с советчицей, мудрец - мудрецом, абзац - абзацем, падеж - падежом, пловец - пловцом, красавица - с красавицей, силач - силачом, ткач - ткачом, скрипачи - скрипачом, блюдца - блюдцем, выигрыш - перед выигрышем, мельница - над мельницей, сказочница - со сказочницей, насмешница - перед насмешницей, гвардеец - над гвардейцем, храбрец - с храбрецом, бородач - с бородачом.
558. - Алёша, почему ты назвал меня невежей?
- Конечно, ты невежа: не нашёл на карте наш город.
- А ты, Алёша, перепутал слова «невежа» и «невежда».
- Почему?
- Потому что невежей называют грубого, невежливого человека, а невежда - это необразованный, несведущий человек, неуч.
На карте - сущ., ж. р., 1 скл., нариц., неодуш., стоит в ед. ч., П. п.
559 . Слова «граница» и «рубеж» - синонимы . Границей называют линию, которая отделяет одно владение от другого. Рубеж - то же, что граница. В современном языке особенно часто встречается форма творительного падежа с предлогом (Т. п.) «за»: за рубежом (Т. п.), то есть за границей (Т. п.).
В современном (языке) - прилаг., м. р., П. п., ед. ч.
560 . Чёрные проталины заросло камышом
шёпот в аллее выращивать птенцов
жёлтые тычинки прилетают с добычей
громко щёлкать жир под кожей
лёгкий шорох лютой стужей
белая шёрстка тёмной тучей
жёсткий волос схвачен лисицей
шелест шёлка ждать скворцов
любуюсь птицей


562 . Интересный человек.
Замечательный писатель Житков (И. п.) с детства (Р. п.) отличался исключительной жаждой (Т. п.) знаний (Р. п.).
Он много времени (Р. п.) отдавал музыке (Д. п.), литературе (Д. п.), математике (Д. п.), астрономии (Д. п.), ботанике (Д. п.), географии (Д. п.) и другим наукам (Д. п.).
Кем только не был Борис Степанович Житков (И. п.)! Был он химиком (Т. п.) и инженером-кораблестроителем (Т. п.), охотником (Т. п.) и рыболовом (Т. п.). Любил рисовать, играл на скрипке (П. п.). Но больше всего на свете (П. п.) любил он море (В. п.). Ему посчастливилось побывать во многих странах (П. п.) мира (Р. п.): в Индии (П. п.), в Китае (П. п.), в Японии (П. п.), в Турции (П. п.), в Греции (П. п.), в Болгарии (П. п.). Жил он во Франции (П. п.), в Дании (П. п.).
Необыкновенно много знал и видел Житков (И. п.) Исключительной (жаждой) - прилаг., ж. р., ед. ч., Т. п.
563 . (диктант).
564 . (сочинение).


567 . Берёза. Люблю берёзку русскую (ж. р., ед. ч., В. п.),
То светлую (ж. р., ед. ч., В. п.), то грустную (ж. р., ед. ч., В. п.),
В белёном (м. р., ед.ч., П. п.) сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми (мн. ч., Т. п.) застёжками,
С зелёными (мн. ч., Т. п.) серёжками.
Люблю её, нарядную (ж. р., ед. ч., В. п.),
Родную (ж. р., ед. ч., В. п.), ненаглядную (ж. р., ед. ч., В. п.),
То ясную (ж. р.,ед.ч., В.п.), кипучую (ж. р., ед. ч., В. п.),
То грустную (ж. р., ед. ч., В. п.), плакучую (ж. р., ед. ч., В. п.).(А. А. Прокофьев.)

В сарафанчике - сущ., м. р., 2 скл., нариц., неодуш., стоит в ед.ч., П. п.
568. О птичьих голосах (П. п.), на птичьх головках (П. п.); с серой шерстью (Т. п.), серым утром (Т. п.), серым днём (Т. п.); соловьиная трель (И. п.), у соловьиного гнезда (Р. п.), чёрным дымом (Т. п.), чёрную весть (В. п.); в сорочьем гнезде (П. п.), сорочий стрекот (И. п.); по шёлковым пёрышкам (Д. п.), по шёлковой ткани (Д. п.).
569. По мере того как топор прохватывает до середины, звуки становятся глуше и больнее... Ещё удар, последний ; дерево оседает, надломится, затрещит, зашумит вершиной, а потом с нарастающей быстротой и шумом, подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю! Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека. (С.Т. Аксаков.)
Стиль - художественный, тема - отношение писателя к рубке деревьев. Основная мысль - в падении срубленного дерева «есть что-то невыносимо грустное».
Сотрясение, содрогание.


572 . О Гагарине написано немало. Для нас, знавших его близко, Юрий Гагарин прежде всего неутомимый труженик. Он любил повеселиться, пошутить. Все помнят знаменитую гагаринскую улыбку. Но в работе он был предельно собран и серьёзен.
Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями, конспектами, аккуратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, в срок сдавал зачёты и экзамены, не требовал никаких поблажек. Гагарин получил диплом с отличием.
Гагарин был простым, но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отличал дар мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение.

Решение - сущ., ср. р., на - ие, нариц., неодуш., стоит в ед. ч., В. п.
573. Добрый (прил.) к детям (Д. п.), добрый (прил.) со стариками (Т. п.); внимательный (прил.) к друзьям (Д. п.), внимательный (прил.) к родителям (Д. п.); благодарный (прил.) товарищам (Д. п.); верный (прил.) слову (Д. п.); верный (прил.) в дружбе (П. п.); искусный (прил.) в работе (П. п.); памятный (прил.) ребятам (Д. п.); сильный (прил.) духом (Т. п.); сильный (прил.) в математике (П. п.).

Снег
[с] - согл., глух., тв.
[н"] - согл., зв., мягк.
[э] - гласн., уд.
[к] - согл., глух., тв.
4 б., 4 зв.
Раскачивает - глаг., I спр., стоит в наст. вр., ед. ч., 3 л.
576. Холодной водой (ж. р., ед. ч., Т. п.), с весёлыми юношами и девушками (мн. ч., Т. п.), у знакомой старушки (ж. р., ед. ч., Р. п.), на огромном айсберге (м. р., ед. ч., П. п.), с разными сувенирами (мн. ч., Т. п.), о весеннем ливне (м. р., ед. ч., П. р.), с тонким ароматом м.р., ед. ч., Т. п.).

О ливне - сущ., м. р., 2 скл., нариц., неодуш., стоит в ед. ч., П. п. Робкий, синий, белый, пугливый, жестокий, трусливый, безжалостный, несмелый, бессердечный, малодушный, бесчеловечный, медлительный, верный, неторопливый, надёжный. Робкий - нерешительный, застенчивый.
Жестокий - бессердечный, чёрствый, бездушный.
578. I. Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Большой, деревянный, воробьиный, медвежья.
II. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (деревянный - деревянная - деревянные; деревянного, деревянному, о деревянном). Многие прилагательные имеют полную и краткую форму (красивый - красив). В краткой форме прилагательное изменяется по родам и числам (красив - красива - красивы).
III. В предложении имя прилагательное может быть определением или сказуемым.


580 . Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. То по крутым (каким? Д. п.) берегам серой (какой? Т. п.) стеной стояло осиновое (какое? И. п.) мелколесье и на отдельных (каких? П. п.) осинах висел жёлтый (какой? И. п.) хмель, будто кто-то развесил сушить на солнце новые (какие? И. п.) рогожи. То дуплистая (какая? И. п.) ива лежала поперек реки, как мост, и около неё выскакивали из воды головли. То река уходила торжественным (каким? Т. п.) поворотом в леса (какие? В. п.), золотые и синие от осени. (К. Г. Паустовский)




Могу - мо-гу.
[м] - согл., зв., тв.
[а] - гласн., безуд.
[г] - согл., зв., тв.
[у] - гласн., уд.
4 б., 4 зв.
583 . Снег у нас еще сохранился, но повсюду начинает таять. Утром он розовеет на солнышке. В ясный весенний день он чернеет на солнце, становится серым, пористым, грязным. Вечером он лиловый, синеватый.
584. 1. От хорошего братца можно ума набраться. 2. Большому кораблю большое плавание. 3. В колючем кустарнике не спрячешься. 4. Маленькое дело лучше большого безделья. 5. Горе в чужой земле безъязыкому. Кораблю - сущ., м. р., 2 скл., нариц., неодуш., стоит в ед. ч., Д. п.
585 . Красная книга
Международный (м. р., И. п.) союз охраны природы и природных (мн. ч., Р. п.) ресурсов ведёт специальную Красную (ж. р., В. п.) книгу .
В неё заносятся все животные, численность которых подошла к роковой черте - двум тысячам особей. Список истреблённых или кандидатов на истребление уже занимает два толстых (мн. ч., Р. п.) тома.
Каждый из этих томов в ярко-красном (м. р., П. п.) переплёте. Красный (м. р., И. п.) цвет не случаен. Он как бы говорит: «Стойте! Примите срочные (мн. ч., В. п.) меры!»
Благородные и сильные, добрые и отважные (мн. ч., И. п.) люди сделают всё, чтобы животные не гибли, не исчезали. (По Ю. Д. Дмитриеву.)



587. Изложение.
588. Там небеса и воды ясны! Там песни птичек сладкогласны! О родина, все дни твои прекрасны! Где б ни был я, но всё с тобой Душой. (В. А. Жуковский.)
Ясны - ясен, ясно. Сладкогласны - сладкогласен, сладкогласно. Прекрасны - прекрасен, прекрасно.
589. 1. Узкий - узок, узко, узка; резкий - резок, резко, резка; мягкий - мягок, мягко, мягка; редкий - редок, редко, редка; низкий - низок, низко, низка; сладкий - сладок, сладко, сладка; робкий -робок, робко, робка. 2. Бледный - бледен, бледно, бледна; горький -горек, горько, горька; страшный - страшен, страшно, страшна; честный - честен, честно, честна.
Узкий - широкий, робкий - смелый.
590. У зайца-русака глаза коричневые (полн. прил.), уши длинные (полн. прил.), большие (полн. прил.), усы жёсткие (полн. прил.). Шерсть у зайца густая (полн. прил.), сверху коричнево-жёлтая (полн. прил.), с тёмными (полн. прил.) крапинками (сущ.). На шее она желтовато-коричневая (полн. прил.), сзади - серо-белая (полн. прил.). Цвет шерсти меняется (глаг.) зимой и летом. Окраска помогает (глаг.) грызунам скрываться (глаг.) от врагов.
Помогает - глаг., I спр., стоит в наст. вр., ед. ч., 3 л.
591. Пригожему - пригож (кр. прил.), хорошего - хорош (кр. прил.), тягучему - тягуч (кр. прил.), горячего - горяч (кр. прил.), похожему - похож (кр. прил.), дремучего - дремуч (кр. прил.).
Линюч - ли-нюч.
[л"] -согл., зв., мягк.
[и] - гласн., безуд.
[н"] - согл., зв., мягк.
[у] - гласн., уд.
[ч"] - согл., глух., мягк.
5 б., 5 зв.
592 . 1. Утренний воздух чист и свеж. 2. Беленький ландыш пахуч . 3. Огромный страшный медведь неуклюж . 4. Забавный еж колюч . 5. Ёрш маленьки й и колючий .
593.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди , будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю.
Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны! (Из письма А. М. Горького.)
Желаю - глаг., I спр., стоит в наст. вр., ед. ч., 1 л.
594. Будьте внимательны, дверь сейчас откроется! Будьте добры, передайте, пожалуйста, талончик. Будьте любезны, пропустите нас к выходу.
595. 1. Спортсмены нашей школы быстры и ловки. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие. 2. Класс был неуютен и пуст. Класс был неуютный и пустой. 3. Будьте счастливы и здоровы! 4. Будьте осторожны и внимательны!
596 . Волк зол , но неумён . Заяц робок , но быстр. Медведь силён , но наивен . Кот мал , но хитёр .
597 . 1. Богат друзьями. 2. Известен силой. 3. Нужный родителям, школе. 4. Готовы к экзамену. 5. Знакомый ученикам. 6. Пригоден для работы. 7. Удивителен разнообразием.
Богат - бо-гат.
[б] - согл., зв., тв.
[а] - гласн., безуд.
[г] - согл., зв., тв.
[а] - гласн., уд.
[т] - согл., глух., тв.
5 б., 5 зв.
598 . 1. Мария очень похожа на мать. 2. Я не согласен с товарищем. 3. Я очень благодарен другу за помощь. 4. Кто в этом виноват ?
599. Бедный зайчик
Начался ледоход, и река разлилась. Она затопила берега. Заяц не успел убежать от нахлынувшей воды и влез на толстую ветку дерева.
У зайчика тревожно поднятые уши, большие испуганные глаза. Шерсть у него снизу белая, зимняя, а сверху, на спинке, уже серая.
Вода скоро начнет убывать, и зайчик снова сможет скакать и радоваться весне.

600 . I. Чёрная окраска - прилаг. Окраска (какая?) чёрная.
II. Н. ф. - чёрный; в ж. р., в И. п., в ед. ч.
III. Окраска (какая?) чёрная .
I. Не ядовит (уж) - прилаг. Уж (каков?) не ядовит .
II. Н. ф. - ядовитый; в кр. форме, в м. р., в ед. ч.
III. Уж (каков?) не ядовит.
I. В старых плотинах - прилаг. В плотинах (каких?) старых .
II. Н. ф. - старый; в мн. ч., в П. п.
III. В плотинах (каких?) старых.