Сочинение «Женские образы в романе «Евгений Онегин. Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А. С. Пушкин - величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка - семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.
Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой... добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь...
За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:
А кстати, Ларина проста,
Но очень милая старушка.
Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”. Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели:
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было множество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезжего улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Онегин:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина - “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
В провинциальной глуши, среди разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне” единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас...
В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: “Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Ее жизнь гармонична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.
И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в романе, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с “преданиями простонародной старины”. Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоминает героиня в светской жизни:
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...”, его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.


Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы тревожат воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки»,.. Видимо, Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь он назвал свою старшую дочь Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Впервые мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, тоже была «прелестный уголок», какие часто попадаются в средней полосе России. Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», как иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Жизнь семейства, которая описывается с любовной иронией, протекала мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Также «верила преданьям простонародной

  • старины, и снам, и карточным гаданьям», ее
  • «тревожили приметы». Но было уже с детст
  • ва много такого, что отличало ее от других.
  • Ока ласкаться не умела
  • К отцу, ни к матери своей;
  • Дитя сама, в толпе детей
  • Играть и прыгать не хотела
  • И часто целый день одна
  • Сидела молча у окна.

Татьяна с детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства - тех качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено книгам, которые сыграли немалую роль в формировании личности Татьяны. Так Пушкин подводил нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни - просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам большого света. Существенное достоинство этих девушек - самобытность.

Сказано как будто о Татьяне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? Пушкин особо подчеркивает постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Когда Татьяна становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется, была». А на самом деле она нисколько не изменилась. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в себе.

Пушкин любил свою Татьяну… Существует древнегреческая легенда о том, как один скульптор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько красива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к девушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тоску замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым обрекая мастера и его создание на вечную любовь.

Но это легенда. А Пушкин создал вечный образ прекрасной русской женщины. Трудно даже представить, что Татьяна поэтом придумана. Хочется верить, что она была в жизни, что подобные ей и теперь встречаются. О любви поэта к своему созданию говорят и следующие строки:

Ока было нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Пушкин описывает ее такой, какой видел идеал женщины. Поэт ведь ‘«истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство, верность супружескому долгу.

Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и сумевшая ради него попасть к самой царице. И, наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Как мучила, как занимала Александра Сергеевича тема супружеской верности!

/ / Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

« » - это настоящий литературный подвиг, который был совершен Пушкиным. Это одно из самых знаменитых и самых популярных произведений русской литературы.

Главный женский образ романа – дает нам общую характеристику русской женщины того времени. Автор сравнивает свою Татьяну с образом Светланы, который создает не менее известный писатель Жуковский. Эти женщины чем-то похожи, и Пушкин упоминает об этом.

Александр Сергеевич вошел в ряды первых поэтов, которые в своих произведениях пытались изобразить настоящую русскую женщину – ее черты внешности, нравы и характер. Образ Татьяны становится пушкинским идеалом. В строках романа он говорит о ней ласково и с нежностью: «Я так люблю Татьяну милую мою».

Главная героиня отличается от привычных женских образов типичных произведений того времени. Она не блистала красотой, не привлекала к себе внимания. Выражения Пушкина в последних главах, описывают Татьяну строгой, равнодушной и неприступной. Ее красота была в душевном богатстве и настоящей русской простоте. Она, находясь рядом со знаменитой петербургской красавицей, абсолютно не уступала ей своей привлекательностью. Описывая нам Татьяну, автор нисколько не приукрашает ее образ. Он не идеализирует ее внешность и внутренний мир.

С самого детства у девушки не было настоящих подруг, она углублялась в себя и погружалась в мир своих внутренних переживаний. Татьяна любила много читать. С раннего возраста она увлекалась романами. Именно в их содержании она пыталась найти ответы для своих внутренних переживаний. Вникая в смысл текстов, она создала идеальный образ мужчины, который мог бы стать ее возлюбленным. Вот таким человеком и показался ей Онегин.

Чтобы ярче раскрыть характер героини, Пушкин использует картины природы и связь девушки с нейй. Она рано на рассвете, встречает восход солнца. Она провожает ушедший день за горизонт и наблюдает за звездным небом. Татьяна мечтает встретить человека, который наполнит ее жизнь смыслом. Но, ее любовные чувства к Онегину, полностью разочаровывают женскую душу. Даже убегая от своих чувств в Петербург, девушка сохраняет свои внутренние убеждения. Она мечтает о спокойном и тихом прочтении книг, она вспоминает родной дом и сад.

Последнее свидание с Евгением полностью завершает характеристику образа Татьяны. Находясь в замужнем положении, она сохраняет верность мужу и превозносит ее над своими чувствами к Онегину.

Второстепенные женские персонажи Ольги и матери Татьяны Лариной вызывают у Пушкина двоякое отношение. С одной стороны, мать Татьяны труженица и радушная хозяйка. С другой стороны – она выражает непонятные мысли по отношению к собственному мужу. Возможно, это случилось из-за насильного брака. Ведь никто не спросил ее воли и ее желания.

Совершенно не долго грустит за своим возлюбленным . Значит, ее чувства не искренне. Героиня Ольга предстает перед нами красавицей, скромной девушкой. Но, ее образ слишком типичен для героинь романов того времени.

В романе есть и другие женские образы. Но, их описанию Пушкин не уделяет особого внимания. Благодаря главным героиням, автор смог намного глубже раскрыть образы Ленского и Онегина. Он смог создать целую сюжетную линию, которая увлекла читателей и вызвала в них бурю всевозможных эмоций.

Муза Пушкина, открывшая «пир младых затей» в лицейской келье юного поэта, много раз меняла свой облик: «несла свои дары и, как вакханочка, резвилась» в среде молодых бунтарей и вольнодумцев, Ленорой при луне скакала рядом с поэтом по романтическим скалам Кавказа, «смиренные шатры племен бродячих посещала», пока вдруг не явилась поэту в образе Татьяны Лариной:
И вот она в саду моем
Предстала барышней уездной
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

«Милый идеал» поэта, его любимая героиня, Татьяна станет на долгие годы олицетворением пушкинской музы, начиная с ее первого появления и до того момента, когда поэт впервые приведет ее на светский раут.

Во второй главе «Евгения Онегина», познакомив читателей и с деревенским окружением героя, и с Владимиром Ленским, Пушкин подробно рассказывает о семье Лариных. Перед читателем проходят очень непохожие персонажи, очень разные женские лица я характеры. «Простой и добрый барин», «смеренный грешник Дмитрий Ларин к этому времени уже тихо почил, и вся семья к моменту действия романа состояла исключительно из женщин: матери, двух дочерей на выданье и старой няни. Именно эти героини, занимая разное место в романе, помогают Пушкину написать удивительные картины патриархальной жизни поместного русского дворянства и на фоне этой неторопливой жизни поставить серьезные вопросы о положении и месте женщины в русском обществе начала ХIХ века. Чтобы понять самобытность и уникальность личности главной героини, автор вводит читателя в круг ее семьи, подробно перечисляя асе те важные приметы, без знания которых невозможно правильно понять ни события, происходящие вокруг Ларина ни характер самой Татьяны. Пушкин с иронией пишет и о матери, и об Ольге, и даже порой о Татьяне, но это добрая ирония, за которой скрывается природная любовь Пушкина к устойчивому, неспешному, гостеприимному укладу сельской жизни. За деревенскими главами «Онегина» стоит любимый Пушкиным дом Осиповых — Вульф, соседей Михайловского. Там, в Тригорском, тоже соблюдались все обряды и правила русской жизни там было шумно, бестолково и гостеприимно, там всем заправляла Прасковья Александровна Осипова. В большой и верный друг Пушкина, там блистали юностью я красотой дочери, там отдыхал душою Пушкин, и все эти впечатления вошли в художественный мир «Евгения Онегина».

Пушкин мечтает о том времени, когда, унизившись до «смиренной прозы», он возьмется за «роман на старый лад»:
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.

Предтечей такого романа «На старый лад» был, в сущности, «Евгений Онегин». Мать Татьяны, которая «любила Ричардсона… звала Прасковью в говорила нараспев… была одета всегда по моде и к липу вышла замуж, поплакала над однообразием деревенской жизни, но быстро привыкла, занялась хозяйством, «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять», и стала образцовой русской помещицей:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы.
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь.

И, конечно, главной ее заботой было счастье дочерей, их удачное замужество.

Из двух сестер Лариных Пушкин первой представляет Ольгу - невесту Ленского. Пламенная любовь молодого поэта готовит читателя к встрече с неземным созданием, воплощением романтической прелести и чистоты. Пушкин создает пор трет Ольги, которую он видит глазами влюбленного поэта, но и своими собственными, отсюда и снисходительность, и ирония автора, которые особенно ярко проявятся в последних строках:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила;
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,

Никакой загадки в этой юной героине нет, она проста и ясна, как сотни романных прелестниц, узнаваемых с первого взгляда и неотличимых друг от друга. Пушкин, однако, не пытается развенчивать Ольгу, а просто признается, что этот «портрет» ему безмерно надоел. Онегин не столь щепетилен и свое первое впечатление от избранницы друга формулирует резко и прямо: «В чертах у Ольги жизни нет. Точь в точь в Вандиковой мадонне: кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Скромность и послушание Ольги оборачиваются легкомыслием и непониманием. Как писал Белинский, быстро утешившись после смерти Ленского и выйдя замуж за улана, Ольга «повторит свою маменьку с теми изменениями, которых потребует время».

Совсем иной женский характер создан Пушкиным в образе Татьяны, которая «в семье своей родной казалась девочкой чужой». «Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей». Однако, в отличие от Ленского, Онегин при первой же встрече с сестрами Лариными почувствовал незаурядность в глубокую поэтическую сущность старшей сестры: «Неужто ты влюблен в меньшую?» - «А что?» - «Я вы брал бы другую, когда б я был, как ты, поэт».

Конечно, Татьяна, «русская душою», усвоила очень многое из традиционного уклада своей семьи:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины:
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны..

Татьяна тонко чувствует природу, поэзию, верит в любовь и не боится своего чувства. Ее письмо Онегину это не только удивительная лирическая исповедь («Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна»), но и поступок, свидетельствующий о силе характера, о независимости от общественного мнения, которое, узнай соседи об ее поступке, осудило бы барышню самым решительным образом. Отповедь Онегина, дуэль Онегина и Ленского, отъезд Онегина из деревни и все более усиливающееся чувство одиночества рядом с мольбами матери - все это заставляет Татьяну согласиться на замужество, ставящее точку и на ее юности, и на несбывшейся любви. Чувство долга и чести заставляет ее отказать Онегину после его признания: «Я вас люблю - к чему лукавить? Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Возникает вопрос: прав ли наш замёчательный критик В. Белинский, пропевший настоящий гимн Татьяне, когда резко оценивает ее отказ Онегину: «Именно отдана, а не отдалась. И не это ли профанация чувства? И где с большей силой может сказаться свобода женщины, если не в чувстве?» Говоря о свободе чувства, Белинский, несомненно, прав, но Татьяна, с ее природной честностью и искренностью не пытается скрыть свою любовь к Онегину, однако воспитанное в ней чувство долга и чести не позволяет ей иначе решить свою судьбу. Думается, что этот поступок героини свидетельствует не о профанации чувства, а о гармонии ее личности, пленяв шей автора и, кстати, великолепно почувствованной Белинским: «Она вся создана как бы из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

Одна из самых трогательных сцен романа - это сцена Татьяны с няней. Конечно, создавая образ няни в «Евгении Онегине» Пушкин помнил о своей няне Арине Родионовне, и любовь и нежность к ней («Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Отразились в романе с удивительной силой. Образ няни - образ эпизодический, но, хотя ему уделено не много места, он незабываем. Покорность судьбе («Так, видно, Бог велел»), сострадание к Татьяне, забота о ней - все эти черты русской крестьянки вызывают в душе поэта не меньший отзвук, чем чувства и поступки героини. И не случайно в последнем разговоре с Онегиным Татьяна вспоминает места своего детства, свою покойную няню как самое светлое и счастливое, что было в ее жизни:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера -
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

Подвиг Пушкина состоял не только в том, что он впервые создал тип героя, о котором Достоевский сказал: «Это дитя эпохи, это вся эпоха, первый раз сознательно на себя взглянувшая». Еще больший подвиг был совершен поэтом него открытии типа русской женщины - типа, которому суждено будет долгое и счастливое развитие в нашей литературе. Вслед за Татьяной в русскую литературу войдут тургеневские героини, женские характеры Толстого и Достоевского, герои ни Островского в Чехова, но Татьяна навсегда останется первым в нашей литературе великим женским образом.

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин - величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка - семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой... добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь...

За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка.

Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”. Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила.

Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели:

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было множество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезжего улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Онегин:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина - “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

В провинциальной глуши, среди разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне” единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас...

В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: “Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Ее жизнь гармонична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.

И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в романе, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с “преданиями простонародной старины”. Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоминает героиня в светской жизни:

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей.

Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...”, его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.