Сумароков краткое содержание. Димитрий самозванец. Другие литературные источники

"Дмитрий Самозванец" - знаменитая трагедия в стихах Александра Сумарокова. Она была написана в 1771 году.

Исторический прототип

Трагедия "Дмитрий Самозванец" рассказывает о судьбе Лжедмитрия I, ставшего первым из четырех самозванцев, объявивших себя выжившими сыновьями Ивана Грозного.

Современные исследователи чаще всего отождествляют Лжедмитрия I с беглым монахом Григорием Отрепьевым из Чудова монастыря. Поддержку и сторонников он нашел в Польше, откуда и вышел с походом на Москву в 1605 году. Согласовав все нюансы с Боярской думой, 20 июня он торжественно въехал в столицу.

Уже при первой встрече московским ревнителям православия не понравилось, что царя повсюду сопровождали поляки. При этом многие обратили внимание, что он не по-московски прикладывался к образам. Однако это списали на то, что он много лет провел за границей и мог позабыть местные обычаи.

18 июля из ссылки прибыла его "мать" Мария Нагая, в монашестве принявшая имя Марфа. На глазах большого количества людей они обнялись и заплакали. Царицу разместили в Вознесенском монастыре, где Дмитрий Самозванец ее регулярно навещал.

Только после этого он прошел обряд коронации, приняв символы власти из рук нового патриарха Игнатия и бояр.

Буквально сразу после восшествия на престол вокруг самозванца стали строить заговоры. Самое известное - противостояние Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского. По доносу Шуйский был арестован за то, что распространял слухи, что царь на самом деле является расстригой Отрепьевым и планирует искоренение православия и разрушение церквей. Земский Собор приговорил его к смертной казни, однако сам Дмитрий его помиловал, отправив в ссылку.

В апреле 1606 года в Москву прибыла невеста Дмитрия Самозванца Марина Мнишек вместе с отцом. 8 мая состоялась коронация Марины Мнишек, молодые сыграли свадьбу.

Свержение самозванца

Лжедмитрий был свержен уже в 1606 году. Ключевую роль в этом сыграли Шуйские. Василий въехал в Кремль с мечом в руке, отдав приказ "идти на злого еретика".

Самого Дмитрия в ту ночь разбудил колокольный звон. Бывший при нем Дмитрий Шуйский сообщил, что в Москве пожар. Лжецарь хотел вернуться к жене, но толпа уже выламывала двери, сметая личную охрану самозванца. Лжедмитрий вырвал алебарду у одного из стражников, попытавшись прогнать толпу. Верный ему Басманов спустился на крыльцо, пытаясь уговорить собравшихся разойтись, но был зарезан.

Когда заговорщики начали ломать дверь, Дмитрий пытался выпрыгнуть в окно и спуститься по лесам. Но оступился и упал, на земле его и подобрали стрельцы. Он был без сознания с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Стрельцам он пообещал за спасение, поэтому они не стали его отдавать заговорщикам, а потребовали, чтобы царевна Марфа еще раз подтвердила, что это ее сын. За ней отправили гонца, который вернулся, сообщив, что Марфа ответила, будто сын ее убит в Угличе. В самозванца выстрелили, а затем завершили начатое алебардами и мечами.

Создание трагедии

Произведение, которому посвящена эта статья, Сумароков закончил в 1771 году. "Дмитрий Самозванец" - восьмая трагедия в его творчестве, одна из последних. До этого он написал такие драмы, как "Хорев", "Гамлет", "Синав и Трувор", "Аристона", "Семира", "Ярополк и Димиза", "Вышеслав".

После "Дмитрия Самозванца", год написания которого вам теперь известен из этой статьи, создал только одну трагедию. Она называлась "Мстислав".

В 1771 году "Дмитрий Самозванец" впервые был напечатан. Интересно, что произведение вышло в России в то время, когда в Европе уже вовсю развивалась новая буржуазная драма, представленная пьесами Дидро, Лессинга, Бомарше. Они потеснили классическую трагедию и комедию, принуждая уступить место реалистической бытовой драме. Сумароков же был ярым поборником классицизма, поэтому решительно отрицал всякие новомодные драматургические течения.

Трагедия Сумарокова "Дмитрий Самозванец" начинается в то время, когда Лжедмитрий I уже занял российский трон. Автор отмечает, что с тех пор он уже успел совершить немало злодеяний. В частности казнил и сослал достойных и ни в чем не повинных людей. Их главный грех был в сомнении, что престол занял истинный наследник и сын Ивана Грозного. И так ослабленная Смутой страна была окончательно разорена, Москва превратилась в одну большую темницу для бояр.

К 1606 году тирания правителя достигает предела. В трагедии Сумарокова "Дмитрий Самозванец", краткое содержание которой приведено в этой статье, утверждается, что к тому времени правитель всерьез решил обратить россиян в католическую веру, отдав народ под польское иго. Образумить царя пытается его наперсник по имени Пармен. Но все безуспешно, царь ни в чем не желает раскаиваться. Он заявляет, что презирает российский народ и будет и дальше применять свою тиранскую власть.

Единственное, что заставляет страдать Дмитрия Самозванца у Сумарокова - это дочь боярина Шуйского по имени Ксения. Но она к нему равнодушна, к тому же царь женат на полячке Марине Мнишек. Правда, Лжедмитрия это особо не смущает, он все равно рассчитывает добиться расположения своей возлюбленной. Супругу же он рассчитывает отравить. Об этом замысле он рассказывает Пармену, который решает отныне всячески оберегать царицу.

Народные волнения

События в трагедии "Дмитрий Самозванец", краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинают активно развиваться после того, как приходит начальник стражи с тревожным сообщением. Он рассказывает, что на улицах волнуется народ. Некоторые уже в открытую заявляют, что нынешний государь - не сын Ивана Грозного, а самозванец, беглый монах, которого в действительности зовут Григорий Отрепьев.

Главный герой произведения сразу догадывается, кто стоит за мятежом. Это отец Ксении Шуйский. Он немедленно требует привести обоих к нему во дворец.

Шуйский всячески отрицает все обвинения. Он уверяет, что и сам, и весь народ верят в царя и любят его. Самозванец пользуется случаем и требует в доказательство преданности боярина отдать за себя Ксению. Девушка категорически против и с гордостью отказывается от этого предложения. Дмитрий начинает угрожать ей смертью, но даже это не заставляет ее изменить свое мнение. У нее есть жених по имени Георгий, она не в силах его забыть. Шуйский обещает царю повлиять на дочь и заставить ее передумать.

Когда отец и дочь остаются наедине, тот открывается ей, что в действительности собирается скоро свергнуть тирана, но до поры до времени нужно таиться и во всем с ним соглашаться. Шуйский убеждает Ксению притвориться, что она покорилась его воле. И Ксения, и Георгий соглашаются пойти на этот обман во благо Отечеству.

Дмитрий Самозванец в трагедии Сумарокова легко верит этой лжи. Правда, не может сдержаться и тут же начинает издеваться над поверженным соперником. Георгия это возмущает, хоть Ксения его и пытается остановить, он в лицо говорит царю все, что о нем думает, называя тираном, убийцей и самозванцем. Жениха Ксении приказывают заключить в темницу. После этого не может удержать себя в руках и девушка. Тогда самозванец, которого обуревает гнев, грозится казнить обоих молодых людей. Смягчить его удается только вовремя подоспевшему Шуйскому, который снова уверяет, что отныне Ксения больше не будет противиться желаниям царя. Он даже забирает у Дмитрия перстень, чтобы передать его дочери в знак любви монарха.

Боярин к тому же всячески убеждает самозванца, что сам является его верным соратником, самой надежной опорой трона. Под этим предлогом он берет на себя урегулирование вопроса с народными волнениями, которые снова начались после того, как Георгий оказался в заключении. В трагедии Сумарокова Дмитрий Самозванец не возражает против этого, но в то же время приказывает усилить собственную охрану.

Освобождение Георгия

В трагедии "Дмитрий Самозванец" (краткое содержание поможет вам лучше понять это произведение) главный герой и сам понимает, что свирепостью и кровожадностью настраивает против себя народ и подданных. Но ничего не может с этим поделать.

Пармену удается в эту минуту слабости на него повлиять, чтобы освободить Георгия. Обсуждая царя с Шуйским, тот отмечает, что пусть даже нынешний царь и самозванец, но если он достойно выполняет свою миссию, то должен оставаться на престоле. После этого в очередной раз признается в верности царю. Но даже после этого Шуйский не доверяет чувствам наперсника Дмитрия, поэтому не решается ему раскрыться.

Ксения и Георгий снова встречаются с Шуйским. На этот раз они клятвенно ему обещают, что будут впредь терпеть все ругательства самозванца, чтобы случайно не выдать себя. Напоследок влюбленные клянутся, что останутся верными друг другу.

В этот раз их план оказывается более успешным. В трагедии Сумарокова "Дмитрий Самозванец" (краткое содержание поможет вам вспомнить сюжет) Ксения и Георгий клянутся Дмитрию, что всеми силами стремятся преодолеть свою любовь. В это время оба сильно бледнеют, а на глазах у них выступают слезы. Но царь доволен их отречением друг от друга. Ему доставляет удовольствие наблюдать за их страданиями, чувствовать абсолютную власть над своими подданными.

Ночь измены

Правда, упиваться своей победой ему долго не приходится. От начальника стражи поступает тревожная новость. Народ и дворянство ожесточены. Предстоящая ночь может оказаться решающей. Дмитрий призывает к себе Пармена.

В это время Ксения пытается хоть как-то заступиться за зачинщиков бунта, среди которых ее возлюбленный и отец. Но все напрасно.

Пармен пытается убедить царя, что единственный путь к спасению - это милосердное отношение к подданным и раскаяние. Но нрав царя не приемлет добродетели, на уме у него только злодейства. Поэтому Пармен получает приказ казнить бояр.

Когда приказ о смертном приговоре объявляют Георгию и Шуйскому, они с гордостью заявляют, что готовы принять смерть. Шуйский просит только об одном - проститься перед смертью с дочерью. Дмитрий соглашается на это только потому, что знает, это только усилит их страдания и мучения.

Ксению приводят к жениху и отцу, она трогательно с ними прощается. Девушка, по сути, лишается всех людей, которые составляли счастье в ее жизни. В отчаянии она просит зарубить ее мечом. Напоследок она бросается к Пармену, который уже собирался увести бояр в темницу. Она вопрошает, неужели и он сменил свой жалостливый нрав на злодейство? Тот никак не реагирует на ее мольбы, но втайне посылает мольбы на небо, чтобы исполнилась его заветная мечта о свержении тирана.

Развязка трагедии

Развязка в трагедии "Дмитрий Самозванец" наступает уже следующей ночью. Царя будит звон колокола. Он понимает, что народный бунт все-таки начался. Он в ужасе, ему кажется, что против него ополчились не только все люди, но даже небо, спастись никак нельзя.

Дмитрий в панике. Он требует от своей малочисленной стражи победить толпу, которая уже окружила царский дом, начинает строить план бегства. Но даже в эти минуты его страшит не приближающаяся погибель, а то, что он может умереть, не отомстив всем своим врагам. Весь свой гнев он вымещает на Ксении, заявляя, что дочь предателей должна погибнуть за отца и жениха.

Вооруженные заговорщики врываются в как раз в тот момент, когда Дмитрий заносит кинжал над девушкой. И жених, и отец рады бы умереть вместо нее. Дмитрий согласен оставить Ксению в живых только при одном условии - ему должны вернуть корону и власть.

Шуйский на это не может пойти, верность Отечеству для него важнее. Георгий бросается к злодею, понимая, что не сможет успеть. Дмитрий уже готов заколоть Ксению, но в последний момент Пармен проявляет свою истинную сущность. С мечом наперевес он вырывает Ксению из рук самозванца. С проклятиями Дмитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает на глазах у окружающих.

Анализ произведения

Исследователи отмечают, что во многих произведениях Сумарокова одним из ключевых мотивов является восстание, которое заканчивается удавшимся или провалившимся государственным переворотом. Особенно ярко эта тема проявляется в произведении "Дмитрий Самозванец". Эта трагедия целиком посвящена попыткам свергнуть тирана и узурпатора.

В центре повествования Лжедмитрий I, злодей и изверг. Он убивает людей не задумываясь, без всякого зазрения совести. Более того, он ненавидит весь русский народ, которым взялся управлять. Он готов выполнить соглашение с поляками и отдать его во владения полякам. В его планах установить в России католичество и верховенство Папы Римского.

Производя анализ "Дмитрия Самозванца" Сумарокова, стоит отметить, что в произведении подробно описывается, как народный гнев поднимается против неугодного правителя. Дмитрий уже в первом действии узнает, что трон под ним шатается. Речь об этом идет в самом начале трагедии. В дальнейшем эта тема только развивается.

В пятом действии, наконец, происходит свержение тирана. Понимая, что обречен на поражение, он кончает жизнь самоубийством на глазах у окружающих. В анализе "Дмитрия Самозванца" стоит подчеркнуть, что сам заговор организуется не спонтанно. У него есть конкретный идейный вдохновитель, которым является боярин Шуйский. Поначалу он всячески притворяется верным слугой Дмитрия, чтобы втереться к нему в доверие. Такую же роль в произведении играет и наперсник правителя Пармен. Сумароков всяческими способами одобряет эту интригу, считая, что в конкретном случае Ради свержения деспота, который готов погубить страну, можно врать, подличать и льстить, считает автор.

Сумароков в своем произведении категорически отказывается от чрезмерной строгости и принципов. Вместо этого он наглядно демонстрирует, какая судьба может ожидать монарха, если он будет действовать не в интересах своего народа.

В конце XVIII века трагедия была воспринята как произведение, которым Сумароков как бы говорит дворянам о том, что власть царя вовсе не абсолютна и безгранична. Он прямо угрожает правителям перспективой свержения в том случае, если они выберут модель поведения тирана, как это сделал Лжедмитрий I. Сумароков говорит о том, что народ сам вправе решать, кто достоин им управлять, а при случае способен свергнуть неугодного монарха. По представлениям писателя, царь - это слуга народа, который обязан править в его интересах, соответствуя законам чести и добродетели.

Эти мысли были весьма смелыми для того времени. К тому же они подкреплялись сентенциями о злых царях, о царской власти в целом, все это произносили герои трагедии Сумарокова.

Другие литературные источники

Стоит отметить, что тема Смутного времени была весьма популярной в отечественной художественной и исторической литературе XVIII века, остается таковой и по сей день. Помимо Сумарокова, немало писателей и историков обращались к этой теме.

Конечно, многих интересовала именно фигура Лжедмитрия I, которому удалось добиться большего, чем всем его последователям (всего было четыре Лжедмитрия). Беглый монах же Григорий Отрепьев целый год провел на престоле, привез польскую дворянку, на которой женился, обзавелся сторонниками среди бояр, но все-таки был свергнут.

Еще одно произведение, посвященное этому историческому персонажу, также называется "Дмитрий Самозванец". Булгарин написал его в 1830 году. Это исторический роман.

Правда, по мнению большинства исследователей, идею для романа он украл у Пушкина, ознакомившись с черновиками его "Бориса Годунова". Произошло это при нелицеприятных событиях. После поражения декабристского восстания Фаддей Булгарин начал сотрудничать с третьим отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которое было специально создано для расследования деятельности декабристов, для выявления всех причастных к нему заговорщиков.

Даже сам Александр Пушкин обвинял Булгарина в том, что тот похитил его идеи, ознакомившись с ними как сотрудник охранки. Считается, что другой возможности у Булгарина быть не могло. Поэтому с подачи поэта он заслужил репутацию осведомителя.

Это был второй роман Булгарина. За два года до этого он издал произведение, которое назвал "Эстерка".

Так, перед нами проходят: педант-ученый (в «Тресотиниусе» их три: сам Тресотиниус, Ксаксоксимениус, Бобембиус; в «Чудовищах» – это Критициондиус); это – «доктор» итальянской комедии; за ним идет хвастливый воин, врущий, о своих неслыханных подвигах, а на самом деле трус (в «Тресотиниусе» Брамарбас); это – «капитан» итальянской комедии, восходящий к «хвастливому солдату» Пир-гополинику Плавта. Далее – ловкие слуги Кимар в «Тресотиниусе» и «Пустой ссоре», Арлекин в «Чудовищах»; это «Арлекин» commedia dell’arte; наконец – идеальные любовники – Клариса и Дорант в «Тресотиниусе», Инфимена и Валер в «Чудовищах». Характерны для условно-гротескной манеры Сумарокова самые имена героев его первых комедий, не русские, а условно-театральные.

Лекция: комедии сумарокова. «опекун», «рогоносец по воображению».

Мать - совместница дочери», «Вздорщица» и «Рогоносец по воображению». Последняя из них испытала влияние пьесы Фонвизина «Бригадир».
В «Рогоносце» противопоставлены друг другу два типа дворян: образованные, наделенные тонкими чувствами Флориза и граф Кассандр - и невежественные, грубые, примитивные помещик Викул и его жена Хавронья. Эта чета много ест, много спит, играет от скуки в карты.

Одна из сцен живописно передает черты быта этих помещиков. По случаю приезда графа Кассандра, Хавронья заказывает дворецкому праздничный обед.


Внимание

Делается это увлеченно, вдохновенно, со знанием дела. Обширный перечень блюд колоритно характеризует утробные интересы деревенских гурманов.

Трагедии сумарокова. их политическая и воспитательная направленность

Его подьячий в «Тресотиниусе» (только намеченный образ), в «Чудовищах» ябедник Хабзей и судьи Додон и Финист – включены в общую линию его борьбы с бюрократией; его петиметры, французоманы, светские щеголи, — Дюлиж в «Чудовищах» и Дюлиж в «Пустой ссоре», – включены в линию его борьбы против придворной «знати», против галломании, за русскую культуру, за родной язык. Комедии Сумарокова, даже первые три из них, пересыпаны литературно-полемическими выпадами, намеками на самого Сумарокова и его неприятелей.

Это в особенности относится к «Тресотиниусу», главное действующее лицо которого, давшее название комедии, – памфлет против Тредиаковского, необычайно карикатурный, но недвусмысленный. Это характерно для всей комической манеры Сумарокова данного периода; его комические маски не поднимаются до широкой социальной типологии.

/ сумароков

Вся манера Сумарокова в этих пьесах условно-гротескная. В «Чудовищах» на сцене происходит комическое судебное заседание, причем судьи одеты, как иностранные судьи, – в больших париках, а вообще они вовсе не судьи, и самый суд происходит в частном доме, и все это – сплошной фарс, причем за смехотворностью сцены нельзя разобрать, как же понять ее всерьез.


Сумароков любит фарсовый комизм – драки на сцене, смешные пикировки действующих лиц. Вся эта гротескная смехотворность у него в значительной мере зависит от традиции итальянской комедии масок.

Самый состав комических персонажей первых сумароковских комедий определен в основном составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Это – традиционные маски, многовековая традиция которых восходит чаще всего к римской комедии.

Сумароков александр петрович

Лучшая в комедийном тв-ве Сумарокова пьеса «Рогоносец по воображению»(3 действ.) появилась после фонвизинского «Бригадира» и предвосхитила появление «Недоросля» (общность ситуаций, хар-ров). В центре внимания – быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи.

Инфо

Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их. Персонажи лишены односторонности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, кот.


говорят только «о севе (нет не нашем Мегасеве, а жаль, было бы интересно))), о жнитве, о умолоте, о курах», у кот. крестьяне по миру ходят (Хавронья всех крестьян работать заставляет, денежку на черный день откладывает), Сумароков показывает черты, вызыв. к ним сочувствие. Викул и Хавронья трогают своей привязанностью, они добры к своей воспитаннице, бедной девушке двор. рода Флоризе. Нелепость жизни Викулы и Хавроньи подчеркивается завязкой комедии.

Опекун

Комедия построена прежде всего на показе двух персонажей – Викула и Хавроньи; остальные лица традиционны и отвлеченны, хотя в роли бесприданницы Флоризы есть психологический рисунок, весьма своеобразный. Но Викул и в особенности Хавронья – это бытовые фигуры, немаловажные в истории русской комедии.
Правда, в обеих этих ролях, а особенно в роли Хавроньи, заметно влияние «Бригадира» и прежде всего образа бригадирши. Но Сумароков сумел так усвоить уроки своего молодого соперника, что он смог дать затем кое-что и ему для его будущей великой комедии.


В «Рогоносце по воображению» звучат ноты «Недоросля». Прежде всего самый круг изображаемого – это тот же быт бедной и дикой помещичьей провинции; это тот же грубый и красочный язык помещиков нестоличного пошиба. Флориза находится в семье Викула и Хавроньи, как Софья у Простаковых, хотя Флоризу не обижают; вообще, эти две роли соотнесены.

Хорев

Викул приревновал Хавронью (60 л)к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, кот. полюбилась Флориза. Исполнены комизма диалоги, в кот. Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога.

Речевая хар-ка персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян. Сочен, выразителен их язык. Это не сглаженная, правильная речь дворянских салонов, а грубый, красочный, пересыпанный пословицами и поговорками, сродни простонародному языку провинциального дворянства.

Действ. лица: Викул – дворянин, Хавронья – его жена, Флориза – бедная дворянка, Касандр – граф, Дворецкой, Ниса – служанка Хавроньи, Егерь графа Кассандра. Граф собирается приехать к ним на обед, Хавронья раздает указания, она знает Кассандра – в Москве в театре рядом сидели. Викула ревнует. Граф женится на Флоризе, Хавронья ему уступает Нису.

Сумароков комедия опекун краткое содержание

Сумароков переходит к типу так называемой комедии характеров. В каждой пьесе в центре его внимания – один образ, и все остальное нужно либо для оттенения центрального образа, либо для фикции сюжета, по-прежнему малосущественного.

Так, «Опекун» – это пьеса о дворянине-ростовщике, жулике и ханже Чужехвате. Этот же образ – единственный в «Лихоимце» под именем Кащея и он же – в «Приданом обманом» под именем Салидара.

«Ядовитый» – комедия о клеветнике Герострате. «Нарцисс» – комедия о самовлюбленном щеголе; его так и зовут Нарцисс. Кроме указанных центральных образов, а их всех три, – никаких характеров во всех комедиях Сумарокова 1764-1768 годов нет; все остальные действующие лица – это положительные герои, едва оживленные прописи. Наоборот, центральные характеры вырисованы тщательно, особенно тройной образ Чужехвата – Кащея – Салидара.
Смелый воин, добродетельный монарх, Синав, узнав о любви Ильмены и Трувора, не в силах подавить охватившее его чувство ревности. Он забывает о своем долге управлять подданными ради их блага и становится виновником гибели Ильмены и Трувора. Осознав свое невольное «тиранство», Синав хочет покончить жизнь самоубийством, но Гостомысл и воины вырывают меч из его рук. Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью и дерзостью нападал на те социальные явления и социальные силы, которые он расценивал отрицательно.

В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он «враг народа», которого надо свергнуть с престола.

(«Димитрий Самозванец»). Трагедии Сумарокова имели огромное воспитательное значение.
Это можно сказать даже о роли Фатюя, деревенского помещика («Пустая ссора»), наиболее русской и в бытовом отношении полновесной настолько, что в ней можно угадать некоторые черты будущего Митрофана Простакова. Наконец, оживляет ранние комедии Сумарокова их язык, живой, острый, развязный в своей неприкрашенности, весьма мало подвергнутый возвышенной вивисекции французского классицизма. Шесть комедий Сумарокова 1764-1768 годов заметно отличаются от первых трех, хотя многое в них – прежнее; прежним в основном остается метод условного изображения, отсутствия жизни на сцене, даже чаще всего условные имена: Сострата, Ниса, Пасквин, Палемон, Дорант, Леандр, Герострат, Демифон, Менедем, Оронт и др.; лишь в одной комедии появляются Тигровы, отец, мать и дочь их Ольга, три брата Радугины, Ярослав, Святослав и Изяслав («Три брата совместники»). Между тем самое построение пьес изменилось.
Сумароков лишь условно выдерживает даже единства. Время и место действия у него укладываются в норму, но единства действия, особенно в первых пьесах, нет никакого. Нечего и говорить о благородстве тона французской классической комедии; его нет и в помине в грубоватых, полуфарсовых пьесах Сумарокова. В первых комедиях Сумарокова, собственно, нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Мы найдем в них, конечно, рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком; но этот рудимент любовной темы не оказывает влияния на ход действия; вернее, действия, собственно, в комедии нет. Комедия представляет собой ряд более или менее механически связанных сцен; одна за другой на театр выходят комические маски; действующие лица, представляющие осмеиваемые пороки, в диалоге, не двигающем действия, показывают публике каждое свой порок.
Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Борьба за руку героини не объединяет даже малой доли тем и диалогов.

Такое построение пьесы близко подходит к построению народных «площадных» игрищ-интермедий или вертепных сатирических сценок и в особенности петрушечной комедии. Характерно, что в противоположность трагедиям Сумарокова в его первых комедиях, несмотря на малый их объем, очень много действующих лиц; так, в «Тресотиниусе», комедии в одном действии, их десять, в «Чудовищах» – одиннадцать.

Если на сцене ранних комедий Сумарокова не происходит единого действия, то нет в них и подлинного быта, жизни. Подобно условной сцене интермедий, сценическая площадка «Тресотиниуса» или «Чудовищей», или «Пустой ссоры» представляет условное отвлеченное место, в котором никто не живет, а только появляются персонажи для демонстрации своих условно изображенных недостатков.

Лирика Сумарокова. Сатиры Сумарокова («Хор ко превратному свету», «Сатира о благородстве»).

Комедии Сумарокова «Опекун», «Рогоносец по воображению».

Комедия «Опекун» (60-ые годы) - в центре внимания образ ханжи, скупца дворянина Чужехвата, обдирающего сирот, которые попали под его опеку. «Подлинником» Чужехвата был родственник Сумарокова Бутурлин. В комедии «Опекун» он не показывает носителя одного какого-то порока, а рисует сложный портрет. Перед нами не только скупец, не знающий ни совести, ни жалости, но и ханжа, невежда, развратник. Сумароков создает обобщенно-условный сатирический образ русского порочного дворянина. Раскрытию характера способствуют и речевая характеристика, и бытовые детали. Речь Чужехвата насыщена пословицами и поговорками. В ханжеском своем раскаянии Чужехват обращается к Богу, уснащая свою речь церковнославянизмами.

Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров – таков Валерий в комедии «Опекун».

«Рогоносец по воображению» (1772) - в центре внимания писателя – быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их. Вместе с тем персонажи этой комедии лишены односторонности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят только «о севе, о жнитве, о курах», у которых крестьяне по миру ходят, Сумароков показывает и черты, вызывающие к ним сочувствие. Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода Флоризе. Нелепость жизни Викула и Хавроньи подчеркивается и завязкой комедии. Викул приревновал свою 60-летнюю к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза. Исполнены комизма диалоги, в которых Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога.

Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян.

Лирика Сумарокова обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих он стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью.

Сатиры: 1. «Хор ко превратному свету» - был написан Сумароковым по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва». Но «Хор» оказался столь сатирически злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, точнее беспорядках и неустройствах в его стране.


«Заморская» страна – это утопия, мечта Сумарокова, но рассказ о ней дает ему возможность разоблачить взяточничество и лихоимство, невежество, процветающие в российской монархии, резко выступить и против жестокости обращения помещиков с крепостными. Все в этой стране трудятся, все служат государству. «хор» по своему стихотворному складу был близок русским народным песням. «Хор» занимает важное место в сатирико-обличительной линии русской литературы 18 века.

Сатира «О благородстве» и по своей тематике, и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом». Сумароков напоминает о естественном равенстве людей.

В трагедиях особенно отчетливо проявились политические взгляды Сумарокова. Он стремился к созданию гармонического общества, в котором каждый член общества знал бы свои обязанности и честно выполнял их. Он жаждал вернуть «золотые веки», считая, что они возможны при существующем общественном укладе, но для этого надо устранить те беззакония, неустройства, которые существуют в абсолютистско-дворянской монархии. Его трагедии должны были показать, каким должен быть истинный просвещенный монарх, они должны были воспитывать «первых сынов отечества», дворянство, возбуждая в них чувство гражданского долга, любви к отечеству, истинного благородства. Стоя в оппозиции к Елизавете Петровне, он скоро понял псевдопросвещенный абсолютизм правления Екатерины и, пропагандируя в своих трагедиях идеи просвещенного абсолютизма, в то же время разоблачает деспотизм правления монархов. Тираноборческие тенденции в его трагедиях резко усиливаются к концу 60-х- началу 70-х гг, отражая общий рост дворянской оппозиции режиму Екатерины II. Общественно-политический пафос трагедий Сумарокова оказал огромное воздействие на развитие последующей русской трагедии.

За 28 лет он написал 9 трагедий.

Например, «Синав и Трувор» (1750) (входит в программу). Трагедия построена на сюжете, взятом из древнерусской истории, однако, как и прежде, исторический фон крайне условен. В центре – князь Синав, монарх, в правление которого воцарилось благополучие в снедаемом ранее раздорами Новгороде, его юный брат Трувор, знатный новгородский боярин Гостомысл и его дочь Ильмена. К этим действующим лицам добавлены лица, необходимые для внешнего действия: воины, вестник, паж. В трагедии обязательные 5 действий. Основной конфликт – конфликт чувства и долга, добродетельный монарх, на минуту забывший о долге, неизменно становится тираном. Монарх Синав любит Ильмену, соперником его является юный Трувор, любимый Ильменой. Ни в месте действия, ни в образах героев нет исторически конкретных черт. Лица трагедий не живые характеры, а выразители идей автора о превосходстве долга над страстью, государственных интересов над личными. Непреклонный исполнитель долга в трагедии - Гостомысл, обещавший отдать Ильмену в жены Синаву в награду за спасение Новгорода. Видя страдания дочери, он остается непреклонным: где должность говорит или любовь к народу, там нет любовника, там нет отца, ни роду». Столь же сильно развито чувство долга и у Ильмены. «Я знаю, что мне брак противный приключит, но с должность меня ничто не разлучит». Смелый воин, добродетельный монарх, Синав, узнав о любви Ильмены и Трувора, не в силах подавить охватившее его чувство ревности. Он забывает о своем долге управлять подданными ради их блага и становится виновником гибели Ильмены и Трувора. Осознав свое невольное «тиранство», Синав хочет покончить жизнь самоубийством, но Гостомысл и воины вырывают меч из его рук.

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью и дерзостью нападал на те социальные явления и социальные силы, которые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он «враг народа», которого надо свергнуть с престола. («Димитрий Самозванец»).

Трагедии Сумарокова имели огромное воспитательное значение. Зрители, сидящие в зале, получали уроки нравственности, внимали высоким словам о долге, благородстве, любви к Родине, учились негодовать против тирании. Рассчитанные на образование и воспитание дворянского сословия трагедии Сумарокова имели более широкий резонанс, более широкую сферу влияния.

Сумароков Александр Петрович

Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777), поэт , драматург. Родился 14 ноября (25 н. с.) в Москве в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался дома.

В 1732 – 40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г. Головкина и графа А. Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние од Ломоносова.

Через некоторое время находит собственный жанр – любовные песни, которые получили признание публики и расходились в списках. Он разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях.

Лирика Сумарокова была неодобрительно встречена Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в развитии русского классицизма.

От любовных песен Сумароков переходит к стихотворным трагедиям – “Хорев” (1747), “Гамлет” (1748), “Синав и Трувор” (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого стал Сумароков (1756 – 61).

В 1759 издавал первый русский литературный журнал “Трудолюбивая пчела”, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II.

В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

В 1770, после переезда в Москву, Сумароков вступает в конфликт с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-литературное положение.

В 1770-е он создал лучшие свои комедии (“Рогоносец по воображению”, “Вздорщица”, 1772) и трагедии “Дмитрий Самозванец” (1771), “Мстислав” (1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники “Сатиры” (1774), “Элегии” (1774).

Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это и явилось причиной смерти Сумарокова 1 октября (12 н. с.) 1777 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Интрига обычно осложняется благоволением родителей невесты к самому недостойному из претендентов, что не мешает, впрочем, благополучной развязке. Первые три комедии Сумарокова «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», состоявшие из одного действия, появились в 1750 г. Герои их повторяют действующих лиц комедии дельарте: хвастливый воин, ловкий слуга, ученый педант, алчный судья. Комический эффект достигался примитивными фарсовыми приемами: дракой, словесными перепалками, переодеванием. Так, в комедии «Тресотиниус» к дочери господина Оронта - Кларисе сватаются ученый Тресотиниус и хвастливый офицер Брамарбас, Господин Оронт - на стороне Тресотиниуса. Сама же Клариса любит Доранта. Она притворно соглашается подчиниться воле отца, но втайне от него вписывает в брачный контракт не Тресотиниуса, а Доранта. Оронт вынужден примириться с совершившимся.

Лекция: комедии сумарокова. «опекун», «рогоносец по воображению».

Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров – таков Валерий в комедии «Опекун». «Рогоносец по воображению» (1772) — в центре внимания писателя – быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их.

Вместе с тем персонажи этой комедии лишены односторонности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят только «о севе, о жнитве, о курах», у которых крестьяне по миру ходят, Сумароков показывает и черты, вызывающие к ним сочувствие.


Инфо

Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода Флоризе.


Внимание

Нелепость жизни Викула и Хавроньи подчеркивается и завязкой комедии. Викул приревновал свою 60-летнюю к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза.

Трагедии сумарокова. их политическая и воспитательная направленность

Исполнены комизма диалоги, в которых Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога. Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян.

Лирика Сумарокова обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих он стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини.

Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью. Сатиры: 1. «Хор ко превратному свету» — был написан Сумароковым по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва».
Но «Хор» оказался столь сатирически злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, Сумароков повествует о порядках, точнее беспорядках и неустройствах в его стране.

/ сумароков

Сходен с известной сценой после драки Простаковой с ее братцем выход только что подравшихся Викула с женой (д. 2, яв. 6). В имени Хавроньи звучит каламбурность фамилии Скотининых, да и манера бытовой рисовки и самая тема местами сближаются в обеих комедиях.

Сумароков поставил тему, развитую в «Недоросле», – о варварской социальной практике темной реакционной помещичьей «массы» (и тут же – скотининские свиньи). Сочными красками рисует Сумароков быт Викула и Хавроньи.

Его победой приходится считать такие сцены, как, например, заказ парадного обеда Хавроньей или неуклюжие «светские» разговоры, которыми она старается занять графа. В этих сценах, как и в диалогах обоих супругов, Сумароков достигает высшей точки в своем стремлении к передаче бытовой речи, яркой, живой, вполне разговорной, местами близкой к складу народной сказки, пересыпанной пословицами и поговорками.

Сумароков александр петрович

На сюжет некоторых комедий характеров Сумарокова оказала влияние «мещанская» слезная драма; в ней обычно изображались добродетельные герои, находящиеся в материальной зависимости от «порочных» персонажей. Большую роль в развязке слезных драм играл мотив узнавания, появление неожиданных свидетелей, вмешательство представителей закона.
Наиболее типична для комедий характеров пьеса «Опекун» (1765). Ее герой - Чужехват - разновидность типа скупца. Но в отличие от комических вариантов этого характера сумароковский скупец страшен и отвратителен. Будучи опекуном нескольких сирот, он присваивает их состояние. Некоторых из них - Нису, Пасквина - он держит на положении слуг.

Сострате препятствует выйти замуж за любимого человека. В конце пьесы козни Чужехвата разоблачаются, и он должен предстать перед судом.

Опекун

Комедия «Тресотиниус», как мы видим, еще очень связана с иноземными образцами. героев, заключение брачного контракта - все это взято из итальянских пьес. Русская действительность представлена сатирой на конкретное лицо.

В образе Тресотиниуса выведен поэт Тредиаковский. В пьесе много стрел направлено в Тредиаковского, вплоть до пародии на его любовные песенки. Следующие шесть комедий - «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс» - были написаны в период с 1764 по 1768 г.

Это так называемые комедии характеров. Главным герой в них дается крупным планом. Его «порок» - самовлюбленность («Нарцисс»), злоязычие («Ядовитый»), скупость («Лихоимец») -становится объектом сатирического осмеяния.

Хорев

Он передает эту речь натуралистически, без кристаллизации ее форм; он считает ее некультурной речью, служащей характеристике его помещиков как варваров; но все же подлинная, реальная речь звучит в его пьесе; она звучала и в прежних его комедиях, но именно «Рогоносец по воображению» и в этом отношении является лучшей его прозаической пьесой. Вот, например, разговор о ревности: «Хавронья – Фу, батька! Как ты бога не боишься? Какие тебе на старости пришли мысли? Как это сказать людям, так они нахохочутся.

Кстати ли ты это вздумал? Викул – Как того не опасаться, что и с другими бывает людьми. Хавронья – Я уже баба не молодая; так чего тебе опасаться! Викул – Да есть пословица, что гром-ат гремит не всегда из небесной тучи, да иногда и из навозной кучи. Хавронья — Типун бы тебе на язык; какая навозная у тебя я куча? Флориза – Что это, сударыня, такое? Викул – Жена, держи это про себя.

Сумароков комедия опекун краткое содержание

Сумароков сказал свое слово и в жанре комедии. Выставляя в смешном виде человеческие пороки, обличая их, комедия должна тем самым способствовать освобождению от них. Комедия должна быть отделена от трагедии, с одной стороны, и от фарсовых игрищ – с другой. Сумароков обращался тем не менее к практике нар. театра. Они невелики по объему (1-3 действия), написаны прозой, часто отсутствует фабульная основа (еще раз помолимся Санта Николаусу – как хорошо, что его больше не будетJ), свойственен фарсовый комизм, действующие лица – подьячий, судья и др., подмеч. Сумароковым в русс. жизни. Стремясь подражать франц. комедии Мольера, Сумароков далек от комедий западного классицизма (5 действий, в стихах, композиционная строгость, законченность и т. п.). Подражание франц. комедии сказалось в заимствовании имен персонажей: Эраст, Изабелла и др. Написал 12 ком., по идейной значимости и худ.
Они главным образом переводят комедии Мольера и других французских драматургов. Первой оригинальной русской комедией после сумароковских была пьеса М.М. Хераскова, также ученика Сумарокова и воспитанника кадетского корпуса, – «Безбожник»; это маленькая пьеса в стихах, стоящая в стороне от театрального и драматического оживления вокруг Петербургского театра (Херасков с 1755 г. жил в Москве), продолжающая линию даже не столько интермедийной, сколько наставительной школьной драматургии. В начале 1760-х годов были написаны две оригинальные комедии А.А. Волкова «Неудачное упрямство» и «Чадолюбие». Это условные пьесы интриги, не имеющие ничего общего с русской жизнью, да и ни с какой реальной жизнью.
Первые ком. – 1750 г. – «Пустая ссора» и др. В 60-х гг. – «Опекун» и др. В 1772 г. – «Рогоносец по воображению» и др. Ком. служили средством полемики – памфлетный хар-р большинства из них. В отличие от тр. над ком. работал недолго. В первых ком. – каждое действ. лицо показывало публике свой порок, сцены были механически связаны. В небольшой ком. – множество действ. лиц (10-11). Их портретность давала возможность современникам узнать, кто в реальной действительности послужил прообразом. Реальные лица, бытовые подробности, отрицательные явления рус. жизни – придавало ком., несмотря на условность изображения, связь с реальной действительностью. Яркий, выразительный язык, часто окрашенный чертами живого говора – стремление к индивидуалиации речи персонажей. Ранние ком. направлены против врагов на лит. поприще. Образы носили условный хар-р и были далеки от типических обобщений.
Затем – последние три комедии 1772 года – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Сумароков писал свои комедии порывами, хватаясь за этот жанр, в общем не очень близкий ему, как за сильное полемическое или сатирическое оружие, в периоды обострения своего гнева на окружающих его. Он и не работал над своими комедиями долго и тщательно. Это видно и по их тексту, и по их датам, и по собственным его пометкам; так, при тексте «Тресотиниуса» он сделал пометку: «Зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13 1750. С. -Петербург». При тексте «Чудовищей» – пометка: «Сия комедия сочинена в июне месяце 1750 года на Приморском дворе». Первые комедии Сумарокова были еще крепко связаны с теми традициями драматургии, которые существовали до Сумарокова в России и в русском и, может быть, более всего в итальянском театре.
Они обставлены рядом бытовых деталей достаточно реального типа; они связаны со злобой дня не только замыслом, но и отдельными намеками. В то же время сатирические и бытовые черточки, строящие характер Кащея, Чужехвата и др., эмпиричны и не обобщены, не образуют единства типа.

Эти роли сложены из отдельных частиц и не имеют органического характера; они не меняются на протяжении пьесы, не живут на сцене, хотя они обладают немалой силой острой карикатуры. Дело в том, что Сумароков и в этот период чаще всего – памфлетист, каким он был в «Тресотиниусе».

Его комедии имеют персональный адрес; это сатиры «на лицо». Кащей в «Лихоимце» – это свойственник Сумарокова Бутурлин, и ряд деталей быта Кащея обусловлен не логикой его характера, а портретным сходством с Бутурлиным. Видимо, и Салидар, и Чужехват – то же лицо. Герострат в «Ядовитом» – это литературный и личный враг Сумарокова Ф.А. Эмин.