Какие вузы учат на актера. Программы актерского образования в США. Стоимость обучения в университетах актерского мастерства в США

Показаны записи 1-13 из 13

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
АРБ им. А. Я. Вагановой

БИИЯМС
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
ВГИК

ВТУ им. М.С.Щепкина

ИРТ

Институт современного искусства

МГИК

МИТУ-МАСИ
Российская Государственная специализированная академия искусств
РГСАИ
Российский университет театрального искусства – ГИТИС
ГИТИС-РАТИ
Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова
Сергиево-Посадский филиал ВГИК

ТИ им. Б. Щукина

Школа-студия МХАТ

Театральные вузы: институты и университеты

Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло.

Маяковский В.

Великое и волшебное театральное искусство возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены. Как говорил Ромен Роллан: «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг...» Этому определению вполне соответствует русский театр, который славится на весь мир не только своими постановками, но и знаменитой школой обучения актёрскому мастерству. Многие театральные училища и институты существуют при известных театрах.

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.

Карел Чапек

Театральные ВУЗы свято чтят традиции актёрской школы XIX века и продолжают обучение на том же высоком уровне. Преподаватели ВУЗов, состоявшиеся в театре как актёры и режиссёры, самоотверженно передают свой опыт студентам.

В театральных ВУЗах готовят не только актёров. Существуют и другие направления подготовки, кроме актёрского мастерства:

  • режиссура;
  • драматургия;
  • сценография;
  • музыкально-театральное искусство.

Помимо специального образования, театральные ВУЗы дают основательные знания по литературе, мировому искусству, истории театра — русского и мирового. По окончании института выпускники могут состояться в любой творческой работе: в театре, кино, в качестве педагогов театральных студий.

Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.

Чайковский П.И.

ТОП-5 самых именитых театральных ВУЗов России выглядит следующим образом:

Традиционно, лучшие театральные ВУЗы находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но и в других городах России театральные институты славятся своей образовательной школой — Казани, Уфе, Екатеринбурге, Смоленске, Хабаровске, Ярославле и других городах России.

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Станиславский К.С.

Поступление в театральный институт отличается от поступления в другие ВУЗы тем, что помимо результатов ЕГЭ необходимо выдержать творческий конкурс — прослушивание в 3-4 тура, написать сочинение. На этапах прослушивания требуется прочесть наизусть стихи, басни, прозу, проявить танцевальные, музыкальные, импровизационные способности. Заинтересовать комиссию и успешно пройти прослушивание — главное испытание при поступлении. Всё остальное — вторично. Учёба в любом российском театральном ВУЗе даёт качественное театральное и гуманитарное образование.

Актёр или режиссёр театра — это не только профессия, но и призвание, самоотдача, вдохновение. Кроме таланта и трудолюбия требуется самый настоящий кураж, позволяющий удерживать внимание и интерес зрителей долгое время.

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».

Институты актерского мастерства США хорошо известны за пределами Штатов. В рейтинге университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств от QS World University Rankings 2016, первое место занимает именно американское учебное заведение - The Juilliard School. А выпускники театральных вузов США блистают на лучших подмостках мира и покоряют ковровые дорожки международных кинофестивалей, прославляя имена своих альма-матер.

Программы актерского образования в США

Студенты, выбравшие в качестве основного направления своей учебы театр, изучают самые разные аспекты драматического искусства - начиная от дизайна костюма, заканчивая актуальными тенденциями в современном театре. Не остаются в стороне и другие медиа: студенты могут целенаправленно готовиться к актерской или режиссерской карьере в кино и на телевидении.

Степень, которую получают будущие актеры, режиссеры и сценаристы по завершению обучения в университете называется Bachelor of Arts (BA) или Bachelor of Fine Arts (BFA). Некоторые вузы предлагают также магистерские программы - Master of Fine Arts.

Надо сказать, что изучать актерское мастерство или историю театра можно не только в институтах актерского мастерства. Подобные программы предлагают многие гуманитарные колледжи. Однако на рынке труда во всех странах мира выше всего ценятся именно дипломы специализированных школ.

Лучшие университеты актерского мастерства в США

The Juilliard School, Нью-Йорк

The Juilliard School много лет удерживает звание лучшего учебного заведения мира, обучающего будущих актеров, музыкантов, танцоров. В 2016 году школа в очередной раз возглавила глобальный рейтинг университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств , от QS World University Rankings.

Yale School of Drama, Нью-Хейвен

Yale School of Drama занимает в указанном выше рейтинге 25-ю позицию. В школе есть программы по всем театральным специальностям: актерское мастерство, дизайн костюма, дизайн освещения, дизайн звука, режиссура, драматургия и драматическая критика, театральный менеджмент и др. В копилке учебного заведения больше бродвейских постановок и номинаций на Tony Award, чем у любой другой театральной школы Америки.

Tisch School of the Arts, Нью-Йорк

Tisch School of the Arts готовит не только театральных актеров. В списке программ школы фигурируют также такие курсы как игра в кино и на телевидении. Среди персон, связанных с Tisch, множество знаменитых кино- и театральных актеров, режиссеров, драматургов и продюсеров: Энн Хэтуэй, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Дебра Мессинг и др.

UCLA, Лос-Анджелес

В отличие от многих других учебных заведений в рейтинге, UCLA не является театральным вузом. Однако университетские программы подготовки актеров, танцоров, режиссеров уверенно конкурируют с аналогичными курсами в специализированных вузах. Многие выпускники UCLA сегодня работают на Бродвее и в Голливуде.

Также в Топ-25 попали такие американские учебные заведения как 25 UC San Diego, The Old Globe & University of San Diego Shiley Graduate Theatre Program, Columbia, A.R.T. at Harvard, CalArts, Rutgers, Carnegie Mellon, American Conservatory Theater, DePaul, University of Washington, UC Irvine, USC School of Dramatic Arts, Brown, Boston University, University of North Carolina, University of Wisconsin, Actors Studio Drama School at Pace University.

Стоимость обучения в университетах актерского мастерства в США

Обучение в престижном театральном вузе в Америке стоит немалых денег. Например, год учебы в Yale School of Drama обойдется в сумму порядка 30 000 долларов. На учебные материалы, проживание и питание придется потратить еще около 20 000 долларов в год.

При этом многие американские вузы не прочь оплатить (полностью или частично) учебу талантливым студентам. В том же Yale School of Drama максимальный размер стипендии достигает 35 500 долларов.

Как правило, стипендии присуждают на основании академических успехов студента, портфолио работ, включающего фото-, видео- и другого формата материалы и/или прослушивания.

Pace University , занявший в рейтинге The Hollywood Reporter 25-ю позицию, тесно сотрудничает с Фондом Кевина Спейси, который выделяет стипендии для студентов театрального отделения.

Размер финансовой помощи составляет 10 000 долларов в год - четверть от общей стоимости обучения в Actors Studio Drama School. Ежегодно стипендию присуждают 7 выдающимся студентам, выбравшим специализацию в следующих областях: актерское мастерство, театр, музыкальный театр, режиссура, театральное/кинопроизводство.

Привлекают ежегодно тысячи абитуриентов со всех уголков России. Поступить в один из них непросто. Об этом свидетельствуют истории из жизни выдающихся актеров и режиссеров, которым в свое время удалось стать студентами престижных театральных вузов лишь со второй или третьей попытки. А сколько их еще, непризнанных талантов, которым так и не удалось получить пропуск в мир искусства?

Тема сегодняшней статьи - театральные институты Москвы. Мы приведем список самых престижных столичных вузов, выпускающих актеров и режиссеров. Расскажем о том, как поступить в в Москве, и о том, какие трудности обычно возникают на пути абитуриентов.

Существует перечень вузов, в которые попасть желает каждый школьник, мечтающий об актерской карьере. есть во многих городах, но когда речь заходит о профессии, связанной с кинематографом и театром, вспоминаются ГИТИС, училище им. Щепкина. Ведь это лучшие театральные институты Москвы.

Список вузов

Среди учебных заведений, о которых идет речь в этой статье, есть и академии, и училища, и институты. Некоторые из них называются театральными, будто их выпускники могут трудиться исключительно в храме Мельпомены. В названии одного из них присутствует слово "кинематография", словно те, кто получил диплом этого вуза, всю жизнь проведут на съемочной площадке. В действительности же особенного отличия между ними нет. Их можно отнести к одной категории - театральные институты Москвы.

Стоит сказать, что нет гарантии того, что студент одного из этих учебных заведений станет известным, востребованным актером. Как нет уверенности в том, что слава способна осчастливить человека. Но не будем отвлекаться на философские темы, а назовем лучшие театральные институты Москвы:

  • ГИТИС;
  • училище им. Щепкина;
  • училище им. Щукина;
  • школа-студия МХАТ;
  • ВГИК.

Российский университет театрального искусства

Это самый крупный театральный вуз в Европе. Девушки и юноши, грезящие сценой, стремятся попасть в первую очередь именно сюда. История ГИТИСа начинается в конце девятнадцатого века. Преподавание ведется по всем специальностям, которые только существуют в сценическом мире. ГИТИС выпускает режиссеров драмы, эстрады и цирка. Обучение ведется также по специальностям "балетмейстер", "театровед", "сценограф".

В ГИТИСе восемь факультетов: актерский, режиссерский, театроведческий, балетмейстерский, продюсерский. Также здесь есть факультеты эстрадного искусства, музыкального театра, сценографии.

Среди педагогов ГИТИСа немало выдающихся актеров и режиссеров. Пожалуй, это лучший театральный институт в Москве.

ГИТИС: как поступить

Самый большой наплыв абитуриентов ежегодно переживает именно этот институт. На актерский факультет подать документы может выпускник общеобразовательной школы до двадцати пяти лет. предполагает наличие жизненного опыта. А потому здесь возрастной ценз увеличен до тридцати пяти лет.

Поскольку большинство абитуриентов мечтают о или режиссера, рассмотрим условия приема на факультетах, которые готовят именно этих специалистов. И в первом, и во втором случае потенциальные студенты проходят творческий отбор. На актерском факультете он проходит в три этапа. На режиссерском - в четыре.

Будущий актер на первом этапе отборочного тура читает перед членами приемной комиссии стихотворение, басню и отрывок из прозы. Причиной неудач абитуриентов нередко является неправильно подобранное произведение. Отрывок следует подбирать так, чтобы он соответствовал внутреннему состоянию, внешнему облику. Совсем не гармонично будет звучать монолог Тараса Бульбы из уст субтильного юноши. А абитуриенту, обладающему редким комическим даром, не стоит входить в образ Ромео. Следует также учесть, что члены приемной комиссии могут дать непростое задание. Придется импровизировать, подключив свой жизненный опыт, наблюдательность, способность быстро реагировать.

Случай из жизни

Юрий Никулин - великий клоун - несколько лет театральных институтов, в том числе и ГИТИСа. Ни в один из вузов, список которых приведен выше, его так и не взяли. Но в своей книге воспоминаний он рассказал об одном интересном случае, свидетелем которого он стал на вступительных экзаменах.

Одну из абитуриенток попросили сыграть воровку. Девушка отреагировала весьма странно. Она принялась возмущаться, подбежала к столу, за которым восседали члены приемной комиссии, и выкрикнув: "Как вы можете? Ведь я комсомолка!" - выбежала в слезах за дверь. И только спустя минуту один из педагогов заметил пропажу своих часов. В этот момент вернулась "обиженная" абитуриентка и вернула часы со словами: "Я справилась с вашим заданием?"

Заключительный этап

Тем, кто удачно прошел первый этап, предстоит продемонстрировать сценическую речь и подтвердить свои знания из области истории театрального искусства. И только после этого испытания по русскому языку и литературе.

Будущие режиссеры также сдают устный экзамен по теории режиссуры. Независимо от того, какую специальность выбрал абитуриент, для поступления ему недостаточно таланта. Нужны и теоретические знания. А для того чтобы их получить, следует много читать литературы, посвященной театральному и режиссерскому искусству.

Высшее театральное училище им. Щепкина

На актерский факультет этого института прием проходит в четыре этапа. Первый представляет собой отборочную консультацию. Так же как и в других театральных вузах, поступающие готовят несколько отрывков как из поэтических, так и из прозаических произведений. При успешном прохождении абитуриенты допускаются ко второму этапу. Здесь им тоже предстоит продемонстрировать артистическое мастерство с помощью чтения литературных произведений. Но отбор во втором туре более жесткий. Учитываются способности абитуриента, широта его артистического диапазона. Третий этап представляет собой устный экзамен по теории театрального искусства.

Другие вузы

Прием в училище им. Щукина и школу-студию МХАТ происходит по той же схеме: оценка актерского мастерства, коллоквиум. Именно поэтому многие абитуриенты подают документы в несколько вузов и читают в ГИТИСе те же произведения, что, например, и в училище им. Щепкина.

Таков прием в театральные институты Москвы. После 9 класса поступить можно в следующие учебные заведения:

  • Государственное училище музыкального и эстрадного искусства;
  • Государственный театральный колледж им. Филатова;
  • Московский областной колледж искусств.

И если вы поставили перед собой цель приобщится к этому невероятному миру искусства - честь вам и хвала. В нашем мире искусство необходимо - и те, кто несёт его в массы, на самом деле вовсе не купаются в романтике, а совершают адский труд. Но главное - эти люди, вероятно, более других преданы своей профессии. Те, кто идёт в театр, кино или балет ради денег - обычно не добиваются ничего. Потому что стать актёром способен только человек, бесконечно преданный этому миру - и не зря десятки великих актёров умирали прямо на сцене. Вы всё ещё не передумали стать актёром или режиссёром? Тогда дерзайте - и некоторые из вас обязательно станут новыми Мироновыми, Машковами, Абдуловыми или Янковскими.

Специальности

Специальностей в этой сфере насчитывается несколько десятков - и из театральных ВУЗов страны выходят новоиспечённые актёры и режиссёры, дирижёры и искусствоведы, дизайнеры и журналисты, художники и музыканты, певцы и танцоры, дикторы и ведущие, книговеды и критики.

Однако наиболее популярными по-прежнему остаются практически одни и те же профессии - хотя, под влиянием времени, их начинают «разбавлять» и исключительно современные. Составлять рейтинг самых востребованных профессий театральных высших учебных заведений - дело довольно сложное, но всё же, более-менее объективный ТОП-5 составить можно. И в него войдут:

  • театра, кино и эстрады (пожалуй, вечная профессия №1 в этой сфере). Втайне стать героями новых «Аватаров» и «Гладиаторов» мечтают все.
  • (картина та же). Мечта о карьере и славе если не Спилберга - то как минимум Михалкова.
  • Музыкальные продюсеры (веяние более нового времени - 100 лет назад такой профессии просто не существовало).
  • Дикторы телевидения (вот он - ещё один путь к известности и узнаваемости).
  • Танцоры (и танцовщицы).

Где получить театральное образование

Получить его можно в одном из 8 театральных училищ, 9 академий, 23 институтов, 10 театральных центров и 10 школ-студий. Причём некоторые из вполне справедливо считаются одними из лучших в мире - чего не скажешь о российских «вышах» других направлений (ведь даже знаменитый российский МГУ далеко не всегда попадает в первую полусотню). Именно эти, элитные высшие театральные учебные заведения и составляют нашу гордость и славу, и ТОП-5 среди них можно смело отдать:

  1. (на данный момент, по отзывам специалистов, главному собранию молодых российских театральных талантов);
  2. ГИТИСу - , готовящей на своих 8 факультетах выпускников практически по всем топовым специальностям и являющейся крупнейшим театральным ВУЗом Европы;
  3. «Щепке» - ;
  4. « » - аналогичному высшему театральному, но уже имени Щукина;
  5. и, наконец, - Всероссийскому институту кинематографии.

Дипломы этой пятёрки ВУЗов не просто признаются за рубежом - но и являются признаком высшего класса мастерства.

Широко известны также московский «Останкино» - институт Телевидения и Радиовещания («альма-матер» всех дикторов и ведущих), московская Государственная Консерватория и Дагестанский институт дизайна и прикладного искусства. А также Центр Образования «Монотон» для молодых гениев, московский госуниверситет Культуры и Искусств и московское ГУЦЕИ - готовящее в первую очередь артистов цирка.

Программы обучение театральных ВУЗов, согласно ФГОС-3, разумеется, отличаются друг от друга в связи с достаточно значительными расхождениями в профессиях актёра театра и, например, гримёра. Тем не менее базовый курс театрального исполнительного искусства и теории и истории искусств преподаётся практически всюду. Кроме того, в программы этих специфических ВУЗов входят занятия по художественному слову, ритмике, танцам, вокалу, живописи, ораторскому искусству и т.д.

Формы обучения

Отличие форм обучения от аналогичных в других ВУЗах заключается в том, что ни очно-заочная (вечерняя), ни дистанционные формы в них не практикуется. Кроме того, в них чрезвычайно мало бюджетных мест, а во многих их школах-студиях и академиях их нет вовсе. В остальном же существенных отличий от форм обучения в ВУЗах других отраслей в театральных не наблюдается.

Второе высшее

Для многих деятелей искусства (особенно актёров) получение второго высшего образования (чаще всего режиссёрского) - обычное дело. Возможности его получения ничем не отличаются от таких же для получения первого - с той лишь разницей, что бюджетники здесь отсутствуют.