Музыкальные произведения о героях защитниках отечества. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Защитника Отечества. Краткая биография композитора

Как организовать празднование Нового года дома?

Более 75% россиян встречают Новый год дома или в гостях у родственников или друзей. Традиция прекрасная, но чтобы праздник не превратился в банальную пьянку перед телевизором и в памяти осталось ощущение прекрасно проведённых вечера и ночи нужно не только пригласить гостей и хорошо их угостить, но и суметь развлечь их. Конечно, найдется немного людей, способный спланировать празднование нового года как серьезное культурное мероприятие, да и роль тамады на себя готов взять не каждый, а профессиональный тамада в условиях домашнего праздника будет выглядеть, как минимум, неуместно.

Празднование Нового года своей компанией, семьей проходит очень весело и легко, если уделить немного времени на то, чтобы заранее все обдумать и сделать кое-какие «домашние заготовки». В этой статье мы предлагаем Вам несколько игр и конкурсов, которые можно организовать в доме или на свежем воздухе.

Конкурсы лучше придумать заранее, с учетом вкуса приглашенных гостей.

Так, например, если компания любит играть в карты, то вовсе необязательно играть в уже известные всем «девятку» или «дурака». Можно купить набор с фишками для покера и освоить эту любимую многими людьми по всему миру игру. Для этого нужно объяснить всем правила, а затем можно устроить импровизированный покерный турнир.

Удобнее, проще и веселее проводить игры и конкурсы с простыми правилами и минимум реквизита. Единственное условие – всегда должен найтись человек, который организует игру и объяснит ее правила всем участникам.

Что в мешке?

Эту игру можно провести когда Вы только что приехали в гостевой дом, коттедж для отдыха и выгрузили сумки. Ведущий берет пакет с продуктами и, не доставая предмет, описывает его словами: цвет или форма, для чего он нужен, какая случалась с подобным предметом история и тому подобное. Говорит нужно так, чтобы отгадывающие немножко помучились, и не сразу дали правильный ответ. Отгадавший получает предмет, а вместе с ним задание. Если это хлеб, то его порезать. Если консервы, то открыть, если яблоко – то помыть, если уголь – поставить мангал… И весело, и все окажутся при деле.

Я – луноход один

Для участия в этой игре можно уже немножко и принять, потому что она требует некоторой смелости. Ведущий (доброволец или избранный) встает на четвереньки и, передвигаясь на четырех костях, совершенно серьезно произносит: "Я луноход один, пик-пик начинаю прием…" Тот, кто засмеется, присоединяется к нему и становится луноходом номер два. Так постепенно луноходами становится вся компания, а выигрывает тот, кто не засмеялся. Фразу лунохода можно расширить: "… следую на лунную базу для заправки.". Одним словом, импровизация только усилит "ха-ха" эффект.

«Азбука».

Смысл этой игры в следующем: по кругу, начиная с первой буквы алфавита, т. е. с А, и далее по алфавиту, сидящие за столом произносят фразу-поздравление. Например: А – «А я хочу поздравить всех с Новым Годом!» И так далее… Иногда очень смешные фразы получаются:).

«Мумия»

Вызываются несколько пар желающих. В каждой паре один из участников должен соорудить с другого с помощью рулона туалетной бумаги «мумию», придумать ей название. Выигрывает тот, кто получит больше аплодисментов от зрителей, чья фигура будет самой интересной.

А-ля-городки

На свежем воздухе, пока, например, готовятся шашлыки, дети путаются под ногами, а взрослые не утратили координацию, всей компанией можно сыграть в упрощенный вариант городков. Для этого по округе нужно собрать примерно одинаковые дровины и одну палку, которая будет служить битой. На земле рисуется круг, дровины выкладываются в любой форме (как пионерский костер или колодец), и каждый участник (отвлекшись ненадолго от дела) с определенного расстояния выбивает как можно больше дровин из круга. А это не так-то просто и с первого раза не сделаешь. Если биту заменить на мяч, получится нечто а-ля-боулинг.

Зоопарк

В зоопарк играют только раз в жизни, потом уже неинтересно. Если так получилось, что в вашей компании таких счастливчиков нет или их немного, вы прекрасно развлечетесь. Ведущий каждому на ушко говорит название животного. Затем все встают в круг и крепко берут друг друга под руки. Ведущий называет животного. К примеру: "Кто из вас крокодил?" И крокодил должен резко присесть, а не-крокодилы его удержать. Затем называют мартышку. Происходит тоже самое. А вот при третьем клике случается главное. После вопроса: "Кто из вас бегемот?", все дружно валятся на землю, и поняв, что их надули, хохочут. Потому как фокус этой игры заключается в том, что все, кроме одного-двух участников получают одинаковое название животного.

«Седьмое небо».

Этот конкурс особенно привлекателен для детей. На определенной высоте натягивается веревка, на которой на различных уровнях подвешиваются сувениры-сюрпризы. Задача каждого участника разбежавшись подпрыгнуть как можно выше и сорвать понравившийся сувенир.

«Мостик».

Тест на координацию движений. Участникам поочередно необходимо пройти по прямой линии, не разу не сойдя с нее. Сложность задания заключается в том, что перед началом пути необходимо выполнить несложное движение: Взявшись через коленку правой рукой за левое ухо сделать вокруг своей оси 3 круга.

«Line-ball».

Участники делятся на 2 группы, каждой из них выдается большое полотно, которое используется для коллективного броска мяча. Одна из подгрупп получает мяч. Задача: перебросить мяч с одного полотна на другое, не уронив его.

«Оленьи упряжки».

Задача - поделившись на пары преодолеть дистанцию. ½ дистанции, пара проходит, огибая конусы, в следующем положении - первый игрок стоит на руках, второй держит его за ноги. У последнего конуса игроки меняются местами. Таким образом, дистанцию проходит все участники.

«Снежки».

Попасть снежком в ведро. Каждому участнику дается 5 попыток. По общему командному результату.

Какие еще уличные развлечения могут быть на природе?

Взятие снежного городка, катание с горки и лепка снежной бабы

Разжигание костра, праздничное оформление елки подручными материалами

Катание на санях, на лыжах, на коньках

Катание на снегоходах

Запуск небесных фонариков

Генератор мыльных пузырей (зимой они застывают и покрываются узором, как на окнах)

Хлопушки, бум-фетти.

Мясо на вертеле, шашлыки

Горячий Глинтвейн в Самоваре или в термосах

Пельмени, блины с икрой, пироги.

Хоровод, пляски вокруг елки, переодевание в скоморохи, цыгане, национальные русские или алтайские костюмы

Игры, конкурсы и веселье делают обычный Новый год дома незабываемым. Впечатления, заправленные смехом, сохраняются долго. Далее своими рецептами веселого домашнего Нового года делится профессиональный конферансье Захар Сохацкий:

Первое, что вы можете сделать для хорошего настроения – это радикально выключить телевизор. Как максимум – выслушать бой курантов, а осушив бокалы, нажать красную кнопку на ТВ-пульте. Ведь все последние годы новогодняя ночь на телевидении была провальной, и вряд ли что-то изменится на сей раз.

Гораздо лучше весело пообщаться друг с другом, во что-то поиграть, на одну новогоднюю ночь сбросить свою серьёзность.

В этом смысле очень помогает метод «пижамной вечеринки» – гостей просят принести на праздник пижаму (или какую-то другую сугубо домашнюю одежду – футболку, шорты) и сразу по приходе переодеться. Уверяю вас, это сделает ваш праздник куда более уютным, чем чопорный раут в вечерних нарядах. К тому же не надо весь декабрь размышлять, что бы такого эффектного надеть на Новый год. Меньше понтов – больше радости.

Озадачьте гостей заранее: попросите каждого приготовить какой-то сюрприз. Например, каждый может выучить фокус с картами или спичками, или что-то ещё лёгкое, ненапряжённое, для втягивания. Но демонстрируйте не все сразу, а с каким-то интервалом. Пусть эта тема домашних заготовок красной нитью проходит через ваш праздник.

Попросите также каждого гостя принести с собой некое пожелание в конверте, которое достанется кому-то из других гостей. Все конверты смешиваются, каждый человек, произносящий тост, берет один из них, зачитывает – и обязуется исполнить выбранное. Пожелания могут быть рассчитаны как на немедленное выполнение (от банального «спеть песню про ёлочку» до экзотического пожелания залпом выпить, к примеру, стакан коктейля из коньяка, водки, шампанского и кофе), так и на весь текущий год (жениться, родить, стать депутатом областной думы и т.д.). Через год проведёте разбор полётов и увидите, кто реально умеет держать слово.

Сразу после полуночи всем вместе ненадолго выйти во двор – просто покричать, сбросить накопившееся за год напряжение. Так поступают трудоголики-японцы, и этот нехитрый метод вполне действенен. Сбросив таким образом негатив прошлого года, возвращаемся в тепло, к уже накрытому столу. Кстати, а что у нас на столе? Хорош новый год в русском народном стиле или с классическими «советскими традициями», но если это уже "приелось", сделать новогодний стол оригинальнее поможет «этнический» подход. Приготовьте блюда, к примеру, только из венгерской, аргентинской или другой малоизвестной у нас кухни. Сделать это несложно – кулинарных справочников сейчас много. Подготовка такого стола не только доставит большее удовольствие, чем рутинные салаты, но и заметно расширит «арсенал» хозяйки на будущее. Гостям же «этнический стол» подарит совершенно новые ощущения, что полностью соответствует самой идее новогодней ночи. Если компания большая и организация стола требует совместного участия, можно договориться заранее, чтобы каждый гость или семья приготовили какое-то «этнические" блюдо, национальный напиток, подача которых может сопровождаться какими-либо национальными традициями.

Дальше могу предложить поиграть «в Юдашкина». Гости делятся на две команды. В обеих командах выбирают «модель» – девушку, желательно субтильного сложения, дабы было больше полёта для фантазии. Каждая команда за 3-4 минуты одевает девушку максимально забавным образом, напяливает на неё всё, от шуб до матрёшек. Одели, оценили, сфотографировали – а теперь раздеваем девушку, причём на время. Без фанатизма, до первоначального состояния.

Одевая девушку, гости уже немного познакомились с домом, где всё происходит – самое время поиграть в «налогового инспектора». Выбираем двух лидеров, которые по очереди приказывают участникам принести какие-то предметы, точно имеющиеся в квартире. Обычно в игре с удовольствием принимают участие дети. Побеждает та команда, которая больше предметов сложит к ногам сурового налоговика.

Как бы хорошо ни проходил праздник, постарайтесь иногда вспоминать про неизбежность утра. Утро, скорее всего, наступит вечером 1 января. Если гости не разъехались перед сном, можно немного взбодрить их, к примеру, договориться заранее: кто больше всех выпил, организует для всех зарядку на свежем воздухе. Сурово, зато бодрит, возвращает к жизни. Можно какую-то другую интригу заложить с вечера: например, общественную нагрузку (поход в магазин) на самого малопьющего – так, чтобы никому не хотелось оказаться этим «счастливчиком». Программу на «утро» желательно закладывать заранее. А вот сможете ли вы её выполнить – зависит только от вас.

Веселого Вам Нового года!

Литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню защитника Отечества для старших классов «Вам слава и честь...»

Цели: расширять кругозор учащихся; воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

Оборудование:

Герб, флаг, гимн России;

Книжная выставка;

Награды России;

Фотографии воинов-земляков, погибших в горячих точках, а также тех, кто, с честью пройдя испытания, вернулся живым;

Перед фотографиями погибших - зажжённые свечи, цветы, каска, пилотка, макет

Автомата, макет танка;

Магнитофон, аудиокассеты;

Метроном, секундомер.

Ход вечера

Звучит гимн России (1 куплет).

1-й чтец.

Получают мальчики повестки

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сыночков провожают

И свои наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

И отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной...

А сынок в граните остаётся -

Остаётся вечно молодой.

Л. Пляцева

Звучит песня «Солдат» в исполнении группы «Любэ» (1 куплет).

Ведущий . 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. В 1918 году в этот день под Псковом и Нарвой первые отряды Красной Армии дали сражение регулярным войскам кайзера Вильгельма, рвавшимся к Петрограду.

День защитника Отечества - это праздник людей с чистой совестью, праздник народа, умеющего постоять за себя и за свою землю. Так было во все времена.

Звучит песня «Позови меня...» в исполнении группы «Любэ» (1 куплет).

Ведущий . Всем ветеранам, мужественно сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны за честь и свободу Родины, самоотверженным трудом крепившим оборону и тыл, вынесшим на своих плечах тяжелейшие испытания, какие когда- либо выпадали на долю человека, посвящаются эти замечательные поэтические строки известного советского поэта Константина Симонова, написанные им в 1941 году.

2-й чтец.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! -

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а с меня деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и песнею женскою

Впервые война на просёлках свела.

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,

По мёртвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

«Мы вас подождём!» - говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!» - говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я всё-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

К. Симонов

Звучит песня «Давай за...» в исполнении группы «Любэ» (1 куплет).

Ведущий.

Эта необъявленная война началась в 1979 году.

Первые крики по мёртвому,

Первые сломы судьбы...

В такт караулу почётному

Первые плыли гробы...

Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». 15 февраля 1989 года наши войска под командованием генерал-лейтенанта Бориса Громова были выведены из Афганистана. Армия выполнила свой долг с честью. Война в Афганистане останется в нашей истории, непонятой до конца, неосознанной в своей необходимости.

Звучит песня «Пацаны» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

Ведущий. Как известно, войн не бывает без жертв. Древние говорили, что оценить урон войны могут только грядущие поколения.

Ты к доброте воды привык -

Губами жадными приник.

Но был у злого родника

Коварный взор подрывника...

Эти строчки - об Александре Леонидовиче Карпунине.

Он погиб в Афганистане 16 июля 1985 года. Ему было всего 20 лет. За совершённые им подвиги Александр Леонидович Карпунин посмертно награждён орденом Красной Звезды.

3-й чтец.

Шли сегодня танки без привала

С грохотом осколков по броне...

Здесь учений нет, и радуг мало

В этой необъявленной войне.

Жаркая, нерусская погода

Оседает пылью на броне,

Оседает вот уже два года

На афганской этой стороне...

Дороги секунды здесь, ребята,

Не учебный в поле танкодром,

За ошибки тоже есть расплата:

Цену жизни кровью познаем.

Жизнь такая наша - без возврата

Прожитых когда-то мирных дней...

Умирать нам вроде рановато,

А приказ не выполнить - страшней.

Ждут своих ребят девчонки где-то,

Фотоснимки бережно храня.

В пору нам встречать любви рассветы,

А не пули в полосе огня.

Пронесётся пыль в Афганистане,

Вихрем чьи-то жизни прихватив,

Пусть им вечным памятником станет

Этой песни простенький мотив.

В. Верстаков, корреспондент газеты «Красная звезда»

Ведущий. Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?

Всё новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте страны, и среди них, ставшее для многих просто ужасом, слово «Чечня».

Звучит запись песни «Кавказский пленник» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

4-й чтец.

Высока, высока над землёй синева.

Это мирное небо над родиной,

Но простые и строгие слышу слова:

Это значит, что где-то в ночной тишине

Злые пули надрывно свистят,

И что в этой борьбе, как на всякой войне,

Жизнь и смерть снова рядом стоят.

Это значит, что в этом суровом бою

Твой ровесник, земляк, твой сосед

Защищает любовь и надежду свою,

Наших окон приветливый свет.

Охраняя всё то, чем мы так дорожим,

Он ведёт этот праведный бой.

Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь

От беды заслоняя собой.

Высока, высока над землёй синева,

Это мирное небо над родиной,

Но простые и строгие слышим слова:

«Боевым награждается орденом».

М. Муромов

Звучит запись песни «Снайпер» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

Ведущий. Это было в старинном русском городе Пскове в 2001 г. Президент России Владимир Путин искренне скорбел с матерями, воинами на годовщине гибели гвардейцев шестой роты 2-го батальона 104-го полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии.

В трагедии шестой роты до сих пор много непонятного. В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года некто вновь попытался открыть «коридор» в Дагестан для боевиков. Численность банды Хаттаба (теперь уже уничтоженного) достигала 2,5 тыс. боевиков. Как стало известно из радиоперехватов, Хаттаб намеревался вернуть под свой контроль Ведено, Хатуни и ряд других населённых пунктов. Но двадцатикратному превосходству бандитов десантники противопоставили собственное мужество.

1 марта в 5 часов утра боевики всеми силами пошли в атаку сразу с нескольких направлений. Взяв соседнюю высоту Безымянную и видя, как немного русских воинов осталось в пункте 776,0, бандиты устремились туда. Раненный в грудь сапёр гвардии старший лейтенант Александр Колгатин под огнём боевиков успел установить две управляемые мины и привести их в действие.

Взрывы положили на землю десятки корчащихся от боли бандитов. Но озверевшие боевики снова пошли на штурм. Их было так много, что даже ценой жизни десантники уже не могли их остановить.

Оставшаяся в живых немногочисленная группа во главе с комбатом Марком Евтюхиным приняла последний бой.

5-й чтец.

Крылатая пехота

Не вышла из огня...

Прости, 6-я рота,

Россию и меня.

Погибшая, бессмертной

Ты стала наяву

В бою под Улус-Кертом,

Как в битве за Москву.

Прощай, 6-я рота,

Ушедшая в века, -

Бессмертная пехота

Небесного полка.

В. Верстаков, офицер

Ведущий . Весь личный состав 104-го полка, принимавший участие в боях с боевиками 29 февраля - 2 марта 2000 года в районе Улус-Керта, навечно зачислен в списки части, а 22 десантника (13 офицеров, 9 солдат и сержантов) представлены к званию Герой России, в том числе и Александр Колгатин.

Звучит песня «Рота уходит на небо» в исполнении Александра Маршала (1 куплет).

Ведущий. «Действуй спокойнее, не спеши, - сказал он солдату. - Всё будет нормально».

Рядовой Данила Бондарев, 7 месяцев отслуживший в разведывательном подразделении Камышинского десантного полка, взял гранату, выдернул кольцо, размахнулся и швырнул боеприпас за бруствер окопа. Старший лейтенант Виталий Попов попытался проследить, куда упала граната, но вдруг понял, что вперёд полетела лишь скоба - спусковой рычаг запала. А где же граната?! Он не увидел, а, скорее, кожей ощутил, что граната, зацепившись за бруствер, отлетела прямо под ноги солдату. На принятие решения оставались доли секунды. Офицер, оттолкнув остолбеневшего солдата в сторону, прикрыл своим телом гранату...

Так Виталий Попов спас жизнь рядового Данилы Бондарева. К счастью, оба остались живы. Данила был легко ранен. А вот жизнь Виталия была в опасности. Но благодаря искусству врачей Виталий остался живым.

6-й чтец.

Кто б ни был ты,

Солдат иль маршал, -

В истории ты свой оставишь след.

И слышатся торжественные марши,

Как символ будущих побед.

Тобой гордимся мы по праву -

Ты не искал судьбы иной,

И пусть всегда пребудет слава

Солдатам армии родной!

1-й чтец.

Примите поклон наш земной

К великой России святой!

2-й чтец.

Вы знамя Победы несёте над нами,

Присяге и долгу верны.

И доблесть, и вера за вами, за вами -

Великой России сыны!

3-й чтец.

Традиции дедов в боях умножая,

Во имя отцов, матерей

Стоите на страже, себя отдавая,

Великой России своей.

4-й чтец.

Мечту и свободу для нас сохраняя,

Гордитесь своею судьбой,

Безмолвно колени свои преклоняя

Перед Россией одной!

5-й чтец.

Вам слава и честь, господа офицеры!

Примите поклон наш земной

За вашу любовь и надежду без меры

К великой России святой!

С. Ковалёв

Последние две строчки произносят все чтецы.

Объявляется минута молчания. Включаются метроном и секундомер.

Литература

1. Воин России [Текст]: газ. - 2002. - № 11.

4. Красная звезда [Текст]: газ. - 2005.

5. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет [Текст]. - М.: Советская Россия, 1983.

Литературно - музыкальная композиция ко Дню защитника Отечества

«Есть такая профессия - Родину защищать!»

Составила: Клочкова Наталья Викторовна, воспитатель

ОКУ Обоянская с (к) о школа - интернат VIII вида.

воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников.
Задачи: - раскрыть творческий потенциал участников праздника;

напомнить обучающимся о связях прошлого и настоящего в истории Отечества;
развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся
- воспитывать духовно-нравственные принципы, гражданскую ответственность, любовь к Отечеству
Показ презентации « Моя Родина» Звучит песня «Россия – матушка.

1 ведущий
Родина - слова не знаю чудесней.

В нем - наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли
2 ведущий

Родина - это земля у порога,

Родина - это большая дорога,

3 ведущий

Родина - это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя,

Родина - это большая дорога,

Та, по которой идешь ты с другими.

1 ведущий


Невозможно не любить свою Родину...

Это чувство заложено в крови,

И горе человеку, у которого его нет,

Потому что любовь к Родине - стержень человеческого характера,
Основа всего существования.

2 ведущий

А что такое Родина?

Это твоя земля, город, в котором ты родился и живешь,

Это люди, которые живут и трудятся вместе с тобой.

Это мать и отец твои, и поэтому Родину называют еще Отечеством.

3 ведущий
Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Россия

Все может родная земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она сама не может. Поэтому Защита Отечества - долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами. Есть прекрасный фильм о войне с красноречивым названием “Офицеры”. В нем рассказывается о судьбе семьи, в которой несколько поколений служили в армии. Посмотрев этот фильм, многие мальчишки стали военными.

Ведь в этом фильме один из героев произносит простые, но полные достоинства слова: “Есть на свете такая профессия - Родину защищать”.

Фрагмент из кинофильма «Офицеры
1 ведущий

Уважаемые гости! Дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена всем защитникам Отечества. Днем и ночью, в дождь и снег, в жару и холод наши летчики, солдаты, моряки, пограничники охраняют рубежи нашей великой страны, защищают нашу мирную жизнь. Воин – это человек чести. Это – лучшие из нас.

1. Солдаты на поле брани были,

В походы трудные ходили.

Им не объясняли долго,

Что значит чувство долга.

2. Они по совести, по чести

На этом оказались месте.

Нельзя без Родины,

Без матери нам жить.

И долг святой – уметь всё это защитить.

3. «Служу Отечеству» - негромкие слова

В них и любовь, и мужество, и сила,
И гордость предков навсегда жива....

4. Не всякий может подвиг совершить

Тем более- в потоке н мирных дней,

Но всякий должен Родине служить

Болеть душой и сердцем лишь о ней


  1. Великий праздник нам февраль принес
Защитникам Отечества – виват!

Убережет от бури и от гроз

Россию воин – доблестный солдат.

1 ведущий

Презентация «День защитника отечества»
Сегодня мы отмечаем замечательный праздник - День защитника Отечества . Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою Родину.

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.

Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и гордость.

У этого праздника было несколько названий:
- День Советской Армии;
- День рождения Красной армии;
- День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.
Сейчас этот праздник называется Днем Защитника Отечества

Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу.
В вооруженные силы Российской Федерации входят:


  • сухопутные войска,

  • военно-воздушные силы,

  • ракетные войска стратегического назначения,

  • военно-морской флот,

  • войска противовоздушной обороны страны
Военно-воздушные силы

бомбардировочные истребительные,

а также вертолетные части и соединения

Ракетные войска

части, вооруженные мощными ракетами, которые могут доставить в любую точку земного шара всесокрушающий атомный заряд.

Военно-морской флот

соединения различных боевых кораблей, морская авиация, береговые базы, на которых располагаются боевые корабли и самолеты

Войска противовоздушной обороны

Вооружены зенитными ракетами и самолетами-истребителями.
Стихотворение Э Багрицкого «Нас водила молодость…»

Нас водила молодость

В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

А земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
3 ведущий

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Звучит песня «А закаты алые…» автор Н Осошник

3 Ведущий.

Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом.
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем.

Только вдруг 41 ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем

Исполняется песня «Эх, дороги» муз. А Новикова, сл. Л Ошанина.
3 ведущий

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.

Танец «Случайный вальс»

3 ведущий

Пылает днем и ночью пламя,
И озаряет шар земной.
Не утихает наша память,
О тех, кто был убит войной

Пусть никто нас войной не пугает,

Не боимся угрозы войны,

Потому что мир защищает

Сила крепкая нашей страны.

Пусть припомнят, как наши солдаты

Победили врага под Москвой,

И громили фашистов в рейхстаге,

И с победой вернулись домой.

Много лет с той поры миновало,

Дуют ветры над мирной страной,

Слава армии непобедимой!

Слава армии нашей родной!

А. Лаптынович

1 ведущий

1.На нашей планете

Есть доброе солнце,

Есть солнце, которая

Звонко смеется,

2 ведущий

У солнца веснушки,

У солнца игрушки,

Ему не нужны

Автоматы и пушки!

3 ведущий

Мы не хотим, чтоб пушки грохотали

И над землей кружится черный дым

Хотим, чтоб всюду голуби летали.

И небо было ярко – голубым

.
Все участники мероприятия исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»

Литература:

«В гостях у праздника» , внеклассные мероприятия в начальной школе, кол. Авторов. ООО «Глобус» 2006 г.
«Внеклассные мероприятия» 5-11 классы, авт-сост. Савченко Е. В.и др. Москва «ВАКО» 2007 г.
«Пусть будет праздник», авт-сост. Е. С. Прокофьева и др. Волгоград «Учитель» 2008 г.
«Классные часы» 7-8 класс Авт-сост. И. А. Зайцева. Н. А. Догадова. Волгоград «Учитель» 2006 г.

ГОУ СОШ № 453

имени Сергея Жукова

Литературно-музыкальная композиция,

посвящённая Дню Защитника Отечества

заместитель директора

по воспитательной работе,

учитель истории и обществознания

Садыхбекова Светлана Матвеевна

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

к сценарию литературно-музыкальной композиции

«Защитники Отечества»

Пояснительная записка.

Сценарий разработан для внеклассных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества.

Сценарий условно делится на две части. В первой речь идёт о событиях 1917-1918 годов, связанных с созданием Красной Армии и положенных в основу праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.

Вторая часть посвящена героическим страницам отечественной истории с древнейших времён до нашего времени. Так прослеживается преемственность и связь поколений.

Цель мероприятия:

Воспитание любви и уважения к истории Отечества;

воспитание гражданской ответственности и чувства долга у подрастающего поколения.

Форма: литературно – музыкальная композиция.

Продолжительность мероприятия– 1 час

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Защитники Отечества»

(показ слайда 1)

Ведущий1. В календаре памятных дат России День Защитника Отечества занимает особое место. Для нашего народа праздник, отмечаемый 23 февраля и новый, и давний.

(показ слайда 2)

Ведущий 2. После революции 1917 года положение нашей страны было сложным: продолжалась I Мировая война, на территории России находились германские войска. Советское правительство обратилось ко всем воюющим странам с предложением о мире, но получило отказ. Единственной страной, готовой идти на переговоры, была Германия. Но она предъявила ультиматум, требуя в обмен на мир российские территории.

(показ слайда 3)

Ведущий 3 .Советское правительство вначале ответило отказом, и австро-германские войска перешли в наступление по всей линии фронта. А кайзер Германии заявил: «Никакой единой России не будет, Россия будет разделена».

Ведущий 1. Старая армия к тому времени оказалась неспособной к сопротивлению, и германские войска зимой 1918 года, захватив часть Украины и Прибалтику, подошли к Пскову. Возникла угроза Петрограду.

(показ слайда 4)

Ведущий 2 . 11 февраля 1918 года Совнарком издает декрет о создании Красной армии и Флота. Это стало отправной точкой в формировании вооружённых сил страны.

(показ слайда 5)

Ведущий 3. 24 февраля немецкие войска заняли Псков. В городе завязались уличные бои с отрядами Красной Гвардии. К ним на помощь подошли другие красноармейские части. Немцы на время отступили, но угроза захвата Петрограда оставалась. На защиту Петрограда встали сформированные в те дни красноармейские полки, а Петроградский Совет объявил 23 февраля Днём Защиты Социалистического Отечества.

Ведущий 1 . Вскоре с Германией был заключён тяжёлый Брестский мир. Затем, в течение 20 века, происходило много других, в т.ч. драматических событий, но праздник остался. Теперь он отмечается как День Защитников нашего Отечества.

Звучит песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры" стихи Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов!

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю -

Многих старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд - словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

(показ слайда 6)

Ведущий 2 . Теперь обратимся к временам более давним. С древних пор, как только люди начали осознавать свою судьбу как общую судьбу народа, они ставили на первое место в числе добродетелей патриотизм, то есть любовь к своему Отечеству.

(показ слайда 7)

Ведущий 3 . XIII век – трагический в нашей истории: монголо-татарское нашествие с востока и немецко-шведское – с запада. Князь Александр Ярославович со своей дружиной дал такой отпор немецким и шведским рыцарям, что они на долгое время оставили наш край в покое. Александр Невский за свои заслуги перед Отечеством был причислен к лику Святых и стал небесным покровителем Санкт-Петербурга, а орден Александра Невского был учреждён как одна из высших воинских наград.

(показ слайда 8)

Ведущий 1 . История России наполнена множеством примеров, когда народ наш стоял перед выбором: независимость или угнетение, свобода или рабство.

XIX век. Герои Куликовской битвы. Их было много. До нас дошли имена князя Дмитрия, воина Пересвета, а также Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на справедливую борьбу. Куликовская победа стала символом единения русского народа.

(показ слайда 9)

Ведущий 2 . XVII век – Смута, очень мятежное время, когда речь шла о потере независимости нашей страны. Главная беда была тогда не столько в иноземных вторжениях, сколько во внутренних распрях, противостояниях власти и народа. То время тоже родило своих героев – защитников России. Это воеводы Шеин и Скопин-Шуйский, народные предводители Минин и Пожарский.

(показ слайда 10)

Ведущий 3. Отечественная война 1812 года – нашествие Наполеона на Россию. Это время небывалого единения народа. Патриотический порыв призвал в армию людей, которые стали славой России: Багратион, Денис Давыдов, Николай Раевский, герои - партизаны из народа и, конечно, Михаил Илларионович Кутузов.

Ведущий 1. Под впечатлением этих событий Михаил Юрьевич Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Бородино» и трогательные, проникновенные стихи о России.

(Чтение стихотворения Михаила Лермонтова «РОДИНА»)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

(показ слайда 11)

Ведущий 2 . Великая Отечественная война. Самая жестокая и кровопролитная. Она длилась почти 4 года и унесла жизни более 20 миллионов советских людей. Самыми тяжёлыми были первые годы войны, когда на нашу страну обрушилась вся мощь военной машины вермахта, хорошо обученной и технически оснащённой армии фашистской Германии.

Когда видишь документальные кадры того времени, поражаешься нашему народу, жившему бедно, тяжело, но которому удалось выстоять и победить такого сильного врага. Как выстояли и победили ленинградцы в блокаду? Это был подвиг наших солдат и офицеров, всего народа.

Звучит песня композитора В.Баснера, слова М.Матусовского «На безымянной высоте»

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда...

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Над нами "мессеры" кружили,

И было видно, словно днем...

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем.

И как бы трудно ни бывало,

Ты верен был своей мечте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,

Друзья моих военных дней,

Землянка наша в три наката,

Сосна сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

(показ слайда 12)

Ведущий 3. После Великой Отечественной войны прошло много лет.

Постарели ветераны войны, но им на смену пришло новое поколение защитников, тех, кто оберегает мирное небо нашей Родины.

Мы поздравляем всех защитников Отечества с замечательным праздником!

Звучит песня О. Газманова «Офицеры»

Господа офицеры, по натянутым нервам

Я аккордами веры эту песню пою

Тем, кто бросив карьеру, живота не жалея,

Свою грудь подставляет за Россию свою!

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,

Кто карьеры не делал от солдатских кровей.

Я пою офицерам, матерей пожалевшим,

Возвратив им обратно живых сыновей.

Господа офицеры, как сберечь вашу веру

На разрытых могилах ваши души хрипят.

Что ж мы, братцы, наделали, не смогли уберечь их

И теперь они вечно в глаза нам глядят.

Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах

Позвала их Россия, как бывало не раз.

И опять вы уходите. Может, прямо на небо

Так куда ж вы уходите? Может, прямо на небо

И откуда-то сверху прощаете нас.

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

За Россию и свободу до конца.

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

Заставляя в унисон звучать сердца!

Использованная литература:

1).И.А.Мишина, Л.Н.Жарова «История Отечества», М., 1999

2).О.Г.Вронский, Д.В.Колосов, А.И.Родин «История Отечества с древнейших времён до наших дней», М., 2003

3). М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. - М. «Дрофа» 2003. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Музыкальные произведения:

1). Музыка Рафаила Хозака, слова Евгения Аграновича песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры"

2). Музыка В. Баснера, слова М.Матусовского песня «На безымянной высоте»

3). О.Газманов песня «Офицеры»

Источники текстов песен и музыкальных файлов:

    http :// www . istorya . ru / imagens / sobytya / rkka - dekret . gif

Министерство культуры Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Хабаровский государственный институт искусств и культуры"

(ФГБОУ ВПО "ХГИИК")

Факультет искусств


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина: Теория и технология музыкального образования

на тему: Образы защитников отечества в музыкальном искусстве


Выполнила: Касаткина А.Н.

Студентка: 418 гр.

Проверила: Захарченко В.C.


г. Хабаровск 2014 г.


Введение

2. Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

Заключение

Информационные источники

Приложение

Введение


Актуальность .

История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Цель : раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

Задачи исследования :

.Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

2.Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

.Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры, искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

1. Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны


Урок 1 (вступление)

презентация

картинки

аудиозапись "три танкиста"

Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

(На примере песни "Три танкиста")

"Три танкиста". (описание - история)

Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

(Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

"Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:


На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…"


С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:


Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.


После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

(Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

Урок 2 (на примере песни "Катюша")

"Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

(Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

защитник отечество песня музыкальный

Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.


. Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы


Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

Опера "Иван Сусанин" ("Жизнь за Царя") М.И. Глинки была впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, - чувство Родины. Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком - русским.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу "Иван Сусанин". И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

(Сказать детям, что одной из самых важных частей любого произведения является заключительная часть - (т.е. эпилог). Эпилогом оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" является хор "Славься". (прослушать аудиозапись)

(После прослушивания и беседы о характере, об образах, игра "Композитор")

Учащимся предлагают побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей.

("Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок", учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)

Длинные нотки будут красные, короткие синие (или наоборот)

"Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре".

(группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)

После того, как учащиеся справятся с заданием, учитель предлагает исполнить заключительный хор из оперы "Иван Сусанин

"Славься". Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа - победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон. Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором "Родина моя". В гармонии "Славься" - диатонические аккорды, плагальные обороты и использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты, симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного шествия. Хор "Славься" особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр - на сцене). К ним присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное сопровождение. В хоровых партиях звучат ликующие подголоски, в которых слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина "Запомнит весь русский народ…". Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

Урок 4

(на примере произведения С.С. Прокофьева "Александр Невский")

(портрет композитора, картинка Александр Невский)

Анализ музыкального произведения С.С. Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина "Александр Невский".

"Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева кантата "Александр Невский" хор "Вставайте, люди русские!"

Краткая биография композитора

Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Музыкой увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на фортепиано, а чуть позже сочинять первые пьесы. Первые оперы созданы в 9-летнем возрасте. Обучался Прокофьев у лучших преподавателей Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями в 1908 году, а начиная с 1918 года много гастролировал по Европе, Америке, Японии. Среди известных сочинений композитора "Повесть о настоящем человеке", "Мадаллена", "Война и мир", балеты "Золушка", "Ромео и Джульетта". Написал много вкально-симфонических произведений, инструментальных концертов. В 1947 году получил звание народного артиста РСФСР. Скончался композитор 5 марта 1953 году в Москве.

Кантата - вокально-инструментальное произведение, для солистов, хора и оркестра.

(прослушивают хор)

Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина "Александр Невский" (картина)

Вопросы и задания:

Каков характер музыки? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для эпического повествования).2. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).3. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине? 4. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский - русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).5. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют?

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя - Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества. Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

(Для анализа образа героя (как итог) выполнить задание по табличке (карточка)

(Описание)

Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.

Семь частей кантаты "Александр Невский" - семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них - определенный этап в развитии общей идеи произведения. С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители - сначала татаро-монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

Образ Руси - народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды - все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной - в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно - жуткий, лишенный человеческого тепла. В эпилоге кантаты - "Въезд Александра Невского во Псков" - звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.


3. Отображение темы защиты Отечества в инструментальных произведениях


Урок 5

Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича

Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Краткая биография композитора.Д. Шостакович - один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: "Нос", "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), "Игроки" (окончена Кши?штофом Ме?йером), балеты: "Золотой век" (1930), "Болт" (1931) и "Светлый ручей" (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию "Песнь о лесах", кантату "Над Родиной нашей солнце сияет", кантату "Казнь Степана Разина", концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту "Москва, Черемушки", музыку к кинофильмам.

(Слушание симфонии - эпизод нашествия)

Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии?

Какой образ создаёт музыка?

Сколько образов было?

Как развивалась главная тема в "Эпизоде нашествия"?

(Походу познакомить учащихся с новой музыкальной формой)

"Мы уже говорили с вами, уже встречались, с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике. Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее".

На форме вариации основан и "Эпизод нашествия".

Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки.

(Можно показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент.)

(После беседы об образе музыки, можно включить видео, для наиболее лучшего представления)

Учитель просит охарактеризовать звучание, развитие, определить музыкальный образ.

Спросить у учащийся может кто-то вспомнить похожее музыкальное произведение по строению и развитию.

Задание - (можно на доске, можно, как карточки раздать, слова и дать задание учащимся, чтобы нашли противопоставление им.)

Противопоставления:

·мир созидание творчества разума - мир разрушение и жестокости

·человек - варвар

·добро - зло

·мир - война

Спросить у детей, на каком образном конфликте основан эпизод (На конфликте Родины и тему фашистского нападения)

Знаменитый "эпизод фашистского нашествия" - потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного "топота" возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной духовной музыки.

(Описание)

Седьмая симфония Шостаковича - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Обычно крупные сочинения вынашиваются долго, сосредоточенно. Здесь же оказалось достаточно одного месяца, чтобы чувства и мысли миллионов его современников, воплотились в совершенные формы и высокохудожественные образы.

Конкретное историческое событие - борьба с фашизмом - приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии - образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, - широкие, напевные - напоминают русские народные песни. Общее содержание симфонии - противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов-антиподов, которые носят определенный характер.

В симфонии 4 части, каждая из них, как бы дополняет предыдущую.

Скрипки рассказывают о безбурном счастье. В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. Но человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и голоса фаготов, могущественнее грохота кожи, натянутой на барабаны. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее рев. Слышен только раздумчивый и суровый - после стольких потерь и бедствий - человеческий голос фагота. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и бороться. Вся гигантская четырехчастная симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда.

После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске под управлением Мравинского, но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу - подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии - 9 августа 1942 года - все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

Урок 6. А.П. Бородин "Богатырская симфония" (портрет композитора, картинки богатырей)

Знакомство на уроке с богатырской темой в русской и советской музыке А.П. Бородин.

Начать путь урока можно с вопроса: "Назовите известных Вам Богатырей?"

Ответ: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор.

(карточки "характеристика богатырей")

(Ученикам будет необходимо вставить пропущенные слова (так они наглядно запомнят или вспомнят их характеристики)

(раздаются карточки)

"Богатырская тема" с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Это от того, ребята, что с древних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. И Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка".

Русский художник, Виктор Михайлович Васнецов горячо любил родину и гордился ею. Всем известна картина "Три Богатыря" (учитель показывает).

Перед нами Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Когда Васнецов завершил свою работу над картиной "Три богатыря", он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина "звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня " . И получилось именно так.

Русский композитор Бородин А.П. написал симфонию, которая называется "Богатырской". Недаром А.П. Бородина называют богатырем русской музыки.

Краткая Биография А.П. Бородина.

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года В Петербурге. В 1856 году окончил медико-хирургическую академию, имел степень доктора медицины. В детстве увлекался игрой на виолончели, флейте, фортепиано и сочинял как любитель. Творческая активность возросла благодаря сближению с Балакиревым и участию в деятельности его кружка "Могучей кучки". В своей Первой симфонии (1867) Бородин выступил как убежденный приверженец "новой русской музыкальной школы". В те же годы появилась серия его романсов эпического и лирического склада. Исполнение Первой симфонии принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы опера "Князь Игорь", Вторая симфония, впоследствии В.В. Стасов метко назвал её "Богатырской" (1876 г.). Написаны Первый и Второй струнный квартет, романсы. Последние крупные сочинения Бородина симфоническая картина "В средней Азии" (1880) и незаконченная Третья симфония (1887). Скончался Бородин 15 (27) февраля 1887 года в Петербурге.

"Чтобы продолжить разговор о симфонии давайте ее послушаем"

(Слушание фрагмента богатырской симфонии Бородина)

После прослушивания спросить у детей есть сходство произведения с картиной Васнецова? В чем оно заключается? (музыка наполнена силой, мужественностью, звучит сурово и мощно).

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Ученики: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.

Учитель: Каков характер побочной темы?

Ученики: Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины

Учитель: Какая из тем рисует нам богатырский образ?

Ученики: Первая, то есть - главная.

Учитель: Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый - это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.

"Богатырскую" симфонию можно не только слушать, но и показать пластическими движениями выразительность музыки.

Предложить детям показать музыку пластическими движениями, пусть по очереди каждый по-своему попробует.

Те пластические движения, которые мы выполняли, попробуем изобразить графическими знаками. Они могут быть самыми разными, главное, эти знаки должны выражать характер произведения (учитель показывает набор знаков - ученики выбирают )

Совместно пишут графическую партитуру (картинка)

Графическая партитура, пластические движения, картина Васнецова, симфония Бородина - всё это помогло выразить сущность богатырской натуры. Силу, волю, мужество.

Разучивание главной интонации (приемы распевок):

1) Прием "перекличка" - 2 группы по очереди,

) Прием "эхо" - сначала громко, затем тихо

(Описание)

Симфония № 2 " Богатырская" А.П. Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам - М. Балакиреву, Ц. Кюи, Н. Римскому-Корсакову и М. Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку. Горячий и скорый на громкие определения Владимир Стасов тут же назвал ее "Львицей". Мусоргский предложил для нее название "Славянская героическая". Однако Владимир Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил "Богатырская". Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

В симфонии 3 части.

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый - могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема - широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, - рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть - стремительное скерцо, первая тема которого вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно "не переводя дыхания". Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам.

Третья часть, призванная, по словам самого Бородина, передать образ Бояна - легендарного древнерусского певца, - носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем - величием. Основной музыкальный образ - главная тема сонатной формы - размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне "Пойду во Царь-город". Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы "переливов гуслей звончатых". Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Заключение


В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их - прекрасных, незабываемых песен! В них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.

Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Война и мир" отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении - тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

В заключение своей работы хочется подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание находит себе прочную основу во всём, что связано в искусстве с темой Родины, с любовью к родной земле, ко всему тому, что нам дорого, что мы проповедуем, на чём стоим, что и как защищаем, как поддерживаем идеи свободы, справедливости и торжества мира. Такой подход может послужить верным компасом учителю в его учебной и воспитательной работе с детьми на благородном и благодарном материале героико-патриотической музыке.

Обо всём этом в поэтической и музыкальной форме прекрасно сказано в песне В. Баснера на стихи М. Матусовского "С чего начинается Родина?. "

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…

Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.


Информационные источники


1.Вайдман П.Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. - <#"center">Приложение


"Три танкиста"

Музыка Дм. И Дан. Покрассов слова Б. Ласкина

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силён -

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука -

Нерушимой крепкою семьей

Экипаж машины боевой.

На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки,

В эту ночь решили вражьи стаи

Перейти границу у реки.

Но разведка доложила точно -

И пошёл, командою взметён,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь вражьи стаи

Под напором стали и огня.

И добили - песня в том порука -

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста - три весёлых друга -

Экипаж машины боевой!


"Катюша"

Музыка М. Блантера Стихи М. Исаковского

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.