Известный детский композитор. Консультация (группа) на тему: Композиторы - о детях и для детей. ♦ Как вы думаете, сколько существует нот

Детская музыка, как и детские песни, существовала всегда. В 19 веке были созданы целые музыкальные циклы, предназначенные для маленьких слушателей. Детские мелодии писали:

  1. Шуман,
  2. Равель,
  3. Дебюсси,
  4. Чайковский.

Не обошли вниманием этот жанр и современные композиторы. В советское время происходит настоящий бум детской песни, связанной с появлением мультфильмов и многочисленных художественных фильмов для аудитории малышей. Работали авторы мелодий вместе с выдающимися поэтами, такими как

  1. В. И. Лебедев-Кумач,
  2. А. Барто,
  3. С. Я. ,
  4. С.В. Михалков и другими.

Известные композиторы –

  1. И.О.Дунаевский,
  2. В. Шаинский,
  3. Д.Б.Кабалевский

– создали веселые детские песни-шедевры. До сих пор мы продолжаем с удовольствием слушать их, напевать, а сегодня с появлением интернета можно просто скачать мелодии и наслаждаться их прослушиванием.

Детские песни современных композиторов наполнены жизнерадостностью и оптимизмом. И хотя многие из них написаны были еще полвека назад, они остаются актуальными и для сегодняшнего поколения. Наиболее знаменитые композиторы – Г. Гладков и В. Шаинский. Они, пожалуй, написали наибольшее количество детских мелодий. Среди них и танцевальные, и просто веселые, заводные, поднимающие настроение. Вы можете слушать их онлайн или скачать с нашего сайта на свой компьютер.

Гладков

Г. Гладков – настоящий детский композитор. Ему принадлежат песни из таких известных фильмов, как:

  • «Дети капитана Гранта»,
  • «Красная шапочка»,
  • мультфильмов «Пластилиновая ворона»,
  • «По щучьему веленью»,
  • «Про Федота – стрельца» и т.д.

Эти мелодии также можно слушать на нашем сайте, а также скачать их при необходимости.

Нажмите на картинку, чтобы скачать альбом Веселая дискотека Г. Гладкова:

Есть, однако, современные композиторы, не столь известные среди молодежи нашего времени, но не менее значимые в истории детских песен. Популярность их меньше не потому, что их произведения трудно найти, слушать или скачать в интернете: сегодня такая проблема возникает крайне редко. Просто их мелодии не отвечают запросам широкой публики. Если В. Шаинский создавал в основном танцевальные мелодии, под которые легко двигаться, а, следовательно, их можно использовать на детских праздниках, при постановке танцевальных номеров в кружках и т. д., то, например, Евгения Зарицкая и ее творчество не отвечаю данным требованиям. Евгения Зарицкая организовала детскую шоу-группу «САМАНТА», и произведения были написаны в основном для ее репертуара. Песни Зарицкой хорошо исполнять в хоре, в тематических спектаклях. И хотя они, как и песни других композиторов, бывают грустные и веселые, рассказывающие о добре и зле, поистине народными их назвать пока нельзя.

Хор Великан

Большой популярностью среди современных детских песен пользуется репертуар детского хора Великан.

Песня «Ай будет круто»:

«Ускакала в поле молодая лошадь»

Барбарики

Песенка про зайца:

Песенка «Арам Зам Зам»:

Песня «Чумачечая весна» со Смешариками:

Конечно, современные детские песни не ограничиваются тем, что было создано в советские времена. Композиторы продолжают писать музыку для детей, которую легко можно скачать или слушать в интернет сетях. Исполнителями веселых современных мелодий являются, как и прежде, дети, несущие новые интонации и манеру исполнения в привычные для нас темы. Это могут быть старые детские песни в современной обработке или необычном, непривычном нашему уху исполнении. Активно заимствуют композиторы иностранные мелодии, переводя текст или создавая свое произведение на основе услышанного. Музыка приспосабливается к нынешней действительности, и детская песня не отстает от своих жанровых собратьев. Если вы хотите слушать или скачать детские песни, вы с легкостью можете это сделать на нашем сайте. Даже если вы пожилой человек, детская музыка поднимет вам настроение, напомнит о золотых днях, и вы вновь почувствуете единственное счастье на земле, данное только детям, — всегда быть самим собой. Пусть песни подарят вам вдохновение!

Композиторы детям

Детская музыка

Музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. - песни, хоры, инстр. пьесы, орк. произв., муз.-сценич. сочинения. Произв., предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вок. произв. принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инстр. пьесах - степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей, шире области собственно Д. м. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны мн. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произв. сов. композиторов.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой проф. Д. м. Ещё в Др. Греции была известна нар. детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что неск. детских песен было сочинено греч. певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Др. Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В ср. века в Европе Д. м. была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европ. детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (нем. детская песня "Фонарик, фонарик"). Гл. особенности муз. языка: гармонич. характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Гор. уличные детские песни (der Kurrenden) в ср.-век. Германии популяризировались своеобразными певч. коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Рус. старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сб. нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Нек-рые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогич. муз. лит-ры для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - нач. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, Д. м. приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Во 2-й пол. 19 в. появилось сравнительно большое количество проф. произв. Д. м. : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фп. пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фп., напр. " Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фп. сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нар. характера перед детьми последовательно ставятся разные художеств.-исполнительские задачи. Отсутствие мелодич., гармонич., фактурных трудностей делают это произв. доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сб-ки фп. пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

В кон. 19 в. были написаны первые оперы для детей: "Кот, козёл и баран" и "Музыканты" Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891) и "Зима и весна, или Снежная красавица" (1892) Лысенко. Муз. язык этих опер прост, пронизан интонациями рус. и укр. песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), " Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах " (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); А. Т. Гречанинова - "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924); Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и др. поэтов, ор. 54 , 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и др.

Среди произв. зап.-европ. Д. м.: "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фп. миниатюр, располож. по принципу от простого к сложному; "Детские народные песни" Брамса (1887), сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фп. в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноим. сюиту для симф. оркестра). Известны циклы произв. для фп.: " Детский уголок" Дебюсси (1906-08), "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фп.; в 1908-09 4 тетради уч. репертуара для фп. "Детям"); в его пьесах, в основном нар. характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фп. картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фп. "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

Д. м. много занимается комп. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен "В пятницу после обеда" (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди англ. школьников. Для исп. детьми в сопровождении арфы написан цикл "Обрядовые рождественские песни" (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен - "Морозная зима", "О, мой милый" (колыбельная), канон "Этот младенец". Известность получил "Путеводитель" по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произв., знакомящее слушателя с совр. симф. оркестром. К. Орф создал большой цикл произв. "Музыка для детей"; в 1950-54 цикл был закончен совм. с Г. Кетман и получил назв. "Шульверк" ("Schulwerk. Musik fьr Kinder") - песни, инстр. пьесы и ритмомелодич. упражнения для детей мл. возраста. Дополнение к "Шульверку" - сборник "Музыка для юношества" ("Jugendmusik ") - практич. основа коллективного муз. воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме "Немецкая детская песня и детская игра" - Fr. M. Bцhme, "Deutsches Kinderlied und Kinderspiel").

Большое распространение получила опера опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском муз. спектакле " Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949 ) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют спец. "Песню для публики". Состав оркестра - струн. квартет, ударные и фп. в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фп., ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Сов. композиторы обогатили Д. м., расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вок. и фп. миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симф. произв., концерты. Большое распространение получил жанр сов. детской песни, к-рая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Мн. сов. композиторы посвятили своё творчество Д. м. Широко известны, напр., фп. пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки " (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фп. в 4 руки. Эти произв. отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность муз. языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обр. нар. мелодий Г. Г. Лобачёва: сб. "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонац. чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано ок. 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты нар. сказов, сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к нар. лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произв. композитора свойственны современность муз. интонаций, выразительность мелодич. оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата" , "Мы - весёлые ребята" , вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в Д. м. внесли комп. А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский , А. Я. Лепин , З. А. Левина , М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский , А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня (" Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.). В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов совр. молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодич. богатство, современность яз., художеств. простота, близость к интонациям совр. муз. фольклора (первый его детский сб. - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирич. песни ("Песня у костра", "Наш край" , "Школьные годы" ). Он написал 3 тетради педагогич. фп. пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произв. отличают тематич. богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. Выдающимися художеств. достоинствами обладают произв. для детей С. С. Прокофьева . Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева " Детская музыка " (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относит. простотой муз. материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произв. Д. м. - симфонич. сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её осн. героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с орк. тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симф. оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фп., скрипки, виолончели с орк.), 3-й фп. концерт А. М. Баланчивадзе, фп. концерт Ю. А. Левитина . Особенности всех этих произв. - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистич. черт детского и молодёжного муз. обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности муз. языка, виртуозности и камерности.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными муз. средствами многообразие интересов, чувств и мыслей совр. детей и молодёжи. Таковы: "Песня утра, весны и мира" (1958), "О родной земле" (1966) Г. И. Гладкова (1968), "Крокодил Гена" комп. М. П. Зива (1969). Среди лучших образцов детской эстр. музыки эксцентрич. песенки с развитым сюжетом: "Семь весёлых песен" Кабалевского, "По Москве шагает слон" Пенькова, "Темноты боится Петя" Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствует единств. в мире детский муз. театр, осн. в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга , "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968).

Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой муз. образования и воспитания детей (см. Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). В СССР создана широкая сеть детских муз. школ, в т. ч. школ-семилеток и школ-десятилеток (св. 2000 детских муз. школ). Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хор. студии и др.). Произв. для детей исполняются по радио и телевидению, на конц. эстраде, в детских театрах, в проф. хор. уч. заведениях (Гос. хор. уч-ще в Москве, Детская хор. школа при Ленингр. академич. хор. капелле). При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Вопросы, связанные с Д. м., находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) при ЮНЕСКО. Конференция ИСМЕ (Москва, 1970) показала значительный интерес мировой музыкальной общественности к достижениям сов. Д. м.

Литература : Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "СМ", 1948, No 6; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев, М., 1962; Андрiевська Н. К., Дитячi опери М. В. Лисенка, Киiв, 1962; Рзянкина Т. A., Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970; Вцhmе Р., Deutsches Kinderlied und Kinderspiel, Lpz., 1897, 1956; Braun H., Untersuchungen zur Tipologie der zeitgenцssischen Schur- und Jugendoper, Regensburg, 1963; Gregor V., Ceskб a Slovenskб hudebne dramatickб tvorba pro deti, Ostrava, 1966.

Ю. Б. Алиев.


Звуки окружают нас с самого рождения. Можно не думать о них вообще, не обращать внимания — они не всегда беспокоят нас. Но мы привыкли к повседневному городскому шуму настолько, что без него нам чего-то даже не хватает.

♦ Какие звуки можно услышать на улицах большого города?

Конечно же, на городских улицах слышатся шум транспорта, голоса людей.

Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шум дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, протяжное завывание ветра.

Для композитора самые обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.

Послушайте стихотворение.

Композитор

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет —

Песню споем мы вместе с тобою!

Должно быть, вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку.

Композитор — латинское слово, в переводе означающее «сочинитель». Многие композиторы писали и сейчас пишут музыку для детей.

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть такие музыкальные пьесы для фортепиано, как: «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

Писательница Т. Абрамян так рассказывает об Иоганне Себастьяне Бахе: «Величайший немецкий композитор... сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его "музыкальными детьми" на все будущие времена станут дети всего мира.

Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов».

Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс. В его знаменитой сюите «Карнавал животных», написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей.

Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

Помимо многочисленных музыкальных произведений С.С. Прокофьев, например, создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», а также «Зимний костер» — сюиту для чтецов на слова С. Маршака, хора мальчиков и симфонического оркестра.

Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец — Григорий Гладков — к мультфильму «Пластилиновая ворона» и множеству других.

Я думаю, многие из вас знают и любят песни на музыку Владимира Шаинского: «Голубой вагон», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены» и Дмитрия Кабалевского «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.

♦ Как же композитор записывает созданную им мелодию?

Он делает это с помощью особых значков, называемых нотами. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».

♦ Как вы думаете, сколько существует нот?

Правильно! Их ровно семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты располагаются на пяти нотных линейках — нотном стане. Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги. Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать? Ее можно спеть или исполнить на каком- либо музыкальном инструменте.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта... Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.

Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От этих примитивных инструментов и пошли ударные инструменты — барабан, бубен, треугольник, колокольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в них при ударе рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

Послушайте стихотворение.

Барабан

Я проснулся утром рано

И собрался на прогулку.

Застучал по барабану

Громко-громко, гулко-гулко:

Там-там, там-там,

Веселей бей в барабан!

Удивился дворник Федя:

— Что ж ты встал в такую рань?

Перебудишь всех соседей,

Лучше ты не барабань.

В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты: кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно 300 лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни, — гитара. Скрипка, виолончель и контрабас — тоже струнные инструменты, но звук в них извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок — длинная трость с натянутым конским волосом. Музыканты держат смычок в правой руке и водят им по струнам.

Послушайте стихотворение.

Скрипка

Смычком коснулся ты струны,

Волшебные напевы.

То грусть, то радость в них звучит

И трогает мне душу,

Я виртуоза-скрипача

Могу весь вечер слушать!

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке с несколькими дырочками, сделанной из обыкновенной тростинки. Звук ее был певучим, нежным, напоминающим журчание весеннего ручейка. Этот музыкальный инструмент назывался жалейка. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом*, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стопках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты. Жалейку можно услышать даже в оркестре русских народных инструментов.

Послушайте стихотворения.

Пастуший рожок

Сяду на пень посуше,

Коров соберу в кружок,

Выну из сумки пастушьей

Берестяной рожок.

Коровы рожок услышат,

Протяжно откликнутся: «Му-у-у».

Играя то звонче, то тише,

Я стадо в село поведу.

Позднее жалейки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.

Словно льдинка, серебристый,

В поднебесье он плывет,

Наполняя небосвод.

Слышат флейту лес и нивы,

Слышит спелый желтый колос.

Шепчет колос: «Как красиво

Слово «кларнет» означает «ясный»,

Он то протяжный, то нежно-певучий,

То очень теплый, сочный и звучный.

Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас дома. Попробуйте дунуть в ее заостренный конец, и вы услышите долгий протяжный звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских раковин и делали из них духовые музыкальные инструменты. В них звук извлекается при помощи воздуха. Раньше эти инструменты изготавливали из кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь — «певучий» металл. К наиболее известным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, тромбон, саксофон и туба.

А вот об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. Его можно увидеть в детском саду и школе, в концертном зале и театре. У кого-то из вас он есть дома.

♦ Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?

Конечно же, о пианино! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире, он — незаменимый помощник и певца и композитора. Старший «брат» пианино — фортепиано. Название этого музыкального инструмента происходит сразу от двух слов: «форте» значит «громко», а «пиано» — «тихо». Фортепиано — инструмент полифонический: на нем можно и сыграть мелодию, и подобрать аккомпанемент к ней.

Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль, напоминающий фортепиано, но массивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывистое стаккато.

Послушайте стихотворение.

Дождь-музыкант

Кап, кап, кап — упали капли.

Застучали: тук, тук, тук.

И узнали сразу цапли

Дождика веселый звук.

Дождик заиграл стаккато,

Как по клавишам рояля,

И, сбегая с крыш покатых,

Капли звонко застучали.

Дождь отрывисто и звонко

Падал в травы там и тут.

Словно пальцами ребенка

Он играл в саду этюд!

Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты.

Ответьте на вопросы

♦ Как называют человека, который сочиняет музыку?

♦ С помощью чего композитор записывает музыку на листе бумаги?

♦ Сколько всего нот? Назовите их.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

♦ Почему барабан называют ударным инструментом?

♦ С помощью чего барабанщик выбивает барабанную дробь?

♦ Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?

♦ К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на ней?

♦ Какие музыкальные инструменты называют духовыми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготовляют сейчас?

♦ Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова - как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.


Зарубежные композиторы 20 века. Список

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) - композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.

(р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) - композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется "Безответный звонок", написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений - это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод".

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как "Красная шапочка", "Про Федота-стрельца", "Дети капитана Гранта", "По щучьему веленью", "Пластилиновая ворона" и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей - В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать "Голубой вагон", "Хрюшку", "Чунга-Чангу", "Антошку" и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

Как появилась детская музыка

Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века. До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми. Например, знаменитую «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», менуэты и полонезы из которой входят сейчас в обязательный репертуар детских музыкальных школ, Иоганн Себастьян Бах составил для своей второй жены, которая была на тот момент вполне взрослой девушкой.

Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» («Album für die Jugend», 1843) Роберта Шумана (1810–1856). Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей. Она так и называется - «Для младшего возраста» - и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов. Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детский альбом» Чайковского

«Детский альбом» (1878) Петра Чайковского, написанный, как указано на титульном листе, «в подражание Шуману», стал не просто следующей ступенью в развитии детской музыки, но и непревзойденной до сих пор вершиной этого жанра. «Подражание» Шуману выразилось не столько в звучании музыки этого альбома, сколько в самой идее сборника пьес, предназначенных для детей, и в использовании похожих образов: игра в солдатики («Солдатский марш» у Шумана и «Марш деревянных солдатиков» у Чайковского), игрушечная лошадка («Смелый наездник» и «Игра в лошадки»), страшилки («Дед Мороз» и «Баба-яга»), люди из народа («Веселый крестьянин, возвращающийся с работы домой» и «Мужик на гармонике играет»), церковная тема («Хорал» и «В церкви») и многие другие.

Роберт Шуман, «Смелый наездник». Исполняет Виталина Ефремова



Петр Ильич Чайковский, «Игра в лошадки». Исполняет Денис Кириллов


В отличие от «Альбома для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского был настоящим циклом, пьесы которого объединены даже некоторым внутренним сюжетом. В «Детском альбоме» описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам Чайковский. Он начинается с молитвы («Утренняя молитва») и заканчивается доносящимся из храма пением («В церкви»). В нем есть и близкие люди («Мама», «Нянина сказка»), и любимые забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), и мечты и воспоминания («Сладкая грезы», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»). Особое место в «Детском альбоме» занимают внутренние мини-циклы: сюита танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), сюита песенок и сюжет про куклу.

Играя в игрушки, ребенок отчасти играет во взрослую жизнь. Он уже знает, что люди болеют и даже умирают. В пьесе «Болезнь куклы», пожалуй самой знаменитой из всего альбома, Чайковскому удалось всего в нескольких нотах передать печаль. А следующие за ней «Похороны куклы» перекликаются с «Траурным маршем на смерть героя» из 12-й фортепианной сонаты Людвига ван Бетховена. Пьеса «Новая кукла», завершающая этот мини-цикл, не просто отражает радость ребенка по поводу подаренной игрушки, но и таит в себе философскую идею о круговороте жизни и даже назидание: все бывает, все проходит, радуйся настоящему.

О детях и для детей

Линию «детских альбомов» продолжили «Бирюльки» (1900) Самуила Майкапара, «Детский альбом» (1923) Александра Гречанинова, «Детская музыка» (1935) Сергея Прокофьева и другие. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: структурная ясность, несложность для исполнения и «детский» круг образов, - и потому их активно разучивают в музыкальных школах.

Самуил Майкапар, «Пастушок» из цикла «Бирюльки». Исполняет Мария Куницына

Сергей Прокофьев, «Сказочка» из сборника «Детская музыка». Исполняет Тихон Сильвестров


Помимо детской музыки, предназначенной для самостоятельного исполнения детьми, существует еще ряд произведений, написанных для детского слушания, притом что сами дети вряд ли в состоянии исполнить их должным образом. Это сюиты «Детские игры» («Jeux d’enfants», 1871) Жоржа Бизе и «Детский уголок» («Children’s Corner», 1908) Клода Дебюсси, сказки Сергея Прокофьева «Гадкий утенок» (1914) на текст Ханса Кристиана Андерсена и «Петя и волк» (1936), задуманная как детский путеводитель по инструментам симфонического оркестра.

Существует и музыка «взрослым о детях»: фортепианный цикл «Детские сцены» («Kinderszenen», 1838) Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» (1873) Модеста Мусоргского, «Три детские сценки» (1926) Александра Мосолова и другие произведения. В них дети выступают уже не как целевая аудитория, а как один из характерных образов или тем взрослого искусства. Сами дети уже не в состоянии не то что сыграть такую музыку, но и порой даже понять ее смысл.