Как общество относится к нищим и бродягам. Притча о безногом Гоше. Притча о несчастной любви

Почему я бедный? Этот вопрос задают себе каждый день сотни тысяч людей на планете. Они стараются покупать минимум вещей, в которых нуждаются, но даже и на них часто не хватает мизерной зарплаты или пенсии. Бедность - это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.

Бедность как социальное явление

Это крайняя нехватка денежных средств и необходимых для существования ресурсов, которые удовлетворяют насущные потребности отдельного человека, целой семьи, общества и государства. Например, в современном мире принято, чтобы у каждого индивида в доме стояли элементарные вещи: телевизор, кухонная плита, стол, кровать и так далее. Их отсутствие или невозможность купить делает человека нищим в глазах окружающих. Конечно, он ещё не стоит на паперти, потому что зарабатывает и старается вести нормальный образ жизни. Но тех денег, которые человек получает на предприятии или заводе, катастрофически не хватает, и он еле сводит концы с концами.

Бедность - это недостаточность имущественных ценностей, финансовых возможностей, товаров для полноценного существования. Если смотреть в более глобальных масштабах, то это невозможность жить, продолжать род, развиваться. Крайне бедные люди не имеют даже средств, чтоб купить себе хлеб, поэтому выходят на улицу для попрошайничества.

Абсолютная бедность

Под этим понятием подразумевается невозможность человека вести обычный образ жизни. Абсолютная бедность - это невозможность удовлетворить даже базисные потребности в еде и пище, одежде и тепле. Такой индивид покупает только тот минимум продуктов, который способен поддерживать его жизнедеятельность. Обычно он не оплачивает коммунальные услуги и отказывается от приобретения личных вещей. Определить такой вид нищеты можно путём сопоставления прожиточного минимума и способности с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Если разрыв очень существенный, то экономисты говорят о таком явлении, как порог бедности - это отсутствие приличного для общества образа жизни, невозможность поддерживать навязанные эпохой стереотипы и уход от привычных стандартов.

Всемирный банк просчитал, где находится такой рубеж. По мнению специалистов, черта бедности - это существование меньше, чем на 1,25 американского доллара в день. Но при этом не учитываются домохозяйства, находящиеся совсем немного выше этого рубежа. Поэтому возникает ситуация, когда неравенство и нужда в стране растут, при этом количество людей, находящихся за порогом бедности, снижается.

Относительная бедность

Иногда люди считают себя нищими не оттого, что им существенно чего-то не хватает, а потому, что их доход намного ниже, чем у знакомых, соседей, родственников. Относительная бедность - это показатель того, насколько вы не вписываетесь в рамки, установленные окружающими людьми. Например, ваш круг знакомых достаточно состоятелен: сестра с мужем отдыхает на Канарских островах, подруга ездит на Вместо этого вы можете провести отпуск только в отечественном Крыму. Конечно, сравнивая себя со своими друзьями, вы называете свою семью бедной. Но если подумать, другие люди не могут себе позволить даже поездку в санаторий за городом, поэтому считать себя нищим в такой ситуации несправедливо.

Одним словом, относительная бедность - это несоответствие стандартам приличной жизни, которые вас окружают. Часто она примеряет к себе если они растут, а распределение средств остаётся прежним, то и данный вид нуждаемости является константой.

Концепция Таунсенда

Он рассматривал бедность как состояние, при котором привычные для человека радости жизни отходят на второй план или становятся недоступными. В силу сложившихся обстоятельств (потери работы, недостатка он испытывает лишения, которые меняют его обычный образ жизни. Например, предприниматель ездит в офис на собственной машине. Но в стране наступил экономический кризис, цены на бензин стремительно взлетели вверх, а зарплата у населения осталась прежней. Из-за этого человек должен отказаться от автомобиля в пользу более дешёвого проезда в метро. Это не значит, что он стал нищим - скорее, временно стеснённым в денежных средствах.

Таунсенд утверждает, что относительная бедность - это доходы ниже того уровня, на котором продолжает находиться большая часть общества. Аналитик в своих трудах часто использовал понятие многомерной депривации, под которым подразумевал невыгодное положение индивида или его семьи на фоне всеобщей массы людей. Она может быть материальной, что характеризуется такими показателями, как одежда, питание, условия проживания и труда, а также социальной - это суть занятости, уровень образования, способы проведения досуга.

Два направления концепции

Уровень бедности - это понятие достаточно абстрактное, не имеющее чётких рамок или рубежей. Поэтому концепция Таунсенда определяет её в более узком и широком значениях. Во-первых, по мнению аналитика, оценивая уровень нуждаемости, нужно делать упор на анализ наличия средств на покупку товаров для нормальной жизни. При этом берётся во внимание показатель личного (медианного) дохода, которым располагает человек. Так, в Скандинавии порог относительной бедности соответствует 60% в странах Европы - 50%, в США - 40%.

Во-вторых, относительная нуждаемость рассматривается в более глобальных масштабах. В этом случае берут во внимание возможность полноценно участвовать в жизни общества, опираясь на имеющиеся ресурсы. Интересно, но абсолютная бедность - это более глубокое понятие. Её диапазон не совпадает с относительной. Первую можно ликвидировать, вторая же будет всегда присутствовать, так как неравенство в обществе - явление неискоренимое и вечное. Про относительную бедность можно говорить даже в том случае, когда все граждане страны внезапно становятся миллионерами.

Депривационный подход

В его основе лежит не количество денежных средств, ресурсов и доходов, а уровень потребления человеком определённых товаров и услуг. В этом случае черта бедности - это положение в обществе, когда индивид не имеет доступа к некоторым вещам, поэтому в итоге он покупает их более дешёвые аналоги. Например, девочка Аня хочет мобильный телефон. На новенький модный сенсорный аппарат она не имеет денег, но тот запас, что хранится у неё в личной копилке, позволяет ей стать владелицей достаточно хорошего кнопочного устройства.

Депривационный подход также подразумевает отказ населения от некоторых услуг и покупок из-за маленького дохода. Таким образом, человек покупает меньше товаров в супермаркете, отказывается от услуг парикмахеров, ходит пешком на работу. Тут в основе уровня нуждаемости главный акцент сделан на потребление. Но определить порог бедности при этом достаточно тяжело: население может иметь неплохие финансовые резервы, но на какое-то время отказаться от дорогих товаров, учитывая сезонность той или иной покупки.

Причины бедности

Их может быть много. Иногда люди не в состоянии повлиять на обстоятельства, которые толкнули их за черту нужды. В других случаях они сами виноваты в сложившихся обстоятельствах. Причины бедности можно объединить в группы:

  1. Экономические - низкая зарплата, безработица, кризис в стране, денежная девальвация.
  2. Политические - война, вынужденная миграция.
  3. Социально-медицинские - старость, инвалидность, высокий уровень заболеваемости в государстве.
  4. Демографические - неполная семья, наличие детей, иждивенцев.
  5. Квалификационные - ограниченность знаний и умений, недоступность образования и его низкий уровень.
  6. Географические - наличие их неравномерное развитие.
  7. Личные - алкоголизм, страсть к наркотикам, зависимость от азартных игр.

Какими бы ни были причины нищеты, главное, помнить, что вы можете выбраться из тяжёлого положения. Ошибается тот, кто говорит: "Бедность - это порок". Нет, этого стыдиться не стоит. Нужда - явление временное, на неё вы при огромном желании всегда можете повлиять.

Объяснения причин бедности

Существует два подхода, которые сопоставляют нищету с социальным явлением в обществе:

  • Культурные объяснения. Приверженцы этой теории говорят о том, что в обществе бедняков формируется некое поведение: фатализм, упадок духа, смирение, разочарование. Вместо того чтобы действовать, люди считают себя обречёнными, начинают спиваться или попрошайничать. В данном случае бедность - это своеобразное наследственное заболевание, передающееся на генном уровне. Эксперты советуют отменить государственные пособия, пенсии и льготы для такого населения, чтоб подтолкнуть его к поискам работы и проявлению малейшей инициативы.
  • Структурные объяснения. Основываясь на этой теории, аналитики говорят, что нищета возникает, когда в государстве наблюдается экономический спад. Неравномерное распределение материальных благ между населением в эти периоды чувствуется особенно остро. Также они обращают внимание на изменения в структуре международного рабочего рынка. Например, в стране часто искусственно удерживается низкий уровень зарплат, чтобы завлечь больше инвестиций.

Кроме вышеназванных причин, бедность может возникать и из-за других обстоятельств, конкретных для определённого человека, его способа жизни и политики государства, в котором он проживает.

К чему приводит нищета?

Тут также есть две интересные теории, приверженцы которых по-разному смотрят на эту социальную проблему и предлагают диаметрально противоположные способы её ликвидации. Представители первой считают бедность позитивным явлением. Аналитики говорят, что она становится фактором, который подталкивает человека к действию, заставляет его совершенствовать себя и свои навыки, выдавать на-гора новые идеи. В результате общество развивается, работает, экономическое положение государства при этом улучшается. Эта теория, именуемая дарвинистской, поддерживается либералами.

Другое течение называется уравнительным. Его последователи считают, что бедность - это зло. По их мнению, нищета не вынудит человека больше работать, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Наоборот, она приведёт к тому, что он попросту будет понемногу катиться на самое дно общества. Аналитики уверены: чтобы избежать полной деградации индивида, который становится отчаявшимся и безынициативным из-за сковывающей его нужды, необходимо максимально поровну разделить существующие в стране ресурсы и средства между всеми гражданами.

Негативные последствия

Уровень бедности - это тот катализатор, который определяет атмосферу во всём государстве. Согласитесь, если люди страдают от нищеты, в обществе возникает напряжённость, растёт количество преступлений. Опустив руки от безысходности, человек ворует у государства, начинает нелегально зарабатывать, уклоняется от налогов, берёт взятки, чтобы прокормить свою семью. Иногда он даже идёт на более серьёзное преступление: убийство ради выгоды, ограбление, кражу. Общество, страдающее от бедности, часто болеет из-за антисанитарных условий. Для него характерны очень высокая смертность и риск распространения эпидемий.

Особенно трагична наследственная бедность. Ведь среди нищих часто рождаются одарённые малыши, способные в будущем создать лекарство от рака, изобрести летающий автомобиль или придумать способ борьбы с глобальным потеплением. Но этого никогда не случится: отсутствие финансов и ресурсов приводит к тому, что ребёнок не может получить нормальное образование и стать новым Эйнштейном. Также он с детства уверен в том, что все его попытки изменить жизнь равны нулю, поэтому вынужден молча мириться с обстоятельствами и гробить свои таланты.

Масштабы бедности

Наиболее страдают от нужды граждане африканских республик, государств Азии, некоторых держав Восточной Европы. Эксперты в 2014 году составили рейтинг самых нищих стран, учитывая разрыв бедности - это разница в доходах между разными слоями населения, их соотношение. Обращали внимание также на такие критерии, как степень развития экономики, уровень жизни и свободы, суверенитет. В результате самыми нищими оказались Египет, Замбия, Индия, Сенегал, Руанда, Бангладеш, Непал, Гана, Алжир, Непал, Босния, Гондурас, Гватемала.

При этом максимально хорошо живут люди в Швейцарии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии, Дании, Австралии, Нидерландах, Канаде, Финляндии и Люксембурге. США в рейтинге самых успешных держав заняла только 11 место, Россия - 32, Литва, Эстония и Латвия - 45, 48 и 49, Беларусь - 56, Украина - 68. Этот список показывает, насколько плохо или хорошо живёт население того или иного государства. Но он всегда будет видоизменяться, если оценивать и другие показатели, такие как уровень образования, качество здравоохранения, а также возможность трудоустройства.

Как стать нищим

В наше время нищенство – основной способ существования. В России все без исключения живут подаянием, которое в зависимости от социального статуса просителя и формы попрошайничества именуется по- разному: милостыня, стипендия, зарплата, пенсия, пособие, ссуда, гуманитарная помощь, кредит, трансферт, транш.

Психология нищего отличается поразительной гибкостью. Приспособляемость его несравнима ни с каким другим видом животного. Теорию, историю и философию нищенства, очищенную от политических эвфемизмов и конъюнктуры, следует изучать в университетах. Настоящая публикация – попытка хоть в малой мере восполнить этот пробел и вооружить молодых людей, вступающих в жизнь, минимумом необходимых представлений о ней. Только от них самих зависит, какого места удастся добиться в тщательно отретушированной государственными идеологическими институтами реальности. Но в 99 случаев из 100 это будет место нищего, что и призван подтвердить нижеследующий текст. Для более удобного усвоения материала он перемежается современными притчами из жизни нищих. Итак…

1. У первобытных людей определения “нищий” не существовало. В те времена не просили – в те времена отбирали необходимое. Не умеющих обеспечить себя убивали. Нищий как знаковая фигура цивилизации возник с началом процесса социального расслоения общества, в котором ему была определена низшая ступень. На это указывает семантическое сходство и почти одинаковая фонетическая транскрипция упомянутых лексем: нищий – низший.

В Древнем Риме нищие рекрутировались из рабов-вольноотпущенников, разорившихся колонов-арендаторов, военных инвалидов и городского люмпена. Все они были выключены из государственной системы, перебиваясь воровством, попрошайничеством и редкими подачками Цезаря. Именно в Древнем Риме родилось понятие пауперизма – массовой нищеты. Там же изобрели актуальный до сегодняшнего дня слоган: “Хлеба и зрелищ!”

Стремительно увеличиваясь в процентном отношении, класс нищих требовал, однако, не только хлеба и зрелищ. Он требовал также концептуального обоснования своего общественно-политического статуса. Любая страта, выделяющаяся в обществе по социальному, интеллектуальному, экономическому или иному признаку имеет концепцию, объясняющую необходимость своего существования.

Концепция нищенства, в конце концов, нашла свое полное воплощение в христианстве. Христианство – это религия нищих и бродяг, она создана нищими и бродягами, первыми ее пропагандистами стали нищие и бродяги, культивировавшие бедность, смирение, немощность: (“Если должно мне хвалиться, буду хвалиться немощью моею”. 2,Кр.12:30).

Притча о выборе места в жизни

В одном городе закрылось предприятие, и в числе других уволили человека, который совсем немного не доработал до пенсии. Пришлось на старости лет сделаться попрошайкой. Вначале ему было стыдно, но постепенно он привык к такой жизни.

Однажды к нему подошел другой нищий. Оказалось, что за место надо платить взнос в общую кассу и регулярно посещать собрания нищих для обсуждения текущих вопросов. Потом местный священник пригласил в воскресение посидеть на паперти – для кворума, затем телевизионщикам понравился его типаж, и человека сняли в массовке… Словом, через короткое время жизнь его наполнилась смыслом. День был расписан по минутам: кроме основного занятия, он представительствовал на митингах, возглавлял союз многодетных матерей, помогал домушникам сбывать краденое и состоял платным осведомителем в районном уголовном розыске.

Как-то его встретил бывший сослуживец, сообщивший, что их предприятие выбралось из кризиса, и приглашает всех специалистов вернуться на прежнюю работу. Он выслушал сослуживца, подумал – и отказался. Человек понял, что наконец-то нашел надежное место в жизни. Рабочего – уволят, депутата – не переизберут, министра – отправят в отставку. Все в этом мире зыбко и непостоянно. И только нищий может быть спокоен за свой завтрашний день, который никогда не будет хуже вчерашнего. Потому что милостыню подают всегда. Во все времена.

2. …Итак, христианство. Несмотря на то, что оно было вызовом традиционной государственной конфессии берущей начало еще с античных времен, – новая религия импонировала власти тем, что не посягала на ее устои. А, кроме того, активно способствовала нейтрализации социальных проблем. Конформизм плебеев – вот что привлекало.

Кстати, это относится не только к христианству. В 8 веке ислам обогатился новым направлением – суфизмом, который особенно тяготел к аскезе и полному отрешению от мирской суеты. Завшивевшие, оборванные бродяги-дервиши, требовавшие подаяние от правоверных, олицетворяли высшую степень служения пророку. Государство – ни в христианском, ни в мусульманском мире – не возражало против такой мотивации попрошайничества. Лишь бы не бузили и не требовали передела собственности.

Однако, в рамках любой конфессии непременно сыщется оппозиция, которая на базе той же канонической литературы создаст плебейскую ересь, сведя ее суть к одному – уравниванию нищих в правах с остальными членами общества. А иначе – за что боролись?

Религиозные ереси нищих сотрясали государства постоянно. В Иране это были маздакиты (6 век), в Болгарии – богомилы (10 век), в Италии и Франции – катары и альбигойцы (12-13 века), в Англии – лолларды (14 век), в Чехии – гуситы (15 век) и т.д. Государство, вовлекаясь в борьбу с ересями, наряду с репрессиями, вынуждено было маневрировать, прибегая нередко к оружию противника. Католицизм, например, образовал в 13 веке целый букет нищенствующих монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы… Конечно, можно смеяться над толстозадыми доходягами, но тем не менее, они корректировали общественное мнение, с одной стороны – личным примером утверждая незыблемость конформистских основ учения Христа, с другой – снимая социальную остроту провоцируемых плебеями ересей и перенося их с полей сражений в область теологических дискуссий.

Притча об основном законе нищенства

Двое нищих – старый и молодой – работали в переулке. Здесь было тихо и малолюдно. Старый нищий терпеливо дожидался редких подаяний, молодой же роптал на людскую скупость. Как-то их навестил коллега из центра города и сообщил, что на самом оживленном перекрестке появилось вакантное место.

— Я не пойду, – отказался старый нищий. – На перекрестке сквозняки, а это вредно для моих почек. Кроме того, от шума у меня может разыграться мигрень. А здесь тихо, люди приветливые, большей частью знакомые, на жизнь мне хватает – чего же я пойду? От добра добра не ищут.

— Ну и торчи в этой дыре! – закричал молодой нищий. – Ты старик, тебе все равно, а я не хочу загубить лучшие годы на бесперспективной окраине. В центре жизнь бьет ключом, там яркие личности, там есть возможность реализовать свои способности, чего-то добиться. В конце концов, там просто больше подают. Прощай, старик и прости: я должен использовать свой шанс.

… Он вернулся через неделю и молча встал на старое место. В конце дня, подсчитывая выручку, молодой нищий сказал старику:

— Ты был прав. Народу в центре гораздо больше, но почти ничего не дают – бегут мимо, как сумасшедшие. И сквозняки – не дай Бог.

Старик грустно улыбнулся. Он давно знал основной закон нищенства: от перемены мест попрошайничества сумма подаяния не меняется.

3. …Государственная корректировка плебейских ересей напоминала перманентную артиллерийскую дуэль, которая длилась на протяжении всей истории, постепенно удаляясь от религиозной мотивации и приближаясь к социальной. Вот только один из примеров. Французский утопист Франсуа Ноэль, известный более как Гракх Бабеф, организатор “Заговора равных”, в своем “Манифесте плебеев” потребовал восполнить материальный недостаток малоимущих за счет состоятельных членов общества. Эта свежая мысль стоила ему в 1797 году гильотины.

Буквально на следующий год после упомянутого печального события английский священник Томас Мальтус издал сочинение “О народонаселении”, в котором на основании выведенного закона (возрастание населения в геометрической прогрессии, а средств существования – в арифметической) убедительно доказывал бессмысленность государственной поддержки нищих. Благодарное государство наградило попа чином профессора истории и политэкономии. По тем временам факт действительно замечательный: церковник оправдывает войны и эпидемии необходимостью сбалансированного распределения материальных благ среди верующих. Механизм карьеры Мальтуса с тех пор эксплуатируется во всю: доктора наук, обосновывающие любой чих государства, плодятся, как бродячие кошки. А вот авторов ересей, что-то незаметно: видимо, карьера Бабефа не вдохновляет…

Притча о несчастной любви

Молодой слепой нищий заметил девушку, которая, проходя мимо, всегда щедро давала ему мелочь. Как-то дождь вынудил ее укрыться под тентом магазина, где сидел слепой, и они познакомились ближе. Нищий в прошлом был поэтом, а девушка оказалась учительницей, живущей в соседнем общежитии. Молодые люди говорили и не могли наговориться: о своем детстве, о любимых стихах, о засилье пошлости в литературе и жизни…

Когда дождь прекратился и девушка, вздохнув, ушла, – слепой нищий решил разыскать ее, чтобы больше никогда не расставаться. На самом деле он не был слепым и сквозь свои темные очки хорошо разглядел, с какой любовью и жалостью смотрела на него девушка, когда он читал ей свои стихи.

В выходной день нищий надел лучший костюм, купил цветы и отправился в общежитие. Он описал вахтеру свою знакомую, и тот указал номер ее комнаты. Открыв дверь, девушка вначале не узнала его. Узнав же, не обрадовалась, а зарыдала.

— Ты обманул меня, – плакала она. – Я полюбила слепого, несчастного поэта, а ты оказался мошенником, наживающимся на людском сострадании.

— Но ты тоже обманула меня, – возразил нищий. – Вахтер рассказал, что ты не учительница, а проститутка. Тем не менее, мы любим друг друга – и это главное.

Однако, через месяц они расстались. Ей надоело видеть своего возлюбленного, выпрашивающего подаяние. Он же постоянно приходил в бешенство, когда его любимая начинала торговаться с клиентами. То, чем занимался каждый из них, выглядело и впрямь отвратительно. Но только – со стороны…

4. …Грандиозной ересью всех времен стало учение о бесклассовом обществе. Успехи первого социалистического государства, реализующего самые фантастические идеи утопистов, имели огромный резонанс. Нищенство, бродяжничество и связанная с ними преступность оказались наследием проклятого прошлого, не имеющим корней в царстве социальной справедливости. Ни бродяг, ни нищих в стране официально не было равно, как в законодательстве – соответствующих дефиниций. Внесудебная расправа, административная ссылка позволяли решать проблему, не упоминая их как субъекты правоотношений.

Но во второй половине 20 века государство вынуждено было вспомнить о них. Нищета на пороге коммунистического общества должна была иметь какое-то объяснение – хотя бы из приличия. И государство принялось спешно приводить свое внутреннее устройство в соответствие с идеократическими декларациями. Социалистическое законодательство перещеголяло даже царское Уложение о наказаниях, обходившееся в отношении убогих всего одной статьей. В нашем Уголовном кодексе их было сразу три – бродяжничество, попрошайничество (тунеядство), и нарушение паспортного режима. Не промахнешься.

И хотя по-прежнему талдычилось об отсутствии социальных предпосылок – это был секрет Полишинеля. Страна уверенно вступала – но не в период развернутого строительства коммунизма, а в эпоху пауперизма. Как во времена Древнего Рима…

Притча о безногом Гоше

Нищего Гошу в городе знали все. Когда утром он ехал на своей каталке по улицам, гремя подшипниками, обыватели говорили друг другу:

— Гоша на работу поехал – значит и нам пора.

Ежегодно Гоша отправлялся на богомолье в Архангельскую область замаливать грехи горожан, которые специально для этого собирали ему деньги на дорогу. Он не злоупотреблял любовью обывателей: если и напивался, то не более раза в неделю. Напившись, приезжал в милицию и просил запереть его на ночь, чтобы ненароком не нарушить общественного порядка.

Как-то, следуя по своим делам, он увидел группу подростков, которые громко выражались нецензурной бранью, а, проходя мимо памятника основателю города Семену Дуракову, справили малую нужду прямо на основателя. Гоша стал гневно отчитывать юных хулиганов. Те сперва опешили, но, уяснив, в чем дело, подняли инвалида вместе с каталкой и поставили на автомат с газированной водой. И битый час опозоренный Гоша торчал на автомате рядом с памятником опозоренного Семена Дуракова, боясь пошевелиться. Пока не был снят нарядом милиции.

Отношение молодежи к истории своего города потрясло нищего. Он запил, в пьяном виде стал ездить по улицам, громогласно проклиная жителей и их потомство до седьмого колена. Вскоре Гоша исчез из города, который с тех пор превратился в разбойничий вертеп: каждый день там случаются жуткие убийства, поджоги и другие опасные преступления.

А горожане с тоской вспоминают Гошу и мечтают о каком-нибудь безродном калеке, который поехал бы на богомолье в Архангельскую область – замолить их грехи. Но после исчезновения Гоши никто из местных нищих на это не решается. И с каждым днем их в городе становится меньше и меньше. А это плохая примета…

5. …В разных государствах к нищим относились по-разному, в основном – без особой приязни, справедливо полагая их питательным бульоном для метастаз преступности. Западноевропейская литература пыталась правда придать этому союзу романтический привкус (Эжен Сю, Виктор Гюго, Фридрих Шиллер, Вальтер Скотт и т.д.) – но это был очевидный перебор, связанный с особенностями жанра.

В мусульманских и буддийских странах нищие, как уже упоминалось, слыли проводниками религиозных учений (даосизм, суфизм, дзен-буддизм) и этот статус давал им некоторое преимущество перед их европейскими коллегами. Но нигде с такой симпатией не относились к нищим, как в России.

Начиная с древних былин и кончая классиками (Пушкин, Достоевский, Толстой, Горький) калики, юродивые, бедные люди, нищие студенты, бродяги, спившиеся интеллигенты – наделялись такими достоинствами, о которых серый провинциальный обыватель мог только мечтать. Вековые, любимые до сих пор у нас песни – о бродягах, бегущих с Сахалина с сумой на плечах, о Кудеяре-атамане, добровольно ставшем нищим…

Двадцатый век добавил в безбрежное море народной любви к отверженным криминальную струю, проецируя на уголовника архетип страдающего изгоя общества, ему не принадлежащий. Впрочем, как ни странно, нищих-то всегда и обирали – речь, разумеется, не о материальных вещах.

Неспособность причинить зло ближнему – вот категорический императив убогого. И это одна из немногих человеческих ценностей, на которую во все времена был огромный спрос. Наука, религия, власть, политики – пускались во все тяжкие, чтобы если не обладать, то хотя бы слыть обладателем этого волшебного свойства, ибо без него не бывает справедливости.

Но, к сожалению – или к счастью – владеть чудесной чашей Грааля можно, только став абсолютно неимущим. Причем, никакой практической пользы владельцу эта чаша не принесет. Кроме слепой народной любви к обиженным, которая граничит с мазохизмом и которую на хлеб, понятное дело, не намажешь.

И вот теперь, когда вы знаете, как стать нищим и что вам даст такая метаморфоза – я спрашиваю вас: “А это вам надо? Нет? Тогда шевелите помидорами!”

Трое нищих поспорили: кому больше подадут? Один при помощи теста и красок сделал себе на лице кровоточащие язвы, надел черные очки, подвернул под себя ногу и прикинулся слепым инвалидом.

Другой одолжил у соседки ребенка, завернул в тряпки и, встав на углу оживленной улицы, потихоньку щипал его, чтобы детским плачем возбудить сострадание прохожих.

Третий не стал ничего придумывать. Он сел на тротуаре и поставил перед собой табличку с надписью: “Хочу купить сотовый телефон. Не хватает совсем немного. Помогите!”

class="title">

Страница 1

Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездо­ленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьян­ское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и по­собия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее отно­сить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми прихо­дилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали орео­лом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближен­ными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоя­нии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милосты­ни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в про­шлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государст­ва, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попро­шайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось пре­ступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во вто­рой раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В неко­торых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бро­дяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материаль­ным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с мно­годетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноцен­ный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безра­ботные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие на­дежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жиз­ни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непре­стижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дис­комфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают пло­хие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой ква­лификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действи­тельности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбле­ния становятся обычным делом.

Многие видели людей, просящих милостыню у метро, на углу магазина...Что это- выгодный бизнес или последняя надежда на помощь? А вы подаете таким людям?

В переходе возле станции метро сидит женщина неопределенного возраста. Ей можно дать с ходу и тридцать, и двадцать три, и сорок два. Волосы у женщины спутаны и грязны, голова опущена в скорби. Перед женщиной на заплеванном полу перехода лежит кулек. В кулек сердобольные граждане бросают деньги. И не бросали бы, да на руках женщина держит весомый «аргумент» в пользу того, что ей деньги просто необходимы. На руках у женщины спит ребенок лет двух. Он в грязной шапочке, бывшей когда-то белой, в спортивном костюмчике. Переход - место достаточно оживленное. И течет нескончаемым потоком людская толпа, и звенит мелочь в кульке, и шуршат купюры.

Я ходил мимо женщины около месяца. Я догадывался, кому уходят деньги, жертвуемые многочисленными прохожими. Уж сколько говорено, сколько написано, но народ наш такой - жалостливый. Жалостливый, до слез. Готов народ наш отдать последнюю рубашку свою, последние копейки из кармана вытряхнуть. Подал такому «несчастному» - и чувствуешь, что у тебя все еще не так плохо. Помог, вроде бы как. Хорошее дело сделал…

Я ходил мимо попрошайки месяц. Не подавал, так как не хотел, чтобы на мои деньги какой-нибудь негодяй купил себе кирпича одну штуку, да вставил в стену нового дома-дворца своего. Пускай будет дыра у него в стене, у негодяя этого. Не будет кирпича от меня. Но, судя по тому, как попрошайке подавали, хозяин ее имел уже несколько домов-дворцов.

Ну и попрошайке что-то перепадает, конечно. Бутылка водки на вечер, да шаурма. Хозяева таких «точек» попрошайничества имеют немало, но отличаются жадностью. И жестокостью. На том и держится их супердоходный бизнес. На деньгах да на страхе. Никто из опускающих монетку в кулечек не знает, что «встать» на место возле Владимирского собора невозможно, а хождение по вагонам метро с уныло-тягучим «простите, что я до вас обращаюся» стоит от 20 долларов в день. Или - знает? В таком случае - знает, но подает?

Никто из добряков, жертвующих «мадонне с младенцем», не задумывается над еще одним вопросом. Над одним несоответствием, буквально бросающимся в глаза. Спустя месяц хождения мимо попрошайки меня вдруг как током ударило, и я, остановившись в многолюдном переходе, уставился на малыша, одетого в неизменно-грязный спортивный костюмчик. Я понял, что именно казалось мне «неправильным», если можно назвать «правильным» уже само нахождение ребенка в грязном подземном переходе с утра до вечера. Ребенок спал. Ни всхлипа, ни вскрика. Спал, уткнувшись личиком в колено той, кто представлялась его мамой. Попрошайка подняла на меня глаза. Наши взгляды встретились. Бьюсь об заклад, она поняла то, что понял я…

У кого из вас, уважаемые читатели, есть дети? Вспомните, как часто они спали в возрасте 1-2-3-х лет? Час, два, максимум три (не подряд) дневного сна, и снова - движение. За весь месяц каждодневного моего хождения по переходу я НИ РАЗУ не видел ребенка бодрствующим! Я смотрел на маленького человечка, уткнувшегося в колено «мамы», и страшное мое подозрение постепенно формировалось в твердую уверенность.
- Почему он спит все время? - спросил я, уставившись на ребенка.
Попрошайка сделала вид, что не расслышала. Она опустила глаза и закуталась в воротник потертой куртки. Я повторил вопрос. Женщина вновь подняла глаза. Она посмотрела куда-то за мою спину. Во взгляде ее явственно читалось усталое раздражение вперемешку с полнейшей отрешенностью. Я впервые видел подобный взгляд. Взгляд существа с другой планеты.
- Пошел на… - произнесла она одними губами.
- Почему он спит?! - я почти кричал…

Сзади кто-то положил руку мне на плечо. Я оглянулся. Мужчина с типичным лицом рабочего с близлежащего завода неодобрительно хмурил седые брови:
- Ты чего к ней пристал? Видишь - и так жизнь у нее… Эх… На вот, дочка, - мужик вытряхнул из своей огромной пятерни монетки.
Попрошайка перекрестилась, изобразив на лице смирение и вселенскую скорбь. Мужик убрал ручищу с моего плеча, побрел к выходу из перехода. Дома он расскажет, как защитил угнетенную, несчастную, обездоленную женщину от негодяя в дорогой дубленке.

Милиционер, подошедший ко мне в переходе на следующий день, выразился почти так же, как и его «подопечная» попрошайка. И на свой вопрос я получил исчерпывающее:
- Пошел в…
А ребенок спал…

Я позвонил знакомому. Это веселый и смешливый человек с глазами-маслинами. Он с горем пополам окончил три класса, и читает с трудом. Полное отсутствие образования не мешает ему передвигаться по улицам города на очень дорогих иномарках и жить в домике с бесчисленным количеством окон, башенок и балкончиков. Знакомый был весьма удивлен моей уверенностью в том, что весь без исключения подобный бизнес контролируют представители его национальности. Я узнал, что в Киеве попрошаек «держат» и молдаване, и украинцы. Причем, первые специализируются, в основном, на «инвалидах войны». Мы часто видим их на переходах и светофорах, снующими буквально под колесами машин. Мнимые афганцы «работают» также и в метрополитене.

Всевозможными «больными», хромыми и «приехавшими делать операцию» заведуют с равным успехом как украинцы, так и цыгане. Бизнес этот, несмотря на кажущуюся стихийность, четко организован. Курируется попрошайничество организованными преступными группировками, и деньги, брошенные полунищими прохожими в кулечек «обездоленного инвалида», уходят «наверх». Причем, настолько «наверх», что, узнай об этом сердобольный прохожий, он потерял бы сознание от удивления. Детей берут в «аренду» у семей алкоголиков, или попросту воруют. Но это все, что говорится, цветочки.
Мне нужно было получить ответ на вопрос - почему спит ребенок? И я его получил. Причем, мой знакомый цыган произнес фразу, повергнувшую меня в шок, вполне обыденно, спокойным голосом. Как о погоде сказал:
- Или под героином, или под водкой…
Я остолбенел. «Кто под героином? Кто - под водкой?!»
- Ребенок. Чтобы не кричал, не мешал. Ей с ним целый день сидеть, представляешь, как он надоесть может?

Для того чтобы ребенок спал весь день, его накачивают водкой. Или - наркотиками. Разумеется, что детский организм не способен справляться с таким шоком. И дети часто умирают. Самое страшное - иногда умирают днем, среди «рабочего дня». И мнимая мать должна досидеть с мертвым ребенком на руках до вечера. Таковы правила. И идут мимо прохожие, и бросают мелочь в кулек, и считают, что поступают благородно. Помогают «матери-одиночке»…

… На следующий день я стоял в переходе возле станции метро Л. Милиционера, ответившего мне вчера ругательством, не было видно. Я запасся журналистским удостоверением, и был готов к серьезному разговору. Но разговора не получилось. А получилось следующее…
У женщины на руках лежал ДРУГОЙ ребенок. Мои вопросы попрошайка попросту игнорировала с отрешенным лицом. Меня интересовали документы на ребенка, и, самое главное - где вчерашний малыш?

Попрошайка вопросы игнорировала, зато их не игнорировали торговки, стоявшие рядом. От женщины, торгующей трусиками, я узнал, что мне следует, мягко говоря, удалиться из перехода. К возгласам торговки подключились ее негодующие соседки по ремеслу. Следом за ними - прохожие преклонных лет. В общем, я был с позором выдворен из перехода. Оставалось одно - звонить 02 или искать милицейский патруль. Но милиция нашла меня сама. Сержант, любитель посылать в…, подошел ко мне и спросил документы. Я документы предоставил, и высказал свое мнение по поводу нахождения женщины с ребенком в переходе. Сержант со мною согласился, и… отправился звонить кому-то. Я стоял перед переходом, с полным ощущением того, что пытаюсь бороться с ветряными мельницами. Спустя несколько минут в переходе не было уже ни торговок, ни попрошайки со спящим ребенком…

Когда вы видите в метро ли, на улице ли женщин с детьми, просящих милостыню, задумайтесь, прежде чем ваша рука полезет за деньгами. Подумайте о том, что не будь вашего и сотен тысяч подаяний, и бизнес этот умер бы. Умер бы бизнес, а не дети, накачанные водкой или наркотиками. Не смотрите на спящего ребенка с умилением. Смотрите с ужасом. Ибо вы, прочитавшие эту статью, знаете теперь - почему спит ребенок…

Шел я недавно мимо Софийского собора по своим делам мирским, и окликнула меня девушка.

– Подайте ради Христа! – протягивает она руку за подаянием. Молодая, красивая, из таких, про которых говорят, что на них, мол пахать можно. Девушку эту встречал и прежде. Так же просила у меня милостыню возле Юрьева монастыря. Удивился я тогда. Ну, когда старушка какая, или инвалид безногий, это понятно. А тут девушка, молодая, красивая, руки и ноги на месте… А недавно на страницах «ВН» тоже спор разгорелся на тему нищих. Кто такие, как к ним относиться правильно, а как неправильно для человека мирского, коли заблагорассудится Судьбе свести его с нищей братией.

Перво-наперво решил я священников разных опросить, от разных религий. А помог мне в этом Николай Косенков, эксперт управления области по обеспечению деятельности ситуационного центра губернатора, человек отзывчивый и внимательный к людям. Помог он мне связаться не только с православным батюшкой, но и со священником старообрядческой церкви, и даже с председателем еврейской общины, который на сей момент замещает нового раввина и в вопросах религии столь же грамотен. А вот постоянного муллы мусульманского на территории нашей области нет, как и нет ни одной мечети.

Однако известно, что девятая сура Корана переводится как: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (перевод Ас-Саади). Правом на обязательные пожертвования обладают только лица, упомянутые в аяте, специальном стихе Корана, которых можно разделить на восемь категорий.

К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. Нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. Бедняками же считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

К третьей категории относятся служащие, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Эти служащие получают жалование за то, что выполняют свои обязанности.

К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане хотят завоевать. Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие.

К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях.

Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия. К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств на возвращение домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой (по материалам Сайта Крымской Молодёжи).

Ещё мне удалось выйти на Максима Ионова – редактора журнала «Родноверие», а значит, человека разбирающегося в родноверческой философии и задать ему те же вопросы, что и всем остальным.

А ответы были такими:

Священник Софийского собора отец Александр:


Всегда надо смотреть на причину нищенства. Если оно вызвано леностью, нежеланием работать – то христианская религия такое нищенство осуждает, а если это нищенство вызвано желанием не отвлекаться от духовных исканий, от духовной жизни, то оно достойно поощрения.

Кому и сколько давать, и надо ли подавать милостыню – это решает сам человек.

Каждый христианин должен помогать другому христианину, да и вообще любому человеку.

Хорошо ли быть богатым?

Платон и Аристотель считали, что безмерное богатство развращает, если не служит добру и высоким целям. Некоторые христианские святые порою были вынуждены жить на средства богатых людей. Богатые люди были и в окружении Христа. Потому само по себе богатство злом не является. Тем более если человек его использует для благих целей – помогает тем, кто нуждается, строит больницы, храмы и другие учреждения, нужные людям. Но если человек является рабом своего богатства, это плохо.

Григорий Исаакович Файнберг - председатель еврейской общины:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

В иудаизме нет такого понятия «нищий», в иудаизме есть понятие «малоимущий». Само слово «нищий», по нашему мнению, унижает человеческое достоинство.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Евреи помогают тем, кто нуждается в помощи. Но просто давать деньги на улице считается унижением. Если еврей захочет помочь такому человеку, он скорее тихо и незаметно положит деньги в конверте в почтовый ящик или отдаст их на развитие благотворительной столовой или другого учреждения, занимающегося решением проблем малоимущих.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо. Но накопительство это конечно зло. А если человек хорошо работал, то совсем не плохо, если у него есть деньги. Хотя у евреев никогда не поощрялась показная роскошь. Всегда был в почёте скромный образ жизни.

Максим Ионов, главный редактор журнала «Родноверие»:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

Отрицательно. Но имеет значение, как человек пришёл к такому состоянию, он нищий потому, что не может работать по физическим причинам или он не хочет, или подвержен вредным привычкам и т.д. Имея руки и землю, человек не может нищенствовать, предки так рассуждали. А пожилых и немощных поддерживать надо, это обязанность сообщества.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Опять же смотря кому, в настоящее время это стало бизнесом, но по идее, если есть праздник, то разделять его должны все, независимо от достатка. Конкретную сумму не могу сказать. По желанию.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Стараемся помогать, общиной, сообществом, но скажу честно, родноверы - это люди с определённым менталитетом, выступающими за здоровый образ жизни и т.д., люди с определённым жизненным стержнем. Потерявших почву под ногами среди нас очень мало. Помогаем: даём возможность заработать, просто так давать деньги нельзя, это развращает человека. Безусловно, оказываем моральную поддержку.

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо, но всегда возникает вопрос: какую цену ты за это заплатил и кем стал по жизни. Богатство должно давать тебе некую свободу и возможность помогать окружающим тебя людям.

Вот такие ответы дали представители разных религий. В чем-то они сходятся, чем-то отличаются. А как Вам рассматривать эту проблему, решайте, дорогой читатель, самостоятельно, исходя из своего опыта.