Константин васильев прощание славянки картина. Константин Алексеевич Васильев (1942–1976). Вечная тема - война

Нашествие

Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.

Автопортрет

Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.

Попробую пояснить.

С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?

По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.

Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.

А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…

Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.

Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?

А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.

Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.

Биография художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.

Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.

После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.

Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.

В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.

А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.

Картины художника Константина Алексеевича Васильева


Нашествие. Эскиз
Прощание славянки
Парад сорок первого Унтер-ден-Линден в огне Маршал Жуков
Северный Орёл
Русалка
У чужого окна
Русский витязь
Илья Муромец и голь кабацкая
Нечаянная встреча
Валькирия над сраженным воином
Рождение Дуная
Илья Муромец – борец с христианской чумой
Свияжск Старец Свентовит Один Огненный меч Бой со змеем Жница Гуси-лебеди Ожидание Человек с филином Плач Ярославны Князь Игорь Евпраксия

Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

Краткая биография

Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

Создание картин в русском стиле

Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

Критика художника, его смерть

К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

раннего этапа творчества

По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

«Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

«Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

6 мая 2012, 20:24

Константин Васильев родился в Майкопе 3 сентября 1942 года во время оккупации. Вырос в поселке Васильево под Казанью. В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при Институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Константин Васильев был зачислен в эту школу, а в 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище. Мог писать в любой манере, переболел даже сюрреализмом. Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия – 82 полотна – хранилась в музее. Судьбе художника трудно позавидовать.Непризнаный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна.Его картины пользуются невероятной популярностью и оцениваются во многие миллионы долларов.За 20 лет состоялось более полусотни персональных выставок в городах России, а также в Болгарии,бывшей Югославии,Испании. "Ожидание" "Встреча"
"У чужого окна"
"Жница" "Северный орёл"
"Гадание" "Весна" "Человек с филином" , последняя работа художника написанная незадолго до гибели. Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, насчитали даже четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Васильева, наверное, так и останутся тайной. Автопортрет Музей в Москве, где хранились 82 картины художника, создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это настоящие русские патриоты во главе с Анатолием Ивановичем Дорониным, любящие творчество Константина Васильева и преданные своему делу. Чтобы создать музей, три года обивались пороги правительства Москвы. Наконец дали в аренду разрушенный особняк, от которого осталось всего три стены. Потом, почти десять лет восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И вот, в 1998 году музей открылся. Но, земля в Москве - лакомый кусочек, много желающих отнять ее, на этой территории, где находится музей, планировалось построить 2 высотных здания. С 2005 года начались атаки на музей – рейдерские наезды, суды, поддельные документы, подписи… В конце концов, обманом были вывезены картины, якобы на экспертизу и не возвращены, судьба их неизвестна. В ту же ночь музей подожгли. А что еще можно было ожидать? Музеи в нашей стране почти бесправны, разве могут они постоять за себя?! Сатирик Михаил Задорнов,бывший одним из попечителей музея вот что сказал узнав о случившейся трагедии: …- Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник – знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это… Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут. Такое могло случится, только в равнодушном обществе, где правит золотой телец, нельзя забывать, что если нет духовной связи с прошлым страны, значит нет у народа и будущего. "Евпраксия" "Плач Ярославны" "Витязь" "Валькирия" "Скандинавский воин" "Вольга" В этом и есть главный смысл и задача музеев - помнить об истории и готовить людей к достойному будущему, они придают смысл существования человечеству. В прессе прошло известие, что мэр города Казани Ильсур Метшин распорядился предоставить новое здание в центре города для картинной галереи Васильева. Ильсур Метшин считает, что имя Константина Васильева должно быть одним из культурных брендов, «к которому необходимо бережно относиться и который должен быть доступным для туристов и горожан». Хочется сказать громное спасибо и низкий поклон Вам, Ильсур, хоть что-то будет спасено для потомков. В эту экспозицию войдут 96 картин художника, это те картины, что были в музеях Казани. К творчеству Васильева тянутся искренние люди с чистым сознанием, освобождённым от всех предварительных установок. Такие люди воспринимают искусство непосредственно и с первого же взгляда на картины Васильева чувствуют, что увидели что-то особенное и очень важное для них. Творчество Константина Васильева многопланово. В молодости он много экспериментировал в различных направлениях живописного модернизма, особенно – в сюрреализме и абстрактном экспрессионизме. Позже он назовёт эти свои увлечения ошибками молодости. Эти увлечение завело его в творческий тупик, после него почти 3 года он не брал в руки карандаш и кисти. К жизни Константина вернула природа и книги Достоевского, Алексея Толстого, Лескова, Гоголя и других классиков, а так же музыка Шостаковича. Классика побудила в нем чувство сопричастности к общенародной жизни. Он понял, что действительно прочную опору для своего творчества можно найти в многовековой традиции нашего народа, в созданной им великой культуре, в народных мифах, полных мудрости и героизма, в торжественной и могучей красоте природы. Поэтому, он создал так много известных работ на былинно-мифологические темы. "Русалка" "Гуси-лебеди" "Рождение Дуная" "Садко и владыка морской" "Алёша Попович и красна девица" "Бой со змеем" "Илья Муромец" "Василий Буслаев" "Вольга и Микула" Дитя войны, Константин родился в 1942 году, он много писал картин батального жанра, которые поражают своей пронзительной болью и решимостью побеждать. "Горят, горят пожары"
"Нашествие" "Прощание славянки"
"Парад в 1941" В небе над Берлином" "Маршал Жуков" Кроме того, он создал целую галерею замечательных портретов, а в пейзажной живописи, ему удалось передать суровую красоту северной природы. "Северная легенда" "Над Волгой" "Берег" "Свияжск" "Сумерки" "Излучина" "Заброшенная мельница" "Осень" "У тихой воды" "Отечество"

Константин Алексеевич Васильев (1942–1976)

Творчество Константина Алексеевича Васильева по сей день вызывает множество споров. Одни вообще не считают его художником, другие, наоборот, восторженно отзываются о его работах. Например, космонавт А. Леонов, побывавший на выставке Васильева, так писал о нем: «Несомненно, все это - проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле… Приходится горько сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, свой вклад в культуру человечества».

Константин Алексеевич Васильев родился в Майкопе. Из-за войны родители были вынуждены переехать под Казань, в поселок Васильево.

Интерес к рисованию проснулся в мальчике довольно рано. Уже в одиннадцать лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат им. В. И. Сурикова, а через несколько лет перевелся в Казанское художественное училище. Проучившись в нем несколько лет, Константин окончил его с отличием, приобретя специальность театрального декоратора. В качестве дипломной работы выпускник показал эскизы к драме А. Н. Островского «Снегурочка», в которых начинающему художнику удалось объединить историческую достоверность, условность, присущую эскизам, и лаконизм выразительных средств.

К. А. Васильев. «Нашествие», 1973

К. А. Васильев. «Прощание славянки», 1975

Первые же работы художника принесли ему популярность. Но это не остановило творческих исканий мастера. В поисках сюжетов для своих произведений он пробовал обращаться к народному фольклору: русским древним сказаниям, былинам, песням и скандинавским сагам. Например, в 1971 году Васильев написал полотно «Валькирия над сраженным воином». В древних скандинавских легендах, валькириями называли дев, способных приносить воинам победу в сражениях. После окончания битвы валькирии, согласно легенде, уносили самых храбрых воинов, погибших на поле боя, в Валгаллу - страну богов и героев.

Художник изобразил на картине именно этот момент: убитого воина, лежащего на поле. Рядом с ним его доспехи: шлем, щит и меч. Над телом воина на фоне мрачного неба рядом с белой лошадью возвышается грозная валькирия в шлеме, с копьем в одной руке и щитом в другой. Ветер развевает ее волосы и гриву лошади.

В 1973 году Васильев создал иллюстрации к поэме «Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны») и к песне «Горят, горят пожары» (картина носит то же название). Следующей его работой стала картина на мотив одной из русских былин - «Бой Добрыни со Змеем» (1973–1974).

Примерно в это же время художник заинтересовался реальными историческими событиями и написал полотно «Нашествие» (1973), на котором запечатлел наступление войск фашистской Германии. Васильев выполнил композицию в мрачных, холодных серых, синих и свинцовых тонах. Слева, на переднем плане, он изобразил развалины какого-то здания, судя по иконам на обломках стен - церкви. Справа движутся ряды фашистских воинов. Написанная почти монохромно картина оставляет трагическое ощущение.

К 1975 году относятся его картины «Маршал Советского Союза Г. К. Жуков» и «Прощание славянки». Последняя работа является своеобразной иллюстрацией к одноименному военному маршу: художник изобразил на полотне женщину в синем одеянии с развевающимися по ветру волосами. Одной рукой она придерживает на шее платок, другой прижимает к себе девочку. На лице женщины - отчаяние, ее глаза с тоской следят за воинами, уходящими на войну.

В этом же году Васильев начал одну из последних своих работ - полотно «Рождение Дуная». Основой для него послужила одна из русских былин о Дунае Ивановиче. Разгневавшись, он случайно убил свою жену, богатыршу Настасью Микулишну, погубив вместе с ней и своего ребенка. В отчаянии богатырь бросился на свой меч и тоже погиб. Легенда гласит, что кровь погибших слилась и дала начало новой большой реке - Дунаю. Художника так заинтересовала эта легенда, что он выполнил несколько эскизов, вариантов и в заключение - два больших полотна. Васильев не оставлял работу над этими картинами до самой смерти.

Из книги Краткая история "Аквариума" (1971-1986) автора Старцев Александр

Из книги Годы неизвестности Альфреда Шнитке (Беседы с композитором) автора Шульгин Дмитрий Иосифович

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Из книги автора

Федор Васильев 1850-873 Однажды Васильев заметил: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, будет отложен…» Так неистребимо

Из книги автора

Михаил Нестеров 1862-1942 По берегу полноводной реки движется большое шествие. Впереди торжественно выступает русский мальчик с иконой в руках. У него такое одухотворенное лицо. За ним, как завороженная, держась на некотором расстоянии, следует огромная толпа. В центре ее –

Из книги автора

Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) В преддверии столетней годовщины Бородинской битвы, ставшей переломным моментом Отечественной войны 1812 года, художник-баталист Франц Рубо начал работу над грандиозной панорамой «Бородинская битва». Тогда же был создан и специальный

Из книги автора

Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) Василий Иванович Нестеров, отец живописца, говорил, что признает сына истинным художником только тогда, когда его картины попадут в галерею П. М. Третьякова. И вот Третьяков, увидев «Пустынника», попросил молодого мастера продать

Из книги автора

Капитон Алексеевич Зеленцов 1790–1845 Зеленцов начинал как художник-любитель. Он был сыном коллежского асессора. Его отцу принадлежали три завода, которые он купил у уральского заводчика Демидова. Зеленцов служил в Министерстве внутренних дел. Он учился живописи, копируя

Из книги автора

Александр Алексеевич Златов 1810–1832 Златов был крепостным человеком помещицы Н. М. Змеевой из Кашинского уезда. В 1826 году Златов стал учеником А. Г. Венецианова, который помог ему получить вольную. Златов жил на квартире у Венецианова в Петербурге вместе с другими

Из книги автора

Александр Алексеевич Александров 1811–1878 Александров был мальчиком-подмастерьем у художника-иконописца Н. С. Крылова, который стал учеником А. Г. Венецианова. Александров родился в деревне Лубеньки Кашинского уезда в семье крепостных дворовых помещицы О. Н. Куминовой.

Из книги автора

Алексей Александрович Васильев 1811–? Васильев происходил из дворян, учился в университете, как вольноприходящий посещал классы Петербургской Императорской академии художеств, потом стал учеником А. Г. Венецианова. В 1845 году за портрет художника А. Е. Егорова Васильев

Из книги автора

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) Портрет Т. С. Любатович С оперной певицей Татьяной Спиридоновной Любатович (1859–1932) Коровин познакомился во время работы над спектаклями Частной оперы С. И. Мамонтова, где она исполняла ведущие партии. Коровин слагает гимн

Музыка марша "Прощание славянки" мне известна с детства, всегда очень нравилась и была связана с праздничными событиями. Реальное значение марша я понял в армии и сейчас, по прошествии большого времени с тех пор, понимаю, что человеку, не ходившему в строю с оружием, не призывавшемуся и не демобилизовавшемуся понять все значение марша, очень трудно. Я имею в виду значение для Армии, в первую очередь - психологическое значение.
До весны 2010 года, так случилось, я не слышал марша со словами (попытки территориальные не в счет, так как для Армии страны они значения не имеют).
Я не в первом поколении человек технический, в этом своем предназначении никогда не сомневался, мне нравилось занятие моих родителей. Окончив институт и защитив диссертацию, я большую часть жизни посвятил оборонной промышленности, а все, что написал в стихах, служило как форма выражения мыслей и предназначалось только для самых близких. Мыслей о публикации никогда и не возникало.
В начале 80-тых, я не помню сейчас обстоятельств, дневников никогда не вел, на глаза мне попала иллюстрация картины Константина Васильева "Прощание славянки", она поразила меня тем, насколько художник сумел почувствовать дух и смысл музыки марша. Картина написана с элементами сюрреализма, которым художник владел, не побоюсь слова, абсолютно. И именно использование сюрреализма позволило решить в картине, казалось бы, некое противоречие в самом марше Агапкина - музыкальный жанр марша и название "Прощание славянки", то есть, прощание с одной стороны воинского подразделения (военный марш - музыка не для одного солдата) и одной женщины с другой стороны.
Васильев показал именно тот момент, когда воинство в строю сливается в один организм, с одной судьбой, нацеленной на Победу, которой подчинено все остальное, а женщина провожает уже их всех, ушедших.
Она также теряет свою индивидуальность и начинает олицетворять всех, оставшихся и ждущих. Тех, кто сохранит детей и обеспечит Победу трудом и Верой.
Именно эта картина и вызвала мысли, которые постепенно оформились в законченный текст. Как и все остальное это было написано для себя.
Все изменилось в майские праздники 2010 года, когда по телевизору я услышал "Прощание славянки" с текстом, понятно, что сразу, с экрана смысл текста поймать трудно, я отправился на Горбушку и обратился к продавцам с вопросом о марше со словами. Путем поисков нескольких удалось выяснить, что есть две записи: казачьего хора и Татьяны Петровой. В наличии у них был диск в исполнении Татьяны Петровой.
Текст был этот же, исполнение очень хорошее и эмоциональное, но поразило другое - ведь это по смыслу текста был не марш Российской Армии, а гимн гражданской войне.
После этого я начал запрашивать Интернет, чего ранее и в голову мне не приходило, и увидел еще несколько вариантов текста. Для меня было совершенно ясно, что не один из них не подходит для военного марша 1 Российской Армии, каковым почти сто лет был и останется еще надолго марш Василия Ивановича Агапкина.
Именно эти мысли и заставили меня обнародовать свой текст. Сегодня мне неизвестно, станет ли он именно тем самым, которого время почти целый век ждало, или найдется какой то другой. Это решит время и люди России. Я же внес свой вклад, то, что было в моих силах, для Соотечественников.

С уважением, Михаил Смирнов

От бескрайних просторов отчизны, от родных городов и полей
Нас поднимет могучая сила, что дана с молоком матерей.
Ты веками, Россия, стояла, лик твой будет потомкам сиять!
И дорог твоих к светлому храму никому не дадим осквернять!

Припев



Отведем от страны лихолетье, призывает нас Родина-Мать!
Под заветные стяги Победы собирается новая рать.
Оставляя всех тех, кого любим и, сливаясь судьбою в строю,
Свет родных очагов не забудем, отстоим честь и славу свою!

А свет любимых глаз -
Звездой путеводной для нас,
Звезда удачи,
Звезда надежды
В бою спасет солдат не раз.
Звезда удачи,
Звезда надежды
В душе храним твой свет всегда!

Мать-Россия, нас благослови!

Нам оставили деды наследство: в нем наука – врага побеждать!
И с Любовью, Надеждой и Верой отчий дом от беды сохранять.
Память доблести предков бессмертна, побеждаем мы с грозным УРА!
Реют гордые наши знамена, нам нести их настала пора.

И вновь звуки труб в поход нас зовут,
В священном строю с врагом сойдемся мы в бою!
Пусть вновь звуки труб в поход нас зовут,
Славянки наказ всегда ведет к Победе нас.

Мать-Россия, нас благослови!

Другой вариант третьего куплета

Нам оставили деды наследство: в нем наука - врага побеждать!
И с Любовью, Надеждой и Верой отчий дом от беды охранять.
Для России нет рабского плена, тверже шаг и плотнее наш ряд,
Реют по ветру наши знамёна, дух победы зовет в свой парад!

Рецензии

Полностью с вами солидарен. Мне приходилось маршировать по плацу под военные марши. Ощущения незабываемые, особенно - когда под марш «Прощание славянки». Это особое уважение, которому не удостаивались офицеры и даже генералы.

А вот дембеля удостаивались всегда, какими бы разгильдяями они ни были. Я тоже не «белый и пушистый» - за мной чего числилось, однако когда слышу «Прощание славянки», так и хочется встать и отдать честь даже без головного убора. Настолько этот марш пронзителен и неповторим. И огромное число «левых» слов к нему только указывают на его значимость и уникальность.

С уважением,
Виктор Аннинский, в своё время курсант и сержант доблестных железнодорожных войск, которого угораздило попасть даже на БАМ.