Речь настасьи далека. Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей

— Остроумия нет, Настасья Филипповна, оттого и болтаю лишнее! — вскричал Фердыщенко, начиная свой рассказ. — Было б у меня такое же остроумие, как у Афанасия Ивановича или у Ивана Петровича, так я бы сегодня всё сидел да молчал, подобно Афанасию Ивановичу и Ивану Петровичу. Князь, позвольте вас спросить, как вы думаете, мне вот всё кажется, что на свете гораздо больше воров, чем неворов, и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл. Это моя мысль, из чего, впрочем, я вовсе не заключаю, что всё сплошь одни воры, хотя, ей-богу, ужасно бы хотелось иногда и это заключить. Как же вы думаете? — Фу, как вы глупо рассказываете, — отозвалась Дарья Алексеевна, — и какой вздор, не может быть, чтобы все что-нибудь да украли; я никогда ничего не украла. — Вы ничего никогда не украли, Дарья Алексеевна; но что скажет князь, который вдруг весь покраснел? — Мне кажется, что вы говорите правду, но только очень преувеличиваете, — сказал князь, действительно отчего-то покрасневший. — А вы сами, князь, ничего не украли? — Фу! как это смешно! Опомнитесь, господин Фердыщенко, — вступился генерал. — Просто-запросто, как пришлось к делу, так и стыдно стало рассказывать, вот и хотите князя с собой же прицепить, благо он безответный, — отчеканила Дарья Алексеевна. — Фердыщенко, или рассказывайте, или молчите и знайте одного себя. Вы истощаете всякое терпение, — резко и досадливо проговорила Настасья Филипповна. — Сию минуту, Настасья Филипповна; но уж если князь сознался, потому что я стою на том, что князь всё равно что сознался, то что же бы, например, сказал другой кто-нибудь (никого не называя), если бы захотел когда-нибудь правду сказать? Что же касается до меня, господа, то дальше и рассказывать совсем нечего: очень просто, и глупо, и скверно. Но уверяю вас, что я не вор; украл же не знаю как. Это было третьего года, на даче у Семена Ивановича Ищенка, в воскресенье. У него обедали гости. После обеда мужчины остались за вином. Мне вздумалось попросить Марью Семеновну, дочку его, барышню, что-нибудь на фортепиано сыграть. Прохожу чрез угловую комнату, на рабочем столике у Марьи Ивановны три рубля лежат, зеленая бумажка: вынула, чтобы выдать для чего-то по хозяйству. В комнате никовошенько. Я взял бумажку и положил в карман, для чего — не знаю. Что на меня нашло — не понимаю. Только я поскорей воротился и сел за стол. Я всё сидел и ждал, в довольно сильном волнении, болтал без умолку, анекдоты рассказывал, смеялся; подсел потом к барыням. Чрез полчаса примерно хватились и стали спрашивать у служанок. Дарью-служанку заподозрили. Я выказал необыкновенное любопытство и участие и помню даже, когда Дарья совсем потерялась, стал убеждать ее, чтоб она повинилась, головой ручаясь за доброту Марьи Ивановны, и это вслух, и при всех. Все глядели, а я необыкновенное удовольствие ощущал именно оттого, что я проповедую, а бумажка-то у меня в кармане лежит. Эти три целковых я в тот же вечер пропил в ресторане. Вошел и спросил бутылку лафиту; никогда до того я не спрашивал так одну бутылку, без ничего; захотелось поскорее истратить. Особенного угрызения совести я ни тогда, ни потом не чувствовал. Другой раз наверное не повторил бы; этому верьте или нет, как угодно, я не интересуюсь. Ну-с, вот и всё. — Только, уж конечно, это не самый худший ваш поступок, — с отвращением сказала Дарья Алексеевна. — Это психологический случай, а не поступок, — заметил Афанасий Иванович. — А служанка? — спросила Настасья Филипповна, не скрывая самого брезгливого отвращения. — А служанку согнали на другой же день, разумеется. Это строгий дом. — И вы допустили? — Вот прекрасно! Так неужели же мне было пойти и сказать на себя? — захихикал Фердыщенко, впрочем пораженный отчасти общим слишком неприятным впечатлением от его рассказа. — Как это грязно! — вскричала Настасья Филипповна. — Ба! Вы хотите от человека слышать самый скверный его поступок и при этом блеска требуете! Самые скверные поступки и всегда очень грязны, мы сейчас это от Ивана Петровича услышим; да и мало ли что снаружи блестит и добродетелью хочет казаться, потому что своя карета есть. Мало ли кто свою карету имеет... И какими способами... Одним словом, Фердыщенко совершенно не выдержал и вдруг озлобился, даже до забвения себя, перешел чрез мерку; даже всё лицо его покривилось. Как ни странно, но очень могло быть, что он ожидал совершенно другого успеха от своего рассказа. Эти «промахи» дурного тона и «хвастовство особого рода», как выразился об этом Тоцкий, случались весьма часто с Фердыщенком и были совершенно в его характере. Настасья Филипповна даже вздрогнула от гнева и пристально поглядела на Фердыщенка; тот мигом струсил и примолк, чуть не похолодев от испуга: слишком далеко уж зашел. — А не кончить ли совсем? — лукаво спросил Афанасий Иванович. — Очередь моя, но я пользуюсь моею льготой и не стану рассказывать, — решительно сказал Птицын. — Вы не хотите? — Не могу, Настасья Филипповна; да и вообще считаю такое пети-жё невозможным. — Генерал, кажется, по очереди следует вам, — обратилась к нему Настасья Филипповна, — если и вы откажетесь, то у нас всё вслед за вами расстроится, и мне будет жаль, потому что я рассчитывала рассказать в заключение один поступок «из моей собственной жизни», но только хотела после вас и Афанасия Ивановича, потому что вы должны же меня ободрить, — заключила она рассмеявшись. — О, если и вы обещаетесь, — с жаром вскричал генерал, — то я готов вам хоть всю мою жизнь пересказать; но я, признаюсь, ожидая очереди, уже приготовил свой анекдот... — И уже по одному виду его превосходительства можно заключить, с каким особенным литературным удовольствием он обработал свой анекдотик, — осмелился заметить всё еще несколько смущенный Фердыщенко, ядовито улыбаясь. Настасья Филипповна мельком взглянула на генерала и тоже про себя улыбнулась. Но видно было, что тоска и раздражительность усиливались в ней всё сильнее и сильнее. Афанасий Иванович испугался вдвое, услышав про обещание рассказа. — Мне, господа, как и всякому, случалось делать поступки не совсем изящные в моей жизни, — начал генерал, — но страннее всего то, что я сам считаю коротенький анекдот, который сейчас расскажу, самым сквернейшим анекдотом из всей моей жизни. Между тем тому прошло чуть не тридцать пять лет; но никогда-то я не мог оторваться, при воспоминании, от некоторого, так сказать, скребущего по сердцу впечатления. Дело, впрочем, чрезвычайно глупое: был я тогда еще только что прапорщиком и в армии лямку тянул. Ну, известно, прапорщик: кровь — кипяток, а хозяйство копеечное; завелся у меня тогда денщик, Никифор, и ужасно о хозяйстве моем заботился, копил, зашивал, скреб и чистил, и даже везде воровал m с, что мог стянуть, чтобы только в доме приумножить; вернейший и честнейший был человек. Я, разумеется, был строг, но справедлив. Некоторое время случилось нам стоять в городке. Мне отвели в форштадте квартиру у одной отставной подпоручицы и к тому же вдовы. Лет восьмидесяти, или по крайней мере около, была старушонка. Домишко у ней был ветхий, дрянной, деревянный, и даже служанки у себя не имела по бедности. Но, главное, тем отличалась, что некогда имела многочисленнейшее семейство и родных; но одни в течение жизни перемерли, другие разъехались, третьи о старухе позабыли, а мужа своего лет сорок пять тому назад схоронила. Жила с ней еще несколько лет пред этим племянница, горбатая и злая, говорят, как ведьма, и даже раз старуху укусила за палец, но и та померла, так что старуха года уж три пробивалась одна-одинешенька. Скучнехонько мне было у ней, да и пустая она такая была, ничего извлечь невозможно. Наконец, украла у меня петуха. Дело это до сих пор темное, но, кроме нее, было некому. За петуха мы поссорились, и значительно, а тут как раз вышел случай, что меня, по первой же просьбе моей, на другую квартиру перевели, в противоположный форштадт, в многочисленнейшее семейство одного купца с большою бородищей, как теперь его помню. Переезжаем с Никифором с радостью, старуху же оставляем с негодованием. Проходит дня три, прихожу с ученья, Никифор докладывает, «что напрасно, ваше благородие, нашу миску у прежней хозяйки оставили, не в чем суп подавать». Я, разумеется, поражен: «Как так, каким образом наша миска у хозяйки осталась?». Удивленный Никифор продолжает рапортовать, что хозяйка, когда мы съезжали, нашей миски ему не отдала по той причине, что так как я ее собственный горшок разбил, то она за свой горшок нашу миску удерживает, и что будто бы я ей это сам таким образом предложил. Такая низость с ее стороны, разумеется, вывела меня из последних границ; кровь закипела, вскочил, полетел. Прихожу к старухе, так сказать, уже вне себя; гляжу, она сидит в сенцах одна-одинешенька, в углу, точно от солнца забилась, рукой щеку себе подперла. Я тотчас же, знаете, на нее целый гром так и вывалил, «такая, дескать, ты и сякая!», и, знаете, этак по-русски. Только смотрю, представляется что-то странное: сидит она, лицо на меня уставила, глаза выпучила, и ни слова в ответ, и странно, странно так смотрит, как бы качается. Я наконец приутих, вглядываюсь, спрашиваю, ни слова в ответ. Я постоял в нерешимости; мухи жужжат, солнце закатывается, тишина; в совершенном смущении я наконец ухожу. Еще до дому не дошел, к майору потребовали, потом пришлось в роту зайти, так что домой воротился совсем ввечеру. Первым словом Никифора: «А знаете, ваше благородие, хозяйка-то наша ведь померла». — «Когда?» — «Да сегодня повечеру, часа полтора назад». Это, значит, в то именно время, когда я ее ругал, она и отходила. Так меня это фраппировало, я вам скажу, что едва опомнился. Стало, знаете, даже думаться, даже ночью приснилось. Я, конечно, без предрассудков, но на третий день пошел в церковь на похороны. Одним словом, чем дальше время идет, тем больше думается. Не то чтоб, а так иногда вообразишь, и станет нехорошо. Главное, что тут, как я наконец рассудил? Во-первых, женщина, так сказать, существо человеческое, что называют в наше время, гуманное, жила, долго жила, наконец зажилась. Когда-то имела детей, мужа, семейство, родных, всё это кругом нее, так сказать, кипело, все эти, так сказать, улыбки, и вдруг — полный пас, всё в трубу вылетело, осталась одна, как... муха какая-нибудь, носящая на себе от века проклятие. И вот, наконец, привел бог к концу. С закатом солнца, в тихий летний вечер, улетает и моя старуха, — конечно, тут не без нравоучительной мысли; и вот в это-то самое мгновение, вместо напутственной, так сказать, слезы, молодой, отчаянный прапорщик, избоченясь и фертом, провожает ее с поверхности земли русским элементом забубенных ругательств за погибшую миску! Без сомнения, я виноват, и хоть и смотрю уже давным-давно на свой поступок, по отдаленности лет и по изменению в натуре, как на чужой, но тем не менее продолжаю жалеть. Так что, повторяю, мне даже странно, тем более что если я и виновен, то ведь не совершенно же: зачем же ей как раз в это время вздумалось помирать? Разумеется, тут одно оправдание: что поступок в некотором роде психологичский, но все-таки я не мог успокоиться, покамест не завел, лет пятнадцать назад, двух постоянных больных старушонок, на свой счет, в богадельне, с целью смягчить для них приличным содержанием последние дни земной жизни. Думаю обратить в вековечное, завещав капитал. Ну, вот-с и всё-с. Повторяю, что, может быть, я и во многом в жизни провинился, но этот случай считаю, по совести, самым сквернейшим поступком из всей моей жизни. — И вместо самого сквернейшего ваше превосходительство рассказали один из хороших поступков своей жизни; надули Фсрдыщенка! — заключил Фердыщенко. — В самом деле, генерал, я и не воображала, чтоб у вас было всё-таки доброе сердце; даже жаль, — небрежно проговорила Настасья Филипповна. — Жаль? Почему же? — спросил генерал с любезным смехом и не без самодовольствия отпил шампанского. Но очередь была за Афанасием Ивановичем, который тоже приготовился. Все предугадывали, что он не откажется, подобно Ивану Петровичу, да и рассказа его, по некоторым причинам, ждали с особенным любопытством и вместе с тем посматривали на Настасью Филипповну. С необыкновенным достоинством, вполне соответствовавшим его осанистой наружности, тихим, любезным голосом начал Афанасий Иванович один из своих «милых рассказов». (Кстати сказать: человек он был собою видный, осанистый, росту высокого, немного лыс, немного с проседью и довольно тучный, с мягкими, румяными и несколько отвислыми щеками, со вставными зубами. Одевался широко и изящно и носил удивительное белье. На его пухлые, белые руки хотелось заглядеться. На указательном пальце правой руки был дорогой бриллиантовый перстень). Настасья Филипповна во всё время его рассказа пристально рассматривала кружевцо оборки на своем рукаве и щипала ее двумя пальцами левой руки, так что ни разу не успела и взглянуть на рассказчика. — Что всего более облегчает мне мою задачу, — начал Афанасий Иванович, — это непременная обязанность рассказать никак не иначе, как самый дурной поступок всей моей жизни. В таком случае, разумеется, не может быть колебаний: совесть и память сердца тотчас же подскажут, что именно надо рассказывать. Сознаюсь с горечью, в числе всех бесчисленных, может быть, легкомысленных и... ветреных поступков жизни моей есть один, впечатление которого даже слишком тяжело залегло в моей памяти. Случилось тому назад лет около двадцати; я заехал тогда в деревню к Платону Ордынцеву. Он только что выбран был предводителем и приехал с молодою женой провести зимние праздники. Тут как раз подошло и рождение Анфисы Алексеевны, и назначались два бала. К тому времени был в ужасной моде и только что прогремел в высшем свете прелестный роман Дюма-фиса «La dame aux camélias», поэма, которой, по моему мнению, не суждено ни умереть, ни состариться. В провинции все дамы были восхищены до восторга, те, которые по крайней мере прочитали. Прелесть рассказа, оригинальность постановки главного лица, этот заманчивый мир, разобранный до тонкости, и, наконец, все эти очаровательные подробности, рассыпанные в книге (насчет, например, обстоятельств употребления букетов белых и розовых камелий по очереди), одним словом, все эти прелестные детали, и всё это вместе, произвели почти потрясение. Цветы камелий вошли в необыкновенную моду. Все требовали камелий, все их искали. Я вас спрошу: много ли можно достать камелий в уезде, когда все их для балов спрашивают, хотя бы балов и немного было? Петя Ворховской изнывал тогда, бедняжка, по Анфисе Алексеевне. Право, не знаю, было ли у них что-нибудь, то есть, я хочу сказать, могла ли у него быть хоть какая-нибудь серьезная надежда? Бедный с ума сходил, чтобы достать камелий к вечеру на бал для Анфисы Алексеевны. Графиня Соцкая, из Петербурга, губернаторши гостья, и Софья Беспалова, как известно стало, приедут наверно с букетами, с белыми. Анфисе Алексеевне захотелось, для некоторого особого эффекту, красных. Бедного Платона чуть не загоняли; известно — муж; поручился, что букет достанет, и — что же? Накануне перехватила Мытищева, Катерина Александровна, страшная соперница Анфисы Алексеевны во всем; на ножах с ней была. Разумеется, истерика, обморок. Платон пропал. Понятно, что если бы Пете промыслить где-нибудь в эту интересную минуту букет, то дела его могли бы очень сильно подвинуться; благодарность женщины в таких случаях безгранична. Мечется как угорелый; но дело невозможное, и говорить тут нечего. Вдруг сталкиваюсь с ним уже в одиннадцать вечера, накануне дня рождения и бала, у Марьи Петровны Зубковой, соседки Ордынцева. Сияет. «Что с тобой?» — «Нашел! Эврика!» — «Ну, брат, удивил же ты меня! Где? Как?» — «В Екшайске (городишко такой там есть, всего в двадцати верстах, и не наш уезд), Трепалов там купец есть, бородач и богач, живет со старухой женой, и вместо детей одни канарейки. Пристрастились оба к цветам, у него есть камелии». — «Помилуй, да это не верно, ну, как не даст?» — «Стану на колени и буду в ногах валяться до тех пор, пока даст, без того не уеду!» — «Когда едешь-то?» — «Завтра чем свет, в пять часов». — «Ну, с богом!». И так я, знаете, рад за него; возвращаюсь к Ордынцеву; наконец, уж второй час, а мне все этак, знаете мерещится. Хотел уже спать ложиться, вдруг преоригинальная мысль! Пробираюсь немедленно в кухню, бужу Савелия-кучера, пятнадцать целковых ему, «подай лошадей в полчаса!» Чрез полчаса, разумеется, возок у ворот; у Анфисы Алексеевны, сказали мне, мигрень, жар и бред, — сажусь и еду. В пятом часу я в Екшайске, на постоялом дворе; переждал до рассвета, и только до рассвета; в седьмом часу у Трепалова. «Так и так, есть камелии? Батюшка, отец родной, помоги, спаси, в ноги поклонюсь!» Старик, вижу, высокий, седой, суровый — страшный старик. «Ни-ни, никак! Не согласен!». Я бух ему в ноги! Так-таки и растянулся! «Что вы, батюшка, что вы, отец?» — испугался даже. «Да ведь тут жизнь человеческая!» — кричу ему. «Да берите, коли так, с богом». Нарезал же я тут красных камелий! чудо, прелесть, целая оранжерейка у него маленькая. Вздыхает старик. Вынимаю сто рублей. «Нет, уж вы, батюшка, обижать меня таким манером не извольте». — «А коли так, говорю, почтенный, благоволите эти сто рублей в здешнюю больницу для улучшения содержания и пищи». — «Вот это, говорит, батюшка, дело другое, и доброе, и благородное, и богоугодное; за здравие ваше и подам». И понравился мне, знаете, этот русский старик, так сказать, коренной русак, de la vraie souche. В восторге от удачи, тотчас же в обратный путь; воротился окольными, чтобы не встретиться с Петей. Как приехал, так и посылаю букет к пробуждению Анфисы Алексеевны. Можете себе представить восторг, благодарность, слезы благодарности! Платон, вчера еще убитый и мертвый Платон, — рыдает у меня на груди. Увы! Все мужья таковы с сотворения... законного брака! Ничего не смею прибавить, но только дела бедного Пети с этим эпизодом рухнули окончательно. Я сперва думал, что он зарежет меня, как узнает, даже уж приготовился встретить, но случилось то, чему бы я даже и не поверил: в обморок, к вечеру бред и к утру горячка; рыдает как ребенок, в конвульсиях. Через месяц, только что выздоровел, на Кавказ отпросился; роман решительный вышел! Кончил тем, что в Крыму убит. Тогда еще брат его, Степан Ворховской, полком командовал, отличился. Признаюсь, меня даже много лет потом угрызения совести мучили: для чего, зачем я так поразил его? И добро бы я сам был влюблен тогда? А то ведь простая шалость, из-за простого волокитства, не более. И не перебей я у него этот букет, кто знает, жил бы человек до сих пор, был бы счастлив, имел бы успехи, и в голову б не пришло ему под турку идти. Афанасий Иванович примолк с тем же солидным достоинством, с которым и приступал к рассказу. Заметили, что у Настасьи Филипповны как-то особенно засверкали глаза и даже губы вздрогнули, когда Афанасий Иванович кончил. Все с любопытством поглядывали на них обоих. — Надули Фердыщенка! Вот так надули! Нет, вот это уж так надули! — вскричал плачевным голосом Фердыщенко, понимая, что можно и должно вставить словцо. — А вам кто велел дела не понимать? Вот и учитесь у умных людей! — отрезала ему чуть не торжествующая Дарья Алексеевна (старинная и верная приятельница и сообщница Тоцкого). — Вы правы, Афанасий Иванович, пети-жё прескучное, и надо поскорей кончить, — небрежно вымолвила Настасья Филипповна, — расскажу сама, что обещала, и давайте все в карты играть. — Но обещанный анекдот прежде всего! — с жаром одобрил генерал. — Князь, — резко и неожиданно обратилась к нему вдруг Настасья Филипповна, — вот здесь старые мои друзья, генерал да Афанасий Иванович, меня всё замуж выдать хотят. Скажите мне, как вы думаете: выходить мне замуж или нет? Как скажете, так и сделаю. Афанасий Иванович побледнел, генерал остолбенел; все уставили глаза и протянули головы. Ганя застыл на месте. — За... за кого? — спросил князь замирающим голосом. — За Гаврилу Ардалионовича Иволгина, — продолжала Настасья Филипповна по-прежнему резко, твердо и четко. Прошло несколько секунд молчания; князь как будто силился и не мог выговорить, точно ужасная тяжесть давила ему грудь. — Н-нет... не выходите! — прошептал он наконец и с усилием перевел дух. — Так тому и быть! Гаврила Ардалионович! — властно и как бы торжественно обратилась она к нему, — вы слышали, как решил князь? Ну, так в том и мой ответ; и пусть это дело кончено раз навсегда! — Настасья Филипповна! — дрожащим голосом проговорил Афанасий Иванович. — Настасья Филипповна! — убеждающим, но встревоженным голосом произнес генерал. Все зашевелились и затревожились. — Что вы, господа? — продолжала она, как бы с удивлением вглядываясь в гостей, — что вы так всполохнулись? И какие у вас у всех лица! — Но... вспомните, Настасья Филипповна, — запинаясь, пробормотал Тоцкий, — вы дали обещание... вполне добровольное, и могли бы отчасти и пощадить... Я затрудняюсь и... конечно, смущен, но... Одним словом, теперь, в такую минуту, и при... при людях, и всё это так... кончить таким пети-жё дело серьезное, дело чести и сердца... от которого зависит... — Не понимаю вас, Афанасий Иванович; вы действительно совсем сбиваетесь. Во-первых, что такое «при людях»? Разве мы не в прекрасной интимной компании? И почему «пети-жё»? Я действительно хотела рассказать свой анекдот, ну, вот и рассказала; не хорош разве? И почему вы говорите, что «не серьезно»? Разве это не серьезно? Вы слышали, я сказала князю: «как скажете, так и будет»; сказал бы да , я бы тотчас же дала согласие, но он сказал нет , и я отказала. Тут вся моя жизнь на одном волоске висела; чего серьезнее? — Но князь, почему тут князь? И что такое, наконец, князь? — пробормотал генерал, почти уж не в силах сдержать свое негодование на такой обидный даже авторитет князя. — А князь для меня то, что я в него в первого, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с одного взгляда поверил, и я ему верю. — Мне остается только отблагодарить Настасью Филипповну за чрезвычайную деликатность, с которою она... со мной поступила, — проговорил наконец дрожащим голосом и с кривившимися губами бледный Ганя, — это, конечно, так тому и следовало... Но... князь... Князь в этом деле... — До семидесяти пяти тысяч добирается, что ли? — оборвала вдруг Настасья Филипповна. — Вы это хотели сказать? Не запирайтесь, вы непременно это хотели сказать! Афанасий Иванович, я и забыла прибавить: вы эти семьдесят пять тысяч возьмите себе и знайте, что я вас отпускаю на волю даром. Довольно! Надо ж и вам вздохнуть! Девять лет и три месяца! Завтра — по-новому, а сегодня — я именинница и сама по себе, в первый раз в целой жизни! Генерал, возьмите и вы ваш жемчуг, подарите супруге, вот он; а с завтрашнего дня я совсем и с квартиры съезжаю. И уже больше не будет вечеров, господа! Сказав это, она вдруг встала, как будто желая уйти. — Настасья Филипповна! Настасья Филипповна! — послышалось со всех сторон. Все заволновались, все встали с мест; все окружили ее, все с беспокойством слушали эти порывистые, лихорадочные, исступленные слова, все ощущали какой-то беспорядок, никто не мог добиться толку, никто не мог ничего понять. В это мгновение раздался вдруг звонкий, сильный удар колокольчика, точь-в-точь как давеча в Ганечкину квартиру. — А-а-а! Вот и развязка! наконец-то! Половина двенадцатого! — вскричала Настасья Филипповна — Прошу вас садиться, господа, это развязка! Сказав это, она села сама Странный смех трепетал на губах ее Она сидела молча, в лихорадочном ожидании и смотрела на дверь. — Рогожин и сто тысяч, сомнения нет, — пробормотал про себя Птицын.

Игра- викторина может быть использована как на уроках обобщающего повторения по теории литературы, так и на факультативных занятиях по подготовке учащихся к ЕГЭ (ГИА) по литературе.

Викторина представляет собой игровое поле, состоящее из 35 ячеек, за каждой из которых скрыто задание. игрокам предлагается выбрать ячейку с номером и щелкнуть по ней мышкой, на экране появится вопрос. Время на обдумывание 5 секунд, после звукового сигнала необходимо дать правильный ответ. Чтобы узнать правильный ответ - щелкнуть мышкой по экрану. чтобы продолжить игру, щелкнуть по кнопке "Продолжить игру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Знаете ли вы теорию литературы?»

Викторина может быть использована как на уроках обобщающего повторения по теории литературы, так и на факультативных занятиях по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе.

№ вопроса

Вопрос, посвященный основным событиям ВОВ

Ответы

Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств?

Психологизм

Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?

Второстепенный

Каким термином обозначается разговор героев между собой?

Диалог

Как называется средство характеристики образа, строящееся на описании его внешнего облика?

Портрет

Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?

Деталь

Ремарка

Как называются образные определения, служащие выразительно - изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Эпитет

Название термина, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк

Рифма

Каким термином принято обозначать описание природы?

Пейзаж

Речь Настасьи(«Преступление и наказание») далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

Просторечные

Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в стихотворении («... дышит полдень...»).

Олицетворение

Увы! Количество баллов

Уменьшаются в 2 раза!

ПЕРЕХОД ХОДА

Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения

Символ

Повезло! Заработанные

баллы удваиваются!

ПЕРЕХОД ХОДА

Повезло!

Дополнительно 10 баллов!

ПЕРЕХОД ХОДА

Модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В.Маяковский

Футуризм

Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета?

Экспозиция

Жанр, к которому относится произведение М. Горького «Старуха Изергиль».

Рассказ

К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

Сравнение

Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении?

Сюжет

Название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре

Гротеск

Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища?

Интерьер

Поэма

Литературное направление, в центре внимания которого исключительный герой, находящийся в исключительных обстоятельствах

Романтизм

Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия?

Кульминация

К какому литературному жанру принадлежит "Война и мир"?

Роман-эпопея

Литературное направление, которое характеризуется объективным изображением действительности,принципы которого развивал в своём творчестве Н. В. Гоголь.

Реализм

Как называется род литературы, которому принадлежит повесть?

Эпос

Как называется приём противопоставления в художественном произведении ("ничтожный" Наполеон и "высокое небо")?

Антитеза

Термин, которым обозначают краткие изречения («Человек – вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»), характерные для речи Сатина в драме М. Горького «На дне».

Афоризм

Как в произведении называется непримиримое противоречие между героями или в сознании персонажа?

Конфликт

Вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»)

Метафора

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) и рассчитана на учеников 9 (11) класса, планирующих сдавать экзамен по данному предмету. Контрольные измерительные материалы (КИМ) могут содержать задания на темы, не пройденные на момент публикации. Если образовательным учреждением решено использовать эту работу для оценки знаний ВСЕХ учащихся, необходимо предварительно выбрать из работы ТОЛЬКО те задания, которые соответствуют поставленной цели. Продолжительность написания работы в данном случае определяется образовательным учреждением. Обращаем Ваше внимание, что если обучаемые пишут работу не в полном объеме, оценивание работ образовательное учреждение проводит самостоятельно. При заполнении формы отчета используйте специальный символ, которым необходимо отметить задание, исключенное учителем из работы (см. инструкцию по заполнению формы отчета). Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А r00510 2 Инструкция по выполнению работы Тренировочная работа в формате ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 28 апреля 2014 года 11 класс Вариант ЛИ10301А Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Работа по литературе состоит из 3 частей. Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, лиро-эпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1–В7), требующим написания слóва, сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С1, С2). Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8–В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С3, С4). Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдя нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Часть 3 включает в себя 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продолжительность работы – 235 минут. Рекомендуем не более двух часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное время – на выполнение задания части 3. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нём не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 3 Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1–B7; C1, C2. ХХ Домой приехав, пистолеты Он осмотрел, потом вложил Опять их в ящик и, раздетый, При свечке, Шиллера открыл; Но мысль одна его объемлет; В нём сердце грустное не дремлет: С неизъяснимою красой Он видит Ольгу пред собой. Владимир книгу закрывает, Берёт перо; его стихи, Полны любовной чепухи, Звучат и льются. Их читает Он вслух, в лирическом жару, Как Дельвиг пьяный на пиру. XXI Стихи на случай сохранились, Я их имею; вот они: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он. Нет нужды; прав судьбы закон. Паду ли я, стрелой пронзенный, Иль мимо пролетит она, Всё благо: бдения и сна Приходит час определенный; Благословен и день забот, Благословен и тьмы приход! XXII «Блеснёт заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я, быть может, я гробницы Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета, Забудет мир меня; но ты Придёшь ли, дева красоты, СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 4 Слезу пролить над ранней урной И думать: он меня любил, Он мне единой посвятил Рассвет печальный жизни бурной!.. Сердечный друг, желанный друг, Приди, приди: я твой супруг!..» XXIII Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовём, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?) И наконец перед зарёю, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал; Но только сонным обаяньем Он позабылся, уж сосед В безмолвный входит кабинет И будит Ленского воззваньем: «Пора вставать: седьмой уж час. Онегин, верно, ждёт уж нас». (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин») Ответом к заданиям B1–B7 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Впишите ответы в отведённом для этого месте. B1 Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»? Ответ: ___________________________. B2 Текст каждой из глав «Евгения Онегина» разделён на пронумерованные части. Каким термином они обозначаются? Ответ: ___________________________. B3 Укажите фамилию Ольги, к которой мысленно обращается Ленский в приведённом фрагменте «Евгения Онегина». Ответ: ___________________________. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А B4 Установите соответствие между тремя персонажами «Евгения Онегина» и относящимися к ним цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. ПЕРСОНАЖИ А) Ленский Б) Онегин В) Зарецкий Ответ: B5 1) 2) 3) 4) А Б В В попутных авторских замечаниях о поэзии Ленского сквозит скрытая насмешка. Каким термином она обозначается? «Златые дни», «рассвет печальный жизни бурной». Как называется данное художественное средство? C1 Как в приведённом эпизоде раскрываются особенности внутреннего мира Ленского? C2 В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом «Евгения Онегина»? Ответ: ___________________________. B7 В приведённом фрагменте автор передаёт внутреннее состояние Ленского накануне дуэли. Как называется острое столкновение героев или обстоятельств, нередко приводящее к трагической развязке? Ответ: ___________________________. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 6 Задания С1 и С2 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. ЦИТАТЫ «он зол, он сплетник, он речист» «обжора, взяточник и шут» «хандра ждала его на страже» «он сердцем милый был невежда…» Ответ: ___________________________. B6 Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 5 СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 7 Часть 2 Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8– B12; C3, C4. Ответом к заданиям B8–B12 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Запишите ответы в отведённом для этого месте. ДАЙ БОГ! Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым. B8 Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно, и быть богатым – но не красть, конечно, если так возможно. B9 к которому относится стихотворение Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк: Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем. Дай бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим. Ответ: ___________________________. Дай бог поменьше рваных ран, когда идёт большая драка. Дай бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако. B10 Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем. Дай бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим. B11 Как называется созвучие концов стихотворных строк («ран – стран», «драка – однако»)? Ответ: ___________________________. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке). 1) 2) 3) 4) 5) Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике. Дай бог живым узреть Христа, пусть не в мужском, так в женском лике. Дай бог всего, всего, всего и сразу всем – чтоб не обидно... Дай бог всего, но лишь того, за что потом не станет стыдно. Назовите род литературы, Е.А. Евтушенко. Ответ: ___________________________. Дай бог быть тёртым калачом, не сожранным ничьею шайкой, ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой. Не крест – бескрестье мы несём, а как сгибаемся убого. Чтоб не извериться во всем, Дай бог ну хоть немного Бога! 8 инверсия неологизм сравнение олицетворение старославянизм Ответ: B12 Определите размер, которым написано стихотворение Е.А. Евтушенко (ответ дайте без указания количества стоп). Ответ: ___________________________. (Е.А. Евтушенко, 1996) СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10301А 9 Задания С3 и С4 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C3 Какие нравственные принципы исповедует лирический герой стихотворения Е.А. Евтушенко? C4 Кто из героев русской классики заявляет о своих нравственных постулатах и в чём эти герои близки или противоположны лирическому герою стихотворения Е.А. Евтушенко? Часть 3 Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). На отдельном листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C5.1 Какой смысл несёт в себе название комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? C5.2 В чём, по мнению Н.А. Некрасова, состоит миссия поэта на земле? (По лирике Н.А. Некрасова.) C5.3 Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А r00510 2 Инструкция по выполнению работы Тренировочная работа в формате ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ 28 апреля 2014 года 11 класс Вариант ЛИ10302А Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Работа по литературе состоит из 3 частей. Часть 1 включает в себя анализ фрагмента эпического, лиро-эпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1–В7), требующим написания слóва, сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С1, С2). Часть 2 включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (В8–В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (С3, С4). Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой связный ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдя нормы речи. Указание на объём развёрнутых ответов в частях 1 и 2 условно, оценка ответа зависит от его содержательности. Часть 3 включает в себя 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. При выполнении заданий с развёрнутым ответом опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продолжительность работы – 235 минут. Рекомендуем не более двух часов отвести на выполнение заданий частей 1 и 2, а остальное время – на выполнение задания части 3. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком, но записи в нём не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 3 Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью. – Чай-то от хозяйки, что ль? – спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе. – Како от хозяйки! Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару. – Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, – сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, – сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы немного, подешевле. – Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи. Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба. – Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, – сказала она. Он крепко поморщился. – В полицию? Что ей надо? – Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо. – Э, черта ещё этого недоставало, – бормотал он, скрипя зубами, – нет, это мне теперь... некстати... Дура она, – прибавил он громко. – Я сегодня к ней зайду, поговорю. – Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь? – Я делаю... – нехотя и сурово проговорил Раскольников. – Что делаешь? – Работу... – Каку работу? – Думаю, – серьёзно отвечал он помолчав. Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось. – Денег-то много, что ль, надумал? – смогла она наконец выговорить. – Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать. – А ты в колодезь не плюй. – За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? – продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 4 – А тебе бы сразу весь капитал? Он странно посмотрел на неё. – Да, весь капитал, – твёрдо отвечал он помолчав. – Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет? – Как хочешь. (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1–B7; C1, C2. Ответом к заданиям B1–B7 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Впишите ответы в отведённом для этого месте. B1 Укажите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ответ: ___________________________. B2 В основе фрагмента – беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами? Ответ: ___________________________. B3 Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)? Ответ: ___________________________. B4 Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. ПЕРСОНАЖИ А) Мармеладов Б) Разумихин В) Порфирий Петрович Ответ: А 1) 2) 3) 4) Б РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ студент следователь чиновник рабочий В СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 5 Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 6 Часть 2 B5 Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения? Ответ: ___________________________. B6 Внешние реакции Раскольникова на слова Настасьи выдают его внутреннее состояние («нехотя и сурово проговорил», «продолжил он с неохотой», «скрипя зубами» и т. п.). Каким термином обозначается отображение внутренних, душевных движений личности в литературном произведении? Ответ: ___________________________. B7 Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»? Ответ: ___________________________. Задания С1 и С2 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. C1 C2 Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей? В каких произведениях русских писателей изображены герои, находящиеся в нравственном поиске, и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым? СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8–B12; C3, C4. О ФАТАЛЬНЫХ ДАТАХ И ЦИФРАХ Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт, А если в точный срок, – так в полной мере. На цифре 26 один шагнул под пистолет, Другой же – в петлю слазил в «Англетере». А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил: «Да не убий!» Убьёшь – везде найду, мол.) Но – гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, Чтоб не писал и чтобы меньше думал. С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, – Вот и сейчас – как холодом подуло: Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль И Маяковский лёг виском на дуло. Задержимся на цифре 37! Коварен бог – Ребром вопрос поставил: или – или! На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, А нынешние – как-то проскочили. Дуэль не состоялась или – перенесена, А в тридцать три распяли, но – не сильно, А в тридцать семь – не кровь, да что там кровь! – и седина Испачкала виски не так обильно. «Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?» Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е», – Укоротить поэта! – вывод ясен, – И нож в него! – но счастлив он висеть на острие, Зарезанный за то, что был опасен! СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А Литература. 11 класс. Вариант ЛИ10302А 7 Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, – Томитесь, как наложницы в гареме: Срок жизни увеличился – и, может быть, концы Поэтов отодвинулись на время! (В.С. Высоцкий, 1971) Задания С3 и С4 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ответом к заданиям B8–B12 является слово, словосочетание или последовательность цифр. Запишите ответы в отведённом для этого месте. B8 Укажите род литературы, В.С. Высоцкого. к которому относится стихотворение Ответ: ___________________________. B9 Какой художественный приём использован автором в следующих стихах: «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, – / Вот и сейчас – как холодом подуло…»? C3 Что, по мысли В.С. Высоцкого, в действительности предопределяет трагизм судеб поэтов? C4 Кто из русских лириков размышлял о трудной миссии поэта и в чём их произведения схожи со стихотворением В.С. Высоцкого? Часть 3 Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). На отдельном листе укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ответ: ___________________________. B10 В стихотворении истинные поэты противопоставлены «психопатам и кликушам». Как называется приём противопоставления в художественном произведении? Ответ: ___________________________. B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных В.С. Высоцким в своём стихотворении (цифры укажите в любом порядке). 1) 2) 3) 4) 5) риторический вопрос гротеск метафора эпитет неологизм Ответ: B12 Назовите средство комического, в основе которого лежит скрытая насмешка и которое присутствует в данном стихотворении. C5.1 C5.2 C5.3 Какие нравственные ценности заключает в себе любовная лирика А.С. Пушкина? Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»? Ответ: ___________________________. СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена 8 СтатГрад 2014 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

22 июня 2011 года на лужайке, расположенной у ограды Александро-Невского храма города Энгельса, был открыт памятник «Оставшимся без погребения…».

Памятник возведен на средства благотворителей, в число коих вошли: скульптор А.А.Садовский, психолог С.В.Саратовский, директор ООО «Ника» Ю.В.Сияшин, директор ООО «Созидание» В.А.Матросов и руководитель кафе «Неаполь» П.С.Ночевный. Работы по его изготовлению и установке выполнены Марией Галиной и Русланом Садовским под руководством вышеуказанного скульптора.

В мемориале запечатлен образ стоящей на коленях женщины, которая держит в руках перевязанную траурной лентой фотографию близкого человека - символ горькой потери…

Почетное право открыть памятник «Оставшимся без погребения…» было предоставлено Е.М.Ериной - почетному гражданину города Энгельса, заслуженному работнику культуры РФ, автору ряда монографий и книг по истории и культуре немцев Поволжья и региональному краеведению.

Под слова проникновенной песни «Настасья» (в исполнении начинающей певицы Натальи Елохиной) присутствующие возложили цветы к новому памятнику. Многие в этот момент плакали, вспоминая своих близких и друзей. А печальные слова песни-молитвы, казалось, уносили мысли присутствующих в далекое прошлое:

Уже больше полувека с той прошло войны,

Но всё ждёт Петра Настасья с лета до зимы.

Не зови её вдовою, пусть под старость лет

Её память согревает от лампадки свет.

В тот день многие СМИ написали: «И теперь бронзовая покровская «Настасья» в скорбной позе с иконой в руках ждёт своего «Петра»…»

НЕОЖИДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Вскоре после открытия памятника «Оставшимся без погребения…» выявилась удивительная параллель между самой идеей мемориала и песней «Настасья», исполненной во время торжественной церемонии открытия.

Дело в том, что бабушка известного поэта и продюсера Сергея Харина, автора текста песни, и была той самой Настасьей, которая в 1941 году проводила своего мужа Петра на фронт. В 1943 году она получила извещение о том, что он пропал без вести. 67 лет она искала его в кадрах кинохроники, в художественных фильмах о войне. И ждала, когда он снова перешагнет порог дома…

Узнав эту трогательную историю, Сергей Саратовский, автор идеи установки памятника, написал электронное письмо Сергею Харину. Ответ пришел незамедлительно. Текст его гласил: «Здравствуйте, Сергей! Вы как психолог, думаю, понимаете мои чувства и мои эмоции... Я вам (участникам установки памятника – прим. ред.) безмерно благодарен. И не я один. Теперь я знаю, что должен обязательно увидеть памятник своим родным на Покровской земле... Низкий всем вам поклон. С уважением, Сергей Харин».

НАСТАСЬЯ И ПЕТР…

А теперь подлинная биография Настасьи и Петра.

Хмелевская (девичья фамилия Анпилогова) Анастасия Стефановна родилась 8 ноября 1917 года в деревне Русаново Черемисинского района Курской области. Отец Насти, Стефан Анпилогов, сам был верующим человеком и к вере сызмальства приучал своих многочисленных чад. В 1930-х годах Стефана репрессировали из-за его нежелания вступать в создаваемый колхоз. В тюрьме он объявил голодовку и вскоре умер. Зная его искреннюю любовь к Богу, сельчане похоронили Стефана рядом с церковью.

Надо сказать, что такую же веру усвоила себе и его дочь Настасья.

Сложилось так, что ее будущий муж - Хмелевской Петр Тихонович - был родом из деревни Петрово, располагавшейся по соседству с Русаново. Волею судьбы Анастасия и Петр поженились в 1939 году, но вместе им довелось прожить недолго, поскольку Петра призвали на военные сборы. В 1941 году он ушел на фронт, а 20 января 1942 года у Анастасии родилась дочь, которой дали имя Нина.

В 1942 году, когда бои шли под Курском, войска, где служил Петр, стояли рядом с деревней, в которой проживала Настасья с ребенком. И вот в одну из ночей Петр все же решается пробраться в деревню, чтобы увидеть новорожденную девочку. По драматическому стечению обстоятельств в это время объявляется тревога.

Военное руководство не простило Петра, и его отправляют в штрафной батальон. А 13 июля 1943 года на имя Анастасии приходит казенное письмо, в котором было сказано, что ее муж пропал без вести в Белгородской области…

Шли годы. Давно отгремели бои, закончившиеся Великой Победой. Было очевидно, что Петр уже никогда не вернется, но Настасья продолжала ждать, бережно храня его одежду и личные вещи. Она искренне верила, что муж придет, и они ему будут нужны: ведь бывали случаи, когда солдаты возвращались домой даже в конце 1950-х годов. И это еще больше вдохновляло Анастасию, давая ей надежду на благополучный исход. Вот так, в ожидании Петра, пролетела вся жизнь этой удивительной женщины. Представляем вашему вниманию уникальный ресурс для профессиональных и начинающих гемблеров. Создан рейтинг казино онлайн с хорошей отдачей 2018 для тех, кто не хочет тратить время на поиски игровых заведений, автоматы которых обеспечивают максимальные выплаты.

В последние годы Анастасия Стефановна проживала в деревне Арсаки Александровского района Владимирской области. И надо сказать, что с приходом старости мысли о Петре стали посещать ее все чаще.

Песня «Настасья» была написана ее внуком, поэтом и продюсером Сергеем Хариным еще при жизни бабушки. Но услышать она ее уже не могла. Из-за болезни.

Настасья так больше и не вышла замуж: прожив в единственном браке не более двух лет, она осталась верна памяти мужа до конца своих дней…

Умерла Анастасия Хмелевская ранним пасхальным утром, 4 апреля 2010 года. Удивлению приходского священника, узнавшего об этом событии, не было предела: за долгие годы своего служения в священном сане он не смог припомнить ни одного случая, когда человек удостаивался предстать перед Всевышним именно в день Светлого Христова Воскресения. Батюшка отпевал Анастасию в соответствии с древней пасхальной традицией. Все, кто знал ее историю жизни, прощаясь с Настасьей, говорили: «Вот ты и встретишь наконец-то своего Петра…»

ПЕСНЯ «НАСТАСЬЯ»

(музыка Наталии Власовой, слова Сергея Харина)

Как Настасья провожала на войну Петра,

Не рыдала, не стонала и не плакала.

Заплела тугую косу, опустив глаза

И молилась под иконой, бледная с лица…

Шли бои страшнее смерти на родной земле,

Не приходят что-то вести долго о Петре.

И под старою рекой Настя до зари

Просит Деву пресвятую: «Мужа сохрани».

Ночи стали бесконечны, дни ещё длинней,

Застучали похоронки в окна деревень.

И конверт с письмом казённым Настю тоже ждал,

Сообщают: муж Ваш Пётр без вести пропал…

Зарыдало горько сердце молодой жены,

И солёными слезами, ох, глаза полны.

Смотрит Настя на икону, не скрывая боль:

То ль за здравие молиться, то ль за упокой...

Уже больше полувека с той прошло войны,

Но всё ждёт Петра Настасья с лета до зимы.

Не зови её вдовою, пусть под старость лет

Её память согревает от лампадки свет.

Фото Петра и Анастасии Хмелевских: из личного архива С.В.Харина,

Текст С.В.Саратовского

Вариант № 2

Он встал и надел свою жилетку и пальто, еще сырые. Нащупав в кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль: потом сел. вынул из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке написал крупно несколько строк. Перечитав их. он задумался, облокотясь на стол. Револьвер и записная книжка лежали тут же. у локтя. Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины, стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною правой рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но никак не мог поймать. Наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся, вздрогнул, встал и решительно вышел из комнаты. Через минуту он был на улице.

Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшиеся за ночь вода Малой Невы. Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и. наконец, тот самый куст... С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка с поджатым хвостом перебежала ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара. Он поглядел на него и пошел далее. Высокая каланча мелькнула ему влево. «Ба! - подумал он. да вот и место, зачем на Петровский? По крайней мере при официальном свидетеле...» Он чуть не усмехнулся этой новой мысли и поворотил в -скую улицу. Тут-то стоял большой дом с каланчой. У запертых ворот дома стоял, прислоняясь к ним плечом, небольшой человечек, закутанный в серое солдатское пальто п в медной ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом, холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова <...>. Оба они. Свиригайлов и Ахиллес, несколько времени, молча, рассматривали один другого. Ахиллесу наконец показалось непорядком, что человек не пьян, а стоит перед ним в трех шагах, глядит в упор и ничего не говорит.

А-зе. сто-зе вам и здеся на-а-до? - проговорил он. все еще не шевелясь и не изменяя своего положения.

Да ничего, брат, здравствуй! - ответил Свидрпгайлов.

Здеся не места.

Я. брат, еду в чужие кран.

В чужие кран?

В Америку.

В Америку?

Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Ахиллес приподнял брови.

А-зе. сто-зе. эти сутки (шутки) здеся не места!

Да почему же бы и не место?

А потому-зе. сто не места.

Ну. брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку.

Он приставил револьвер к своему правому виску.

А-зе здеся нельзя, здеся не места! - встрепенулся Ахиллес, расширяя все больше и больше зрачки.

Свидригайлов спустил курок.

(Ф.М. Достоевский, «Преступленне наказание».)

1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось

творчество Ф. М. Достоевского и принципы которого нашли своё воплощение в романе «Преступление и наказание»?

2. К какому жанру относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

4. Каким термином обозначается общение персонажей (в данном случае Свидригайлова и Ахиллеса), представляющее собой обмен репликами.

5. Изображая «небольшого человечка, закутанного в серое солдатское пальто и в медной ахиллесовой каске», автор начинает именовать его Ахиллесом. Как называется такой вид тропа, основанный на сближении, сопоставлении понятий, на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности?

6. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими впроизведении, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов и явлений в художественном произведении?

8. Какую роль в сцене самоубийства Свидригайлова играет опи сани е утреннего Петербурга?

10. В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис и в чем произведения перектикаются с романом Ф.М. Достоевского? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

Вариант № 3

Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.

Чай-то от хозяйки, что ль? - спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.

Како от хозяйки!

Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.

Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, - сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, - сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы не-много, подешевле.

Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.

Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.

Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, - сказала она.

Он крепко поморщился.

В полицию? Что ей надо?

Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.

Э, черта ещё этого недоставало, - бормотал он, скрипя зубами, - нет,

это мне теперь... некстати... Дура она, - прибавил он громко. - Я сегодня к ней зайду, поговорю.

Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

Я делаю... - нехотя и сурово проговорил Раскольников.

Что делаешь?

Работу...

Каку работу?

Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.

Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.

Денег-то много, что ль, надумал? - смогла она наконец выговорить.

Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

А ты в колодезь не плюй.

За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? - продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

Да, весь капитал, - твёрдо отвечал он помолчав.

Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?

Как хочешь.

При выполнении заданий 1-7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1. Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. В основе фрагмента - беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?

3. Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)?

4. Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления и наказания», вступающими в контакт с Раскольниковым, и родом их деятельности.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5. Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

6. Внешние реакции Раскольникова на слова Настасьи выдают его внутреннее состояние («нехотя и сурово проговорил», «продолжил он с неохотой», «скрипя зубами» и т. п.). Каким термином обозначается отображение внутренних, душевных движений личности в литературном произведении?

7. Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25