Левша и правша отличия психология. Особенности развития левши. Какие черты характерны для большинства левшей?

Осознание того, что ребенок предпочитает все делать левой рукой, обычно наступает тогда, когда начинается активная подготовка к школе. Пятилетним и шестилетним малышам прививают навыки рисования, письма, лепки и многое другое, что связано с работой рук. Многие родители начинают паниковать и недоумевать по поводу того, как же они не смогли определить раньше, левша или правша ребенок. Еще несколько десятилетий назад в семьях, детских садах, а затем и в школах леворуких деток старались переучивать все делать правой рукой. Сегодня взгляд на этот вопрос совсем иной.

Что касается качества жизни, 19% сказали, что ринит оказывает на него большое влияние; 24%, умеренное воздействие; 22% - некоторое влияние; И 14%, мало. Как они чувствуют себя во время кризисных ситуаций? 38%, всегда устал; 37% раздражены; 34% обеспокоены; 19% подавлены.

Сахарная пыль вызывает дождь на Амазонке. Пыль из одного из самых засушливых регионов мира вызывает осадки в крупнейшем в мире тропическом лесу. Каждый год, с февраля по апрель, песок, подвешенный штормами в пустыне, покидает Африку, пересекает океан и достигает Америки. Безалкогольные напитки могут вызывать тахикардию и паралич. По данным исследования, опубликованного сегодня в Международном журнале клинической практики, чрезмерное потребление безалкогольных напитков может вызвать тахикардию, слабость костей и мышечный паралич среди других проблем со здоровьем.

Причины леворукости

Феномен левшества глубоко изучается. Левши — это не однородная группа, к которой относятся люди с большей активностью правого полушария. Леворукость — более узкое понятие, которое определяет исключительно ведущую руку. Такое проявление левшества встречается чаще прочих.

Причины леворукости бывают разными. Проанализировав их, можно попытаться понять, почему ребенок левша. Доминирование левой руки зависит от следующих факторов:

Авторы исследования, возглавляемого Моисей Элизас из греческого университета в Янине, говорят, что число людей, которые заболевают чрезмерным потреблением этого вида напитков, растет, что отчасти связано с тем, что компании каждый год привержены рыночным бутылкам больше. Пересечение рук помогает вам думать лучше. Вам нужно решить сложную проблему? Согласно исследованиям, опубликованным в Европейском журнале социальной психологии, простой акт скрещивания рук вызывает подсознательную реакцию в мозге, что увеличивает концентрацию до 30%.

В какой-то момент человек, все еще рыдая, занимался сексом со своей женой. И удивление! Рыдания остановились. Он рассказал своему врачу, который опубликовал исследование «Сексуальные отношения как потенциальное лечение трудноразрешимых икота». Вам не нужны гениталии. Оргазм - это отражение вегетативной нервной системы. И рефлекс оргазма может быть вызван большим количеством стимулов, гениталий, среди них. Но Кинси также дал интервью женщине, у которой были оргазмы, если кто-то сжал бровь. Люди с травмами спинного мозга, такие как параплегия, квадриплегия, часто развивают очень и очень чувствительную область чуть выше своих ран, где бы они ни находились.

  • Особенности генетики. Механизм передачи леворукости по наследству неизвестен. Если ребенок с доминирующей левой рукой ничем по своему развитию не отличается от праворуких, то это считается индивидуальной особенностью.
  • Поражение головного мозга. Левая рука может стать ведущей, если у ребенка в раннем возрасте была травма или заболевание, в результате чего нарушились функции левого полушария. Поскольку более активным в этом случае становится правое полушарие, то и деятельность левой руки обязательно будет доминировать по сравнению с правой.
  • Вынужденная леворукость может возникнуть по причине травмы правой руки. За полгода ребенок полностью осваивает навыки работы левой рукой.
  • Тяжелое протекание беременности и трудные роды, а также постоянные стрессы, вредные привычки будущей мамы, гипоксия плода могут стать причиной перестройки полушарий мозга малыша.

В наше время стереотипы о зловещести и необычности левшей, к счастью, сломаны. Сегодня леворукость — скорее проявление индивидуальности, которую необходимо учитывать педагогам и родителям в обучении таких детей.

В научной литературе описывается оргазм, стимулирующий в колене. Оргазм может вызвать неприятный запах. По словам автора свадебных руководств, Теодора Ван де Вельде, небольшой запах запаха можно обнаружить при дыхании женщины примерно через час полового акта. В своей книге «Идеальный брак» он сказал, что он может различать семя молодого человека, который, как он сказал, обладал свежим и захватывающим запахом, и спермой зрелого человека, чей запах спермы был бы, цитируя его: Замечательно, как цветы испанского каштана.

Иногда очень свежий цветочный, а затем снова иногда чрезвычайно острый. Помните, что комментарий полностью принадлежит автору. Это стоило 400 миллионов евро, и в течение первого года число посетителей не ожидалось. В этом году в парк посетило всего 000 человек. Несмотря на возраст, быстрое и эффективное лечение против него было обнаружено только в начале 1980-х годов с развитием химиотерапии. Из-за предрассудков, с которыми видна болезнь, ее название было изменено в некоторых странах на проказа. Термин «звуковой барьер» возник из-за того, что скорость звука была пределом скорости полета самолета.

Психологические особенности леворуких детей

Для родителей не будет лишней информация, что леворукий малыш выделяется среди детей с ведущей правой рукой. У ребенка левши есть свои особенности помимо того, что он активно пользуется левой рукой. У леворуких совершенно особый способ переработки получаемых сведений, а также иные эмоциональные реакции на эти сведения. Связано это с тем, что полушария головного мозга отличаются способами обработки информации:

Эта идея полностью изменилась, когда первая плоскость достигла «сверхзвуковой» скорости. Недостаток достаточных спасательных шлюпок был аргументом английского писателя Морган Роберсон в своей книге «Бесполезность» стал причиной смерти большинства трансатлантических пассажиров «Титана», которые врезались в айсберг в романе. Корабль совершил первоначальное плавание и был, по мнению писателя, самым крупным судном, когда-либо построенным человеком. Книга была написана за 14 лет до отъезда «Титаника» из порта Саутгемптон.

Он также совершил первую поездку - и последний. Мнимая «Титан» и настоящий «Титаник» были примерно того же размера, несли такое же количество пассажиров - три тысячи - и достигли той же скорости. Имущество зарегистрировано в нотариальных конторах, но пока никто не выяснил, что с ним делать. Самая короткая война в истории была между Занзибаром и Англией в О Занзибаре, сданной через 38 минут. Англия - маленькая страна, и не всегда было места, чтобы похоронить всех мертвых. Затем были открыты гробы, кости вывезены и отправлены в оссуарий, а могила была использована для другого покойного.

  • правое полушарие воспринимает всю информацию как целостный образ и мгновенно ее перерабатывает
  • левое полушарие называют логическим, так как оно перерабатывает информацию последовательно

Именно поэтому особенности психологического развития ребенка левши имеют отличия по сравнению с другими детьми:

Иногда, открывая гробы, они заметили, что на крышах были царапины, что указывало на то, что мертвец действительно был похоронен заживо. Таким образом, возникла идея закрыть гробы, привязав ремень на запястье покойного, сняв ту, что проходила через отверстие в гробу, и была привязана к колоколу. После похороны кто-то дежурил у могилы на несколько дней. Если человек проснулся, движение руки сделало бы звонок. Таким образом, оно будет «спасено колоколом» или «спасено гонг», как мы его используем сегодня.

Плотоядный омар, который живет в прибрежных водах Австралии, является одним из самых быстрых хищников на Земле. Этот морской ракообразный захватывает свою добычу, обычно других омаров, всего за пять миллисекунд. Самая большая и красивая церковь в мире - базилика Святого Петра в Ватикане. Он занимает площадь в 15 тысяч квадратных метров и вмещает 60 тысяч верующих. Перед базиликой находится площадь Святого Петра, овальная форма, 280 метров в длину и 280 метров в ширину в самом широком месте. Величайший шедевр Леонардо да Винчи всей картины времени, Мона Лиза, был одним из самых ранних портретов в истории западного искусства, включив в себя руки модели.

  • Левши всегда отличались прекрасной ориентацией в пространстве, подвижностью, хорошей координацией движений.
  • Пространственная природа геометрии более понятна для левшей, нежели арифметика, требующая логического мышления.
  • Неспособность уловить целостный образ мешает им справляться с задачами на обобщение, а также осваивать технику чтения.
  • Пожалуй, нет левшей, отличившихся способностью уверенно и легко овладевать грамотной речью; маленькие дети гораздо раньше начинают понимать сказанное, нежели воспроизводить слова.
  • Считается, что левши особенные, поскольку у них развито богатое воображение и они много фантазируют.
  • Родители должны знать, что маленькие левши многое понимают и часто очень эмоционально реагируют на несправедливое отношение к себе; они бурно выражают гнев, обиду, раздражение.

Многие родители впадают в панику, узнав, что их ребенок левша. И совершенно напрасно. Леворукость — это не наказание, а фактор, не зависящий от наших желаний, и, возможно, даже подарок судьбы. Что делать, если ребенок оказался левшой? Стоит ли комплексовать по этому поводу? Специалисты отвечают: «Нет!» Лучше изучить природу явления, ознакомиться с особенностями воспитания и обучения таких детей. И тогда ваш малыш вырастет умным и счастливым.

Закуска была сделана с квадратным хлебом на 2. 13 м сбоку. Бобры делают ровно наоборот, они меняют окружающую среду в соответствии с их потребностями. Финн Джонни Кало выиграл 898-километровый курс в 79 дней с 31 марта по 18 июня. Он прибыл всего на 2 минуты 47 впереди английского Пьетро «Петра» Гавуцци. Самый простой способ отличить плотоядное животное от травоядных - это посмотреть на его глаза. Плотоядные имеют глаза на переднюю часть головы, что облегчает поиск пищи. С другой стороны, у травоядных есть глаза на стороне головы, чтобы понять приближение возможного хищника.

Как определить доминирующую руку у ребенка

Маленькие дети кажутся нам одинаковыми в своих действиях и привычках. Но даже среди ученых нет единого мнения по поводу того, когда можно определить доминантность той или иной руки. Некоторые специалисты утверждают, что левшу от правши можно отличить уже в двух — трехмесячном возрасте. Другая группа ученых убеждена, что определить, левша ли ваш ребенок, можно только годам к четырем — пяти.

Человеческая рука имеет 27 костей и 35 мышц. Мускатный орех является чрезвычайно ядовитым, если его вводят в вены. Пальто белого медведя не белое, так как его мех прозрачный. Они выглядят белыми, потому что у них крошечные пузырьки воздуха для их теплоизоляции, которые рассеивают свет. Население мира должно удвоиться. Движения с тремя пальцами на земле со средней скоростью всего 2, 2 метра в час. Атмосферное давление на уровне моря составляет около одной тонны за квадратный дециметр. Это означает, что человек, лежащий, поддерживает 60 тонн воздуха.


До двух лет вряд ли кто-то из родителей замечает, что у ребенка левая рука является ведущей. Чем меньше малыш, тем сложнее это сделать. А в два — три года практически все детки великолепно выполняют любые задания и играют одновременно двумя ручками. Ложку или кружку малышу удается держать попеременно то в одной руке, то в другой. Играть с игрушками, возиться в песочнице, теребить домашнее животное ребенок может одновременно двумя руками. В этом же возрасте в детских садах с малышами рисуют, делают аппликации и мелкие поделки. Даже воспитатели говорят, что малыши великолепно работают одновременно двумя ручками.

Горячая вода тяжелее холодной воды. Блоха прыгает в 350 раз по высоте, что эквивалентно человеку, прыгающему с высоты, равной ширине футбольного поля. Количество крови, циркулирующей в организме, варьируется от человека к человеку. В среднем он составляет одну десятую веса тела в литрах. Таким образом, у 70-фунтового человека будет около семи литров крови, проходящих через его вены и артерии. Поверхность кожи составляет 2 квадратных метра и весит около 4 кг. Температура тела не стабилизируется на 37 градусов в течение всего дня.

Любящий прозвище «Железная леди» от французского народа, башня высотой 324 метра весит 100 тонн, распределенных на трех этажах. Некоторые примеры добровольных движений: говорить, пинать мяч, хлопать и т.д. другие движения, такие как сердечные сокращения, движения диафрагмы, которые позволяют нам дышать, или мгновение глаз, являются автоматическими. Некоторые виды пищи окисляли материал, из-за которого многие люди умирали от яда. Это часто случалось с томатами, которые, будучи кислыми, долгое время считались ядовитыми. 000 - количество вакансий, доступных в швейцарской армии, чьи профессионалы только развалились однажды в пустыне Сахара, 18 февраля, только один человек в 2 миллиарда будет жить более 116 лет.

Как определить доминантность руки? Когда малыш еще совсем маленький, то подсказкой для родителей может послужить только наблюдение. Нужно просто следить, какой ручкой он предпочитает кушать, играть, рисовать. С более старшим ребенком можно провести тест для определения ведущей руки. Чтобы малыш не комплексовал, делать это нужно незаметно и ненавязчиво в игровой форме.

Несмотря на жизнь в пустыне, верблюд сопротивляется меньше времени без воды, чем мышь. Хотя здание Пекинского национального конгресса имеет место для 10 000 человек, а также используется для театральных представлений, самым большим театром в мире является развлекательный центр Перта, построенный специально для этой цели в городе Перт, Австралия. Основной этап составляет 21, 3 метра в ширину. До этого ребенок действительно плачет «сухой». В первые 60 дней жизни то, что защищает маленькие глаза ребенка, - это тот факт, что он проводит большую часть своего времени.

Советы о том, как можно определить, правша или левша ваш ребенок, достаточно просты. Вот несколько вариантов несложных тестов:

  • Поиграть с малышом в мяч.
  • Дать повырезать ножницами геометрические фигурки из бумаги.
  • Стереть неудачный рисунок ластиком.
  • Дать перелить воду из одной кружки в другую.
  • Дать открыть бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой.
  • Попросить протереть пыль со стола тряпочкой.
  • Достать мелкий предмет из кружки с водой.
  • Попросить ребенка позвонить в колокольчик.

Для детей постарше можно предложить более сложные задания, определяющие доминантность руки. Например:

Меры: дюймы - это ширина большого пальца человека. Ваша пищеварительная система отделяет соединения растений от почвы, которые затем удаляются. Люди на острове Кирибати с трудом понимают, в какой день они находятся, поскольку международная линия дневного света пересекает остров пополам. Чтобы положить конец путанице, они создали закон, чтобы продвинуть воображаемую линию немного дальше на восток, чтобы она не пересекала остров. Зимой люди обычно простужаются, потому что они проводят больше времени в помещении и больше времени на других людей.

  • Попросить ребенка поаплодировать. Ведущая рука всегда будет сверху.
  • При скрещивании рук перед собой доминирующая рука также окажется сверху.
  • При переплетении пальцев в замок леворукий ребенок большой палец левой руки оставит сверху.

Все леворукие дети пишут и рисуют, конечно, левой рукой. В школе всех нас учили, что буквы должны иметь наклон в правую сторону. У левши написанные буквы всегда имеют наклон в левую сторону. Когда родители убеждаются в доминантности левой руки своего чада, задают следующий вопрос: «Нужно ли переучивать на правшу ребенка левшу?» Доктор Комаровский, как и многие другие специалисты, считает это нецелесообразным.

Когда человек чихает, кашляет или даже дышит, микробы попадают в воздух. Растения - наши партнеры в дыхании. Мы дышим кислородом и выдыхаем углекислый газ. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Первые письма, отправленные почтой, которые заплатили печать, были получателями. Гвоздь руки растет примерно в 4 раза быстрее, чем у ног. Большинство изображений, которые мы видим, обрабатываются в наших собственных глазах, а не в мозгу. Благодаря этому мы с нескольких секунд ожидания обнаружим положение, которое будет занимать определенный движущийся объект.

Обучение письму

Поскольку у большинства взрослых и детей доминирующей является правая рука, то у многих возникают трудности по поводу того, как научить ребенка левшу писать. Раньше все стремились переучить ребенка и заставить писать правой рукой, даже не думая, что травмируют его психику. Сегодня родителям и учителям предлагают не переучивать левшу, а изучить методику обучения письма левой рукой.

Если бы наши глаза действовали как фотографические камеры, захватывая только изображения для идентификации мозга, мы всегда находили бы позицию движущихся объектов задерживаемой, потому что процесс занимал бы несколько долей секунды, и риск столкновения значительно увеличился. Утка-билл-животное имела аркаду не менее 960 бивней. Длина ее волос составляла 15 метров. Это официально самый длинный волос в мире. Однако, во-вторых, появляется его брат Йи с 00 метрами волос. Помогаемые соседями деревни, два брата моют волосы раз в месяц моющим средством и водой.

Сначала нужно научить ребенка держать ручку на правой стороне среднего пальчика, а придерживать ее сверху указательным пальцем и с правой стороны — большим. Во время письменных занятий рука опирается на верхний сустав мизинчика, который должен быть загнут внутрь.

Необходимо донести до ребенка информацию, что рука во время письма должна быть расслабленной, не напряженной, указательный пальчик — не согнутым. Расстояние от пальчиков до стержня ручки не должно быть меньше четырех сантиметров, чтобы не прикрывать линию письма. Это немного больше, чем у деток с ведущей правой рукой. Однако, выработка этой привычки позволит ребенку писать аккуратно, без помарок.

Леворукие детки поначалу хуже справляются с письмом. Но переучивать их все равно не следует. Лучше набраться терпения и не торопить малыша. Поначалу почерк будет очень неустойчивым с наклоном в левую сторону или выписыванием строго вертикальных букв. Для занятий другими делами можно развивать и задействовать другую руку.

Принципы обучения леворуких детей есть в специальных методических рекомендациях, которые нужно изучить родителям. В школе требования учителей к каллиграфическому письму левшей не должны быть завышенными.

Детский психолог

Рождение крохи ставит перед новоиспечёнными родителями множество разнообразных вопросов. Один из не самых первостепенных, но всё же имеющих значение для оптимального детского развития: что делать, если мой ребенок левша.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличаются особой сноровкой и навыками (вспомним про лесковского персонажа, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество – не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • Левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности.
  • Правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Леворукость – характеристика, означающая ведущую верхнюю конечность, а вот левшество – понятие комплексное, которое отражает доминирование правого полушария.

То есть, если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке при выполнении какой-либо деятельности, можно назвать его леворуким.

Но говорить, что он истинный левша преждевременно.

Эту характеристику определяют в совокупности, выявляя ведущий глаз, ухо, нижнюю конечность.

В начале процесса обучения письму и при поступлении в школу самое важное для родителей – определить именно ведущую руку, то есть установить, является ли ребёнок леворуким. Это поможет избежать проблем с формированием необходимых учебных навыков.

Источники леворукости

По данным различных источников, леворукость встречается примерно у 10% населения земного шара. Согласитесь, достаточно значительная часть населения Земли. Однако причины этого явления ещё не до конца изучены и установлены.

Эксперты выделяют 3 основных фактора, которые выдвигают на первую роль именно левую руку: генетическое левшество (наследственность), компенсаторное левшество, вызванное поражением мозга в период внутриутробного развития и раннего детства, вынужденное левшество.

Рассмотрим эти факторы подробнее:

  • генетическая латеральность . Механизмы передачи подобной особенности до сих пор точно не установлены, однако уже понятно, что леворукие дети в 10 раз чаще рождаются в семьях, в которых мать или отец является левшой;
  • компенсаторная латеральность . В период вынашивания и рождения ребёнка возможно травмирование левого полушария. А поскольку именно этот сектор головного мозга отвечает за работу правой руки, то определённый функционал берёт на себя правое полушарие. Именно поэтому «пальму первенства» перенимает левая рука;
  • вынужденная латеральность . Предпочтение ведущей верхней конечности связано либо с повреждением правой руки, либо является следствием подражания значимым взрослым.

Отдельно рассматривают и такой фактор, как псевдолеворукость. В силу недостаточного психического развития не происходит оптимальная латерализация полушарий и формирование межполушарного взаимодействия. В результате не выделяется доминирующая рука.

Таким образом, леворукость чаще всего является следствием особенного устройства мозговых структур. Такая особенность обычно бывает врождённой, как и цвет глаз, рост, поэтому её необходимо принять, а не стараться изменить.

Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.


Нейропсихологи имеют в своём арсенале множество специализированных тестов, которые помогают выявить особенности латерализации головного мозга в детском возрасте со стопроцентной точностью.

Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.

Взрослым следует отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении следующий действий:

  • раскручивание волчка;
  • кидание кубиков;
  • собирание пуговиц;
  • поливка растений;
  • использование зубной щётки;
  • нажимание выключателя;
  • причёсывание;
  • работа с молотком и отвёрткой;
  • построение башенки из кубиков;
  • подметание;
  • откручивание крышки от баночки;
  • вытирание столешницы;
  • очистка апельсина.

Если подавляющее большинство приведённых выше действий ребёнок выполняет левой рукой, есть основания предполагать, что он леворукий. Более точно сможет определить нейропсихолог.

Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребенок левша, а не просто леворукий.

Психологические особенности леворуких детей

Отличия левшей от праворуких ребятишек, естественно, не ограничиваются тем, что первые предпочитают действовать активнее левой ручкой, а вторые – правой.

Разница значительно глубже, однако главное отличие заключается в совершенно другом способе обработки сигналов, которые поступают из окружающей среды, и особенностях эмоционального реагирования на эти самые сигналы.

Рассмотрим положительные качества левшей и возможные трудности, которые ожидают детей, особенно при переходе к систематическому школьному обучению.

Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Это черта относится, например, к климатической адаптации.


Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:

  • леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
  • левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
  • «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
  • ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.

Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребенок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.

Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.

Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.

Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:

  1. Астенический невроз . Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
  2. Невроз навязчивый состояний . Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
  3. Недержание мочи . Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
  4. Неконтролируемые движения . Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.

Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.

Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.

  1. Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
  2. Если ребенок левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
  3. При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия. Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
  4. Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит. Постарайтесь найти золотую середину.
  5. Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минуток. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
  6. Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.

Левшам, как и «обычным» детям, нужна родительская похвала. Вот почему психологи советуют поддерживать все детские таланты, помогать реализовывать задатки и способности, хвалить за каждую удачу.

Отечественная педагогика только разрабатывает специализированные методики обучения письму левшей. Вот почему леворукие дети учатся так же, как и их праворукие сверстники.


Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.