Примеры произведений на тему опыт. Презентация для подготовки к сочинению по направлению "опыт и ошибки". Пример сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»

Тематическое направление итогового сочинения Искусство и ремесло

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.


Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Искусство и ремесло.

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению.

Ремесла в современном мире не утратили своей актуальности и популярности.
Ремесленное искусство и народные промыслы берут свои истоки с незапамятные времен и сохраняют историю народа и страны в изделиях народного творчества.
Национальные мотивы, опыт поколений, передающийся тысячелетиями, и умение мастеров всё это отражается в изделиях народные умельцев.
Изделия, созданные мастерами ремесленного промысла, такие как роспись по дереву, чеканка по металлу, гончарные изделия, украшения из бисера, кружево, прядение и многие другие, являются уникальными произведениями народного творчества.
Каждое изделия это результат творческое мысли мастера, отражением его любви к истории своего народа и согрето теплом умелых рук.

История создания и развития народного творчества и ремесленного дела насчитывает тысячелетия.
Восхищает верность ремесленников и промысловиков делу своих отцов, дедов и прадедов, передающих знания от отца к сыну.
Народные умельцы, передающие накопленные веками опыт, знания и прививающие любовь к народному ремеслу у нового поколения позволяют сохранить самобытность народа, при этом в каждом изделии отражается индивидуальность мастера и оригинальность в решении творческих вопросов.


Пример сочинения по тематическому направлению Искусство и ремесло:

Сочинение на тему: Искусство и ремесло

Искусство это неотъемлемая и значимая часть нашей жизни.
Оно зародилось на рассвете человеческой расы.
Древний человек уже передавал увиденное, свои эмоции и мысли, рисуя на стенах скал – это и послужило зарождением искусства.
Именно рисование стало первым витком в истории искусства, затем музыка и танцы.
Эти виды искусства можно считать самыми ранними, в какой-то мере первобытными.
Сегодня же существует большое разнообразие видов искусства: от пения и стихосложения до кино и театра.

Понятие «искусство» имеет много разных определений и трактовок, но каждый человек понимает его по-своему.
Для меня искусство – это трудоемкое сложное понятие, включающее в себя много компонентов.
По моему мнению, искусство – это эстетическая сила, которая приобщает человека к прекрасному, пробуждает разные чувства и эмоции, заставляет задуматься, обогащает наш духовный мир.
Настоящее искусство, на мой взгляд, должно «брать за душу», переносить человека в мир фантазий, вселять веру в чудеса.­ Когда я слышу слово искусство, я сразу представляю картинную галерею. Именитые художники тысячелетиями передавали нам свой талант и душу, запечатленную в своих произведениях. Мир не перестает восхищаться такими творениями как: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Звездная ночь» Ван Гога, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и др. Эти картины бесценны, они хранятся в разных музеях по всему миру, тысячи людей каждый день любуются ими, восхищаясь каждой линией.

Не менее значимым видом искусства для меня является архитектура.
Я мечтаю много путешествовать, посетить архитектурные памятники и значимые архитектурные сооружения, например: Биг-Бен, Красную площадь, Статую Свободы, Колизей, Египетские пирамиды и т.п.
Мне кажется, они хранят в себе тайну и частичку души своих создателей.

Искусство имеет большое влияние на человека.
Оно может заставить плакать или смеяться, ненавидеть или любить, горевать или радоваться.
Иногда искусство может быть единственным средством, которое поможет собраться духом и вдохновить на подвиг, даже когда мы духовно и морально сломлены.
Именно так во время войны люди не уставали бороться, хотя и были истощены как физически, так и морально.
Люди были истощены морально и страдали от тяжести пережитых потерь.
И даже выбившись из сил, солдаты шли в бой, напевая песни о Родине и о доме, о любви и о счастье.
Песни помогали им пережить ужасы войны.

Искусство, не смотря на его вид, имеет большое влияние на человеческое мировосприятие и занимает значимое место в современном мире.

Опыт - самый лучший учитель, но плата за учение слишком велика.

(Т. Карлейль.)

Каждому человеку свойственно ошибаться. Что же такое ошибка? Ошибка-это неправильность в действиях, поступках, мыслях, высказываниях. Это то, чего не хотелось бы повторять, ведь воспринимается как отрицательное. Но, к сожалению, ошибки делаются снова и снова. Всегда ли плохо совершать ошибки? Нет. С одной стороны, совершение ошибок является необходимым для человека. Важно проанализировать опыт каждой ошибки, чтобы в будущем их избежать, иначе ошибки ничему нас не научат. С другой стороны, череда одних и тех же ошибок может привести к тяжёлым последствиям.

В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" князь Андрей отправляется на войну 1905 года.

Причиной этого поступка стало стремление князя к "своему Тулону", к славе, подобной Наполеону. Андрей желает власти и поклонения ему. На поле сражения князь Андрей совершает геройский поступок- поднимает знамя и ведёт за собой солдат вперёд. Но получает ранение, перед ним открывается небо Аустерлица ("Как же я прежде не видал этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. <...>Всё обман кроме этого бесконечного неба").Вкусив смерть и глядя на высокое небо, князь осознаёт, что совершил ошибку, и менять свою жизненную позицию. В дальнейшем Андрей продолжает свои жизненные искания. Он также совершит ряд ошибок, но эти ошибки станут для него опытом для поиска правильного пути: чувство христианской любви к Наташе, сближение с народом("Наш князь?").

В рассказе "Морфий" М.А.

Булгаков показывает, как врач Сергей Поляков, который совершил ряд одних и тех же ошибок, становится наркозависимым. Всё началось с того, как врач почувствовал сильную боль в области желудка. Тогда доктору были вынуждены ввести инъекцию морфия. На следующий день Сергей сделал это ещё раз самостоятельно ("Я сам себе впрыснул в бедро один сантиграмм"). Это вызвало привыкание, но врач только утешал себя("четыре укола не страшны"). Потребность в морфии растёт всё больше и больше, меняется поведение врача("Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться... кричать на людей..."). Изначально этот человек понимал, что употребление наркотиков может привести к необратимым последствиям, но состояние эйфории заставило его принимать морфий снова и снова. Доктор осознаёт, что страдает морфинизмом("я- несчастный доктор Поляков, заболевший <...> морфинизмом"), но не теряет надежды на выздоровление, хотя эта надежда была отчаянной. Состояние врача постепенно ухудшалось, он уже чувствует близкую смерть. Отчаявшись, доктор вскоре совершает самоубийство.

Таким образом, опыт без ошибок не бывает, эти понятия взаимосвязаны, но иногда ошибки могут привести к тяжёлым последствиям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что первым приходит на ум, когда мы слышим слова "опыт и ошибки"? Совершенно верно, одно из бессмертных творений нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

Поэтому не исключаю, что разработчикам тематических направлений итогового сочинения этого года они тоже пришли на ум. И есть вероятность, что в сочинении нужно будет прослеживать путь героя к опыту через пробы и ошибки.

Словарь Д.Н. Ушакова:

"Ошибка - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность."

"Опыт - совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков; отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.)"

Словарь Т.Ф. Ефремовой:

"Опыт - отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания; совокупность практически усвоенных знаний, навыков; знание жизни, основанное на пережитом, испытанном."

При подготовке к итоговому сочинению, а также при выполнении заданий на дом хорошо помогают цитаты известных людей. По ним можно определить и примерные аспекты, которые могут быть заявлены в теме самого сочинения в декабре.

"Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь." С. Коллридж

"Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу

"Опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям." А. Мюссе

"Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд

"Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу

"Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция эта называется приобретением опытности." О. Бальзак

"Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни . Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев

"Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое." А. Эйнштейн

"Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький." Конфуций

"Забыть боль так трудно - но ещё труднее помнить хорошее.

Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." Чак Паланик

"Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше

Возможно, тематическое направление "Опыт и ошибки" - не самое сложное, потому что путь большинства героев к финалу произведения - это путь проб и ошибок. Кто-то приобретает опыт и меняется, а кого-то ошибки ничему не учат. Поэтому смело можно брать практически любое произведение литературы, особенно объемное:

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения привел его к хандре, встреча татьяны с Евгением дала ей опыт любви и разочарования);

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения цели в жизни);

И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров - путь от нигилизма к принятию многогранности мира);

М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его цена);

Б. Васильев "Самый последний день" ("- Политически товарищ Ковалев человек девственный, - сказал года два назад начальник отделения комиссару Белоконю - просто пришлось к случаю... - Но девственность восполняется большим опытом, товарищ комиссар. Большим опытом и исключительным старанием...");

Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине;

Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией);

Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом);

Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга).

Опыт приобретается каждым человеком. Проживая жизнь, мы учимся не только школьным предметам, но и опыту общения с друзьями, учителями, родителями. Ощущая горечь поражения, завязываем узелок на память, запоминая, что сделали не так. Получив разочарование в первом опыте влюблённости, пытаемся избежать подобных проблем при очередной встрече. Так идёт жизнь. Мы учимся на собственных ошибках, и эмоции сберегают в памяти островки определённых правил жизни.

Так было всегда. Даже во времена Раневской из комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Бывшая помещица, хозяйка имения с прекраснейшим вишнёвым садом, практически разорена своим молодым парижским любовником. Она всё время прячется от действительности, не умея совершать правильные, продиктованные разумом поступки. Она живёт в прошлом. Вспоминая своего погибшего сына, умершую няню, она буквально демонстрирует спокойствие. Жизнь потрепала её, но, даже потеряв сына, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь под присмотром падчерицы не намного старше Ани. Пять лет «страдает» в Париже, успев растратить все сбережения и продать недвижимость. Семнадцатилетняя Аня находит блудную мать в какой-то прокуренной комнате на пятом этаже, в окружении чужих людей. Молодой человек её бросил, и она вновь страдает. По приезде домой она принимает решение разорвать с парижским любовником и решительно рвёт первые две телеграммы, не прочитав, со словами: «С Парижем кончено...», но в каждом новом действии мы видим, как постепенно меняется её решение: сначала она всё-таки рвёт телеграммы, хотя прочитывает их, потом уже не рвёт их, в итоге принимает решение вернуться в Париж. Что ждёт эту стареющую, не приспособленную к жизни женщину в этом городе? Она словно создана страдать и упиваться наслаждением от этих страданий. Она имеет опыт разорения, потерь, но опыт ей ничего не даёт, она не хочет учиться на своих ошибках.

В эпоху сталинских репрессий почти весь многомиллионный народ Советского Союза прошел через лагеря ГУЛАГа. Герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» – заключённый Щ-854 – бывший крестьянин, попавший в лагерь, как и многие солдаты в военные годы, как предатель. А вина его была в том, что, оказавшись в немецком плену, он не скрыл этого, а честно рассказал на допросе. За восемь лет заключения он набрался опыта, научился терпеть, беречь себя, умудрялся вставать каждое утро за полчаса до подъёма, что создавало иллюзию некой свободы. Каждый шаг он сверяет с правилами поведения на зоне. Приём пищи в общей столовой превращает в процесс: старается «…получать удовольствие от того, что долго жевал и мял языком во рту тяжелый сырой хлеб…», это помогало насыщаться организму постепенно, создавало эффект сытости. Никогда не стрелял бычки, а терпеливо ждал, когда оставшийся окурок предложат, не мешал процессу: «Он глядел мимо и как будто равнодушно… ..Цезарь повернулся к Шухову и сказал: «Возьми, Иван Денисыч!» А ещё он жалеет всех, кто окружают его, потому что понимает, что многие шакалы не дотянут до конца срока, что бывшие командиры умрут от заболеваний, полученных в карцере, так как не терпят напраслины, невежливого обращения, бунтуют против системы. Но он знает, как выживать в нечеловеческих условиях ГУЛАГа, опыт помогает ему проживать день за днём, ожидая своего теперь уже скорого возвращения домой.

Опыт – дело наживное, так говорят пожилые люди. Но опыт даётся каждому, а вот воспользоваться им умеют немногие. Я считаю, что следует быть умнее, учиться не повторять ошибок, а пользоваться не только своим опытом, но и опытом других людей, создающих произведения, этот опыт передающих.

Пример сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»

Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.

Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.

(394 слова)

Пример сочинения на тему: "Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?"

Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.

Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.

В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.

(481 слово)

Пример сочинения на тему: "Какие ошибки можно назвать непоправимыми?"

Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. Порой он совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям, ценой неверных решений становится чья-либо жизнь. И, хотя человек в конце концов понимает, что поступил неправильно, изменить уже ничего нельзя.

Непоправимую ошибку совершает героиня сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Принцесса Изольда пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу. Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род. Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. В то же время эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями. Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других.

Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. В нем описывается семья, прилетевшая на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли. Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины - вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор показывает, что ошибка, совершенная людьми, непоправима. Однако для горстки спасшихся она станет горьким уроком. Возможно, человечество, продолжив жить на Марсе, выберет иной путь развития и избежит повторения подобной трагедии.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить: некоторые ошибки, совершаемые людьми приводят к трагическим последствиям, которые невозможно исправить. Однако даже самый горький опыт - наш учитель, который помогает пересмотреть свое отношение к миру и предостерегает от повторения неверных шагов.

(368 слов)

Пример сочинения на тему: "Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?"

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: читая книги, мы черпаем мудрость поколений. Должен ли человек постигать важные истины лишь на собственном опыте? Конечно, нет. Книги дают ему возможность учиться на ошибках героев, осмысливать опыт всего человечества. Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогут человеку принимать верные решения, предостерегут от совершения ошибок.

Обратимся к литературным примерам. Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку. Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка - самая главная, ведь она всех вырастила. Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако только после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня - девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.

Таким образом, можно сказать, что читательский опыт играет важную роль в жизни человека: литература дает нам возможность понять важные истины, формирует наше мировоззрение. Книги – это источник света, который озаряет нам жизненный путь.

(497 слов)

Пример сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.

Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.

Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.

Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.

Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.