В чем заключаются особенности композиции романа. Урок «История создания романа «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Несколько интересных сочинений

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: темах родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.

Основной составляющей сюжета повестей и всего романа являются место действия, общественная и национальная среда, историческая обстановка. Конфликты повестей рождаются в тесной связи с реальностью созданного художественного мира. Так, любовный конфликт — история любви Печорина и Бэлы, как бы высоко и абстрактно мы о ней ни рассуждали, изображена во всей исторической и национальной конкретности, психологически верно, с вниманием к социальным нюансам отношений героев. Повесть «Тамань» представляет точную художественную картину нравов приморского городка, жестокость и коварство преступного мира, сонную отупелость гарнизонных служащих. В повести «Княжна Мери», помимо тонкого изображения темы любви и дружбы, замечательной находкой Лермонтова стал выбор социальной среды и места, где разворачиваются события. Конфликт Печорина и «водяного общества» оказался точкой пересечения многих сюжетных мотивов повести — социальных, моральных, духовно-нравственных. Очень точно соотносятся тема «Фаталиста» и временное пребывание героя на переднем крае военных действий, в глухой провинции, где он так остро и ясно ощущает своё одиночество и неприкаянность.

Композиция романа «Герой нашего времени» отличается особой сложностью. Прежде всего необходимо сказать о том, что роман состоит из автономных частей — повестей, которые тем не менее представляют собой художественное целое. Повести объединяются общим героем, однако известную трудность для понимания целостности романа представляют вопросы: почему автор выбирает именно эти, а не какие-нибудь другие события в жизни Печорина и почему располагает их именно в таком порядке?

Идея романа представлена через раскрытие образа Печорина. Ведущим конструктивным приёмом в этом плане является изображение героя в двух основных ракурсах: в первых двух повестях и предисловии рассказ о герое ведётся со стороны, поначалу мы узнаём о нём от Максима Максимыча. Затем читаем записки Печорина о его приключениях на Кавказе в «Журнале Печорина», то есть, пользуясь словами Белинского, встречаемся на страницах журнала с «внутренним человеком». Повесть «Тамань», первая в «Журнале Печорина», соединяет два ракурса изображения героя — «со стороны» и «от него самого», важно при этом, что герой в ней ни разу не назван по имени.

Следующая особенность композиции состоит в том, что хронология событий в жизни героя не совпадает с хронологией рассказа о них. Так, путь Печорина вне романной последовательности таков: приезд на Кавказ («Тамань»), отпуск после военных действий («Княжна Мери»), двухнедельная военная миссия во время службы в крепости («Фаталист»), история любви Печорина и Бэлы во время службы в крепости («Бэла»), встреча с Печориным четыре года спустя («Максим Максимыч»), смерть Печорина (предисловие к «Журналу Печорина»). Расположены эти события в романе в ином порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Этот принцип построения романа получил название «двойная хронология». Объяснений «двойной хронологии» существует много. Можно выделить из них два основных. С точки зрения сюжета такую последовательность можно объяснить тем, что странствующий литератор, издающий роман о Печорине, составил книгу в той последовательности, в какой сам узнавал о жизни её героя. С точки зрения смысла композиции — тем, что повести до объединения в роман представляли собой разрозненные эпизоды из жизни отдельного человека, после объединения стали представлять этапы его жизненной судьбы и душевного развития.

Важное значение приобретает принцип «обратной хронологии», проявляющийся в том, что более ранние события жизни Печорина отнесены во вторую половину романа — в «Журнал Печорина», а им в повествовании предшествуют более поздние события. С помощью этого приёма автор стремится избежать предвзятого отношения к герою, которое возникает, когда мы узнаем о человеке «со стороны». Эту же цель автор преследует, последовательно сменяя повествователей-рассказчиков, которые представляют героя в разных ракурсах. Странствующий литератор, впоследствии издатель книги о Печорине, выступает наблюдателем, Максим Максимыч — непосредственным свидетелем и участником событий, Печорин переживает их в своей жизни.

Образ Печорина становится отчётливее, реальнее и глубже по мере развития повествования. Логика последовательности повестей такова, что в каждой из них возникает вопрос, ответ на который предполагается в следующей. Так, в «Бэле» мы узнаём о Печорине из рассказа Максима Максимыча, однако не видим его своими глазами.

В конце повести пробуждается интерес к личности героя в вопросе: кто он такой? И вот в «Максиме Максимыче» мы, казалось бы, получаем на него ответ. Печорин появляется в повести физически, в ней даже приводится развёрнутый портрет героя с элементами психологизации. Однако необычное поведение Печорина вызывает следующий вопрос: почему он такой? «Журнал Печорина» призван дать объяснение состоянию героя, однако события «Тамани» вызывают в нас очередное недоумение: что же ему нужно? Из повести «Княжна Мери» мы получаем чёткое разъяснение: Печорину нужны любовь и дружба, но в конце повести происходит катастрофа. Печорин теряет всё, что привязывает человека к жизни, тогда естественно встаёт проблема выбора: что делать герою, не отказаться ли от дальнейшей борьбы в жизни? Повесть «Фаталист» завершается позитивным выбором Печорина в пользу жизни, она заканчивается оптимистически: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!» Именно в этом свою решающую роль играет кольцевая композиция романа: Печорин возвращается в крепость к Максиму Максимычу, и роман словно бы начинается вновь — Печорин похитит Бэлу, всё повторится, но значение событий будет иным, новым.

Мотив странничества связывает всё произведение, его герои постоянно пребывают в пути, вне дома. Таков Печорин, таков одинокий штабс-капитан Максим Максимыч, не имеющий ни семьи, ни постоянного пристанища, таков и странствующий литератор.

Наконец, глубочайшую идейную роль играет ещё один композиционный приём романа: герой умирает в середине произведения и тут же «воскресает» в «Журнале Печорина». Этот эффект даёт возможность показать вечное нравственное возрождение человека.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Конспект урока по литературе на тему

«Особенности композиции романа «Герой нашего времени» ,

9 класс

Подготовила: учитель русского языка

и литературы Семенихина Е.В.

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов - это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

Тип урока: изучение новой темы

Форма урока: урок-исследование

Цели: исследовать особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»

Задачи

Обучающие: дать характеристику эпохе, в которую создавался роман;

показать трагедию поколения 30-х годов 19 века; раскрыть смысл заглавия, тему, идею романа.

Развивающие: развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков, навыков диалогической и монологической речи, развитие умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитывающие: формирование способностей учащихся к сотрудничеству, сотворчеству, умений работать в группе, воспитание чувства прекрасного посредством обращения к высокохудожественной литературе.

Место урока в системе уроков:

1-ой в системе уроков по изучению романа «Герой нашего времени»

Оборудование:

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

тексты произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Домашнее задание к уроку:

Прочитать роман «Герой нашего времени», выполнить задания по группам: 1 группа - исследовать историю создания романа, 2 группа - исследовать особенности эпохи 30-х годов 19 века, 3 группа - исследовать сюжет и фабулу романа.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель : - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Тем более что сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование, длительность которого всего 25 минут

Мы продолжаем изучать творчество М.Ю.Лермонтова, и сегодня мы познакомимся с его романом « Герой нашего времени» (Слайд 2)

2. Актуализация знаний

Посмотрите на экран

Видео-фрагмент . (Новогодние композиции) (Слайд 3)

Ребята, что вы видите на слайдах?

А что такое композиция?

3.Создание проблемной ситуации

Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок именно с этого видео? Что общего между новогодней композицией и уроком литературы?

Что такое композиция литературного произведения?

А от чего зависит композиция литературного произведения?

Назовите мне сюжетные элементы композиции? (экспозиция или предисловие, завязка, развитие события, кульминация, развязка, эпилог)

4.Постановка проблемы исследования

Где в романе « Герой нашего времени» экспозиция, завязка?

А где находится развязка?

Значит у романа какая композиция?

5.Определение темы исследования;

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

(Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Запись в тетради) (Слайд 5)

Прочитайте эпиграф к уроку

Какие вопрос у вас возникают, после прочтения эпиграфа?

Чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны знать?

6. Формулирование цели исследования

Определим цели урока: (исследовать композицию романа М.Ю. Лермонтова «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)

А для чего мы будем исследовать композицию?

7. Выдвижение гипотезы

Ребята, как вы думаете, от чего зависит эффект, который текст производит на читателя?

Композиция романа «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Она является загадкой, которую должны отгадать читатели, т.е. мы с вами.

8. Проверка гипотезы. Интерпретация полученных данных

Вспомните, каким было домашнее задание к сегодняшнему уроку.

1.Обратимся к группе Литературоведов, которая исследовала историю создания романа «Герой нашего времени» (Слайды 6-8)

Обратимся к смыслу названия романа (Слайд 9)

1.Один из героев начала века

2.Один из героев нашего века

3. Герой нашего времени

Начала века? Нашего века? Какого века?

2. Дадим слово группе историков, которая исследовала особенности поколения 30-х годов 19 века. (Слайд 10-11)

Вернемся к названию

Ребята, а кто такой герой?

Посмотрим видео- фрагмент(Слайд 12)

Обратимся к словарю Ожегова (Слайд 13)

Подумайте, какое из данных определений больше подходит для героя данного романа?

Какой вывод можем сделать? Какую идею Лермонтов отразил уже в названии романа?

Как зовут главного героя романа?

3. Обратимся к группе критиков, которые исследовали сюжет и фабулу романа (Слайд 14-15).

Ребята, а случайно ли Лермонтов нарушил логику повествования?

Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

А как вы думаете, при помощи чего Лермонтов решает эту задачу?

Сколько рассказчиков в романе?

Для чего Лермонтов меняет рассказчиков? (Слайд 17)

9) Вывод по результатам исследовательской работы

Итак, вывод по сегодняшнему уроку: В чем же особенность композиции романа?

(Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения.

Сюжет и фабула не совпадают. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.

Композиция подчинена задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни).

Ребята, в данном романе очень много загадок и для того чтобы их разгадать, одного урока конечно же мало, поэтому на следующий урок мы продолжим наши исследования. Спасибо за урок! (Слайд 18)
/data/files/u1519672424.rar (Презентация № Композиция романа " Герой нашего времени")


Роман-эпопею «Тихий Дон» можно считать вершиной творчества М.А.Шолохова. Она охватывает большой промежуток времени, описывает события Первой Мировой войны, двух революций и Гражданской войны, поэтому для понимания этого произведения большую роль нужно уделять композиции.

В центре романа – история семьи Мелеховых. Через призму личной жизни каждого из ее членов Шолохов передает настроения донского казачества в разные исторические периоды.

Этот прием помогает читателю остро ощутить трагизм тех событий а также узнать, как простые люди справлялись с трудностями, внезапно выпавшими на их долю.

Особое место в романе занимают лирические отступления. М.А.Шолохов следует традиции жанра и описывает окружающий героев пейзаж во всех красках и подробностях. В произведении писателя мир природы неотделим от мира человека, казаки искренне любят свою родную землю, живут с ней в гармонии и благодарят за ее щедрые дары, которые дают им возможность мирно существовать. Через природу как бы материализуются чувства героев. Например, душевное состояние Аксиньи после разрыва с Григорием сравнивается с пустынной и одичалой степью, где некогда пасся скот.

А сам Григорий, после похорон своей любимой, увидел над собой «ослепительно сияющий черный диск солнца». Этот прием помогает писателю сильнее передать психологизм героев, их эмоциональное состояние, которое трудно описать словами.

Важной особенностью композиции «Тихого Дона» является прием антитезы. На нем построен весь роман: Шолохов все время сопоставляет войну и мир, жизнь и смерть. И соответственно, неопределенность, сомнение характеризуют Григория Мелехова как главного персонажа. Он мечется между белыми и красными, между Аксиньей и Натальей, между чувствами и долгом. Постоянный поиск правды, своего места в жизни – главный мотив «Тихого Дона».

Эта особенность характера определяет не только отдельную личность, но и всю эпоху. Пространство романа все время то сужается, то расширяется. От событий, происходящих в хуторе Татарском, писатель переходит к событиям крупномасштабным, охватывающим большие города и волнующим всю страну. Шолохов включает в повествование реальные исторические лица и документы, и таким образом «Тихий Дон» становится своеобразной летописью, а Григорий Мелехов – социально-психологическим типом, характеризующим общество в целом. И проблематика произведения расширяется – становится общенародной.

Витиеватый, непостоянный сюжет «Тихого Дона» заканчивается на мелеховском дворе, где и начинался. Григорий после долгих скитаний возвращается в родной курень с маленьким сыном. У героя теперь есть возможность начать все сначала: восстановить хозяйство, устроить жизнь, воспитать ребенка. Кольцевая композиция рисует круговорот добра и зла. И в этом просматривается еще один важный мотив произведения – мотив быстротечности времени. Мирная жизнь нарушается смутой и разрушением, но потом снова возвращается в свое русло. Это естественный исторический процесс. Земля постепенно залечивает свои раны. Человечество тоже залечивает раны. Остается только память. И эту идею Шолохов высказывает в финале своего романа.

Обновлено: 2018-03-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом - «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое - к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй - его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин - загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора - показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин - сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова является социально-психологическим романом. Лермонтов хотел раскрыть в романе "Герой нашего времени" все тайны человеческой души. Роман был написан во времена, когда человек не мог высказать свое мнение, не пострадав. Роман написан и состоит из многих повестей собранный в одно произведение.

Повести написаны в разном хронологическом порядке, но от этого его смысл не теряется. Каждая из них может существовать отдельно, ведь в них описаны разные события, случившиеся в жизни Печорина. Человек на протяжении всего романа пытается себя найти, но не знает, каким он хочет быть на самом деле.

Михаил Юрьевич взял за основу раскрытие характера главного героя Печорина. Очередность глав Лермонтов менял не один раз, все хотел выстроить идеальный порядок в своем романе. Михаил Юрьевич хотел выстроить философский порядок, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь.

Роман Лермонтова состоит из пяти повестей, но выстроены они в хаотичном порядке. Вначале выставлены повести, которые завершают жизнь Печорина, а потом уже события которые произошли с главным героем ранее. Русский офицер в каждой из повестей хочет найти в этом мире для себя место, но никак не может определиться. Ему очень быстро становится скучно с девушками, и он никого не любит.

Роман начинается с того что Печорин увлекается девушкой Бэлой и решает ее украсть от возлюбленного, но в тот момент он не знает о том что она ему быстро наскучит. Он затачивает девушку в крепости, где он сам находится, но через какое-то время Печорину становится скучно и он не понимает, зачем он украл ее ведь так и не смог ее полюбить. Печорин так хочет свободы и не любит когда его пытаются сковать в своих действиях. Офицер пытается сбежать из крепости куда-то в дали, чтобы найти себя и свое место. В последней заключительной повести Печорин все же возвращается в крепость, с которой сбежал.

В первой повести «Бэла» читатель знакомится с Печориным со слов его друга Максима Максимыча. Он описывает, что офицер романтик и украл девушку, потому что влюбился в нее. В другой повести, название которой «Максим Максимыч» раскрывается образ Печорина со слов рассказчика. Именно в ней описывается внешний вид Григория Александровича Печорина и разрушается миф и его романтичности. В остальных частях романа этап за этапом разрушается добрый и светлый образ Печорина.

В завершительной части романа «Фаталист» Михаил Юрьевич пишет о том, что Печорину стоит сделать выводы о своей жизни. Печорин считает, что не все так просто и ему стоит задуматься, как он себя вел на протяжении всего времени. Он сделал определенные выводы о своей жизни и очень бы хотел исправить некоторые моменты. Григорий Александрович готов бороться с судьбой, но читателю понятно, что это приведёт к быстрой смерти Печорина. Лермонтов хотел раскрыть всю суть человеческой души, а именно Григория Александровича Печорина. Михаил Юрьевич высветил реалистическую характеристику русского офицера, который искал себя по жизни и совершил немало ошибок.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой - Печорин Григорий Александрович. Само построение романа (его композиция) не имеет чёткой хронологии. Расположение повестей в существующем порядке призвано решить определённые художественные задачи.

Первая часть романа состоит из двух повестей: «Бэла» и «Максим Максимыч». Повествование идёт от имени Максима Максимовича. Он рассказывает о Печорине третьему лицу, который в следующих главах будет и сам повествовать от имени автора. В «Бэле» описана трагедия молодой девушки-черкешенки. Герой романа, изнывающий от скуки, крадёт сначала коня, а потом и Бэлу. Пренебрежение традициями горцев приводит к ужасному финалу. От рук разбойника Казбича погибает красавица Бэла и её отец. Сподвижник Печорина – Азамат – вынужден навсегда покинуть свою семью.

Описывая в «Максим Максимыче» Печорина, Лермонтов даёт характеристику и самому Максимычу. Показывая два типа людей, два разных характера, автор противопоставляет их друг другу. Два героя встретились. Но говорить им, в общем-то не о чем. Максим Максимович, как ни пытался, не сумел постичь внутренний мир Печорина.

В «Тамани» герой романа показан смелым и решительным. Случайная встреча с контрабандистами могла привести его к смерти. Сравнения с контрабандистами Григория Печорина не в его пользу. Безрассудная храбрость и жестокость оправданы образом жизни, который они вынуждены вести. У Печорина же мотивация для таких поступков отсутствует.

Апофеозом сюжетного замысла романа является «Княжна Мэри». Здесь герой оказывается в привычной для себя среде - в обществе аристократов. У этих людей за внешним лоском вполне уживаются фарс и интрига, подлость и ложь, сплетни и лицемерие. Печорин – неотделимая часть этого мирка. Отсутствие нравственного начала не даёт ему шанса быть счастливым в любви. Собираясь на дуэль с Грушницким, Григорий Александрович задумался о смысле собственной жизни. Но не нашёл его.

Заключает роман «Фаталист». Рассуждая о прожитом, Печорин считает, что во всех злоключениях виноват «фатум». Мысль о том, что человек сам выбирает между Добром и Злом, не приходит ему на ум.

Несколько интересных сочинений

    Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество - это учитель.

  • Образ и характеристика Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Андрей Штольц - один из центральных персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

  • Образ и характеристика Шеиной Веры Николаевны в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина – супруга Василия Львовича Шеина. Княжна, светская дама, Вера Николаевна была женщиной красивой и утончённой. Всё в ней было прекрасно: и стать, и лицо. Внешне немного холодная и высокомерная

  • Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник