Памятники раннего возрождения. Архитектура раннего возрождения. Итальянская мебель Раннего Возрождения

В архитектуре стиль Ренессанс («Возрождение») проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным и логичным ордерным системам античности – сомасштабным человеку и конструктивно правдивым. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам. Ренессанс открыл новые возможности формирования человеческой личности. Художники, архитекторы и градостроители старались создать иные модели жизненной среды человека. Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией. Центром архитектуры Высокого и Позднего Возрождения стал Рим – столица католической церкви в Европе.

(Тоскана), основанная в I в. до н.э. на месте этрусского поселения, является одним из главных центров и символов эпохи Ренессанса. В XII в. город получил независимость, чеканил собственную монету, а жителями Флорентийской республики были такие личности, как Данте Алигьери, Микеланджело, Леонардо да Винчи и Макиавелли. Расцвет Флоренции пришелся на XV-XVI вв., время правления герцогов Медичи, причастных к созданию двух главных музеев города эпохи Возрождения – галереи Уффици и Палаццо Питти . В XV в. был построен главный собор города – Санта-Мария-дель-Фьоре, ныне третий по величине храм мира (после собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне). Огромный купол собора (диаметром 42 м) стал в дальнейшем прототипом купола собора Святого Петра. Рядом с собором взметнулась ввысь бело-розовая колокольня. Баптистерий собора был построен еще в XI в. в романском стиле.

В конце XV в. в Милане (Ломбардия) была перестроена и превращена в доминиканский монастырь. Мировую славу монастырю принесла фреска «Тайная вечеря» – шедевр Леонардо да Винчи. Для поисков лиц апостолов художник отправлялся в бедные кварталы города, но лицо Иисуса Христа так и осталось незавершенным. Тем не менее, это одно из наиболее доведенных до конца произведений Леонардо да Винчи. По совершенству композиции, яркости красок и выразительности лиц фреска считается непревзойденной.

Шедевром архитектуры эпохи Высокого Возрождения является (Ватикан), возведенный в XVI – начале XVII вв. В строительстве собора принимали участие Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие зодчие. Собор, возведенный над гробницей апостола Петра, является крупнейшим религиозным сооружением в мире. Собор Святого Петра с гигантским куполом (диаметром 42 м), двойной колоннадой Бернини, окружающей площадь Святого Петра, с прилегающими дворцами и садами, стал центром города-государства Ватикан.

В градостроительстве в эпоху Возрождения объектом разработки становятся «идеальные города» и их градостроительные элементы – площади, парки, ансамбли зданий. Одним из таких «идеальных городов» стала – столица Мальты. Город назван в честь магистра ордена иоаннитов (Святого Иоанна Иерусалимского, до о. сделавшего «остановку» на о. Родос в ) Жана Паризо де Ла Валетта, основавшего город в середине XVI в. Город имеет регулярную планировку в пределах крепостной стены, здесь на небольшой площади сконцентрировано 320 памятников.

Ренессанс оказал влияние на формирование облика исторических центров многих городов . В число таковых входят центры города-дворца (Марке) – родины Рафаэля, «идеальных городов» Феррара (Эмилия-Романья) и Пьенца (Лацио), городов Мантуя (Ломбардия) и Виченца (Венето), Генуя (Лигурия) и Неаполь (Кампания), и др. Город Матера (Базиликата) известен также своим районом Сасси («камни»), где улицы проходят между домами и церквями, прорезанными в туфовых скалах. Местами этот «пещерный город» выглядит так же, как 2,5 тысячи лет назад.

В эпоху Возрождения складываются культурные ландшафты, объединяющие в себе природные достоинства местности, новаторские методы землепользования, местные традиции и архитектуру, художественную эстетику и идеалы Ренессанса. В список культурного наследия ЮНЕСКО внесены культурные ландшафты (Тоскана), Амальфийское побережье Тирренского моря (Кампания), Чинкве-Терре или Лигурийская Ривьера (Лигурия) со средневековым городом Портовенере и генуэзской крепостью, Сакри-Монти, т.е. «Святые горы» (Пьемонт и Ломбардия).

В стиле Ренессанс разбивается парк Виллы д’Эсте в Тиволи (Лацио). Культура Возрождения представлена во всем своем блеске в этом «саду чудес»: фонтаны, орнаментальные бассейны, скульптуры, места для уединенного отдыха и др. Вилла д’Эсте повлияла на развитие ландшафтного искусства в Европе и могла послужить даже прообразом дворцово-парковых ансамблей в (Франция) и Петергофе (Россия). В середине XVI в. появился первый в мире Ботанический сад в городе Падуя (Венето) вследствие усиления интереса к естественным наукам (местный университет был открыт еще в XIII в.).

Из курортного города Римини (Эмилия-Романья), находящегося на берегу Адриатического моря, открывается вид на скалу с тремя зубцами, расположенную в 20 км от моря. «Скала-трезубец» – это гора Титано (738 м над уровнем моря), возвышающаяся, словно великан, над окрестными невысокими холмами. А три зубца на горе – это три крепости города , являющегося столицей одноименного государства. Существует легенда, согласно которой гора Титано, неожиданно родившаяся на низменности, – это ступенька огромной лестницы, построенной титанами – детьми Урана и Геи. Титаны хотели этим путем добраться до Олимпа, чтобы убить Зевса. Но «бог богов» победил титанов и низверг их в «аидово царство».

Вокруг города Сан-Марино было возведено три пояса крепостных стен. До настоящего времени сохранился третий пояс стен, оконтуривающий современный центр города. В пределах бывшего первого пояса стен находится церковь, где хранятся реликвии Святого Марино, а также древние цистерны («фосси»), служившие для сбора дождевой воды и водоснабжения города. В пределах второго пояса стен расположен Правительственный дворец, построенный в конце XIX в. на месте старого дворца XVI в. и в стиле той же эпохи.

На восточной окраине центральной части города находится крепость Гуаита (западный «зубец» на горе Титано), которая раньше служила тюрьмой. Строительство Гуаиты началось в Х в., а в XV-XVII вв. крепость неоднократно перестраивалась. Центральным «зубцом» горы Титано является крепость Честа (второе название – Фратта). Крепость строилась в XIII в., и была восстановлена в начале ХХ в. Сейчас в крепости Честа находится музей старинного оружия. Восточным «зубцом» трехглавой вершины Титано является крепость Монтале, от которой сейчас сохранилась только башня, отреставрированная в середине XVIII в. С башни открывается вид сразу на три стороны горизонта, поэтому она издавна выполняла наблюдательную и сторожевую функции.

Для итальянской архитектуры Раннего Возрождения характерны гармония, чистота пропорций и сила, использование классических мотивов и античного ордера. В то же время обращение итальянской архитектуры XV в., особенно флорентийской, к античным образцам вовсе не означало резкого отхода от готического и романского стилей. Новая архитектура временами включала в себя элементы прежнего стиля и местные строительные особенности, соединяя старое и новое идеями преемственности и гражданской гордости. Новый стиль в архитектуре был тесно переплетен с ха-рактерным для Возрождения интересом к античной литературе, философии и математике. Правители и заказчики хорошо понимали значимость архитектуры и планирования городов для построения идеального общества.

Купол Флорентийского собора (XV в.)

Огромный купол, который писатели того времени сравнивали с достижениями древних, стал символом не только Флоренции эпохи Возрождения, но и общего восстановления строительных и инженерных навыков. Возведенный в начале XV в., купол был крупнейшим, построенным со времен античности.

Имел готические очертания, но в устройстве фонаря заметно подражание античным образцам: и в использовании ниш, коринфских колонн с каннелюрами и в выступающих волютах, и в применении камня – все это делает фонарь собора одним из первых примеров архитектуры, вдохновленной античностью.

Аркада. Площадь Санта-Мария-Новелла. Флоренция (1490-е гг.)

Филиппо Брунеллески, архитектор, создавший купол Флорентийского собора, часто использовал ритмические аркады с коринфскими колоннами. Этот мотив впоследствии часто повторялся другими архитекторами, например на площади Санта-Марии- Новелла. Чистота и симметрия этих аркад резко контрастировали с общим средневековым обликом города.

Итаяьянская храмовая архитектура Раннего Возрождения

Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей. Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Центральная часть здесь обычно разделена на небольшие помещения и с античных времен использовалась для мавзолеев и мартириев. План базилики происходил от римских залов собраний. Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Интересно сравнить, как каждый из них использовал возрожденный язык классической архитектуры.

Использовал в качестве модуля для построения базилики ячейку нефа, перекрытую крестовым или сомкнутым сводом. Центральный неф и трансепт образовывали в плане латинский крест.

Базилики обычно имели один или два боковых нефа и центральный. Центральный неф часто был выше боковых. Брунеллески в интерьерах храмов использовал аркады с полукруглыми арками, опирающимися на коринфские колонны, чтобы отделить центральный неф от боковых. Верхний ряд окон освещал центральный неф.

То новое, что привнес Брунеллески в архитектуру, заключалось не только в воз-рождении античных традиций, но и конструктивная основа его архитектуры, где внешний облик здания и его внутреннее пространство были тесно связаны.

Брунеллески часто использовал центрические планы. План этой капеллы основан на двух связанных между собой многоугольниках.

Романские формы

В отличие от Брунеллески. Альберти, не понаслышке знакомый с монументальной древнеримской архитектурой, использовал мощные цилиндрические своды с кессонами. Эти строения напоминали массивную архитектуру римских терм.

Строения с центрическим планом имели в своей основе правильные многоугольники, круги или квадраты. Эти формы ассоциировались с идеей совершенства, и, позднее, Альберти рекомендовал их как идеальные для храмовой архитектуры.

Капелла Пацци. Флоренция

Гармоничная соразмерность, простота и изящество были характерны для построек Брунеллески. Эти черты отличают . Брунеллески использовал белую штукатурку, а детали (колонны, пилястры, консоли) вырубал из местного серого камня.

Церковь Сант-Андреа. Мантуя (1472-1494 гг.)

Эта церковь спроектирована архитектором и теоретиком архитектуры Леоном Баттистой Альберти, хотя достраивалась она уже после его смерти. В плане базилик, построенных Альберти, место боковых нефов занимают большие капеллы, выходящие в центральный неф.

Дворцы Флоренции эпохи Возрождения

Внешне итальянские дворцы Средневековья не отличались особым изяществом и более походили на крепости. В XV в. возникла новая форма архитектуры жилых зданий, удовлетворявшая более просвещенному и утонченному вкусу Возрождения. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Дворцы были символом власти и богатства династий, чьи амбиции ясно выражались в архитектуре этих зданий.

Палаццо Медичи. Флоренция (начат в 1444 г.)

Палаццо Медичи – трехэтажное здание, отделанное камнем. По сравнению со средневековыми дворцами, в нем гораздо больше окон и внутренние помещения лучше освещены, особенно в двух верхних этажах. Фасад палаццо Медичи и отличается гармоничностью. За исключением нависающего карниза, в нем использовано мало античных мотивов.

Закрытые внутренние дворики были одновременно функциональны и красивы. Как правило, они были окружены аркадами сводчатых проходов, поддерживаемых колон-надами и консолями. Здесь устанавливались скульптуры. Комнаты первого этажа, окружавшие внутренний дворик, обычно служили для деловых целей или же были складами. Многие флорентийские дворцы унаследовали от местных средневековых зданий двустворчатые окна.

Основные жилые помещения были расположены на втором этаже, на верхнем этаже жили младшие члены семейства и дети. Иерархия этажей была отражена и на фасаде здания – в верхних этажах вместо рустовки использовали обычную кладку.

Применение крупных, грубо отесанных камней при строительстве первого этажа здания создавало ощущение прочности и мощи. Камни иногда обтесаны как выпуклые блоки, иногда просто грубо вырублены. Чрезвычайно дорогая рустовка подчерки вала богатство заказчика.

Вариации на классическую тему

В любом языке существуют местные диалекты, существовали они и в архитектурном языке Италии времен Возрождения. Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. В городах, подобных Венеции, новые здания отражали местные традиции, хотя использовали также и классический словарь. В Северной Италии в качестве строительного материала широко использовали кирпич, и в эпоху Возрождения многие здания по-прежнему покрывали изразцами, мрамором и скульптурными панелями, маскировавшими классические формы. Тем не менее к XVI в. во многих местностях Италии появились здания в стиле Высокого Возрождения, вдохновленного классическими примерами.

Разноцветные мраморные фасады казались еще более роскошными, отражаясь в водах Венеции. Архитектура церкви Санта-Мария-деи-Мираколи может служить примером сочетания местного и классического стилей. Фасад украшен коринфскими и ионическими пилястрами и покрыт дорогим разноцветным мрамором.

Рельефы традиционно использовались в украшении зданий, особенно в Ломбардии и Тоскане. Такие орнаменты, использовавшиеся, в основном, в интерьерах. подражали классическим римским образцам. На них часто изображались фантастические существа, завитки листьев и урны.

В плане дворцы Венеции обычно имели L-образную форму, за их узким фасадом скрывалось вытянутое по горизонтали здание. Палаццо Лоредан, построенное в XVI в., как и другие венецианские дворцы эпохи Возрождения, сочетало в себе клас-сическую основу с изобилием украшений. Все три этажа увенчаны тяжелыми карнизами и украшены коринфскими пилястрами, между которыми были расположены окна с характерным богатым остеклением местного стекольного производства.
Пилястры являлись декоративными, элементами и не играли роли в конструкции здания. Они были украшены резным мрамором, лепниной или росписью.

В Северной Италии существовали давние традиции производства кирпича, и классические формы здесь использовались с учетом этого материала. Во дворцах Болоньи смешивались характерные местные детали, такие как выходящие на улицу аркады, низкий верхний этаж и выступающие закругленные контрфорсы, аркатурные фризы, крупные карнизы. Изящная терракотовая отделка вокруг карнизов и окон была местным элементом.

Для архитектуры Возрождения Северной Италии характерно не только большое количество декора, но и использование разноцветных материалов в отделке здания. Такие, строения, как монастырь Чертоза в Павии, были буквально покрыты орнаментом из черного, зеленого и белого мрамора и красного порфира – материалов, ассоциирующихся с античностью.

Во многих зданиях Ренессанса используются детали более ранних построек, например готические украшения дворца Дожей в Венеции, арки тимпанов Скуола- Гранде – ди – Сан – Марко, купола Сан-Марко.

Такие детали, как ниши, капители и консоли, в архитектуре Северной Италии часто органично вписываются в облик зданий.

Церковная архитектура Италии XVI в.

В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим. Восстановление папского двора и необходимость срочной реконструкции пришедшего в упадок города обеспечили заказы на строительство от пап, кардиналов и новых религиозных орденов. Архитектура служила мощным орудием, с помощью которого католическая церковь подчеркивала свое значение и силу. В XVI в. построены знаменитые церкви, как с центрической, так и с базиликальной планировкой. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. Архитекторы изучали древности Рима и новые здания, построенные, в частности, Донато Браманте. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным.

Собор Св. Петра. Рим

Перестройка растянулась на XVI и начало XVII в. По проекту Браманте, собор должен был стать центричным купольным сооружением. Его базиликальная планировка относится к 1605 г. Восточная, алтарная часть собора была завершена Микеланджело, разместившим здесь коринфские пилястры.

Темпьетто. Рим (начало XVI в.)

Этот храм, построенный Браманте. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Это здание считалось совершенным уже при жизни архитектора и стало единственным современным строением, включенным Андреа Палладио в его книгу о римских храмах. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. Полукруглый купол покоится на высоком барабане. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер. Метопы украшены эмблемами папского достоинства.

Власть и знатность, отраженные в архитектуре

В XVI в. использование классического словаря архитектуры отличалось уверенностью и ясностью. Авторы систематизировали использование ордеров и интерпретировали теорию архитектуры. Большое внимание уделялось городскому планированию, города были украшены чудесными общественными и частными зданиями. Города и частные лица выражали свою власть в великолепии в новых зданиях. Классический язык архитектуры, использовавшийся при строительстве, символизировал власть, порядок и авторитет.

Палаццо Фарнезе. Рим (XVI в.)

Впечатляющая дворцовая архитектура во многих городах основывалась на флорентийской модели трехэтажного здания с внутренним двориком.
Палаццо Фарнезе – пример развитие этого типа в XVI в. Все этажи были оформлены в одном стиле.

Частные заказчики желали не только украсить свой город, но и подчеркнуть собственную значимость средствами архитектуры. Часто использовались гербы и фамильные девизы. Эмблемы Фарнезе украшают фриз. Угловые камни служат укра-шением углов здания. В Палаццо Фарнезе они контрастируют с плоскостью стены и четко обозначают границы огромного здания.

Основы устройства венецианских дворцов мало изменились в течение XVI в., но архитекторы стали использовать устоявшиеся классические образцы фасадов. В дан-ном случае, любовь венецианцев к роскоши выражена в использовании коринфского ордера и каннелюр.

Виллы и сады

Виллы, сады и красивые виды располагают к удовольствиям и праздности, а стремление к созерцательному покою сельской местности рассматривалось как противовес суете городской жизни. Многие знатные семейства, принцы и кардиналы старались создать идиллические места уединения. Это могли быть большие виллы, расположенные в сельских поместьях, или маленькие виллы, построенные среди виноградников и садов неподалеку от города. Ученые и правители времен Возрождения получали знания об античности, в основном, из древних текстов и письменных источников, и в XVI в. был очень велик интерес к попыткам выяснить, как были спланированы древнеримские дома.

Выбор места для виллы был важен как с эстетической, так и с практической точки зрения. Предпочтение отдавалось склонам холмов или возвышенностям, особенно ценились виды на реки и озера. Природные источники использовались и для устройства сада, и для домашних нужд.

Вилла Ротонда. Виченца (1566-1570 гг.)

Во второй половине XVI в. Андреа Палладио построил несколько вилл, отличавшихся гармоничными пропорциями и принесших ему известность. На плане видна строгая симметрия, характерная для его проектов. Вилла Ротонда, оказавшая большое влияние на другие постройки, имела центричную планировку, с купольным залом посередине, и была симметрична относительно двух осей.

Пригородные виллы, такие как вилла Ротонда, чаше использовались не для длительного летнего проживания, а для обедов и развлечений. Большинство помещений могло выполнять различные функции, в зависимости от погоды и сезона. Служебные помещения обычно находились на первом этаже, а из главных комнат открывались прекрасные виды. Входом в здание служили четыре одинаковые фронтонные портики.

Королевские замки Франции XVI в.

Язык и стиль итальянского Возрождения медленно распространялись за пределы городов-государств Италии.
В течение XV столетия во Франции. Испании и Северной Европе продолжала преобладать готическая архитектура. Знания и интерес к подражающим античности итальянским строениям начали распространять путешественники, возвращающиеся из Италии, и итальянские архитекторы и мастеровые, работавшие за пределами своей страны. Франциск I и его сын, Генрих II, придавали большое значение власти, связанной как с политическим, так и с культурным господством. Оба монарха строили прекрасные и пышные замки.

Замок Шамбор. Луара (начат в 1519 г.)

Архитекторы французского Возрождения не копировали слепо итальянские образцы. Классический язык Италии часто находил применение, но французы, выработали свой собственный стиль.
В замке Шамбор нижние этажи украшены пилястрами. Большой карниз и балюстрада сочетаются с крутой крышей и башенками, напоминающими о более раннем стиле французской архитектуры.

План первого этажа замка Шамбор строго симметричен, что является характерным для Возрождения, а угловые башенки напоминают о фортификационных сооружениях замков Средневековья.
Анфилады комнат становились все более характерной чертой французской, дворцовой архитектуры. Возможно, впервые они появились в замке Шамбор, где были соединены коридорами с главной лестницей.

Архитектурный язык Франции

Франция ответила на появление итальянского классического стиля более не-посредственно, чем другие европейские страны, хотя и здесь классические черты временами проявлялись в основном в элементах декора. Сыграла свою роль не только географическая близость Италии, но и распространение информации через книги, гравюры и рисунки. Себастьяно Серлио, непосредственно знакомый с римской архитектурой Браманте и Рафаэля, был одним из тех художников и гуманистов, которых Франциск пригласил к своему двору. Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии.

Росписи, резьба, лепнина, скульптура украшали роскошные интерьеры замка в Фон-тенбло. Кессонированные деревянные потолки, стены, покрытые деревянными панелями, золоченые рамы и зеркала были характерны для этого стиля, распрост-ранившегося затем не только во Франции, но и в других странах.

Франциск I приглашал многих итальянских художников, и они создавали роскошные интерьеры Фонтенбло. Собственный стиль, сложившийся здесь в декоре интерьера, включал роспись, лепнину и скульптуру, использование ордера. Палладио описывает ордера и их элементы в четвертой книге своего трактата. Он показывает эволюцию ордера. В Фонтенбло рустовка нижнего этажа создает впечатление прочности.
В портике в Фонтенбло используется стоечно-балочная конструкция с антаблементом. Колонны коринфского ордера поддерживают балки.
Две роскошные изогнутые лестницы с резными балюстрадами, рустовкой ведут к главному входу в здание, расположенному на уровне второго этажа.

Надгробная скульптура

Архитектура гробниц эпохи Возрождения использовала классические элементы, хотя во многом сохраняла средневековые традиции. Несколько французских королевских гробниц были выполнены итальянскими скульпторами, в том числе гробница, построенная для Людовика XII, с арочным навесом, богато украшенным коринфскими пилястрами, широким фризом и выступающим карнизом.

Общественные здания Северной Европы

Язык архитектуры эпохи Возрождения обычно ассоциируется с классическими формами, основанными на изучении греческих и римских образцов. Кроме того, они связывались с католической религией и мало подходили для большинства стран Северной Европы. Одним из важных архитектурных элементов, получивших повсеместное распространение в Северной Европе, был украшенный фронтон. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. Возможности архитектуры выражать гражданскую гордость и национальную принадлежность часто использовались в северных городах при строительстве крупных общественных зданий. Несколько зданий муниципалитетов и гильдий XVI в. сочетают в себе характерные местные элементы с применением классических мотивов. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность.

Ратуша. Антверпен (1561-1565 гг.)

Знание итальянской архитектуры распостранялось в Северной Европы двумя путями: через архитектурные трактаты, переведенные на голландский и другие языки, и через архитекторов, работавших в Италии. Корнелис Флорис, построивший ратушу в Антверпене, много лет провел в Италии и отразил в этом здании знание Браманте. Здание, построенное в стиле классицизма, имеет щипцовый фронтон, играющий скорее декоративную, чем функциональную роль. Будучи одним из первых сооружений, построенных в итальянском стиле, оно оказало большое влияние на архитектуру ратуш в Нидерландах.

Елизаветинские «дома чудес»

В Англии, как и в остальной Северной Европе, в XVI в. еще продолжал доминировать готический стиль. Знание классической архитектуры доходило сюда не непосредственно из Италии, а через другие страны, в основном из Германии и Нидерландов. Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Некоторые из них были возведены, или же перестроены, специально для роскошных развлечений Елизаветы I и ее окружения во время ежегодных Королевских выездов. Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле.


Дом, в котором мог разместиться королевский двор, должен был включать не только длинную галерею и огромные залы для блестящих увеселений, но и разумно спланированные кухни и служебные помещения для ведения безупречного хозяйства. Требовались также и жилые помещения. Все это можно увидеть на плане Лонглита, симметричном относительно двух осей.

Лонглит был перестроен в 1570 гг. и включил в себя более ранние постройки. Оригинальность здания отчасти заключается в его симметричном и гармоничном фасаде, с роскошным переплетом окон.

Фасад Лонглита сочетает в себе сдержанность и упорядоченность архитектуры Возрождения с чисто английским мотивом – эркерными окнами. Слегка выступающий эркер оживляет фасад, не нарушая его мрачной монументальной гармонии.

Архитектура эпохи короля Якова

В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). В отделке интерьеров распространилась лепнина и резьба по дереву, а также украшенные камины и дверные проемы. Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии, имевшей тесные связи с Нидерландами. Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Во многом они были сходны с более ранними домами. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив.

Прекрасный образец «дома чудес» времен короля Якова. Строительство началось в 1603 г. Монуменальное гармоничное здание, которое оживляли боковые флигели разной высоты.

В оформлении подъездов часто использовался классический ордер. В Одли-Энде двухъярусные подъезды имели арочные проемы, обрамленные группами колонн. Над подъездами были расположены глубокие балюстрады с резными украшениями.

Многие здания времен Елизаветы и Якова отличались большими окнами. Окна были обычно высокими, со средниками и выступающим горизонтальным переплетом.

Архитектура Иниго Джонса

Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг.) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками. Джонс не ограничивался классическими украшениями, для него была важна конструктивность здания, сочетание функции, гармонии и пропорциональности. Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко.

Банкетный зал. Лондон (1619-1622 гг.)

В этом солидном и гармоничном здании воплотилось восприятие Джонсом итальянского Ренессанса. Классический двухъярусный фасад свидетельствует о полном понимании стиля Высокого Возрождения. Здание Банкетного зада состоит из двух соединенных кубов. Здесь видно характерное для Возрождения внимание к комфорту, создаваемому правильными формами. Первоначально Банкетный зал использовали для устройства королевских банкетов, празднования государственных событий и спектаклей.

Ковент-Гарден. Лондон

Джонс спроектировал Ковент-Гарден, первую в Лондоне правильную и симметричную площадь, по примеру виденных им итальянских образцов. Площадь окружена зданиями без украшений, с открытыми галереями на первом этаже.

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, - П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи - были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски - Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis - человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV - первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) - период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы - Флоренция , где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503-1513 гг.) и Лев X (1513-1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.


Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519) , который соединял в себе множество талантов - живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» - одну из его величайших загадок.


Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это - «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564) , звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо - общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело - замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».




Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля - роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».


Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е - 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание - палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.




В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Так родился совершенно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика - современную историю.


Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. «Свидетельство моей честности и верности - моя бедность», - писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».

Из книги Н. Макиавелли «Государь»

«Намерение моё - написать нечто полезное для того, кто это поймёт, почему мне и казалось более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Ведь «так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить».

«И хорошо устроенные государства, и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя». А «тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе».

Государю «должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным... превратиться в противоположное». «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Архитектура эпохи Возрождения пришла на смену архитектуре мрачного готического Средневековья вместе с идеями раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В это время в обществе появляется сильное увлечение античностью, которое проникает во все сферы искусства.

Но Возрождения в буквальном смысле слова не было, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими. Могло быть Возрождение только архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и влияние ее на итальянское строительство было существенным Бартенев, И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. - М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136..

Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей.

Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации.

Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре -- квадрат, прямоугольник, куб и шар. С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.

Преобладающие и модные цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый;

Линии: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник), преимущественно горизонтальное членение интерьера;

Форма стиля ренессанс: крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.

В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллеско, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры.

Все более важным материалом становятся строительные растворы. Практически Ренессанс -- период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов. Кирпич по-прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным.

Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.

В XVI в. чаще, чем настенная живопись, в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые. В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.

Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кесссоны сложной формы. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, циллиндрические с люнетами. Архитектура Возрождения // История архитектуры [электронный ресурс]. // Arhitekto.ru. // Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/5renes01.shtml. Дата обращения: 10.02.2013.

Новое направление в архитектуре Италии XV в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы, в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем; применение крестовых, цилиндрических и сомкнутых сводов из кирпича; плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.

Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм. Бартенев И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. - М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136.

Ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377--1446) Дмитриева, Н. Краткая история искусств [текст]./ Н. Дмитриева. - М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2008. - 624 с.

Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420--1436). Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.

Рисунок 1 - Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420-1436 гг.

Собор Санта Мария дель Фьоре был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства -- 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.

Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404--1472). Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446--1451) -- наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов.

Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.

Высокий Ренессанс -- краткий отрезок времени в три десятилетия, от начала XVI века и фактически до вторжения в Рим войск германского императора Карла V, которое приостановило строительство и художественную деятельность «вечного города».

Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера -- Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль на протяжений всех последующих столетий, фактически вплоть до нашей современности

Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте (1444--1514), приглашенный в 1499 году из Милана в Рим папой Юлием II, который собрал в "Вечном городе" лучших художников Италии. Самой большой задачей, которую пришлось решать Браманте, стал проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения -- собора Св. Петра в Риме.

После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483--1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Строительство собора Cв. Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство.

В архитектуре Венеции Высокое Возрождение может быть охарактеризовано творчеством зодчего Якопо Сансовино, построившего ряд сооружений в центре города, и прежде всего здание библиотеки св. Марка. Двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение, в первом этаже которого за галереей находятся торговые помещения, а во втором -- собственно библиотека, оформлено ордерными аркадами. Большие арки, скульптура, заполняющая их пазухи, рельефы на фризах и, наконец, статуи на парапете -- все это определяет вполне венецианский характер здания. Такой классический мотив, как система римской архитектурной ячейки, воспроизведен здесь в чисто венецианском декоративном плане.

Позднее Возрождение (1530--1580 годы) -- это не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что повлияло на искусство и архитектуру.

Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве. Архитектура этого времени сочетала две различные тенденции, которые, переплетаясь, дополняли друг друга. Первая связана с дальнейшим ростом классицистических, академических настроений (Виньола), вторая -- с усилением признаков декоративизма, протобарочных настроений (Микеланджело).

Выдающимися зодчими этого времени были Микеланджело (1475--1564) Джакомо Бароцци да Виньола (1507--1573) и Андрее Палладио (1518--1580).

Андреа Палладио (1508--1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом -- Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии. Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры.

Наиболее известная вилла Палладио -- вилла Ротонда (заложена в 1553 г.)

Рисунок 4 - Вилла Ротонда в Виченце

Одной из его значительных построек является театр Олимпико, строительство которого в Виченце было начато в 1555 г. и завершено архитектором Скамоцци в 1585 г. Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века.


Рисунок 5 - Сцена театра Олимпико


Рисунок 6 - Театр Олимпико работы Андреа Палладио

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Термин «Возрождение» принадлежит Джорджу Вазари, итальянскому живописцу, скульптору, архитектору. Он считал, что главное достижение эпохи – возрождение античного наследия. В это время происходит ориентация на римские традиции, поскольку именно в Италии сохранилось очень много образцов античной архитектуры.

Процесс развития архитектуры Ренессанса в Италии условно можно разделить на четыре этапа:

    Раннее Возрождение 420 г. – до конца 15 века;

    Высокое Возрождение конец 15 века – 1-ая половина 16 века;

    Позднее Возрождение, зарождение классицизма 2-ая половина 16 века;

    Барокко 17 век.

РАННЕЕ ВОЗРОЖЕНИЕ В ИТАЛИИ

Новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее. В начале 15 века ведущим культурным центром становится город-республика Флоренция, расположенная на пересечении торговых путей, что способствует быстрому развитию торговли, а вместе с ней науки и культуры.

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Реалистический жизнеутверждающий характер (применение античной ордерной системы, выражение в сооружениях земных чувств);

    Светское содержание (Главным в строительстве становится постройка сооружений гражданского назначения: палаццо – городских особняков знати, загородных вилл, приютов, библиотек и других сооружений культуры);

    На основе изучения античных образцов начинается расцвет теории архитектуры;

    Появление новой строительной техники; развивается техника и механизация (изобретен подъемный кран с блочной системой);

    Стрельчатые конструкции уступают место цилиндрическим и крестово-купольным сводам;

    Создание новых архитектурных ансамблей, акцентирующих земные чувства человека, в композиции которых преобладают центрические и перспективно-организованные горизонтали, а не готическая вертикальная устремленность ввысь.

ТВОРЧЕСТВО ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ (1377-1446)

Ф. Брунеллески – флорентийский архитектор и художник, типичный представитель раннего Возрождения. С 1403 года он изучает античные памятники Рима. Первым произведением Брунеллески, с которого впоследствии начался «отчет» времени архитектуры Возрождения, стало возведение в 1420 году купола церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Самое изящное произведение раннего Возрождения, выполненное знаменитым Брунеллески – Капелла Пацци. Еще одним произведением Брунеллески является палаццо Питти. Палаццо – городской дворец знати. Он играл роль фамильной крепости. Строительство палаццо велось в 15 века до конца Возрождения.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАЛАЦЦО:

    Четкое горизонтальное членение фасадов, по количеству этажей;

    Широкий вынос карниза;

    Формирование композиции плана вокруг внутреннего двора, обрамленного арочными галереями;

    Обработка фасадов рустом (руст – камень с грубо колотой или выпуклой лицевой поверхностью).

Одним из ярких примеров палаццо является палаццо Медичи-Рикарди.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В конце 15 века Италия осталась вне новых мировых путей. Необходимые условия для развития строительства имелись только в Риме, столице католической церкви.

Папский двор стремился поднять свое значение показной пышностью. Ведущим становится строительство культовых сооружений, при этом развивается архитектура парков, садов и загородных вилл. К строительству привлекаются архитекторы из разных городов Италии.

К концу 15 века в Риме остается лишь около 70 тысяч жителей. Между заселенными частями города простираются большие пустыри с античными руинами. Именно таким застал Рим приглашенный из Милана в 1499 году Донато Браманте.

Первой римской постройкой Д. Браманте был внутренний двор церкви Санта-Мария делла Паче. Одним из великолепнейших римских произведений Браманте стал небольшой храм Темпьетто, расположенный во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио.

В 1503 году по заказу папы Юлия II Браманте, как и многие выдающиеся архитекторы, живописцы и скульпторы того времени принял участие в строительстве Дворцов Ватикана.

Главным сооружением дворцовой площади Ватикана является Собор Святого Петра. Проектирование собора проходило в 6 этапов:

    1452-1454 гг. – проект Бернандо Росселино;

    1505 г. – проект Браманте;

    1514 г. – проект Рафаэля Санти;

    1536 г. – проект Антонио да Сангалло;

    1547 г. – проект Микеланджело;

    1607 г. – проект Д. Фонтано, К. Модерна.

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм.

Вновь самое широкое развитие получает культовое строительство. Зодчие отказываются от центрического типа культовых зданий и скова возвращаются к базиликальному, во внешнем облике вновь появляется тяга к вертикальности.

Происходит разочарование в способностях человека, в могуществе знаний и науки. Существенной чертой нового являются искания повышенной выразительности и «скульптурности» архитектуры. Особенно ярко это сказалось в творчестве великого скульптора и архитектора Микеланджело Буаноротти.

В целом для архитектуры позднего Возрождения характерна борьба двух направлений:

    Одно закладывало творческие основы будущего барокко;

    Другое, развивающее линию Высокого Возрождения, готовило формирование эпохи классицизма.

Новая линия развития зодчества в Италии во второй половине 16 века, когда начинают появляться черты барокко, получает наиболее яркое выражение в творчестве Микеланджело.

В конце 16 века появилось несколько архитекторов-теоретиков: Джакомо Бороцци да Виньола, Андреа Палладио, Лион Батиста Альберти.

Кроме трудов по теории архитектуры, Андреа Палладио успешно занимался и практическим проектированием. Он строил дворцы и виллы в разных городах Италии. Его сооружения отличаются парадностью, но не перегруженностью, характерной для барокко. Результатами его работы являются палаццо Вендрамина в Виченце и вилла Ротонда.

Джакомо да Виньола был теоретиком и практиком архитектуры, тяготеющим к стилю барокко, хотя в его творчестве встечаютя и элементы классики. Он стал приемником Микеланджело на строительстве Собора Петра в Риме. По проекту Виньолы были сооружены два меньших купола собора.

Виньола построил несколько палаццо и вилл, но по своей архитектуре они незначительны. В культовом строительстве интересной является церковь Иль Джезу в Риме. Джакомо да Виньоле принадлежат такие сооружения как дворец Фарнезе в Капрароле, вила папы Юлия III в Риме.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Продолжают строиться виллы, палацио;

    В культовом строительстве наблюдается частичный возврат к базиликам;

    Изменяются дворцы: от замка-крепости – к красивому городскому комфортабельному жилью;

    Создаются теоретические труды по архитектуре;

    Возрождение подготовило переход к стилям барокко и классицизму.