Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ. О равнодушие и милосердие

В жизни много таких событий, которые в памяти остаются надолго и не забываются никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, на этом примере Гранин пишет статью о милосердии из книги “Точка опоры"Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитие человечества. Оно является простым светом, озаряющим лица обыкновенных людей. Милосердие-это способность быть добрым и снисходительным с людьми, понимать их и помогать в трудных ситуациях. Это способность есть у всех, просто некоторым людям надо помочь раскрыть его в себе. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?! Ведь без милосердия нет начала отношений.
Милосердие у каждого выражено по-разному, в зависимости от того как человек воспитан и как он смотрит на окружающий мир. Прочитав эту статью, я был крайне удивлен. Неужели никто из людей не мог помочь человеку, ведь милосердие должно идти из души как к близкому, так и к незнакомому тебе человеку. Но люди шли мимо, не замечая ничего, каждый думал только о своих проблемах, а то, что рядом человеку было больно, этого никто не замечал. Хоть бы кто-нибудь подошел к человеку, спросил, что с вами, не нужно ли помочь, но люди проявили безразличность, равнодушие. Неужели в нашей жизни значит, что пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени сил, стало чувством привычным?
К сожалению, так получается, что люди стали забывать нравственные понятия и чувства. Сейчас редко встретишь человека, который думает не только о себе, но и о других окружающих его людей, примеров можно привести множество. Это значит, что человека не научили проявлять любовь и заботу не только к близким, но и к незнакомым людям. Казалось бы, что милосердие это не столь важное чувство в нашей жизни, но это не так. Милосердие должно лежать в нравственном воспитание человека, в каждом уголке его души. Это чувство учит любить, проявлять заботу и помощь людям, оно учит быть неравнодушным к окружающему миру. Изьять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Уверен, что каждый человек способен откликаться на чужую боль, но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и утрачивается.
Итак, я считаю, что милосердие имеет большое значение в жизни каждого человека.Одно из них это облагораживание своей души помогающие другим людям преодолеть одиночество и холод жизни. Без милосердия человек теряет свое истинное лицо, и становится холодным к окружающим.
Закрыт 7 лет назад

Тема двухчасового элективного занятия: Подготовка к итоговому сочинению по теме «Милосердие и равнодушие в мире: что победит?» ( направление «Равнодушие и отзывчивость») на основе новеллы И.А.Бунина «Красавица» и рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка».

Оборудование:

1. На партах – распечатанные тексты новеллы И.А.Бунина «Красавица» без названия , рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка».

2. Альбомный лист и цветные карандаши.

Ход занятия

I . Введение в тему…

1)Обсуждение темы сочинения « Милосердие и равнодушие в мире: что победит?».

    Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим подготовку к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость».

    Давайте создадим «Облако мыслей», подобрав синонимы к слову «отзывчивость» и литературные аргументы.

Приём «Облако мыслей»

(подбор синонимов и литературных аргументов)

Юшка

(рассказ А.П.Платонова «Юшка»)

Иешуа Га-Ноцри – (роман М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита")

Вася

(повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе»

любовь к людям

Петр Гринев

(роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

доброта

сочувствие

доктор Пирогов

(рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Сонечка Мармеладова (роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание»)

способность к жертвенности

слова!!!

действие!!!

милосердие

Мария

(повесть В.Закруткина «Матерь человеческая»)

добросердечность

сопереживание

Тимур и его команда (в одноимённой повести А.Гайдара)

понимание чужой боли

Лидия Михайловна

(рассказ В.П.Распутина «Уроки французского»)

Матрена

(рассказ А.И.Солженицын "Матренин двор")

Андрей Соколов

(рассказ М.А.Шолохова "Судьбы человека")

Лёка

(рассказ

Татьяны Кудрявцевой

«Детский дом. Лёка»)

    Посмотрите на созданное нами «Облако мыслей». Скажите, что же победит в мире – добро или зло, милосердие или равнодушие?

    У вас есть несколько минут, чтобы записать ответ на этот вопрос, оформив его как вступление к сочинению на тему «Милосердие и равнодушие в мире: что победит?».

2) Знакомство со стихотворением Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

    Прочитайте стихотворение Андрея Дементьева.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -

Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, что обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо - научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

    Какова основная мысль стихотворения:

    Как идея стихотворения перекликается с темой урока?

    Куда надо успеть? И почему? И почему это важно – успеть?

НАДО УСПЕТЬ

помочь кому-то спасти кого-то защитить кого-то

3) работа в группах

Группа 1 :

    используя цветные карандаши, нарисуйте слово «равнодушие»;

    с каким цветом оно у вас ассоциируется? Аргументируйте свой ответ.

Группа 2 :

    С какой геометрической фигурой ассоциируется слово «равнодушие»? Почему?

    Нарисуйте эту фигуру.

Группа 3:

    Подберите синонимы к слову «равнодушие», нарисовав «цветок равнодушия».

    Подумайте, какой формы будут лепестки этого цветка и почему.

    В какой цвет вы его выкрасите? Почему?

Группа 4:

    используя цветные карандаши, нарисуйте мир равнодушия;

    какой цвет будет преобладать на вашем рисунке, почему?

Группа 5:

    прочитайте строчки из стихотворения Омара Хайяма.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половинки души.

    Используя эти строчки в качестве подсказки, напишите вступление к сочинению. (Вопрос-подсказка: чтобы победило добро, что надо делать?)

Группа 6.

    Перед вами материал, который назван «Языком цифр». О чём говорят эти цифры?

    Используя данные этого материала, напишите вступление к сочинению.

Языком цифр

1. На вопрос «Если вы станете свидетелем насилия, каковы будут ваши действия?», 53% опрошенных ответили: «Позвоню в милицию». 29 % человек ответили: «Немедленно вмешаюсь в ситуацию и окажу помощь». 6 % участвующих в опросе сказали: «Отойду в сторону, чтобы и самому не пострадать», а 12 % опрошенных затруднились ответить.

2. Газета «Аргументы и факты» провела опрос, в который включила один-единственный вопрос: «Когда вы становились жертвами хулиганов, помогли ли вам случайные свидетели происшествия?». 74 % опрошенных ответили: «Нет!».

II . Анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

Приём «Погружение» в текст:

1) Чтение новеллы без названия.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий . Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот . Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940

    Сколько героев в тексте?

    Кого из героев можно назвать главным? Почему?
  • Как бы вы назвали новеллу И.А.Бунина? Почему?

    Догадайтесь, как назвал свою новеллу Бунин. («Красавица»)

    Подберите ассоциативный ряд к слову «красавица» (доброта - светлая улыбка - тепло…)

    Может ли красота героини вызывать восхищение? Почему?

    Как бы вы назвали рассказ (названия учеников: «Сирота», «Одиночество мальчика», «Чужой ребёнок») ?

    Случайно или нет автор называет свой рассказ именно так?

    2) Исследование текста

    Выводы

    Загадка 1 : н азвание текста

    • В чём смысл названия текста?

    Пять абзацев. О красавице несколько слов:

    1 абзац : «… она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

    2 абзац : «… вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его ».

    3 абзац: «… красавица сказала горничной:

    - Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре».

    Загадка 2: система образов

      Какие слова и словосочетания использует автор для создания портретной характеристики чиновника?

      Что можно сказать о поведении отца? Как его поступки характеризуют его?

      Какой вывод делаем о нём как о человеке и об отце?

    Заурядный, ничем не примечательный, но вроде бы порядочный

      Ещё раз прочитайте, что говорит автор о красавице?

      Каковы её душевные качества?

      Что вас насторожило в поведении красавицы?

      Какой вывод мы можем сделать: какая она?

    –“ знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.

      Прочитайте прилагательные и причастия, которыми автор описывает мальчик.

      Найдите антитезу (живой – несуществующий).

      Что стоит за этими словами?

    Семилетний”, “живой”, “ласковый”

    «несуществующий».

      В чём сходство характеров мачехи и родного отца?

    Жестокость по отношению к ребенку. Спокойная ненависть мачехи и предательство отца: он “притворился”, сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына.

      Почему у героев нет имен?

    Загадка 3 : речь героев

      Можем ли мы по речи дать характеристику герою, догадаться, какой он?

      Кто из трёх персонажей имеет голос? Почему?

      Какое слово является ключевым в реплики героини, характеризующим её положение в семье?

      Как это характеризует отношения в семье?

    Загадка 4: одиночество

      Обратите внимание на последний абзац и назовите ключевое слово.

      Случайно ли Бунин рядом со словом «одиночество» написал прилагательное «круглое»? Что добавляет это прилагательное в картину, нарисованную мастером?

    Ключевое слово ОДИНОЧЕСТВО.

    Загадка 5: деталь в художественном пространстве

      Какими словами описывает жизненное пространство мальчика?

      Случаен ли выбор имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

      Есть ли в описании жизненного пространства мальчика художественная деталь?

    уголок”, “домик”, “книжечка”, “постелька”, “добришко”, “диванчик”, “тюфячок” – в этом проявляется доброе отношение автора к маленькому герою

    Пальма – символ тепла. “Кадка с пальмой” – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что-то цветёт, растёт, радует

      В нале урока мы обращались к геометрическим фигурам. Какую геометрическую фигуру мы можем использовать, чтобы нарисовать жизненное пространство мальчика?

      Что лежит в основе этого острого угла?

      Что лежит в основе острия этого угла?

      Может ли он испытывать комфорт и покой в таком положении?

      Что должно произойти, чтобы круглое одиночество и угол, в который загнали мальчика, ушли из его жизни?

      Может ли это произойти? Почему?

    III . Чтение рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка» и беседа

    Татьяна Кудрявцева

    Детский дом. Лёка.

    В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.

    Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное - огурцы. В начале лета все вместе сажали. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Мама Кира сказала, они из цветов будут. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. А от папы писем не приходило совсем, ни одного письма, мама сначала сильно плакала, а потом вдруг перестала, только смотрела в никуда и отдавала Лёке свой хлеб. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил - есть.

    Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет. Но улица была пустая и страшная, безглазая. Без людей, без машин, без военных даже, без никого. Без мамы… А мама у Лёки была самая красивая во дворе. Может, и не только во дворе. У нее платья переливались и шуршали. До войны у нее было много нарядных платьев, блестящих, как золотинка, а в войну остались лишь ватники. А главное, голос. У мамы был особенный голос, певучий, как рояль. В детском доме тоже есть рояль, на нем Мария Константиновна играет. Но она не поет. А мама пела. Она пела и смеялась. У нее на щеках тогда прорезывались ямочки, у Лёки тоже одна ямочка есть, в маму. А папа был очень высокий, в черной шинели, шинель сильно кололась. В детском доме ей сказали, раз шинель черная, значит, папа твой - моряк. Лёка знает, моряки плавают на кораблях, некоторые корабли очень большие, далеко уплыть могут, даже туда, где войны нет. У папы были большие руки. Он Лёку кружил и приговаривал: «Лёка-Лёка, два прискока, третий зайка, убегай-ка!» Зайка, потому что Лёка беленькая. Когда в детский дом приходили - усыновлять, Лёку часто выбирали. Беленьких, видно, больше любят. А может, из-за банта. У Лёки голубой бант на голове, из бабушкиного шарфа. Лёку так и принесли в детский дом, с бантом, Мария Константиновна рассказывала. Кроме этого банта, у Лёки ничего больше не осталось. Но она не согласилась - в дети. Спряталась под кровать, и Мария Константиновна её не отдала. Лёка не хотела других папу и маму, она своих помнит. А вдруг папа вернется, а Лёка у чужих живет, он же тогда не найдет ее!

    А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы - из рассады. Лёка все думала: огурец - какой? Круглый или длинный? Она как просыпалась утром, так скорей - на огород! Нянечка Шура говорит, Лёка - жаворонок, птичка такая, которая раньше всех голосит. И вот Лёка прибегает, смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус - хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз - у нее во рту. И - нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса.

    На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову.

    Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:

    - Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения.

    - Я так и поняла, - произнесла Мария Константиновна. - Но все-таки лучше было спросить.

    И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения - не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом, а бумаг при ней не было.

    У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов!.. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.

    Напротив детского дома был дом слепых - там жили дети, у кого война съела зрение. Так нянечка Шура говорила. На этих детей было очень страшно смотреть. Лёка старалась гулять в другой стороне, у забора, где стоял маленький деревянный особняк. Лёка забиралась на крылечко и играла в дом, как будто он опять у нее есть, и все живы: и папа, и мама, и бабушка, и кот Зайка. Лёка говорила: «Трик-трак». И делала вид, что поворачивает ключ в замке.

    Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула…

    А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный - это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.

    - Что ты делаешь? - закричал Колька. - Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!

    Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а - не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.

    Колька так кричал, что прибежала мама Кира из 7-го класса. Мама Кира прижала к себе Лёку и увела.

    А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:

    - К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне.

    Лицо у неё было грустное-грустное. Лёка подумала, что сторон для гулянья совсем уже не осталось. А потом нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:

    И Лёка поняла, что Мария Константиновна на нее не сердится. И что жалеть - не стыдно. А это было самое главное.

    С тех пор тайком они прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от «Лендлизовской» тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили.

    Немцы эти были очень тихие, все время бормотали что-то про танки и шины. Лёка спросила у Киры, что это значит: «Танки-шины?»

    Мама Кира сказала, что по-немецки это «спасибо». «Данке шеен».

    А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам - тоже ничего. Да и что тут скажешь!

    Немец, тот, которому Лёка первому полсухаря дала, вырезал для Лёки маленькую куколку. Из губной гармошки. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста. Но он протягивал и улыбался. И Лёка опять подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, все равно что ударить».

    И взяла.

    А в начале лета их детский дом номер двадцать пять сажал на Песочной набережной деревья. Лёка могла схватить самый крепкий, самый красивый саженец, ведь она первая стояла, потому что ростом была меньше всех и выбирала первой. Но Лёка выбрала самое тонкое кривое деревце, на которое никто даже не смотрел. «Пусть оно тоже будет расти через много лет», - подумала Лёка. Все лето и осень она приходила к своему саженцу и поливала его из склянки.

    К первой годовщине Победы дерево зазеленело. А им в детском доме выдали новые пальто. Правда, Лёке оно было великовато, пальто пришлось подрезать прямо на ней, но подумаешь, мелочи! В тот день все казалось счастьем…

    ПОСЛЕ ТОЧКИ

    Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой - Ольгой Ивановной Громовой, - выбрала себе профессию врача.

    У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью - жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо. Я - тоже.

    Однажды Ольга Ивановна привела меня в Вяземский садик. На то самое место, где детский дом № 25 сажал деревья почти полвека назад. В старую аллею на Песочной набережной, рядом с Малой Невкой.

    Липы эти разрослись, стали красивыми и тенистыми. Где-то там, среди них, и ее липка, которая была когда-то маленьким кривым прутиком…

    Ольги Ивановны нет теперь на свете. Но в День Победы я всегда поминаю ее, светлая ей память…

      Какое время описано в рассказе?

      Кто такая Лёка?

      Почему она оказалась в детском доме?

      Что испытала маленькая Лёка?

      Кого пожалела Лёка?

      Разве можно жалеть врага?

      Почему Лека так поступила?

      Что удивило вас в семилетней девочке?

      Что поняла семилетняя девочка, услышав слова Марии Константиновны:

    - Откуда у нее только сила взялась на жалость?

      Какая черта самая главная в характере девочки?

      Чему учит рассказ Татьяны Кудрявцевой?

    IV . Вернёмся к теме…

      Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «ЧТО победит: милосердие или равнодушие?»

      Какие доводы (тезисы) мы должны выдвинуть, чтобы два произведения, о которых мы говорили на уроке, могли стать аргументами?

    Предположения:

    Вариант 1

    Довод 1: Мир, в котором, к сожалению, уживаются добро и зло, милосердие и жестокость, можно изменить только с помощью доброты, сострадания к чужой боли. ( выход на рассказ Татьяны Кудрявцевой)

    Довод 2: Равнодушие не должно победить в современном мире. Чтобы его искоренить, надо чаще показывать его страшное лицо, что и делают писатели, поэты, кинорежиссёры. Пусть люди ужаснутся и поймут, что безразличие к чужой судьбе – это непростительный грех. ( выход на новеллу И.Бунина «Красавица»)

    Вариант 2

    Довод 1: Мир жесток. В нём некомфортно, неуютно слабым и немощным. Обижая тех, кто не может дать сдачи, мы совершаем преступление, и пока мы, люди, этого не поймём, бессердечие и равнодушие будут побеждать.

    Довод 2: Чтобы искоренить зло, равнодушие на земле, мы должны сами стать добрее. Нам всем надо научиться совершать милосердные поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, откликаться на чужую боль, как на свою. Отзывчивость, милосердие, сострадание нужны всем, чтобы жить в светлом и чистом мире. Зло и равнодушие не должны победить!

    V . Работа над заключением сочинения.

      Прочитайте несколько стихотворений и «умных мыслей» писателей и ученых и напишите заключение к сочинению на тему «Милосердие и равнодушие в мире: что победит?»

    В заключение сочинения :

    Верю я, придет пора –

    Силу подлости и злобы

    Одолеет дух добра!

    Б.Пастернак.

    Не бойся друзей: в худшем случае они могут предать!

    Не бойся врагов: в худшем случае они могут убить!

    Бойся равнодушных: они не убивают и не предают.

    Но только с их молчаливого согласия

    Происходит на Земле убийство и предательство!

    Б.Ясенский

    Спешите отогреть своей душой

    Того, кто так нуждается в заботе.

    Сторицей день вернёт вам золотой

    Всё то, что с легким сердцем отдаёте.

    Т.Киркоян.

    Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. В.А.Сухомлинский

    Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда будет больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев )

    Равнодушие – самая страшная болезнь души. (А.Токвиль, французский историк, социолог, политический деятель)

    Берегите друг друга,

    Добротой согревайте.

    Берегите друг друга,

    Суету позабудьте.

    И в минуту досуга

    Рядом с другом побудьте.

    Берегите друг друга

    Без притворства и лести.

    Берегите друг друга:

    Ненадолго мы вместе.

    О.Высоцкая.

    Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу. В.А.Сухомлинский

    «Умные» мысли:

    1. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности ( Сергей Львович Львов, прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы ).

    2. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо третье «Самое большое»).

    3. Главная жизненная задача «должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо шестое «Цель и самооценка»).

    4. Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо седьмое «Что объединяет людей »).

    5. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы ( »).

    6. В жизни ценнее всего доброта ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо сорок шестое «Путями доброты »).

    7. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

    Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно . (Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо сорок шестое «Путями доброты »).

    8. Лев Николаевич Толстой: " Доброта - есть вечная Высшая цель нашей жизни "

    9. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека (Жаклин Сафье)

    VI . Домашнее задание. Сочинение на одну из тем:

    1. Милосердие и равнодушие в мире: что победит?

    2. "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов ).

    3. Разделяете ли Вы мнение А.П.Чехова, который сказал: "Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.»?

    4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и сочувствие?

    5. Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?

Капитанова Светлана Михайловна
Учебное заведение: КГТТ школа - интернат реализующая адаптированные программы
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-10-02 «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие» Капитанова Светлана Михайловна Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

Просмотреть свитедельство о публикации

«Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Тема: «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

Задачи:

· продолжить формировать понятие о положительных и отрицательных поступках;

· сформировать понятия «милосердие», «равнодушие», «корысть»;

· формировать понятие о мотивации людей при выборе поступка;

· воспитывать милосердие, сострадание;

· развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, расширять словарный запас воспитанников.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, материалы для изготовления дерева добрых дел (плакат с изображением ствола дерева, веток, подземной части).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: — Здравствуйте. Кто меня хорошо слышит, похлопайте в ладоши. Кто меня хорошо слышит, улыбнитесь. Кто меня хорошо слышит, повернитесь к соседу справа. Итак, я вижу, что все внимательно слушают. Начнем занятие.

2. Постановка целей и задач занятия.

Воспитатель: — Сегодня мы с вами поговорим о делах людей, о делах добрых и злых, о милосердии и равнодушии.

3. Ход занятия:

Воспитатель: — Мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, сами поступаем по-разному. Вы уже знаете, какие поступки можно назвать добрыми, а какие – злыми. Скажите, какие дела можно назвать добрыми?

Ответы воспитаннников

3.1. Работа воспитателя с воспитанниками:

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Доброе дело – это такое дело, от которого…»

Воспитанники: продолжают фразу

Воспитатель: — А какие дела можно назвать злыми?

Ответы воспитаннников

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Злое дело – это такое дело, которое…»

Воспитанники: продолжают фразу

Воспитатель: — Хорошо. Я буду называть поступки людей, а вы будете оценивать их и показывать вашу оценку так: если я говорю о добром деле, вы хлопаете в ладоши, если я говорю о злом деле, вы топаете ногами. Будьте внимательны, могут быть ловушки.

· мальчик помог пожилому человеку донести до дома тяжелые сумки;

· человек упал на улице, все проходят мимо, никто не помогает подняться;

· ребята делают кормушки для птиц и кормят их зимой;

· внук помогает бабушке – моет посуду, полы;

· мама убирает в квартире, а дочь кушает пирог и смотрит телевизор;

· строители ремонтировали дорогу и повредили маленькое деревце, которое росло около дороги, папа с сыном пересадили деревце подальше от дороги;

· мальчик сходил в аптеку за лекарствами для больной соседки и ждал, что она ему за это заплатит, но она не заплатила, мальчик обиделся и сказал, что помогать ей больше не будет… (ловушка )

Воспитатель: — Последнее дело, о котором я вам сказала, доброе или нет? Кто засомневался? Почему?

3.2.Словарная работа:

Корысть ожидание благодарности, оплаты за помощь, выгода от дела, сделанного человеком.

Человек, ожидающий выгоды от сделанного им делакорыстный человек.

Человек, не ожидающий выгоды от сделанного им делабескорыстный человек.

3.3. Диалог с воспитанниками

Воспитатель: — Как вы думаете, корыстный человек делает доброе дело?

Ответы воспитаннников

Воспитатель: — Вернемся к экрану. Так что же такое доброе дело? Что такое злое дело?

Ø Доброе дело — это такое дело, от которого другим людям хорошо или оно приносит пользу другому человеку, живому миру и природе. Доброе дело делается бескорыстно.

Ø Злое дело — это такое дело, которое приносит страдание или неприятности окружающим людям, дело от которого плохо живому миру и природе.

Воспитатель: Давайте посмотрим видео о добрых делах на дорогах.

Просмотр видео

4. Моделирование ситуации.

Сценка:

Идет Инна, падает, хватается за ногу, садится на скамейку, плачет. Подбегает Миша, смеется над Инной, дразнит её. Мимо проходят Юля и Настя, разговаривают, не обращают внимания на Инну и Мишу. Подходит Антон, стыдит Мишу, садится рядом с Инной, успокаивает её, помогает встать со скамейки и уйти.

4.1. Обсуждение ситуации.

На доске таблички «милосердие», «равнодушие», «доброе дело», «злое дело». В ходе обсуждения таблички раздаются участникам сценки.

4.2. Словарная работа:

Милосердие это бескорыстное желание оказать помощь нуждающемуся человеку.

Равнодушие лишенное интереса, безучастное отношение к окружающим.

Воспитатель: — К добрым или злым делам относятся проявления милосердия? Равнодушия?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — А как бы вы поступили, если бы увидели, что ваши одноклассники, одногруппники кого-то обижают?

Ответы воспитанников

Воспитатель: если бы увидели на улице маленького голодного котенка?

Ответы воспитанников

Воспитатель: если бы увидели, что ребенок в парке потерялся и плачет?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Все это проявление милосердия. Я рада, что вы делаете такой выбор.

А если вы не можете помочь, вы пройдете мимо, проявите равнодушие?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — А что нужно сделать, если вы сами помочь не можете?

Ответы воспитанников (обратиться к взрослым)

Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть видео о спасении животных.

Просмотр видео

5. Самостоятельная практическая работа

Воспитатель: — Возьмите пожалуйста листочки и напишите на зеленых листочках доброе дело, которое вы сделали или сделаете или хотите чтобы для вас сделали, а на коричневых листочках напишите злые дела .

Воспитанники выполняют письменно практическую работу

5.1. Обсуждение письменной работы

Воспитатель: — Какие добрые дела вы написали?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Какие злые дела вы написали?

Ответы воспитанников

Воспитатель: — Оставьте листочки у себя, они нам еще пригодятся.

Как вы думаете, почему люди делают добрые дела и злые дела?

Ответы воспитанников

5.2. Мотивация, высказывания мнений

Доска делится на две части – добрые дела и злые дела. Воспитанники высказывают свое мнение, записывают на доске мотивацию.

Воспитатель: -А если кто-то сделал для вас доброе дело, как к этому нужно относиться? Почему?

Ответы воспитанников

5.3. Объясните высказывание.

В данной подборке мы сформулировали наиболее распространенные проблемы из тематического блока «Милосердие», которые повсеместно встречаются в текстах для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Каждой из них посвящен отдельный заголовок, под которым располагаются литературные аргументы, иллюстрирующие данную проблему. Также вы можете скачать таблицу с этими примерами в конце статьи.

  1. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя. Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
  2. В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
  3. Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Милосердие как самопожертвование

  1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
  2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
  3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.

Необходимость проявления сочувствия

  1. Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна. Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины. «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.
  2. Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире. В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба. По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку». Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.

Классный час. Тема: Дорогами милосердия .(4 класс)

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи:

1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.

3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Оборудование: презентация ролика притчи С.Копыловой «Окно», напечатанные слова- милосердие, равнодушие, карточки с ситуациями, свечки на каждого ученика.

Форма работы : фронтальная, групповая.

Ход занятия:

I.Выход на проблему.

Просмотр ролика притчи С. Копыловой «Окно».

Учитель делает остановку. (прогнозирование).

Как вы думаете, что увидел больной из окна?

(ответы детей)

Продолжение просмотра притчи.

Что же на самом деле увидел больной из окна?

Куда же все это делось?

Учитель опять делает паузу (прогнозирование).

Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)

Продолжение просмотра ролика.

Что можно сказать о слепом человеке?

(добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание - это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

Одним словом проявил-

Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.

(Слово прикрепить на доску)

Милосердие- готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.

Милосердие- гуманное отношение(отношение направленное на благо других, человеколюбивый, отзывчивый) к страдающему человеку.

Милосердие- соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека.

Милосердие- умение отказаться от собственного ради того, чтобы доставить облегчение другому.

Милосердие- помощь нуждающимся.

Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?

Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.

(Слово на доску)

Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически)……он болел душой. Видимо его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.

II. Размышление над проблемой.

Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?

Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?

Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным?

Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

III. Разрешение ситуации.

Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы детей.)

Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы детей.)

Как вы считаете: по какой дороге идти легче, а по какой труднее? Почему? Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями?

IV. Кульминация.

Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному, ? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?

- Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.

Как можно помочь этому человеку?

Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)

(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)

Нравственный выбор.

Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь - как бы вы поступили?

Ситуация №1

Здравствуйте! Меня зовут кошка Муся. Я живу на городской свалке. Живу здесь уже четыре года. Моя мама умерла год тому назад от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стала часто болеть. Недавно на окраине города, я повстречалась с одной кошечкой, которая живет в теплом доме. На ней была красивая, блестящая шубка. Много интересного она рассказала про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушала внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходила в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы кто-нибудь взял меня к себе в теплый, уютный дом. Мне очень грустно без друзей, а так хочется ласки и доброго хозяина. Новый друг! Я очень жду тебя…. Ты только позови меня “Муся!”, и я тут же прибегу к тебе.
Убедительная просьба – не выкидывайте нас на улицу – нам здесь так плохо, одиноко и страшно! (иллюстрация.)

Ситуация №2.

По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

Подожди меня!- крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет! - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка!

Нет.

Ну, тетя или знакомая?

Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Ситуация №3.

Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинает с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.

Что можно посоветовать маме и детям?

По отношению к чему здесь надо проявить милосердие?

«Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты».

Ситуация №4.

Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. (иллюстрация)

Чему надо научить этих детей?

Вывод: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда приходят на помощь различные страны. Можно ли назвать это милосердием между странами?
- И еще вспомним одну трагедию. Это - Беслан. Сколько людей пострадало во время этого теракта.?! И сколько людей откликнулось на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие и сострадание к нуждающимся.

Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не по принуждению взял на себя какую-нибудь работу.

Волонтер-тот же, что и доброволец.

Патриот- человек любящий свою родину, свой народ.

Добродетель- положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Благотворительность- бескорыстное милосердие по отношению ко всякому просящему.

V. Развязка.

Мы много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе урока, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.

Творческая работа по группам.

1гр. -Изобразить милосердие в виде рисунка.

2гр.- Составит «Указ о милосердии ко всему живому»

3гр.- Хокку о милосердии, добре.

4гр.-Сочинить «синквейн» о милосердии.

VI. Рефлексия.

Дети встают в круг в виде сердечка. Каждому на ладонь учитель ставит маленькую зажженную свечку.

Огонь-это символ тепла, доброты, уюта.

Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным школам, по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот- становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия? а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте вашу свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильный тропинку в жизни.

Приложение:

Составление «Синквейна»

Прилагательные: Глаголы:

Спасает

Бескорыстное помогает

Безвозмездное облегчает

Душевное поддерживает

Добровольное прощает

Сердечное согревает

Светлое жалеет

Надежное любит

Тихое лечит

Теплое оберегает

Дарит

Предложения:

Милосердие- скорая помощь.

Милосердие- теплое солнышко.

Милосердие -лекарственный напиток.

Милосердие-спасение души от равнодушия.

Милосердие-помощь нуждающимся.

Милосердие-счастье для самого себя.

Ключевое слово:

1.Врач.

2.Спасательный круг.

3.Счастье.

4.Дождик в пустыне.