Где искать вдохновение творческим людям. Как не терять вдохновение (для писателей и художников)

Вдохновение – настолько абстрактное понятие, что для кого-то оно является ежедневным состоянием, а для кого-то – чрезвычайно редким явлением. Однако, лично я уверена, что всякая гениальная песня, картина или стихотворение не появляется из воздуха. Никакой креатив, развитое мышление или идеи не помогут, если вам вдруг не ударит в голову . Им можно захлебываться, обмазываться, или наоборот пытаться высосать его из пальца. Можно барахтаться в творческом застое ожидая новую музу, но это все совершенно не то. Думаете, допустим, Шишкин сидел и ждал, пока его осенит, и он захочет написать очередной шедевр? Ай, черта с два. На самом деле, в тайне вдохновения художников таится такая банальность, что становится даже как-то абсурдно от неспособности ее осознания. Так, собственно, что за банальность?

Слышали выражение: «Все гениальное просто»? Пам-пабам. Вот вам и ответ. Простота в обыденности – это главное вдохновение художников абсолютно любой эпохи. Казалось бы, вдохновение – великое и высокое, идущее к нам откуда-то свыше… на самом деле нет. А в доказательство тому приведу несколько примеров того, как великие художники вдохновлялись, казалось бы, заезженными повседневными вещами.

От шедевров архитектуры до типичной хрущевки

Выходя прогуляться по улице, мы все вглядываемся в вывески магазинов, колоны каких-нибудь зданий театра или оперы, ландшафта и прочего-прочего. А кто-нибудь из вас когда-нибудь замечал всю прелесть обычных многоэтажных жилых домов? Собственно, думается, а что на них смотреть? Серые, повседневные, массивные и угрюмые. Но не тут-то было. Так, например, современный художник, гуляя по собственному городу, задирает голову вверх, надеясь увидеть вдохновение для своих новых шедевров. Старые дома или новостройки – не имеет значения. Сам фасад, маленькие окна, идеальная ровность линий и, главное, простота обыденности, вдохновляют художника на создание ярких конструкций своих собственных домов на полотне.

Так как же в серой многоэтажке можно увидеть цветастые, налитые красками домики-сказки? Тут уже вам поможет фантазия, эмоции и, конечно, полная неординарность мышления. Так, в очередной раз прогуливаясь по надоевшим местам, посмотрите вверх и погрузитесь в ту простоту, которая доступна каждому. Поток грусти или же ярких эмоций обязательно захлестнет вас. А главное – ловите его за хвост, доставайте из портфеля карандаши и рисуйте-рисуйте-рисуйте!

Ночь, улица, фонарь, наушники

А вот русский художник Леонид Афремов гулял исключительно по вечерам, чем и вдохновлялся в написании своих картин. Если вы любите дождь, то мокрый вечерний асфальт города – именно то, что вам нужно. Забудьте про зонт, хватайте плеер с любимым джазом (рекомендуется) и направляйтесь за порцией эстетического удовольствия. Бродя долгими вечерами по паркам, узеньким улицам и мостовым, Афремов научился находить в них ту банальную прелесть, что позже выливалась на его листы. Вечер, тусклый свет фонарного столба, музыка и люди, проплывающие мимо вас – разве это не самый простой и лучший способ получения вдохновения? Не знаю, как вы, но в этом методе я с Леонидом Афремовым – полные единомышленники. Если за окном стемнело, а асфальт покрыт снегом – не дочитывайте статью (но лучше, конечно, дочитайте) и вперед на улицу.

Сериаломания или «диванное» вдохновение

Любите зарубежные сериалы? Ждете нового сезона «Игры престолов» или «Американской истории ужасов»? Тогда следующий пример вдохновения вас точно порадует. Как на счет порции «Теории большого взрыва»? Телеканал Paramount Comedy умудрился собрать самые лучшие картины современных художников, вдохновившихся сериалом, и объединить их в одну большую выставку. Карикатуры, своеобразное видение персонажей и передача характера через рисунок – лучший способ совместить работу с любимым времяпровождением.

Если же вам не по вкусу сериалы (а мне совсееем они не по вкусу), то для вас, как вы сами уже догадались, есть кинематограф. В пример можно привести французского художника Марселя Дюшана, чье творчество полностью переплетено с телевидением. Под впечатлением фильмов своего любимого режиссёра Рене Клера, Дюшан брался за кисть и создавал образы, всплывающие в голове после очередного просмотренного кино.

Таким же примером может служить американский художник и дизайнер, который в буквальном смысле слова зависим от телевидения. Его вечным вдохновением стала актриса Эди Седжвик – под впечатлением игры этой дамы, Уорхол пленился вдохновением и после выражал его не только в своих картинах, но и в собственном кинематографе. Так что если вы до сих пор ругаете себя за то, что не можете оторваться от сериалов или фильмов, дабы уделить время творчеству, то совмещайте! Вдохновляйтесь любимыми актерами, атмосферой, а главное – смотрите только хорошие фильмы, которые способны смотивировать вас и вдохновить на новые творения.

Cherchez la femme

Последний на сегодня самый простой источник вдохновения можно озаглавить моим любимым французским выражением «Cherchez la femme», что в переводе означает «ищите женщину». В этом случае и примеры приводить глупо, ибо число художников, писателей, музыкантов и поэтов, вдохновившихся именно женщинами не пересчитать. Хотя, если сделать особый уклон на художников, то из всемирно известных приведу лишь один главный пример человека, чье творчество полностью было навеяно вдохновением женщинами – Пабло Пикассо.

Хотя, знаете, не зацикливайтесь на барышнях, зацикливайтесь на людях. Люди – вот самый главный, простой и сильный источник вдохновения. Сидя в метро попробуйте не погружаться как обычно в свои мысли, а оглянуться по сторонам, вглядеться в лицо человека, сидящего напротив. Нет ничего более вдохновляющего, чем новые очертания, новый взгляд или движения. У каждого есть своя история, так попробуйте вообразить ее, даже если вы видите эту личность впервые. Среди таких заспанных, хмурых лиц можно черпать вдохновение на жизнь вперед, только присмотритесь и вы сами все поймете.

Учитесь замечать прекрасные черты в обыденных вещах, восхищаться простотой и ловить вдохновение в мокром асфальте, своем досуге или незнакомых людях. Руководствуйтесь выражением «все гениальное – просто» и вдохновение будет идти с вами рука об руку на протяжении всей жизни.

Сначала давайте разберёмся в самом понятии вдохновения. Вот что пишут на этот счёт учёные: вдохновение — состояние внутреннего подъёма, характерное переживанием стенических (активизирующих, положительных по окраске) эмоций, ясностью и продуктивностью мышления.

Всё понятно? То есть, по их мнению, можно на этом ставить жирную точку и больше не возвращаться к очевидному ответу на вопрос. Есть, правда, и другие определения. Например: вдохновение — это быстро сделанный расчёт. Уже более понятно, но всё равно не соответствует истине. Видимо, потому что эти люди сами крайне редко сталкиваются с этим чувством в виду своих профессий.

Творческие люди категорически отрицают наличие какого-либо расчёта в своей работе. Многие даже не могут назвать своё занятие работой. На работу приходишь ровно в 9 утра и уходишь ровно в 6 вечера. А писать музыку, картины, заниматься художественной фотографией по строгому плану нельзя. Объяснять происхождение вдохновения - для таких людей всё равно что объяснять происхождение космоса. Они могут разве что высказывать свои мысли на эту тему:

Вдохновение - это молния, которая блещет не для всех. П. Декурсел

Если бы то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить. П. Чайковский

Вдохновение - как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. К. Паустовский

Некоторые прославленные сравнивают вдохновение с чувством некой одержимости. Но тут главное не спутать с настоящей одержимостью и нервным перевозбуждением. Иначе элемент творчества просто исчезает.

Очень часто люди задаются вопросом «А где брать это самое вдохновение?». Ну конечно не на рынке по 40 рублей за килограмм и не из под крана! Пегас сам решает кого ему посещать. Обязательно должны быть навыки в направлении живописи, которые нарабатываются путём учёбы. Самообразованием занимались все великие художники. Иначе крылатый конь вас проигнорирует.

Когда у художника нет проблем с основными составляющими профессии, то неожиданно может появиться работа на заказ. Польза от них понятна — они оплачиваются. Но также очевиден и вред. Одно дело, когда художнику заказывают написать чей-то портрет, он выполняет и все остаются довольны. А если самому автору или заказчику не нравится результат и приходится переделывать? Вдохновению в таких случаях чаще всего не остаётся места. Известного автора песен как-то раз спросили:

«Кем вы себя считаете — профессионалом или любителем?»

«Любителем, конечно».

«Почему?»

«Потому что профессионал пишет песни к среде. А я — тогда, когда есть о чём».

Любое вдохновение – это вдохновение прекрасным. Вдохновить человека на творчество может все что угодно, любой предмет или явление, при условии, что в них есть гармония, симметрия и мера.

Вот солнечный луч пробивается сквозь листву дерева, стоящего у окна и, попадая в комнату, пронизывает стакан с горячим чаем и все вдруг становится волшебным: пар от чая, стекло стакана и луч солнца, преломившийся и нарисовавший на столе радугу. Это простая, красивая картина. Но что же может быть красивее природы , естественных, простых вещей?

Нужно чаще переключать мысли с вечных раздумий о делах насущных и замечать красоту вокруг! Как дрожит и светится золотом паутинка на дереве, как медленно опадает с него желтый лист, как шелестят еще зеленые листочки – любая мелочь может родить в сознании то, что называют вдохновением.

Прекрасны также и творения рук человека , но не всякие, а те, что созданы во благо людям, то есть относящиеся к категории искусства, ремесла и науки. Прекрасной может быть тарелка, детская игрушка, флакон духов и также картина, роман, музыкальная опера, сделанное открытие или техническое изобретение.

Прекрасное от безобразного отличает несколько факторов:

  • прекрасное рождает массу положительных эмоций и чувство наслаждения,
  • оно олицетворяет собой безграничный простор и полноту творческих способностей человека или природы,
  • воплощает представление о совершенстве, идеале и благе.

Прекрасное это не только нечто красивое, но и доброе . Поэтому, несмотря на то, что слова «красота» и «прекрасное» имеют один корень, красивое еще не означает прекрасное. Взрыв ядерной бомбы впечатляет и смотрится красиво, но он не прекрасен, а ужасен.


Прекрасное
– наивысшая эстетическая ценность и основная позитивная форма бытия, которая имеет свои законы :

  • гармонии,
  • симметрии,
  • меры.

Прекрасно то, что гармонично, правильно, чего не слишком много и не мало, что приятно глазу и сердцу.

Тем не менее, представление о прекрасном может разнится в зависимости от:

  • условий, образа, стиля жизни человека, его эстетических предпочтений;
  • особенностей национальной культуры и уровня индивидуальной культуры личности.

Вдохновение – это подъем душевных сил и психической энергии, наблюдаемый в процессе творческого труда. Без него не обойтись не только представителям творческих профессий (писателям, художникам, музыкантам, актерам, певцам и другим), но и ученому, простому рабочему, домохозяйке.

Почему все ищут вдохновение? Почему порой даже зарядку и уборку не сделать без вдохновения? Все дело в том, что оно словно бы заряжает энергетически и ускоряет время выполнения задания. Состояние вдохновения в некоторой степени похоже на транс, гипноз, его можно назвать измененным состоянием сознания.

Вдохновение характеризуется :

  • полной сосредоточенностью на процессе творчества;
  • устойчиво высокой концентрацией внимания;
  • яркостью образов памяти и воображения;
  • повышенным интересом, энтузиазмом,
  • уверенностью в себе и успешности результата,
  • активизацией познавательных и творческих способностей, умений, знаний.
    Вдохновение делает любой труд результативным:
  • рождаются новые замыслы, идеи, планы, цели;
  • находится решение проблем или как минимум проясняется ее суть;
  • возникают общие модели, базовые образы, «каркас» для предстоящей работы;
  • появляются новые или абсолютно уникальные продукты творчества.

В какой момент или временной отрезок творческого процесса рождается вдохновение? Многие гении не скрывали от общественности тот факт, что их открытия – результат внезапного озарения. Словно бы кто-то вкладывал им в сознание слова или картины, которые только то и оставалось сделать, что записать на бумаге.

Таинственность и непостижимость озарения связывалась (и в наше время также имеет место такая точка зрения) с наличием высшего, божественного источника вдохновения до тех пор, пока американский психолог Г. Уоллес ни разработал схему творческого процесса.

Выводы о творчестве Уоллес делал на основании анализа данных, полученных из дневников самонаблюдения известных гениев и ученых.

Итак, по Уоллесу творческий процесс складывается из четырех стадий :

Таким образом, становится понятно, что вдохновение и инсайт это не простая удача, а результат труда, проб и ошибок, настойчивости в решении задачи.

Вдохновение не приходит к тем, кто ничего не делает, оно любит активных людей. Иногда для того чтобы вдохновится деятельностью достаточно ее просто начать выполнять, сделать первый шаг.

Где искать вдохновение прекрасным

Чтобы вдохновиться прекрасным, нужно уметь замечать его, а источников прекрасного немало:

  1. Природа. Любое ее проявление прекрасно! Земные ландшафты и стихии завораживают и вдохновляют. Современный человек имеет возможность вдохновиться красотами природы, даже не выходя из дома. Фотографы по всему миру запечатлевают на камеру и размещают в Интернете фото и видео гроз, извержений вулканов, высокие волны, горы, могучие снега, океаны, северное сияние и много другое. Конечно, важен и непосредственный контакт с природой: гулять, отдыхать, просто наблюдать за ней.
  2. Путешествие и нахождение в пути . Конечно, во время путешествий можно увидеть и узнать много нового и прекрасного, но не у всех есть возможность путешествовать так часто далеко как хотелось бы, зато каждый человек в течение дня перемещается по той местности, где живет. Если смотреть в окно трамвая не просто так, а с целью наблюдать окружающий мир, можно в привычном увидеть прекрасное.
  3. Дети. Все маленькие дети открытые, искренние, непосредственные, активные и, в конце концов, просто очень красивые, милые, чистые. Глядя на то, как ребенок радуется жизни и, прислушиваясь к тому, что он говорит, можно найти массу идей для творчества.
  4. Прекрасные люди . Человек тоже часть природы. Прекрасный душой и телом, успешный, мудрый, опытный или просто любящий и любимый человек способен вдохновить на покорение любых, даже нереальных вершин.
  5. Поэзия. В ней гармония, стройность мыслей и напевность.
  6. Книги. Не только вдохновляют, но и мотивируют, стимулируют образное мышление, развивают интеллект и воображение.
  7. Танцы. Способ найти вдохновение в красоте тела и его свободе, легкости, экспрессивности, инстинктивности, которые также естественные как любое другое явление природы.
  8. Музыка и звуки . Музыка способна поменять настроение, настроить на нужный лад, “переключить” на чувства и интуицию.
  9. Кинофильмы. Хороший фильм способен вдохновить не хуже книги, научить, подсказать, направить, придать уверенности в себе.
  10. Театр. О том, какое влияние на зрителей производит живая игра актеров, прекрасно знали еще в Древней Греции. Само слово «катарсис», обозначающее очищающее, облагораживающее воздействие произведения искусства, появилось в Древней Греции для обозначения переживания зрителями высшей гармонии театральной трагедии.
  11. Живопись. Яркость красок и игра воображения художника приводят в восторг и заставляют взглянуть на мир иначе.
  12. Юмор. Вдохновиться можно чужим позитивом и умением легко относиться к жизни.
  13. Преодоление трудностей . Преодолевая трудности, можно обнаружить гармонию, красоту и совершенство собственной души! Любая победа, достижение, работа над собой вдохновляют развиваться дальше и становиться все лучше. Важно замечать и отмечать собственные достижения и то, как они улучшают жизнь.
  14. Цель . Когда есть к чему стремиться, смысл, мотив, желание, любовь к тому, в чем требуется добиться вершин, вдохновение не заставит себя ждать.
  15. Любовь широком смысле этого слова). Пожалуй, самое прекрасное из вдохновляющего и самое вдохновляющее из прекрасного, что можно найти во внешнем и своем собственном, внутреннем мире! Любовь вдохновляет и сама по себе является творческим процессом.

О том, где еще можно найти вдохновение и как его удержать, читайте в статье

Никифорова Надежда

«Вдохновение -

1. Состояние творческого подъема.

2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.

Вдохновлять - побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять»

(Толковый словарь русского языка)

Цель:

Задачи:

·

·

·

Скачать:

Предварительный просмотр:

Номинация «Изобразительное искусство»

«ВДОХНОВЕНИЕ ХУДОЖНИКА»

ученица 10 А класса

МОУ «СОШ № 47 г.Чебоксары»

Научный руководитель:

Литвиненко Галина Анатольевна,

Учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 47»

г. Чебоксары

  1. Пояснительная записка
  2. Работа над композицией
  3. Поисковые эскизы
  4. Этапы проектирования
  5. Инструменты, оборудование, себестоимость проектного изделия.
  6. Используемая литература

Пояснительная записка

Цель: изучить возможности декоративной композиции и живописной техники в создании художественного образа.

Задачи:

  1. Рассмотреть и проанализировать способы и приемы раскрытия темы вдохновения в пластических видах искусства.
  2. Научиться использовать различные приемы композиции при создании картины.
  3. Овладеть умением создавать цветовую гармонию композиции.

«Вдохновение -

1. Состояние творческого подъема.

2. Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.

Вдохновлять - побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять»

(Толковый словарь русского языка)


Что значит вдохновение, откуда оно берется и куда уходит? На эту тему ученые заводят многочисленные диспуты, ломая копья в попытке объяснить нечто нематериальное, придающее картинам художников, романам писателей, одам поэтов то, что делает их узнаваемыми и признаваемыми во всем мире. Давайте попробуем понять, что же сами великие думают о вдохновении, что они о нем говорят.

Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю. - Платон

Вдохновение - это состояние одержимости истиной. - Ф. Искандер

Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на многие годы. - Гете

Вдохновение - это молния, которая блещет не для всех. - П. Декурсель

Не труд, а только наслажденье,

Любовь и нежность ко всему -

Вот что такое вдохновенье,

И все ответствует ему!

Нина Карташева

Лучезарное вдохновение! Кто из настоящих творцов не испытал его непостижимую, чудотворную силу! Оно как могучий поток уносит давящий груз сомнений, неуверенности, заторы прежних неудач, приносит новые, свежие идеи, неожиданные решения. Все вдруг проясняет, делает понятным, достижимым, и невозможное становится возможным. Поэты не случайно называют его божественным.

Момент вдохновения, исключительного подъема творческой мощи иногда достигают такой интенсивности, что не осознаются целиком самим автором, не управляются его холодным рассудком, и поэтому плодотворные результаты такого воодушевления оказываются временами неожиданными для самого художника или ученого. В таких случаях некоторые из них признавали, как это ни парадоксально, что то или иное их произведение кажется им "выше" их возможностей или появление его они не могут объяснить сами. А. Блок говорил о "Двенадцати": "Оно больше меня и больше себя. Это - настоящее".

Вдохновение и является тем состоянием, когда с предельной мощью раскрываются все творческие возможности личности; бьют полным потоком все источники энергии; разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя друг друга.

Вдохновение знакомо любому человеку, в том числе людям физического труда. В этом смысле верны слова И.Ф. Стравинского: «Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Я далек от того, чтобы совсем отрицать вдохновение. Напротив, вдохновение - движущая сила, которая присутствует в любой человеческой деятельности... Но эта сила приводится в действие усилием, а усилие - это и есть труд». А П.И Чайковский говорил: « Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.». Кто больше работает, тот чаще испытывает бурный прилив сил, именуемый вдохновением, и в этом смысле великие творческие личности находятся в лучшем положении, как все истинные труженики.

Вдохновение - это радость, безумная радость художника, кладущего последние мазки на картину; эйфория поэта, мучительно подбирающего подходящие слова для нужной рифмы; безудержная радость конструктора, детально вырисовывающего неясные пока еще конфигурации еще не существующей машины; открытие ученого, совместившего несовместимое в своих строгих выкладках запутанных формул и получившего ни с того, ни с сего неожиданный, даже себя пугающий результат...

Вдохновение - это новизна, самое что ни на есть оригинальное, неожиданное и уж наверняка современное.

Вдохновение - это порыв ветра, то ли нежное касание летящей прохлады, то ли шквальный удар тайфуна, сметающий все и вся на своем пути…

Вдохновение - это все и вдохновение - это ничего...

Во все времена живописцы и скульпторы, а также более близкие к нам по времени фотохудожники стремились показать в своих произведениях собственное ощущение вдохновения.

Французский живописец 17 века Никола Пуссен в своей картине «Вдохновение поэта» сумел

выразительно запечатлеть момент рождения вдохновения. Поэт, увенчанный лавровым венком, держит в руках лиру. Лицо его спокойно взором и мятущейся душой, и даже, если позволительно так выразиться, "умягчено". (эпоха романтизма, когда творца наделили горящим взором и мятущейся душой, еще далеко) .

Более современный французский художник, яркий представитель салонного академизма Адольф Вильям Бугро

изобразил на картине работу творческой мысли, когда идея вот-вот воплотиться в материальных очертаниях.

Польский художник Яцек Мальчевский, представитель модернизма и символизма. избегая вопросов, изобразил свое вдохновение на холсте. Его картина «Вдохновение художника» открывает особый мир творческого безумия.

Мальчевский утверждал, что вдохновение нельзя вызвать искусственно, им нельзя управлять, и показал, к чему приводит художника страсть к повиновению, желание поймать хрупкую музу в сети и не отпускать. В густых красках и мрачных тонах рассказано об отчаянии творца, его бессилии. Сам художник не раз переживал такие моменты.

Мастера кисти, описывая свое вдохновение, видят его кто возвышенным, кто-то говорит о женщине, как о музе, без которой невозможно творчество. Современные творцы привносят в свои работы новые символы и образы.

Фаттах Галла. « Вдохновение»

Аннет Логинова «Снежное вдохновение»

Абжинов Эдуард . « Украденное вдохновение»

Майкл Паркес «Вдохновение»

Алан Ли. « Вдохновение»

Сабиров Закир .

«Полёт птицы – вдохновение»

Жозефина Уолл. « Вдохновение»

Данила Лупанов. « Вдохновение»


Работа над композицией

Выбор композиции картины был обусловлен поставленными задачами, ее содержанием, характером и назначением.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей

Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в классических картинах что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта, целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Представленная работа «Вдохновение» выполнена в декоративной манере письма.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальное окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

В работе были использованы различные приемы композиции: передача ритма, асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости. Он может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

При создании данной композиции использовались следующие правила передачи движения:

  1. направление взмаха крыльев по диагональной линии придает изображению ощущение динамичности.
  2. эффект движения так же создается за счет свободного пространства перед движущимся объектом.
  3. для передачи движения выбран определенный момент готовности к творческому созиданию,который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
  4. женская фигура на картине повернута лицом вправо - это обусловлено особенностью нашего зрения, которая состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Ощущение движения так же подчеркнуто нейтральным размытым фоном.

Чтобы передать ощущение полета творческого вдохновения была использована живописная техника: линии, мазки, яркость цветового пятна. Выбор цветовой гаммы тоже не случаен.

Святослав Николаевич Рерих так говорит о цвете: «Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Возьмите чёрно-белый рисунок. В нём никогда нет такого живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к музыке, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас».

Каждый цвет оказывает различное действие на человека: оранжевый и красный возбуждают энергию, вызывают подъем чувств; зеленый успокаивает, синий и фиолетовый усыпляет

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс.

Поисковые эскизы различного композиционного и колористического характера

Этапы проектирования:

1. Выбрать тему композиции.

  1. Рассмотреть и проанализировать способы и приемы раскрытия темы вдохновения в живописных произведениях, скульптуре и фотографии.
  2. Выполнить ряд поисковых эскизов различного композиционного и колористического характера.
  1. Перенесение эскиза на большой формат.
  1. Выполнение композиции.

Инструменты, оборудование.

Себестоимость проектного изделия.

1.бумага для эскизов – 3 руб.

2.карандаш (простой) – 5 руб.

3. ластик – 3 руб.

4. ватман формата А-2 – 4 руб.

5. гуашь –120руб.

7. кисточки (белка)

№1 – 16руб.

№3 – 25руб.

№5 – 40руб. – композиция в картине

  • http://www.chernorukov.ru – композиция в картине
  • http://www.linteum.ru – композиция в картине
  • http://pointart.ru – композиция в картине
  • Александр Григорьев-Саврасов 2015-09-14 в 03:09

    В этой статье я отвечаю одной из читательниц моего блога на, как мне кажется, злободневный вопрос поиска вдохновения. Спасибо ей за заданную тему, которая касается всех творцов без исключения.

    «Я начала рисовать в январе этого года, посетила правополушарный тренинг и пошло! Поначалу был такой восторг, все так получалось. А вот уже более трех месяцев не могу собраться с силами. И хочется развиваться в этом направлении, и не могу себя заставить взяться за кисть. Поскольку занимаюсь самообразованием, подумала, что, возможно, такое бывает на каком-то этапе развития, просто я не знаю об этом. Вот и решила у кого-нибудь спросить, бывают ли такие провалы вдохновения у начинающих, и что с этим делать? Очень жду ответ. Спасибо!»

    Где художнику искать вдохновение и нужно ли это делать?

    Так бывает, раз от разу мы попадаем в вакуум желаний, нас не радуют прежние увлечения и идеи. Мы не находим интерес в когда-то увлекательных занятиях, хочется всё бросить и никогда к этому не возвращаться.

    Думаю, многие люди испытывали подобные чувства, попробуем разобраться, как с этим бороться и надо ли вообще.

    Начну с того, что не существует никакого правополушарного рисования как метода или как школы, и вообще никак, кроме коммерческого предложения, где Вам якобы помогают отключить левое полушарие и творить только правым.


    Мозг — это единый орган, он не делится на самостоятельные части. Левая и правая его половины связаны нейронами, и мы можем только предполагать, какой участок за что отвечает.

    Нас уверяют в том, что следует отключить левое полушарие, отвечающее за контроль, и отдаться творчеству, якобы все проблемы в том, что мы слишком контролируем свои эмоции.

    Думаю, Вы понимаете, что никакого выключателя не существует, а вместе с ним и подобных техник.

    Как можно развиваться в направлении, которого не существует?

    Я не против подобного времяпровождения, но, опять же, давайте будем называть всё своими именами. Данные занятия не лежат в области изобразительного искусства. Это скорее релаксация, отдых от трудовых будней и затяжных депрессий.

    Да, проходя подобные тренинги, Вы реагируете эмоционально, Вы раскрываетесь, снимая свою повседневную скованность, и избавляетесь от страхов, но это длится недолго. Вы не контролируете выключатель, просто потому что его нет.

    Вы рискуете стать зависимым от эмоциональных всплесков, вызванных подобными занятиями, Вас привлекает не само творчество, а эмоциональное потрясение, которое сопровождает данное действо.

    Вы обманываете сами себя, и Вам в этом помогают, но так не будет происходить бесконечно. В итоге Вы либо берёте себя в руки, понимая, что так больше продолжаться не может, либо впадаете в уныние, разочаровавшись и в творчестве тоже.

    Повторюсь, творчества Вы даже не касались, проходя подобные курсы, а ведь оно действительно могло Вам помочь .

    Обратимся к Википедии как к самому доступному информационному источнику.

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

    Давайте разберёмся, что же такое творчество? Прежде всего, творчество — это результат. Если Вы не имеете конечной цели, то сам процесс вскоре перестанет Вас радовать, так как в нём не будет никакого смысла, как бы Вас не уверяли в обратном.

    Если Вы движетесь к какой-либо поставленной цели, Вы не можете делать это бесконтрольно, то есть, отключая мозг. В данном случае мозг далеко не враг творчеству, а помощник.

    Мозг, обладающий знаниями, легко манипулирует ими, применяя нужные, и достигает поставленных целей. И наоборот, отсутствие приобретённых навыков легко может поставить в тупик.

    Подведём итог: Вы ставите цель и движетесь к её реализации. Достигнув результата, Вы получаете моральное вознаграждение, осознавая, что Вы смогли, у Вас получилось.

    От того, какую цель Вы ставите, зависит процесс её достижения, и на этом этапе, уверяю Вас, очень интересно творить, развиваться, увлекаться, жить.

    Заразите себя труднодостижимой целью. Пусть она будет как болезнь, но болезнь созидающая, тогда каждая завершенная Вами работа станет пилюлей, ненадолго облегчающей зуд творчества.

    Читательница спрашивает меня, как преодолеть отсутствие желания творить. Первое, что нужно сделать — это поставить цель. Второе — получить недостающие знания. И третье — самое главное — научиться видеть и замечать в окружающем Вас мире мгновения, которыми Вы наполните Ваши картины.

    Перестаньте думать, что Вы обладаете меньшими возможностями, нежели те, кто учится в профессиональных учебных заведениях. Уверяю Вас, там не учат ставить цели и видеть в окружающем мире интересные Вам сюжеты.

    Я уже писал о и о том, что считаю таковыми нас всех. Никто нас не научит, если мы сами этого не захотим. Отнеситесь к правополушарному рисованию как к случаю, приведшему Вас в мир изобразительного искусства, и, наконец, не выключайте, а включите мозг в нужном Вам направлении.

    Как же быть с вдохновением, где его искать, как удержать? На самом деле — это простой вопрос. Я Вас напугаю, если скажу, что его вообще не существует!

    Следует понять, что есть вдохновение? Образно говоря, это душевный подъём, на котором хочется творить, создавать, выражать себя.

    Возвращаясь к вышесказанному, как Вы станете выражать себя, не имея цели, не определившись с направлением, куда Вы идёте и зачем? Скорее всего, Ваше вдохновение — просто хорошее настроение, которое скоро пройдёт.

    Для художника вдохновение — это энергия, которая приходит во время работы, и он старается использовать её по назначению, достигая поставленной цели.

    Давайте, наконец, развеем этот миф о художнике — небожителе, который творит, только дождавшись душевного подъема. Творчество — это труд, иногда тяжёлый, а порой очень тяжёлый. У Вас могут отекать ноги от долгого стояния перед мольбертом, раскалываться голова от нервного напряжения. Список можно продолжить, но я не стану этого делать.

    Все вышеперечисленные трудности — ничто по сравнению со счастьем творить и достигать цели! Результат — вот награда за нашу работу. «Через тернии к звёздам» — только так можно достигнуть истинной свободы выражать себя.

    Если у Вас есть цель, не будет никаких провалов вдохновения, просто потому, что его не существует, как и правополушарного рисования.

    У меня тоже бывает хорошее настроение, как, впрочем, и не очень хорошее, но вдохновение как энергия для работы у меня есть всегда. Как достичь подобной гармонии? Повторюсь, поставить цель, обрести недостающие знания и двигаться в направлении результата.

    В такой последовательности и сам процесс станет увлекательным, захватывающим путешествием в мир изобразительного искусства.

    Ещё раз благодарю всех, кто комментирует мои статьи, мне важна обратная связь. На основе Ваших вопросов рождаются развёрнутые темы, повторюсь, мы вместе с Вами пишем данный блог.

    Жду Ваших комментариев!