Описание картины «Золотая осень» И.Остроухова. Краткое описание картины золотая осень остроухова



Картина написана: 1886 г.
Холст, масло.
Размер: 48,2 × 66,3 см

Каждый житель города, который так привык к суете дней, непременно найдет в этом полотне умиротворение, желание быть поближе к природе и понять ее красоту. Это дано не каждому, ведь только тот человек, который обладает тонким и чутким восприятием действительности, способен увидеть красоту мира в деталях.

Частная коллекция И. Остроухова считается одной из самых богатых в России. О его иконах рассказывают многое, а от картин невозможно оторвать глаз. Он оставался пожизненным хранителем собрания картин даже после прихода советской власти. По образности собственных произведений Остроухова можно поставить в один ряд с Левитаном, ведь краски полотен художника-самоучки могут соперничать только с ним.

Описание картины «Золотая осень» И.Остроухова

Художник: Илья Семёнович Остроухов
Название картины: «Золотая осень»
Картина написана: 1886 г.
Холст, масло.
Размер: 48,2 × 66,3 см

Отношение к искусству, в частности, к живописи, разнообразно. Есть коллекционеры, которые собирают шедевры скульптуры и живописи, чтобы оставить их для своих потомков. Есть и те, кто создает их, оплетая окружающую действительность неповторимыми красками. Русский художник И. Остроухов объединил в себе зоркий глаз коллекционера и мастерство реставратора-художника – древнерусские полотна обретали под его кистью новую жизнь.

Кроме этого, он любил творить и по праву занимал почетное место среди отечественных живописцев. Выходец из богатой семьи (родители И. Остроухова были купцами), он не только получил прекрасное образование, но и в совершенстве владел тремя языками. В молодости его страстью были естественные науки, а образцы растительного и животного мира, собранные им, были известны не только в российских, а и в европейских кругах натуралистов.

Необходимость творить за мольбертом пришла к Остроухову еще в юности. Он начал писать картины в 21, поначалу самостоятельно, а потом учась у И. Репина и И. Шишкина. В конце 19 века юноша переехал в столичный Петербург и стал обучаться у профессора Чистякова.

Художник относился к передвижникам, которые часто устраивали выставки, но его не привлекали традиционные пути учебы. Коллекционер и меценат никогда не рисовал гипсовые бюсты и акварельные наброски, он начал с копий. Его любимые мастера – Каменев и Поленов, картины которых были заново написаны маслом, а собственные пейзажи создавались без акварельных этюдов и набросков, в них были только масло и холст.

Картина «Золотая осень» была создана в 1886 году и сразу после выставки оказалась в традиционном месте для шедевров – Третьяковской галерее. Сказать о том, что данное полотно поражает объединением воздуха и света – ничего не сказать. Говорить о том, что полотно вызывает различные чувства – от успокоения до тревоги – так же бессмысленно. Это живое произведение, оно дышит уже сотню лет. Здесь среди переходов оттенков, есть лишь золото, которое словно вылили на лес, листья и ветви изображены такими насыщенными красками, что кажется, будто к ним прикоснулся древнегреческий Мидас.

Считалось, что Остроухов затмит собой Левитана, но он предпочел мир реставрации икон, картин и создание музея, а также волонтерской деятельностью, став попечителем приюта для глухонемых.

«Золотую осень» не зря называют одой природной красоте, ведь у этого времени года свое настроение, она напоминает зрелую женщину, которая знает и чувствует, что она прекрасна.

Осень – многоликое время года, она может раскрыть свою неповторимость с самой неожиданной стороны, украсить нашу жизнь самыми необычными красками. Вот, наверное, почему многие поэты обращались к теме осени. Вы только вспомните творчество Пушкина, Тютчева и Фета, и убедитесь, что «очей очарованье» приходится как раз на сентябрь. Именно этот месяц изображен на картине.

Вы не найдете здесь ни одной неэстетичной детали, даже ветви и стволы деревьев изящны и утонченны. Вся природа настолько гармонично, что невозможно даже представить какой-то другой образ осени. Солнечный день ярок и неповторим, он несет приближение холода, но пока что слышны лишь его отголоски. Это не то время года, когда идут дожди – вы видите поразительно чистое небо, проглядывающее сквозь густые ветви. Ковер листьев на земле так и манит к себе, на него можно упасть, зарывшись лицом или хотя бы просто пройтись.

А еще – золото. Оно окружает весь мир осеннего леса, даже воздух кажется пронизан золотыми нитями. Благородный металл находится и на земле и, кажется, что отечественная «Золотая осень» по своим масштабам сравнима лишь с «золотой лихорадкой» в Калифорнии. Здесь только лес, на небо Остроухов намекает, пряча его где-то за листвой. Оно выступает в роли вспомогательного фона для растительного мира, оттеняя убранство деревьев и сосредотачивая все внимание исключительно на нем. Корявое дерево в левой части полотна словно обрело новые силы в золотом убранстве. Осталась лишь трава, которая еще зеленеет, но минет сентябрь, и она заиграет яркими золотыми огоньками.

Вся композиция полотна занимает три плоскости. Начинается все со стройных стволов кленов, которые представляют все желтые и золотые оттенки палитры. Остроухов тщательно прорисовывает каждый листочек, не давая усомниться в реальности природы средней полосы России. Он подробно рисует кленовый ковер, устилающий землю, так напоминающий искусство персидских ткачей. Потом идет тропинка, уходящая вглубь леса, на которой о чем-то толкуют две сороки. Птицы чинно вышагивают по земле, ища упавшие семена и являются символом жизни на картине. Вы можете увидеть землю, которая уже не принимает солнечную негу, отдавая ее лимонного цвета с розовыми вкраплениями листьям.

Все контрасты произведения видны на заднем плане композиции, которая углубляется вдаль леса. Появляется и голубой цвет неба, и таинственные линии стволов деревьев, и их темная крона.

«Золотая осень» - это картина движения, у нее свой особый язык. Листья сообщают о том, что кружение в воздухе доставляет им радость, от которой они вот-вот взмоют вверх. Парочка сорок обсуждает сплетни осеннего леса, а старый дуб словно рассказывает молодым деревьям о жизненных премудростях.

Картина «Золотая осень» - это гимн красоте осен­ней природы. У осени своё особое настроение, и это отличает её от всех других времён года. Осень мно­гогранна и многолика, у неё своей характер. Она приходит, украшенная всевозможными красками, ко­торые только может представить человек. Многие считают именно пору золотой осени самым красивым временем в году. Обычно золотая осень - это сентябрь. Всё вокруг радует глаз. Деревья уди­вительно красивы. Невозможно не восхищаться этой удивительно гармоничной красотой. Солнечные дни в сентябре не редкость. Но уже ощущается приближение холодов. Однако на картине изображён именно чудесный, яркий солнечный день. Картина дарит зрителям хорошее настроение. Осень не пугает дождями и ветрами, а радует чудесными красками. Небо чистое и ясное: Его можно разглядеть в кро­нах деревьев. На земле ковёр из жёлтых листьев, по которому так хотелось бы пройтись. Солнце освещает деревья, подчёркивает красо­ту золотых листьев. Они словно светятся, кажутся похожими на произведения искусства. Сам воздух на картине кажется совершенно особым - чистым, прозрачным. Вспоминается стихотворение Ф. И. Тютчева: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера … Поляна, изображённая на картине, выглядит ска­зочной. Здесь есть листья самых разных цветов и от­тенков, жёлтые, коричневые, оранжевые, красные. На полянке можно увидеть двух птиц. Они решили остановиться здесь, наверное, им очень понравилась эта чудесная опушка леса. Художник передаёт соб­ственное настроение от созерцания красоты осенней природы. И мы понимаем, насколько его восхища­ет красота окружающего мира. Картина выглядит одновременно реалистической и сказочной. Если долго смотреть на эту картину, кажется, будто ты оказался в осеннем лесу. Здесь совершен­но иначе воспринимаются строки А. С. Пушкина, воспевающего осень: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Прощальная краса осени связана с предстоящим наступлением холодов. Пусть сейчас день светел и ярок, так восхитителен в красоте золотых листьев. Но пройдёт совсем немного времени и яркие краски уступят место унылому однообразию. Поздняя осень выглядит совершенно иначе. Конечно, и в ней есть своя прелесть. Не случайно А. С. Пушкин писал: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт… Перед наступлением поздней осени ещё есть время, чтобы насладиться красотой природы. Для того нам и дана золотая осень, чтобы бы сполна ощутили всё великолепие жизни. Именно сейчас так хочется забыть обо всех проблемах и делах, насладиться яркостью, красотой, гармонией и великолепием.

Впервые я познакомилась во 2 классе с картиной Остроухова «Золотая осень», когда увидела репродукцию этой красочной осенней картины.

Картина мне очень понравилась и я решила поинтересоваться Золотой осенью Остроухова и ее историей создания. А представил Илья Семенович Остроухов картину Золотая осень в 1887 году на суждение зрителю, и она быстро стала популярной. Поговаривают, что на картине изобразил Остроухов окрестности имения Абрамцево. Эта картина была настолько хороша, что ее покупает Третьяков, пополнив этой картиной свою коллекцию и теперь эта картина располагается в Третьяковской галерее.

Описание картины Золотая осень Остроухова

Сегодня я попробую написать Остроухова Золотая осень и поделюсь своими эмоциями. Знаете, смотрю на картину Остроухова, и в своем сочинении не могу не сказать, что это картина настроения. Смотришь и понимаешь, автор не только изобразил унылую пору, очей очарования, как писал Пушкин, он поделился с нами своими эмоциями. Глядя на картину понимаешь, автору действительно нравилось это время года. Только любя осень, можно создать такую красоту.

Золотая осень Остроухова по-настоящему золотая. Куда ни посмотри, всюду уже золото. Оно на деревьях, оно на земле. И пусть это не настоящее золото, а всего лишь пожелтевшие листья, но они настолько желтые, что видится всюду золото. Но не только желтые листья изобразил художник. Присмотревшись к картине, можно увидеть и еще зеленые листья, и коричневые, и красные. На полотне автор изображает клены, они на переднем плане, чуть вдали изображены, наверное, многолетние дубы. Трава, как видим, еще зеленая и это еще больше оттеняет золото опавших листьев и листьев, что еще на дереве. Через листву деревьев видно лазурное небо.

Внимательный зритель обязательно заметит и двух сорок, которые, наверное, разговаривают между собой и любуются окружающей красотой.

Картина великолепная, теплая, яркая. Смотришь на нее, и сам начинаешь любить осень, представляя, как гуляешь вот в таком лесу, как шуршат листья под ногами, как поют птицы и слегка пригревает солнышко. Красота, которую хочется запечатлеть, что и сделал в свое время Остроухов в Золотой осени.


Сочинение по картине Остроухова "Золотая осень"

Сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень".
Я рассматриваю картину И. С. Остроухова "Золотая осень".
Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы. Их не спутаешь друг с другом.
У каждого свой характер и цвет.
На мой взгляд, на картине Остроухое изобразил сентябрь - это пора золотой осени. Красивые деревья, стоящие в осеннем лесу, радуют душу. Художник изобразил именно солнечный день, чтобы у нас было только хорошее настроение с приходом осени. В этом осеннем лесу на заднем плане стоят необычно красивые деревья, за их прекрасными "платьями" только в просветах виднеется бледно-голубое небо. А какой замечательный ковёр из листьев постелила осень! Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего; небольшой осенний лес весь сверкает насквозь, словно ему весело и легко стоять, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья. Так и хочется побывать в таком красивом лесу, послушать пение птиц, которые скоро улетят. Подышать чистым, свежим воздухом.
Мне кажется, что Остроухов очень удачно, с любовью к осени, написал эту картину
"Унылая пора! Очей очарованье!" - так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова "Золотая осень".
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.
На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
Великолепная картина! По мнению многих критиков, "Золотая осень" является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.


Сочинение по картине И. С. Остроухова "Золотая осень".

Картина "Золотая осень"; кисти художника Ильи Семеновича Остроухова - замечательный пейзаж. Автор изобразил ту прекрасную пору осени, когда деревья меняют свои зеленые наряды на золотые. На картине изображена ранняя осень. Наверняка, это сентябрь. Еще тепло, только-только закончилось лето, чуть похолодало и деревья отдыхают от летнего зноя. Все дышит прохладным осенним воздухом.
На картине все в золоте: и листва на деревьях, и поросль, и трава. Только кое-где еще виднеются зеленные листочки, как будто оттеняют насыщенный желтый цвет. Вся картина - это деревья в лесу. Сквозь кроны лишь чуть-чуть виднеется светло-голубое небо, еще не облачное, не дождливое.
Слева на картине изображена протоптанная тропинка, наверно, это излюбленный маршрут странников в лесу,- так здесь все красиво. А на тропинке присели две сплетницы-сороки, они будто прилетели пощебетать друг с другом на этой тропинке и обменяться последними новостями в лесу.
Уже совсем скоро наступят холода, но это потом, а пока с приходом осени все преобразилось - и клены, и молоденькие березки с осинами. Даже старое корявое дерево слева на картине не кажется таким угрюмым. Оно, как вечный мрачный лесной сторож, следит за порядком в лесу, но к осени принарядилось в золотой наряд. Кроны деревьев пышные и могучие, уже начала опадать листва, но ветер разносит одинокие листья.
Художник изобразил солнечный день, хотя ярких лучей солнца мы не видим, но его присутствие чувствуется на картине,- возможно оттого, что яркие желтые и оранжевые листья просто излучают тепло.
При первом же взгляде на картину видно, что И.С.Остроухов любил осень. С такой нежностью он вырисовывал листочки, все разные: и по цвету, и по форме. И эта любовь передается нам. Так и хочется пройтись по усыпанному золотом ковру осени, пособирать разноцветную листву, вдохнуть прохладу леса, в которой чувствуется легкий запах сырости и мицелия, и запомнить лес таким - торжественным и ярким. Ведь уже совсем скоро сбросят свои наряды деревья и уснут, объятые зимним сном.

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: Обучающее сочинение по картине

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

    учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;

    анализировать, делать выводы, сравнивать;

    воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация,карточки для учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности

Какое сейчас время года? (Осень)

Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)

Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III . Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

Прочитайте задание.

Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)

Что такое репродукция? (Фотография с картины).

Почему художник так назвал картину?

Какой период осени он изобразил?

Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

Объясните значение слова причудливые . (Необычные, чудные)

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

План

    Что изображено на картине?

    Что изображено на переднем плане?

    Что изображено на заднем плане?

    Цветовое решение картины.

    Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Осень

Яркая, золотая, волшебная, праздничная

Лес

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями

Небо

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение

Радостное, праздничное, восторженное

V . Чтение сочинений

VI . Подведение итогов урока

Трудно ли Вам было написать сочинение?

Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII . Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».

Используемые источники:

Литература:

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Интернет ресурсы:

Картина