История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи. «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл картины А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Задачи урока:

Методические рекомендации: Данный урок является составной частью уроков, посвященных анализу и восприятию произведений пейзажной живописи. Нужно так организовать работу на уроке, чтобы это было общением с искусством, подлинной красотой. А это можно сделать, лишь используя разнообразные формы и методы ведения урока и, конечно, используя ИКТ. Урок и построен с учетом использования ИКТ. При подготовке к уроку уместно (да, наверное, необходимо!) использовать м/м презентацию. Я считаю, что презентация, составленная в формате Power Point, вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. Она позволяет детально проанализировать картину, проследить за этапами работы художника. При подготовке к уроку можно использовать текстовой и иллюстративный материал диска «Шедевры русской живописи». Если нет возможности представить данный урок с использованием компьютерных технологий, то можно использовать иллюстративный материал из папки «Приложение».

Оформление урока: м/м презентация Power Point «История одной картины. Мастер дивного света. А. Куинджи», диск «Шедевры русской живописи», иллюстративный материал.

Эпиграф:"Куинджи – художник света. Свет – очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения – демона…" И. Е. Репин

Вступительное слово учителя

Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем или скульптором, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.

Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Настоящий художник не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует.

В России природа всегда была музой, как для поэтов, так и для художников.

Независимо от стиля художника, от его техники или фантазии пейзаж, написанный с натуры рукой мастера, всегда будет не просто застывшим мгновением или прекрасным видом – такая работа «живет» вне времени и места.

Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Это вопрос, на который мы с вами должны ответить в ходе сегодняшнего урока.

1. Биография художника

27 января 1842 года в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности, родился Архип Иванович Куинджи. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.

Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей.

Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В Феодосии он познакомился с Айвазовским. По документам Куинджи значился "учеником школы Айвазовского". Есть свидетельство, выданное "ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей Советом Академии... признан достойным звания свободного художника".

Из-за слабой художественной подготовки он дважды сдавал экзамены и дважды проваливался. В 1868 году на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля», за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили долгие годы молчания.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников (бездетный Куинджи относился к своим ученикам как к собственным детям) поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму.

Один из его учеников – Николай Рерих – характеризовал грандиозную личность своего учителя: "Вся культурная Россия знала Куинджи. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Знают о Куинджи - о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают как строгого критика».

Каждый большой мастер, приобщая зрителя к Красоте, вкладывает в свои произведения определенные идеи, создает определенные формы, в которые облачает эти идеи.

Чем насыщал свои полотна Архип Иванович Куинджи, о чем "говорят" его пейзажи?

Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», - писал о Куинджи И.Е. Репин.

Куинджи при жизни был необыкновенно популярен. Коллекционеры, готовые платить за его картины любые деньги, буквально охотились за ними. Репин вспоминал: "Были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или, наконец, этюдик его работы. Пусть художник берет что угодно, они небогаты, но они в рассрочку выплатят ему, сколько он назначит за свой мазок, этюд или набросок..." Особая судьба была уготована картине «Лунная ночь на Днепре». (Можно с детьми поговорить о первом впечатлении, которое произвела на них картина, а затем приступить к анализу картины).

2. Куинджи А. «Лунная ночь на Днепре». Комментарий к анализу картины.

Летом и осенью 1880 года А.И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте "Лунной ночи на Днепре". На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской.

Эта картина обрела поистине легендарную славу.

В мастерскую А.И. Куинджи приходили И.С. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и, Д.И. Менделеев. «Лунная ночь на Днепре» была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам? - пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите: она дорогая». - «А все-таки?» - «Да тысяч пять», - назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ: «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.

К этой картине он шел давно. Ездил на Днепр, быть может, именно за этим сюжетом. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, Вера Леонтьевна приносила наверх. Задуманная картина - мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Трудился над ней осень и зиму. Весной заканчивал свое необычное творение.

Интересны воспоминания жены Куинджи: «Куинджи проснулся ночью. Мысль, как озарение: «А если... «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате?!» Он вскочил, зажег керосиновую лампу и, шаркая домашними туфлями, побежал по лестнице в мастерскую. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Эффект оказался разительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.

Архип Иванович поставил стул в нужном, как считал он, отдалении, сел, откинулся и смотрел, смотрел, пока не рассвело за огромным окном. Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну...»

Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144).

Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, как зачарованные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Куинджи умел побеждать. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Нерусская фамилия, густая черная борода, горящие счастьем глаза превращали его в мифического мага и чародея, переодетого в светский костюм.

Что открывалось перед зрителями? Что завораживало их? Что привлекало их внимание прежде всего? Какие прилагательные можно подобрать к пейзажу? (спокойный, грустный, широкий)

Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Мир забылся в спокойном сне. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу! Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.

Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И. Куинджи пел о природе только великий Н.В. Гоголь: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина".

Строки Пушкина перекликаются с общим настроением картины:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
Луна спокойно с высоты
Над Белой- Церковью сияет…
И тихо, тихо все кругом…

3. Анализ картины «Лунная ночь на Днепре»

Попробуем разбить картину на сцены или эпизоды и проанализировать их.

Чем интересен лунный свет? Почему он притягивает наше внимание? (Можно привести цитату из «Мастера и Маргариты») Лунный свет – самое удивительное в этой картине. Его предельная естественность определяется многослойной лессировкой и умением использовать световые и цветовые контрасты.

лессировочными (прозрачными).

Архетипом чего является луна? Зачем она нужна?

архетипы

Домов не видно, видны лишь силуэты. Бархат ночи лежит на небе, снами задув огни в домах.

Луна старается не исчезнуть, чтобы спасти души спящих людей и не допустить в их сердца вечной мглы.

Можем ли мы провести параллель между луной и временем? (Ответы детей могут быть самыми неожиданными. Время сквозь облака струится и течет луной, связывая воедино дневной цикл человека. Предвещая конец ночи и начало дня).

4. Комментарий к анализу картины

Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета, и он превращает традиционный мотив с луной в притягательный и таинственный. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.

Ему удается такое соединение красок, которое в картине, при темных тонах берегов и неба, создает ощущение свечения Луны. Лунным светом залитый берег он писал не однажды. (Можно показать ранние картины). Теперь написал Луну! Обычно у живописцев она остается за краем картины или задрапирована облаками. Куинджи написал ее в тот момент, когда ненадолго рассеялись облака.

Необыкновенно эффектная передача лунного света, цветовые контрасты, композиционная декоративность полотен Куинджи ломали старые живописные принципы. И все это было результатом его напряженных поисков. Куинджи живо интересовался трудами профессоров Петербургского университета физика Ф. Ф. Петрушевского и химика Д. И. Менделеева. Петрушевский исследовал технологию живописи, соотношение основных и дополнительных цветов. Все это он доносил до слушателей Академии художеств. Особый интерес вызвала книга Куинджи "Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи", вышедшая в 1883 году. Он и сам в своей собственной мастерской постоянно экспериментировал с красками. Появился даже термин "куинджевское пятно". Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов, а публика встречала каждое новое произведение как особое событие.

Репин рассказывал об уроках, которые давал художникам Д. Менделеев. На уроках Менделеев рассказывал о физических свойствах красок. Однажды он демонстрировал прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов и предложил им «провериться». Куинджи не было равных!

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е. Репина, в "молитвенной тишине" стоявшие перед полотном А.И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах. Поэт Я. Полонский, друг А.И. Куинджи, писал тогда: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?"

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В. Григоровичу: "Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.". Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее, но уговорить князя не удалось.

Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И. Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного. (Желательно показать оба варианта картины, хранящиеся в ГТГ и Русском музее. Разница – налицо!).

5. Анализ фрагментов картины. (Здесь лучше всего показать увеличенные фрагменты картины)

Небо можно воспринимать как самостоятельную картину. Оно является главным композиционным звеном. Оно несет лунный свет, который соединяет землю и небо в единое целое.

Ветряк – типичная примета украинского села. Человеческий мир и мир природы сливаются в этой работе в целостный образ, отличающийся философской глубиной и композиционной продуманностью.

Гладь реки искрится и колышется как живая – и здесь куиджиевский иллюзионизм налицо!

Побеленные стены крестьянских хат зеркально отражают лунный свет, и в этом взаимодействии крепко связывается земное и небесное.

Что организует всю картину? О каком архетипе мы здесь можем говорить? (реки)

Организует картину движение реки, плавные ее изгибы расширяют и углубляют пространство. На фоне реки, сверкающей лунными бликами, милый сердцу Куинджи ветряк. Близкий план в тени, на втором - несколько беленых хат. Безлесые холмы спускаются к реке. Все обыденно, неживописно по понятиям большинства пейзажистов.

Работа со схемой «Композиция картины» (Слайд)

А как еще можно трактовать композицию картины? На что она похожа? (Да, это наш земной дом!)

Картину «Лунная ночь на Днепре» можно прочитать по-разному. Эта картина похожа на время. Освещаемая часть реки – настоящее, то в чем мы всегда уверены. Вода течет – настоящее постоянно двигается к будущему. Передний план – прошлое. В нем вспоминаются отдельные детали: дома, мельница, сады. За рекой – будущее. Оно неясно, но не пугает. Оно завораживает и манит. Луна – маяк, и освещает туда путь.

Да, действительно, торжественный цвет "Лунной ночи" настраивал на высокий слог, внушал философические раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении времени.

Пластическая новизна художника - в достижении предельной иллюзии света. Эффект этот достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрасту. Куинджи и в этой картине воспользовался дополнительными цветами. Теплый колорит земли оттеняет холодное, изумрудное, отображение лунного света на поверхности Днепра. Все изображение строится на спокойных параллелях, лишь кое-где нарушенных вертикалями. Необычайная уравновешенность композиции сообщает плавное течение цвету, будто завораживающему человека в томительном излиянии его души.

Настроение картины, ее лессировка, накладываемая на нас? (Эта картина создает удивительное, фантастическое настроение, ожидание приключения. Это не рассвет и не вечер, а именно ночь, лунная ночь. Мельница, дома – все спит. Все спокойно, только лунная дорожка на реке создает чуть–чуть тревожное ожидание чего–то. Может быть, рассвета следующего дня, счастья. А, может, грядущих неудач. Но настроение картины не печальное).

Есть другие видения картины?

Мне кажется, что каждый раз, глядя на эту картину, видишь ее по–другому. Грустному человека она может казаться печальной, радостному – радостной. Каждый может увидеть здесь то, что хочет. Даже глядя на лунную дорожку, видишь ее то яркой, то темно-зеленой.

Картина живая или нет: докажите. (Да, она живая, но умиротворенная.

На этой картине нет движения, но жизнь чувствуется во всем. Кажется, даже река не течет. Ветра нет. Это создает впечатление спящего временно мира.)

Во что превратила луна реку?

Бурная река как бы превратилась в младенца, убаюканного луной и криками ночных птиц, кстати, картина полна и звуков. Попробуем вслушаться…

Герои картины, назовите их? (луна, река, темнота)

Темнота завораживает, кажется, что ее можно потрогать. Она как ткань, накинутая на небо, и мягко струящаяся вниз. Темный берег укрыт ею, и если бы он не был черным, его бы не было заметно. (Когда я смотрю на это небо, меня оно удивляет, я чувствую тишину и расслабленность. Когда я смотрю на эту картину Куинджи, мне хочется войти в неё, как в открытую дверь и ощутить на себе всю прелесть ночи и лунного света).

Лунная ночь на Днепре" – парафраз на тему его более ранних ноктюрнов.

Лунная ночь на Днепре" – это и куинджевский ноктюрн, тут нельзя не согласиться!

ПАРАФРА́З, или парафраза

. (Здесь будет уместно показать слайды с более ранними картинами Куинджи, где изображен лунный свет, например, «Ночь» и т. д.)

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

6. Вывод. А вывод нам поможет сделать Куинджи, который вечен, как лунный свет, пробившийся сквозь толщу времен.

Он считал, что «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Тут больше ничего и не добавишь!

Вернемся к началу урока к вопросу, который задает ученик Куинджи Н. Рерих, ученик Куинджи, и сам же на него отвечает. «Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных".

Вопросы и задания на дом: Напишите сочинение-миниатюру «Я и «Лунная ночь Куинджи»

Словарь урока

Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.

Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными).

(Архетип (греч.) - прообраз, первоначало, образец. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д.)

Парафраз, или парафраза (греч. παράφρασις - пересказ), - стилистический термин; 1) пересказ своими словами литературного произведения. К этой категории парафраза относится также сокращенное изложение больших художественных произведений;

2) В музыке распространённое в 19 в. обозначение инструментальной виртуозной фантазии, главным образом для фортепьяно, на темы популярных песен, оперных арий и др .

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает -- ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

1. Куинджи работал над картиной «Лунная ночь на Днепре » около полугода. Еще за несколько месяцев до завершения работы по Петербургу разнеслись слухи о невероятной красоте этого произведения. Под окнами его мастерской выстраивались длинные очереди. Каждый хотел хотя бы глазком взглянуть на это произведение искусства. Куинджи пошел навстречу петербуржцам и приоткрыл завесу тайны. Каждое воскресенье художник растворял двери своей мастерской для всех желающих ровно на 2 часа.

2. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С.Тургенев , Д.И. Менделеев , Я.П. Полонский , И.Н. Крамской, П.П.Чистяков . В одно из воскресений к художнику зашел скромный морской офицер и поинтересовался стоимостью картины. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Но офицер ответил: «Хорошо. Оставляю за собой.». Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции.

3. «Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Важно, что это была первая в России выставка одной картины. И люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Именно так стали называть Куинджи поклонники его творчества.

4. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам - сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны заливал своим глубоким завораживающим светом всю комнату. Многие из них заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу, чтобы уличить автора в шарлатанстве. Но её не было.

5. В этой картине Куинджи удалось показать всю красоту природы спокойной и безмятежной украинской ночи – величественный Днепр, ветхие мазанки и холодное сияние лунного света. И.Е. Репин вспоминал, как десятки людей стояли перед полотном «в молитвенной тишине» со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

6. Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии . Завистники с презрением утверждали, что рисовать ими – большого ума не надо. Суеверные вовсе обвиняли мастера в том, что он находится в сговоре с нечистой силой.

7. Секрет «художника света» заключался в фантастическом умении художника играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей. В процессе создания картины он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. В этом Куинджи помогал его близкий друг – Д.И.Менделеев.

8. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. И.С.Тургенев пришёл от этого в ужас. Он писал Д.В.Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина…вернется совершенно погубленной.». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. Краска потрескалась и поблекла. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.

9. Картина имела огромную популярность. Это подтолкнуло Куинджи на создание еще двух авторский копий «Лунной ночи на Днепре». Они были написаны спустя 2 года – в 1882. Первая хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве , другая – в Ливадийском дворце в Ялте .

10. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Свой поступок объяснял так: «...художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.

11. Музей-квартира талантливого мастера находится в знаменитом «доме художника» в Биржевом переулке. С инициативой создания музея-квартиры выступил ученик Куинджи – Николай Рерих . К сожалению, открыть экспозицию удалось лишь в 1991 году – к 150-летию художника.

СПРАВКА КП

Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Там он подружился с В.М.Васнецовым и И.Е.Репиным, познакомился с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского . С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Его учениками были А. Рылов , Н. Рерих, К. Богаевский. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.



«Лунная ночь на Днепре» (1880) - одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Какие? Вот это мы сейчас и узнаем...





Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.


Дом в Санкт-Петербурге, в котором находится квартира Куинджи, часто называют "Домом художников", так как здесь в разное время жили многие русские живописцы: А. Беггров, Е. Волков, М. Клодт, И. Крамской, братья Чернецовы.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Великий князь Константин Константинович

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.




А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.



И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.




Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.






И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему - особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.





Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.


«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи . Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.



Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г. Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное. Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих. Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.



Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя. Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре». Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света – при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно. Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.



Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой. А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.



Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи, в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния и вызывало иллюзию мерцающего света. Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками, за счет чего углублялось пространство. Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей – многие уходили с выставки в слезах.



И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.



И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».



К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.



К несчастью, писатель оказался прав: пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть. Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому. Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически, а вызывает неизменный интерес.