Как сделать карикатуру из фотографии в фотошопе. Делаем карикатуру из фотографии в фотошоп

Создание шаржей онлайн это веселая прикольная идея и увлекательная творческая работа для художника шаржиста. Создание шаржей онлайн - это новое течение нашего времени. 21 век открыл много всяких возможностей, которые коснулись и шаржистов и карикатуристов.

В интернете много различных предложений, появились различные программы для создание шаржей, где каждый желающий может исказить лицо человека на взятое с фото, но все это конечно прикольно особенно для детишек, но не серьезно в отношении качества такого изображения, тем более если вам необходим сюжетный шарж для подарка вашему товарищу и другу.

Без руки талантливого шаржиста все равно не обойтись, поэтому создание шаржей в полноценном виде удел шаржистов. Шарж онлайн, то есть вы зашли на сайт художника шаржиста и по телефону или на E-mail можете заказать ваш шарж с любым сюжетом, художник также всегда онлайн то есть на связи, благо, что интернет добрался и до мобильных телефонов.

Как создается шарж, обычно художник начинает рисовать карандашом набросок будущего шаржа, создать правильный набросок это самая главная задача от которой зависит будущий залог прикольного изображения.

Первое внимание это лицо с него обычно все шаржи создаются, лицо человека необходимо исказить не заходя конечно за рамки, имеется ввиду сходство, оно обязательно должно присутствовать иначе это бутет не шарж а просто картинка неизвестно кого.

Две самые сложные задачи в создании шаржа, здесь необходимо сохранить сходство при том, что необходимо кардинально исказить лицо человека, подчеркивая мимику, жесты персонажа. Все другие этапы в создании шаржа менее сложные, но и здесь необходимо проявить смекалку.

Например, в сюжетном шарже туловище, ручки ножки персонажа искаженно маленькие и смешные, большую роль имеет осанка, жесты туловища. И наконец окружающая обстановка в которой находится наш персонаж, это различная профессиональная атрибутика, пейзаж, интерьер, архитектура и т. д. , все это может создать, то есть нарисовать художник шаржист.

Правильно набросав карандашом рисунок шаржа остается его раскрасить, чем? это дело вкуса можно пастелью, можно акварелью или на худой конец цветными карандашами. Очень добротно получаются шаржи в смешанной технике и акварелью, пастелью и цветными карандашамии. Даже масляными красками на холсте можно сотворить подобный сюжетный шарж со всеми тонкостями и наворотами, но это уже редкость, хотя шедевр можно прописать отменно, главное, чтобы было желание заказчика.

Простой черно белый шарж нарисовать можно углем, сепией, сангиной или просо карандашом, слегка заштрихов, в некоторых местах можно выделить объем. Но если вы все таки не желаете сами создавать шарж, то есть рисовать, считаете, что это муторно да и не получается у вас ничего толкового, обращайтесь к нам.

Прогуляйтесь по страницам этого сайта, возможно найдете, что нибудь интересное для вас среди представленных шаржей и звоните шаржисту. По вашему желанию обязательно мы постараемся создать прикольный шарж для ваших знакомых и друзей, отвечающий всем канонам прикольного и веселого изображения в короткие сроки.

Комическое изображение шарж может приятно удивить и рассмешить человека, которому оно адресовано. Превращение фотографии в шарж выполняется поэтапной деформацией отдельных частей лица и головы. Берем исходное изображение (пример). Делаем дубликат слоя. Инструментом «Лассо» выделить голову и вырезать её. Вставить вырезанный фрагмент в новом слое.

Выделяем глаза, копируем и вставляем в новом слое каждый глаз в отдельности.

При помощи «Масштабирования» и «Поворота»: вкладка «Редактирование» — «Трансформирование» глаз нужно увеличить и слегка повернуть, расположив его анатомически.

Проделать тоже самое со вторым глазом. Но данные изменения предварительны.

Для деформации головы можно использовать «Марионеточную деформацию»: вкладка «Редактирование». Эта функция позволит закрепить части слоя, придавая деформацию отдельным фрагментам, оставляя неизменным отдельные участки. К примеру, можно больше растянуть скулы, при этом ниже и выше расположенные части лица оставить неизменными.

В функции «Марионеточная деформация» следует закрепить булавками те части слоя, которые должны остаться на исходном уровне.

После окончательной деформации головы следует подогнать слои с глазами и носом, возможно увеличивая их либо меняя угол наклона, то есть, поворачивая относительно оси лица.

Лишние участки слоев с глазами и носом можно скрыть, добавив к слоям маску и в маске кистью черного цвета закрасить участки с кожей, либо воспользоваться инструментом «Ластик».

Также деформировать можно и другие части тела, к примеру руку.

Далее к шаржу можно применить дополнительную обработку. Для этого следует сделать целое изображение при помощи функции сведение. Изображение выделить инструментом «Прямоугольная область», и во вкладке «Редактирование» выбрать «Скопировать совмещенные данные» и «Вставить».

К полученному слою можно применить ряд фильтров во вкладке «Фильтр»:

— Camera raw, в котором можно усилить четкость и поиграть с тенями, распределением белого и черного компонентов,

— «Цветовой контраст», изменив слою режим наложения можно добиться усиление контура изображения;

— «Умная резкость», что придаст выразительности изображению;

— можно сочетать несколько фильтров, к примеру, исходному слою «сведение» придать резкость, а его дубликату размытие и снизить дубликату непрозрачность.

Также можно затонировать изображение, применив к нему некоторые корректирующие слои: «Поиск цвета», «Фотофильтр» и др.

Придать эффект бликов изображению можно при помощи корректирующего слоя «Уровни», высветлив изображение, залить при этом слой-маску этого слоя черным цветом и проявив его в отдельных местах изображения.

Стили детально рассматривались в предыдущих уроках.

РЕЗУЛЬТАТ

В этом уроке мы узнаем, как сделать карикатуру из фото в Фотошопе, веселую альтернативу обычному портрету.

В идеи лежит изменение формы лица, чтобы подчеркнуть или сделать черты более комичными. В Adobe Photoshop есть ряд инструментов которые как раз нам понадобятся для этого. Среди них: Трансформация, Деформация, Пластика .

Для данного коллажа нам понадобиться сама фотография с которой мы будем делать карикатуру и фон. Вы можете найти данные файлы в материалах к уроку.

Шаг 1.

Основой для создания карикатуры служит поиск частей тела, которые от природы уже просятся к увеличению или уменьшению. Если посмотреть на нашу фотографию то можно выделить сразу несколько моментов с которыми можно работать: Это довольно большая челюсть и улыбка очень выразительная. Также обращают на себя очки в роговой оправе, и высокий лоб. На всех этих деталях можно сыграть.


Шаг 2.

Поскольку у нас фотография сделана на белом фоне, то для нас не составит труда ее отделить от фона. Используем инструмент Волшебная палочка (W) , делаем выделение белого фона, затем инвертируем наше выделение. После этого, не снимая выделения копируем слой нажимая Слои > Новый > Скопировать на новый слой (Ctrl + J) и получим копию вырезанного мужчины на отдельно слое.

Шаг 3.

Гораздо удобнее работать с отдельными частями изображения, которые отделены друг от друга. Поэтому отделим изображение на нужные нам части. Вначале отделим одежду на отдельный слой.

Шаг 4.

Теперь займемся подготовкой элементов для карикатуры. Для этого переведем в прозрачность одежду чтобы нам пока не мешала.

Вырежем подбородок и поместим его на новом слое.


Шаг 5.

Затем аналогично скопируем на новый слой рот.


Шаг 6.

Затем тоже самое проделаем с носом.

А после этого аналогично выделим и скопируем очки.



Шаг 7.

Следующим шагом скопируем ухо.


Шаг 8.

Основной подготовительный этап мы с вами сделали. Теперь для удобства и перестраховки конвертируем каждый отдельный слой в Смарт-объект . Слои > Смарт-объекты > Сконвертировать в Смарт-объект .

Шаг 9.

Теперь переходим к трансформациям и деформациям.

Общее правило в карикатурах это сделать голову непропорционально большой к телу.

Чтобы это сделать выберем слой с одеждой и используем инструмент Свободная Трансформация и растянем вниз слой с одеждой.

Шаг 10.

Теперь перейдем к голове. Используем инструмент Деформация и начнем искривлять голову. Попробуем деформировать шею, чтобы она вписывалась в растянутый воротник, и в целом придать форме головы желаемую форму, которая станет основой нашей карикатуры. Основной задачей данного шага является сделать нужную форму головы, и расположение остальных слоев уже будет зависеть от того как мы сделаем основу.

Шаг 11.

Деформируем подбородок, таким образом чтобы швы в месте соприкосновения слоев были похожих оттенков.


Шаг 12.

Аналогично деформируем рот.


Шаг 13.

Увеличиваем нос.


Шаг 14.

Теперь поэкспериментируем с очками. Используем инструмент Деформация .


Шаг 15.

Теперь подгоним ухо, к дужке очков и также его немного деформируем.


Шаг 16.

Самый сложный момент в рисовании маски был у меня на подбородке внизу, именно там где борода. Там я использовал маленькую кисть и аккуратно, стараясь сохранить каждый волосок бороды, вручную стирал ненужный фрагмент.

Шаг 17.

У нас должна получиться следующая конструкция.

Шаг 18.

Следующий этап, это использование инструмента . Попробуем усилить карикатуру.

Промежуточный этап, состоящий из слоев, я склеиваю в один и опять его конвертирую в Смарт-объект .

Шаг 19.

Перехожу в Фильтр > Пластика . Затем в диалоговом окне выбираю Расширенный Режим , для того чтобы получить более гибкие настройки.

Шаг 20.

Использую инструмент Деформация с размером кисти примерно 200 px . Аккуратно расширяю лоб, придвигая кожу к волосам.

Шаг 21.

Теперь использую инструмент Вздутие и делаю несколько кликов по носу, чтобы он выглядел более массивным.

Шаг 22.

Теперь я использую Замораживающую маску чтобы выделить оправу очков, чтобы она не деформировалась.

Шаг 23.

Используя инструмент Деформация уменьшим немного глаза.

Шаг 24.

Шаг 25.

Усилим улыбку, подтянем немного уголки губ к щекам.

Шаг 26.

После фильтра , у нас должно получиться примерно следующая картинка.

Шаг 27.

Последний штрих это добавим рисованный эффект.

Добавим Маску к слою с карикатурой и инструментом Кисть аккуратно с малой прозрачностью растушуем низ слоя.

Шаг 28.

Теперь вставим фон.

После этого к фону также добавим маску и сделаем растушевку краев. Подберем кисть похожую на губку.

Шаг 29.

Добавим эффектов, чтобы придать более рисованный вид карикатуре.

Используем Умное размытие с радиусом 2.0 , Допуском 10.0 и качеством выставленным на Высокое .


Шаг 30.

Теперь используем Корректирующий слой с Кривыми со следующими настройками.

Шаг 31.

Теперь создадим новый слой и поместим его поверх остальных. Используем инструмент Палец , размер кисти примерно 40 px , Силу нажатия выставим на 80% и обязательно поставим галочку Образец со всех слоев . Начинаем аккуратно размазывать пальцем сохраняя основные границы и следуя тональности картинки.

Шаг 32.

Затем выбираем все получившиеся слои и склеиваем в один (Ctrl + E). Далее используем фильтр High Pass (цветовой контраст) , радиус выставляем примерно 5.0 px .

Затем переводим этот слой в Режим наложения - Перекрытие и уменьшаем прозрачность до 80%. После этого выбираем в панели Слой > Слой-Маска > Скрыть Все .

После этого используя инструмент Кисть , выбрав белый цвет, восстанавливаю черты лица, глаза, брови, нос, рот, подбородок.

Шаг 33.

Все мы закончили. Данная техника поможет вам сделать веселый смешной коллаж на ваших друзей или родных.


Как рисовать шаржи

Обычно опытные карикатуристы, рисуя шаржи редко задаются вопросом: как они это делают.
Если вы спросите художника объяснить вам, почему он, рисует так, он скорее всего скажет, что рисует чисто интуитивно, полагаясь на свой творческий опыт. И это, в какой то степени, объяснимо тем, что пока что, теория, в области рисования шаржа, не достаточно изучена и систематизирована. Те теоретические знания знания, которые существуют, не преподаются в художественных училищах, по той простой причине, что они пока что не носят прикладного характера. У каждого художника, однако есть свои приемы рисования шаржа и с некоторыми из них я хочу познакомить вас на страницах сайта.
В основе карикатуры лежит подвижность формы лица. В портрете мы находим эту форму статичной, художник рисует черты лица такими какими они существуют в реальности. В шарже пропорции искажаются, преувеличиваются, они двигаются, деформируются и при этом сходство с оригиналом совершенно не теряется. За счет чего это происходит? Подчиняется ли рисунок шаржиста каким либо точным измерениям или рождается в результате не объяснимой творческой экзальтации?
Глядя на работу шаржиста непосвященного зрителя не покидает чувства удивления, которое слегка напоминает то чувство которое мы испытываем при виде работы фокусника. Если рисунок портрета вполне укладывается в рамки нашего понимания (мы видим как, художник всего лишь копирует натуру), то рисование шаржа , иной раз наводит на мысль об чудесной способности, которой шаржист наделен с детства. Способности которой научиться практически невозможно.
Попробуем разобраться теперь так ли на самом деле все безнадежно, или, все-таки, не смотря ни на что существуют определенные способы и механизмы, при помощи которых шаржи может научиться рисовать любой, мало-мальски подготовленный человек.


Пропорции лица


Лица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, глаз, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы. Классические пропорции делят человеческое лицо на три равных части. Это расстояния между бровями и корнями волос на лбу, расстояние между основанием носа и бровями, и расстояния между основанием подбородка и основанием носа.
Также расстояние между бровями и кончиком носа равно размеру ушей, а линия проведенная у основания нижней губы делит нижнюю часть лица на две симметричные части

На рисунке хорошо видно, как линии a, b, c, d делят лицо на равные части, и как размер глаза может пропорционально укладываться в лице. Но, мне могут возразить. Как быть если черты человека не пропорциональны? Неужели законы соотношений работают так же безотказно? Ведь есть же люди с длинными, короткими носами, маленькими, широко посаженными глазами. В качестве примера можно сравнить два совершенно разных лица. Одно с совершенно идеальными пропорциями, и другое совершенно непропорциональное.

На этом портрете видно как выглядит совершенно пропорциональное лицо. Однако если взять другое лицо, лишенное на первый взгляд пропорций и провести те же линии, то мы обнаружим совершенно неожиданным образом, что соотношения размеров между ними останется примерно тем же

Можно поэтому сделать вывод, что пропорции очень удобная вещь, для художника. Без знания основных пропорций, почти невозможно правильно нарисовать портрет, ведь на глаз очень трудно ухватить соотношение размеров различных частей лица. В основном ошибки которые делают начинающие портретисты, это ошибки связанные с нарушением пропорций

Но давайте вернемся к карикатуре, ради которой мы собственно и затеяли наше исследование. В карикатурном изображении лица, законы пропорций так же важны, как и при рисовании портрета. Что обычно происходит в том случае, если художник вместо короткого носа рисует длинный, оставляя все остальные пропорции неизменными? В таком случае нарисованный портрет кажется нам лишенным сходства с оригиналом. Не обязательно только удлинять нос, можно слишком уменьшить расстояние между глазами или наоборот слишком увеличить его. Так если сравнить рисунки a и b , то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисунке b мы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт.
Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица. В нашей повседневной жизни мы постоянно считываем подсознательно информацию с многочисленных лиц, встречающихся нам. Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех. В конце XIX века была популярна теория одного итальянского психолога Ломброзо Чезаре, который опубликовал книгу "Преступник", в которой доказывал, что существуют определенные биологические признаки, в основном связанные с диспропорциональностью лица, которые способствуют совершению преступлений. Так, по его теории, люди с массивными подбородками и развитыми челюстями - потенциальные преступники и негодяи.

И как ни странно, но даже сегодня его теория находит сторонников именно благодаря нашему психологическому стремлению к идеальным пропорциям.

Может быть отсюда пошло разделения на карикатуру и шарж. Эту разницу между карикатурой и шаржем многие не могут понять. На мой взгляд те, или иные искажения пропорций лица воспринимаются нами комически и вызывают смех, а другие напротив вызывают снисхождение. Мы как правило испытываем положительные эмоции при виде дурачка и простофили, нам смешно. Вспомните хотя бы советские анекдоты про чукчей или Василия Ивановича Чапаева с Петькой. Совсем иной образ рисуют в своих работах английский карикатурист Джон Ло. Его карикатуру на Маргарет Тэтчер слишком гипертрофированным.


Когда я был еще начинающим шаржистом, и делал свои первые шаги в этом жанре искусства, я тренировался в метро, разглядывая лица сидящих напротив меня пассажиров, мысленно представляя себе каким будет шарж того или иного человека. Эти упражнения потом оказали мне неоценимую помощь. Я научился очень важному для художника качеству - видеть свою работу в законченном виде еще до того, как приступить к ее рисованию. Правда потом мне стало казаться, что лица людей на глубине 100 метров под землей кажутся более карикатурными чем на поверхности. Возможно наше восприятие зависит он того положения в пространстве, на котором мы находимся в данный момент, но это уже тема для другого исследования.

Давайте постараемся понять на чем основываются пропорции. Несомненно их основой является тесное взаимодействие между собой. Совершенно невозможно изменять какую либо часть лица без того чтобы не воздействовать на другие части. Из физики мы знаем, что каждое действие, вызывает равное противодействие. В шарже изменения в отношении носа, ведет к определенному изменению основной формы, положения глаз, рта. Так на рисунке c увеличение расстояния между глаз ведет к укорочению носа и расширению овала лица, голова становится шире и в свою очередь короче. Далее укорачивание верхней части головы ведет к удлинению ее нижней части: рисунок d .


Вариации буквы Т


Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.

Как видно на рисунке, буквы Т принимают различную форму, вариаций которых бесчисленное множество, но нас интересуют лишь самые характерные из них, которые и показаны на рисунке. Для меня форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи которого я могу с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка. Для начала, вы можете взять для себе за основу эти шесть наиболее характерных форм буквы Т и попробовать шаржировать лица по этим схемам, самое важное в работе, это первоначальное наблюдение формы лица: либо это прямой, длинный, тонкий нос, либо толстый, большой, или вздернутый к верху. Форма глаз соотносится с формой носа в прямой последовательности, главное мысленно представить какую форму буквы Т будет иметь лицо в каждом конкретном случае. Когда я говорю о букве Т, я говорю о геометрической форме, созданной глазами и носом в каждом отдельном случае. Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа.

Вот как это примерно происходит в действии. Обратите внимание на то, что глаза и брови немного уменьшаются одновременно с увеличением и растягиванием нижней части лица.

Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части.

На рисунках ниже показаны основные типы шаблонов, применяемых при шаржировании лица. Особенность заключается в том, что исходя из общей формы лица, шаржист, растягивая форму, соответственно в том же направлении растягивает или сжимает остальные части, нос, глаза и рот. Обратите внимание на то, что с вытягиванием нижней части лица, нос не остается таким каким он был до шаржирования, а изменяется. В одном случае он уменьшается, в другом удлиняется.

Теперь вопрос? Почему так происходит? Ответ- основной принцип любого шаржа состоит в том, что мы длинное удлиняем, короткое укорачиваем. Так, что если нос был по отношению к общей форме небольшого размера, то следует его еще укоротить, что мы видим на шарже на Рона Перлмана, (худ. В. Белозеров). На другом шарже на Владимира Быстрова (худ. В. Белозеров) длинный нос становится еще длинее.

На шарже на Леонова (худ. В Белозеров) достаточно большой нос становится еще массивнее.

Как вы видите на рисунке, прежде чем рисовать шарж, художник делает на листе небольшой набросок. Он накидывает форму головы такой, какая будет у готового шаржа и правильно размещает схематически размеры и расположение остальных частей лица. Так, что затем остается только правильно скопировать детали.

Таким образом видно, как на достаточно простом основании, базируется не хитрая формула, воспользовавшись которой, можно без труда научиться шаржировать лицо. Для начала я бы порекомендовал вам просто начать с рисования контура головы, и схематического изображения буквы Т. Это необходимо что бы развить свою способность динамической трансформации лица. Как минимум десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени.

В. Белозеров ©

Сегодня сложно назвать сферу дизайна и графики, где бы не использовались графические приложения. И это вполне понятно, ведь они позволяют практически в мгновение ока создать необычный фотомонтаж или замысловатый коллаж, превратить фотографию в настоящее произведение искусства, удачно добавив несколько интересных эффектов или создав на основе обычного снимка изображение, напоминающее традиционную графику или живопись. В графических приложениях можно имитировать дым и огонь, небо и воду, текстуру металла, ткани и других естественных поверхностей. С их помощью несложно изображать различные природные явления: снег, дождь, ветер, волны; потрясающие результаты можно получить, настроив освещение, и т.п.

рафическими приложениями можно воспользоваться и для создания карикатур и шаржей. И те и другие, как и раньше, довольно часто сопровождают разнообразную новостную информацию, имея социально-критическую направленность и подвергая осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей, или носят чисто любительский характер и являются оригинальным способом изображения друзей, родственников и знакомых. Кстати, услугу по созданию шаржей и карикатур сегодня предлагает немало художественных студий, и она пользуется неизменным спросом.

Отметим, что необязательно создавать карикатуры и шаржи с нуля, вырисовывая все элементы изображения, ведь на это уйдет не один час. Учитывая, что прототипами для карикатур и шаржей чаще всего служат реальные люди и животные, гораздо быстрее и проще создавать их на основе обычных фотографий. В этом случае перед пользователями открываются три пути, каждый из которых мы далее и рассмотрим.

Создание карикатур и шаржей средствами универсальных графических приложений

ля создания карикатур и шаржей можно воспользоваться популярными универсальными графическими приложениями — в том или ином виде соответствующие возможности имеются в самых разных пакетах. Например, программа Adobe Photoshop имеет встроенный модуль Liquify (Текучесть), вызываемый командой Filter=>Liquify и предназначенный для искажения изображений. В Jasc Paint Shop Pro имеется искажающая кисть Warp Brush, которая позволяет растягивать фрагменты изображения или создавать эффект увеличения отдельных его участков. В пакете Adobe Illustrator для данной цели предназначена целая группа инструментов Liquify Tools , с помощью которых можно мгновенно исказить изображение и быстро добиться причудливых деформаций, не достижимых другими способами. Возможности универсальных графических приложений в плане деформации изображения для получения того или иного карикатурного эффекта весьма широки. Кроме того, во многих пакетах после достижения нужного эффекта искажения, благодаря наличию соответствующих фильтров, несложно превратить фотографию в карандашный рисунок или в рисунок кистью и при необходимости подправить его от руки и дорисовать элементы фона — и шарж или карикатура готовы. Правда, есть один недостаток — все универсальные графические приложения довольно объемны и требуют немало времени на освоение. Однако именно их выбирают профессионалы.

Попробуем воспользоваться для создания дружеского шаржа приложениями Adobe Photoshop и Jasc Paint Shop Pro. Возьмем в качестве исходной фотографию, представленную на рис. 1, — данный снимок в силу комического и восторженного выражения лица идеально подходит для задуманного шаржа. Проведем необходимые операции по цветовой коррекции снимка и удалим все лишние элементы, которые будут существенно затруднять создание шаржа (рис. 2).


и удаления лишних элементов

После этого приступим непосредственно к созданию карикатуры из снимка. Загрузим встроенный модуль Liquify (Текучесть), вызываемый командой Filter=>Liquify возьмем инструмент Bloat (Раздувание), отрегулируем параметры кисти и начнем экспериментировать: увеличим нос, сделаем более пухлыми щеки и т.п., пытаясь подчеркнуть характерные черты изображенного на снимке человека. Затем продолжим работу другими инструментами — в данном примере были задействованы инструменты Pucker (Сжатие) и Warp (Искажение), каждый раз настраивая нужным образом параметры кисти. Окончательный результат представлен на рис. 4.

Теперь необходимо превратить фотографию в рисунок — остановимся на варианте черно-белого карандашного рисунка. Удобнее и гораздо проще сделать это в Paint Shop Pro. Для этого вначале создайте дубликат фонового слоя командой Layers=>Duplicat e (Слои=>Дубликат) и измените режим смешивания дублирующего слоя, в отношении которого будут производиться все дальнейшие действия, на Color. Сделайте негатив изображения, воспользовавшись командой Adjust=>Negative Image (Регулировка=>Негатив изображения), а затем превратите цветной снимок в черно-белый командой Image=>Greyscale (Изображение=>Оттенки серого). Вновь вызовите окно изменения свойств слоя и смените режим смешивания на Dodge — в результате окажутся видны лишь самые темные детали снимка, а полученный вариант будет мало напоминать оконченный карандашный рисунок, скорее лишь отдельные его наброски. Поэтому уменьшите параметр непрозрачности слоя до приемлемой величины — для каждого снимка она будет своя, в данном примере была установлена непрозрачность в 94%. В итоге фотография станет выглядеть лучше (рис. 5). Объедините оба слоя командой Layer=>Merge=>Merge All (Слой=>Объединить=>Объединить все). Теперь можно скопировать лицо человека в новое изображение и дорисовать прочие элементы шаржа (рис. 6) — в данном примере мы просто воспользовались карикатурным фоном одного из представленных в Интернете шаржей художественной студии АРТ.


в карандашный рисунок

Создание карикатур и шаржей в специализированных пакетах

ожно воспользоваться программными продуктами, специально предназначенными для создания карикатур и шаржей. Они просты в освоении — так же как и в универсальных графических приложениях, деформация в них осуществляется при помощи визуальных инструментов деформации, — а потому рассчитаны на любителей, не имеющих опыта работы с графическими приложениями, но в то же время желающих попробовать себя в роли художника-карикатуриста. Отметим, что программы данной группы, несмотря на внешнюю простоту, могут иметь весьма неплохие возможности и зачастую позволяют добиваться не менее профессиональных результатов, причем с минимальными затратами сил и времени.

Но пакетов с такими возможностями очень мало, так что выбирать особенно не из чего, при этом значительная часть из них уже давно не обновляется. Пожалуй, наиболее известным и популярным в мире приложением из данной группы является программа SuperGOO от когда-то знаменитой компании Metacreations. К сожалению, компания больше не существует, новых версий SuperGOO не появляется, но при большом желании приложение можно найти, и оно прекрасно работает под Windows 95/98/Me/NT/2000. А из продаваемых ныне разработчиками специализированных приложений явным лидером является программа Deformer 2.0 от российской компании STOIK Imaging.

Deformer 2.0

Разработчик: STOIK Imaging

Размер дистрибутива: 5,58 Мбайт

Способ распространения: shareware

Цена: 29 долл.

Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP

Deformer — это лучшая в настоящее время программа для быстрого создания смешных карикатур и анимаций, ориентированная на широкий круг пользователей. Дружественный, хотя и не совсем привычный интерфейс, в совокупности с предельно простыми приемами работы делает ее оптимальным решением для домашних пользователей, которые в считаные минуты могут создать с ее помощью веселые карикатуры и шаржи на своих друзей и знакомых, имея в арсенале всего лишь хорошую фотографию.

Программа поддерживает очень большой набор визуальных инструментов деформации, для удобства объединенных в группы — Catastrophe, Toolkit, Global, Shrink, Plain и Grow — и позволяющих выполнять с захваченными мышью фрагментами изображения различные манипуляции: сжатие, растягивание, закручивание и пр. (рис. 7). Процесс деформации осуществляется обычным перемещением мыши по изображению. Выполнив несколько манипуляций, можно быстро преобразовать фотографию в шарж, карикатурно подчеркнув характерные черты человека. Все преобразования осуществляются в режиме реального времени и отображаются на экране, при этом в любой момент можно отказаться от полученной карикатуры и вернуться к исходному образу.

В качестве исходных могут быть задействованы любые изображения, — как имеющиеся на диске, так и загруженные с TWAIN-устройств. Результаты работы сохраняются в форматах TIFF, BMP, PCX, TARGA, JPEG, GIF И PNG, возможна оптимизация изображений. Созданные деформации можно включить в видеодорожку для создания анимационного ролика в форматах AVI или animated GIF.

В продаже имеется русскоязычная версия программы Deformer 2.0 — Реформер+ (издатель: Новый диск (http://www.nd.ru/), цена: 4,5 долл., рис. 8). Она дополнительно содержит встроенную базу фотографий политиков, которые можно преобразовывать по своему усмотрению, и предназначена для всех, кто любит веселые шутки и розыгрыши и чувствует в себе скрытый талант художника-карикатуриста. Как уже отмечалось, интерфейс программы предельно прост, а всплывающие в ходе работы подсказки упрощают освоение приложения. Благодаря этому Реформер+ смогут освоить даже дети, причем им он может быть полезен по двум причинам: Реформер+ подходит для обучения нюансам графической трансформации и одновременно позволяет в легкой и веселой форме ознакомиться с искусством создания шаржей и карикатур.

Cartoonist 1.0

Разработчик: VicMan Software

Размер дистрибутива: 3,15 Мбайт

Способ распространения: shareware

Цена: 19,95 долл.

Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP/2003

Эта компактная и удобная в работе программа позволяет быстро создавать карикатуры на основе фотографий путем деформации их отдельных фрагментов. Cartoonist имеет простой и интуитивно понятный интерфейс, позволяет наблюдать результаты трансформаций в режиме реального времени и поддерживает поэтапный откат назад или полный возврат к исходному изображению в случае неудачно проведенной операции. Созданные карикатурные изображения можно сохранять в форматах BMP, JPG И PNG. При желании в формате JPG несложно определить качество сохраняемых изображений и сохранить EXIF-данные.

Пока в арсенале Cartoonist лишь одна искажающая кисть, поддерживается регулирование размера кисти и фонового цвета. Однако в настоящее время программа находится на стадии активной разработки (ее последний вариант появился в конце 2004 года), поэтому есть все основания полагать, что в ближайшем будущем Cartoonist станет поддерживать более широкий набор деформирующих инструментов.

Применение морфинг-редакторов

еоретически есть и третий путь создания карикатур на основе снимков — деформация фотографии при помощи морфинг-редакторов. Термин «морфинг» происходит от слова metamorphosing, что значит — «проведение преобразования», и относится к технике анимации, в которой один образ постепенно преобразуется в другой. Таким образом, основная задача морфинг-редакторов — создание анимаций, но они могут оказаться полезными и при выполнении карикатур. В качестве исходника может выступать и обычная фотография, а конечный результат будет представлен в виде серии сгенерированных промежуточных кадров, обеспечивающих плавный переход начального образа в конечный. Как правило, кадры могут быть сохранены не только в целом — как анимация, но и по отдельности в популярных графических форматах JPG, GIF и др., чем и можно воспользоваться.

Технология деформации в морфинг-редакторах принципиально отличается от рассмотренных выше способов деформации и заключается в том, что необходимо вручную сопоставить между собой точки соответствия на исходном и конечном изображениях. Чем больше точек вы поместите на изображения, тем более качественным будет результат морфинга. Для достижения наилучших результатов точки должны быть размещены на всех ключевых участках изображений. При этом в случае создания карикатуры роль исходного и конечного изображений будет играть одна и та же фотография. Отметим, что добиться хорошего результата, выбрав этот способ, гораздо сложнее, нежели в случае деформации фотографий при помощи визуальных инструментов деформации, — потребуются и некоторые знания о технологии морфинга, и умение работать в морфинг-редакторах. Да и времени создание карикатуры таким образом займет намного больше, а размещение точек соответствия — процесс очень утомительный.

Что касается редакторов для создания морфинга, то их очень много. Для примера рассмотрим один из самых популярных и в то же время достаточно простой — ACD Morpheus Photo Animator. Данная программа поставляется в двух редакциях: стандартной Morpheus Photo Animator и профессиональной Morpheus Photo Animator Pro. Для создания карикатур и шаржей достаточно стандартной версии.

ACD Morpheus Photo Animator 1.85

Разработчик: ACDsystems

Размер дистрибутива: 3 Мбайт

Способ распространения: shareware

Цена: 29,95 долл.

Работа под управлением: Windows 95/98/Me/NT/2000/XP

ACD Morpheus Photo Animator — всемирно признанная программа для морфинга фотографий, позволяющая добавлять в них динамику и эмоции и представляющая собой подключаемый модуль для пакета ACDSee. Программа является удобным, быстрым и даже забавным инструментом как для новичков, так и для специалистов.

Она поддерживает режимы работы для начинающих (Beginner Mode ) и для квалифицированных пользователей (Normal Mode ) и отличается удобным и интуитивно понятным интерфейсом. В режиме Beginner Mode от пользователя скрыты практически все инструменты настройки, кроме минимального набора инструментов, необходимых для выполнения простого морфинга. Для реализации более сложного морфинга с использованием более широкого спектра возможностей программы вам нужно будет переключиться в режим Normal Mode. Результаты морфинга могут быть сохранены в форматах Shockwave, Flash, Animated GIF, AVI, JPEG и др.

Процесс создания карикатуры здесь, так же как и в любом другом морфинг-редакторе, состоит из трех этапов: загрузка одной и той же фотографии в качестве исходного и конечного изображений, проставление точек соответствия и создание морфинга с сохранением промежуточных кадров морфинга в графических файлах. В результате вы получите серию графических файлов, последний из которых при удачном проведении морфинга и будет карикатурой.