Художественная культура. Индустриальное общество: проблемы и ценности

Результатом промышленной революции (середина 19 века) стало возникновение индустриального общества. Идеалами такого общества являютсятруд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и учёные.Фабрика в это времясменила мануфактуру , приведя к невиданному преждеросту производительности общественного труда.Введение технических новшеств сопровождалосьукрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Массовое производство приводило курбанизации (росту городов). Перспективу ускоренного развития капитализма продемонстрировали США. Процесс стал всеохватывающим и более однородным,шёл процесс превращения истории во всемирную историю . Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные страны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основесенситивность – польза, достаток, комфорт .Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этомпринцип пользы трансформирует понятие истины .Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи.Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Основной ценностью индустриальной цивилизациистал технический прогресс . По подсчётам Сорокина, что19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западноевропейской культуры.Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательная. Теперь –прикладная . Европа гордится своими достижениями.1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появилисьновые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входяттелефон, телеграф . В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о созданиифотографии . Появляетсякинематограф (Люмьеры). Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик).

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии . Завершился процесс расколдовывания мира.Ушла вера во сверхъестественное . Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксфорде.Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества.Фрейд доказывает, чтоидея Бога – плод слабости человека , мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – религия - вздох угнетённой твари . Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введенообязательное светское образование .Духовенство было лишено прав . В 19 веке – кризис христианской космологии и морали.Ф. Ницше: Бог умер .Это мы его умертвили. В морали нарастаетиндивидуализм . Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появилисьсемейные ячейки .Меньше детей . Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Делали венские стулья.Формируется детский мир. В богатых домах появляютсядетские комнаты , одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режимов. Больше всего соответствовалреализм . Изучение об эволюции видов соответствовалоидее искусства о социальных типах .«Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений.Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека .Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей .Противоположный тип Байроническому герою . Одержимые властью, богатством.Интерес к обывателю . В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора.Филистёры . 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке –обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле .Представители критического реализма , ориентированного наизображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян.Милле поэтизирует труд . Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображаетнепосильный труд и нищету людей (картина «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложеныКамилем Каро .

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

Индустриальное общество: основные характеристики.

Индустриальное общество является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

    Индустриальное общество , что видно даже из его названия,опирается на машинное производство. Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

    Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное, что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

    Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

    Индустриальное общество надлокально. Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

    Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К. Маркс).

    Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.

    Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Дарендорф Р. , Dahrendorf R. (р.1929 г.) - немецкий социолог и политолог, автор знаменитых книг по социальной структуре общества и социальному конфликту. Основные труды Д. На русский язык не переведены.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р. Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Турен А. , Touraine A. (р.1925 г.) - французский социолог, исследователь трудовых отношений на производстве.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество постиндустриальное, в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д. Белл, А. Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.

Эссе по теме:

«Истоки и ценности индустриальной цивилизации»

Индустриальное общество – это господство машинного производства. Его базовая структура – экономика, а основа индустрии – машины. Основным направлением общества является состязание человека с преобразованной природой.

Для индустриального общества характерны:

В экономической сфере:

· Независимость от природно-климатических условий

· Промышленный характер экономики

· Развитая промышленная техника и технология

· Частная собственность на предметы и средства труда

В политической сфере:

· Форма государственного строя – унитарное государство

· Форма правления – монархия или республика

· Демократический или антидемократический режим

В социальной сфере:

· Сословно-классовый характер отношений к средствам производства, к положению человека в социальной группе

· Зависимость положения личности от собственных заслуг, социальная мобильность

В духовной сфере:

· Рационалистичность, прагматизм сознания, вера в безграничные возможности личности

· Идеалами являются свобода, равенство, справедливость

Техника всегда развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, а было и так, что многие десятилетия не было никаких открытий. Конец средневековья охарактеризован вступлением человека в новую эру научного и технического развития, это было время великих открытий.

XV век был поворотным в истории человечества: именно тогда стало утверждаться диктатура Европы, а именно португальцы в это время основывают первые колонии в Африке, затем в колониальные войны включились и другие страны Европы – так начинается капиталистическая эра производства.

Слово «капитал», появившись около XII-XIII века, означало первоначально ценности. Запас товаров массу денег или же деньги приносящие процент. Однако после некоторого времени к владельцем денег приходит осознание того, что одалживание денег в долг или продажа товаров, произведенных кем-то приносит меньше дохода, чем если производить самим эти же товары. Поняв это, владельцы денег поняли и другое, что для проникновения капитала в сферу производства нужны определенные отношения в обществе и в связи этого появляется такое понятие как рабочая сила. В следствии чего отношения между работником и собственником средств производства окончательно приобрели экономический характер, что не могло сказаться на всех других сторонах жизни общества.

Одним из важных моментов истории была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира. Особенно заметные изменения происходили в городах, где очень быстро рос капитал городских жителей и что сразу меня социальный статус этих жителей. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи о представлении личности человека. В эту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель пороков, а как свободная личность, претендующая на то, что она хочет. Именно благодаря постоянному и органическому взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности. Однако меньше во всякой литературе упоминается, что неотъемлемой частью жизни людей этого времени – была вера в астрологию и какие-либо магические действия. Также в эту эпоху гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей и смертей, такие известные люди как Лоренцо Медичи, цезарь Борджиа или Леонардо Да Винчи не пренебрегали заговорами, а иногда и убийствами. Также эта эпоха ассоциируется у нас с таким словом как инквизиция, подсчитано, что в это время из-за инквизиции было сожжено 30тыс. людей. Но также в эпоху средневековья была несвойственна вера в человека, в его необычайные особенности. В человеке, полагал Альберти Батиста, есть что-то бессмертное от Бога. Активность, для которой рожден человек, потенциально безгранична. Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви, и в ряде реформаций в некоторых странах католическая церковь утратила свое монопольное положение или оказалась в бо льшей зависимости от государства – духовная диктатура была сломлена. Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись и характеризовались чертами расчетливости, трудолюбия, поклонения богатства и презрения к бедным.

В конце средневековья происходили и изменения в социально-политической структуре и наиболее яркие веяние проявились в парламентаризма.

Парламентаризм – это система правления, для которой характерно наличие представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть и определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительства.

Важным этапом на пути к современной цивилизации стал XVIII век, именно тогда начался процесс разделения экономической и политической власти на основе формирования правового государства. Существенные изменения произошли в характере взаимодействия человека и природы. Быстрый рост промышленности производства и резкое расширение хозяйственной деятельности пагубно сказывались на состоянии природной среды. В развитии общества все ярче проявлялись такие факторы, как смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за экономические права.

Во второй трети века начинается формирование крупного машинного производства. Индустриальная цивилизация наступает и несет с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовывать окружающий мир, произвести поистине революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни.


Социокультурные противоречия буржуазного общества
Антагонизм человека и техники.
Экологические границы индустриализма
Подобный материал:
  • Культура Древней Греции и Древнего Рима. Культура средневековой Европы. Культура Византии. , 122.28kb.
  • , 231.79kb.
  • Культура нового и новейшего времени , 631.85kb.
  • Лекция Философия Нового времени. Рационализм Р. Декарта. Проект «великого восстановления , 133.98kb.
  • Ix. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века) , 1306.42kb.
  • Концепция карнавальной культуры в работах М. Бахтина. 11. Мифологическая культура, , 52.52kb.
  • Культура нового времени. Европейская культура XVI-XVII , 268.66kb.
  • Европейская культура XIX века , 184.82kb.
  • Литература (по всем темам курса) , 6319.55kb.
  • Тематическое планирование курса истории в 7 классе , 140.1kb.
Художественная культура

Искусство.

В искусстве XIX в. необходимо выделить не­сколько художественных направлений, связанных с разви­тием всей культуры.

Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свой­ственные черты: неприятие современной им буржуазной, ме­щанской действительности, противопоставление прозе суще­ствующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства соб­ственными способами выразительности. Например, противо­поставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, му­зыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ноч­ной жанр становится любимым в творчестве художников-ро­мантиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухо­да, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюблен­ная тема романтиков - герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутрен­нюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивиду­альность. Образы бурной природы позволяют аллегоричес­ки передать задуманное. Тема героической борьбы со стихи­ей, отчаянное напряжение, порыв - общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости че­ловеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.

Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, пе­редающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английс­кого искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжа­лись художники для написания сельских пейзажей. Они от­крыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искус­стве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижс­кой коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

Импрессионизм. Название этого течения происходит от французского слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из творческих исканий и реалистов и ро­мантиков. Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со всеми неповторимыми и мимолетными ее изме­нениями. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдаю­щимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро, позже - П. Сезанн, В, ван Гог и очень бли­зок к ним по характеру творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому восприятию окру­жающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгнове­ния жизни и оказал огромное влияние на появление новых на­правлений в искусстве.

В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

Характерные черты индустриального буржуазного общества

В зависимости от контекста индустриальное общество мо­жет обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально фун­кционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «инду­стриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного обще­ства.

Самая характерная черта индустриального общества состо­ит в том, что в нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым трудом. Накоплен­ный труд принимает форму средств производства - техно­логий, орудий труда, ресурсов и т п, закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство оз­начает высокую степень разделения труда

Вторая важнейшая характеристика индустриального об­щества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздво­енности и противоречивости принципов его социальной орга­низации.

В противоречии между все более углубляющимся разде­лением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаи­модействия и единства;

* в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную на­пряженность и классовую борьбу.

В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной систе­мы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокраща­лась, уступая свое место светским принципам и нормам.

Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало ут­верждение в идеологии, искусстве, философии принципа ре­ализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие за­мещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась ав­тономия церкви и государственно-политической власти, ус­тановились стойкие буржуазные отношения в каждом соци­альном слое.

На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе про­исходит выработка специализированных ценностных ориен­тации и внедрение в общественное сознание высокого пре­стижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощаю­щего дух предприимчивости, решимости, стремления к рис­ку, соединенного с точным расчетом, а соединение духа пред­принимательства с национальным духом оказывается важ­ным средством сплоченности общества. Утверждение наци­онального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осу­ществляются различные программы, направленные на смяг­чение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.

Межгосударственные отношения европейских стран стре­мились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за са­мостоятельность и автономные права приводила к длитель­ным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество пере­носилось на колониальные пространства.

Постепенно снижался уровень централизации, политичес­кой и духовной монополии, что в итоге и способствовало уси­лению плюрализма. Взаимодействие различных центров вли­яния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способ­ствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формиро­ванию механизма правовой регуляции отношений.

Принципы демократии осуществлялись прежде всего в го­сударственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.

Ценности индустриального общества

Сложный механизм промышленно развитой системы тре­бует для поддержания не только соответствующей социаль­ной структуры, разделяемой прежде всего на различные ка­тегории, но и приоритета ценностей, присущих буржуазному индустриальному обществу, таких как:

Достижение и успех,

Частная собственность,

Индивидуализм,

Активность и труд,

Потребительство,

Универсализм,

Вера в прогресс,

Уважение к науке и технологии. Эти ценности активно утверждаются всей системой духов­ного воздействия на массы населения.

Социокультурные характеристики индустриального общества

Формирование новых принципов регуляции социокультурной жизни отвечало тем переменам в западноевропейском об­ществе, которые сопровождают его на позднем этапе разви­тия, называемом обычно модернизацией.

Техника и культура индустриального общества.

Первы­ми в этап модернизации вступили США, Западная Европа, Япония.

Модернизация связана с интенсивным развитием техни­ки, вызванном тем императивом индустриального общества, о котором уже говорилось: необходимостью утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хо­зяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обес­печить уровень потребления и образ жизни, соответствую­щий характеристике индустриального общества. Важная по­литическая причина заключается в том, что в условиях на­ционального соперничества более развитые в техническом отношении страны и нации могут защищать свои интересы с большим успехом и даже диктовать свою волю менее раз­витым сообществам. В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж техни­ческому обществу. Во-первых, это представление о челове­ке как об активном преобразователе природы, во-вторых, это утверждение активной роли разума в постижении ре­альности и его способности конструировать мир по-своему. Влияние техники, однако, не сводится только к высоким тех­нологиям. Это еще и трансформация мировосприятия чело­века.

Массовость производства . В индустриальном обществе динамика производства измеряется в физическом или денеж­ном выражении, т. е. по критериям количества и объема. Эти критерии распространяются и на остальные сферы.

Потребление энергии как критерий уровня жизни. Ис­пользуя новые источники энергии, современная техника по­зволяет осуществлять грандиозные проекты. Ставка на новые источники энергии породила прорыв в технологиях, ставших иногда весьма опасными для человека.

Разрыв с традициями. Техника постоянно обращена к бу­дущему. Совершенствование уровня жизни предполагает со­вершенствование технологий, которые должны постоянно об­новляться. В такой ситуации обращение назад означает ко­нец прогресса, без которого сам смысл процесса модерниза­ции утрачивается. Возникает упоение процессом поиска нового, желание постоянного обновления, т. е. разрыв с тра­дициями.

Чувство функциональности. Совершенствование техноло­гий и производства, «вещность» сознания, культ техники по­рождают рациональное отношение к миру как к среде функ­циональных объектов. Даже сам человек стал рассматривать­ся с позиций рациональной значимости.

Новые коммуникации. Техника связи, совершенствуясь, способствует интенсификации процессов общения, разруше­нию политических и культурных барьеров, приближению пе­риферийных областей к центрам и тем самым способствует расширению процесса модернизации.

Новые модели мышления. Массовое распространение тех­ники потребовало принципиального изменения человеческо­го мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление при­обретает абстрактный характер. Новые принципы социаль­но-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная куль­тура превращается в индустрию массового сознания.

Социокультурные противоречия буржуазного общества

Социальное и духовное отчуждение . Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального обще­ства. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением по­литического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма запад­ной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштаб­ный характер.

Антагонизм человека и техники. Наступление технициз­ма всегда встречало противодействие со стороны гуманитар­но ориентированных слоев интеллигенции. Именно антаго­низм техницизма и контркультуры является важной характе­ристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма . Индустриаль­ное общество основано на «жестких» технологиях, осуществ­ляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как внешний объект, а не как среда обита­ния. Хотя такая мировоззренческая установка способствова­ла высокой эффективности производства, она же стала при­чиной глобальных процессов экологической деградации. Дру­гим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного инду­стриального общества нашли свое продолжение и в современ­ном постиндустриальном обществе.

Отсканировано с книги

Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) -- это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество -- это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма.

Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • · переход от производства товаров к экономике услуг;
  • · возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • · главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • · контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • · принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.