Калоши для Африки. Чем гордилась советская экономика? Я не хочу в ссср. — И какие же

Я не хочу в СССР

Сергей Сальников

Сегодня прямо деться некуда от сплошной ностальгии по СССР.
Людей в возрасте понять можно – молодость, какая бы она не была, всегда кажется лучше настоящей старости, даже если эта старость и обеспечена хорошо, но по СССР страдают и молодые, а это уже плохо. Плохо, поскольку вместо того, чтобы строить свою жизнь в реальном сегодня они будут жить мечтами и прошлом, и, не дай Бог, опять затеют очередную революцию или «кардинальную» реформу.
Времена не выбирают в них живут и умирают. Не мной придумано, но кратко и чётко даётся установка жить в том времени, которое тебе досталось.
Я не хочу опять в СССР, поскольку это и невозможно по сути и не тянет, если честно.
Нет, если бы молодость вернуть, то да. Хотя, если честно, то молодым сегодня куда лучше, чем тогда.
Я не хочу опять попасть с длинные очереди, которые выстроены по всей стране – за водкой, мясом, огурцами, сапогами……
Я не хочу в очередь, длиной в пол жизни за машиной и не хочу рулить ЛУАЗом или москвичом.
Я не хочу толкаться под дверями кафе или ресторана, потому что там всегда «нет мест», не хочу видеть наглые рожи хамоватых официантов и продавцов, которым ты на фиг не нужен и противен самим фактом своего появления на свет.
Я не хочу опять в советскую столовую с её часовыми очередями и бурдой в щербатых тарелках, откуда люди хлебают жижу погнутыми получистыми-полугрязными алюминиевыми ложками и свёрнутыми в трубочку вилками, которые выскальзывают из рук от капающей с них жирной воды. Их просто сполоснули в тёплой водичке и забыли протереть.
Я не хочу, чтобы моя жена опять перед Новым Годом носилась по магазинам в надежде «достать» мандарины и шампанское.
Я не хочу опять пить бочковой кофе и грузинский «чай».
Я не хочу опять сидеть на комсомольских-партийных-профсоюзных собраниях и слушать своих партайгеноссе.
Я не хочу опять изучать «Историю КПСС» и заучивать какой хрен и что говорил на партийных съездах, начиная с 19 века.
Я не хочу в школу и институт, где иностранный язык преподавали так, чтобы ты никогда и ничего не понял на изучаемом языке.
Я не хочу в страну, где единственной заграницей, куда могли попасть её граждане была только Болгария.
Я не хочу опять в торговый флот СССР, где в иностранных портах ты можешь пойти на берег только группой и только до семнадцати часов. Я не хочу и нищих зарплат для моряков, когда единственным шансом для моряка не опуститься на финансовый уровень дворника, была перепродажа дешёвого заморского тряпья. Не хочу опять комиссара-помполита, парторга, профорга и комсорга, которые суют свои носы в мои личные дела.
Я не хочу опять нашу огромную армию и флот, где солдат получал 3 рубля в месяц, где процветала дедовщина, пьянство и воровство. Где не было дисциплины, а военная учёба спокойно заменялась бравыми отчётами.
Я не хочу опять в грязные поезда, на которые всегда нет билетов. В трещащие по швам от набитых туда пассажиров автобусы.
Я не хочу носить мешковатые костюмы, балахоны-рубашки и топорную обувь.
Я не хочу опять разевать от удивления рот, когда слышу про «видак».
Я не хочу опять униженно прогибаться перед засранцем на автосервисе, когда у меня что-то не так в моём «Запоре» или «Жигулёнке».
Я не хочу больше обклеивать стены на своей кухне по последнему писку дизайна клеёнкой.
Я не хочу опять воровать краску или кирпич, поскольку купить их просто негде.
Я не хочу опять, имея на руках честно заработанные деньги, жить, как будто взаймы и от милости кого-то.
Я не хочу, чтобы в моей стране опять на наши общие деньги дороги делали только в Прибалтике.
Я очень не хочу опять пить грузинское «вино», которое получают путем мытья грязных бочек сырой водой.
Не хочу разливного пива и сметаны с водой пополам.
Я очень не хочу опять стоять в очередь за колбасой двух сортов – «колбаса есть и колбасы нет»
Я не хочу опять интернациональной дружбы и единого народа с Киргизией и всем прогрессивным человечеством.
Я не хочу опять ……
В общем, я не хочу опять в СССР, ну, только если мне предложат вернуться туда вместе с моей молодостью.

Все книги писателя и журналиста из Калининграда Сергея Сальникова на его сайте:
http://sss1949.wix.com/salnikov


Тоже там поживший 20.07.2017 15:20:29

И не хоти. Ведь это всё равно невозможно.

Алексей 02.02.2017 22:25:10

Моё детство всё прошло в СССР. Помню, как нам с братом родители в те годы привозили эскимо из Москвы в термосах (у нас в Туле его не было, высшим пилотажем считался пломбир в вафельных стаканчиках). И не только мороженное, но и колбасу, буженину, сосиски, сардельки... и один раз даже цветной телевизор! Помню хождения в 2-3 магазина за хлебом (в одном есть чёрный хлеб, но нет белого, во втором только батоны, и только в третьем - булочки)! Даже за тульскими пряниками (в Туле!) мы с кузеном как-то отстояли длиннющую очередь, и это было не при "предателе" Горбачёве, а при "патриоте" Андропове!

Сергей Сальников 03.02.2017 13:09:38

Спасибо!
Да, возили и продукты и вещи.
Я однажды из командировки в Ленинград привёз оттуда замороженную индюшку.
Знаете куда?
В Совгавань! Представляете где это! А что было делать?
1978 год, у нас тогда всё мясное было по талонам - 2 кг на месяц, а это могла быть варёная колбаса, курица или мясо, ну, что захотят, то продадут согласно талона.
К слову, Горбачёв был выдвиженцем Андропова, тот лично его перетащил в Москву и продвигал.
Мутный был этот "патриот", начиная с биографии

Виктор 18.12.2016 16:30:55

За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись,
Когда умрешь, тогда поймешь,
Какая штука - жизнь…

бабуля 20.11.2016 07:28:37

Чтобы еще больше "тосковать" по СССР, почитайте книги. их сейчас очень много, о начале 20 века в России. Может быть, затоскуете о другом. Меня волнует только один вопрос: "Почему в нашей стране революционеров больше, чем эволюционеров?". Что мешает всем тоскующим навести порядок в собственном доме, дворе, улице? Заняться (бесплатно), с детьми, помочь пожилым и организовать (без революций), общественный контроль за ЖКХ, например. Да мало ли полезных дел можно сделать для себя и своих близких. Тогда, может быть, и тосковать не придется, и люди вокруг соберутся активные, позитивные и креативные.

Сергей Сальников 20.11.2016 13:01:19

Полностью с Вами согласен.
Некоторое время назад выбрали люди в районный Совет депутата-коммуниста, что много балоболил о.... ну Вы знаете о чём.
И тут новый отопительный сезон начался с огромного повышения тарифов.
Вы думаете этот "карбонарий" и его райком КПРФ занялся этим конкретным делом?
Кроме паскудного ехидства - это вот ваша ЕД, больше ничего.
Да и то, дело мелкое, конкретное, требует усилий, а главное не надо свергать и менять "систему".
Совсем другое дело - митинг, собрание, социальная сеть, ТВ, вот здесь качать ситуацию куда приятней.

Килячков Валентин 14.06.2016 22:48:45

Вообще-то, насколько я понимаю цель жизни человека на земле - это продление рода человеческого... Не зря же самыми трогательными картинками в жизни признаны те, с которых на Вас смотрят счастливые, глазастые мордашки наших детей, внуков... Читаю я такие "умные" характеристики советских времен, и нытье что тогда кому-то пришлось всю жизнь стоять в очередях за чем-то изысканным, чего пока еще в СССР не могли обеспечить на все 100% и думаю: а ведь к телу, которое приходит "один раз жить" обычно прилагается душа... Или не всем прилагается?.. Ну, про все, чего не хочет Сергей Сальников, он сказал; он только не сказал ничего о том, что в СССР дети были намного счастливее, чем теперь, когда колбасой завалены магазины, а автогиганты стоят без работы, потому что перепроизводство автомобилей. В детсадах - охрана, в школах - охрана, вооруженная до зубов, дети без родителей во дворе не играют, спортивные школы платные, музыкальные - платные... да что я все это перечисляю?! все это прекрасно знают. Мы по своему городу проводили исследования: 25% детей имеют возможность (их родители имеют возможность!) на получение досуговых занятий (спорт, музыка, танцы, ин.яз и т.п.) Ну, убедите меня, что дети могут прожить и без этого!..

Сергей Сальников 15.06.2016 07:52:08

Убеждать вас?
В чём и главное зачем?
Я не занимаюсь бесполезной работой.
Тех, кому продлять род человеческий мешает социальная система, а не собственная импотенция, убедить нельзя.
Бестолковые, ленивые, с руками растущими из задницы почему-то считают, что очередной переворот сделает их умными, удачливыми и поможет реализовать их "гигантский потенциал"
Полноте - это просто завышенная самооценка и устройство общества здесь не виновато, а очередная "революция" не сделает из импотента мачо.
Удачи!

Марина Григорьевна 01.03.2016 13:00:11

А я очень хочу в СССР!!!Да я не разу не была за границей, да и не хотелось. Я один раз в жизни была на море! Меня это не коробит!Я родилась в Сибири среди высоких русских берёз. среди высоких стройных сосен,среди красивых цветущих лугов,среди ромашек и васильков,А зимний сказочный лес,чистый пьянящий звенящий воздух,а снег ослепительно белый!Мне не нужна никакая заграница! Я тоже стояла в очередях, но это было временно!Я смотрела хорошие позитивные новости, слушала хорошую музыку, читала хорошие книги, смотрела прекрасные фильмы.Я работала с удовольствием медицинской сестрой!Тогда не было травли на медицинских работников!У нас над головой было чистое,мирное, голубое небо!Я ещё очень много могу перечислять позитивных вещей! Я люблю Россию!

Сергей Сальников 01.03.2016 14:05:27

Хм, а сейчас берёзки и васильки завяли и исчезли?
И зимы со снегом уже нет?
В заграницу кто-то силой гонит? Не хотите, не надо.
Очень рад за Вас, что в очереди Вы стояли не всю жизнь, а лишь "временно". Хотя, если соскучились, то можете поиграть в неё со своими ностальгирующими соседками:)
Вам кто-то не даёт смотреть старые фильмы и читать Достоевского и Чехова? (Хорошие книги - это про них или кто-то другой?) :))
Любите Россию? Это хорошо, но только в СССР это слово как то было не из употребимых. Как, впрочем, и русских людей не было, а лишь советские.
И ещё вам для полноты счастья необходимы экзамены в школе и великий ленин в мавзолее?
Ленин всё ещё там загорает, а эккзамены Вы, очевидно, всё одно уже не будете сдавать, даже если их и восстановят по просьбам пенсионеров.

РЎРљР 17.02.2016 22:34:12

Отчасти с Сальниковым согласен: жизнь коротка и нужно жить настоящим, и что прошлое всегда кажется лучше. Если объективно смотреть, то в СССР пытались построить куда более справедливое общество, по отношению к капиталистическому обществу. К сожалению, социализм просуществовал не долго. Были конечно негативные стороны этого социализма (часть описана как раз в выше перечисленном материале), но это еще не значит что социализм - это абсолютно плохо, глупо так считать. Ведь ошибки в реализации политической, экономической системе, не имеющей аналогов в истории (с нуля) неизбежны и рациональнее было бы объективно (это самое сложное) оценить советский опыт, выделить эффективные методы по работе с чем-либо, предотвращению чего-либо. Одна из явлений, которое нравится людям - это уверенность в завтрашнем дне. В СССР (года этак до 90го) эта уверенность была. Важно понимать, что 80е годы - это не весь СССР, и судить об СССР, смотря только на конец 70х-91 годов, было бы серьезной ошибкой.

К комменту Азы Правдиной:
Про "лживый рай для трудящихся" это вообще круто, между прочим, благодаря советскому опыту в капиталистических странах стали пролетариату уделять внимание (медицина, оплачиваемый отпуск, качество жизни). А стукачество никуда не исчезло и было оно не только в СССР/РФ, в отдельных случаях оно даже может в корне изменить ситуацию (да, много преступников этим еще в Сталинское время покосили, потом стали резко осуждать после его смерти, что как-то подозрительно прям), и важно заметить, донос - это донос, а не решение суда о том, что человек виновен. Вопреки отстроить страну, выиграть войну невозможно, уже по тому, что без четкой цели понятной каждому, без идеологии, сплачивающей и направляющей общество, без организации этого общества нельзя просто что-либо производить вообще, а в СССР именно компартия смогла управлять обществом так, что он смог победить. Сам по себе человек ничего делать не будет. Кроме того, коммунистических режимов не существует,есть тоталитарный режим и есть коммунистическая идеология.

Сергей Сальников 18.02.2016 17:23:06

По этому поводу вспоминается сказка, как лис попал в страну чудес и спрашивает: "Здесь охотники есть?"
Ему отвечают - Нет.
-Отлично! А куры есть?-
- Тоже нет-
- Эх, нет в жизни совершенства!-
Судить по СССР в на конец 70-х, не такой уж и плохой вариант в пользу СССР. Конец 20-х или тридцатых был куда сложней, для того чтобы хвалить его. :)
Уверенность?
Ну, да, мог быть уверен, что через пятнадцать лет получишь квартиру, через пять лет добавят к окладу червонец, через десять подойдёт очередь на машину и в 60 уйдёшь на пенсию, и, если будешь вести себя правильно, то даже выделять путёвку в дом отдыха.
Меня вот удивляет, что сейчас вроде как работающих не так и густо, воруют вот вроде ужась как много, а живём-то мы лучше.
Куда всё девалось при "самом справедливом строе", когда все трудились и никто не воровал?
Вот ребус!

Ярослав Гайдученко, 46 лет. 13.02.2016 19:31:50

А я совершенно не завидую нынешней молодёжи.
Жить зная, что за всю жизнь не скопишь на квартиру, а бесплатной не получишь.
Жить с постоянным страхом, что самодур начальник тебя в любой момент может уволить, например за чрезчур потные ладошки (см. французский фильм фильм "Игрушка" с П. Ришаром).
Жить от одного кризиса до другого, ожидая, что твоё предприятие разориться и тебя выкинут на улицу.
Жить со страхом, что заболеют твои близкие, а у тебя не окажется денег для дорогостоящей операции.
Жить со страхом, что окончишь жизнь бомжом или в старости придётся побираться и питаться с мусорки у ближайшего ресторана.
Жить со страхом, что тебя стукнет своей дорогой иномаркой чиновник, а виноватым окажешься ты сам, поскольку у него всё схвачено.
Жить. . . можно и дальше продолжать этот бесконечный список.
Я не завидую нынешней молодёжи, за исключением того факта, что они сейчас молоды.

Я устал идти по пути демократических реформ, у меня кончились деньги, и спились соседи. А в моем телевизоре зловеще воет ветер будущих перемен, и головы дикторов новостей наперебой пугают меня достояниями демократии.


Я потихоньку мечтаю купить пирожок с повидлом за шесть советских копеек и завернуть селедку в свежий номер нечитанной газеты "Правда". Я хочу повернуть и пойти обратно. Я хочу в страну, где нет террористов, проституток, рэкетиров, мэров, презентаций, долларов и многопартийности. Ну, спрашивается, зачем мы десять лет назад прогнали одну партию, чтобы потом посадить себе на шею десятки других? Ну, что мы все-таки выиграли, разогнав одних чиновников и вырастив много новых.

Значит, чтобы стать свободными, мы должны были стать нищими. А кому же мы заплатили за свою свободу и отдали все, что у нас было? Олигархам, политикам, бандитам, чиновникам, или это одно и то же?

Я снова хочу, чтобы мне по телевизору целый день врали про успехи социализма, а не пугали неудачами капитализма. Отпустите меня в СССР. Я смогу найти дорогу назад, так как по этой дороге мы постепенно побросали все, чтобы идти налегке. Я подберу все это по дороге наших реформ и вернусь назад, в СССР, не с пустыми руками.

В далеком прошлом я давал многочисленные клятвы октябренка, пионера и комсомольца, и почему-то все их нарушил. А потом я вообще продал Родину. В той прошлой жизни, еще в СССР, я присягнул в Красной армии на верность социалистическому отечеству, и мои пальцы при этом патриотически вспотели на автомате Калашникова. Я нарушил клятву и теперь должен ответить перед лицом своих товарищей, которые, в свою очередь, тоже продали Родину и должны ответить передо мной.

Я часто думаю, почему я тогда изменил воинской присяге и не кинулся с в руках отстаивать достояние социализма. Это было массовое предательство наших социалистических идеалов и обретение капиталистических идеалов, которые сегодня мы тоже готовы продать.

Я, в принципе, согласен вспомнить о своей воинской присяге и выполнить свой долг, но моя Родина не дает мне автомата и даже обыскивает на улицах других прохожих, чтобы отобрать оружие.

Видимо, Родина больше не ждет от нас ратного подвига, она обиделась и устала ждать. А мы вновь чувствуем, что отечество в опасности, и думаем, как из него убежать. Я не хочу в Америку, я хочу в СССР. Я буду до последней капли крови мужественно стоять в очередях за колбасой, ходить на субботники и носить на первомайских демонстрациях самые тяжелые транспаранты. Клянусь, поверьте, если мне еще можно верить.

Учиться коммунизму никогда не поздно, да и учиться даже не надо, а только повторить. Утром встать под слова старого гимна, съесть ломтик талонной колбасы, купить за три копейки билет на трамвай и гордо пройти проходную родного завода.

Я буду ударником коммунистического труда, честное слово, и добровольно стану покупать билеты денежно-вещевой лотереи ДОСААФ.

Ну до слез хочется хоть разок снова увидеть лозунг о победе социализме и дружбе всех советских народов. Мы почто Ригу-то сдали, Крым в карты проиграли, а теперь Курилами японцев к себе подманиваем. Да верните же, мать вашу, и Киев - матерь городов наших. Я хочу в СССР, где все мы еще вместе, все живы, где еще не стреляли, не взрывали, не бомбили, не делили. Если все это мы отдали за колбасу, тампаксы и баночное пиво, то возьмите обратно, спасибо я больше не хочу.

А нас каждый день пугают зловещим изменением последней Конституции. Да нас и не надо этим пугать, ее мало кто читал и даже никто не заметит, если что-то там потихоньку переписать. У русских никогда не отнять право на труд, все равно же заставят работать, да и право на отдых пытались отнять только один раз, когда вырубили виноградники и запретили пить. Все же вернули без всякой Конституции, потому что без этого никак нельзя. Я однажды попытался сравнить все наши советские и русские конституции. Одна оказалась краше другой. В принципе, каждая последующая Конституция была лучше и невыполнимей предыдущей.

Я, например, хочу срочно воспользоваться конституционной свободой слова, но не нахожу подходящих слов.

Я вовсе не хочу сегодня взять все и поделить, я просто хочу вернуться в СССР и никому там ничего не отдавать.

Я хочу вернуться в 1980 год, собрать в одном месте всех сегодняшних политиков, еще молодых и неиспорченных, рассказать им все про двадцать последующих лет и посмотреть, как они передумают.

Уж лучше мы в СССР снова будем вспять переворачивать реки, чем сразу всю страну.

Я радостно сдам в прошлом СССР все нормы ГТО, макулатуру, металлолом, комсомольские взносы и деньги на помощь угнетенной Африке. Все берите, мне не жалко. Это оказалось совсем не дорого за спокойную жизнь. Мы откопаем Леонида Ильича, оживим его, поцелуем в любое место и завешаем орденами остатки его партийной груди, и пусть он дальше шамкает нам про светлое будущее с высокой трибуны очередного съезда. Это надежно убаюкивало всю страну, которую и незачем было будить, если точно не знали, чем ее занять. Ну кто, блин, рявкнул на ухо мирно спящей стране, и, не дав ей опохмелиться, уговорил обменять ценности социализма на доллары США. У нас сейчас этих баксов больше, чем в самой Америке, но больше уже нихрена не осталось, ну, есть, конечно, немного, но мы меняем это на евро.

Я больше не могу идти по пути реформ. Я не верю ни красным, ни белым, ни левым, ни правым, и за это все они не верят мне. Я бы остался со всем остальным народом, но я больше всего боюсь этот самый народ. Я всегда был с ним, и вдруг выпал, ну, думал, случайно, сейчас вернусь в строй, да вдруг вижу, что не один я выпал, много вокруг нападало.

Это, видимо, был сон. Я стал поднимать их, но они общались со мной матом, которого я почти не понимал. Я посмотрел на себя и увидел, что я сам постепенно превратился в довольного буржуина и стал похожим на старого "Мальчиша-плохиша". Я стал кричать, что через три дня придет Красная Армия и выручит нас из поганого буржуинства, но никто меня не слушал. Я проснулся и решил вернуться в СССР.

Я никого туда не зову, я ухожу один в ту страну, где все ждали лучшего и проморгали хорошее.

Я чувствую, что скоро в СССР захотят почти все, и пойдут туда стройными рядами, возможно, даже во главе с нашим правительством. Я хочу убежать туда первым, и занять очередь буквально на все. Остальные начнут занимать за мной, но на всех все равно не хватит.

Это будет, но будет потом. А я уйду сейчас. Мне бросят в спину камни. А потом бросят камни по спинам тем, кто побежит меня возвращать, но уйдет вместе со мной. А потом по этим камням пойдет монолитное все, и чтобы оно не заблудилось, я оставлю мелом стрелки, как правильно возвращаться. Это легко. Да, надо, чтобы Ленин был снова жив, партия стала честью и совестью, дети записались в комсомол и занимались физкультурой. Нужно разорить всех богатых и уравнять их с бедными, сделать водку по 4 рубля 12 копеек за одну бутылку, и вместе с украинцами, белорусами, эстонцами и другими дружными народами выпить так много, чтобы забыть вражду и снова проснуться в СССР. Это единственная дорога, и никакой другой тропинки просто нет. Сегодняшние дети уже не будут жить в социализме, будь он трижды не ладен. А наши внуки начнут строить коммунизм, не сразу, конечно, но обязательно начнут.

Мы скоро вернемся в СССР, вновь сделаем могучую страну и честную партию, повсюду развесим портреты любимых вождей и их славные слова, нас снова научатся бояться развитые страны, а мы мирно сопьемся на своих маленьких кухнях и начнем бесстрашно рассказывать анекдоты про власть и правящую партию. Это настоящее счастье - ничего не иметь и ничего не терять.

А потом все повторится. Снова кто-то гаркнет на ухо мирно спящей стране, и она, раскорячившись от перепоя, радостно встрепенется и бодро пойдет по пути новых демократических реформ. Мы, разумется, уйдем немного дальше, чем ушли сегодня. Но мы, русские, никогда не идем строго вперед или назад, а просто ходим по кругу (Ленин из вежливости назвал это спиралью), ну а самые хитрые из нас сворачивают первыми. По всем нашим пословицам следует, что царь у нас должен быть мудрым, а народ хитрым. А если мы выбираем на царство своего правителя, то сразу все становятся хитрыми и дружно поворачивают. Важно, чтобы на этом повороте не слишком круто заложили, а то много народу могут передавить, хотя никто в обиде не будет, и все спишут на плохие дороги и деструктивные силы.

Я не хочу поворачивать со всеми, я хочу сразу назад, строго и по прямой дороге, и прямо в СССР. Я всех вас там и подожду.

Исследования социологов показывают: советское детство сейчас в моде. «Хочу обратно в СССР. Как хорошо тогда было - наверное, самое лучшее время в моей жизни» - все чаще и чаще эту фразу можно услышать не только от ветеранов, чья биография накрепко связана с советскими временами, но и от тех, кому едва-едва исполнилось 30.

Люди, которым в 1991 году было по 13–15 лет, с любовью коллекционируют советские фильмы и обмениваются воспоминаниями о пионерском детстве. Ностальгия по советскому прошлому становится распространенным явлением среди тридцатилетних.

«Нам повезло, что наши детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи СВОБОДУ в обмен на ролики, мобилы, фабрики звезд и классные сухарики (кстати, почему-то мягкие)… С ее же общего согласия… Для ее же собственного (вроде бы) блага…» - это фрагмент из текста под названием «Поколение 76–82». Те, кому сейчас где-то в районе тридцати, с большой охотой перепечатывают его на страницах своих интернет-дневников. Он стал своего рода манифестом поколения.
Анализ молодежных ресурсов интернета и других текстовых источников показывает: отношение к жизни в СССР поменялось с резко негативного на резко позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе. «76–82. Энциклопедия нашего детства», пожалуй, наиболее популярный из них. Само название говорит о том, кто является аудиторией данного ресурса - все, кто родился в период между 1976 и 1982 годом.
Одноименное сообщество в ЖЖ входит в тридцатку наиболее популярных. Его завсегдатаи с искренней любовью обсуждают фильмы про Электроника, гэдээровские «вестеры», лезвия «Нева» для безопасных бритв и напиток «Буратино».

От «тупого совка» к «золотому веку»
Забавно, что всего лишь полтора десятилетия назад те же самые люди, которые сегодня с нежностью вспоминают символы минувшей эпохи, сами отвергали все советское и стремились как можно меньше походить на своих более консервативных родителей.
Странное беспамятство молодежи распространяется и на более близкое прошлое. На рубеже 80−х и 90−х значительная часть молодых людей мечтала вообще уехать - эмиграция даже в страну третьего мира считалась более привлекательной, чем жизнь в разваливающемся советском государстве:
«Хоть тушкой, хоть чучелом, только быстрее из этого бардака».
«Советская одежда -– кошмар, убожество, носить невозможно, одни галоши «прощай молодость» чего стоят. Советская техника сделана явно не руками, а чем-то другим: не работает, не чинится. Советские продукты - это колбаса, на 90% состоящая из туалетной бумаги, масло из маргарина и пиво на воде»…
Кто бы лет пятнадцать назад осмелился отрицать эти аксиомы?!
Но, как известно, время - лучшее средство от детской болезни левизны. Повзрослев, молодые люди перестали быть столь категоричными. Теперь уже воспоминания о телевизорах «Рубин», магнитофонах «Вега», духах «Красная Москва», клетчатых рубашках, красных пальто, мороженом по 15 копеек и газировке в автоматах вызывают легкую грусть и сожаления о том, что их никогда уже больше не будет.
Советское прошлое стремительно обрастает трогательными легендами и на глазах превращается в прекрасный миф о золотом веке человечества. Современные тридцатилетние так жаждут сказку, что готовы ампутировать собственную память.
В конце 80−х годов мало кому из них пришло бы в голову восхищаться песнями советской эстрады или советскими фильмами - уж слишком примитивно. Важнее было понять, как побыстрее разбогатеть, получить максимум разнообразия в сексе, добиться успеха и признания в большом городе. Вместо ВИА «Самоцветы» и фильмов о деревенской жизни последние советские подростки хотели смотреть голливудские триллеры и слушать Scorpions и Queen.

Но время проделало с ними свой обычный трюк: сполна получив то, о чем мечтали на заре туманной юности, современные тридцатилетние стали мечтать о том, что так безжалостно когда-то презирали. И старые советские фильмы про войну и освоение целины вдруг обрели в их глазах смысл, который когда-то они видеть категорически отказывались.
Почему люди, отвергавшие все советское, вдруг стали ностальгировать по времени, которое они едва успели застать? Если верить социологическим исследованиям, причин две. Одна из них лежит на поверхности: ностальгия по Советскому Союзу во многом просто ностальгия по детству. Идеализировать детские годы свойственно всем. Плохое забывается, остаются только светлые воспоминания о том, какой замечательный вкус был у мороженого и как радостно выглядели люди на демонстрации.
Однако, похоже, для нынешнего поколения тридцатилетних ностальгия стала своеобразной религией, во многом определяющей их отношение к жизни вообще. Они гордятся тем, что им довелось жить в Советском Союзе, и считают, что именно советский опыт делает их несравнимо лучше современной молодежи, которая выросла уже после 91−го года:
«И все-таки если бы я выбирал - выбрал бы конец 80−х. Я тогда еще ничего не понимал. Мне было 17–19 лет. Я не умел общаться, я не умел влюбляться, я ничего не хотел от жизни и вообще не понимал, как и зачем люди живут… Из этих лет я не вынес ничего, а - мог бы (это я теперь только понял). Наверное, поэтому они - самые теперь мои времена, любимые, сумбурные, неясные», - пишет roman_shebalin.
Ему вторит другой автор интернет-дневника tim_timych:
«Как же я хочу вернуться в детство! В наше детство. Когда не было игровых приставок, роликовых коньков и ларьков с кока-колой на каждом углу. Когда не было ночных клубов и все собирались на репетиции местной рок-группы, игравшей ДДТ и Чижа. Когда слово стоило дороже денег. Когда были мы».
Причина такой «недетской» ностальгии, видимо, глубже, чем просто тоска о прошедшей юности. Идеализируя советское прошлое, современные тридцатилетние неосознанно говорят о том, что им не нравится в настоящем.
От несвободного государства к несвободным людям
«В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!» - это все из того же «манифеста».
«Мы стали менее свободными!» - этот крик отчаяния звучит во многих записях. Вот еще одна цитата:
«Вспоминаю о том времени, и основное ощущение - это чувство полнейшей свободы. Жизнь не была подчинена такому жесткому графику, как сейчас, и свободного времени было намного больше. У родителей отпуск был месяц, а если кто-то болел, то спокойно брал больничный, а не ходил еле живой на работу. Можно было идти, куда хочешь, и никто тебе не запретит. Не было кодовых замков и домофонов, не было охранников в каждом подъезде, в каждом магазине. Аэропорт был интереснейшим местом, откуда начиналось путешествие, а не частью зоны строгого режима, как сейчас. Вообще, табличек типа “Прохода нет”, “Только для персонала”, “Запрещено” почти не было».
Происходит странная метаморфоза воспоминаний. В Советском Союзе грозных надписей «Проход запрещен!» было куда больше, чем сейчас. Но наша память о детстве их аккуратненько стирает, а память об увиденном пару дней назад достраивает эти пресловутые таблички.
Объективно советское общество было куда менее свободным, чем нынешнее. И не только в политическом плане. Жизнь человека двигалась по строго расписанному маршруту: районный детский сад - районная школа - институт/армия - работа по распределению. Вариации были минимальны.

То же самое и с бытом. Все ели одинаковые биточки, ездили на одинаковых велосипедах и вывозились на одни и те же «Зарницы». Длинные волосы, косуха с клепками, даже элементарные джинсы - все это могло вызвать внимание милиции или как минимум осуждающие взгляды старушек у подъезда. Сейчас - ходи в чем хочешь и, если ты не похож на узбека-нелегала, милиции на тебя наплевать, да и бабушкам тоже, тем более что их вместе со скамеечками у подъездов уже почти не увидишь.
Каждый мог стать революционером, нахамив по мелочи бригадиру или придя в школу без пионерского галстука. Сейчас мы живем в одном из самых свободных обществ за всю историю человечества. Речь опять-таки не о политике, а, скорее, о культуре и образе жизни. Государство по минимуму вмешивается в частную жизнь человека. Пресловутая «вертикаль власти», насквозь пронизывающая политический процесс, никогда не переступает порога квартиры. А само общество еще не успело выработать достаточно твердых норм и не может указывать гражданину, что можно, а что нельзя.
Откуда же берется это ощущение несвободы? Скорее всего, оно идет изнутри. Нынешние тридцатилетние сами загоняют себя в очень жесткие рамки. Нужно работать и зарабатывать, нужно выглядеть прилично, нужно вести себя серьезно, нужно иметь мобильник с «блютузом», нужно есть пищу без ГМ-добавок, нужно читать Минаева и Коэльо. Нужно, нужно, нужно!
У тридцатилетних настоящая свобода - это не свобода слова или собраний, а прежде всего возможность жить спокойно, не напрягаясь и иметь много свободного времени. А ведь от них ожидали, что они станут первым поколением, свободным от «совка», поколением энергичных строителей капитализма. В начале 90−х это примерно так и выглядело. Молодые люди с энтузиазмом занялись бизнесом, карьерой, с упоением окунулись в мир потребительских радостей. Но постепенно энтузиазм пошел на убыль. На каком-то этапе они просто «перегорели».
Сегодня для большинства из них работа и карьера остаются основными жизненными ориентирами. Однако нет уже того драйва, который был неотъемлемой частью их жизни в 90−е. Большинство по-прежнему оценивает жизненный успех как возможность потреблять как можно больше: «Чем больше квартира, чем дороже машина - тем успешнее человек». Но многие вещи уже куплены, впечатления получены, амбиции удовлетворены. Жить скучно!

КГБ в голове
Если провести контент-анализ, скорее всего, выяснится, что частота употребления слова «безопасность» за последние двадцать лет выросла в сотни раз. В СССР была всесильная организация - Комитет государственной безопасности. Ее боялись, о ней рассказывали анекдоты. Но сама идея безопасности не была столь навязчивой.
Зато сейчас это слово ключевое на всех уровнях - от высокой политики до собственной квартиры. Нас повсюду окружают секретные пароли. Войти в подъезд - код, открыть квартиру - несколько замков, включить компьютер - пароль, загрузить собственную электронную почту - снова пароль…
Но никто ведь не навязывает эти правила, люди их выбирают сами. И с грустью вспоминают детство: «Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари - там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы, и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания».

Игрушки с помойки против китайских сабель
Детские игрушки и игры - это целый мир. У многих он оставляет куда более яркий след в памяти, чем взрослые забавы типа автомобиля «тойота» или должности начальника отдела.
У миллионов советских детей был любимый мишка - кургузый, линялый, неубедительный. Но именно ему доверялись важнейшие секреты, именно он исполнял роль домашнего психоаналитика, когда нам было плохо. А с каким упоением мы играли в «красных» и «белых», вооружившись винтовками, выструганными из палок!
Снова процитируем дневник пользователя tim_timych: «Каково было лазать по гаражным массивам, собирая никому не нужный хлам, среди которого иногда попадались такие жемчужины, как противогазы, из которых можно было вырезать резиновые жгуты для рогаток. А найденная бутылка ацетона с упоением сжигалась на костре, где из выброшенных автомобильных аккумуляторов плавился свинец для картечи, лянги и просто так, от нечего делать, ради интереса поглазеть на расплавленный металл».

Рыночная экономика породила простой принцип: все, что востребовано, должно быть коммерциализовано. Помните, как в дворовых компаниях играли в рыцарей? Как делали из найденного на свалке хлама щиты и мечи? Теперь пластмассовые доспехи и оружие продаются в любом киоске: хочешь - пиратскую саблю, хочешь - скифский акинак. Стоит это все копейки: чтобы купить набор легионера или ковбоя, достаточно несколько раз сэкономить на кока-коле.
Фейерверки и петарды продаются уже в готовом виде, и не нужно проводить химические эксперименты за гаражами. А плюшевых мишек китайского производства можно покупать мешками. Только все реже среди них обнаруживается тот самый косоухий уродец - любимый и единственный…
Глядя на своих детей, нынешние молодые люди испытывают двойственные чувства. С одной стороны, завидно: пойти в киоск и за какие-то копейки купить точную копию пистолета-пулемета «Скорпион» с магазином и боекомплектом в тысячу пуль - да за это мальчишка 80−х, не задумываясь, согласился бы продать душу или выносить каждый день мусор! Вот только нет в нем аромата уникальности. В него не вложен собственный труд (когда бледный аналог такой штуки делался своими руками), с ним не связана исключительность случая (если это был подарок, допустим, привезенный из-за границы).
И в итоге пылится это оружие где-то под кроватью: не беда - папа завтра новое купит. Папа не обеднеет, он хорошо зарабатывает.
А вот ребенка жалко.

Друзья остались в СССР
Еще один повод для ностальгии - легенда о чистых и открытых отношениях между людьми. Вот alta_luna вспоминает:
«Такой дружбы, какая была у моих молодых родителей с другими молодыми парами, больше у них в жизни и не случалось. Помню интересное - мужчины в командировках, женщины ждут».
В другом дневнике читаем: «У нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали, о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами!»
Тридцатилетние страдают оттого, что друзей становится все меньше. На них просто не хватает времени. Чтобы повидаться со старым другом, приходится договариваться о встрече чуть ли не за месяц.
Да и сами встречи становятся все короче и формальнее: все заняты, у всех дела. Возможность в любое время связаться с человеком и отменить или изменить предыдущие договоренности провоцирует необязательность:
«Извини, планы изменились, давай сегодня не в 5, а в 8 или лучше завтра в 5. А лучше давай завтра по ходу дела созвонимся и договоримся».

Времени нет
Большинство тридцатилетних недовольны своей жизнью, но не видят реальных возможностей ее изменить. Чтобы что-то менять, нужно время, а его-то как раз и нет. Стоит только на минуту приостановить стремительный бег, как сразу тебя отбрасывает на обочину. А этого тридцатилетние не могут себе позволить.
«Скоро 30. Времени нет. Тахикардия, пульс 90 ударов/мин вместо положенных 70. Пью лекарство, не читая инструкции, доверяю врачу. Некогда ознакомиться с инструкцией по эксплуатации купленной машины, только отдельные пункты. Договор кредита подписал в банке, пробежав глазами. Лишь убедился, что там моя фамилия и код, служащим тоже некогда.Когда последний раз пил пиво с друзьями? Не помню, больше года назад. Друзья - рос­кошь. Только для подросткового возраста. С мамой разговариваю, когда она позвонит. Нехорошо это, надо бы самому почаще. Прихожу домой, жена и дети спят. Поцелую дочь, постою над сыном, обниму жену. На выходных включаю телевизор, медитирую в экран, одновременно перещелкивая все каналы, один некогда смотреть, да и неинтересно уже. Какую книгу я хотел дочитать? Кажется, «Анну Каренину», половина осталась. Не дочитаю, слишком большая. Не получается. Времени нет, бегу. Бегу. Бегу», - жалуется на жизнь contas.

Революция во имя велосипеда?
«В последнее время очень часто думаю о том, какую великую страну мы просрали. Страна эта называлась СССР. Это была великая и свободная страна. Которая могла посылать всех и диктовать свою непреклонную волю всем на нашей планете Земля», - пишет в своем дневнике пользователь fallenleafs.
Ностальгия по собственному детству порой плавно переходит в ностальгию по политическому режиму. Советский Союз стал ассоциироваться с государственным развитием, размахом, имперской мощью, а также со спокойной, стабильной и счастливой жизнью:
«Это было время, когда не было безработицы, терроризма и национальных конфликтов, отношения людей были просты и понятны, чувства искренни, а желания незамысловаты».
Ностальгия по прошлому в различные эпохи оказывалась весьма мощной движущей силой общественно-политического развития. Например, возвращение социалистических партий во власть в некоторых восточноевропейских государствах уже в постсоветский период также во многом было вызвано ностальгией по советским временам.
Нам представляется, что в современной России ничего подобного произойти не может. Поколение тридцатилетних слишком аполитично, слишком погружено в личную жизнь, чтобы оказать серьезную поддержку хоть какой-то политической силе. И если неудовлетворенность собственной жизнью будет расти, это лишь еще больше подстегнет их политический абсентеизм. Вместо активных действий нынешние тридцатилетние выбирают тихую грусть о светлой поре своего детства, которая ушла безвозвратно.

Последнее поколение советской молодежи в целом было отмечено благодатной печатью глубокого безразличия к политике. Пока взрослые ломали советскую систему, а потом на ее развалинах пытались строить что-то новое, молодые люди занимались личными проблемами. Единственная сфера общественной жизни, в которой это поколение преуспело, - это бизнес. Именно поэтому среди них так много бизнесменов или менеджеров и так мало политиков или общественных деятелей.
Но желание связать безвозвратно ушедшее прошлое с безжалостным настоящим далеко не всегда может быть интерпретировано в русле политических акций. Ведь тоскуют не столько по социальному строю, сколько по плюшевым мишкам, казакам-разбойникам и первому поцелую в подъезде. Трудно представить себе революцию под лозунгом «Верните мне право кататься на велосипеде и быть счастливым!» Впрочем, в мае 1968−го французские студенты строили баррикады под лозунгами типа «Под мостовой - пляж!» и «Запрещается запрещать!».

Кажется, лишенные политических амбиций нынешние тридцатилетние видят проблему исторических перемен совершенно по-другому. Советский мир позволял им быть человечными, а современность - нет. После всех социальных катастроф ХХ века впервые становится понятно, что в любом политическом устройстве главной и единственно важной фигурой остается человек. И буйство потребительских инстинктов - такая же обманка, как и коммунизм, обещанный к 80−му году. У нас больше не осталось иллюзий, у нас больше нет ни одной надежды на то, что спасение человека придет откуда-то со стороны - от политики или экономики, не так уж и важно.
Нынешние тридцатилетние, похоже, первое поколение русских людей, оставшееся один на один с собой. Без костылей идеологии, без волшебной палочки-выручалочки в лице Запада. И тут воспоминания о советском прошлом действительно начинают жечь душу беспощадным огнем зависти.

Для того чтобы ощутить собственную человеческую ценность, возможностей было мало, но все они были отлично известны каждому. Все знали, какие книги надо прочитать, какие фильмы посмотреть и о чем говорить по ночам на кухне. Это и был личностный жест, дающий удовлетворение и вселяющий гордость. Сегодняшнее время при бесконечности возможностей делает такой жест почти невозможным или по определению маргинальным. Человек оказался перед лицом чудовищной бездны самого себя, собственного человеческого «я», которое до сих пор всегда было удачно закамуфлировано проблемой социального запроса.

Поколение тридцатилетних лишилось права на привычное местоимение «мы». Это растерянность не перед временем с его экономической жесткостью, но перед собственным отражением в зеркале. Кто я? Чего я хочу? Отсюда и медитации на тему юности. Человек пытается отыскать ответ на мучительные вопросы там, где он начинался как личность. Но это путешествие не в советское прошлое. Это путешествие в глубину собственной души и собственного сознания.

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.


Предисловие:

Почему я пишу? Почитал заказные статьи, почему надо возвращаться в СССР, как там было хорошо. Посмеялся. А вот некоторые читатели загорелись и забыли или может быть так подвержены пропаганде, что не замечают, что в этой статье написано только про хорошее. А недостатков не было?
Поэтому в противовес я бы хотел выпрямить эту перегнутую несколько раз палку, тем более всё хорошее об СССР уже высосано из пальца. Поэтому прошу прощения у тех, кто хочет обратно в СССР. Да - о плюсах я писать уже практически не буду.

Что у меня с памятью? Почему у меня память хорошая, а у других плохая? Интересно.
Может потому что у меня сборник всех выступлений и фильмов с участием Аркадия Райкина, этакого апостола сатиры того времени, но который изобличал лишь некоторые недостатки общества того времени - не всё можно было критиковать. В основном бытовые и психологические портреты. Он высмеивал низкий уровень сервисов и упадочное качество продукции, высмеивал пьяниц и бюрократов СССР.

Может ещё потому, что у меня есть сборник фильмов СССР и дети-почемучки? Может потому что при просмотре этих фильмов я пытаюсь ответить своим детям, почему тёти в фильме сразу встали очередь, даже не зная зачем они стоят и только потом спрашивают за чем очередь. Почему дети ходят в резиновых кедах, вместо нормальных туфель или кроссовок. Почему одежды на людях серые и одинаковые, не по размеру, иногда в заплатках. Почему людям не хватает денег и почему они не возьмут кредит (фильм "Карнавал"). Почему в магазине большие прилавки и скудные полки, что такое дефицит, почему дядя кричит: "Лук будет или нет?" и не идёт в другой магазин, почему мясо бесплатно... бесплатно???(бесплатно - тут детская наивность - хорошее мясо давали по блату "своим", фильм "Блондинка за углом"). Почему маленькая ляля так кричит(потому что мокрая), а почему она не в памперсе (в СССР почти не было памперсов "По семейным обстоятельствам")? Почему ночью нет машин, почему дядя не нашёл, не вызвал службу такси ("Старший брат")? Почему тётя хвастается сигаретами - она что их сама купить не может ("Отгадай что я сейчас курю, мальборо" "Служебный роман").

Период какой рассмотрим? Давайте рассматривать СССР во всей его истории, а не тогда когда цена на нефть была достаточной для её развития. А то люди берут период 70-х годов, считая, что вот он СССР периода расцвета. А на самом деле это нефть впериод высоких цен , который СССР благополучно потом растратил, что уже говорит о мифе "величия экономики СССР".

1. Пропаганда, свобода слова, репрессии

В СССР запрещалось как-либо критиковать коммунистическую партию и вождей. Репрессии наиболее активны и известны по 1937 году, однако они существовали до и после этого репрессивного пика. Даже в послесталинскую эпоху одним из существенных элементов цензуры были статьи Уголовного кодекса РСФСР № 70 («антисоветская агитации и пропаганда») и № 190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй»). По этим статьям по данным КГБ СССР с 1958 по 1966 годы было осуждено 3448 человек, а с 1967 по 1975 годы — ещё 1583 человека
Идеи коммунизма ставятся в высшую ценность (Правда и трактуются они как-то "по-советски"). Начиная с сентября 1920 года и до 1990 года существовала только КПСС (до 1952 года она называлась Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), до 1925 - Российская Коммунистическая Партия). Начиная с конца 20-ых обвинение в создании политической партии (Промпартии, АОТЗЦ и так далее) - стандартное обвинение на политических процессах.

Тем не менее, тем кто хочет в СССР нужно напомнить. СССР начинало своё существование с 1920 годов. То есть будьте готовы попасть не в 1970 год, а в 1937. Без очистки рядов граждан от богатых наследств, зажиточных фермеров, сомневающихся в дележе, скептиков коммунизма или представителей других политических течений не обойдётся.

Вывод: Если Вы хотите жить во лжи, если хотите бояться сказать лишнее, бояться не только рассказывать, но и слушать анекдоты, если готовы сесть в тюрьму по ложному обвинению, тогда Вы созданы для СССР. Но это ещё не всё...

2. Товарный дефицит

Товарный дефицит в СССР — явление, присущее советской плановой экономике, постоянный недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могли приобрести, несмотря на наличие денег

Недостатком плановой экономики являлись:
- сложность оперативного реагирования на потребности общества, что может привести к дефициту пользующихся спросом товаров и услуг
- высокая вероятность принятия неверных решений об инвестициях, об объёмах производства той или иной продукции или услуги;
- отсутствие у производителей стимулов к эффективному использованию ресурсов, к расширению ассортимента товаров и услуг, к инновациям;
- стремление перевыполнить план негативно сказывается на качестве продукции;
- невозможность эффективного управления возрастающей сложностью производственной цепочки, что ограничивает использование эффекта масштаба для разных технологических переделов и не позволяет снижать себестоимость продукции;

По мнению влиятельного британского еженедельника The Economist, «централизованное планирование запомнилось как величайшая экономическая катастрофа XX века»

Только в некоторых крупных городах можно было найти, отстоять в длинной очереди и купить редкую для остальных регионов вещь. Качество товаров также было спорным. Искали зарубежную технику, мебель, стройматериалы. Даже имея деньги, нужно было ещё и найти и "дать на лапу"

К примеру товары для женщин были в особом дефиците. Женщины тратили своё время и вязали шапочки, свитера, юбки и т.д. Даже найти качественную парфюмерию, косметику, карандаш, лак для ногтей было крайне сложно. Моя супруга рассказывала мне историю, когда её учительница по музыке всегда имела красивый красный "лак" на ногтях, чем вызывала вопросы подруг - где ты его купила? Пока однажды случайно не намочила руки и "лак"... потёк. Оказалось бедная женщина утром красила ногти обычной акварелью и не мыла руки до вечера. Этот забавный случай может нас относиться к этому со юмором, а может вызывать недоумение у тех, кто не жил в СССР и не понимает всех этих лишений.

Забывчивые могут мне парировать, что на фотографиях СССР магазинов полки всегда заполнены. Смешно. Ну конечно заполнены - внимательно только смотрите эти фотографии. Заходишь в магазин и на заваленных товаром полках не можешь найти то, что тебе нужно. Присмотрелись? Однообразие! Одно и тоже выставлено в целый ряд на 3-4 метра или построено в пирамиду Хеопса. Вглядываясь в эти фотографии я вижу количество, а не разнообразие и качество. Я вижу безразличных к своим товарам продавцов, которым ничего не будет за хамство покупателю.

Я прекрасно помню самый разнообразный магазин того времени - базар, рынок. Вот на базаре можно было найти практически любой фрукт, овощ в прекрасном состоянии, потому что продавцы были заинтересованы продавать. Остальным, магазинам и универсамам, в плановой экономике было всё равно что они продают. А что им нужно продавать решали "умные" люди в министерствах.

Не от хорошей жизни советские люди тратили своё свободное время и вязали, штопали, пекли, мариновали, варили, солили и гнали.

Вывод: Если у Вас куча свободного времени и Вам скучно, Вы хотите сделать свой гардероб и еду проще, а также вязать, штопать, мариновать, варить, солить, гнать. Если Вы хотите ещё 3-4 часа свободного после работы времени стоять в очередях. Тогда Вы созданы для СССР.

3. Классовое общество

Больше всего меня умиляют те, которые пишут, что "в СССР все были равны", а вот сейчас появились богатенькие "сынки".

Уверяю Вас, в СССР жизнь сына директора фабрики из Москвы сильно отличалась от жизни сына рабочего из села Гадюкино. Или дочка председателя райкома одевалась лучше дочери работницы ткацкой фабрики. Отгадайте с трёх раз от нехватки какого продукта не страдали директор мясного или рыбного отделов. Кто-то мог ездить за границу по работе и соответственно иметь иномарку, снабжать иностранными товарами своих родственников. Но это лишь узкие примеры.

А если рассматривать пошире, то в СССР была т.н. номенклатура - немалая прослойка населения, которая занимала различные ключевые административные посты во всех сферах деятельности: правительство, промышленность, сельское хозяйство, образование и т.д.
Для советской номенклатуры были введены (начиная с 20-х годов) привилегии в снабжении товарами и продуктами, в том числе дефицитными — т. н. спецраспределители («200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском пр. и т. д.), «столы заказов» — и могли приобретать (нередко по многократно заниженной цене) недоступные для остального населения товары. Отдельным и более качественным было медицинское обслуживание. Номенклатура имела специальные поликлиники, больницы и санатории, оснащенные по последнему слову медицинской техники, с высококвалифицированными специалистами, подчинявшимися 4-му главному управлению Министерства здравоохранения СССР, в народе прозванному «четвёркой». Подробное описание привилегий номенклатуры хрущёвского и брежневского периодов можно найти в книге Михаила Восленского «Номенклатура».
В книге М. С. Восленский оценивает число номенклатурных работников в СССР брежневского периода величиной 750 тыс. человек.

На этой главе отдохнём немного, посмеёмся вместе с Романом Карцевым и продолжим читать следующие 3 главы:

4. Внешняя политика, войны

История СССР - это 70-летняя история войн, история вечной борьбы с вечным врагом. СССР считала своим долгом вмешиваться во все мировые процессы и терять там своих граждан ради "высокой" цели. Войны начинала или сама СССР, или начинали против неё, СССР вмешивалась в чужие конфликты, посылала туда своих солдат, многие из которых не возвращались. Кроме того отмечу сколько советской техники было безвозмездно отдано другим странам или уничтожено в этих войнах.
Это к слову о том, о ком же заботилось СССР?
Существовала ли эта страна для людей или люди существовали в ней для достижений её целей?

Рождение СССР: Гражданская война (1918-1922) (Всего погибло 10 500 000, Эмигрировало 2 000 000)
Советско-польская война (1919—1921) (В плен попало более 120 тысяч красноармейцев (до 200 тысяч), по большей части пленённых в ходе сражения под Варшавой, и ещё 40 тысяч бойцов находились в Восточной Пруссии в лагерях интернированных)
Советско-китайский военный конфликт (1929)
Интернациональная помощь Испании (1936-1939 гг.) (Всего ей было поставлено с октября 1936 по январь 1939 г.: самолетов - 648, танков - 347, бронеавтомобилей - 60, торпедных катеров - 4, артиллерийских орудий - 1186, пулеметов - 20486, винтовок - 497 813, патронов - 862 млн., снарядов - 3,4 млн., авиабомб - 110 тыс.)
Оказание интернациональной военной помощи Китаю (1923-1941 гг.) (Всего из СССР на основе договоров Китаю поставлено (с ноября 1937 по январь 1942 г.): самолетов - 1285 (из них - истребителей 777, бомбардировщиков - 408, учебных - 100), орудий разных калибров - 1600, танков средних - 82, пулеметов станковых и ручных - 14 тыс., автомашин и тракторов -1850, большое количество винтовок, артснарядов, винтовочных патронов, авиационных бомб, запасных частей к самолетам, танкам, автомобилям, имуществу связи, бензина, медикаментов и медицинского оборудования. 227 военнослужащих СССР погибло)
Боевые действия у озера Хасан 29 июля - 9 августа 1938 г.
Боевые действия у реки Халхин-Гол (1939 г.)
Освободительный поход в Западную Украину и Западную Белоруссию (1939 г.)
Советско-финляндская война (30.11.1939-12.03.1940 гг.)(убито и умерло от ран и болезней 11 676;пропало без вести 5 965;ранено 35 800;)
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.
Гражданская война в Китае (1946-1950 гг.) (погибло, умерло от ран и болезней 936 чел)
Война в Корее (1950-1953 гг.) (потеряно 335 самолетов и 120 летчиков, всего погибло 315 чел)
Война во Вьетнаме (1965-1974 гг.)
Карибский кризис (1962-1964 гг.)
Алжир (1962-1964 гг.)
Арабо-израильские войны (1967-1974 гг.)
Сомалийско-эфиопская война (1977-1979 гг.)
Венгрия (1956 г.) (720 убитых и 1540 раненых)
Чехословакия (1968 г.)
Пограничные военные конфликты на Дальнем Востоке и в Казахстане (1969 г.)
Война в Афганистане (25 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г.) (15 051 погибших, 53 753 раненых, 417 пропавших без вести)
Советская военная и военно-техническая помощь оказывалась и другим странам, где также не обошлось без жертв:

Мозамбик 1967 - 1969 гг. с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г. с марта 1984 г. по апрель 1987 г.
- Ангола 1975-1994 гг.
- в Сирии: июнь 1967 г. март - июль 1970 г. сентябрь - ноябрь 1972 г. октябрь 1973 г
- Йемен с октября 1962 г. по март 1963 г. с ноября 1967 г. по декабрь 1969 г.
- в Лаосе 1960 - 1963 гг. с августа 1964 г. по ноябрь 1968 г. с ноября 1969 г. по декабрь 1970 г.
- в Камбодже: с апреля по декабрь 1970 г
- Бангладеш: 1972 - 1973 гг
- Пакистано-индийский конфликт 1971 г,
- Чадско-ливийский конфликт 1987 г.
- Конфликт в Югославии. 1989-1991 гг.
- Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 г.

Позвольте в этой главе мне не делать никаких выводов, а просто скорбить по тем кто погиб. Так или иначе, этих людей действительно жаль. Но всё же от нас, от реальной и всеобъемлющей оценки истории зависит хотим ли мы повторить это нами и нашими детьми?

5. Культура

Я также читал интересные комментарии о высокой культуре фильмов и мультфильмов в СССР. Что в СССР мультики снимались специально для детской психики, не было сцен насилия в фильмах и т.д.

Начнём с детских кинофильмов.
- После просмотра на каникулах "детского" фильма "Всадник без головы" я в малом возрасте спать несколько ночей не мог нормально.
- "Мио, мой Мио" - печальная сказка про одинокого, никому не нужного мальчика-сироту, который из унылого Стокгольма переносится в страну фантазий и решает остаться там навечно.
- "Сказка странствий" - тёмный, неприятный для меня в детстве фильм. Марта ищет брата, бродя с другом по клубящимся туманом страшным болотам, зубастым горам, пещерам, увитым корнями деревьев, подземельям, каменным горящим городам и прочим неприятным местностям. Музыка Шнитке прекрасна, но не исправляет ужас полёта к земле где куча костров, где сжигают умерших от чумы людей. Друг Марты тоже умирает от чумы и оставляет её одну в этом мире искать брата.

И мультфильмы в СССР били по детской психике:
- "Бескрылый гусенок" психоделический мультфильм, снятый по чукотской сказке. Там постоянно человек отрывает себе голову, чтобы из его туловища вылетали птицы. А несчастного гусенка то закапывает живьем лиса, то спускают в ад мыши, превращающиеся в тараканов… В общем, за 10 минут мультфильма Свердловская киностудия могла легко сделать из ребенка неврастеника.
- "Босоногий Ген" - адский ужас каждого школьника конца 80-х, полнометражное аниме про сбрасывание ядерной бомбы на Хиросиму. Чем думали учителя, отводя первоклассников в кинотеатр, - непонятно
- "Черная курица, или Подземные жители" - мрачный мультфильм о подземельях, народе-карликов и о кандалах за предательство.
- "Белая цапля", где злобная принцесса приказывает убить птичку, чтобы сделать из ее хохолка украшение, а вслед за принцессой эстетическим истреблением цапель начинает заниматься весь народ. Душевный сюжет подкреплен мрачными красками и холодящей сердце музыкой.
- "Халиф-аист" - когда детям внушают, что можно навсегда остаться заколдованной птицей, забыв слово "мутабор". Некоторые дети, говорят, писали на себе это слово, чтобы превратиться обратно в человека.
- "Серебристый колокольчик" про мальчика, который сломал ценный колокольчик и попал в пустынное царство Суховея, где в мутном зареве танцуют жуткие танцы какие-то палочки и веточки, а сам Суховей является неприятно шевелящимся пятном со скрипучим шепчущим голосом

Можно продолжать ещё долго. Даже любимый всеми Айболит, где детей хотят съесть или в "Мойдодыре" крокодил таким образом заставляет мальчика умываться? А нормально за зайцем бегать весь сюжет и пытаться его съесть в "Ну, погоди"? Курение волка нормально сказывается на психике детей? Может я слишком строг - но просто такие любители советских мультфильмов одновременно ненавидят иностранные и видят там то, что в советских почему-то не замечают - вот что обидно.

Не на этих ли мультфильмах и кинофильмах выросла армия советских серийных убийц и маньяков?

И в обычных фильмах сцены насилия были. Были там, где они должны были создать образ врагов. А как ещё заставить людей отличать советских солдат от Фашистов? Поэтому Враги, "могли" сжигать, убивать, насиловать и расстреливать. Чтобы их легче было ненавидеть. То есть насилия в советских фильмах априори не могло не быть.

Вывод: В этом случае не обязательно возвращаться в СССР, чтобы вспомнить все перечисленные в этой главе фильмы и мультфильмы. Просто выбирайте и смотрите. Больше одного в день не советую несмотря ни на какие советские ГОСТы качества этой продукции. А то ведь Вы всё "Гараж", "Служебный роман" или "Старый, новый год" норовите пересмотреть. А в СССР программа передач была строго регламентирована. Так что смотрите, всё что показывают. А не только белыми пятнами. Не забывайте смотреть и такое "кино" для полноты воспоминаний и ощущений.

6. Распределение доходов союзных республик

Распределение доходов между республиками СССР было неравномерным. Одни республики могли в силу своего труболюбия и образа мышления работать и зарабатывать больше остальных.

Для примера рассмотрю только Латвийскую ССР, присоединённую в 1940 году:
ЛССР поставляла в другие союзные республики радиоприёмники, АТС, микроавтобусы, вагоны, стиральные машины, изделия лёгкой и пищевой промышленности и др. Изделия промышленности ЛССР экспортировалось более чем в 100 стран. По уровню производства национального дохода на душу населения Латвия занимало одно из ведущих мест среди союзных республик. По производству продукции в расчёте на душу населения ЛССР занимала среди союзных республик 1-е место по выпуску магистральных пассажирских вагонов, трамвайных вагонов, дизелей и дизель-генераторов, АТС и телефонных аппаратов, холодильных установок, фанеры, шифера, шерстяных и льняных тканей, верхнего трикотажа, радиоприёмников, бытовых стиральных машин, мопедов, а также по объёму работ предприятий бытового обслуживания и перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом (1972)

Обратите внимание на то, что всё перевозилось в центр, в Москву. Нередко в регионах производителях, чтобы заказать производимый на территории товар приходилось обращаться через Москву. Именно в центре решалось кому распределить товары. Чаще всего большинство товаров оставалось в Москве или шло на экспорт, распределялось между ведомствами Москвы и регионов, поставлялось на нужды армии и только остатки определялись в крупные города и нередко не доходили до прилавков (ждали под прилавком блатных "друзей"). Нередко на экспорт в другие страны шли товары, которые были дефицитными в стране.

Вывод: Если хотите работать и зарабатывать больше других, но чтобы всем платили поровну. Если считаете честным, что Ваш народ трудолюбием своим должен кормить другие народы. То пожалуй у меня больше доводов не осталось. Живите в СССР.

Послесловие:

Для эффективного развития любого государственного строя необходима модель ответственного, порядочного, трудолюбивого гражданина. Нужно признать, что и СССР не удался в том числе по причине "разрухи в головах" как во власти, так и в народе.
Я бы даже сказал так, СССР требовал более ответственных граждан, чем при нынешней рыночной экономике.

Сейчас людям с "разрухой в головах" самим живётся сложно и живётся сложно только им, но не всем. Они делают хуже в основном только себе.
Те кто хочет жить хорошо, кто много трудится, кто понимает как много следует учиться и работать, тем и многое удаётся.
Может в этом и есть элемент той справедливости, которой было сложно добиться в СССР?

Я намеренно не закончил эту статью, так как я не описал таких недостатков как воровство на предприятиях (даже шутку о том, что "это компенсация зарплаты, а не воровство" заготовил), не привёл цифры наркомании и пьянства, и некоторые другие вопросы. Я хотел, чтобы люди научились находить эту информацию и думать сами. Сами делать выводы и строить реальные картины прошлого.

Список источников и использованной литературы: