Литературный салон

Продолжаю рассказ о девятнадцатого века. Сегодня речь пойдет о салоне Волконской. Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792 – 1862) – писательница, дочь князя А.М.Белосельского-Белозерского, который любил литературу и дал дочери прекрасное гуманитарное образование. С 1808 года она была фрейлиной, вскоре вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского – брата известного декабриста Сергея Григорьевича Волконского. С 1813 года по 1817 год Зинаида Александровна жила за границей, вращаясь в высших великосветских салонах. По возвращении в Петербург она занялась литературной деятельностью, написав повесть на археологическую тему «Tablean slave». С 1824 года жила в Москве, на Тверской улице, в доме 14, который был построен по проекту известного архитектора М.Ф.Казакова. Ее дом стал известнейшим салоном, который посещали обычно по понедельникам Пушкин, Жуковский, Вяземский, Одоевский, Баратынский, Веневитинов, Шевырев, Погодин, братья Киреевские, Адам Мицкевич, живший в то время в первопрестольной.
Александр Сергеевич Пушкин отмечал особенность тонкого женского ума и, сравнивая русских образованных женщин с мужчинами, высказывался не в пользу последних. В его неоконченной повести «Рославлев» (1831) есть такие строки: «Нет сомнения, что русские женщины лучше образованы, более мыслят, нежели мужчины, занятые Бог знает чем».
Может быть, именно поэтому самыми замечательными салонами первой половины XIX века в Москве были те, хозяйками которых являлись женщины, – Зинаида Волконская, Авдотья Елагина и Каролина Павлова. Великий поэт посвятил Зинаиде Александровне поэму «Цыганы». Атмосфера литературного салона ему, видимо, запомнилась. Возможно, именно ее он воспроизвел в третьей главе неоконченной повести «Египетские ночи».
Княгиня интересовалась памятниками старины
В 1825 году хлопотала об основании русского общества для устройства национального музея. Именно в это время она пишет на русском языке исторический роман-поэму «Ольга» о киевской великой княгине.
В окружении З.А.Волконской были люди, которые раздражали власть предержащих. В ее доме останавливались жены декабристов, решившие следовать за мужьями в Сибирь. В июле 1826 года здесь приняли Е.И.Трубецкую, а декабре – Марию Николаевну – жену С.Г.Волконского – брата мужа Зинаиды Александровны. На этом вечере 27 декабря 1826 года Пушкин читал послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд». Он передал это стихотворение А.Г.Муравьевой несколькими днями позже на квартире родителей Муравьевой, в Большом Каретном (Большом Спасском) переулке, доме 24. Этот дом не сохранился, он перестроен.
За салоном было установлено полицейское наблюдение. Шефу жандармов Бенкендорфу 9 мая 1826 года сообщалось:

«Между дамами – две самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство, княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат сосредоточением всех недовольных, и нет брани более злее той, какую они извергают на правительство и его слуг».

Волконская решила покинуть Россию. Она отправилась в Италию, где родилась и язык которой знала. С.П.Шевырев, Н.Ф.Павлов и поэт Е.А.Баратынский по этому поводу написали стихи:

Из царства виста и зимы,
Где, под управой их двоякой,
И атмосферу и умы
Сжимает холод одинакой,
Где жизнь какой-то тяжкий сон,
Она спешит на юг прекрасный,
Под Авзонийский небосклон…

Зинаида Волконская в 1829 году навсегда покинула Россию. Она обосновалась в Риме, где, как и в Москве, жила в окружении художественной интеллигенции. Ее сочинения были изданы после ее смерти ее сыном в Карлсруэ одновременно на русском и французском языках.

Москва. Салон Зинаиды Волконской. 1824-1829 гг

В гостиной мягкий полусвет. Двое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы.
Ведущие начинают повествование.
Звучит "Хоральная прелюдия" И. С. Баха.

1 ведущий : В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.
2 ведущий: Издавна считается, что хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в доме была женщина. Она защищала своих домочадцев от любой скверны, была их наставницей и опорой.
У каждой эпохи своя женщина - женщина-воительница, женщина-просветительница, гражданка (в великом смысле этого слова), женщина-муза, идеал. Но какой бы она ни была, всегда остается она средоточием всего лучшего и человеческого.
1 ведущий: Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о женщине. Женщине как о воплощении самого прекрасного, идеального. Поговорим о прекрасном идеале, вдохновлявшем великих мастеров на создание бессмертных творений. (В разговор ведущих гармонично вливается "Па-де-де Жизели и Альбера" из балета "Жизель" А.Ш. Адана.)
2 ведущий: Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства с Россией XIX века. Россией просвещенной, литературной, музыкальной, мятущейся и ищущей свой идеал. Первая четверть XIX века - яркая страница в истории отечественной словесности и изобразительного искусства (показывает портреты и альбомы по искусству). Эта страница наиболее ярко отражает характер женщины, как представление о нравственном идеале у романтиков. (Читает стихотворение Е.А. Баратынского "Она").
2 ведущий: Все чувства женщины направлены к доброму началу, терпению и любви к ближнему. Литература, поэзия, живопись, музыка - все виды искусства того времени находили слияние в прекрасном поиске идеала, воплощенного в современнице.
1 ведущий : Итак, Россия XIX века, атмосфера музыки, поэзии, прекрасных дам... В это время в России процветают литературные кружки-салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением и развлечением. Салон как одна из форм. интеллектуальной жизни высшего круга общества.
Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным, и при этом каждая из сторон не подавляла другую. Умение держать салон П.А. Вяземский называет "искусством". Он отмечает как главную особенность салона то, что им может руководить только женщина.
2 ведущий : "Ум женщины, - пишет он, - тем и обобщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя: так проницательная, строгая и опытная хозяйка дома не выдвигается вперед перед гостями, не перечит им, не спешит перебить у них дорогу, а напротив, как будто прячется, чтобы только им было просторно и вольно"".
1 ведущий: Сегодня мы Вас приглашаем посетить знаменитый салон XIX века, -познакомиться с гостями, найти своих друзей и единомышленников. Мы: побываем в московском салоне княгини Зинаиды Волконской.
Московский салон Зинаиды Волконской оставил в истории русской общественной жизни, в истории литературы яркий, памятный след.
Итак, войдем в московский дом на Тверской улице, принадлежащий княгине Зинаиде Александровне Волконской. (Этот дом, хотя и перестроенный, существует и ныне и известен москвичам под старинным названием "Елисеевский магазин"). Выбор Москвы конечно же не случаен: москвичом был ее отец, друг Карамзина и носивший прозвище "Московский Аполлон". А так велико было желание укрыться от чопорности и принудительности петербургской жизни. Княгиня с головой ушли в мир искусства, поэзии... (Ведущий читает стихотворение А. Мицкевича "На греческую комнату...").
2 ведущий: По словам современника "она украшала свой дом оригинальными копиями знаменитейших произведений живописи и ваяния; комнаты своего дома, настоящего музея она раскрашивала фресками в стиле разных эпох".

Звучит вальс и танец Жизель и Альберта из балета "Жизель" А.Ш. Адана.

1 ведущий : Познакомимся с хозяйкой этого гостеприимного дома. (Ведущий читает стихотворение И. Козлова "Княгине Волконской") Она принадлежала к древнему роду князей Белосельских-Белозерских. Княжна рано лишилась матери и воспитанием дочери занимался отец, прививший девочке любовь к литературе и искусству. Он смог стать любимым и искренним другом этого создания.
1810 году Зинаида Александровна вышла замуж за князя И Г. Волконского, приближенного царя Александра I. Она блистает при дворе, император оказывает ей особое внимание. Красивая, умная, образованная, обладающая аристократическим талантом и прекрасным голосом, она играет в спектаклях, поет, пишет музыку. Ее пение вызывает восторг у Россини, известная актриса Марс сожалеет, что "такой специфический талант достался на долю дамы большого света".
2 ведущий : Наряду с музыкой и театром Волконская занимается литературой, пишет стихи и прозу. Своему салону княгиня ЗЕНЕИДА (именно так называли ее друзья) придала музыкально-литературный характер. Этим он резко выделялся среди прочих московских "открытых домов" с их балами, маскарадами, карточной игрой. (Звучит стихотворение А.С. Пушкина "Княгине З.А. Волконской").
1 ведущий: "По ее аристократическим связям собиралось в ее доме самое большое общество первопрестольной столицы литераторы и художники обращались к ней, как бы к некоему меценату, и приятно встречали друг друга на ее блистательных вечерах" - вспоминает Муравьев.
2 ведущий: "Тут соединялись представители большого света, сановники и красавцы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нем чтения, концерты дилетантами и любительницами итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя было забыть впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто" - сообщает Вяземский. (очень тихо, но постепенно нарастая, звучит увертюра к опере В.А. Моцарта "Дон-Жуан").
1 ведущий : Грянул 1825 год. Год декабрьского восстания. Реакция лишила Россию самого прогрессивного слоя политиков, поэтов, блестящих военных - цвета общества.
В первый, самые страшные месяцы после расправы над декабристами, над общественной мыслью России, в те дни, когда большей частью общества овладел страх и растерянность, литературные чтения в салоне З.А Волконской приобрели не только литературное значение, но они стали символом жизнестойкости, вольнолюбивого духа" они вселяли веру и надежду на будущее.
2 ведущий: Хочется напомнить вам об одном смелом поступке этой необыкновенной женщины Ее дом в эти тяжелые времена становится центром, куда стекаются сведения о декабристах.
Три дня в конце декабря провела в Москве ехавшая за мужем в Сибирь княгиня Мария Волконская. Она остановилась у своей невестки Зинаиды. 26 декабря Зинаида Александровна устроила в ее честь великолепный музыкальный вечер, который Мария с благодарностью и нежностью опишет в своих воспоминаниях. На этом вечере присутствовал А С. Пушкин
1 ведущий : Современник писал, что у З.А Волконской "можно было встретить все, что только было на Русском Парнасе". Одно перечисление имен показывает, что посетители ее салона были имениты не только в свое время, но оставили свой след в историй литературы А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, Д.В. Веневитинов, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, Каролина Павлова и много-много других.
2 ведущий: Но конечно же признанным главой русской литературы был АС. Пушкин.
1 ведущий: Салон Волконской объединял поэтов и писателей, самобытных дарований. Тут главным критерием была талантливость.
Вот этих талантливых ярких личностей мы вам сегодня и представим. Мы поговорим о тех людях, чьи имена не так широко известны и возможно Вам не знакомы
Итак, разрешите представить молодого поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова
1 ведущий: Ну, что ж, тогда поведаем историю о перстне Веневитинова (Ведущий берет альбом с фотографией перстня и показывает слушателям).
Перстень Веневитинова, лишенный украшений, слегка приплюснутый, деформировавшийся от времени, невзрачный на вид. Однако его история, нерасторжимо связанная с романтической судьбой владельца, превратила перстень в бесценную реликвию. Дмитрий Веневитинов, таланту которого пророчили великое будущее, едва ли не самый красивый поэт прошлого века, прожил всего 21 год.
2 ведущий: Этот юноша был во всем необычен. Одна его внешность уже поражала современников: "Это был красавец в полном смысле этого слова Высокого роста, словно изваяние из мрамора Лицо его имело кроме красоты какую-то прелесть неизъяснимую. Громадные глаза, опушенные длинными ресницами, сияли умом". (Сергеев С "Как вы позволили ему умереть?"). (Ведущий показывает портрет поэта).
1 ведущий : Его жизнь стала живым олицетворением романтических представлением о судьбе поэта, а перстень - главным атрибутом "легенды" о Веневитинове.
Юный поэт был страстно влюблен. (Читает стихотворение Д. Веневитинова "Элегия").
В этих стихах узнается прекрасный образ московской красавицы княгини Зинаиды Волконской.
2 ведущий: Княгиня Зинаида не отвечала влюбленному поэту взаимностью, но была к нему привязана, отдавала дань его уму и таланту. В ноябре 1826 года Веневитинов переезжает из Москвы в Петербург.
1 ведущий: На прощание в знак дружеского расположения Волконская подарила ему перстень, найденный в 1706 году при раскопках Геркуланома, погибшего при извержения Везувия. Веневитинов дорожил подарком, всегда носил его особой.
2 ведущий : Он прикрепил перстень к часам, в виде брелка, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Он как бы предчувствовал второй исход. (Читает стихотворение Д. Веневитинова "К моему перстню").
1 ведущий : Тема перстня еще не раз возникает в творчестве поэта. Перстень - это знак любви, любви трагической, поэт мечтает унести с собой в могил/. (Читает стихотворение Д. Веневитинова "Завещание").
В марте 1827 года Веневитинов простудился и через несколько дней умер. Современники связывали смерть поэта с его неразделенным чувством к Волконской. Горящий чистою, но страстною любовью, он посвящал ей меланхолические свои стихи и безвременно сошел в могилу...
В последние часы жизни Веневитинова друзья надели на безымянный палец его правой руки перстень... (Читает стихотворение Д. Веневитинова "К моей богине"). Комната наполняется пленительными звуками "Ноктюрна" М. Глинки.
2 ведущий : Евгений Абрамович Баратынский. Пушкин писал о нем: "Баратынский принадлежит к числу отличных поэтов". Баратынский происходил из весьма просвещенной семьи. В душе Евгения вопреки окружающей будничной атмосфере таились яркие мечты о морских путешествиях, его влечет романтика бурь и опасностей. Вместе с несколькими друзьями по Пажескому корпусу, где он учился, он составил "общество мстителей". Действия этих "нарушителей спокойствия" выражались в разного рода шалостях и проделках, досаждавших корпусному начальству. РЬ кончились они весьма печально: один из "мстителей" похитил у своего отца золотую табакерку и крупную сумму денег. Соучастников в этом серьезном проступке был Баратынский. За это он был исключен из Пажеского корпуса и ему было запрещено поступление на какую-либо службу, кроме как рядовым. Для оступившегося подростка это стало настоящей катастрофой, потрясением, последствия которых он ощущал всю свою жизнь.
1 ведущий : В первый год он пользуется все-таки некоторыми поблажками, жил не в казарме, а на частной квартире вместе с Антоном Дельвигом, который и ввел молодого человека в "семейство муз". (Читает стихотворение Е. Баратынского "О своенравная София...").
Дельвига и Баратынского объединяла любовь к прелестной женщине Софье Дмитриевне Пономаревой. Оба друга "томились жаждой счастья", понимая ее невозможность с предметом своего обожания и поклонения. (Читает стихотворение Е. Баратынского "Приманкой ласковых речей...").
2 ведущий: Однако друзья бывали у нее каждый день, и казалось, другие женщины перестали для них существовать. Баратынский молил... (Читает стихотворение Е. Баратынского "Не искушай меня без нужды").
Позднее муки сомнений утихли, но годы дружбы сделали свое дело, и послания Баратынского потеряли свою мрачную укоризну. Ранняя смерть его вдохновительницы оставила безутешных друзей искренне и долго ее оплакивать.

Читает стихотворение Е. Баратынского "Когда неопытен я был...". Комната наполняется нежными звуками Симфонии № 84 Ех-И. Гайдна.

1 ведущий: Василий Андреевич Жуковский - имя этого великого романтика конечно же Вам знакомо. Но сегодня мы хотим рассказать о волнующей и прекрасной любви, осветившей жизнь поэта
Поиск романтического идеала был близок всему творчеству Жуковского, и он нашел его в близком человеке, своей воспитаннице Машеньке. Можно сказать, что он сам воспитал идеал, который стал величайшим счастьем и горем всей его жизни.
В личности Маши воплотилась романтическая героиня Жуковского, основными чертами которой становиться одухотворенность, глубина и сила чувств.
2 ведущий: Посмотрите на рисунок поэта - очаровательная девушка с мягкими чертами лица, с характером отзывчивым и добрым.
Жуковский умел подчеркнуть пленительную женственность Маши в повороте головы, в мягких рассыпающихся локонах, чуть соприкасающихся с круглой щечкой. ЬЬ еще больше нежных чувств высказано стихами. (Читает стихотворение "Мой друг, хранитель - ангел мой...").
1 ведущий: Жуковский решился сделать предложение своему идеалу. Но получил отказ, так как церковь запрещала родственные браки.
1812 год - война. Жуковский - в действующей армии, а Маша и ее сестра Саша самоотверженно ухаживают за ранеными в лазарете.
Отгремела война, и снова началась мирная жизнь, заполненная поэзией и любовью. В 1814 году Жуковский опять делает предложение, но получает более решительный отказ.
Зачем, зачем вы разорвали
Союз сердец?
Вам розно быть! - Вы им
сказали. Всему конец!
Идеал Жуковского не был выдуманным. Им явилась живая женщина - прекрасная во всех проявлениях своей души и поступках Мировая поэзия не знает такой любви, и Беатриче Данте, и Лаура Петрарки были во многом плодом воображения. Воображение же Жуковского питалось реальностью и он знал об этом.
2 ведущий: От надежды к отчаянию. И все же надежда не покидала до тех пор, пока к Маше не посватался профессор медицины И.Ф. Мойер. Мать настаивала на свадьбе. (Читает стихотворение "Песня" ("Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье...")
1 ведущий: Печаль ее была непреходяща, печаль о том, что не сбылось. Все в прошлом, в детских воспоминаниях, а в настоящем только долг.
Маша жила воспоминаниями, тщательно скрытыми чувствами. Всю полноту этих чувств она пережила летом 1822 года, когда снова попала в Муратово, где все напоминало о Жуковском. (Читает стихотворение "Песня." ("Минувших дней...")
2 ведущий: Она много гуляла по дорогим сердцу местам и вспоминала, вспоминала...
И в борьбе между чувством и долгом побеждала любовь: "Везде, в других местах я умела подчиняться рассудку, но здесь, в Муратове в ваших комнатах, - признаюсь тебе! Сердце даже отказывалось верить происшедшему! Оно чувствовало себя настолько покинутым, что не осмеливалось обращать глаза на прошедшее... Я знала, что я для тебя была!" - писала Маша.
1 ведущий : Шел последний год жизни нежного существа Силы Маши были на исходе, наследственная болезнь - туберкулез - уже давала себя знать, дни ее были сочтены
17 марта 1823 года ее не стало. Умирая, Маша все время звала Жуковского. Письмо к нему осталось недописанным: "Друг мой, это письмо получишь ты тогда, когда меня подле вас не будет, но когда я еще буду к вам душою. Тебе обязана я своим живейшим счастьем, которое только ощущала! ... Одна мысль, которая меня беспокоит, есть то, что я не больно была полезна на этом свете, не исполнила той цели, для которой создана была По это чрезмерное желание, которое всю жизнь меня не покидало, - делать что-нибудь полезное. - неужели оно не во что не причтется? Друзья, не жалейте обо мне, я уверена в милосердии..." Па этом письмо обрывается.
2 ведущий: Маши не стало, но та поэзия, те возвышенные чувства, которые она породила, обессмертили ее имя. (Читает стихотворение В.А. Жуковского "Привиденье").
1 ведущий: Сегодня мы приоткрыли для вас печальные страницы судеб поэтов, прочли пламенные и нежные строки из стихов. У каждого из них была Муза, но это не созданные воображением, а живые женщины со своим характером и образом мыслей.
2 ведущий: Женщины, о которых мы сегодня говорили, не могли пройти незамеченными - настолько высок был их духовный потенциал, что свет, исходящий от них, находил отражение в творчестве художников. (Читает стихотворение Д. Давыдова "Не пробуждай, не пробуждай).
1 ведущий: На этой печальной, но бесконечно светлой ноте, хочется закончить нашу встречу. И пусть слова замечательных поэтов и образы их героинь, их идеалов оставят в вашей душе самые светлые, добрые воспоминания. (Звучит "Маленькая ночная музыка соль мажор" В.А. Моцарта).
Задача вечера - рассказать о культурной жизни России XIX века, показывая ее на основе жизни литературного салона столицы. Рассмотреть салон, как одну из основ развития духовного потенциала и интеллектуального роста человека. Познакомить слушателей с прекрасной классической музыкой, поэзией, изобразительным искусством XIX века, представляя знаменитых гостей модных столичных салонов.
Вечер расскажет о талантливых женщинах - литераторах, о роли женщины, как вдохновительницы великих мастеров.
Музыка, стихи, великолепные портреты не смогут оставить равнодушными молодых слушателей.

ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ:

Мероприятие проводится в литературно-музыкальной гостиной.

Мягкий свет ламп. Уютные отблески огня в камине. Вся обстановка в гостиной располагает к доверительному разговору, настраивает слушателей на поэтический лад

Стены комнаты украшены портретами и видами мастеров этой эпохи. На низких столиках лежат художественные альбомы и виды Москвы Художественная атмосфера гостиной поможет молодым слушателям проникнуть в волшебный мир свечей, цветов и поэзии.

I Раздел ЧУДЕСНЫЙ ОБРАЗ ВДОХНОВЕННЫЙ

Цитата:
Ее уж нет!
Все было в ней прекрасно!
И тайна в ней великая жила,
Что юношу стремило самовластно
На видный путь и чистые дела...
В.А. Жуковский.

В этот раздел входят книги, посвященные женскому образу начала XIX века, художественные альбомы, сборники лирики, произведения женщин-литераторов.

II Раздел: ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ МОСКОВСКОГО САЛОНА

Цитата:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.

Этот раздел включает в себя книги о поэтах, писателях, музыкантах, художниках - тех, кто был гостем салона, либо мог бы им быть. Обязательно должны быть представлены книги тех авторов, о которых идет речь на вечере.

Наши корни

Литературный салон «На Пироговке» – преемник литературных салонов «На Рублевке» и «На Самотеке». Литературный салон «На Рублевке» был открыт осенью 2002 года при Центре психологической реабилитации и коррекции ЗАО. Через год, 25 сентября 2003 года на базе Московского гуманитарного педагогического института был открыт салон «На Самотеке». Первый вечер, который прошел в рамках литературного салона, был поэтическим и назывался «По направлению к центру». Он был проведен в рамках Третьего международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве».

Наше настоящее

Литературный салон «На Пироговке» был открыт на филологическом факультете Московского педагогического государственного университета 18 марта 2014 г. вечером Андрея Германовича Волоса – известного писателя, лауреата премий «Антибукер», «Русский Букер», «Москве-Пенне», премии им. Ивана Алексеевича Бунина.

Наши основные цели и задачи

Наша основная задача - свести настоящего писателя с настоящим читателем: читателем-преподавателем, читателем - студентом-гуманитарием, читателем - ценителем прекрасного. Не менее важная задача - воспитание настоящего читателя, поэтому желанными гостями на вечерах Салона всегда будут не только студенты и преподаватели МПГУ, школьники и учителя, но также все, кому не безразлично поэтическое слово. Также Салон помогает осуществлению практико-ориентированного подхода в преподавании современной литературы на филологическом факультете.

Наши гости

В салоне «На Пироговке» выступают поэты, прозаики, литературные критики, регулярно печатающиеся в журнальной периодике, чьи произведения представляют интерес для широкого круга читателей, лауреаты известных литературных премий. Мы сознательно не предлагаем площадку начинающим авторам, полагая, что с этой задачей успешно справляются другие литературные клубы и салоны. Прежде всего, салон «На Пироговке» преследует просветительские и обучающие задачи – школьники и студенты воочию знакомятся с писателями, чьи произведения уже вошли в сокровищницу русской литературы и зачастую изучаются в школах и вузах.

Ведущие литературного салона «На Пироговке»

Наталия Алексеевна Попова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ, куратор премии «Учительский Белкин» и Дмитрий Петрович Дмитриев – кандидат филологических наук, заместитель начальника Отдела Руководителя Аппарата Московской городской Думы, ответственный секретарь Поэтической премии «Московский счет».

Наша зрительская аудитория

Салон посещают преподаватели и студенты московских вузов, школьники и учителя, а также все, кто интересуется современной литературой.

Основные формы проведения вечеров

  1. Персональные вечера:
    – развернутое представление гостя (биография, творческая биография);
    – выступление автора (чтение стихов/прозы);
    – ответы на записки.
    2. Сборные вечера:
    общее представление участников;
    – выступления авторов, предваряемые краткой биографией и маленькой визитной карточкой.

Место проведения

Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Периодичность вечеров

Сезон начинается в конце сентября и заканчивается в конце мая или начале июня. Литературный вечер проводится раз в месяц, за исключением периодов учебных сессий.

Дни недели

Вечера проходят по вторникам или четвергам.

Время

Начало всех вечеров – в 19.00. Окончание – в 21.00

Вход

По решению организаторов салона и руководства МПГУ на все мероприятия вход свободный.

Виктор Ахломов об истории снимка: «Есть фотография, которая называется "Плевать мне на Мальтуса". Её я снял прямо у дверей редакции, когда бежал по заданию, снимать ударников производства. По улице Горького шёл папаша в очках и шляпе, вёз на коляске одного ребенка, а другого держал на руках. Я сфотографировал эту сценку. После чего случилась интересная и довольно длинная история... Когда я принёс снимок в редакцию, все заулыбались и тут же начали придумывать подписи, соревноваться в остроумии. Но потом подошёл редактор отдела юмора и сатиры, его звали Виктор Веселовский и сказал: "Не царское это дело – подписи придумывать. Пусть читатели придумывают". Был объявлен конкурс на лучшую подпись и назначен приз. Так, благодаря мне, родилась в советской журналистике, и это, совершенно медицинский факт, рубрика "Придумайте подпись". Или как её потом в "Литературной газете" назвали: "Что бы это значило". Тем временем, мою фотографию опубликовали в "Санди таймс" и сказали: "Давайте состязаться с русскими в остроумии!", потом к англичанам присоединилась ещё половина Европы. К нам в редакцию приходили сотни, тысячи писем со всех уголков Земли с вариантами подписи. Выбрали пять лучших. Английская подпись была: "Я купил их в магазине", итальянская подпись: "Пока Петруччио делает опыты". Петруччио, это тот самый итальянец, который хотел сделать человека в пробирке. Тогда Петруччио все знали! Чешская подпись была "Плевать мне на Мальтуса". Ткни в энциклопедию, найди статью про Мальтуса. Там всё написано! Томас Роберт Мальтус, английский ученый, 1766 года рождения и т.д. Выдвинул идею, что если в семье будет рождаться по два ребенка, то через какое-то время планета не выдержит, потому что на всех не хватит питания. Он заявил, что надо иметь не больше одного ребенка… Русских подписей было больше всего, но победила одна, замечательная: "С таким мужем хоть на край света…"» «Плевать мне на Мальтуса!» Виктор Ахломов, 1965 год, г. Москва, из архива МАММ/МДФ.

Комментариев 29

Классов 477

Комментариев 14

Классов 590

Дураки Живут на свете дураки: На бочку меда - дегтя ложка. Им, дуракам, все не с руки Стать поумнее, хоть немножко. Дурак - он как Иван-дурак, Всех кормит, обо всех хлопочет. Дурак - он тянет, как бурлак. Дурак во всем - чернорабочий. Все спят - он, дурень, начеку. Куда-то мчит, за что-то бьется... А достается дураку - Как никому не достается! То по-дурацки он влюблен, Так беззащитно, без опаски, То по-дурацки робок он, То откровенен по-дурацки. Не изворотлив, не хитер,- Твердя, что вертится планета, Дурак восходит на костер И, как дурак, кричит про это! Живут на свете дураки, Идут-бредут в своих веригах, Невероятно далеки От разных умников великих. Но умники за их спиной гогочут... - Видели растяпу? Дурак, весь век с одной женой! - Дурак, не может сунуть в лапу! - Дурак, на вдовушке женат И кормит целую ораву!... Пусть умники меня простят - Мне больше дураки по нраву. Я и сама еще пока Себя с их племенем сверяю. И думаю, что дурака Я этим делом не сваляю. А жизнь у каждого в руках. Давайте честно к старту выйдем, И кто там будет в дураках - Увидим, умники! Увидим. Римма Казакова

Комментариев 6

Классов 130

Комментариев 21

Классов 344

Эрих Мария Ремарк - 30 избранных цитат.

Комментариев 87

Классов 3K

Ностальгия - это значит неизбывная тоска, когда сердце горько плачет от любого пустяка. Ностальгия, как дорожка - очень трепетная нить - в то, что больше невозможно ни вернуть, ни воскресить. Что такое ностальгия? Это боль, и это крик, и разлука с дорогими, и со всем, к чему привык. Ностальгия - это пламя, не зальют его года, это раненая память об ушедших навсегда. Голову сжимает обруч, жизнь на медленном огне. Ностальгия - это горечь по потерянной стране. По утраченному детству, куда путь заказан вновь, и не существует средства, чтобы оживить любовь. Ностальгия, как дорожка - очень трепетная нить - в то, что больше невозможно ни вернуть, ни воскресить… Эльдар Рязанов

Комментариев 35

Классов 1.2K

Ольховая сережка Уронит ли ветер в ладони сережку ольховую, начнет ли кукушка сквозь крик поездов куковать, задумаюсь вновь, и, как нанятый, жизнь истолковываю и вновь прихожу к невозможности истолковать. Себя низвести до пылиночки в звездной туманности, конечно, старо, но поддельных величий умней, и нет униженья в осознанной собственной малости - величие жизни печально осознанно в ней. Сережка ольховая, легкая, будто пуховая, но сдунешь ее - все окажется в мире не так, а, видимо, жизнь не такая уж вещь пустяковая, когда в ней ничто не похоже на просто пустяк. Сережка ольховая выше любого пророчества. Тот станет другим, кто тихонько ее разломил. Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется,- когда изменяемся мы, изменяется мир. И мы переходим в какое-то новое качество и вдаль отплываем к неведомой новой земле, и не замечаем, что начали странно покачиваться на новой воде и совсем на другом корабле. Когда возникает беззвездное чувство отчаленности от тех берегов, где рассветы с надеждой встречал, мой милый товарищ, ей-богу, не надо отчаиваться - поверь в неизвестный, пугающе черный причал. Не страшно вблизи то, что часто пугает нас издали. Там тоже глаза, голоса, огоньки сигарет. Немножко обвыкнешь, и скрип этой призрачной пристани расскажет тебе, что единственной пристани нет. Яснеет душа, переменами неозлобимая. Друзей, не понявших и даже предавших,- прости. Прости и пойми, если даже разлюбит любимая, сережкой ольховой с ладони ее отпусти. И пристани новой не верь, если станет прилипчивой. Призванье твое - беспричальная дальняя даль. С шурупов сорвись, если станешь привычно привинченный, и снова отчаль и плыви по другую печаль. Пускай говорят: «Ну когда он и впрямь образумится!» А ты не волнуйся - всех сразу нельзя ублажить. Презренный резон: «Все уляжется, все образуется...» Когда образуется все - то и незачем жить. И необъяснимое - это совсем не бессмыслица. Все переоценки нимало смущать не должны,- ведь жизни цена не понизится и не повысится - она неизменна тому, чему нету цены. С чего это я? Да с того, что одна бестолковая кукушка-болтушка мне долгую жизнь ворожит. С чего это я? Да с того, что сережка ольховая лежит на ладони и, словно живая, дрожит... Евгений Евтушенко