Биография жоржа бизе. Жорж Бизе. Страницы жизни и творчества

Как можно ещё охарактеризовать композитора, которого сам П.И. Чайковский назвал гениальным, а его произведение - оперу «Кармен» - настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и настоящим вдохновением. Жорж Бизе – выдающийся французский композитор, творивший в эпоху романтизма. Весь его творческий путь был тернист, да и жизнь – сплошная полоса препятствий. Однако, несмотря на все трудности и благодаря своему необыкновенному таланту, великий француз подарил миру уникальное произведение, ставшее одним из самых популярных в своём жанре и прославившее композитора на все времена.

Краткая биография

25 октября 1838 года в Париже на улице Тур д"Овернь в семье учителя пения Адольфа-Амана Бизе и его жены Эме на свет появился мальчик, которого любящие родители нарекли в честь трех великих императоров: Александр Сезар Леопольд. Впрочем, при крещении он получил простое французское имя Жорж, которое осталось с ним навсегда. Уже с первых дней жизни ребенок слушал много музыки – это были нежные колыбельные матери, а также учебные вокализы учеников отца. Когда малышу исполнилось четыре года, Эме стала обучать его нотной грамоте, а в пять лет усадила сына за рояль. В шесть лет Жоржа определили в школу, где любознательный ребёнок сильно пристрастился к чтению, а оно, по мнению матери, отвлекало мальчика от занятий музыкой, за которыми мальчик должен был просиживать часами.


Феноменальные музыкальные способности, которыми обладал Жорж, и усердные занятия дали свои плоды. После прослушивания, вызвавшее удивлённый восторг у профессоров Парижской консерватории, девятилетний ребёнок был зачислен вольнослушателем в престижное учебное заведение в класс знаменитого А. Мармонтеля. Обладающий живым характером, любопытный и эмоциональный ученик, который схватывал всё на лету, очень нравился профессору, работа с ним доставляла педагогу большое удовольствие. Но десятилетний мальчик делал успехи не только в игре на фортепиано. В конкурсе по сольфеджио, продемонстрировав феноменальный музыкальный слух и память, он заработал первую премию и удостоился получать бесплатные дополнительные уроки по инструменту и композиции у выдающегося П. Циммермана.

  • Несмотря на свою одарённость, юный вундеркинд очень часто ссорился с родителями из-за занятий музыкой, он плакал и злился на них, но уже с детства осознавал, что его способности и настойчивость матери дадут результаты, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
  • Удостоенный Римской стипендии, Жорж Бизе не только много путешествовал, но и знакомился с разными людьми. Часто бывая на приёмах в посольстве Франции, он встретился там с интересным человеком – послом России Киселёвым Дмитрием Николаевичем. Между двадцатилетним юношей и почти шестидесятилетним сановником завязалась крепкая дружба.
  • Дядя Жоржа Бизе – Франсуа Дельсарт – в своё время был известным в Париже учителем пения, однако большую известность он приобрёл как изобретатель своеобразной системы «постановки эстетики человеческого тела», которая впоследствии обрела своих последователей. Некоторые искусствоведы считают, что Ф. Дельсарт – это человек, во многом предопределивший развитие искусства 20 века. Даже К.С. Станиславский рекомендовал применять его систему для начальной подготовки актёров.
  • Современники Бизе отзывались о нём как об общительном, жизнерадостном и добром человеке. Всегда много и самозабвенно работающий, он, тем не менее, очень любил повеселиться в кругу друзей, будучи автором всевозможных озорных затей и забавных шуток.
  • Ещё обучаясь в консерватории, Жорж Бизе прослыл искусным пианистом. Однажды в присутствии Ференца Листа он так виртуозно исполнил технически сложное произведение композитора, что привёл автора в восторг: ведь молодой музыкант с лёгкостью сыграл головоломные пассажи в нужном темпе.
  • В 1874 году Жорж Бизе за весомый вклад в развитие музыкального искусства был награжден орденом «Почётного легиона» французским правительством.
  • После первой провальной премьеры драма А. Доде «Арлезианка» вернулась на сцену только через десять лет. Пьеса уже пользовалась у зрителей несомненным успехом, хотя современники отмечают тот факт, что публика шла на спектакль больше из-за того чтобы послушать украшавшую его музыку Ж. Бизе.
  • Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» при жизни композитора так и не была поставлена. Современники даже поговаривали, что композитор в обиде сжёг партитуру, однако сочинение всё же было обнаружено, но лишь в конце тридцатых годов прошлого столетия в архиве консерватории и поставлено впервые в концертном варианте в оккупационном Париже в 1943 году в театре на бульваре Капуцинок. Устроители спектакля постарались, чтобы в числе слушателей не было ни одного немца, так как опера, написанная на русский сюжет могла вызвать у них большое раздражение, тем более перелом во Второй мировой войне не в пользу Германии уже произошёл. Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» никогда не ставилась в России, так как многие исторические факты в ней сильно искажены.
  • Сразу после смерти Ж.Бизе все рукописи композитора, перечисленные в завещании, были переданы в библиотеку Парижской консерватории. Однако ещё много его бумаг и рукописей были обнаружены душеприказчиком Эмиля Штрауса (второй муж вдовы Ж.Бизе) господином Р. Сибила, который, определив ценность этих документов, так же незамедлительно отправил их в консерваторские архивы. Поэтому со многими произведениями композитора потомки познакомились только в XX-ом столетии.
  • У Жоржа Бизе было два сына. Старший Жан появился от случайной связи со служанкой семьи Бизе Марией Рейтер. Второй сын – Жак родился в браке с Женевьевой, урождённой Голеви.

Творческий путь Жоржа Бизе

Творческую жизнь Жоржа Бизе нельзя назвать удачливой. Он очень часто испытывал разочарования из-за несправедливых критических высказываний по поводу своих произведений. Тем не менее Бизе – это великий композитор, который всю свою жизнь посвятил музыке и оставил потомкам разнообразное наследие, включающее в себя оперы, оперетты, оды-симфонии, ораторию, произведения для хора в сопровождении оркестра и a cappella, вокальные циклы и произведения для фортепиано, а также сочинения для симфонического оркестра, включающие увертюры, симфонии, сюиты.

Уже в четыре года Жорж впервые сел за рояль, в тринадцать лет попробовал себя в качестве музыкального сочинителя, а через год, поступив на обучение в класс композиции консерватории, находился в напряжённых творческих поисках. Постепенно у него вырабатывалось мастерство, хотя поначалу совершенно отсутствовал индивидуальный творческий почерк. За годы обучения в консерватории Бизе создал немало разных произведений, но в них ещё чувствовалось влияние В.А. Моцарта и раннего Л.В. Бетховена , а также его старшего друга Шарля Гуно. Среди творений Бизе консерваторского периода необходимо отметить сочинения для хора и оркестра: «Вальс» и «Хор студентов», пьесу для фортепиано «Большой концертный вальс», оперетту «Доктор Миракль», кантату «Кловис и Клотильда», а также симфонию №1 C-dur («Юношеская»), которая и в нынешнее время с успехом исполняется на мировых концертных площадках.

Следующим важным периодом в жизни композитора явились годы, проведённые на стажировке в Италии. Это было время постоянных творческих поисков, в результате которых Бизе приходит к выводу, что основной его музыкальный интерес связан именно с театром. Здесь он пишет свою первую оперу «Дон Прокопио», которую, нарушая правила, отправляет для творческого отчета в Академию Изящных Искусств, хотя необходимо было сочинить и послать мессу. Несколько позднее Бизе всё же напишет произведение на религиозный сюжет, но не для отчёта, а на конкурс. Но его «Te Deum» на жюри впечатления не произвело, да и сам композитор позднее отмечал, что не расположен писать духовную музыку. Также в этот итальянский период из-под пера молодого композитора выходит ода – симфония «Васко да Гама», которая послужила творческим отчётом перед Академией, и несколько пьес для оркестра, впоследствии вошедшие в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме».


После возвращения домой Бизе, по заказу парижской «Опера-Комик», начинает работу над музыкальным комедийным спектаклем «Гузла эмира», однако премьера оперы не состоялась, несмотря на то, что в театре уже шли её репетиции. Композитор не был удовлетворён своим творением, считал его уязвимым и обречённым на провал. Он забрал партитуру и тут же приступил к созданию нового произведения, которое как предполагал Бизе откроет ему блестящие перспективы. Опера в конечном варианте получила название «Искатели жемчуга ». В этот же период молодой композитор отправляет в Академию Изящных Искусств свой третий последний отчёт, состоящий из Увертюры, Скерцо и Похоронного марша. Премьера «Искателей» состоялась в конце сентября 1863 года и была довольно хорошо встречена публикой, а в довершении получила хвалебный отзыв в статье написанной Г. Берлиозом , хотя нападок от критиков, обвинивших Бизе в подражании Вагнеру , было предостаточно.

Личная жизнь

Бизе был очень стеснительным молодым человеком и не считал свой внешний вид привлекательным для женщин. При общении со слабым полом он всегда так сильно волновался, что лицо краснело, руки потели, а язык при разговоре заплетался. Со своей первой любовью Жорж познакомился в Италии, её звали Джузеппа. Это была смешливая и кокетливая прелестная девушка, от которой композитор был без ума и строил планы счастливой совместной жизни, предлагая ей приехать во Францию. К сожалению, эти отношения не имели продолжения, так как Бизе из-за болезни матери пришлось срочно вернуться на родину.

Следующим страстным увлечением Жоржа была опытная в любви 42-х летняя женщина, которая свою юность и молодость провела в притонах, цирке, театре, а также варьете. Она была старше Бизе на четырнадцать лет. В приличном обществе о ней не упоминали, но в Париже её знали под такими именами, как красавица Могадор, мадам Лионель, графиня де Шабрильян, писательница Селест Винар. Могадор покорила молодого композитора своей бесшабашностью и невероятным женским магнетизмом. Страсть этой женщины к Жоржу была не долгой. Ранимый Бизе безмерно страдал от перепадов её настроения. Однажды во время гневного припадка Могадор облила его холодной водой и выгнала на улицу. В результате этого инцидента Жорж сильно заболел ангиной, кроме того итогом окончательного разрыва со скандальной мадам стало состояние глубочайшей депрессии, из которой выйти Бизе помогла усиленная творческая работа, а так же знакомство с молодой обаятельной девушкой – дочерью его учителя - Женевьевой Галеви.

Композитор настолько был очарован семнадцатилетней девушкой, её нежностью и чистотой, что, несмотря на возражения родственников с той и другой стороны, поставил цель жениться на Женевьеве. Свадьба состоялась через два года 3 июня 1869 года, а через три года семья Бизе пополнилась сыном, которому дали имя Жак. Жорж очень любил жену, но, несмотря на это, семейная жизнь и личное счастье композитора стали рушиться как карточный домик. Причинами тому стали неумение Женевьевы прощать частые творческие неудачи мужа, а, кроме этого, её нездоровое воображение занял успешный пианист Эли-Мириам Делаборд, связи с которым она ни от кого не скрывала. Все эти жизненные разочарования и стали причиной скорой смерти Жоржа Бизе, секрет которой до сих пор не может разгадать ни один биограф композитора.

Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

Copyright © 2019 сайт. All Rights Reserved

[…]

Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet , при крещении получил имя Жорж , фр. Georges ; -) - французский композитор периода романтизма , автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Жорж Бизе - Увертюра к опере "Кармен"

    ✪ Жорж Бизе - Alexandre César Léopold Bizet - Absolute pitch - Абсолютный слух

    ✪ Жорж Бизе / Родион Щедрин - Кармен-сюита (Full album) 1968

    ✪ Жорж Бизе - Кармен

    ✪ Жорж Бизе - Симфония До мажор 30.11.2015 Оркестр Павла Опаровского

    Субтитры

Биография

Родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.

Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857), Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством.

Творчество

Оперы

  • «Дон Прокопио » (опера-буффа , на итальянском языке, 1858-1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre , либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру , 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861-1862)
  • «Искатели жемчуга » (фр. Les Pecheurs de perles , 1862- , поставлена , «Театр лирик», Париж
  • Иван IV (1862-1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth , 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule , 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870-1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873-1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро , после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия - И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па)
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-57)
  • Элоиза де Монфор (1855-1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-1857)
  • Эрминия (1855-1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855-1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
  • Васко да Гама (1859-1860)

Оратория

  • Женевьева Парижская (1874-1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе),
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально - Воспоминания о Риме, 1866-1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро , 1885)

Произведения для фортепиано соло

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота
  • (Chasse fantastique, 1865)
  • Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)

Фортепианные дуэты

  • Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Музыка к драматическому спектаклю

  • Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)

(25. X. 1838, Париж - 3. VI. 1875, Буживаль, близ Парижа)

Жорж Бизе приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера «Кармен». Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он «отдался музыке лишь скрепя сердце» - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе «Доктор Миракль».

Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры… Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. «Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна». Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. «Голова полна Шекспира… Но где взять либреттиста!» - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки.

Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: «Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный „Пророку“ (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..»

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль» автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. «Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу». Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату «Васко да Гама» на сюжет «Лузиады» - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида «Пустыня» (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения. После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: «Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку». Или в другом письме: «Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение „Гамлета“ (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!..» В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой «Иван Грозный», обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене. В 1863 году состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга».

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы. Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно. Премьера следующей оперы - «Пертской красавицы», состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. «Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы». Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. «Я прохожу через кризис», - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка». Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы. Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из «Арлезианки» - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы.

Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке» в его творческой эволюции. Он писал:

«Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу». Эта дорога привела его к «Кармен». Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен» ещё во время работы над оперой «Джамиле», а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме «Кармен», точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре «Комической оперы». Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран.

Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир «Кармен», в начале 1876 года видел её на сцене парижской «Комической оперы». В 1877 году Чайковский писал: "… я выучил её наизусть, всю от начала до конца". А в 1880 году утверждал: «По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». И далее пророчески предрекал: «Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...» Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. «Кармен», - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности".

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.

В Париже постановка «Кармен» всё же была возобновлена в 1883 году. С тех пор «Кармен» занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.

РОЖДЕННЫЙ ПОБЕЖДАТЬ ЖОРЖ БИЗЕ

В историю музыки вошел благодаря одному очень популярному произведению. Сведущие люди утверждают, что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе , написавшему всемирно известную оперу , но эта же судьба многое взяла взамен.

Бизе родился в Париже 1838 года. Его назвали звучными именами трех полководцев: Александр – Цезарь – Леопольд, но в семье он был Жоржем . С этим именем Бизе вошел в историю, а данное при рождении имя всегда напоминало о себе…

Ребенок без детства

Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка, хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.

Утром в консерваторию сына неизменно приводила мама, а после занятий забирала домой. Дальше все было по сценарию – его кормили, а потом закрывали в комнате, где Жорж играл на пианино до тех пор, пока не засыпал от усталости. Юный музыкант старался сопротивляться матери и в то же время понимал, что ее упрямство и его талант дают результаты. Все же ему больше нравилась литература. «Ты вырос в музыкальной семье, – говорила мать, когда заставала его за чтением, – и будешь музыкантом, а не литератором. Выдающимся!»

Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город, в котором Жорж учился, стал для него источником вдохновения, творческих исканий и любви.

Первая любовь Жоржа Бизе

Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро, немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Еще у него постоянно потели руки, чего он тоже страшно стеснялся и все время краснел.

Со смешливой и кокетливой Джузеппой Жорж познакомился в Италии и, конечно же, стал звать ее в Париж. Юноша был опьянен счастьем и все время повторял: «Я не богат, но заработать денег – это так просто. Две удачные комические оперы, и мы будем жить как короли».

Письмо о болезни матери застало его врасплох. Он уезжал, заручившись обещанием Джузеппы приехать, как только его матери станет лучше. Отец горевал в одной комнате, Жорж в другой. Нужны были деньги, чтобы бороться с болезнью и нищетой. Если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение, которое принесло бы ему много денег, но на это нужно время, а его нет.

«Временная» работа Жоржа Бизе

Встретился с владельцем одного из самых известных парижских издательств Антуаном Шуданом. Он с удивлением рассматривал молодого человека и не мог поверить, что перед ним сидит лауреат престижной Римской премии, молодой гений. Ставить на начинающего композитора было рискованно, но издатель хорошо понял, что юноше нужны деньги и он готов работать, поэтому предложил заняться переложением для фортепиано опер известных сочинителей.

Сутки напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Он исправно получал деньги, но их все время не хватало. «Пиши симфонию, – словно в бреду повторяла мать, – как только ты это сделаешь, слава найдет тебя». Но на симфонию у него не было времени. Черновики множились, и, несмотря на его упорный труд, с каждым днем росли долги. Мать умерла через год после его приезда…

Музыкальный театр манил композитора. Он старался ходить на все премьеры, но все, что он писал, не находило одобрения. Комическая опера «Дон Прокопио» не была оценена. Ряд оркестровых пьес, которые позже войдут в цикл «Воспоминание о Риме», – тоже. Друзья советовали продолжить карьеру пианиста, но Жорж хотел сочинять музыку и был уверен, что выбранный путь приведет его к успеху. Оставалось только работать, ждать и терпеть нужду.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Ловцы жемчуга». Критика отметила естественность и красоту вокальных партий, множество выразительных моментов в партитуре – и все. Опера прошла на сцене 18 раз и была снята с репертуара. Все вернулось: бессонные ночи, чужие партитуры, уроки музыки. От нервного истощения спасали обливания холодной водой, прогулки по городу и посещение театров.

Любовь – насмешка

Однажды в поезде познакомился с Могадор – оперной дивой мадам Лионель, писательницей Селестой Венар, графиней де Шабрийан. Юность она провела в притонах, потом стала танцовщицей, а затем увлеклась литературой и стала описывать то, что знала о жизни, в романах. Ее книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах, но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра, где пела главные партии.

графиня де Шабрийан

Впервые за долгое время сердце Бизе учащенно забилось. Ему двадцать восемь, ей сорок два. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. Счастье было недолгим. Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Могадор старела. Ее преследовали финансовые неурядицы, он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета, а его любовь была ей ни к чему. Но расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Во время очередного скандала любимая окатила Жоржа с головы до ног ушатом холодной воды. Бизе вышел на улицу, где тихо кружил снег.

«Тихое» счастье Жоржа Бизе

Гнойный тонзиллит – таков был диагноз врачей. Для человека, всю жизнь страдавшего простудами и ангинами, он сильно рисковал, возвращаясь в тот злополучный день пешком. Бизе работал лежа, почти не мог говорить. Но его физические страдания не шли ни в какое сравнение с душевными.

Жюль Элли Делоне

Опера «Пертская красавица» не имела успеха. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал ее. Болезнь не заканчивалась, нищета не проходила. Весной 1869 года , еще слабый после болезни, вышел на прогулку. Он прошел мимо дома своего учителя и его охватило желание зайти туда, где ему было хорошо и спокойно. Здесь он встретился с повзрослевшей дочерью учителя.

Их роман не был стремительным. Наконец, Жорж сделал предложение. Казалось, в его многострадальную жизнь заглянуло солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружив Бизе такой нежностью и заботой, чтобы он снова смог работать.

Семейная идиллия была недолгой. Вскоре жене надоели постоянные отлучки мужа и его вечная занятость. Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него был заказ – комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась, ей вторил мужской баритон…

«Кармен»

Прототипом главной героини должна стать Могадор с ее страстностью. Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе , стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…

Галли-Марье, первая исполнительница партии Кармен

Закончился первый акт. Холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Умер на 37-м году жизни 1875 года, не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере.

Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году напишет: «Я убежден: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире».

Так и случилось. Такая же судьба ожидала не только эту оперу композитора. Большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

ФАКТЫ

Уже в девять лет демонстрировал необычайные музыкальные способности, и поэтому был зачислен в Парижскую консерваторию, несмотря на столь юный возраст. Закончив консерваторию, он стал профессиональным композитором, хотя ему исполнилось всего 19. Один малоуспешный композитор с усмешкой отозвался о Бизе : «Кто рано расцвел, тот и отцветет рано». Когда эти слова передали Бизе , тот не растерялся и ответил: «Судя по всему, сам он собирается расцвести не раньше, чем ему стукнет семьдесят».

Бизе хорошо понимал эфемерность славы, и поэтому не сильно ею дорожил. «Известность приходит и уходит, а неизвестность остается…», – частеньно говаривал композитор.

За свою недолгую, но достаточно насыщенную жизнь в театре, сталкивался с разными ситуациями и весьма натерпелся от коллег. Считается, что ему принадлежит фраза: «В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие – добра».

Обновлено: Март 10, 2016 автором: Елена

Александр Сезар Леопольд Бизе , при крещении получил имя Жорж (1838-1875), французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Первые уроки музыки будущий композитор получил от своих родителей-музыкантов.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: в четырехлетнем возрасте он уже знал ноты, а в девять - поступил в Парижскую консерваторию. Феноменальный слух, память, блестящие исполнительские и композиторские способности мальчика приводили в восхищение учителей. Бизе хотел стать универсальным музыкантом и занимался даже игрой на органе.

Уже тогда его одаренность проявилась в разных областях музыкального творчества. Еще в консерватории он сочинил симфонию, 3 оперетты, несколько кантат и увертюр, а также фортепианные пьесы (в том числе цикл из 12 пьес в 4 руки «Игры детей»). Вскоре Бизе блестяще окончил Парижскую консерваторию, где его учили знаменитые композиторы Ш. Гуно и Ф. Галеви.

Молодой музыкант неоднократно получал премии на конкурсах в консерватории, а по окончании курса в 1857 году стал лауреатом конкурса в Риме и был удостоен права провести 3 года в Италии для совершенствования в музыке. Для него это было время напряженных творческих поисков. Бизе пробовал себя в различных музыкальных жанрах: написал симфоническую сюиту, кантату, оперетту, фортепианные пьесы, романсы.

Но, как оказалось, его подлинным призванием стал музыкальный театр. Правда, путь к созданию собственных оригинальных произведений был непростым. По возвращении из Италии Бизе сочиняет оперу «Искатели жемчуга» (1863) на экзотический сюжет, повествующий о любовной драме Лейлы и Надира, а затем «Пертскую красавицу» (1867) по роману Вальтера Скотта. Оба произведения были приняты прохладно, но композитор не оставлял свои поиски. «Я прохожу через кризис»,- говорил он в те годы.

Новые впечатления, вызванные событиями франко-прусской войны (1870-1871) и Парижской коммуны привели к созданию лирической оперы «Джамиле» (1872) на сюжет из поэмы «Намуна» А. де Мюссе. С этой оперы начался период творческой зрелости композитора.

Следуя модному тогда увлечению восточной экзотикой, Бизе передал в своих произведениях глубокие психологические переживании героев и показал себя мастером романтической оперы. Тогда же он сочинил музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Богатая красочными народно-бытовыми картинами, правдивыми и яркими образами героев, она открыла путь к опере «Кармен», которая явилась крупнейшим творческим достижением Бизе и одновременно стала его лебединой песней.

Бизе начал работать над «Кармен» в 1873 году. Сюжет ее заимствован из новеллы французского писателя Проспера Мериме, а либретто написали опытные литераторы А. Мельяк и Л. Галеви. Бизе смело отошел от оригинала и создал совершенно новое произведение. «Кармен» интересна не только реалистическим сюжетом, романтической интригой, но и яркой, глубокой, драматичной музыкой. Композитор сделал более глубокими и самобытными образы героев Мериме, дал каждому из них отточенную по форме музыкальную характеристику. Именно поэтому «Кармен» и сейчас не сходит с мировой оперной сцены. По мнению П. И. Чайковского, «Кармен» суждено стать самой популярной оперой в мире».

Ее премьера состоялась в марте 1875 года. Но, несмотря на то, что в спектакле пели замечательные певцы, постановка провалилась. Яркая, экспрессивная музыка была слишком непривычна для парижской публики. Бизе был потрясен случившимся, поскольку не сомневался в успехе. Внезапная болезнь сломила его, и спустя всего три месяца после премьеры «Кармен», 3 июня 1875 года, он умер в предместье Парижа Буживале.