Яркие жизненные впечатления булгакова. Полная биография Булгакова: жизнь и творчество. Полезное видео: документальный фильм Роман с тайной

Тема : «Рукописи не горят»

(Жизнь, творчество, личность М.А. Булгакова)

Цели :

    дать представление о личности М.А. Булгакова, познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчества;

    развивать умения конспектировать лекцию учителя (заполнять таблицу), связную речь учащихся, углублять навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

    формировать у учащихся представление о личной причастности человека к тому злу и добру, которое его окружает, воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к личности М.А. Булгакова – человека твердых убеждений и непоколебимой порядочности.

Оборудование урока : портрет писателя, доска, книги М.А. Булгакова, грамзапись.

Приемы работы : лекция, сообщения учащихся, самостоятельная работа, беседа.

Ход урока

1. Лекция учителя, по ходу которой учащиеся выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Дата

События жизни писателя

Произведения

Родился М.А. Булгаков в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда останется для него миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями.

1907 г.

Умирает отец от склероза почек. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела… дать радостное детство».

С 1911 по 1916 гг.

Булгаков учился на медицинском факультете Киевского университета.

1916-1918 гг.

Работа врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии. Отзвук этих лет – в кн. «Записки юного врача»

«Записки юного врача»

Дата

События жизни писателя

Произведения

1918-1920 гг.

Гражданская война застала в Киеве. Был свидетелем смены власти. Лично пережил 14 переворотов. Был мобилизован как врач в армию Деникина и отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа остался во Владикавказе, когда белые отступили. Сотрудничал с большевиками: работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра.

«Белая гвардия» (1925), «Дни Турбиных» (1926).

1921 г.

Начал печататься. Уезжает в Москву, осознав, что он литератор.

Фельетон «Неделя просвещения»

1922-1923 гг.

Фельетоны и рассказы печатаются в газетах и журналах, фрагменты повести «Записки на манжетах»

«Записки на манжетах»

1923-1925 гг.

Работает в газете «Гудок», «Накануне». Сотрудничает со многими газетами. Работа в газете выматывала его силы. Собственным творчеством занимался по ночам.

Отдельные главы романа «Белая гвардия» опубликованы в журнале «Россия»

Сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце» (опубликовано в 1987 г.), роман «Белая гвардия» (опубликован в 1966 г.)

1926 г.

МХАТ поставил пьесу «Дни Турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел шумный успех, но и принес много неприятностей: спектакль то запрещали, то вновь разрешали.

1927 г.

В театре Вахтангова была поставлена пьеса «Зойкина квартира». Но вскоре была снята. Не разрешили к постановке пьесу «Бег». Вокруг Булгакова создавалась атмосфера травли.

«Зойкина квартира», «Бег»

1929 г.

Пьесы были сняты повсюду. Булгакова не печатали. Он дошел до глубокого отчаяния. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве. Начал работу над новым романом «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита»

28.03.1930

Обратился с письмом к Советскому правительству.

18.04.1930

Сталин позвонил Булгакову и предложил работу в МХАТе.

30-е гг.

Булгаков работает режиссером. Пишет инсценировки («Война и мир», «Мертвые души»), либретто опер, киносценарий по «Ревизору», для горьковской серии «ЖЗЛ» пишет биографию Мольера, работает над главным произведением своей жизни -–романом «Мастер и Маргарита». Ни одно произведение Булгакова не печатается. Заболел, начал терять зрение.

Пьесы «Адам и Ева» (1931), «Иван Васильевич» (1935-1936), «Последние дни», «Театральный роман», «Кабала святош»

10.03.1940

М.А. Булгаков умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Примерно так должен выглядеть конспект учащегося, за него нужно обязательно поставить оценку.

Текст лекции учителя

Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. В нем, как всегда кажется издали и по прошествии лет, мало случайного и отчетливо проступает чувство пути , как называл это Блок. Будто заранее было предсказано, что мальчик, родившийся 3(15) мая 1891 г. в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонения, бури оваций и пору глухой немоты и умрет, не дожив до пятидесяти лет, чтобы спустя еще четверть века вернуться к нам своими книгами.

Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался навсегда Киев, «матерь городов русских», где сошлись воедино Украина и Россия. Город, где прошли его детство и юность.

Корни его в церковном сословии, к которому принадлежали деды его по отцу и матери, и корни эти уходят в Орловскую землю, где был плодородный пласт национальных традиций, полсозвучия неиспорченного родникового слова, которое формировало талант Тургенева, Лескова, Бунина.

Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя, родом из Орла, окончил там духовную семинарию, пойдя по стопам отца – сельского священника. Мать, Варвара Михайловна Покровская, была учительницей из Карачева той же Орловской губернии, дочерью соборного протоиерея.

Большая многодетная семья Булгаковых – детей было семеро – навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного была с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Эта атмосфера найдет отражение в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных». (Звучит фрагмент из вальсов Ф. Шопена).

В 1907 году в семье случилось несчастье. Умер отец – Афанасий Иванович, профессор Киевской Духовной академии, историк церкви. Умер от склероза почек – болезни, которая через 33 года настигнет и его сына.

Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны. Но, как ни было это сложно, мать, хлопотливая и деятельная женщина, «сумела… дать радостное детство».

С 1911 по 1916 год Булгаков учился на медицинском факультете Киевского университета. Закончив университет, он был «утвержден в степени лекаря с отличием».

Шла первая мировая война, и Булгакову пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем полтора года проработал молодой врач в сельской больнице в селе Никольском, Сычевского уезда, Смоленской губернии, где «зарекомендовал себя неутомимым работником на земском поприще». Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу.

Вернувшись в Киев, Булгаков пытается заняться частной практикой как врач-венеролог. Менее всего хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», - отметит впоследствии. Но идет 1918 год, гражданская война, калейдоскопическая смена властей в Киеве. Позднее он напишет, что лично пережил 14 переворотов в Киеве той поры. Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовали то петлюровцы, то Красная Армия.

Не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ. В его настроениях той поры, как отмечал литературовед В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.

Заболев тифом, остается во Владикавказе, когда белые отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками. Работал он в подотделе искусств городского ревкома, устраивал литературные вечера, выступал с лекциями о Пушкине, Чехове, с беседами о музыке, театре, написал несколько пьес и сам участвовал в их постановках на сцене местного театра. Обладал артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Первые свои пьесы («Самооборона», «Дни Турбиных», «Глиняные женихи», «Сыновья муллы», «Парижские коммунары») Булгаков считал несовершенными и впоследствии уничтожил.

Владикавказ 1920-1921 годов. Голод. Холера. Нищета. Тысячи беспризорных сирот, которых не только не´чем – не´ из чего накормить. Приходится облагать горожан «вещевой повинностью» (каждый служащий обязывается сдать тарелку или металлическую ложку). И одновременно решительное наступление на неграмотность. И самоотверженная пропаганда классической русской и мировой культуры.

Подотдел искусств устраивает «Недели просвещения». В эти дни даются бесплатные спектакли, концерты лекции для рабочих и красноармейцев. М. Булгаков принимал самое активное участие в «Недели просвещения», проходившей в 14-20 марта 1921 года. Эта неделя вдохновила его на создание фельетона с одноименным названием, который был опубликован во владикавказской газете «Коммунист» 1 апреля 1921 года. Этот фельетон – самый ранний из написанных писателем в этот период и единственный сохранившийся из напечатанных во владикавказских газетах. (Подготовленные ученики читают фельетон «Неделя просвещения». Во время исполнения звучит музыка Д. Верди из оперы «Травиата»).

Кроме фельетонов Булгаков начинает печатать драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

Осенью 1921 года уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор. Медицину оставляет навсегда. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, бегает по редакциям, ищет работу. После кратковременного пребывания в московском ЛИТО (Литературный отдел Главполитпросвета при Наркомпросе) Булгаков стал сотрудником газеты «Накануне», издававшейся в Берлине, и московского «Гудка», где он работает вместе с молодыми литераторами, у которых, как и у него самого, слава еще впереди, - это Ю. Олеша, В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров.

Начинает вести дневник, в котором тщательно фиксировал ускользающие черты каждодневного быта: погоду на дворе, цены в магазинах, не пренебрегал указаниями на то, что ели и пили, как одевались, на каком транспорте ездили его современники, люди, с которыми он встречался в гостях и дома. Впоследствии, как известно, в конце 20-х годов у него был произведен обыск, изъяты все рукописи и дневники, которые позже, после того как писатель подал заявление, где писал, что, если его литературные работы не будут ему возвращены, он больше не может считать себя литератором и демонстративно выйдет из Всероссийского союза писателей (был такой предшественник Союза советских писателей), были ему возвращены. Придя домой, Булгаков бросил дневники в печь, Михаил Афанасьевич дневников не вел, но поощрял жену вести хотя бы самые скромные записи; иногда сам диктовал их, стоя у окна и глядя на улицу. «Он чувствовал себя пристрастным летописцем времени и своей судьбы» (В. Лакшин).

Те, кто встречался с Булгаковым в московских редакциях в 20-е годы, вспоминают его по преимуществу человеком несловоохотливым, будто охранявшим в себе что-то, и, несмотря на вспышки яркого юмора, отчужденным в компании молодых энтузиастов-газетчиков. Он вызывал изумление своей дохой, своим крахмальным пластроном (туго накрахмаленная грудь мужской сорочки, надеваемой под открытый жилет при фраке или смокинге), моноклем на шнурке. Монокль Булгаков представлял как бы оппозицию футуристической желтой кофте. Там декларировался эпатаж, разрыв с традицией, здесь – демонстративное следование ей. Отчасти это был элемент театральности, никогда не чуждой Булгакову. Но больше – позиция самозащиты, недопущения к своему «Я», некоторой маски, скрывавшей легкую ранимость.

Любовь Евгеньевна Белозерская (жена М.А. Булгакова в 1924-1942 годах) вспоминает о знакомстве с Булгаковым на одном из литературных вечеров в 1924 году. «Имя Булгакова было уже известно. Он тогда печатался в берлинском «Накануне» свои «Записки на манжетах» и фельетоны. Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий язык его работ, мастерский диалог, неназойливый тонкий юмор. Мне нравились его вещи. И вот он передо мной: светлые, гладко причесанные на прямой пробор волосы, голубые глаза… Он похож на Шаляпина. Одет в глухую толстовку без пояса. По-моему, он выглядел несколько забавно. А его лаковые желтые ботинки показались «цыплячьими». Мне стало смешно. Когда же мы познакомились, он сказал с горечью: «Если бы нарядная и надушенная дама знала, с каким трудом они мне достались… Она бы не смеялась. Я поняла, что он очень обидчив и легко раним».

Вскоре Любовь Евгеньевна и Михаил Афанасьевич поженились. Их первым семейным очагом стал покосившийся флигелечек во дворе дома номер 9 по Обухову (ныне Чистому) переулку, который они называли «голубятней». Булгаков работал тогда фельетонистом в газете «Гудок». Вечером домой приносил из редакции письма читателей и рабкоров, читал вслух Любовь Евгеньевне и они вместе отбирали наиболее интересные для фельетонов. Работал Булгаков быстро, как-то залпом. Он сам об этом писал так: «… сочинение фельетона в строк 75-100 отнимало у меня, включая сюда и курение, и посвистывание, от 18 до 20 минут. Переписка его на машинке, включая сюда и хихиканье с машинисткой, - 8 минут. Словом, в полчаса все заканчивалось».

Сатирический дар писателя ярко проявился в повести «Дьяволиада» (1923 год). Содержание «Дьяволиады» - судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины, который в какой-то момент выпал из своего гнезда, потерялся среди шестеренок и приводов и метался среди них, пытаясь вновь зацепиться за общий ход, пока не сошел с ума.

«Дьяволиада» не была оценена по достоинству ни друзьями, ни подругами Булгакова. Ее заметил и в общем похвалил один из крупнейших мастеров литературы Е. Замятин.

Между тем есть в ней нечто такое, что уж нынешний-то читатель не может не оценить по самому высокому счету. Во-первых, история героя, Короткова, «нежного тихого блондина, позволяет увидеть и едва ли не физически ощутить беззащитность и бессилие обыкновенного человека перед могуществом самородящегося и самонастраивающегося бюрократического аппарата. Во-вторых, она приводит к очень важной и безусловно верной мысли, что опасно для общества не столько существование этого аппарата, сколь то, что люди привыкают к системе отношений, которые им наслаждаются, и начинают считать их естественными, какие бы фантастические уродливые формы они не принимали.

Существенного значения этому предостережению Булгакова в то время никто не придал. Никакого волнения в литературных кругах «Дьяволиада» не вызвала. Но уже две следующие повести заставили обратить на себя внимание. Да еще какое пристальное!

В 1924 году М. Булгаков написал две гротесково-фантастические повести: «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Судьба этих произведений неодинакова. «Роковые яйца» были опубликованы в том же году, очень понравились М. Горькому, но в советской критике были разгромлены. «Собачье сердце» пришло к советскому читателю в 1988 году, когда имя Булгакова было окружено славой. Вскоре повесть была экранизирована, ее инсценировки идут во многих театрах страны.

В каждой из них симпатичный профессор делает открытие, производящее революцию в науке. Профессор Пейсиков («Роковые яйца») открывает красный луч, под воздействием которого все живое приобретает способность увеличиваться до колоссальных размеров. Скорее всего, Булгаков использовал сюжет «Пищи богов» Г. Уэллса. Герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский в соответствии со своей «говорящей фамилией» преображает шелудивого пса Шарика в человека. Однако оба открытия не приносят пользы. С едким сарказмом показывает писатель, как воспользовавшийся открытием Пейсикова практик-энтузиаст с мрачной фамилией Рокк в условиях царящей в стране неразберихи и безответственности вырастил вместо гигантских кур огромное количество заморских гадов (крокодилов, удавов), отправившихся в поход на Москву. Столицу спасло чудо – летом вдруг выпал снег, и южные рептилии замерзли. Но в панике погиб и профессор-изобретатель, и его открытие, и жена Рокка, и множество других людей.

Человечество, утверждал Булгаков своей повестью, нравственно не доросло до того, чтобы выполнять роль Создателя, творить историю.

Еще острее эта мысль проходит через повесть «Собачье сердце». Возникший из собаки гражданин Шариков оказывается хамом, воинствующим невеждой – одно из неизбежных последствий синтеза рабьей психологии дворняжки и люмпен-пролетариата. Шарикову гораздо милее демагогия председателя домкома Швондера, чем долгий и упорный труд по овладению культурой. Писатель беспощадно и зло изображает Швондера и его команду как бездельников, завистников, пропагандирующих ненависть к интеллигенции, культуре, насаждающих уравниловку. Задолго до 1937 года сатирик угадал те социальные типы, которые, развязав репрессии, сами пали от руки взращенных ими шариковых. Впрочем, и здесь, даже в бо´льшей степени, чем в «Роковых яйцах», финал достаточно счастливый. Преображенский второй операцией возвращает своего монстра в прежнее собачье состояние.

В обеих повестях писатель едва ли не первым в литературе заговорил о нравственной ответственности ученого XX века за свои открытия. В них (а чуть позже и в пьесе «Адам и Ева») содержится предостережение, что всесильная наука не неумелых или злобных руках может уничтожить весь земной шар.

Почти одновременно с названными повестями писатель создает роман «Белая гвардия» (1925 год). Он писал свой первый роман в Москве в 1923-1924 годах, ночами, после изнурительной газетной работы.

Только-только закончилась гражданская война, были еще отчетливо живы в памяти ее трагические дни, месяцы и годы, и поэтому так обостренно была встречена эта книга о русской интеллигенции, «внезапно и грозно» брошенной в самое горнило истории. Духовная катастрофа, военное поражение, ощущение безысходности преследуют милую автору семью Турбиных, чьей судьбой стала властно распоряжаться революция. Сама стихия, родственная той все сметающей вьюге, что бушует в блоковской поэме «Двенадцать», врывается в мирный, уютный быт Турбиных, стремясь «вписать» М. Булгакова в советскую литературу. Критики основное внимание сосредоточивали на социальном плане романа. В нем, дескать, доказывается от обратного неизбежность победы революции и гибели белого движения.

Даже если бы в романе М. Булгакова была только реалистически изображена картина гражданской войны со всеми ее сложностями, трагедиями и противоречиями, это было бы принципиально новым явлением в отечественной литературе, явлением, предвосхитившим книги белых генералов П. Корнилов и А. Деникина, писателей русского зарубежья, произведения о революции и войне советских авторов. Еще не был создан к тому времени роман «Разгром» А. Фадеева, еще не была написана «Россия, кровью умытая» А. Веселого, еще только писал первые страницы «Тихого дона» молодой М. Шолохов… Но все дело в том, что тема революции и гражданской войны, судьбы общественных движений и роли интеллигенции в революции в «Белой гвардии» не составляет ее основного содержания, в чем и состоит неповторимость этого романа.

«Белая гвардия» это не столько роман о революции, сколько повествование о выпавших на долю людей XX века испытаниях, выявляющих сущность человека на его земном пути. Не случайно, первоначальное название произведений – «Крест».

С первых страниц и до последних слышен в романе гимн человеческому уюту, теплоте дружбы и сердец. Кремовые шторы, изразцовая печь, фарфоровые чашки, ноты, перезванивающиеся в разных комнатах часы, зеленый абажур на лампе, розы в вазе создают особую атмосферу в доме Турбиных, отогревают и офицеров, и гражданских лиц. Возрождение Алексея Турбина начинается в родном доме, среди привычных вещей.

В финале романа многие герои обретают покой и счастье: в любви. В музыке, семейном уюте.

М. Булгаков создал роман о триедином пути Вечности, где все правильно; истории, где все в борьбе, и людей, которые сами делают свою жизнь.

В основе книги – любимая жизнь автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. И о гражданской войне он хочет сказать так, чтобы «небу стало жарко». «Появилась вера в себя, и честолюбивые писательские мечты будоражили воображение».

В первом своем романе «Белая гвардия» Булгаков займет позицию над схваткой: не столкнет красных и белых. У него белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи.

В романе выявляется гуманистическая позиция писателя – братоубийственная война ужасна. Вспомним вещий сон Алексея турбина.

Бог говорит вахмистру Жилину: «… мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые – в поле брани убиенные…». И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие.

Для главных героев: Турбиных, Мышлаевского, Шервинского, Най-Турса, представляющих русскую интеллигенцию, честь – понятие высокое, вечное, оно живет с ними. Поэтому названные герои так близки самому Булгакову.

Первая часть «Белой гвардии» была опубликована в журнале «Россия» и привлекла внимание Художественного театра. Театр давно искал современную пьесу. Михаил Афанасьевич был приглашен для переговоров и затем стал работать над инсценировкой романа. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных». Так Турбины обрели вторую жизнь на сцене лучшего в стране театра. Пьеса имела грандиозный успех. Эта была первая самостоятельная работа молодого поколения МХАТа. Имена актеров Хмелева, Добронравова, Соколовой, Тарасовой, Яншина, Трудкина, Станицына засверкали, сразу завоевав зрителей. Роли сыгранные ими героев остались неразрывно связанными с их актерской славой.

1) Судьба пьесы была очень непростой; 2) С постановкой во МХАТе к Булгакову пришла и настоящая известность, но наступили и тяжелые дни; 3) Сразу после премьеры автор был подвергнут жестокой критике, точнее, травле со стороны целой группы раповцев, обвинявших Булгакова в «апологии» белого движения; 4) После премьеры пьесы «Дни Турбиных» в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но вскоре обе пьесы были сняты со сцены.

Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только Станиславский, Немирович-Данченко, актеры Художественного театра, но и М. Горький. Однако до сцены она не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Вокруг самого Булгакова в эти годы создавалась атмосфера травли. Неталантливые собратья очень хотели, чтобы он уехал из страны. И не случайно, что среди друзей Булгакова или хотя бы близких знакомых, бывавших в его доме, писатели оказались в меньшинстве. Эта среда не стала для него своей. Последние (и творчески самые важные) десять лет он редко ходил в гости. Принимал гостей у себя: бывало и хлебосольно и весело. Но хозяин дома был насторожен против случайных знакомств, чувствителен к возможной зависти, наушничеству и т.п. Характерно, что он охотнее общался с литераторами старшего поколения – В. Вересаевым, Е. Замятиным, М. Волошиным. Из молодых ближе других оказались Ф. Файко и И. Ильф. С В. Кавериным, Ю. Олешей, В. Пильняком прочной дружбы не возникло. А. Фадеев навестил его и познакомился с ним лишь в последние месяцы болезни. Тогда же появились в его доме Б. Пастернак и К. Федин.

В 1929 году пьесы его были сняты отовсюду. Булгакова не печатали. Только по необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получил «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для «Дней Турбиных». Для Булгакова это означало, что ему была возвращена часть жизни. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.

К весне 1930 года, лишенный, по его выражению, «огня и воды», писатель дошел до гибельного отчаяния. Он искал любую работу, пробовал наниматься рабочим, дворником – его не брали. Он стал думать о том, чтобы застрелиться.

К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни.

В марте 1930 года запрещена его новая пьеса о Мольере.

Он отверг унизительные хождения с жалобами. 28 марта 1930 года он пишет письмо к Советскому правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния: «я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское правительство подступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей («Белая гвардия» На Западе была опубликована целиком в 1927-1929 годах), налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Он писал, что не собирается по совету «доброжелателей» создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по-своему (цитата на доске).

18 апреля состоялся его знаменитый телефонный разговор со Сталиным, где Булгаковым были произнесены ставшие впоследствии известными слова: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может».

После разговора со Сталиным Булгаков был принят на работу во МХАТ. Он работал режиссером, писал инсценировки. По заказу Ленинградского Большого драматического театра в 1931-1932 года, написал инсценировку «Войны и мира», но спектакль так никогда и не был поставлен. В Художественном театре шла его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя (1930-1932), где он разрешил себе большую свободу «творчества» с гением.

Даже сыграл роль судьи в спектакле МХАТа «Пиквикский клуб». По поэме Гоголя «Ревизор» написал сценарий для кино, создал пьесу по мотивам «Дон Кихота» Сервантеса и либретто оперы по Мопассану «Рашель».

«И вот к концу моей писательской работы я был вынужден сочинять инсценировки. Какой блистательный финал, не правда ли? – писал Булгаков с печальной самоиронией П.С. Попову 7 мая 1932 года.

Прежде чем автор будущего «Театрального романа» решился отстраненно, в лирико-иронической исповеди бросить взгляд на трагический опыт собственной писательской судьбы, он сознавал свое положение и скорбную неизбежность нести свой крест на судьбе другого художника: в блестящей книге «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), написанной для горьковской серии «Жизнь замечательных людей», одной из лучших и по сей день, и драме «Мольер» («Кабала святош», 1929-1936 гг.).

В последнее десятилетие жизни были написаны пьесы «Адам и Ева» (1931 г.), «Иван Васильевич» (1935-1936 г.), «Последние дни» – о Пушкине, продолжалась работа над «закатным романом» «Мастер и Маргарита», начало работы над которым относится к 1928-1929 годам. Последние вставки в роман Булгаков диктовал желе в феврале 1940 года, за 3 недели до смерти. Он писал роман в общей сложности 12 лет, поправлял и переделывал написанное, над долгие годы оставляя рукопись и вновь возвращаясь к ней. Одновременно и рядом шла работа над другими произведениями, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Она была синтезом всего, что было передумано и перечувствовано Булгаковым.

М.А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа. В феврале 1929 года Мастер встретил Елену Сергеевну, а в мае начал роман «Мастер и Маргарита». Елена Сергеевна ни разу не усомнилась в Мастере, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».

В жизнь Булгакова Елена Сергеевна принесла любовь и жизнь. Но счастье не было долгим. Булгаков начал слепнуть, терять речь. Он умирал. Он был врач и мог предсказать течение болезни. Но он был Булгаков и поэтому он говорил: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел…» И они начинали хохотать…

Болезнь прогрессировала, и 10 марта 1940 года Булгакова не стало. Через 6 дней после смерти Михаила Афанасьевича Анна Ахматова пришла к вдове, отдала последний долг – стихи:

Вот это я, взамен

могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца

донес

Великолепное презренье…

Бог и дьявол вкупе распорядились дать Мастеру покой, не дав света. Недостоин, мол, света, не так уж праведно жил. И действительно – черные очки последних дней…

Все, кто помнил Михаила Афанасьевича, отмечали ясность и свет его голубых глаз. А тут слепота – напророчил, что ли, себе…

Но, кроме земных злодеев, горних вершителей и подземных властелинов, есть же в жизни еще что-то.

«Когда он умер, глаза его широко открылись – и свет, свет лился из них. Он смотрел прямо вверх перед собой – и видел, видел что-то, я уверена (и все, кто был здесь, подтверждали потом это). Это было прекрасно». (Из воспоминаний Е.С. Булгаковой).

Умирающему мужу Елена Сергеевна поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования.

Имя Мастера известно теперь всему миру.

2. Итог урока. Беседа с учащимися (помощь конспекта)

    Что сегодня на уроке вы узнали о М.А. Булгакове?

    Кокой вам представляется личность писателя?

Вывод : Михаил Афанасьевич Булгаков остался в памяти современников как человек, главными чертами личности которого были независимость и твердость суждений, жизнестойкость в тяжелых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, тонкий юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.

3. Домашнее задание:

Прочить роман «Мастер и Маргарита» в кратком содержании.

Кто такой Михаил Афанасьевич Булгаков? Великий писатель, сатирик, драматург, режиссёр и актёр. Биографию Булгакова кратко изложить очень сложно. Булгаков, интересные факты жизни которого сложно описать вкратце, достоин уважения и памяти потомков. Рассмотрим же его биографию чуть более подробно, чем написано на страницах википедии.

Из-под его пера вышло немыслимое количество инсценировок, пьес, повестей, оперных либретто, киносценариев и рассказов. Для многих людей этот человек до сих пор остаётся мистической загадкой, в основном, благодаря своим бесподобным произведениям, таким как «Мастер и Маргарита» и многие другие. Теперь мы попытаемся подробнее разобраться в биографии писателя.

Детские годы писателя

Жизнь и творчество Булгакова берёт начало с 3 (15) мая 1891 г . Ребёнок был очень красивым и обладал запоминающейся внешностью. Голубые бездонные глаза и худощавая фигура прекрасно подчёркивали артистичность Михаила. Мальчик с детства был очень заинтересован, если не влюблён в литературу. Одним из первых произведений большого объёма, которое прочитал юный Михаил, была книга «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. На тот момент мальчику было всего восемь лет. А ещё раньше, в семилетнем возрасте, из-под его детской руки вышло первое произведение – рассказ «Похождения Светланы».

Отец будущего писателя был доцентом Киевской духовной академии, а мать преподавала в Карачаевской прогимназии. Михаил Афанасьевич был самым старшим ребёнком в многодетной семье. У писателя было четыре сестры – Варвара, Лена, Вера и Надежда, и два брата – Коля и Ваня.

Семья маленького Миши была из потомственных колокольных дворян, их предки были священниками и служили в орловской губернии.

Образование Михаила Булгакова

В восемнадцать лет Михаил Афанасьевич окончил Первую Киевскую гимназию, после чего поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На его выбор повлияло то, что большинство его родных работали в медицинской сфере и жили довольно-таки обеспечено.

Интересный факт. У Михаила Афанасьевича Булгакова был дядя Н. М. Покровский, который работал врачом-гинекологом в Москве и был очень уважаемым и опытным доктором. Именно по его образу был описан профессор Преображенский.

Человеком Булгаков был довольно-таки замкнутым, скрытным, не любящим говорить о личном, страдающим от частых неврозов. Возможно, свою лепту в формирование именно такого образа писателя внесли такие беды, как преждевременная смерть отца (он скончался в сорок восемь лет в связи с серьёзным воспалением почек) и суицид близкого товарища Бориса Богданова из-за невзаимной любви к сестре мастера – Варваре Булгаковой.

Первая свадьба

Эта свадьба была бы прекрасным сюжетом для фильма. Двадцать шестого апреля 1913 года М. А. Булгаков женился на Татьяне Лаппа . Михаилу на тот момент было двадцать два года, а его избранница была на год младше любимого.

Татьяна была не из бедной семьи, и денег на свадебный наряд у неё должно было хватать с головой, но в день свадьбы невеста стояла перед алтарём в платяной юбке и блузке, которую возмущённая мать успела купить перед самой церемонией.

Но, несмотря ни на что, со слов очевидцев, это была одна из самых счастливых свадеб. Было много радости и смеха.

Позже Татьяна вспоминала, что Булгаков был человеком расточительным и не умеющим рационально распоряжаться финансами. Он не боялся потратить последние деньги на такси, если у него появлялось желание прокатиться по городу.

Мать невесты была не в восторге от зятя. Если она видела, что у дочери пропало очередное ювелирное украшение, то сразу было понятно – оно уже заложено в ломбарде.

Врачебный талант писателя

М. А. Булгаков был на удивление талантливым врачом. В день он принимал не менее сорока человек. Но, судьба была не особо благосклонна к его стремлениям. Михаил Афанасьевич был очень подвержен разнообразным заболеваниям.

Страсть к наркотикам

В 1917 Булгаков заражается дифтерией . Чтобы избавиться от заболевания писатель принимает сыворотку, вследствие чего у него начинается сильная аллергическая реакция, сопровождаемая сильными болями.

Чтобы избавиться от мучений, Михаил начинает вводить себе морфий, а после, просто подсаживается на него.

Спастись из наркотического плена ему героически помогает верная Татьяна Лаппа. Она осознанно уменьшала вводимую дозу наркотика, заменяя его дистиллированной водой. Это было очень непросто, ведь писатель не раз покушался на любимую, однажды, он бросил в Татьяну горячим примусом, а также не раз угрожал ей пистолетом. На это девушка реагировала с ангельским спокойствием, обосновывая такие поступки тем, что писатель не хотел причинить ей вред, просто ему было очень плохо.

Жизнь без морфия

Благодаря огромным стараниям суженной, в 1918 году Михаил Афанасьевич прекращает принимать морфий. В этом же году заканчивается его обучение у Покровского, своего дяди по маминой линии. Булгаков возвращается в Киев врачом-венерологом.

Первая мировая война

Когда началась Первая мировая война Булгаков работал врачом рядом с фронтом, но в скором времени его мобилизовали в армию УНР (Украинской Народной Республики), а после – на юг России, где Михаил Афанасьевич был назначен врачом третьего Терского казачьего полка, в составе этого полка побывал на севере Кавказа и успел поработать врачом в Обществе Красного Креста.

В 1920 году писатель заболевает тифом, в связи с чем, вынуждено остаётся на Кавказе. В это же время печатается в газетах, начинает писать драматургию. В письме двоюродному брату, Булгаков говорит о том, что он нашёл то, чем должен был заниматься уже вот как четыре года – писать.

В честь великих трудов Булгакова, даже поставлена мемориальная доска на здании областной больницы в Черновцах (Украина), где он работал хирургом.

Карьера писателя

В 1921 году Михаил Афанасьевич Булгаков переезжает в Москву, где начинает зарабатывать на жизнь тем, что пишет фельетоны для многих знаменитых, и не очень, газет и журналов, таких как:

  1. Гудок;
  2. Россия;
  3. Рабочий;
  4. Красный журнал для всех;
  5. Возрождение;
  6. Медицинский работник.

Немного статистики. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было опубликовано более 120 фельетонов , очерков и статей М.А. Булгакова.

Булгаков вступает во всероссийский союз писателей (1923), где знакомится с Любовью Белозерской, которая уже в 1925 году становится второй женой писателя.

В октябре 1926 года во МХАТе с головокружительным успехом проходит постановка «Дни Турбиных», которая пользовалась особой популярностью даже у Сталина. Вождь говорил, что это антисоветская штука, и Булгаков «не наш», но при этом посещал представление постановки около пятнадцати раз. Правда, кроме как во МХАТе, постановка больше нигде не ставилась.

В 1929 году писатель знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, она и стала третьей, последней женой писателя в 1932 году.

Гонение Булгакова

Удачная карьера недолго тешила самолюбие гениального писателя. Уже в 1930 году произведения Булгакова перестают публиковаться, постановки подвержены запретам .

С этого момента у писателя начинается трудное материальное положение. В этом же году Булгаков пишет брату в Париж о своих проблемах. Также он отправляет письмо самому И. Сталину, говоря в нём о том, что вождь должен определить его будущее либо разрешить выехать за границу, либо дать возможность зарабатывать на хлеб в родной стране.

Почти через месяц Булгакову позвонил сам Сталин, и посоветовал обратиться в МХАТ с просьбой предоставления рабочего места.

В МХАТе писатель принимается на работу в качестве режиссёра-ассистента, а через пять лет сыграл роль в спектакле «Пиквикский клуб».

Спектакль «Каббала святош» репетировался на протяжении пяти лет и вышел с громаднейшим успехом в 1936 году , но после семи представлений, в газете «Правда» выходит статья, в пух и прах критикующая постановку. После этого Булгаков уходит из МХАТА и устроился в Большой театр в качестве либреттиста и переводчика.

В 1939 году Булгаков готовит к постановке пьесу «Батум», посвящённую И. Сталину, но перед самой премьерой приходит телеграмма о том, что Сталин запрещает постановку, потому как считает неуместным пьесу о себе.

Смерть писателя

После этого у М. Булгакова резко ухудшается здоровье, он перестаёт видеть, врачи диагностируют воспаление почек. Писатель снова начинает принимать морфий, чтобы снять боль.

В это же время жена Е. С. Булгакова под диктовку мужа дописывает последний и окончательный вариант «Мастера и Маргариты».

10 марта 1940 года писатель скончался . На тот момент ему было всего-навсего 49 лет. М. А. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле, по просьбе жены писателя, установлен надгробный камень с могилы Н. В. Гоголя, который впоследствии получит название «голгофа».

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова

За свою непозволительно короткую жизнь писатель успел оставить потомкам неоценимый литературный вклад. Имя такого великого писателя не может быть забыто, а рукописи, как известно, не горят. Вот небольшой список шедевров, великого литератора:

  • Мастер и Маргарита;
  • Белая гвардия;
  • Записки юного врача;
  • Морфий;
  • Роковые яйца;
  • Театральный роман;
  • Дьяволиада;
  • Я убил;
  • Красная корона;
  • Площадь на колёсах;
  • Приключения покойника.

Михаил Булгаков, как и любой другой художник, рожденный в эпоху перемен, прошел сложный и интересный жизненный путь, оставив после себя результат своих творческих исканий – бессмертные произведения, вошедшие в копилку русской классической литературы.

После получения медицинского образования, а затем работы врачом в провинции, Булгаков во время революции был призван в ряды Красной армии, однако, к этому времени уже вполне определившийся в своих симпатиях, писатель перешел на сторону белых. Этот выбор впоследствии сыграл злую роль в жизни писателя, обвиняемого в одобрении антисоциалистических настроений. В послереволюционное тяжелое и голодное время, Булгаков принимает решение уже никогда больше не возвращаться в медицину, и устраивается работать штатным журналистом в одном довольно известном издании, что стало началом его творческой деятельности.

В это время писатель создает свои первые произведения: «Дьяволиаду», первую часть «Белой гвардии», и не оставшуюся незамеченной критиками повесть «Роковые яйца». Последняя вызвала некоторый резонанс, поскольку в ней прослеживалась явная пародия на революцию, которая, с точки зрения автора, привела к хаосу и разрухе.

Следом Булгаков пишет еще одно обличающее, установившуюся в стране власть, произведение – повесть «Собачье сердце», где угадывается схожесть научного опыта профессора Преображенского с потугами большевиков сделать из пролетария человека нового времени. Повесть не публикуют и забирают у автора рукопись. Писатель чувствует себя оскорбленным и загнанным в угол, что не мешает ему закончить работу над «Белой гвардией», ставшей для Булгакова началом короткого периода процветания.

Пьеса, написанная по роману, была поставлена в МХАТе под названием «Дни Турбиных», и имела большой успех. После ставилась «Зойкина квартира», пьеса о нэпманах, а время сотрудничество с МХАТом стало для Булгакова периодом взлета. Однако он продлился недолго: в новой пьесе писателя «Бег» была усмотрена симпатия к эмигрантам и некоторое оправдание белому движению. Все булгаковские пьесы в связи со скандалом были сняты с постановок. Это событие нанесло сокрушительный удар по здоровью и благосостоянию писателя.

Писатель, оказавшийся в бедственном положении, начинает работать над самыми своими значимыми произведениями: «Мольер» и «Мастер и Маргарита». Если в «Мольере» затрагивается тема взаимоотношений творческой личности и власти, то в самом гениальном и неоднозначном романе писателя «Мастер и Маргарита» рассматривается тоталитарный режим во всей своей целостности и разрушительности, вплетается религиозная концепция и закладывается глубокий философский смысл. Мистификация и неординарность сюжета романа навсегда связали имя Булгакова именно с этим его детищем, оставшимся неоцененным по достоинству при жизни писателя. Роман создавался в такое время, когда в стране торжествовала вакханалия арестов и репрессий, а гонениям подвергались даже бывшие противники писателя. Тем не менее, Булгаков решается написать свое знаменитое письмо Сталину, результатом которого стало получение работы в Художественном театре. Мистический роман автора, как и большинство его значимых произведений не публикуют, а снятые с постановок новые пьесы заставляют Булгакова уйти из Художественного театра.

Уже, будучи тяжело больным, писатель к юбилею Сталина создает «Батум», который тоже ждет печальная участь пьесы, запрещенной к постановке. Это было последнее творение и последнее разочарование Булгакова, получившего заслуженные любовь и признание только после смерти.

1. Путь к призванию.
2. Стезя писателя.
3. Булгаков-драматург.

М. А. Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии А. И. Булгакова. Это был старший сын многодетной семьи Булгаковых, позже у Михаила появились четыре сестры и два брата. От родителей детям досталась семейная тяга к знаниям и трудолюбие. Получив домашнее образование, в 1900 году Михаил поступил в первый класс Александровской гимназии. Он рос разносторонне развитым — сочинял, пел, рисовал, музицировал. После окончания гимназии в 1909 году Михаил стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира. Он уже был самым старшим мужчиной в семье — его отец умер от болезни почек. Медицина привлекала его возможностью помочь людям, иметь частную практику. Профессия врача казалась Михаилу Афанасьевичу блестящей.

На втором курсе, в 1913 году, Булгаков женится на выпускнице гимназии Т. Лаппа. Во время первой мировой войны семейная пара работает в госпитале, позже Михаил уходит на фронт добровольцем, в прифронтовом госпитале приобретая профессиональные навыки. У него обнаруживается редкий дар диагноста. Закончив университет с отличием, он служит земским врачом в Смоленской губернии.

Врачебная практика развивала его не только как врача, но и позже принесла литературные плоды. Свои «Записки земского врача» он пишет, опираясь на личный опыт.

Булгаков видел гражданскую войну, отречение царя и октябрьский переворот, немецкую оккупацию Украины: серые толпы, зверские тупые лица, увиденные воочию, как он говорил, помогли понять произошедшее. Его мобилизуют и отправляют с отступающей армией военврачом на Северный Кавказ. Вскоре белые оставили город. Больной тифом Булгаков лежал в горячке и был не в состоянии эмигрировать вместе с белой армией. Если бы он мог решать свою судьбу, то уехал бы из России.

Выздоровев, Михаил Афанасьевич оставил работу врача. Его назначили заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза. Он сотрудничает с газетами, пишет для Владикавказского театра первые драматургические произведения: «Самооборона», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы», «Братья Турбины». Сочинять его вынудили обстоятельства. Переехав в Москву, он спасается от голода, сотрудничая с редакциями газет. Ремесло писателя было призванием Булгакова. Но на признание не было надежд, а он хотел сразу добиться всего. Он стыдился, что с таким образованием работает в газете только ради денег. Образование и талант должны были продвинуть его по карьерной лестнице, но это сопровождалось жесткой публичной критикой. Он писал фельетоны для берлинской редакции «Накануне», там же были напечатаны его «Необыкновенные приключения доктора» (1922), в которых автор негативно отзывается о сменяющейся власти, не одобряя ни белых, ни красных, и «Записки на манжетах» (1922—1923). Следом появляются «Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925), «Собачье сердце» (1925). В этих почти фантастических произведениях поднимаются злободневные проблемы времени: насильное насаждение большевистских порядков, агрессивность красных, невежественность пролетариата. Неудивительно, что «Собачье сердце» с его разошедшимися в миг цитатами не пропустили в печать и опубликовали только в перестроечные времена, в 1987 году. Фактически в повести сравнивались пес и люмпен (человек из низших слоев населения), причем сравнение было не в пользу последнего. Такие же нелестные характеристики были даны большевикам. Эксперименты большевиков не принесут того, чего можно добиться просвещением. Булгаков считает, что не революция нужна, а эволюция.

Роман «Белая гвардия» (1925—1927), пьесы «Дни Турбиных», «Бег» — это прощание Булгакова с Россией. Вспоминая гражданскую войну, в «Белой гвардии» он пишет о том, чем живет семья Турбиных в это нелегкое время, как война входит в эту семью и что она приносит. Здесь еще четче показано неприятие и белых, и красных. По мнению автора и те, и другие исторически обречены на поражение, потому что чужды русскому народу,

В жизни писателя в 1925 году происходят две важные перемены — он женится на Л. Е. Белосельской-Белозерской и входит в литературу как продолжатель традиций Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. «Белая гвардия» печатается в журнале «Россия», но журнал закрывают, не завершив публикацию.

Герои Булгакова переходят в пьесу «Дни Турбиных». Пьеса имеет огромный успех во МХАТе. 5 октября 1926 году, в день премьеры, М. А. Булгаков становится знаменитым. В это же время публикуют цикл рассказов «Записки юного врача» (1925—1926). Больше Булгакова при жизни не печатали. Официальная критика видела в нем реакционного писателя. В образах белых офицеров писатель представил отнюдь не белую армию, а военную интеллигенцию, но это было воспринято как воспевание буржуазных ценностей. Спектакль сняли, но в 1.932 году возобновили по личному распоряжению И. В. Сталина.

Драматургический талант Булгакова был востребован. Он создал шестнадцать пьес. Шли «Зойкина квартира» в театре им. Вахтангова, «Багровый остров» на сцене Камерного театра. Но в театральном сезоне 1928 году уже не выпустили на сцену «Бег» — пьесу о белых эмигрантах. Она была поставлена только в 1957 году. Новая пьеса «Кабала святош» (1929) выдерживает семь представлений, затем ее снимают. Это была последняя пьеса, поставленная при жизни писателя. В 1929 году из репертуара театров вычеркнули все пьесы Булгакова, и отчаявшийся писатель письменно обращается к правительству, прося во избежание нищеты и гибели Или дать ему работу, или отпустить за границу. Уехать не разрешили. Дали должность ассистента режиссера во МХАТе. Служащий МХАТа пишет «в стол» пьесы и создает свое главное произведение, роман о дьяволе «Мастер и Маргарита». Автор использует в романе евангельские образы и мотивы, говоря о бесовской сущности большевизма, показывает борьбу добра и зла в советской России. В «Евангелии от дьявола» раскрываются быт и нравы советских людей, прослеживается судьба творческого человека. Повествование строится как «роман в романе»: главы о Москве 30-х годов перемежевываются с главами из романа Мастера о Понтии Пилате. Прототипом подруги главного героя — Маргариты — становится третья жена писателя, Е. С. Шиловская.

Осенью 1936 года Булгаков стал работать в Большой театре в качестве оперного либреттиста и переводчика, но судьба его либретто также была неудачной. В сентябре 1938 году руководство МХАТа заказывает ему пьесу о Сталине. Пьесу «Батум» уже одобрили в Комитете по делам искусств, когда Сталин сказал, что ее нельзя ставить, как объяснял драматургу причину отказа режиссер В. Г. Сахновский: «Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».

В августе 1939 года, через несколько недель после запрета «Батума», писатель серьезно заболел. В октябре, поняв, что дни его сочтены, Булгаков начал корректировку романа. Болезнь поразила глаза — это был симптом наследственной болезни почек, поэтому без помощи Елены Сергеевны он бы не справился. В марте 1940 года писатель умер. Его жена завершила работу над произведением, следуя воле автора. Фактически это была девятая редакция романа. Напечатать его стоило большого труда. В журнале «Москва» сократили и исправили роман, печатая его с 1966 по 1967 года. Полный текст романа увидел свет в 1967 году на итальянском языке. На русском его издали лишь в 1973 году.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев , Корней Чуковский , Александр Блок .

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце» , «Вьюга», «Фатальные яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина .

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой . Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький , Алексей Толстой , А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.