Сценарий выступления на конкурс моя малая родина. Сценарий праздника «Нет милей Родины моей! Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»


Сказка Сказка о молодильных яблоках и живой воде читать:

Русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой, Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – будет видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:

– Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит царевич Федор и говорит:

– Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нехлестаную, кладет двенадцать подпруг с подпругою – не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру – красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана:

«Направо поедешь-себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть». Поразмыслил Федор-царевич: – «Давай поеду – где женату быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает прекрасная девица и говорит ему:

– Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.

– Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне дороги не скоротать. Мне надо вперед двигаться.

– Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…

Долго ли, коротко ли, – царь опять собирает пир, зовет князей и бояр и говорит им:

– Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников – привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит второй сын, Василий-царевич:

– Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нехлестаную, кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился… Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит:

"Направо поедешь-себя спасать, коня потерять.

Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть".

Думал, думал Василий-царевич и "поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь почивать.

– Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого…

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье. А там спрашивают: – Кто летит? – Василий-царевич. А кто сидит? – Федор-царевич. – Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли, – в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:

– Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит Иван-царевич и говорит:

– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой воды, да поискать еще моих братьецев.

Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор – выбрать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет, тот дрожит, на которого руку положит – тот с ног валится…

Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет повесил буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка. – Здравствуй, дитятко, Иван-царевич! Что ходишь кручинен-печален? – Как же мне, бабушка, не печалиться – не могу найти коня по разуму.

– Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закованный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять – будет тебе конь по разуму.

Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич – не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданой, оседлал седельцем неезженым, наложил двенадцать подпруг с подпругою – не ради красы, ради славушки молодецкой.

Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садится, а не видели, в кою сторону укатился… Доехал он до росстаней и поразмыслил:

«Направо ехать – коня потерять, – куда мне без коня-то? Прямо ехать – женату быть, – не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать – коня спасти, – эта дорога самая лучшая для меня».

И поворотил он по той дороге, где коня спасти – себя потерять. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру – красна солнышка до закату – и наезжает на избушку. Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.

Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковый кудель мечет, а нитки через грядки броеает.

– Фу, фу, – говорит, – русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. А Иван-царевич ей:

– Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу – теребишь, не узнавши молодца – хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать – чей да откуда.

Вот баба-яга это дело все справила – Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и стала спрашивать:

– Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?

– Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.

– Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки – у сильной богатырки девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…

– Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.

Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. Вдруг он и говорит коню: – Стой! Перчатку обронил. А конь отвечает: – В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал…

Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.

Избушка повернулась к лесу задом, к нему передом. Вдруг слышно – конь заржал, и конь под Иваномцаревичем откликнулся.

Кони-то были одностадные. Услышала это баба-яга – еще старее той – и говорит: – Приехала ко мне, видно, сестрица в гости. И выходит на крыльцо:

– Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. А Иван-царевич ей:

– Ах ты, баба-яга, костяная нога, встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уложила…

Баба-яга это дело все справила – коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постелю уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

– Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке… – Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро. Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!

– А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.

– Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.

Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехоцько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. А этот конь еще бойчей того. Вдруг Иван-царевич говорит: – Стой! Перчатку обронил. А конь отвечает: – В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал…

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.

– Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.

Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо баба-яга, старых лет, еще старее той. Поглядела – конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный…

Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят – ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.

Баба-яга все дело справила – коня убрала, а Иванацаревича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

– Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок. – Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица

Синеглазка, моя племянница, – сильная и могучая богатырка. Вокруг ее царства – стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража – тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены – бей коня по бокам плетью нехлестаной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.

Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время. Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей Прижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестаной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать, сильную, могучую, богатырку, девицу Синеглазку.

Входит Иван-царевич в терем, а там спят – по одну сторону шесть полениц – девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.

Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел… Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:

– Не послушался, ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке Теперь мне стены не перескочить. Иван-царевич бьет коня плетью нехлестаной.

– Ах ты, конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночь ночевать, а голову потерять!

Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой – на стене струны запели и колокола зазвонили. Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу: – Вставайте, у нас покража большая!

Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваномцаревичем.

Гонит Иван-царевич во всю прыть лошадиную, а девица Синеглазка гонит за ним. Доезжает он до старшей бабы-яги, а у нее уже конь выведенный, готовый. Он – со своего коня да на этого и опять вперед погнал… Иванто царевич за дверь, а девица Синеглазка – в дверь и спрашивает у бабы-яги: – Бабушка, здесь зверь не прорыскивал ли? – Нет, дитятко. – Бабушка, здесь молодец не проезживал ли? – Нет, дитятко. А ты с пути-дороги поешь молочка. – Поела бы я, бабушка, да долго корову доить. – Что ты, дитятко, живо справлюсь…

Пошла баба-яга доить корову – доит, не торопится. Поела девица Синеглазка молочка и опять погнала за Иваном-царевичем.

Доезжает Иван-царевич до середней бабы-яги, коня сменил и опять погнал. Он – за дверь, а девица Синеглазка – в дверь: – Бабушка, не проскакивал ли зверь, не проезжал ли добрый молодец? – Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги поела блинков. – Да ты долго печь будешь. – Что ты, дитятко, живо справлю…

Напекла баба-яга блинков – печет, не торопится. Девица Синеглазка поела и опять погнала за Иваномцаревичем.

Он доезжает до младшей бабы-яги, слез с коня, сел на своего коня богатырского и опять погнал. Он – за дверь, девица Синеглазка – в дверь и спрашивает у бабы-яги, не проезжал ли добрый молодец. – Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги в баньке попарилась. – Да ты долго топить будешь. – Что ты, дитятко, живо справлю…

Истопила баба-яга баньку, все изготовила. Девица Синеглазка попарилась, обкатилась и опять погнала в сугон (*). Конь ее с горки на горку поскакивает, реки, озера хвостом заметает. Стала она Ивана-царевича настигать.

Он видит за собой погоню: двенадцать богатырок с тринадцатой – девицей Синеглазкой – ладят на него наехать, с плеч голову снять. Стал он коня приостанавливать, девица Синеглазка наскакивает и кричит ему:

– Что ж ты, вор, без спросу из моего колодца пил да колодец не прикрыл! А он ей:

– Что ж, давай разъедемся на три прыска лошадиных, давай силу пробовать.

Тут Иван-царевич и девица Синеглазка заскакали на три прыска лошадиных, брали палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщербили – не могли друг друга с коня сбить. Незачем стало им на добрых конях разъезжаться, соскочили они с коней и схватились в охапочку.

Боролись с утра до вечера – красна солнышка до закату. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю. Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный – пороть ему белу грудь. Иван-царевич и говорит ей:

– Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные.

Тут девица Синеглазка подняла Ивана-царевича со сырой земли и поцеловала в уста сахарные. И раскинули они шатер в чистом поле, на широком раздолье, на зеленых лугах. Тут они гуляли три дня и три ночи. Здесь они и обручились и перстнями обменялись. Девица Синеглазка ему говорит:

– Я поеду домой – и ты поезжай домой, да смотри никуда не сворачивай… Через три года жди меня в своем царстве.

Сели они на коней и разъехались… Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро сказка сказывается, – доезжает Иван-царевич до росстаней, до трех дорог, где плита-камень, и думает: «Вот нехорошо! Домой еду, а братья мои пропадают без вести».

И не послушался он девицы Синеглазки, своротил на ту дорогу, где женатому быть… И наезжает на терем под золотой крышей. Тут под Иваном-царевичем конь заржал, и братьевы кони откликнулись. Кони-то были одностадные…

Иван-царевич взошел на крыльцо, стукнул кольцом – маковки на тереме зашатались, оконницы покривились. Выбегает прекрасная девица.

– Ах, Иван-царевич, давно я тебя поджидаю! Иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.

Повела его в терем и стала потчевать. Иван-царевич, не столько ест, сколько под стол кидает, не столько пьет, сколько под стол льет. Повела его прекрасная девица в спальню: – Ложись, Иван-царевич, спать-почивать.

А Иван-царевич столкнул ее на кровать, живо кровать повернул, девица и полетела в подполье, в яму глубокую. Иван-царевич наклонился над ямой и кричит: – Кто там живой? А из ямы отвечают: – Федор-царевич да Василий-царевич.

Он их из ямы вынул – они лицом черны, землей уж стали порастать. Иван-царевич умыл братьев живой водой – стали они опять прежними.

Сели они на коней и поехали… Долго ли, коротко ли, доехали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям: – Покараульте моего коня, а я лягу отдохну.

Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:

– Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок – будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти. Василий-царевич отвечает:

– Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.

Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи.

Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит – только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат – бьет их погода.

Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл. а сам укрылся под дуб.

Унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и спрашивает птенцов: – Детушки мои милые, не убила ли вас погодушканенастье? – Не кричи, мать, нас сберег русский человек, своим кафтаном укрыл. Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича: – Для чего ты сюда попал, милый человек?

– Меня родные братья в пропасть бросили за молодильные яблоки да за живую воду.

– Ты моих детей сберег, спрашивай у меня, чего хочешь: злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.

– Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни серебра, ни камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону? Нагай-птица ему отвечает: – Достань мне два чана – пудов по двенадцати – мяса.

Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан – на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.

Она летит, а он ей подает да подает… Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана. А птица Нагай опять оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и Нагай-птице подал. Она летит, летит и опять оборачивается. Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось. Нагайптица опять оборачивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал. Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны.

– Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще последнего кусочка отродясь не едала.

Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай-птица рыгнула, три куска вырыгнула: – Приставь на место. Иван-царевич приставил – мясо и приросло к костям. – Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу.

Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич пошел путем-дорогой на родную сторону.

Пришел он в столицу и узнает, что Федор-царевич и Василий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок и царь исцелился: по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.

Не пошел Иван-царевич к отцу, к матери, а собрал он пьяниц, кабацкой голи и давай гулять по кабакам.

В ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве сильная богатырка Синеглазка родила двух сыновей. Они растут не по дням, а по часам. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается – прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.

Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:

– Царь, отдай царевича. Не отдашь, – все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму.

Царь испугался и посылает старшего – Федорацаревича. Идет Федор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру белополотняному. Выбегают два мальчика: – Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет? – Нет, детушки, это ваш дяденька. – А что прикажешь с ним делать? – А вы, детушки, угостите его хорошенько.

Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Федора-царевича пониже спины. Били, били, он едва ноги унес. А Синеглазка опять посылает к царю: – Отдай царевича…

Пуще испугался царь и посылает середнего – Василия-царевича. Он приходит к шатру. Выбегают два мальчика: – Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет? – Нет, детушки, это ваш дяденька. Угостите его хорошенько.

Двое пареньков опять давай дядю тростями чесать. Били, били, Василий-царевич едва ноги унес. А Синеглазка в третий раз посылает к царю:

– Ступайте, ищите третьего сынка, Ивана-царевича. Не найдете – все царство потопчу, пожгу.

Царь еще пуще испугался, посылает за Федоромцаревичем и Василием-царевичем, велит им найти брата, Ивана-царевича. Тут братья упали отцу в ноги и во всем повинились: как у сонного Ивана-царевича взяли живую воду и молодильные яблоки, а самого бросили в пропасть.

Услышал это царь и залился слезами. А в ту пору Иван-царевич сам идет к Синеглазке, и с ним идет голь кабацкая. Они под ногами сукна рвут и в стороны мечут. Подходит он к белополотняному шатру. Выбегают два мальчика: – Матушка, матушка, к нам какой-то пьяница идет с голью кабацкой! А Синеглазка им:

– Возьмите его за белые руки, ведите в шатер. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал.

Тут Ивана-царевича взяли за белые руки, ввели в шатер. Синеглазка его умыла и причесала, одежу на нем сменила и спать уложила. А голи кабацкой по стаканчику поднесла, и они домой отправились.

На другой день Синеглазка и Иван-царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир – честным пирком да и за свадебку. Федору-царевичу и Василиюцаревичу мало было чести, прогнали их со двора – ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде…

Иван-царевич не остался здесь, а уехал с Синеглазкой в ее девичье царство. Тут и сказке конец.

Владимир Глазков

БАБА ЯГА и МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ.

Старая сказка на новый лад для детей и взрослых.

Действующие лица:

Иван Царевич

Остальные Актеры могут играть несколько ролей.

Учитель, он же 2 Черт

Заморский Купец

Немецкий офицер

1-я Баба-Яга

2-я Баба-Яга - француженка

3-я Баба-Яга – Шахерезада

Елена Прекрасная

Королева Чертей

Кощей Бессмертный

Нечисть, Посетители и сотрудники Салона «Молодильные яблоки», Посетители «Чертова колеса», Наложницы, Тени в зазеркалье.

Песня-считалка.

АКТЕРЫ. На златом крыльце сидели…

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?...

Чур, сегодня я буду Царем!

Очень старым…

И очень глупым!

Бородатый с собольей шубой!

Ну, а я королем…

Ты? Шутом!

Пошутить – оно тоже не худо…

Я сначала Купцом, а потом…

Я! Тоже буду!

Не расскажем сейчас всего!

А то будет не интересно!

Начинаем!

Уже рассвело!

И петух поет свою песню…

Песня Петуха.

Как на зорьке, на зоре…

Да при царском при дворе…

Разбужу я песней всех!

Спать сейчас, ведь это…

(В Актера летит валенок. Он его поднимает. Внимательно рассматривает, наклоняя голову в разные стороны по-петушиному. Потом продолжает песню.)

Спать сейчас, ведь…

(В него летит второй валенок. Тот его подбирает и натягивает оба валенка на ноги.)

ШУТ. Вот и обулся! А, говорят еще: песня не согреет, не прокормит!..

(Появляется Царь в спальной рубашке и в короне).

ЦАРЬ. Ты, брат, совсем озверел! Будить Царя в такую рань! Не петух – а просто дрянь!

БОЯРИН (появляется заспанный, на ходу натягивая шубу). Может, мы его на суп?

ШУТ. Ага! Где вы себе другого найдете? Чтобы за такие деньги и петухом и царским скоморохом работал?!

БОЯРИН. Шут! Поговори у меня!

ШУТ. А у меня работа такая: разговоры разговаривать. Мне как раз за это Царь-батюшка деньги платит. Которых вот уже два месяца, как не платит…

ЦАРЬ. Это не порядок. Старший боярин, сбегай-ка в закрома Родины…

БОЯРИН. Куда?

ЦАРЬ. В сокровищницу! Ключ у тебя?

БОЯРИН. У меня! Только у меня!

ЦАРЬ. Беги! (Боярин убегает, на ходу стаскивая ключ с шеи). А мы, Шут, пойдем с тобой обойдем Дворец, посмотрим, что кругом делается…

ШУТ. А вы, Ваше Величество, не замечали… Отчего так: как только куда загляните – там все делается… А как уйдете – так сразу делать перестается… В смысле: перестает делаться.

ЦАРЬ. Загадка?! Я загадки люблю… Сейчас…

(Выбегает Боярин с пустым ведром).

ЦАРЬ. Куда! С пустым ведром навстречу?! Это ж плохая примета!

БОЯРИН. А? Щас! (Кидает шапку с головы в ведро). Денег снова нету! Ведро как есть пустое!

ЦАРЬ. Опять загадка! Загадочная у нас страна!

ШУТ. Да… Не понять… Не измерить… Батюшка, а как ему, супостату, можно верить? Я бы на его месте…

БОЯРИН. Вот потому ты – шут! А я – на своем месте! Царь-батюшка, изволите посмотреть, как сынок ваш Ванюша грызет гранит науки?

ЦАРЬ. Что у нас хлеба с молоком не осталось, чтобы детё неразумное камни грызло?

БОЯРИН. Я фигурально выражаюсь…

ШУТ. Вот! Мало того, что он выражается, так еще и фиг…урально!

ЦАРЬ. Ты свои фиги брось… А то живо за… Уралом окажешься.

ШУТ. Правильно! Стране рудокопы нужны! А бояре…

ЦАРЬ (Шуту). Не неси ерунды!

ШУТ. Это он не несет ни ерунды, ни денег. А я – петухом работаю, мне нестись по штату не положено! Куры засмеют…

ЦАРЬ. Ваню учат учителя заморские?

БОЯРИН. А как же?!

ЦАРЬ. Пойдем, посмотрим!

БОЯРИН. В таком виде?

ЦАРЬ. Ой! Чуть не попал в конфуз! Переодеваться!

(Царь уходит. Боярин делает вид, что идет следом, но отстает и бежит в другую сторону).

БОЯРИН (на ходу). Прежде я посмотрю…

ШУТ. Он посмотрит. А я – подсмотрю…

ЯВЛЕНИЕ 2 «УРОК».

(Сидит Царевич Иван с гусиным пером в руке над листом в глубокой задумчивости. Рядом Учитель – монгол из войска Тимучина).

УЧИТЕЛЬ. Скажи на милость, что тут думать?! Простой вопрос: «Будет ли Русь великой державой под властью монголо-татар?» «Да!» Ставь крест – получай пряник!

ИВАН. По-моему, это не правильно…

УЧИТЕЛЬ. Что значит «неправильно»? Так в учебнике написано! Вот учебник для царевичей! (Разворачивает телячью шкуру.) Свежий! Пахнет еще! Этого года выпуска! Издано Монголии. Ставь крест!

ИВАН. А если не поставлю?

УЧИТЕЛЬ. Пряника не получишь! Батюшку расстроишь! Задание на дом получишь: нарисовать один миллион крестиков! Чтобы приучался покорным быть! Ставь крест!

(Появляется Боярин, делает знаки Учителю.)

УЧИТЕЛЬ. Ладно. Отойди, подумай. Монгольский язык поучи.

(Иван отходит в сторону. Боярин, оглядываясь, подходит к Учителю.)

УЧИТЕЛЬ. Деньги от хана Темучина получил?

БОЯРИН. Получил. И уже потратил.

УЧИТЕЛЬ. Новые получишь. Главное, чтобы старый царь умер, а молодой царевич нам покорный был. Что мы ему скажем, то и делал! Тогда земле русской…

БОЯРИН. Что?

УЧИТЕЛЬ. Большая слава будет.

БОЯРИН. Да, я не о земле, я о себе пекусь… Я и землицу, если что продам.

УЧИТЕЛЬ. Тогда договоримся. Есть средство.

БОЯРИН. Какое?

УЧИТЕЛЬ. Верное. (Поглядел по сторонам.) Учи, Ваня, учи! (Боярину на ухо.) Игэ!

БОЯРИН. Чего?

УЧИТЕЛЬ. Игэ! Монголо-татарское игэ! Это когда все перестали мысли мыслить, а научились только подчиняться! Чтобы никто истории не знал. Ни роду, ни племени!

БОЯРИН. Точно! Игэ!

УЧИТЕЛЬ. Чтобы никто не имел своей воли, а знал только то, что предписано.

БОЯРИН. Вот! Игэ!

УЧИТЕЛЬ. Чтобы никто грамоте не владел и даже имя свое не знал, а ставил бы только крест!

БОЯРИН. Игэ!

УЧИТЕЛЬ. Если на всей русской земле будет монголо-татарское игэ, то и самой русской земли не будет!

БОЯРИН. Погоди, а как же царь?

УЧИТЕЛЬ. Э-э! Кто на Руси чего-нибудь у царя спрашивал?!

БОЯРИН. Это правильно!

(Ударяют по рукам.)

УЧИТЕЛЬ и БОЯРИН. Игэ!

(Шут вталкивает Царя).

ШУТ. Вот послушай, Царь-батюшка, чему они ироды наследника учат! Слышал! Игэ! Монголо-татарское иго вернуть назад хотят!

ЦАРЬ. Так. Что здесь деется?

БОЯРИН. Вот ведь шут – голова пустая: вместо мозгов бубенцы звенят! Сам же сказал: не «иго», а «ЕГЭ».

ЦАРЬ. Какая разница?!

УЧИТЕЛЬ. А такая…

(Учитель затравленно оглянулся по сторонам, а потом вдруг скинул монгольские тряпки и узкий прищур глаз куда-то исчез. И встал перед изумленным Царем и не менее изумленным Боярином истинным французом.)

Миль пардон, Ваше Величество царь-государь, всепокорнейше хочу доложить, что «ЕГЭ» это… это… Единый государственный экзамен.

БОЯРИН. Вот!

УЧИТЕЛЬ. Значит, перед знанием все равны: что царевич, что последний нищий. Экзамен всем сдавать один.

БОЯРИН. Правильно. Кто больше денег заплатит, тот и умнее.

ШУТ. Как это так?

УЧИТЕЛЬ. Иван-царевич, объясни батюшке, реши задачку. Если вот… (Показывает на ведро в руках у Боярина.) Из первого ведра вылить всю воду во второе ведро, то… выбери ответ: а) в первом ведре ничего не останется, б) ведро останется полным, в) в ведре останется половина… Где поставишь крест?

ИВАН. Чего тут думать… «а» В ведре ничего не останется.

ЦАРЬ. Вот это здорово! А нас как учили? Сначала придумай задачку, потом ее реши! А тут, знай, ставь кресты направо и налево! Прогресс!

ШУТ. А я не согласен.

ВСЕ. Что? Как? Почему?

ШУТ (берет ведро). Останется. Останется нечаянно прилипшая ко дну золотая монета . (Достает монету из ведра.) Спрашивается, если все монеты ночью сами собой испарились, то почему эта осталась? И второй вопрос: кто это пересыпал ночью монеты из одного ведра в другое?

УЧИТЕЛЬ. Это моя монета. Я ее только что в ведро уронил. А вот вам, царь-батюшка еще задачка. Выберите правильный ответ, где поставить крест: а) подписать договор с монголо-татарами, б) договор с монголо-татарами подписать, и в) с монголо-татарами договор подписать. Выбирайте.

ЦАРЬ. Это посложнее… Думаю… «б»…

УЧИТЕЛЬ. Правильно, ваше величество ! Вот вам пряник!

ЦАРЬ. Не учеба – объедение!

УЧИТЕЛЬ. Ах, какое заблужденье,

Что учеба тяжкий крест!

Вся учеба – наслажденье!

Если сладок интерес!

Не урок, а прямо праздник,

В крестик с ноликом игра.

Получи печатный пряник

Будь послушным – ты избранник!

Подчиняйся, детвора!

ЦАРЬ. Я б пример решил, к примеру!

Чтобы пряник получить!

УЧИТЕЛЬ. Принимайте все на веру!

Будет проще. Легче жить!

Из бассейна вытекает

Очень ценная вода…

А куда течет… Кто знает…

Пусть никто не выясняет…

Вы лишь, царь, скажите: «Да!»

(Протягивает лист. Царь ставит крест.)

ЦАРЬ. Да! Да! Да!

Три тыщи «Да!»

Пряников корзина!

Остальное – ерунда!

(Царь пускается в пляс. Учитель скручивает бумагу с подписью царя и подмигивает Боярину. Тот понимающе кивает.)

БОЯРИН. Царь-батюшка, там прибыли купцы заморские. Хотят, чтобы вы их приняли!

ЦАРЬ. Купцы – это хорошо! Поспешим!

УЧИТЕЛЬ. А как же образование?

ШУТ. Предлагаю поставить на образовании один большой, общий и жирный крест!

ЦАРЬ. Пусть Ваня занимается образованием, а образование занимается им. А я займусь политикой. Сколько их? Купцов?

БОЯРИН. Один…

ЦАРЬ. Один…Тоже немало! Пошли! (Ивану) А вы продолжайте заниматься. (Откусывает пряник.) Вкусные у вас оценки!

ЯВЛЕНИЕ 3 «ПРИЕМ».

(Царь усаживается на трон.)

ЦАРЬ. Проси!

(Входит Купец, кланяется).

КУПЕЦ. Будь здоров, Царь-матушка…

ЦАРЬ. Какая я тебе Матушка?

БОЯРИН. Это он, Батюшка, к тому, что вы для своей земли и мать, и отец!..

ШУТ. И соленый огурец!

КУПЕЦ. Мы хочем с вами торговать. Я даже русский язык заучил. Все ваши пословицы и говорилки…

ЦАРЬ. Чего?

БОЯРИН. Поговорки.

КУПЕЦ. Да! Вот, например: «Знание – сила…»

ЦАРЬ. Так…

КУПЕЦ. «…сила есть – ума не надо!»

ЦАРЬ. Это он про что? Ты на кого намекаешь?

ШУТ. Это он школу нашу критикует… церковно-приходскую… Ну-ка, еще поговорку продолжи: «Ученье – свет, а…»

КУПЕЦ. «…экономьте свечки!»

ЦАРЬ. Хватит лясы чесать! Мне официальное обращение к купцам написали?

БОЯРИН. Писец Сашка написал.

ЦАРЬ. В стихах? Чтобы легче учить?

БОЯРИН. А как же! Пожалуйте. (Подает лист).

ЦАРЬ (читает). Ой, вы гости, господа,

Долго ль ездили? Куда?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»

Красненского района

Белгородской области

Методическая разработка

урока нравственности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Разработала и провела

учитель начальных классов

Ванюнина К. И.

2015 г

Тема: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Цели:

    способствовать формированию активной гражданской позиции воспитанников;

    содействовать воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Оборудование:

    компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;

    презентация «Край родной»;

    рисунки детей.

Форма проведения: урок - «путешествие» по страницам истории родного края

Ход занятия

Эпиграф:

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

    Вступление.

Поздравление учащихся и родителей с праздником 1 сентября.

    Сообщение темы занятия.

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

    Путешествие по страницам истории родного края.

1 страница – Наша Родина – Россия.

    Беседа

Учитель :

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? (страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки) Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Учитель : Откуда произошло слово РОДИНА?

Ученик Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Учитель : Подберите однокоренные слова к слову родина. (Род, родня, родственник, родители, родословная, народ и т.д.)

    РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

    РОДИЧ – родственник, член рода.

    РОДНЯ – родственники.

    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

    РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

    НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Ребята, а кто из вас сможет показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род.

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Продолжаем разговор о нашей Родине.

Как называется наше государство?

Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

Учитель : Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Назовите главный город нашей страны.

2. Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

(Показ слайдов о России)

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.

Словом, малая Родина у каждого своя!

3.Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая.
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

2 страница - город Белгород

Учитель: Как называется наша область? (Белгородская)

Сколько лет ей исполнится в этом году?

(Показ слайдов достопримечательностей города Белгорода

3 страница – село Лесное Уколово

Учитель: Ребята, а кто знает, почему наше село называется Лесное Уколово?

    Сообщение учащихся о родном селе Лесное Уколово .

Ученик: Самая крайняя, самая восточная сельская территория Белгородской области Лесноуколовское сельское поселение . По народному преданию село существует более восьми ста лет. Первый поселенец звался Уколом, который поселился на поляне у родника в густом лесном массиве. К месту поселения прижилось название Лесное с добавлением по имени первопоселенца Укола. Как село с церковью Лесное Уколово известно с 1730 года (280 л.); оно иногда называлось просто Уколово» (Белгородская энциклопедия). Каменная Рождественская церковь, построенная в селе в 1830 г., - краса и гордость не только Лесного Уколова, но и всего Белогорья. Свое высокое предназначение этот Божий храм исполнял во все, даже самые тяжелые времена. Служил поддержкой и опорой простым русским людям, вселяя в них веру и надежду... Перепись 1859 года насчитала в с. Лесное Уколово 219 дворов и 1625 жителей (793 муж., 832 жен.). В начале 1880-х гг. в селе было уже более двух с половиной тысяч крестьян, 356 дворов, 2348 десятин земли плюс 522 десятины леса.

Ученик: В 1885 г. в Лесном Уколове открыли церковно-приходскую школу - первую в округе; в школе у одной учительницы занималось 30 мальчиков и 15 девочек. По данным 1905 г. в Лесном Уколове Красненской волости - 440 дворов, 2810 жителей, две школы (123 ученика); 30 ветряных мельниц, 7 пасек (286 ульев), торговые лавки.

На первую мировую войну из 3100 жителей в Лесном Уколово был призван каждый четвертый. В этом году исполняется 100 лет начала Первой мировой войны . Много солдат из нашего села воевали в этой войне. Клеймёнов Максим Иосифович – награждён Георгиевским крестом.

В настоящее время в состав Лесноуколовского сельского поселения входят три населённых пункта: Центральная усадьба - село Лесное Уколово, два хутора: Гончаровка и Новый Путь. Площадь территории – 4210 га,

Количество жилых домовладений – 327.

Проживает сейчас 844 человека.

(Показ слайдов о селе Лесное Уколово)

2. Наши улицы

Учитель:

- Ребята, перечислите названия улиц нашего села.

(Лесная, Широкая, Дмитровка, Осиновая, Новая, переулок Масленникова…)

- А почему они так называются?

Учитель: Лесное Уколово – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди . Среди них есть учёные, передовики производства, заслуженные учителя, врачи.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

3. Рассказ учащихся о наших знаменитых земляках (показ слайдов)

Федосов Василий Игнатьевич - учёный.

Ануфриев Александр Иванович – учёный.

Бессмельцев Николай Егорович - награждён Орденом Ленина, бывший директор совхоза Троицкий Белгородской области.

Клеймёнов Иван Максимович – тракторист, награждён орденом трудового Красного Знамени

Дыбов Тимофей Павлович – тракторист, награждён орденом трудового Красного Знамени.

Манаева Валентина Семёновна – Заслуженный учитель РФ.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.

4. Работа с пословицами (объяснить смысл пословиц)

Наш народ сложил немало различных пословиц, в том числе и о родине.

    На чужой сторонушке рад родной воронушке.

    Где родился – там и пригодился.

    Без корня и трава не растёт.

А есть еще одна пословица “ Всяк кулик свое болото хвалит ”. Как вы думаете, почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

Кулик хвалит болото, потому что он там живет, там есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в Лесном Уколове, в Белгородской области, Красненском районе, а село Лесное Уколово – это наша малая родина.

Недаром говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

    Выставка рисунков «Моя Родина»

Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к уроку.

В нашем селе нет таких красивых зданий, какие есть в Москве. Но в нашем “маленьком уголке” очень красивая природа.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

IV . Итог урока.

    Вывод

Наш классный час подошёл к концу. Сегодня мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашей страны, а сколько всего интересного ещё предстоит узнать. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Ребята! Любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка.

    Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

V . Домашнее задание

Сбор материала о родном селе.

Кто были первые жители деревни?
– Чем занимались мужчины, женщины?
– Участники первой мировой войны.

Спасибо всем, кто принял участие в нашей работе.

Урок знаний "Моя малая Родина"

Цели: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям православной культуры, традициям российского общества, воспитание у подрастающего поколения уважения к истории русского народа, формирование чувства любви к Родине, показать значение родины в жизни каждого человека. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города, села. Воспитание чувства любви к своей малой родине и гордости за нее.
Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание, развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Воспитательная: научить ребят видеть и ощущать красоту родного края,
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных и православных памятников родной земли.
Оформление: мультимедийные презентации, видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга), видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса “С чего начинается Родина?”, видеоролик с песней «Что может быть лучше России», рисунки учащихся.
Форма проведения: час общения.

Ход занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Вся наша огромная страна сегодня радуется самому главному школьному празднику – Дню Знаний. Для кого-то такое важное событие происходит впервые, для кого-то в последний раз, а для вас уже шестой раз звонок в нашей родной православной гимназии «Умиление» возвещает начало нового учебного года.

День знаний – это праздник всей страны,
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
И клёны в красном в школах всех встречают,
Я поздравляю каждого из вас
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал успешным стартом в жизни класс,
В котором осенью учиться начинаем.

А наша сегодняшняя встреча будет посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение:

Горелов Андрей: Я встаю с постели рано,
Чтоб Творца благодаря,
Посмотреть как из тумана
Зарождается заря.
Диянова Катя: От травинки и до стога -
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога, -
Люди птицы и восход.
Вихлянцев Дима: Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь святая,
Буду век тебя любить.
Лемякина Лиза: Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь,
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь
Просвиров Вадим: Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь.
Давыдова Полина: Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
Руслина Жанна: Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью
Учитель: Так какой же теме посвятим мы наш классный час?
Ученики: Сегодня мы будем говорить о России и малой родине.
Учитель: Правильно. Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. И все это святое, Божий дар нам, россиянам.
Учитель:
Путь наш - полями, лесами...
Все наше милое - здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
Что же, нам скажут, за диво
Сосны, да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
«Все здесь святое, все Божье –
Небо, природа, народ!..»
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
Учитель: Испокон веков Русь называют святой. Святая Русь - не безгрешная Русь, Святая Русь - это народ, чувствующий в своем сердце святыню и в любых испытаниях стремящийся к чистоте и святости.

Видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга).

Учитель: За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? Об этом нам расскажет Просвиров Вадим.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Учитель: С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на этот
вопрос. Для каждого, наверное, с чего-то своего, личного
Видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса
“С чего начинается Родина?”
Учитель: Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой московский родной двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (читают Давыдова Полина и Капранова Виолетта)
Учитель: Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Конкурс «Родня» (можно привлечь родителей) .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа или учеба, служение Богу и Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине и к вере Православной, говорится в пословицах.

Игра «Составь пословицу» (составляют вместе с родителями)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – умей за неё постоять.
Человек без Родины вся под Богом.
Земля русская что соловей без песни.

Учитель: Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя! (читает Горелов Андрей)

Учитель: А сейчас о своей малой родине нам расскажут сами ребята.
Диянова Катя – г. Волжский,
Козьмина Вика – с. Заплавное.
(Творческое индивидуальное задание – рассказ с презентацией)- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?- Что из истории своего края вы можете рассказать?
- Какие православные храмы есть в вашем городе или селе?

Учитель: Наша Родина – Россия славится обилием православных храмов и церквей. По всей стране (даже в самом маленьком городке) можно встретить православную церковь или небольшой храм. Город Волжский, Волгоград и село Заплавное не стали исключением.

Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное,
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Он и песнь поет - колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
Моё село Заплавное
В лучах рассвета славное,
Тишь необозримое,
Село моё Заплавное,
Ни с чем ты не сравнимое.
Синью небес объятое
Да солнцем так палящим,
Историей богатое
В прошлом и в настоящем.
Здесь доброта всегда была
Преемственностью свята,
Стала традицией села
И им село богато.
Богато буйной красотой
И пойменным простором,
Блескучей Ахтубой-рекой –
Всё не окинуть взором.
Травы целебной тут не счесть
И глины у дороги.
Источник первородный есть,
Как и угодно Богу.
Стоит село Заплавное
Как символ жизни нашей,
В лучах рассвета славное,
С годами ещё краше.
Л.Н. Зиневич
(читают и Вихлянцев Дима и Руслина Жанна)

Учитель: Прошли века, десятилетия, но и сегодня защитить родную землю, выдержать суровые испытания времени, не дрогнуть, помогает нам
сила православной веры

Любите Россию, как мать - В болезни любите, во здравииИ сердцем её ПравославиеПытайтесь понять и принять.
Мы в центре духовной войныЖестокое время и нервноеИ только единою верою Еще быть мы можем сильны.
Пусть громкие эти слова,Но их повторять очень хочется!Поверьте, Россия не кончится,Пока будет вера жива.
Пока будут храмы стоять -Высокие и златоглавые!Пусть время меняется. Главное -Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)

Итог:
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!” (читает Диянова Катя)

Видеоролик с песней «Что может быть лучше России».
Вручение памятных подарков (Икона Божией матери «Прибавление ума», расписание уроков).

НОУ «ПЕК гимназия «Умиление»

Урок знаний "Моя малая Родина"
для обучающихся 6 класса

Подготовила
классный руководитель
6 класса
Прохорова Т. Д.

с. Заплавное
2014 год

13PAGE 14815

Заголовок 1Заголовок 315