Изложение с большой любовью вспоминаю свое детство. Тексты изложений. Татьяна Львовна Сухотина-ТолстаяВоспоминания

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. Трем людям я особенно благодарна за свое детство:

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор.

Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам. Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трем людям я особенно благодарна за свое детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство. Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор. Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

Урок развития речи в 7 классе.

Подготовка к изложению с изменением формы действующего лица.

Цель :

  • совершенствование навыков анализа текста;
  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование навыков переконструирования предложений с целью

Изменения формы действующего лица;

  • развитие творческих способностей;
  • подготовить к написанию изложения с изменением формы действующего лица;
  • воспитание чувства благодарности родным и близким.

Технологии:

  • гуманно-личностная технология;
  • технология всестороннего гармонического развития личности обучающегося ;
  • технология перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
  • технология речевого развития ;
  • технология обучения анализу текста ;
  • информационная технология.

Ход урока.

1. Вступительная беседа.

– Какие местоимения относятся к личными?

– От какого лица может вестись повествование в художественном произведении?

– Когда используется форма первого лица?

– Когда – форма третьего лица?

– В каких жизненных обстоятельствах мы изменяем форму действующего лица?

– При выполнении каких творчески работ на урока русского языка необходимо производить изменение формы лица? (Эссе. Комментарий к проблеме.)

2. Проверка домашнего творческого задания .

– Какие ассоциации возникают у вас со словом «детство»? (Предметные, цветовые, музыкальные, поэтические и т.д.)

3. Анализ предложений.

– С возрастом восприятие жизни изменяется. Прочитайте высказывания великих людей.

Какие ассоциации возникали со словом «детство» у известных писателей? Какая мысль объединяет высказывания? Слайды № 1 - 5

«Мне представляется матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая». (Л.Н.Толстой)

«Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В.Г.Распутин)

«Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки». (А.Алексин)

«Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников». (В.П.Астафьев)

– Слайд № 6 . Эти воспоминания объединяет чувство благодарности, любви к тем людям, которые в детстве многое дали будущим писателям. Для выражения своих мыслей мы всегда используем форму 1 лица. Составьте предложение с прямой речью, используя слова А Алексина. Подумайте, какой глагол уместно употребить в словах автора?

– Объясните орфограммы и постановку знаков препинания, постройте схему предложения. Слайд № 7-8 .

– Выполните аналогичное задание (1ряд – слова В.Г.Распутина, 2ряд – слова Л.Н.Толстого, 3ряд – слова В.П.Астафьева).

Домашнее задание. Кому из ваших родных и за что вы благодарны?

– Составьте на основе одного из словосочетаний и запишите предложение с причастным оборотом. От какого лица вы выразили мысль?

4. Изменение формы лица .

– Какие изменения необходимо внести в предложение, чтобы мысль в нем выражалась не от 1 лица, а от 3 лица? (Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его. Окончания глаголов: вспоминаю – вспоминает.) Слайд № 9.

– Можно ли в предложении с прямой речью изменить лицо? Почему?

– Какие слова необходимо заменить в предложении? Какими словами?

– Чтобы изменить форму лица, предложение какой конструкции нужно использовать?

– Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении? Слайд № 10 .

– Перестройте 1первое предложение так, чтобы мысль излагалась от 3 лица.

(Л.Н.Толстой представлял себе матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинку на шее, нежную рука, так часто его ласкавшую».)

– Самостоятельно перестройте высказывание В.П.Астафьева, изменив форму действующего лица. Слайд № 11-12 .

5. Беседа о Л.Н.Толстом .

– Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

– Какие произведения писателя вам известны? Слайды № 13 – 14.

– В повести «Детство» есть глава с одноименным названием. Послушайте фрагмент. Каковы тема и основная мысль данного фрагмента: « Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

– Несмотря на горести и утраты, Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним всегда были любящие и заботливые люди. Своим детям он тоже подарил счастливое детство. Одна из дочерей, Татьяна, оставила воспоминания о своем семье и о своей жизни. Познакомимся с отрывком из ее книги. Упр. № 100.

6. Анализ текста . Послушайте текст.

– Выпишите ключевые слова текста. (Детство, благодарность, любящих людей.)

– Какова тема текста? Сформулируйте тему полным предложением. (В предложенном тексте Т.Л.Сухотина вспоминает о людях, подаривших ей счастливое детство.) Объясните постановку знаков препинания.

– От какого лица ведется повествование?

– На сколько микротем можно разделить текст? Как составляется сложный план?

– Какую часть можно разделить на подпункты? Слайд № 15.

– Заполните таблицу. Составьте вопросный план фрагмента. Слайд №16.

– Из каждой микротемы выпишите опорные слова. Заполните таблицу. Слайд № 17.


Подписи к слайдам:

Подготовка к изложению с изменением лица Презентация учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга Вандакуровой Н.В.

« Мне представляются матушкины карие глаза, выражающие доброту и любовь, родинка на шее, нежная рука, так часто меня ласкавшая » . (Л.Н.Толстой)

« Я написал рассказ « Уроки французского » в надежде, что преподанные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин)

« Эта повесть о моей юности и о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин)

« Я помню деревенского учителя, вежливого, застенчивого, всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

« Эта повесть о моей юност.. и о моей маме, которая не просто была со мной а опр.. деляла все мои стр..мления взгляды поступки » . (А.Алексин) « Я написал ра.. каз « Уроки францу..кого » в надежд.., что пр..поданные мне уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя » . (В.Г.Распутин) « Мне предст.. вляются матушкины карие глаза выр.. жающие доброту и любовь родинка на ше.. нежная рука так часто меня л.. скавшая » . (Л.Н.Толстой) « Я помню дер..венского учителя, вежл.. вого застенч.. вого всегда гот.. вого броси.. ся вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

« Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » . (А.Алексин) Во вступлении к книге А.Алексин писал. А: «П».

Во вступлении к книге А.Алексин писал: «Эта повесть о моей юности о моей маме, которая не просто была со мной, а определяла все мои стремления, взгляды, поступки » .

я – он мне – ему наш – их своей – его мой – его вспоминаю – вспоминает помню – помнит

Во вступлении к книге А.Алексин писал, что эта повесть о его юности, о его маме, которая не просто была с ним, а определяла все его стремления, взгляды, поступки.

« Я помню деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников » . (В.П.Астафьев)

В.П.Астафьев помнит деревенского учителя, вежливого застенчивого всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников.

Лев Толстой за работой.

Толстой с семьей Толстой с дочерью Татьяной

План Опорные слова I. II. 1. 2. 3. III.

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .

План Опорные слова I .С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? II . Кому она благодарна за счастливую пору? 1.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца? 2.Чем запомнилась ей мать? 3.Что дала детям Ханна? III. Какую роль сыграли эти люди в жизни Т.Л.Сухотиной? .. с б ольшой любовью Благодарность о тех, кто окружал людей, любящих… руководившему поставившему украсившая жизнь любовь, заботу главное место в памяти

Трем людям я особенно благодарна за свое детство: о тцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли; матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны; и Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Трем людям я особенно благодарна за свое детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Парцелляция (от франц. parcelle – частица) выделение части единого предложения как самостоятельного предложения. Дед Нечай опять заплакал. Громко. Много ли, мало ли лет прошло – зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.

Домашнее задание. Расспросите своих родных о людях, которым они благодарны за счастливое детство. Запишите 5 предложений с прямой речью и предложения с изменением формы лица.


ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов (под ред.И.П.Цыбулько)

Текст для изложения к вариантам 1 – 4

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

№ абзаца

Микротема

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Текст для изложения к вариантам 5 – 8

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба это порыв души. Отказать человеку в помощи значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Пожелание добра людям выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.


Текст для изложения к вариантам 9 – 12

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому) 183 слова

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Без доброты невозможна душевная красота человека.

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Текст для изложения к вариантам 13 – 16

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову) 140 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.

Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

Текст для изложения к вариантам 17 – 20

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

Текст для изложения к вариантам 21 – 24

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно это нужно, действительно нужно! Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 136 слов

№ абзаца

Микротема

Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей речи долго, но необходимо, поскольку речь важнейшее свойство личности.

Текст для изложения к вариантам 25 – 28

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину) 191 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.

В книгу включены воспоминания и избранные страницы из дневника старшей дочери Л. Н. Толстого - Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой. Т. Л. Толстая была одаренной художницей, талантливым и ярким человеком, очень близким Толстому по духу, по искреннему сочувствию его взглядам. Ее воспоминания, часть которых публикуется впервые, живо и интересно рассказывают о ее детских и отроческих годах, о друзьях и гостях Толстого, о трагических событиях последних лет жизни писателя. Вступительная статья А. И. Шифмана.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая
Воспоминания

Детство Тани Толстой в Ясной Поляне

С большой любовью вспоминаю я свое детство.

И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни.

Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня.

Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе.

Я так думаю и теперь.

И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни.

Так же естественны были и внешние условия нашей жизни.

После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам.

Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу.

Трем людям я особенно благодарна за свое детство:

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор.

Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Мне казалось, что такое отношение естественно и свойственно человеческой природе. Я так думаю и теперь. И хотя я за свою длинную жизнь иногда видела злобу и ненависть между людьми, - я знаю, что такое отношение так же неестественно, как болезнь. И, так же, как болезнь, происходит от нарушения самых первоначальных законов человеческой жизни. Так же естественны были и внешние условия нашей жизни. После женитьбы1 отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам. Жизнь в деревне дала мне любовь к уединению, к спокойствию и дала привычку наблюдать и любить природу. Трем людям я особенно благодарна за свое детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и - Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство. Ханна уехала из нашего дома, когда мне пошел девятый год. И с ее отъездом кончилось мое детство и кончилось то безоблачное счастье, которым я жила до тех пор. Началось мое отрочество. О нем я расскажу в другой книге.

I

Родилась я в Ясной Поляне 4 октября 1864 года. За несколько дней до моего рождения с моим отцом на охоте произошел несчастный случай.

В молодости отец очень любил охоту, и особенно осеннюю охоту с борзыми собаками на зайцев и лисиц. 26 сентября 1864 года он взял свою свору борзых собак, сел на свою резвую, молодую лошадь Машку и поехал на охоту. Недалеко от дома в поле выскочил русак.

Отец спустил борзых. "Ату его!" - закричал он и поскакал за русаком. Машка, непривычная еще к охоте и очень горячая, пустилась вскачь во весь дух за зайцем и собаками.

На пути попалась глубокая рытвина. Машка не сумела ее перепрыгнуть, споткнулась и упала на оба колена. Не справившись, она всей своей тяжестью упала на бок.

Отец упал вместе с лошадью. Рука его попала под лошадь, которая придавила ее всей своей тяжестью. Не успел отец опомниться, как Машка вскочила и, оставив своего седока в рытвине, ускакала домой. С невыносимой болью в руке, почти в бессознательном состоянии, выкарабкался отец на гладкое место.

Что делать? Идти он был не в силах. До шоссе, где он мог бы найти помощь, было около версты.

Наконец он собрался с силами и поплелся.

Он рассказывал потом, что в это время он был почти без памяти: ему казалось, что все было очень, очень давно. Казалось, что когда-то, очень давно, он ехал верхом, когда-то травил зайца и когда-то упал с лошади. Все это было давно, давно…

С трудом прошел он версту, пока не дошел до шоссе. Там силы его покинули, он почувствовал себя плохо и лег на землю у дороги.

Так он лежал, поджидая, пока кто-нибудь пройдет или проедет.

Проехали на телегах мужики. Отец собрал последние силы и стал кричать им:

Стойте! Помогите!

Мужики или не слыхали, или не захотели остановиться и проехали мимо. Отец продолжал лежать у дороги. Наконец прошел какой-то пешеход, который его узнал.

Батюшки родимые, да это наш яснополянский граф! - сказал он. - Что же это такое с ним случилось?

Он остановил первую проезжавшую телегу, уложил в нее отца с помощью ехавшего в телеге мужика и направил его в Ясную Поляну.

Отец страдал ужасно.

Дядя, - сказал он мужику, - ты свези меня не в барский дом, а свези в избу на деревне.

Он думал, что если без всякого предупреждения приедет домой искалеченный, он слишком сильно напугает мою мать.

В яснополянском доме в то время был уже подан обед, и моя молоденькая двадцатилетняя мать вместе с своим деверем графом Сергеем Николаевичем Толстым и своей матерью Любовью Александровной Берс поджидала к обеду своего мужа и его сестру графиню Марию Николаевну Толстую.

Там она нашла своего мужа, сидящего на скамейке в ужасных страданиях. Мужик, хозяин избы, держал его, голую до плеча, руку, а деревенская "бабка" ее растирала. Тут находились уже Агафья Михайловна, старая бывшая крепостная девушка Толстых, и тетенька моего отца Татьяна Александровна Ергольская. Дети в избе кричали, было темно, тесно и душно.

Немедленно за доктором в Тулу! - распорядилась моя мать. Отца перевезли в дом.

Приехавший из Тулы доктор стал пытаться вправить руку. Восемь раз он тщетно принимался крутить и вертеть руку отца. Измучивши его до последней степени и ничего не сделав, доктор уехал. Отец провел ужасную ночь. Мать ни на минуту не отошла от него. На другое утро послали в Тулу за другим доктором, молодым хирургом. Отца захлороформировали и наконец вправили руку2. Лихорадка все же продолжалась, и боль не утихала.

Отец еще не поправился после своего падения, как я появилась на свет.

У моих родителей был уже один сын, полутора лет, Сережа, и они очень рады были дочери. Крестил меня друг моего отца Дмитрий Алексеевич Дьяков, а крестной матерью моей была моя бабушка Любовь Александровна Берс.