Теория создания раскольникова. Основные положения теории Раскольникова. В чем опасность теории Раскольникова


Цель урока: определить истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова Задачи урока: Образовательная Продолжить работу по формированию умения отбирать материал на заданную тему, анализировать и интерпретировать художественный текст Развивающая Развивать умение логично и аргументированно рассуждать на нравственно-философские темы Развивать познавательные способности обучающихся: память, внимание, логическое, критическое, творческое мышление Продолжить работу по формированию навыка монологической речи Воспитательная Воспитывать навык грамотного ведения дискуссии и Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся


Тип урока: урок объяснения нового материала с элементами дискуссиии Методы: коммуникативно-ориентированный учебная работа под руководством учителя репродуктивный метод наглядно-иллюстративный метод словесный метод методы стимулирования учения логические методы метод формирования познавательного интереса Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление наказание»


Пояснительная записка: Данный урок является четвёртым в системе уроков по изучению творчества Ф.М. Достоевского в 10 классе и имеет очень важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из учеников выработал свою позицию к обсуждаемому на уроке. Урок включает в себя элементы ИКТ и технологии развития критического мышления, а также элементы проблемного обучения.




Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии, Александр Солженицын в своём романе «Раковый корпус» утверждал: «Нельзя быть таким слишком практичным, чтобы судить по результатам, - человечнее судить по намерениям». - Понятно ли вам это высказывание? Согласны ли вы с ним? II. Подготовка к усвоению нового (погружение в тему)




Вопрос о теории Раскольникова зачастую воспринимается как «школьный» вопрос, а ведь он – о главных ценностях. Что представляет собой теория главного героя романа и из чего она вытекает? Именно это нам и предстоит выяснить сегодня. Тема урока – «Истоки теории Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». III. Объявление темы и цели урока.


На прошлом уроке мы выяснили, что убийство старухи, а затем и её беременной сестры Лизаветы стало следствием «теории», которая родилась в воспалённом мозгу бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова. - Каким образом Раскольников начал продвижение своей теории в массы? (за полгода до убийства он написал статью) IV. Актуализация знаний.




«…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели». И если «необыкновенному» человеку «надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте». По мнению Раскольникова, если бы какие-то люди мешали Кеплеру или Ньютону «сделать известными свои открытия всему человечеству», учёный имел бы право «устранить» этих людей. Раскольников утверждает, что «законодатели и установители человечества… все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется»




Исходя из вышесказанного попробуйте дать определение первой причине преступления. (Философская) Сделаем записи в тетради. Философствуя, Раскольников приходит к мысли, что… А) …человечество делится на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»; Б) …«необыкновенным людям» позволено кровопролитие; В) …цель «право имеющих» - свобода и власть.




Смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная... С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши… -Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа. -Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. -Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? -Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело... -А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости!




Итак, нам известна вторая причина преступления. Попробуйте сами определить – какая. (Социальная) Запишем это в тетрадях. Убив старуху, Раскольников планирует… А) …поправить своё крайне бедственное положение; Б) …помочь материально сестре и матери; В) …потратить награбленное на помощь «униженным и оскорблённым».


Таким образом, стремления преступника могут быть разные – утверждение «нового слова», восстановление справедливости… Но, по теории, на это способны лишь «необыкновенные люди». И здесь перед героем встаёт вопрос: а кем же является он, Родион Раскольников, - «тварью дрожащей» или «право имеющим»?




Герой мучается, пытается разобраться в самом себе… Назовите третью причину преступления. (Психологическая) Сделаем записи в тетради. Убийство для Раскольникова, это - … А) …выход из тупика; Б) …способ испытать себя; В) …повод убедиться в своей исключительности






«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С - м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К - ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его… На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…»




Запись в тетради: «чрезвычайно жаркое время» «каморка его находилась под самой кровлей… и походила более на шкаф, чем на квартиру» «он был задавлен бедностью» «жара стояла страшная» «духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль…» «особенная летняя вонь» «нестерпимая вонь из распивочных, которых… множество» «поминутно попадавшиеся пьяные» «отвратительный и грустный колорит картины» «чувство глубочайшего омерзения» «худо одет» «лохмотья» «обилие известных заведений» «цеховое и ремесленное население»


Известный вам писатель Н.Г. Чернышевский как-то заметил: «Потребности человеческой природы… достигают фантастически громадного развития… только при болезненном раздражении человека неблагоприятными обстоятельствами… Воображение строит свои воздушные замки тогда, когда нет на деле не только хорошего дома, даже сносной избушки…»


В случае с Раскольниковым, похоже, Чернышевский прав… Таким образом, теория стала практикой не от хорошей жизни. Но, как бы там ни было, убийство было совершено. А достиг ли герой целей, которые преследовал? Осуществились ли пункты, которые вы записали в тетрадях? Почему? (рассуждения учащихся) V. Подведение итогов.






Я предлагаю вам дома ответить на этот вопрос (Знает ли мировая история реальных персонажей, «необыкновенных людей», имевших свою «теорию» и пожертвовавших ради её осуществления жизнями других людей?) Подумайте также над сложным вопросом: к чему приводят подобные «теории» и оправданы ли они, в вашем понимании? Приготовьтесь к дискуссиии. VI. Домашнее задание.

Давно останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Теория Раскольникова

«По-моему, – говорит Раскольников, – если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-либо комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе, как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию, или ставших бы на пути, как препятствие, то Ньютон имел бы право и. даже был бы обязан устранить эти десять или даже сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Все законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами , Солонами , Магометами , Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливались перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы».

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь».

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, но как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, но сам строитель. Характерно для Раскольникова, что, задумывая убийство, он весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее в мысли предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Опровержение теории Раскольникова

Раскольников не предвидел именно того, что между теоретическим решением и практическим осуществлением лежит часто бездна, что кажущееся в теории столь легким и даже наполняющее самодовольством и гордостью в действительности обнаруживает неожиданный, грозный и зловещий смысл. Он предвидел многое в задуманном плане и представлял себе почти все внешние его следствия, но не мог предвидеть внутреннего самочувствия как в момент пролития крови, удара топором по черепу старухи, так и в последующие дни и ночи. Раскольников, как теоретик и как индивидуалист, считался только с самим собой, со своими интеллектуальными целями, между тем как готовился идти и свершить насилие, отнять жизнь у другого.

В основе своей ошибочность теории Раскольникова сводится к тому, что он нравственным законам вообще и в частности заповеди – «не убий» приписывал чисто внешнее значение, которое должно быть внешним же образом обязательно для одних и от признания которого могут быть освобождены некоторые. Потому-то он, готовясь к убийству, все время обдумывает мысленно лишь свои логические положения, но не останавливается сознательно на сущности самого момента убийства. И лишь смутно что-то в нем протестует против принятого решения, и он чувствует тоску и отвращение при мысли о необходимости совершить убийство.

И после совершения преступления, когда он тщетно силится разобраться в своих ощущениях, он полагает, что все дело просто в том, что у него не хватило сил «преступить» нормы, посметь. «Я ведь только вошь убил, Соня, – говорит он Соне Mapмеладовой , – бесполезную, гадкую, зловредную»... – «Это человек-то вошь?» – восклицает Соня, и этим подчеркивает свое особое, глубоко-религиозное отношение к человеческой жизни. Для Сони Мармеладовой нравственные законы, заповеди жизни вложены глубоко в основу души человеческой, и никто, какой бы высоты ни достиг человек, не может преступить эти заповеди и законы без того, чтобы не изуродовать свою жизнь, не совершить страшного насилия над своей же душой. Вот почему она восклицает, рыдая: «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете».

Что касается самого Раскольникова, то он остается до конца романа, до заключительных строк эпилога, не понимающим этого религиозного отношения Сони к жизни. Но автор показывает, как в непосредственной жизни Раскольникова обнаруживается нарушение им основных законов человеческой жизни. Теории Раскольникова, допускающей убийство для немногих, автор противопоставляет стихийную логику жизни, не рациональную, как у Раскольникова, а иррациональную, подчиняющую себе всецело молодого теоретика и разбивающую вдребезги все его положения, казавшиеся ему столь твердо установленными и ненарушимыми.

Состояние полного душевного расстройства, в которое впал Раскольников после убийства, полной потери всех своих жизненных утверждений, мучительное и страшное состояние показало, как бессильна личная человеческая логика, когда она идет вразрез с общими жизненными основами.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский продол-жил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бун-та человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?

Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужи-на, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищен-скую трагическую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных, затх-лых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные бо-лезнями, нищетой, несправедливостью «бедные люди». Страш-ная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пыта-ется найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним — не главные причины совершенного преступ-ления. Сам герой признается: «… Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был».

Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку — их большин-ство; другие способны нарушать установленные законы и при-знанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не ос-танавливаясь перед преступлениями, — это «избранные», «необыкновенные» люди, среди них величайший — Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике прове-рить, «тварь ли я дрожащая или право имею…» Он должен дока-зать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи — не импульсивное движе-ние, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что со-вершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. «Имею ли право?» — этот вопрос волнует Раскольникова больше стару-хиных денег.

Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова преж-де всего факт нарушения нравственных законов, а не юридиче-ских. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Рас-кольников переживает мучительный кризис. «Я не старуху убил, я себя убил», — говорит он Соне Мармеладовой.

Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что «разомкнутость и разъединенность с челове-чеством» очень тяжелы и мучительны.

В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравст-венные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно «двойники» Раскольникова.

С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников уз-нает себя в Лужине — расчетливом и бессердечном дельце. Лу-жин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.

Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о «личном интересе», и только. «Экономическая» мораль Лужина приводит к мысли, что «людей резать можно». Это низменный вариант принципа Раскольникова «все дозволено».

Другим «двойником» Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят по-шлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, рас-пущенность ведут к нравственной опустошенности и в конеч-ном счете к оправданию преступления. Раскольникову невыно-сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она «как все». Материал с сайта

Можно сказать, что многие персонажи романа — это овеще-ствленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все — осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.

Сюжет «Преступления и наказания» проходит через две куль-минации. Первая точка — преступление, вторая — наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затя-нут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольни-кова. Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.

Достоевский не показывает нравственного возрождения ге-роя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею «сверхчеловека».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • 1. Смысл теории Раскольникова и причины её поражения (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
  • истоки и смысл теории раскольникова
  • истоки теории раскольникова
  • история бедной семьи раскольниковых
  • раскольников делить людей на 2

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Социальные, психологические и нравственные истоки теории Раскольникова. Роман «Преступление и наказание» является вершиной творчества одного из самых ярких и талантливых прозаиков XIX в. Ф.М, Достоевский, создавая это произведение, затронул весьма актуальные для обще­ства того времени темы, которые не утратили своей остроты и сегодня. В одном из писем автор упоминал о природе этого романа как об иссле­довании современных ему процессов, происходящих в обществе. Он упоминает студента, который под влиянием определенных обстоятельств создал свою собственную теорию, позволяющую одним людям властво­вать над другими. Это противоречило принципам самого писателя, по­этому одной из основных задач, стоявших перед автором, было описа­ние и развенчание теории Раскольникова.

Конечно, Достоевского интересовали причины, которые побужда­ли многих молодых людей на такой своего рода бунт. И в первую оче­редь он выделяет социальные истоки подобных теорий.

С самых первых страниц автор фокусирует внимание читателя на бедственном положении самого Раскольникова и его семьи. Крайняя бедность главного героя изображается путем описания его маленькой комнатушки с ободранными обоями и рассохшимся диваном, его изно­шенного костюма, которому негде и не на что найти замену. В письме матери Раскольникова хотя и звучат некие оптимистические мотивы, но читателю нетрудно догадаться, что материальное положение семьи Ро­диона даже хуже, чем его собственное. Особенно автор акцентирует вни­мание на том факте, что Пульхерия Александровна вместе с письмом высылает сыну последние гроши, а ее дочка идет на сознательную жер­тву, выходя замуж за презираемого ею богача Лужина. Это письмо глу­боко возмутило душу Раскольникова. Он больше не в силах терпеть не­заслуженные страдания и окончательно решается на убийство, чтобы раздобыть средства и. лишив жизни «бесполезное существо», подарить жизнь себе и своей семье. Отсюда вытекает индивидуальный аспект те­ории Раскольникова.

Но не менее сильное влияние на него оказывает и постоянное на­блюдение страданий и нищеты окружающих. Родион хочет помочь не только себе, но и людям вокруг. Так начинала рождаться его теория.

Полностью она сформировалась благодаря резкому критическому отношению Раскольникова к существующему порядку. Юноше кажет­ся несправедливым то, что он живет впроголодь, страдая неизвестно за что вместе с другими людьми, в то время как жалкая старушонка, не нужная никому, высасывает соки из других, не имея никаких материаль­ных проблем. Эта социальная несправе дливость окончательно укрепляет Раскольникова в его решении убить это бесполезное существ, пересту­пить черту и стать великим человеком, помогая нуждающимся.

Однако е менее важны и психологические мотивы. Они кроются в личности самого Раскольникова.

Это сострадательный от природы человек. С самого детства Родион искренне жалел всех незаслуженно «обиженных и оскорбленных». Это подтверждают и слова его матери, и сон, в котором он вновь пережива­ет смер ть крестьянской лошаденки, зверски убитой у него на глазах. Эти детские впечатления наложили глубокий отпечаток на его характер.

Вообще, герой, выбранный Достоевским, необычен. Помимо того, что у него сложный характер, он еще и чрезвычайно молод. Автор не­спроста выбрал именно этот период, ведь в молодости у человека край­не неустойчивая психика, а особенно у таких людей, как Раскольников. Неспроста Порфирий Петрович отмечает эту черту в характере Родио­на и поясняет, что в молодости все особенно озабочены социальными проблемами.

Далее Порфирий говорит о том, что молодость - это бурный период, за время которого человек успевает создать несколько теорий. Вообще, в этом эпизоде Порфирий, видимо, выражает мысли и чувства самого ав­тора. Достоевский не критикует Раскольникова за попытку создания ка­кой-то теории, статья Родиона, первая проба пера, тоже не вызывает у него резкого протеста, ведь в то время это было модно, молодежь увлека­лась публицистикой. Г1о мнению Достоевского, Раскольников заслужи­вает наказания за то, что осмелился на практике воплотить теорию.

Итак, автор осуждает своего героя, но он ясно видит причины, по­будившие молодого человека пойти на преступление. Это в том числе и увлечение великими деятелями истории. Хотя Раскольников и приводит Наполеона и других как пример сильных личностей, способных «пере­ступить черту», понятно, что он очень самолюбив и в глубине души меч­тает стать великим человеком. Первым это заметил Порфирий Петро­вич, а уж потом признал сам Родион. Он стремится самоутвердиться, поэтому решает пойти на убийство, поэтому считает себя «имеющим право» (или хочет себя считать таковым в угоду своему самолюбию) и в таком тоне позволяет себе говорить с Сонечкой, Разумихиным, Замето- вым, Лужиным.

Нравственные истоки теории Достоевский выделяет особо. Он все­гда подчеркивал, что «Преступление и наказание» не совсем психологи­ческий роман, а скорее нравственно-философский.

В то же время это полемичное произведение. Достоевский считал своей главной целью показать болезнь века - падение нравов. Не слу­чайны частые сравнения Раскольникова с Печориным в критике, ведь Родион - тоже типичный герой своего времени. Писатель считал, что именно из-за падения нравов появляются подобные теории. Вполне прозрачен намек на то, что это только начало апокалипсиса, а моровая язва - возможное продолжение. Достоевский пытается предостеречь людей, основываясь на собственном опыте, пройдя через испытания, весьма похожие на испытания Раскольникова.

По мнению автора, одна из основных причин этого падения - то, что люди забыли бога. В романе звучит протест против социалистичес­ких идей о ненужности бога, против узурпации его права. В противовес этим идеям поставлено мировоззрение Сонечки Мармеладовой, которая является идеалом Достоевского. В ней воплотились кротость, чуткость, смирение и любовь к ближнему. Именно эти качества Сони помогли Раскольникову вернуться к жизни, она стала его путеводной звездой. В финале романа автор окончательно доказывает несостоятельность тео­рии Раскольникова, но это не снимает острых проблем, которые спро­воцировали ее появление.