Значение культурного наследия в истории человечества. Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России. Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение

За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования - с целью впечатлить будущее поколение или преследуя более практическую цель. Все это - артефакты, отображения культуры человека. Но не все из этого является культурным наследием.

Культурное наследие - это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие - это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями. Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.

Т. М. Миронова противопоставляет понятия «памятник» и «объекты культурного наследия». По ее мнению, само слово «памятник» означает какой-то предмет для хранения памяти. В то время как объекты культурного наследия обретены нами не просто для хранения, а для деятельного отношения к ним, осознания их ценности для сегодняшнего дня в ходе современной интерпретации.

Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение

  1. Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер. Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток. Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
  2. Сохранение культурного наследия. Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.

Прежде охранялись какие-то отдельные объекты (сооружения, памятники), которые были выбраны специалистами, использующими «очевидные критерии». Переход от исключительно охранных мер к концепции сохранения позволил включить в этот процесс уже целые комплексы и даже территории. Критерии отбора объектов расширились.

Современный подход не предполагает отказа от охраны культурного наследия, но ведет к большей целесообразности этого процесса. Результаты показали, что разумное использование исторических объектов (зданий, территорий) в большей степени способствует ревитализации («возвращению к жизни») памятников культурного наследия, чем ориентация исключительно на охрану. Отношение к памятнику вышло за пределы простого оберегания материальной оболочки объекта старины. Памятники культурного наследия стали не просто напоминанием о прошлом. Прежде всего, они стали значимыми как ценность в глазах современников. Они наполнены новыми смыслами.

Культурное наследие ЮНЕСКО. Деятельность в сфере сохранения культурного наследия

1972 год. Принятие Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия».

Самого определения понятию «культурное наследие» данная конвенция не давала, но в ней были перечислены его категории:

  • Памятники культурного наследия - понимаются в широком смысле, сюда относят строения, скульптуры, надписи, пещеры. Памятник - это единица культурного наследия, определяется как конкретный объект, обладающий художественной или научной (исторической) ценностью. Но в то же время преодолевается изолированность памятников одного от другого, поскольку предполагается их взаимосвязь между собой и их связь со средой. Совокупность памятников формирует предметный мир культуры.
  • Ансамбли, к которым причисляют архитектурные комплексы.
  • Достопримечательные места: созданные человеком или им же, но еще и при значимом участии природы.

Значение данной конвенции заключается в следующем:

  • реализация комплексного подхода в оценке взаимосвязей культурного и природного наследия;
  • к охраняемым была добавлена новая группа объектов (достопримечательные места);
  • были даны ориентиры для включения объектов наследия в хозяйственную деятельность и использования их для реализации практических целей.

1992 год. Ла Петит-Пьер. Пересмотр Руководства по выполнению Конвенции 1972-го года. В Конвенции говорилось об созданных и природой, и человеком. Но совершенно не была предусмотрена процедура их идентификации, отбора. В исправление этого международные эксперты сформулировали и включили в руководство понятие «культурный ландшафт», что привело к корректировке культурных критериев. Для присвоения статуса культурного ландшафта территория, помимо всемирно признанной ценности, должна еще быть репрезентативна региону и иллюстрировать его исключительность. Таким образом, была введена новая категория культурного наследия.

1999 год. Внесение поправок в Руководство по выполнению Конвенции 1972-го года.
Содержанием поправок было подробное определение понятия «культурный ландшафт», а также характеристика его видов. К ним были отнесены:

  1. Созданные человеком ландшафты.
  2. Естественно развивающиеся ландшафты.
  3. Ассоциативные ландшафты.

Критерии культурного ландшафта:

  • всеобще признанная выдающаяся ценность территории;
  • аутентичность местности;
  • целостность ландшафта.

2001 год. Конференция ЮНЕСКО, в ходе которой было сформулировано новое понятие. Нематериальное культурное наследие - это особые процессы в человеческой деятельности и творчестве, способствующие возникновению чувства преемственности у различных обществ и поддержанию самобытности их культур. Тогда же были выделены его виды:

  • воплощенные в материале традиционные формы быта и культурной жизни;
  • формы выражения, не представленные физически (сам язык, устно передаваемые предания, песни и музыка);
  • смысловая составляющая материального культурного наследия, являющаяся результатом его интерпретации.

2003 год. Париж. Принятие ЮНЕСКО Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия». Необходимость данного мероприятия была продиктована неполнотой Конвенции 1972 года, а именно отсутствием даже упоминания в документе духовных ценностей в числе объектов Всемирного наследия.

Препятствия на пути сохранения культурного наследия

  1. Представители разных слоев общества имеют противоположные взгляды на целесообразность сохранения того или иного наследия прошлого. Историк видит перед собой образец викторианской архитектуры, нуждающийся в реставрации. Предприниматель видит ветхое здание, которое необходимо снести и использовать освободившийся участок земли для постройки супермаркета.
  2. Не разработаны общепринятые критерии научной или художественной ценности объекта, то есть какие объекты следует отнести к культурному наследию, а какие таковыми не являются.
  3. При благоприятном разрешении первых двух вопросов (то есть объект решили сохранить и за ним признали ценность) возникает дилемма выбора способов сохранения культурного наследия.

Значение культурного наследия в формировании исторического сознания

В изменчивой повседневности современный человек все явственнее ощущает потребность в причастности к чему-то непреходящему. Идентифицировать себя с чем-то извечным, изначальным - значит обрести чувство стабильности, определенности, уверенности.

Таким целям служит культивация исторического сознания - особого психологического образования, позволяющего личности приобщиться к социальной памяти своего народа и других культур, а также перерабатывать и транслировать историческую событийно-национальную информацию. Формирование исторического сознания возможно только в опоре на историческую память. Субстратами являются музеи, библиотеки и архивы. Н.Ф. Федоров называет музей «общей памятью», противостоящей духовной смерти.

Приоритеты развития исторического сознания

  1. Усвоение понятия исторического времени - культурное наследие в разных формах дает возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.
  2. Осознание перменчивости ценностных ориентиров - знакомство с культурным наследием как презентацией этических, эстетических ценностей людей прошлого; показ видоизменений, трансляция и отображение этих ценностей в разные периоды времени.
  3. Ознакомление с историческими истоками этносов и народов через демонстрацию аутентичных образцов народного творчества и внесения элементов интерактивности в виде вовлечения в проживание традиционных ритуалов и обрядов.

Использование объектов культурного наследия в социальном планировании

Культурное наследие - это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. Это предположение давно обсуждалось, но практическая реализация началась только во второй половине двадцатого века. Передовыми странами здесь выступили Америка, Испания, Австралия. Образцом данного подхода может быть проект Colorado-2000. Это план развития одноименного штата Америки. В основу развития был положен процесс сохранения культурного наследия Колорадо. Доступ к участию в программе был открыт для всех, что в результате позволило задействовать в этом процессе представителей всех слоев колорадского общества. Эксперты и непрофессионалы, госучреждения и корпорации и мелкие фирмы - их объединенные усилия были направлены на воплощение программы развития Колорадо на базе раскрытия его исторической уникальности. Данные проекты позволяют участникам ощутить себя в качестве носителей аутентичной культуры родных земель, ощутить вклад каждого в сохранение и презентацию миру наследия своего края.

Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур

В современном мире коммуникативные границы между обществами стираются, и под угрозой оказываются самобытные которым сложно конкурировать за внимание с массовыми явлениями.

Так возникает необходимость воспитывать в людях гордость за наследие своего народа, привлекать их к сохранению региональных памятников. В то же время следует формировать уважение к самобытности других народов и стран. Все это призвано противостоять глобализации и утрате идентичности

В настоящее время на территории Российской Федерации расположено 26 объектов всемирного наследия:
16 объектов культурного (имеют в Списке всемирного наследия буквенное обозначение С - cultural) и 10 объектов природного (обозначаются буквой N - natural) наследия.

Три из них являются трансграничными, т.е. расположенными на территории нескольких государств: Куршская коса (Литва, Российская Федерация), Убсунурская котловина (Монголия, Российская Федерация), Геодезическая дуга Струве (Беларусь, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония)

Первые объекты - «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», «Кижский Погост», «Московский Кремль и Красная площадь» - включены в Список всемирного наследия на 14-й сессии Комитета всемирного наследия, прошедшей в 1990 году в канадском городе Банфф.

14-я сессия Комитета всемирного наследия - 1990 (Банфф, Канада)

№С540 - Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

Критерии (i) (ii) (iv) (vi)
«Северная Венеция», с ее множеством каналов и более чем 400 мостами, - это результат величайшего градостроительного проекта, начатого в 1703 г. при Петре Великом. Город оказался тесно связанным с Октябрьской революцией 1917 г., и в 1924-1991 гг. он носил имя Ленинград. В его архитектурном наследии сочетаются столь различные стили как барокко и классицизм, что можно видеть на примере Адмиралтейства, Зимнего дворца, Мраморного дворца и Эрмитажа.
Информация об объекте:

№С544 - Кижский погост

Критерии: (i)(iv)(v)
Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера, в Карелии. Здесь можно увидеть две деревянные церкви XVIII в., а также восьмигранную колокольню, построенную из дерева в 1862 г. Эти необычные сооружения, являющиеся вершиной плотницкого мастерства, представляют собой образец древнего церковного прихода и гармонично сочетаются с окружающим природным ландшафтом.
Информация об объекте:
на сайте музея-заповедника «Кижи»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия


№С545 - Московский Кремль и Красная площадь

Критерии: (i)(ii)(iv)(vi)
Это место неразрывно связано с наиболее важными историческими и политическими событиями в жизни России. Начиная с XIII в. Московский Кремль, созданный в период с XIV в. по XVII в. выдающимися русскими и иностранными зодчими, являлся великокняжеской, а затем и царской резиденцией, а также религиозным центром. На Красной площади, раскинувшейся у стен Кремля, возвышается собор Василия Блаженного - подлинный шедевр русской православной архитектуры.
Информация об объекте:
на сайте Музеев Московского Кремля
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

16-я сессия Комитета всемирного наследия - 1992 (Санта-Фе, США)

№С604 - Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей

Критерии: (ii)(iv)(vi)
Новгород, выгодно располагаясь на древнем торговом пути между Средней Азией и Северной Европой, был в IX в. первой столицей России, центром православной духовности и русской архитектуры. Его средневековые памятники, церкви и монастыри, а также фрески Феофана Грека (учителя Андрея Рублева), датируемые XIV в., наглядно иллюстрируют выдающийся уровень архитектурного и художественного творчества.
Информация об объекте:
на сайте Департамента культуры и туризмаНовгородской области
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С632 - Историко-культурный комплекс Соловецких островов

Критерий: (iv)
Соловецкий архипелаг, располагающийся в западной части Белого моря, состоит из 6 островов общей площадью более 300 кв. км. Они были заселены в V в. до н.э., однако самые первые свидетельства пребывания здесь человека относятся к 3-2-му тысячелетиям до н.э. Острова, начиная с XV в., стали местом создания и активного развития крупнейшего на Русском Севере монастыря. Здесь также расположены несколько церквей XVI-XIX вв.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»
на сайте «Музеи России»

№С633 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Критерии: (i)(ii)(iv)
Эти два старинных центра культуры Центральной России занимают важное место в истории становления архитектуры страны. Здесь находится целый ряд величественных культовых и общественных зданий XII-XIII вв., среди которых выделяются Успенский и Дмитриевский соборы (Владимир).
Информация об объекте:
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

17-я сессия Комитета всемирного наследия -1993 (Картахена, Колумбия)

№С657 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад

Критерии: (ii)(iv)
Это яркий пример действующего православного монастыря, обладающего чертами крепости, что вполне соответствовало духу времени его формирования - XV-XVIII вв. В главном храме лавры - Успенском соборе, созданном по образу и подобию одноименного собора Московского Кремля, - находится гробница Бориса Годунова. Среди сокровищ лавры знаменитая икона «Троица» работы Андрея Рублева.
Информация об объекте:
на сайте Министерства культуры Московской области
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

18-я сессия Комитета всемирного наследия - 1994 (Пхукет, Таиланд)

№С634 rev - Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Критерий: (ii)
Эта церковь была построена в 1532 г. в царском поместье Коломенское вблизи Москвы в ознаменование появления на свет наследника - будущего царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения, являющаяся одним из самых ранних примеров выполнения в камне традиционного для деревянной архитектуры шатрового завершения, оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской церковной архитектуры.
Информация об объекте:

на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

19-я сессия Комитета всемирного наследия - 1995 (Берлин, Германия)

N 719 - Девственные леса Коми

Критерии: (vii) (ix)
В состав объекта наследия, покрывающего территорию 3,28 млн. га, включаются равнинные тундры, горные тундры Урала, а также один из самых крупных массивов первичных бореальных лесов, уцелевших в Европе. Обширная территория с болотами, реками и озерами, где произрастают хвойные породы, береза и осина, изучается и охраняется более 50 лет. Здесь можно проследить ход естественных природных процессов, определяющих биоразнообразие таежной экосистемы.
Информация об объекте:

на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

20-я сессия Комитета всемирного наследия - 1996 (Мерида, Мексика)

N 754 - Озеро Байкал

Критерии: (vii) (viii) (ix) (x)
Расположенный на юго-востоке Сибири и занимающий площадь 3,15 млн. га, Байкал признан самым древним (25 млн. лет) и самым глубоким (около 1700 м) озером планеты. Водоем хранит примерно 20% всех мировых запасов пресной воды. В озере, которое известно как «Галапагосы России», благодаря древнему возрасту и изоляции сформировалась уникальная даже по мировым меркам пресноводная экосистема, изучение которой имеет непреходящее значение для понимания эволюции жизни на Земле.
Информация об объекте:
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

22-я сессия Комитета всемирного наследия - 1998 (Киото, Япония)

N 768rev -«Золотые горы Алтая»

Критерии: (x)
Алтайские горы, являющиеся главной горной областью на юге Западной Сибири, формируют истоки крупнейших рек этого региона - Оби и Иртыша. Объект наследия включает три отдельных участка: Алтайский заповедник с водоохранной зоной Телецкого озера, Катунский заповедник плюс природный парк Белуха, плато Укок. Суммарная площадь составляет 1,64 млн. га. Район демонстрирует самый широкий в пределах Центральной Сибири спектр высотных поясов: от степей, лесостепей и смешанных лесов до субальпийских и альпийских лугов и ледников. Территория является местообитанием исчезающих животных, таких как снежный барс.
Информация об объекте:
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

23-я сессия Комитета всемирного наследия - 1999 (Марракеш, Марокко)

N 900 - Западный Кавказ

Критерии: (ix) (x)
Это один из немногих крупных высокогорных массивов в Европе, где природа еще не подверглась существенному антропогенному влиянию. Площадь объекта примерно 300 тыс. га, он располагается на западе Большого Кавказа, в 50 км к северо-востоку от побережья Черного моря. На здешних альпийских и субальпийских лугах пасутся только дикие животные, а обширные нетронутые горные леса, простирающиеся от низкогорной зоны до субальпики, - также уникальны для Европы. Местность характеризуется большим разнообразием экосистем, высокоэндемичной флорой и фауной, и является районом, где некогда обитал, а позднее был реакклиматизирован, горный подвид европейского зубра.
Информация об объекте:
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

24-я сессия Комитета всемирного наследия - 2000 (Кэрнс, Австралия)

№С980 - Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля

Критерии: (ii) (iii) (iv)
Возникший на обитаемой с очень давних времен территории, Казанский Кремль ведет свою историю от мусульманского периода в истории Золотой Орды и Казанского ханства. Он был завоеван в 1552 г. Иваном Грозным и стал оплотом православия в Поволжье. Кремль, во многом сохранивший планировку древней татарской крепости и ставший важным центром паломничества, включает выдающиеся исторические здания XVI-XIX вв., построенные на руинах более ранних сооружений X-XVI вв.
Информация об объекте:
на сайте Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С982 - Ансамбль Ферапонтова монастыря

Критерии: (i) (iv)
Ферапонтов монастырь располагается в Вологодской области, на севере Европейской части России. Это исключительно хорошо сохранившийся православный монастырский комплекс XV-XVII вв., т.е. периода, имевшего огромное значение для формирования централизованного российского государства и развития его культуры. Архитектура монастыря своеобразна и целостна. В интерьере храма Рождества Богородицы сохранились великолепные настенные фрески Дионисия - величайшего русского художника конца XV в.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
на сайте Музея фресок Дионисия
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С994 - Куршская коса
Трансграничный объект: Литва, Российская Федерация

Критерий: (v)
Освоение человеком этого узкого песчаного полуострова, имеющего протяженность 98 км и ширину от 400 м до 4 км, началось еще в доисторические времена. Коса подвергалась также воздействию природных сил - ветра и морских волн. Сохранение этого уникального культурного ландшафта до наших дней стало возможным только благодаря непрекращающейся борьбе человека с процессами эрозии (закрепление дюн, лесопосадки).
Информация об объекте:
на сайте Национального парка «Куршская коса» (Россия)
на сайте Национального парка «Куршская коса» (Литва)
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

25-я сессия Комитета всемирного наследия - 2001 (Хельсинки, Финляндия)

N 766rev - Центральный Сихотэ-Алинь

Критерий: (x)
В горах Сихотэ-Алинь произрастают дальневосточные хвойно-широколиственные леса, которые признаны одними из самых богатых и оригинальных по видовому составу среди всех лесов умеренного пояса Земли. В этой переходной зоне, находящейся на стыке тайги и субтропиков, отмечается необычное смешение южных (тигр, гималайский медведь) и северных видов животных (бурый медведь, рысь). Территория простирается от самых высоких вершин Сихотэ-Алиня до побережья Японского моря, и служит убежищем для многих исчезающих видов, включая амурского тигра.
Информация об объекте:
на сайте Сихотэ-Алинского заповедника
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

27-я сессия Комитета всемирного наследия - 2003 (Париж, Франция)

N 769 rev- Убсунурская котловина
Трансграничный объект: Монголия, Российская Федерация

Критерии: (ix) (x)
Объект наследия (площадью 1069 тыс. га) находится в границах самой северной из всех бессточных котловин Центральной Азии. Его наименование происходит от названия обширного мелководного и очень соленого озера Убсунур, в районе которого скапливается масса перелетных, водоплавающих и околоводных птиц. Объект состоит из 12 разрозненных участков (в т.ч. в России семь участков, площадью 258,6 тыс. га), которые представляют все основные типы ландшафтов, характерных для Восточной Евразии. В степях отмечено большое разнообразие пернатых, а на пустынных участках обитают редкие виды мелких млекопитающих. В высокогорной части отмечены такие животные, редкие в глобальном масштабе, как снежный барс и горный баран аргали, а также сибирский козерог.
Информация об объекте:
на сайте Тувинского республиканского отделения Русского географического общества
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С1070 - Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента

Критерии: (iii) (iv)
Древний Дербент располагался на северных рубежах Сасанидской Персии, простиравшейся в те времена на восток и запад от Каспийского моря. Старинные укрепления, выстроенные из камня, включают две крепостные стены, которые идут параллельно друг другу от берега моря до гор. Город Дербент сложился между этих двух стен и сохранил до настоящего времени свой средневековый характер. Он продолжал быть важным в стратегическом отношении местом вплоть до XIX в.
Информация об объекте:
на сайте ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

28-я сессия Комитета всемирного наследия - 2004 (Сучжоу, Китай)

№С1097 - Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

Критерии: (i) (iv) (vi)
Новодевичий монастырь, расположенный на юго-западе Москвы, создавался на протяжении XVI-XVII столетий и являлся одним из звеньев в цепочке монастырских ансамблей, объединенных в оборонную систему города. Монастырь был тесно связан с политической, культурной и религиозной жизнью России, а также с Московским Кремлем. Здесь были пострижены в монахини и погребены представительницы царской фамилии, знатных боярских и дворянских родов. Ансамбль Новодевичьего монастыря является одним из шедевров русского зодчества (стиль «московское барокко»), а его интерьеры, где хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, отличаются богатым внутренним убранством.
Информация об объекте:
на сайте Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

N 1023rev - Природный комплекс заповедника Остров Врангеля

Критерии: (ix) (x)
Объект наследия, расположенный за Полярным кругом, включает гористый остров Врангеля (7,6 тыс. кв. км) и остров Геральд (11 кв. км) вместе с прилегающими акваториями Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Поскольку данный район не был охвачен мощным четвертичным оледенением, здесь отмечается очень высокое биоразнообразие. Остров Врангеля известен благодаря огромным лежбищам моржа (одни из крупнейших в Арктике), а также наибольшей во всем мире плотностью родовых берлог белого медведя. Этот район важен как место нагула серых китов, мигрирующих сюда со стороны Калифорнии, и как место гнездования для более чем 50 видов птиц, многие из которых отнесены к редким и исчезающим. На острове зафиксировано более 400 видов и разновидностей сосудистых растений, то есть больше, чем на любом другом арктическом острове. Некоторые из встречающихся здесь живых организмов - это особые островные формы тех растений и животных, которые широко распространены на континенте. Около 40 видов и подвидов растений, насекомых, птиц и зверей определены как эндемичные.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУ Государственный природный заповедник «Остров Врангеля»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

29-я сессия Комитета всемирного наследия - 2005 (Дурбан, ЮАР)

№С1187 - Геодезическая дуга Струве
Трансграничный объект: Беларусь, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония

Критерии: (ii) (iii) (vi)
«Дуга Струве» - это цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран от Хаммерфеста в Норвегии до Черного моря. Эти опорные точки наблюдений были заложены в период 1816-1855 гг. астрономом Фридрихом Георгом Вильгельмом Струве (он же - Василий Яковлевич Струве), который произвел таким образом первое достоверное измерение большого сегмента дуги земного меридиана. Это позволило точно установить размер и форму нашей планеты, что стало важным шагом в развитии наук о Земле и топографического картирования. Это был исключительный пример сотрудничества в научной сфере между учеными разных стран и между правящими монархами. Первоначально «дуга» состояла из 258 геодезических «треугольников» (полигонов) с 265 основными триангуляционными пунктами. В объект всемирного наследия вошли 34 таких пункта (наиболее хорошо уцелевших к настоящему времени), которые маркированы на местности самым разным образом, как то: выдолбленные в скалах углубления, железные кресты, пирамиды из камней или специально установленные обелиски.
Информация об объекте:
на сайте Санкт-Петербургского общества геодезии и картографии
на сайтеЗемельного департамента Министерства окружающей среды Эстонии
на сайтеДепартамента картографии Финляндии
на сайте«Всемирное наследие Норвегии»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

№С1170 - Исторический центр Ярославля

Критерии: (ii) (iv)
Исторический город Ярославль, расположенный приблизительно в 250 км к северо-востоку от Москвы при впадении реки Которосль в Волгу, был основан в ХI в. и впоследствии развился в крупный торговый центр. Он известен своими многочисленными церквями ХVII в., и как выдающийся образец осуществления реформы городской планировки, проведенной по указу императрицы Екатерины Великой в 1763 г. по всей России. Хотя город и сохранил ряд замечательных исторических построек, в дальнейшем он был реконструирован в стиле классицизма на основе радиального генерального плана. В нем также сохранились относящиеся к ХVI в. сооружения Спасского монастыря - одного из старейших в Верхневолжском регионе, возникшего в конце ХII в. на месте языческого храма, но со временем перестроенного.
Информация об объекте:
на сайте Официального портала города Ярославля
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

34-я сессия Комитета всемирного наследия - 2010 (Бразилиа, Бразилия)

N 1234rev - Плато Путорана

Критерии: (vii) (ix)
Этот объект совпадает своими границами с Путоранским государственным природным заповедником, расположенным в северной части Центральной Сибири, в 100 км за Полярным кругом. На части этого плато, включенной в Список всемирного наследия, сохранился полный набор субарктических и арктических экосистем, сохранившихся в условиях изолированной горной цепи, в том числе - нетронутая тайга, лесотундра, тундра и системы арктических пустынь, а также первозданное озеро с холодной водой и речные системы. Через объект пролегает основной путь миграции оленей, что являет собой исключительное, величественное и все более редко встречающееся явление природы.
Информация об объекте:
на сайте ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра»
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

36-я сессия Комитета всемирного наследия - 2012 (Санкт-Петербург , Российская Федерация)

N 1299 - Природный парк «Ленские столбы»

Критерии: (viii)
Природный парк «Ленские столбы» образуют редкой красоты скальные образования, которые достигают в высоту около 100 метров и располагаются вдоль берега реки Лена в центральной части республики Саха (Якутия). Они возникли в резко континентальном климате с разницей в годовой температуре до 100 градусов по Цельсию (от -60°C зимой до +40°C летом). Столбы отделены друг от друга глубокими и крутыми оврагами, частично заполненными заиндевевшими обломками горной породы. Проникновение воды с поверхности ускоряло процесс промерзания и способствовало морозному выветриванию. Это вело к углублению оврагов между столбами и их рассредоточению. Близость реки и её течение являются для столбов опасными факторами. На территории объекта встречаются останки множества разнообразных видов Кембрийского периода.
Информация об объекте:
на сайте ГБУ Республики Саха (Якутия) Природный парк «Ленские столбы»
на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

38-я сессия Комитета всемирного наследия - 2014 (Доха, Катар)

№С981 rev - Болгарский историко-археологическийкомплекс

Критерии:(ii) (vi)
Объект находится на берегах реки Волги южнее впадения в нее реки Кама и к югу от столицы Татарстана города Казань. Он содержит свидетельства существования средневекового города Болгар, древнего поселения народа волжских булгар, который существовал в период с VII по XV вв. и был в XIII в. первой столицей Золотой Орды. Болгар демонстрирует историко-культурные взаимосвязи и преобразования в Евразии в течение нескольких веков, которые сыграли определяющую роль в формировании цивилизаций, обычаев и культурных традиций. Объект представляет собой важное свидетельство исторической преемственности и разнообразия культур. Он является символическим напоминанием о принятии в 922 г. волжскими булгарами ислама и остается священным местом паломничества татар - мусульман.
Информация об объекте:
на сайте Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Великий Болгар»
на сайте Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
на сайте Центра всемирного наследия

37- сессия Комитета всемирного наследия - 2013 (Пномпень, Сиемреап, Камбоджа)

№C1411 - Древний город Херсонес Таврический и его хора

Критерии: (ii) (v)

Объект представляет собой руины древнего города, основанного греками-дорийцами в V веке до н. э. на северном побережье Черного моря. Объект включает шесть элементов, в их числе развалины города и сельскохозяйственные угодья, разделенные на несколько сотен прямоугольных участков одинакового размера, служивших для выращивания винограда; продукция виноградников предназначалась на экспорт и обеспечивала процветание Херсонеса вплоть до XV века. На территории объекта находятся несколько комплексов зданий общественного назначения, жилые кварталы и памятники раннего христианства. Здесь также встречаются руины поселений каменного и бронзового веков, римские и средневековые башенные укрепления и системы водоснабжения, а также исключительно хорошо сохранившиеся виноградники и разделительные стенки. В III веке н. э. Херсонес был известен как наиболее успешный центр виноделия на Черном море и служил связующим звеном между Грецией, Римской империей, Византией и народами северного побережья Черного моря. Херсонес является выдающимся примером демократической организации земледелия в окрестностях древнего города, отражающей городскую социальную структуру.

Информация об объекте:

41- сессия Комитета всемирного наследия - 2017 (Краков, Польша)

№N1448rev - Ландшафты Даурии

Критерии: (ix) (x)

Расположенный на территории Монголии и Российской Федерации, этот объект является уникальным примером экосистемы даурской степи, которая начинается на востоке Монголии и простирается через российскую Сибирь до северо-восточной границы Китая. Циклический климат с чередованием характерных влажных и сухих периодов способствовал появлению большого разнообразия видов и экосистем, важных для всего мира. Представленные здесь различные типы степей такие, как влажные луга, лесные и озёрные районы, служат местом обитания таких редких видов фауны, как даурский журавль и дрофа, а также миллионов редких и уязвимых перелетных птиц, находящихся под угрозой исчезновения. Парк также является важным участком на миграционном пути монгольского дрездена.

Информация об объекте:


№C1525 - Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск

Критерии: (ii) (iv)

Успенский собор расположен на острове-граде Свияжск и является частью одноименного монастыря. Расположенный на слиянии рек Волги, Свияги и Щуки, на перекрестке Шёлкового пути и реки Волги, Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 году. Именно с этого форпоста Иван Грозный начал завоевание города Казани. Месторасположение и архитектура монастыря Успения свидетельствует о существовании политической и миссионерской программы, разработанной царём Иваном IV с целью расширить территорию Московского государства. Фрески собора относятся к числу редчайших примеров восточной православной настенной живописи.

Информация об объекте:

Законодательство об охране историко-культурного наследия регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных традиций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры.

В Республике Беларусь также проводятся научные исследования проблем охраны культурного наследия, прежде всего исторических и архитектурных, касающихся проблем сохранения и восстановления отдельных видов памятников. Однако специализированного научно-исследовательского учреждения, занимающегося проблемами охраны памятников культуры, в нашей стране нет. В основном исследования проводятся на базе вузов и академических институтов.

Однако, результаты исследований не привели к окончательному формированию устойчивого понятийного аппарата: законодательные определения допускают много разночтений, содержат внутренние противоречия, точно не отражают содержания понятий.

В науке давно дискутируются основные правовые понятия данной сферы. Наибольшие проблемы возникают с определением и разграничением понятий «культурные ценности», «историко-культурные ценности», «памятники истории и культуры», «историко-культурное наследие». С принятием каждого нового нормативного акта происходит смешение понятий, вызывающее в конечном итоге проблемы с практической реализацией правовых норм. Причем подобная ситуация отмечается и в международно-правовых актах, а также в иностранном законодательстве.

Как представляется, следует исходить из того, что понятия «культурная ценность» и «памятники культуры» (историко-культурная ценность) не совпадают.

Культурные ценности выступают в качестве опредмеченных результатов человеческого творчества, которые, будучи результатом всеобщего труда, служат связующим звеном между различными поколениями людей и всегда носят конкретно-исторический характер, являясь фактором формирования необходимого обществу типа личности.3

Определение культурных ценностей можно также найти в таможенном законодательстве. В соответствии с п. 7 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь культурные ценности - это предметы и ценности, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (т. е. ценности определяются через их ценность). Такой специальный перечень сформирован только для целей регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.

Во всех остальных случаях необходимо исходить из соотношения культурных ценностей и памятников культуры (историко-культурных ценностей) как целого и части.

Таким образом, культурные ценности - это произведенные человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, имеющие художественное, историческое, научное или иное культурное значение. Памятниками же являются культурные ценности, которые взяты под охрану государства посредством включения их в Государственные списки и установления особого режима охраны и использования. Что касается историко-культурного наследия, то оно представляет собой собирательное понятие, включающее наиболее отличительные результаты и свидетельства исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенные в культурных ценностях.

Очевидно, что не любая культурная ценность может считаться памятником. Отнесение того или иного объекта к числу памятников влечёт за собой правовые последствия: он берется под охрану государства. И именно из этого необходимо исходить при определении правового режима объекта историко-культурного наследия.

Таким образом, памятниками признаются объекты, обладающие совокупностью двух признаков: культурной значимостью и юридическим признанием в таковом качестве.

С принятием 1992 г. Закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» в научный и практический оборот введено понятие «историко-культурная ценность», которым стали именоваться все принятые на государственный учет памятники.

В указанном законе даются следующие определения историко-культурного наследия и историко-культурных ценностей.

Историко-культурное наследие - совокупность наиболее отличительных итогов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Историко-культурные ценности - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют выдающиеся духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности.

Теперь посредством применения различных критериев классификации объектов культурного наследия попытаемся раскрыть содержание основных понятий.

Культурные ценности делятся на:

1)Материальные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность;

В свою очередь материальные делятся на:

Движимые (материальные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния);

Недвижимые (материальные ценности, перемещение которых связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими своих особенностей).

2)Нематериальные ценности (духовные ценности), возможное материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность;

В свою очередь нематериальные делятся на:

Фиксированные духовные ценности, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей;

Воплощенные духовные ценности, сущность или отличительные достоинства которых полностью или частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.

Согласно закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (ст.13), к материальным историко-культурным ценностям относятся следующие памятники:

1. документальные памятники - акты государственных органов, иные письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, древние и иные рукописи и архивы, редкие печатные издания.

2. заповедные территории - топографически обозначенные зоны или ландшафты, созданные человеком или природой.

3. памятники археологии - это укрепленные поселения (древние города, городища, замки), неукрепленные поселения (стоянки, селища, отдельные жилища), курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи, фортификационные сооружения, культовые сооружения (храмы, монастыри, святилища, места совершения обрядов, каменные кресты, культовые камни, каменные изваяния, обелиски), древние производственные и хозяйственные объекты и сооружения, инфраструктура сухопутных и водных путей, монетные и вещевые клады, культурный слой, включая все движимые и недвижимые объекты, содержащиеся в нем, а также на дне естественных и искусственных водоемов.

4. памятники градостроительства - застройка, планировочная структура или фрагменты населенных пунктов (вместе с окружающей средой, в т.ч. культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями.

5. памятники архитектуры - здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного, военного или культового назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли (вместе с окружающей средой), объекты народного зодчества, а так же связанные с указанными объектами произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, примером памятника архитектуры является Каменецкая башня («Белая вежа») в Брестской области.

6. памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства.

7. памятники искусства могут быть как движимыми (иконостас в церкви или картина), так и недвижимыми (например, памятник воинам-интернационалистам в Троицком предместье в Минске или бюст Элизы Ожешко в Гродно).

Кроме того, памятниками искусства украшаются памятники культуры (церкви, костелы) либо старинные здания, особняки в составе дворцово-парковых ансамблей. К данной категории памятников относится декоративная отделка Николаевской церкви в Могилеве. Как правило, памятниками искусства признаются бюсты и надгробия, установленные в честь видных деятелей государства, а также внутренний интерьер культовых сооружений.

8. памятники истории - здания, сооружения, а также мемориальные квартиры и иные объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства.

К числу памятников истории относятся также имеющиеся фактически в каждом населенном пункте братские могилы, курганы Славы, бюсты выдающихся деятелей и могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины.

Исторический некрополь - это отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины.

Исторический город - это городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко-культурного наследия. Это памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и планировки, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие эстетическую, социально-культурную, историческую, археологическую, архитектурную, градостроительную или иную ценность, приобретенную в процессе исторического развития города. Исторический город представляет целостную территорию.

В настоящее время историческая застройка 9 городов Беларуси включена в Государственный список как историко-культурная ценность, т. е. представляет собой охраняемый законом целостный градостроительный ансамбль. К городам с высоким историко-культурным потенциалом относятся областные центры, а также Новогрудок, Полоцк, Слуцк, Бобруйск, Лида. В средних и малых городах Беларуси, а их порядка 130 (например, Заславль, Туров и др.), исторические зоны занимают от трети до половины общей площади городской территории.

В октябре 2003 г. принята Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», к которой Беларусь присоединилась на основании Указа Президента Республики Беларусь № 627 от 29 декабря 2004 г.41Анализ национального законодательства и международно-правовых актов позволяет утверждать, что сформулированное в белорусском законе и описанное выше определение духовных ценностей не имеет точного соответствия международным правовым актам. Для того чтобы убедиться в этом, обратимся к международно-правовым актам.

Нематериальное культурное наследие («non-material», «intangible» heritage) - это обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

На национальном уровне в качестве нематериального культурного наследия на государственном учете с включением в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь входит 71 объект духовных историко-культурных ценностей (гербы, фольклорные традиции и др.).

Классификация памятников культуры по степени значимости:

1. памятники мирового значения;

2. памятники местного значения;

3. памятники республиканского значения.

Такая градация памятников нашла непосредственное закрепление в белорусском законодательстве (Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь) посредством присвоения каждому объекту определенной категории ценности.

В зависимости от свойств, принятые на государственный учет объекты (ценности) делятся на категории:

В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь в 2010 году было включено 5257 недвижимых объектов наследия, из которых памятники архитектуры 1649; памятники истории 1187; памятники искусства 60; памятники археологии 2346. В 2011 году - 5278 недвижимых объектов наследия, из которых памятники архитектуры 1661; памятники истории 1192; памятники искусства 61; памятники археологии 2349. Среди регионов республики больше всего недвижимых объектов наследия, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей, расположено в Могилевской области.

Высшая категория «0» присваивается уникальному памятнику, представляющему собой универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, этнологии и антропологии. Высшая категория «0» присвоена Мирскому замку, который в 2000 году был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Высшую категорию ценности также имеют: Коложская (Борисоглебская) церковь ХІІ в. в г. Гродно; комплекс костела иезуитов в г. Несвиже; дворцово-парковый ансамбль в г. Несвиже; Каменецкая башня ХІІІ в. в Брестской области; Спасо-Преображенская церковь ХІІ в. в Полоцке; церковь оборонного типа в д. Сынковичи; дуга меридиана Струве в Брестской области.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Беларусь внесены 4 наименования - Беловежская пуща (в 1992 году), Мирский замок (в 2000 году), Геодезическая дуга Струве (в 2005 году), Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвеже (в 2005 году).

Следует сказать, что Закон «Об охране историко-культурного наследия» не прописывает процедуру внесения историко-культурных ценностей Беларуси в Список всемирного наследия. Включение в него национального объекта - предмет гордости и престижа государства.

Беларусь - многонациональное государство. Издавна на территории нашей страны проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. В соответствии со ст. 10 Закона «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», памятники истории и культуры национальных меньшинств на территории Республики Беларусь являются частью белорусской культуры и охраняются государством в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Культурные меньшинства (национальные, этнические, религиозные и другие сообщества, организации и группы) как коллективные носители культуры, равноправные субъекты культурной деятельности сами по себе также являются культурными ценностями и подлежат международной и национальной правовой защите. Законом определен одинаковый режим охраны как памятников безусловного белорусского происхождения, так и находящихся в нашей стране культурных ценностей других народов.

Исследование генезиса культурного наследия позволяет подразделить памятники на четыре группы. В первую входят объекты, специально созданные для целей увековечения какого-либо события или личности (например, мемориальный комплекс Хатынь). Ко второй группе можно отнести памятники, признанные обладающими культурной или исторической значимостью в контексте со связанными с ними событиями (например, здание I съезда РСДРП в Минске). Третью группу составляют объекты, наделенные выдающимися отличительными достоинствами (например, памятники искусства, градостроительные ансамбли, архитектурные творения). И, наконец, в четвертую группу входят ценности, обусловленные временным историческим фактором (археологические предметы, антиквариат, архивные документы).

Понимая важность сохранения культурного наследия других народов, государства заключили ряд международных договоров. Одной из основных задач, решаемых в рамках таких межгосударственных соглашений, является обеспечение равных прав национальных меньшинств на пользование достижениями культуры - мировой, страны проживания и своей национальной принадлежности. Потенциал памятников других народов и национальных меньшинств следует вовлекать в культурный оборот Беларуси.

Наследие - это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями. Они представляют важность для сохранения исторической памяти, а также культурного и природного генофонда страны. В формировании культуры важную роль играют традиции и преемственность. Культурное наследие - это также и традиции, направленные на сохранение культурной памяти. Сегодня, благодаря тщательному изучению и разработке классификации памятников, понятие «культурное наследие» переосмыслено и звучит как «совокупность материальных и духовных памятников, к которым относятся памятники in situ (памятники градостроительства, архитектуры, истории, археологии, монументального искусства, природы и так далее), движимые памятники (объекты живописного искусства, рукописи, архивы и так далее) и так называемые духовные памятники (специфические формы хозяйствования, верования, традиции, технологии и так далее)».

«Культурное наследие» - термин относительно молодой и используется сегодня в российском законодательстве, международных документах как подтверждение процесса формирования в современном обществе системного подхода к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды. Понятийный аппарат охраны культурного наследия менялся с развитием научных представлений о памятниках и с изменением политической и идеологической ситуации в стране (политика правительства в сфере культуры, выражается, прежде всего, в законодательных актах об охране, реставрации и использовании памятников). История формирования понятия «культурное наследие» неразрывно связано с развитием научных представлений о памятниках.

XVIII век, предыстория сохранения древностей. Понятия «памятник» не существовало. Бытовали понятия «старина», «древность», «курьезы», «раритеты» и прагматическое, утилитарное отношение к недвижимым памятникам. Интерес к материальной ценности вещи. Государственная инициатива выявления, фиксации, сохранения древностей (прежде всего «вещных», «движимых» памятников). Развитие исторической науки. Памятники воспринимались как исторический источник. Комплексное изучение памятников (опросник о «достопамятностях»). Разрабатывались критерии оценки памятников.

В XIX веке археология утверждается как наука. Использование археологического метода для изучения памятников. Понятие «памятник древности». Появляются обобщающие исследования, первые указы об охране «памятников старины». Забелин в своей работе употребляет понятие «памятник зодчества». Создаются различные научные общества. 1851 год - работа Сахарова «Записка для обозрения русских древностей», расширено понятие «памятник старины» или «археологический памятник», но их не выделяли в особую группу.

Вторая половина XIX века. Начало разработки проекта закона об охране «памятников старины» (1869, Уваров). Конец века ознаменовался использованием художественного метода и ансамблевого принципа; памятники начинают рассматриваться как художественное явление, как «эстетическая ценность» в природном окружении (работа Забелина «Опыт изучения русских древностей и истории» 1873 года). В это время памятниками архитектуры могут считаться только постройки, созданные до 1725 года.

В начале ХХ века научная общественность понимала под понятием «памятники» не только особо ценные древние объекты, но и всю старина в целом, а конкретно «памятники искусства и старины», «памятники старины», «исторические памятники». В 1920-30-е годы под понятием «памятник» стали подразумевать здания, усадьбы, сооружения позднего времени. В этот период возникли понятия «уники», «памятники искусства», «памятники старины», «памятники быта», «исторический памятник», «памятник революции», «памятник гражданской войны», «памятник социалистического строительства и труда» и так далее. Школа Покровского применяла классовый подход к памятникам.

В 1948 году в постановлении Совмина СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» впервые стало использоваться понятие «памятник культуры», включающее в себя конкретные виды памятников истории, архитектуры, искусства, археологии. В 1954 году на Гаагской конференции впервые было сформулировано понятие «культурные ценности» (еще точнее - в документе «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»). Венецианская хартия была принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 году. Понятие «исторический памятник» включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события. Оно распространяется на выдающиеся памятники и на более скромные сооружения, приобретающие со временем значительную культурную ценность.

25 июня 2002 года вышел Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его принятие стало большим событием в охране культурного наследия. Этот закон подчеркивает ценность объектов культурного наследия как символа национальной культурной самобытности.

Спикер: Наталья Душкина


Интервьюер: Валерия Табакова и Ирина Шмелёва

Практика сохранения исторического наследия - это попытка самоидентификации общества. Мы сохраняем памятники архитектуры и культуры для того, чтобы понимать, кто мы, откуда и куда движемся. Невозможно делать прогнозы, не затрагивая тему сохранения наследия, так как формирование взаимоотношения общества с прошлым определяет его настоящее и будущее. Наблюдая за тем, что сохраняется и реставрируется в разных городах и странах, можно предположить, как они будут развиваться. Новые методы сохранения, новые критерии отбора наследия, все большая диверсификация типов наследия, возможно, даже выборочное разрушение памятников, - все это определённым образом будет влиять на облик и саму ткань будущих городов.

Одним из основных вопросов сохранения является вопрос противопоставления старого и нового, исторического и современного, реставраторов и архитекторов. Мы поговорили со специалистом по охране наследия Натальей Душкиной в надежде понять, в чем основные различия этих подходов.

Наталья Душкина родилась в Москве в семье известного советского архитектора. Архитектор, профессор Московского архитектурного института, независимый эксперт по вопросам охраны архитектурного наследия, член Docomomo, эксперт по мировому наследию в ICOMOS, Наталья также автор множества статей и монографий по истории архитектуры и охране исторических объектов, издаваемых в России и за рубежом.

Закрыть

В 1964 году была принята Венецианская хартия, документ, который стал профессиональным кодексом в области охраны наследия. Однако по-прежнему существует много разногласий на тему того, как реставрировать и что следует сохранять. Почему это происходит?

Венецианская хартия была принята в 1964 году, это был по сути все еще послевоенный период. В то время Европа понимала, что все разрушенное во время Второй Мировой войны должно быть восстановлено как можно скорее — это было важно и с моральной, и с экономической точек зрения. Необходимым казалось сделать« как было» и предъявить результат всем, кто пережил войну. Многие объекты реконструировались поспешно, это приводило к ошибкам и неточностям. И именно тогда родилась Венецианская хартия.

Она основывалась на негативном опыте быстрого восстановления исторических объектов. Документ начинается со слов: «Это наша ответственность — передать объекты наследия во всем богатстве их подлинности». Что это значит? Это значит важно помнить: мы — временные пользователи ценностей, которые унаследовали. Мы — люди, которые должны сохранить их и передать будущим поколениям. В исторической перспективе мы — всего лишь пренебрежительно малое мгновение времени. Все, что сделано человеком — от пирамид до Эйфелевой башни — свидетельства жизни. И если мы сотрем их, то мы сотрем историю человечества.

Восстановленная архитектура Белого города, Тель-Авив, Израиль / Фото: Andrew Nash /​Flickr​.com

Подлинность — ключевое понятие в осознании того, что значит сохранение наследия. И вместе с тем это наиболее противоречивое понятие. С одной стороны, подлинность сейчас — это эфемерное, устаревшее понятие. А с другой стороны, абсолютно все понимают, что подлинность была, есть и остается вечной культурной ценностью. Переводя это на язык финансов, можно сказать, деньги, вложенные, к примеру, в подлинный рисунок Кваренги, через 20 лет можно будет вернуть в многократном размере. И тут не нужно лукавить. Поэтому, когда я слышу разговоры о том, чтобы оставить только« идею» здания, снести все, что есть, и построить заново, я понимаю, что это не имеет ничего общего с реставрацией.

В течение XX века Тель-Авив превращался в серую« корку»

Иногда я слышу смешной тезис: «Город — это не музей, город должен развиваться». Города развивались всегда. Нельзя противопоставлять развитие сохранению, это не антагонистические вещи. Очень важно понимать, что сохранение — часть развития.

А как вы думаете, какую роль в процессе культурного развития сохранение играет именно в российском контексте?

В России своя специфика. Это желание получить быстрые деньги, желание быстрейшего обогащения. Все это — эхо постсоветского периода« дикого» капитализма. И, конечно, под эти ножницы попадает, прежде всего, наследие, потому что оно, как правило, находится в исторической части города, где самая дорогая земля. Если вкладываться в дорогую землю, значит нужно получать максимальные доходы — это правило, которое диктуют деньги.

От реставрационного проекта окупаемость должна быть долгосрочной, в районе 15−20 лет(если это действительно научный проект). Но в России мы видим примеры, когда известные крупные фирмы окупают проект реконструкции за 5−7 лет — это крошечный срок, таких сроков не бывает. Сразу становится понятно, что это не реставрация, а просто ремонт.

В западных странах, конечно, тоже возникают подобные проблемы. Но там существуют специализированные организации по охране исторических объектов, они имеют многолетний опыт работы с такими девелоперами, уже выработаны механизмы, инструменты сопротивления. В Москве же очень слабые органы сохранения наследия. Несмотря на то что они рапортуют о миллионных инвестициях, успешная реконструкция происходит только там, где нет спорных вопросов. Но тем не менее это процесс обучения. Я считаю, что последнее время появилось много новых тенденций, хороших и позитивных, которые предвещают, что все-таки есть свет в конце тоннеля.

Граффити — репродукция работы художника Д. Пригова« А-Я», микрорайон Беляево, Москва, Россия / Фото Чистовой Маргариты / ag.mos.ru)

А что это за тенденции?

Не совсем тенденции, а скорее методологии сохранения, финансово основанные на частно-государственном партнерстве.

Те же компании, которые делают ремонт вместо реставрации, вводят совершенно правильную практику: объединение частных и государственных инвестиций для восстановления исторических объектов.

Имея ввиду колоссальный размер нашей страны и чудовищное состояние наследия, единственный путь сохранять памятники — это двигаться в сторону получения частных капиталов. Для этой области разработан целый ряд программ: «рубль за метр», проекты« народной реставрации», сбор денег. Однако инвесторам нужно что-то предлагать взамен. Недавно в поправках к закону № 73 «О сохранении наследия» была предусмотрена важная вещь — льготы инвесторам. Этого, на мой взгляд, должно быть вполне достаточно, чтобы привлекать частные капиталы. Но на деле это работает не всегда, только в случае, если люди понимают всю важность сохранения исторического объекта.

Кроме всего прочего, в деле сохранения наследия огромное значение имеет позиция гражданского общества. И здесь тоже наблюдается положительная тенденция. Наш московский Архнадзор — это совершенно правильная организация, настоящее патриотическое движение, в хорошем смысле этого слова.

Говоря о тенденциях в области сохранения наследия, уместно вспомнить, наверное, Белый город в Тель-Авиве. Там в процессе восстановления собственникам разрешили надстраивать исторические здания на несколько этажей. Город расцвел. Что вы думаете об этом проекте?

Тель-Авив прошел несколько этапов увядания. Из-за климата и войн в течение ХХ века он постепенно превращался в чудовищную серую« корку». Здания там не реставрировали, а просто затирали цементом. Город был страшно искажен. Но появилась компания, которая понимала, что этот город не только наследие и символ сионизма, но настоящий символ нации.

Многие архитекторы с раздутыми эго сходят с ума от собственных произведений

У государства не было денег на реставрацию. Нитца Шмук, израильский архитектор, которая на тот момент была главой департамента охраны наследия, понимала, что деньги на реставрацию могут быть взяты только у собственников зданий. И была разработана та самая концепция, о которой вы говорили: брать деньги у собственников здания на реставрацию их домов, но разрешать им надстраивать несколько этажей, увеличивая таким образом полезную площадь. Собственникам это было выгодно.

Город был восстановлен. Нитца Шмук совершила чудо. Все было реконструировано очень качественно и детально, и, главное, восстановление вызвало совершенно невероятный эффект.

Колесо обозрения« Лондонский глаз», построенное в историческом центре, Лондон, Великобритания

Говоря о неординарном подходе к сохранению наследия, хочется поднять тему совсем новых форм наследия. Что вы думаете о проектах сохранения неочевидных объектов, непризнанных памятников?

Не все, что блестит, ценно. И проект по сохранению микрорайона Беляево — хороший тому пример. Мы прекрасно понимаем, что церковь ХVIII века или Шуховская башня — это ценности в силу своей уникальности. Микрорайон Беляево — типовой объект, поэтому его ценность разглядеть сложнее.

Тем не менее там сформировалась специфическая среда, гармоничный ландшафт, жизненный уют, все это — ценности, с которыми нельзя расставаться. Кроме того, у нас перед глазами пример того, как такая простая типовая среда оказала эффект на творческий потенциал человека — художника Дмитрия Пригова.

Как мне кажется, главный посыл проекта« Беляево навсегда» — каждое поколение оставляет за собой ценности, и их надо уважать. Технически я не знаю, возможно ли внести Беляево в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Скорее всего, в данный момент это практически невозможно, поскольку даже некоторые объекты Ле Корбюзье не попадают туда.

За каждый объект наследия приходится буквально биться, почему так происходит? Чем это обусловлено?

В обществе происходят изменения. Даже в ХХ веке у людей были гуманистические, духовные ценности. В нынешнее время пирамида ценностей увенчана понятием« деньги», получение прибыли стало более важным, чем профессиональные, религиозные или какие-либо другие ценности.

Во-вторых, общество меняет способ восприятия действительности. Уровень визуализации в мире достиг невероятных масштабов. Раньше основным был смысл, содержание, теперь же все определяет« картинка». Раньше у нас было целостное восприятие мира, сейчас оно разбилось на фрагменты мозаики. Это также относится к и сохранению всего исторического. Обществу важна цельность картинки, красота, гламур — ему не нужны руины, не нужна археология. Для того чтобы получить деньги, необходимо создать целостную вещь. Вот почему появляются совершенно дикие примеры, когда начинают реконструировать археологические фрагменты, достраивать что-либо, тем самым губя археологию как таковую.

Сейчас идет процесс достраивания Пантеона. Та же самая тенденция — парк« Царицыно». Народу нравятся красивые картинки, и никто не знает, ни кто такой Казаков, ни кто такой Баженов, ни кто такая Екатерина и что там между ними происходило. Народу там хорошо, потому что чисто, предложено меню функций и есть цельный образ. Цель этого парка — получение прибыли. Это презентация наследия, а не его реставрация.

Или еще пример — Лондон. ЮНЕСКО назвала Лондон самым непривлекательным городом с точки зрения опыта сохранения наследия. Тот факт, что Лондон сейчас является коммерческим центром всего мира, говорит о том, что все происходящее в нем напрямую воздействует на другие города. При обсуждении судеб Москвы и Санкт-Петербурга, где наблюдаются явные признаки разрушения и перестройки исторического центра, первым аргументом в споре является апелляция к Лондону. «Почему в Лондоне можно, а у нас нельзя? Мы хотим быть не хуже Лондона». Тут возникает вопрос о профессионализме; в современном мире такими вопросами должны заниматься профессионалы.

Нельзя противопоставлять развитие сохранению, это не антагонистические вещи

Какие именно профессионалы сегодня нужны?

Я считаю, что профессионалы должны быть независимыми. Это может звучать наивно, но и строительный, и архитектурный бизнес могут быть построены на обоюдном соглашении сторон, являться источником прибыли и в то же время приносить пользу обществу.

Сейчас мир полон невероятных искажений, и очень многое зависит от профессионализма. Сейчас многие арзитекторы с раздутыми эго сходят с ума от своих собственных произведений. Они хотят реализовывать свои проекты, не оглядываясь на какие-либо институции, занимающиеся сохранением наследия. С одной стороны, я понимаю эту позицию архитектора, но с другой — нужно признать, что времена изменились именно благодаря развитию мощных общественных институтов по сохранению наследия.

Рем Колхас объясняет, что с течением времени человечество создает и сохраняет все больше и больше объектов наследия, на выставке CRONOCAOS в 2010 году, Венеция, Италия / Фото: Designboom

На деле, сейчас идет битва на рынке между теми, кто занимается восстановлением, консервацией города, и теми, кто его отстраивает заново. Помните, первая студия Института« Стрелка» с Ремом Колхасом была о наследии — возможно, это такое же желание перефокусировать архитекторов на поле восстановления, реновации и при этом быть первым на рынке нового строительства.

Рем очень умен, и поэтому привлекателен как профессионал, но в то же время это и пугает. Однако он — человек, с которым можно договориться, он предлагает коммерческий, современный подход к восстановлению. Иногда он даже выступает за разрушение ради созидания. Чтобы достичь баланса в такой ситуации, ему необходимо быть в оппозиции к классическим, консервирующим подходам. С Ремом можно достичь консенсуса. С умным человеком всегда можно найти пути решения проблемы.

Что будет происходить с теорией и практикой сохранения наследия в будущем — через 20, 30, 40 лет?

Мой прогноз: XXI век — это не дикая экспансия развития, а совершенно противоположное явление. В ближайшем столетии мы столкнемся с проблемами экологии, сохранения нашей среды обитания, появится потребность в «зеленой» архитектуре, осваивании старых« гнезд». Сейчас мы производим больше, чем потребляем, и сохранение наследия поможет нам в будущем освоить и рационально использовать то, что есть. Мы не можем больше разрушать, так как уже сейчас нет места для хранения такого количества отходов. Меня, например, давно тревожит вопрос: «Куда дели весь мусор, оставшийся от снесенной гостиницы „Россия“?» Человечество должно остановиться в своем стремлении к разрушению, нужно учиться исправлять и развивать те вещи, которые у него уже есть.