Что танцевали в 20 веке. Что это такое? История зарождения танцевального искусства

На русских в XIX веке программа танцевального вечера - количество и последовательность танцев - варьировалась в зависимости от : на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись - как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез - или польский, всегда открывал придворные . В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй - императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала - во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара - она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой - вереница польского могла следовать и в другие комнаты. Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах - кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй - к третьей и т. д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.


Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.

Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки - можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па - более спокойный, и французский, более живой - в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт...

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.

В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец - полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца - полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

«Бравурный», или краковский, стиль - характерный для провинциальных балов - отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу - за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца - чаще от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т. п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги...).
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка - эти танцы были основными на русских балах, при §том, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп - игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XIX века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, краковяк, a la Greque, русская кадриль, английская кадриль, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XIX века появляется лансье - танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр. - танцы конца XIX и начала XX вв.

Танцы-соло
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены: тирольский вальс, казачок, матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго, весталка...
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца: русская пляска и па де шаль. Па де шаль - возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц - они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т. п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Напоследок, из афоризмов 19-го века. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».

Конец 19-го - начало 20 века отмечен разнообразием культурных и художественных явлений, стилей и направлений. Огромное влияние на мировое искусство оказывает афро-американская культура, прежде всего благодаря музыке и новым музыкальным жанрам и направлениям, таким как, джаз, блюз, регтайм. На основе новой музыки и африканских движений возникают новые танцы и танцевальные направления - «Шимми», «Блэк Боттом» , «Чарльстон», «Ту-степ»,«кейкуок» и др.

Все эти танцы объединяет легкость, непринужденность и, можно сказать, дурачество. На основе этих танцев в дальнейшем возникают новые танцевальные направления и подвиды. Например, появление некоторых видов профессионального бального танца – фокстрота, джайва и квикстепа, тесно связаны с танцами кейкуок, ту-степ, шимми (Shimmy ) и Блэк Боттом (Black Bottom). Стилистика танцев начала века 20 века встречается в балете «Золотой век» Д.Шостаковича, в оперетте «Баядера» И.Кальмана и в других спектаклях..

Постепенно джазовый танец обретает театральные формы, что приводит к появлению нового стиля - бродвейского джаза. Термин бродвейский джаз происходит от названия театра, расположенного на одноименной улице Нью-Йорка. Бродвейский джаз встречается, прежде всего, в мюзиклах, а также его можно увидеть и в кинематографе, в различных шоу и драматических спектаклях.

Большое влияние на развитие бродвейского джаза оказывает хореограф и режиссер Боб Фосс. Его фильмы «Кабаре», «Милая Чарити», «Весь этот Джаз» и др., а также танцы к ним, пользуются большим успехом и сегодня. Сюжет фильма-мюзикла «Милая Чарити» был создан на основе фильма Ф.Феллини «Ночи Кабирии». Боб Фосс раскрывает характеры людей из высшего общества, которым не свойственен духовный мир - им близок мир вещей и материальных ценностей. Эта идея передается через очень точные танцевальные движения, которые раскрывают характеры персонажей.

В начале 20 века также сформировались стиль модерн и свободный танец. Первой танцовщицей, выступившей против строгих форм классического балета, была американка Айседора Дункан. Ее танцы отличались свободой, легкостью и имели элементы древнегреческих поз и жестов. Гордон Крэг, английский режиссер, писал о ней: «Что в ней было кроме этого, никому никогда не удастся определить. Она была предтечей. Что бы она ни делала, все делалось с огромной легкостью - так, по крайней мере, казалось. Именно это придавало ей видимость силы. Она выпустила танец в наш мир в твердой уверенности, что творит великое и истинное»



Свободный танец получил развитие также благодаря американской танцовщице Рут Сен Дени и ее мужу актеру и хореографу Теду Шону. Рут Сен Дени выступала в экзотических костюмах с роскошными декорациями, что делало ее концерты более зрелищными. Среди ее постановок был балет "Радха" на музыку Л.Делиба (1906), в котором были использованы мотивы индийского храмового танца. Вот как она высказывалась о танце: « Я вижу Танец, как способ общения души с душой, через выражение всего того, что очень глубоко, очень тонко для передачи словами». В 1915 Рут Сен Дени совместно со своим мужем Тедом Шоном, организовали труппу «Денишоун» и школу танца в Лос-Анджелесе. В этой школе обучались многие ведущие представители фигуры танца модерн, в том числе Марта Грэхем, Дорис Хемфри и Чарльз Вейдман.

Отличительными особенностями танца и стиля модерн является отказ от прямых, классических линий и форм в пользу более естественных, «природных», а также интерес ко всему новому. Этот стиль был популярен не только в танцах, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и даже в дизайне одежды и интерьере. Черты модерна можно встретить в творчестве Г. Климта, А.Мухи, Л.Бакста, А.Бенуа, М.Врубеля и др. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Японии, Древнего Египта и других древних цивилизаций.

20 век - время расцвета русского балета. Балет «русских сезонов» Дягилева произвел настоящий фурор в Париже и во всем мире. Это был не просто балет, это было уникальное соединение хореографии, музыки, декораций и мастерства танцоров. В «русских сезонах» блистали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь и др. В труппе «русских сезонов» происходит расцвет творчества хореографов Михаила Фокина, Леонида Мясина и др. Новаторские костюмы и декорации создавались художниками Бенуа, Бакстом, Серовым, Пикассо, а музыку к балетам написали Игорь Стравинский, Эрик Сати, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси и др.

«Русские сезоны» Пикассо. Костюм к балету «Треуголка»

Коко Шанель тоже сотрудничала с труппой Дягилева - она создала костюмы для балета «Голубой экспресс». Это были классические спортивные костюмы, полосатые свитеры и гольфы, теннисные туники. Естественно, «русские сезоны» были олицетворением всего нового, модного и прогрессивного и поэтому французская публика сходила с ума от восторгов и потрясений.

Балет «Голубой экспресс» Портрет Дягилева (художник В.Серов)

Сотрудничал с Дягилевым и выдающийся хореограф 20 века Джордж Баланчин. Он поставил для русских сезонов балеты «Аполлон Мусагет» на музыку Игоря Стравинского и «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева. Оба балета прошли с успехом, но вскоре Джордж Баланчин оставляет «русские сезоны» и отправляется сначала в Лондон и Копенгаген, а позже в США. Совместно с Л. Керстайном, известным деятелем искусства, Баланчин создает американскую школу балета, а затем и профессиональный коллектив, сейчас всем известный под названием New York City Ballet. Здесь он ставит свои знаменитые балеты - «Серенада» на музыку Чайковского, «Кончерто барокко» на музыку концерта для двух скрипок Баха, «Симфония до-мажор» на муз. симфонии Бизе, «Блестящее аллегро» на муз. 3-го концерта для фортепиано Чайковского, «Караколь» на муз. Моцарта, «Эпизоды» на муз. Веберна и др. Баланчин внес огромный вклад в развитие традиций классического танца в Америке. Его балеты – это соединение классической хореографии с новой эстетикой поз, рисунков танца и музыкальных акцентов. Баланчин создал новый танцевальный стиль, «неоклассику», который стал близок многим хореографам - Джерому Роббинсу, Алексею Ратманскому, Бенжамину Миллепиеду и др.

Баланчин и его труппа. Фото Дуана Мичелса

На развитие русского (советского) балета в 20 веке оказал большое влияние хореограф и режиссер Ростислав Захаров. Балеты Захарова-это завершенные драматические произведения, грамотно выстроенные с точки зрения режиссуры. Особое внимание заслуживает балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Асафьева, в исполнении двух легендарных балерин - Галины Улановой и Майи Плисецкой. В балете противопоставляются властность и страстность Заремы (Плисецкая) с нежностью и духовной утонченностью Марии (Уланова). Характер двух противоположностей передается не только через актерское мастерство, но и через движения и позы, задуманные хореографом, а также через волнующую музыку Асафьева.

Балет «Бахчисарайский фонтан»

Галина Уланова и Майя Плисецкая

Огромный след в истории русского балета оставил великий хореограф Юрий Григорович. Его балеты «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Легенда о Любви» и др. составляют золотую коллекцию спектаклей Большого театра. Для балетов Григоровича характерны сила духа, масштабность, героизм, что отражается в хореографии, декорациях и музыке. Григорович сотрудничал с театральным художником Симоном Вирсаладзе, который оформил все его балеты. Больше внимание Григорович уделяет музыке. В его балетах передается не только содержание сюжета, но и содержание музыки. Он тесно сотрудничал с композиторами С.Прокофьевым, А.Мелиховым, А.Хачатуряном, Д.Шостоковичем и др. В.Ванслов отмечает удивительное единство музыки, хореографии и художественного оформления балетов Григоровича: «В спектаклях Ю.Н. Григоровича достигнут необычайно органический синтез искусств. Трудно назвать другие сценические создания, где музыка, хореография, изобразительное искусство, балетмейстерское и исполнительское мастерство оказывались бы в столь удивительном слиянии, как будто все проистекает из единого источника и вылилось у одного творца, словно на едином дыхании. Углубление синтеза искусств – пластических, сценических, любых других – это тоже одна из тенденций художественной культуры XX века».

В балетах Григоровича блистали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и др., которые создали новые образы и новых героев в балете. Об этом пишет В.Ванслов: «В спектаклях Григоровича раскрылся и развился новый тип танцовщика-актера, умеющего воплощать глубокое драматическое и психологическое содержание в сложной танцевальной партии. Не техническая виртуозность вне образа и не образ вне танцевальной выразительности, а органический сплав актерского творчества с развитым и богатым танцем характеризует исполнительский стиль в балетах Григоровича».

Балет «Спартак»

Эскиз декораций к балету «Иван Грозный»

Масштабностью и глубиной хореографии отличаются балеты современного российского хореографа Бориса Эйфмана. Его балеты, созданные на основе произведений Толстого, Достоевского, Чехова и др., представляют собой настоящие произведения искусства. Балеты пронизаны глубокой философией, а Эйфмана называют «хореографом-философом». Хореографические позы, придуманные Эйфманом, можно сравнивать с картинами и скульптурами великих художников, а пластика имеет свой неповторимый стиль, соединяя классическую танцевальную основу с современными направлениями. Технические способности танцовщиков поражают и восхищают ценителей балетного искусства. «Эйфман-педагог (и в этом его заслуга не меньше, чем хореографа) воспитал новый тип танцовщика-универсала, который умеет все. Танцовщики Эйфмана парят в воздухе, словно лишенные земного притяжения. Они не знают границ во владении своим телом. Им по плечу самые сложные акробатические трюки и самые немыслимые па. В танце участвуют не только руки и ноги, но все тело. Балерины Эйфмана бескостны и бесплотны: в дуэтах они обвиваются вокруг партнера, как лианы; лихо отплясывают чарльстон, как заправские танцовщицы кабаре; встают на пуанты, и, потупив очи долу, плывут по сцене так, будто кроме "Лебединого озера" ничего сроду не танцевали» - пишет Белла Езерская.

Балет «Красная Жизель». Хореограф Б.Эйфман, на фото Вера Арбузова (Фото: Нина Аловерт)

Балет «Анна Каренина»

Особое внимание Эйфман уделяет кордебалету, о чем пишет Белла Езерская: «Эйфман создал редкий по синхронности, выразительности и отточенности каждого движения кордебалет. Массовки в его спектаклях приобретают то гротесковую заостренность как, например, в сцене демонстрации революционного плебса в «Красной Жизели», то скульптурную выразительность, как в "Реквиеме" Моцарта, то классическую завершенность, как в «Чайковском». Поражает финальная сцена балета «Анна Каренина», в которой артисты точно изобразили движение поезда, с помощью хореографии, а также изысканный и утонченный вкус хореографии, костюмов и декораций, присущий балетам Эйфмана.

Что касается западного балета, там, судьбу балетного искусства решали выдающиеся хореографы: Хосе Лимон, Джон Кранко, Ролан Пети, Морис Бежар, Иржи Килиан, Джон Ноймайер и др. Все они оставили свой уникальный след в истории, достучавшись до сердец зрителей через свои постановки и создав свой неповторимый и запоминающийся стиль танца, созданный на классической основе с добавлением современной хореографии.

Особое внимание, хотелось бы уделить творчеству Иржи Килиана. В его хореографии присутствуют легкость, точность поз и рисунка и невероятная музыкальность. Как писал Рудольф Нуриев, «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения: Килиан слышит музыку и видит движения». Часто его произведения наполнены юмором, озорством и ловкостью движений. Это можно увидеть в его постановках «Шесть танцев», «Симфония в ре», «День рождения» и др. В этом есть большое преимущество хореографа, ведь юмор нужен и необходим человеку и искусству. Есть место в творчестве и детскому балету «Дитя и волшебство» и серьезному драматическому произведению «История Солдата» на сложную музыку Стравинского..

Балет «Дитя и волшебство»

«Шесть танцев»

Возникшие во второй половине 20 века концепции постмодернизма оказали большое влияние на танцевальное искусство. Главной и единственной ценностью искусства постмодерна, считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, свобода мысли и творчества. Все это было свойственно и танцевальному искусству, вобравшему в себя основные принципы постмодернизма. Не имея ограничений и четких рамок, искусство постмодерна породило множество стилей и новых течений в искусстве. В танцах это контемпорари, контактная импровизация, хип-хоп танец, поп-дэнс, fly law и др.

Контемпорари дэнс связан с такими именами, как Роберт Данн, Анна Халприн, Симон Форти, Дэвид Гордон, Триша Браун, Стив Пэкстон, Дебора Хей, Люсинда Чайлдс и Мередит Монк и др. Началом постмодерна в танце следует считать деятельность Театра Церкви Джадсон (Judson Dance Theater). Театр Церкви Джадсон объединял группу танцоров-экспериментаторов, выступавших в Нью-Йорке в церкви Мемориала Джадсона в Гринвич Виллидж, в художественных галереях, музеях, начиная с 1962 г.

Новые танцевальные эксперименты были основаны на принципах импровизации и современной хореографии; на них оказали большое влияние композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингем. Джон Кейдж увлекался дзен-буддизмом и отстаивал принцип случайности в творческом процессе.

Этот же принцип отстаивал и Мерс Каннингем, считая, что при сочинении композиций это позволяет избавиться от сюжета и стереотипных решений (хотя, на наш взгляд, отсутствие сюжета в хореографии - это упущение). Но в современном танце часто важен процесс создания танцев, а не результат.

Также, с театром Джадсон сотрудничал концептуальный художник Роберт Моррис: "Мы встречались с небольшой группой танцоров, живописцев, музыкантов, и поэтов по воскресеньям вечером и экспериментировали со звуком, светом, языком, и движением в мастерской. Это было моей первой причастностью с исследованиями, связанными с танцем. Когда я переехал в Нью-Йорк в 1961, эти занятия были все еще свежими в моем уме, поэтому открытое собрание Джадсона обратилось ко мне - хотя я не помню определенно, как и я стал сотрудничать с ними"(Р.Моррис).

Роберт Моррис, Лусинда Чайлдс, Стив Пакстон, Ивонна Райнер, Дебора Хай, Тони Холдер, Салли Гросс, Роберт Раушенберг, Юдифь Дунн и Йозеф Шлихтер.

Далее образовывались подобные группы, которые придерживались схожих принципов, такие как Grand Union, Living Theatre, Open theatre и др. Эти объединения тоже отстаивали идеи случайности, и часто процесс создания танцев был более важным, чем результат. Одним из членов группы, был Стив Пэкстон, создатель стиля контактной импровизации, идея которой лежит на спонтанном соприкосновении тел людей.

Стив Пекстон

Что касается танца хип-хоп, то он возникает в афроамериканских неблагополучных кварталах Нью-Йорка в конце 60х. Изначально хип-хоп культура и танец ориентировались на вечеринки и отдых (скретчированная музыка ямайских диджеев и речетатив), позже хип-хоп культура была проникнута агрессивно-вызывающими текстами социального рэпа, отражающего суровую действительность (гангста-рэп 90х) и постепенно просочилась в массы, отправившись в шоу-бизнес. Танец хип-хоп, соответственно, делится на old school (старая школа хип-хопа) и new style (новая школа). К старой школе относится popping, locking, breakdance, а новая школа представляет более комерческий хип-хоп с добавлением разнообразных стилей хореографии-- джаз-танец, контемпорари-дэнс, эстрадный танец и др. Для хип-хопа характерны свобода, ритмичность, обращенность движений в землю, а также расслабленность колен и качание корпуса, так называемый, «кач» Танец хип-хоп является очень популярным в наше время и его можно увидеть везде- в различных шоу, музыкальных клипах, перфомансах и т.д. Основанный на сложных трюках и акробатике, он является достаточно сложным в исполнении. Сейчас лучшими танцовщиками хип-хопа является танцевальный дуэт Les Twins, а также можно назвать французского танцовщика Дедсона и американского певца Криса Брауна.

Old-school hip-hop

Танцевальная культура 20 - начала 21 века чрезвычайно насыщена и разнообразна. Под влиянием новых музыкальных направлений и новых тенденций в искусстве, танец и хореография обогащались новыми стилями и направлениями. На протяжении века менялось восприятие, видение и подход к танцу и хореографии. Продолжает жить, развиваться и классический танец, обогащаясь современными движениями, сохраняя классический стиль и основу, заложенную многовековой историей. И это правильно, так как идти в ногу со временем можно и нужно, не забывая о своем прошлом.


Вывод:

Искусство хореографии многогранно и уникально. Хореография передает нам содержание и определенный смысл, заложенный танцором или хореографом, через таинственный и загадочный язык человеческого тела. Как говорила Марта Грехем, «Танец - это тайный язык души» и «тело говорит о том, о чем слова сказать не могут».

Во время исследования, мы проследили, как танец видоизменялся на протяжении многовековой истории, какие приобретал особенности и какую роль играл в жизни людей. Каждый период истории, оставил свой уникальный и неповторимый след в искусстве танца. Танец всегда объединял людей, служил способом общения людей друг с другом, а также средством самовыражения и энергетического возобновления. Балетмейстер Алла Рубина рассказывает об этом: «Танец - это самовыражение. То есть, человек выражает себя, свои мысли, свою жизнь и понимание жизни через танец. Это познание красоты, самопознание, которое происходит как и у танцующих, так и у тех кто смотрит… Когда ты танцуешь, ты накапливаешь энергию, обновляешься. Любое движение - это возобновление энергетического поля. Это чисто медицинская функция…»

Танцевальный спектакль не возможен или очень обедняется без сценографии, костюмов и музыки. На протяжении истории, танец, а позже балет был тесно связан с музыкой и изобразительным искусством. Ж.Ж.Новер определил важные составляющие балетного спектакля: «Сцена, если так можно выразиться,- это тот холст, на котором запечатлевает свои мысли балетмейстер; надлежащим подбором музыки, декораций и костюмов он сообщает картине ее колорит, ведь балетмейстер - тот же живописец». О взаимосвязи музыки и танца пишет и В.Ванслов: «Возникновение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу». Все это свидетельствует о том, что хореография - это синтетический вид искусства, объединяющий несколько видов искусств.

Танцевальное искусство все время обогащается и движется вперед, впитывая в себя все основные настроения общества, а также отражая важные исторические события, социально-культурную и политическую жизнь. Мне было интересно проследить за процессом развития танца, расшифровывая его смысл и значение на протяжении истории.

Список использованной литературы:

1. Туано Арбо «О танце и музыке»

2. В. Ванслов « О музыке и балете»

3. Ю.Бахрушин «История русского балета»

4. Вера Красовская « История западного балета»

5. С. Худеков «История танца»

6. Танец «Модерн» http://www.ortodance.ru/dance/style_modern1

7. В.Ванслов "Балеты Григоровича и проблемы хореографии" http://bolshoi-theatr.com/articles/596/part-2/

8. Хип-хоп http://vsip.mgopu.ru/data/2401.htm

9. Лукиан «Трактат о танце»

10. Энциклопедия балета http://www.krugosvet.ru/

В течение 1830-х и 1840-х годов Романтичное движение привело к тому, что балетная сцена оказалась буквально переполнена духами природы, феями и сильфами. Культ балерины заменил культ танцора, последний и самый великий представитель которого был французским танцором итальянского происхождения Гаетэном Вестрисом (1729–1808). Методы женского танца были значительно улучшены. Длина юбки была сокращена еще более, а также были введены балетные туфли, которые позволили танцевать на пальцах ног. Балетмейстеры продолжали бороться за более выразительные движения и подчеркивание отдельных качеств своих танцоров.

Балет «Сильфида» (1836) как нельзя лучше продемонстрировал основной предмет романтического балета - борьбы между реальным миром и духовным миром. Эта тема была расширена в «Жизели» (1841) и «Ундине» (1843). На то время Париж и Лондон были законодателями вкуса, и именно в Лондоне в 1845 году прошла премьера «Pas de quatre» - бадетной постановки, для выступления в 4 актах которой французский балетмейстер Жюль Перро пригласил четырех самых великих балерин того времени: Мари Тальони (1804–84), Карлотту Гризи (1819–99), Фанни Черрито (1817–1909) и Люсиль Гран (1819–1907).

После этого Романтический балет быстро пошел на спад, по крайней мере в этих городах. Однако, в Копенгагене он продолжал процветать в начале 1860-х благодаря балетмейстеру Огюсту Бурнонвилю, репертуар которого был перенят Королевским датским Балетом во второй половине 20-го века. Россия в то время, благодаря хореографу французского происхождения Мариусу Петипа (1819–1910) и его российскому помощнику Льву Иванову (1834–1901) сумела создать всемирно известную собственную культуру балета. Изначально русские театральные традиции были тесно связаны с Парижем, но постепенно развивалась своя собственная балетная культура. Звездный час классического балета в царской России был достигнут в санкт-петербургских постановках, как «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895), музыку к которым сочинил Петр Ильич Чайковский, а также «Раймонда» (1898) Александра Глазунова (1865–1936). В то время как балет процветал в Санкт-Петербурге и Москве, он пошел на спад в Париже. Балерины начали появляться даже в мужских ролях, к примеру в «Коппелии» (1870).
19-й век также ознаменовался беспрецедентным увеличением путешествий и межкультурных влияний. На западной сцене благодаря этому появились много «экзотических» стилей танца. На выставки в Париже приезжали труппы из Индии и Японии, что вызвало живой интерес к народным и этническим танцам. Балерины Романтического балета гастролировали по всем европейским городам: от Милана и Лондона до Москвы. Австрийская танцовщица Фанни Элсслер в начале 1840-х совершила двухгодичную поездку по Северной и Южной Америкам. Великие балетмейстеры также ездили по всем городам. Язык танца стал настоящим способом международной коммуникации, ведь он не зависел ни от страны, ни от языка, на котором говорили в ней.

Танцы в США в 19 веке

В течение 19 века в Европе огромную популярность получили также другие танцевальные развлечения, которые были более «легкими», по сравнению с классическим балетом. В Париже на пик моды вышел женский канкан. Его безумная энергетика, задорность и флирт на грани фола стали настоящим откровением для публики. После 1844 года этот танец стал «фишкой» мюзик-холлов, ревю и оперетты. Этот жанр был развит композитором оперетты Жаком Оффенбахом (1819–80) и ярко изображен живописцем Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901).


В Лондоне в это время расцвели балетами Альгамбры и Имперский балет, которые главным образом ставили классические балеты на разнообразные тематики. Но самое широкое разнообразие танцев обеспечила Америка, в которой после войны на фоне патриотической волны после войны за независимость начали массово появляться разнообразные танцы на тематику свободы, а также возрождаться танцы эпохи колонизации Америки.
Отдельно нужно отметить ставшие популярными в Америке в 19-20 веках шоу менестрелей, феерии, бурлески и водевили. Они представляли слияние широкого ассортимента танца и театральных влияний, особенно почерпнутой от культуры чернокожих. Белые люди начали танцевать «черные танцы», при этом крася лица в черный цвет, а темнокожие мужчины отбеливали себе лица и танцевали танцы белых. В театральных постановках начали появляться всевозможные виды танца от завезенных из Европы балетов до совершенно аутентичных женских танцев местных индейцев, которые находились на грани стриптиза. Американские танцоры начали пользоваться хорошей репутацией как в Америке, так и в Европе. Балерина Огаста Мейвуд (1825–1876) была первой американский танцовщицей, которая начала выступать в Парижской Опере.

В течение 19-го века также наблюдалось огромное увеличение количества общественных танцевальных залов и других учреждений, связанных с танцами в быстро растущих городах Запада США. Здесь начали возрождаться исконно американские сельские танцы, очень быстрый тустеп, исполняемый под марши, и кекуок. Впервые Европа нашла в Новом Мире что-то новое, что можно было бы почерпнуть для своей танцевальной сцены. Также на то время существенно ускорился темп танцев, отразив, возможно, ускоряющийся темп жизни и большие социальные изменения века.

Танцы начала 20 века

В первые годы 20 - го века, до начала Первой мировой войны наблюдались две очевидные тенденции развития танцев. Как будто каким-то образом им стало известно о надвигающейся катастрофе, богатые общества Европы и Америки предавались развлечениям, одним из основных которых были такие быстрые танцы, как вальсы и галопы. В то же время, проводились попытки возродить такие средневековые танцы, как менуэт, гавот и павана, хотя получалось это довольно плохо. Тем не менее, почти никогда не наблюдалось такого неистовый поиска новых форм, такой радикальной смены значений, которые ранее принимались как что-то само собой разумеющееся, такого увлечения среди молодежи всех стран в индивидуальном выражении и более динамичном образе жизни. Все искусства находились глубоко под влиянием быстрого накопления открытий в физических и социальных науках, а также растущего осознания социальных проблем.

В целом, это было невероятно оживленное время для развития танца: никогда ранее не генерировалось столько новых идей и не привлекалось так много людей к танцам. Балет был полностью обновлен под руководством российского импресарио Сергея Дягилева (1872-1929). Балет вдохновил некоторых из самых выдающихся композиторов и художников того времени, став основной базой для большинства работ в танцевальном искусстве. Сторонники другого движения «за реформы современного танца» на базе танцев американской балерины Айседоры Дункан начали пытаться отойти от условностей, которые стали обязательными во время Романтического балета.

Особенно энергично это новое течение развивалось в Германии, где его экспрессионистские формы получили название Ausdruckstanz («экспрессионистический танец»). Бальные танцы были довольно сильно изменены посредством добавления в них свежих веяний из южноамериканских, креольских и африканских культур. После сильного роста популярности афро-американского джаза, весь дух и стиль социальных танцев изменился коренным образом и в последующие десятилетия они стали гораздо более свободными, спокойными и «интимными».

Наблюдалось также возобновление интереса к народным танцам, которые были самовыражением простых людей в прошлые века. Этому частично способствовали специальные общества фольклорных танцев, а также различные молодежные движения, которые видели, что эти танцы могут помочь в формировании новых общественных чувств. Новых высот популярности достигли театрализованные танцы всех видов, которые были образованы из стилизованных многовековых танцев Востока.

Для выражения переполнявших их эмоций и чувств, ожиданий и надежд, наши древние предки использовали ритмичные ритуальные пляски. По мере развития самого человека и социальной среды, его окружавшей, появлялось все больше различных танцев, становившихся все более сложными и изысканными. Сегодня даже специалисты не смогут указать название видов танцев - всех, исполняемых людьми на протяжении веков. Однако танцевальная культура, пройдя через столетия, активно развивается. На основе народных и классических появляются новые и современные стили и направления.

Что это такое?

Прежде чем рассмотреть, какие бывают виды танцев, давайте уточним, а что же это на самом деле такое? Самое недолговечное и сложнейшее из видов искусства, в котором человеческое тело и его пластические возможности используются для создания уникального образа, - это танец.

Он невозможен без личности артиста и музыки. Исполнитель, отталкиваясь от содержания музыкального произведения, выстраивает «картину» танца и воплощает свое видение и чувственное восприятие в движении. Это действо может использоваться как способ социального общения и самовыражения, состязательная спортивная дисциплина и часть религиозного культа, а также как показательный вид искусства, которое постоянно развивается и видоизменяется. В нем появляются все новые стили и формы, разные виды танцев, многообразие которых даже специалистов ставит в «тупик».

История появления

Самыми первыми танцами людей были ритуальные, исполняемые ими в надежде на удачную охоту или обильный урожай, исцеление больного или победу в войне. С течением времени ритмичные движения подвергались обобщению, что послужило началом формирования искусства этнического направления, имеющего у каждого из народов свои особенности и традиции.

Все многообразие танцевальных па произошли от основных видов человеческих движений - бега, ходьбы, прыжков, раскачиваний и поворотов. Со временем появились следующие виды бытовые (для себя), а также исполняемые напоказ - культовые и сценические.

Основные направления

Среди существующих сегодня разнообразных танцевальных стилей и направлений можно назвать следующие, наиболее популярные и известные:

В этой статье рассмотрим более подробно, какие бывают виды танцев в современном

Начало и середина XX столетия

Подобное подразделение на два этапа, не случайно. По мнению многих исполнителей начала прошлого столетия, танец как вид искусства должен был отображать новую реальность, а не придерживаться «застывших» во времени канонов старых балетных школ. В это время возникают такие хореографические направления, популярные и сегодня, как:

  1. Свободный танец.
  2. Модерн.
  3. Буто.
  4. Контемпорари (контемп).
  5. Джаз-модерн.

Остановимся подробней на каждом из них, так как они оказали большое влияние на становление и развитие многих стилей и направлений современного танцевального искусства.

Свободный танец

Это прежде всего особое мировоззрение исполнителя, сформировавшееся под воздействием идей Ницше. Исполнитель, отрицая канонические правила балетной хореографии, стремился соединить танец и реальную жизнь, проявляя себя в качестве раскрепощенного духа творчества. Именно на основе свободного стиля зародились и развились такие направления, как модерн и буто, джаз-модерн и контемп.

Модерн

Возникшее в начале века, это танцевальное направление сегодня очень популярно и является одним из ведущих в западной хореографической школе.

Так же как и свободный отрицает любые балетные нормы и стремится воплотить на сцене разнообразные формы, используя новые оригинальные методы. Для него характерна смысловая наполненность, широкая амплитуда движений, высокие прыжки и гибкость, несвойственные для балетной хореографии «ломаные» позы и движения, разнообразные скручивания.

Contemporary dance

Вполне обоснованно можно говорить о том, что такие популярные в конце XIX и начале XX века стили, как свободный танец и модерн, послужили основой для формирования такого направления как контемпорари (контемп). Этот предлагает танцору посредством различных хореографических стилей максимально полно продемонстрировать в импровизации все имеющиеся у него внутренние эмоции и ресурсы.

Джаз-модерн

Основной чертой этого направления является соединение джазовых импровизационных ритмов и энергии, координации и работы с телом и дыханием исполнителя модерна, а также движений, присущих классической балетной школе. Таким образом, тело танцора джаз-модерна становится еще одним музыкальным инструментом, проявляющим мелодию посредством пластики собственного тела.

Буто

Это одна из самых молодых танцевальных техник, появившаяся в пятидесятых годах XX века в Японии. Буто, несмотря на довольно долгое существование, и сегодня остается для людей западного мира наиболее сложным для понимания. В его основе лежат культурные, философские, религиозные и эстетические ценности Страны восходящего солнца. Этот танец стремится показать приземленность обыденной жизни обычного человека, а также осмыслить и продемонстрировать тело и его возможности в пространстве и времени.

Современный танец конца XX и начала XXI века

Все многообразие современных нам танцев можно, конечно же условно, подразделить на две большие группы:

  • уличные;
  • клубные.

Street dance

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk - все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах.

В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления:

  • Нью-стайл (NewStyle).
  • Krump - сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы».
  • Локинг (Locking).
  • Поппинг (Popping).
  • LA-Style.
  • Crip walk (C-walk).
  • Брейк-данс.
  • Хип-хоп (Hip-Hop).

Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления:

  • Тектоник или electro dance.
  • House (хаус).
  • Jumpstyle (джампстайл).
  • Melbourne shuffle (шаффл).
  • Waacking (вакинг).
  • Go-Go (клубное Гоу).
  • Square dance (сквэр данс).
  • DnBstep.
  • Ragga (рагга) и многие другие.

Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы - это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Спортивные танцы

Если в прежние времена танцы воспринимались только как вид искусства, то усложнение технических и хореографических требований к исполнению привело к необходимости отличной физической формы тех, кто этим занимается. Сегодня спортивных танцев - это, прежде всего, бальные. Их особенностью является исполнение партнерами набора определенных обязательных движений и фигур под заранее заданную музыку. Оцениваемые на соревнованиях состоят из трех частей: обязательной, оригинальной и произвольной.

С течением времени появляются все новые музыкальные и хореографические стили и направления. И теперь такие современные виды спортивных танцев, как брейк или локинг, джампстайл или pole dance (танцы на шесте), привлекают все больше поклонников из разных возрастных групп. Для участия в соревнованиях по этим направлениям спортсменам необходима не только отличная хореографическая, но и физическая подготовка. Тем же, кто не стремится выиграть международные соревнования, а старается поддерживать собственное тело в хорошей форме, можно порекомендовать фитнес-занятия в различных танцевальных техниках. Тверк, high heels, гоу-гоу, стрип-пластика, танец живота, зумба, sexy R&B, рагга, бути-дэнс - вот наиболее востребованные у прекрасного танцев. Девушек привлекает в них не только возможность скорректировать фигуру, но также улучшить пластику и повысить собственную самооценку.

Виды современного танца (конец XX - начало XXI века)
Клубный танец
Включает в себя такие направления как Electro, House, Trance, Tecktonik.
Тектоник - своеобразное танцевальное движение XXI века, в котором объединяются элементы jumpstyle, хип-хопа, локинга, поппинга, техно и других направлений.
Strip-dance
Под этим названием понимается не сам стриптиз, а искусство танца, подходящего для исполнения стриптиза. Поэтому Strip-dance - это не один определённый танец, а множество разнородных направлений, объединённых в одну группу не по принципу стиля, а по принципу его «функциональных» возможностей.

Гоу-гоу - это стиль эротического танца, отличающийся от стриптиза тем, что танцоры во время танца не раздеваются.

Хакка зародился в Нидерландах, в 90-х годах XX века как атрибут молодежной субкультуры габбер (хардкор)

Джампстайл
Джампстайл - это танцевальный стиль, название которого происходит от английского слова прыжок. Люди танцуют под энергичную электронную музыку, причём каждый танцор в ритм музыки, но на свой манер совершает движения, похожие на прыжки. Танцоры не должны касаться друг друга. Приветствуются несинхронные прыжки разными танцорами
Джампстайл распространился в Европе уже в XXI веке, в основном в Нидерландах, Бельгии, Франции и Германии.

Шаффл
Мельбурн шаффл, как следует из названия зародился в Австралии в конце 80-х годов XX века. В основе танца лежит быстрые джазовые движения (стэп), но они выполняются на «современный» лад, и танцуются под различные стили электронной танцевальной музыки.

DnB step
Drum and Bass step - уличный танец, появившийся в молодежной субкультуре драм-н-бэйс, и основан на элементах брейк-бита и хип-хопа. DnB dance исполняют в кроссовках на плоской подошве и в штанах, не сковывающих движений.
Основной акцент при исполнении этого вида танца делается на движении ног (так называемые «финты» ногами): чередование «носок - пятка, носок - пятка», махи вперёд и в стороны, скрещивание ног; повороты и полуповороты на пятке, на носке и в воздухе на 180, 360 и более градусов.

Сквэр данс
Сквэр данс - это народный танец, появившийся в США. Па, принятые в сквэр дансе, пришли в него из традиционных народных танцев, привезенных в Штаты эмигрантами из Европы: морриса, кантри и кадрили. Сквэр данс популярен во всём мире, в том числе в последние годы и в России.

Хип-хоп
Хип-хоп - это танец и культурное направление, появившееся в конце 70-х голов XX века в рабочих районах Нью-Йорка и имевшее яркую социальную направленность. Это уличные танцы с помощью которых рабочая молодёжь Нью-Йорка пыталась протестовать против неравенства и несправедливости, против власть предержащих. Однако в последнем десятилетии XX века, хип-хоп в значительной степени потерял свою социальную направленность и стал просто модной частью музыкальной индустрии.
Одним из направлений хип-хопа является брейк-данс.

Crip walk (C-walk)
Crip walk - это стиль современного уличного танца, основанный на виртуозной импровизированной работе стоп. Этот вид танца зародился в 1970-х годах в Лос-Анджелесе.

Поппинг:
Поппинг (или правильнее - паппинг) - это стиль танца, в основе которого техника быстрого сокращения и расслабления мышц так, чтобы вызвать толчки в теле танцора. Это выполняется непрерывно в ритме музыки и сочетается с различными движениями и позами. В России некоторое время этот танец неверно именовался как «верхний брейк-данс». Паппинг также обозначает группу родственных стилей. Паппинг является одним из основных стилей уличных танцев, по которым проходят соревнования.

Благодаря простоте исполнения хастла, он очень популярен в самых широких слоях общества. Однако некоторых усилий освоение хастла всё-таки требует. Специализированная школа танцев хастл является лучшим местом для получения начальных навыков танца и приобретения основ импровизации.
Хастл - группа парных танцев, основанных на импровизации и «ведении». Этот вид танца исполняется под музыку в стиле диско популярную в 1980-х годах: диско-фокс, диско-свинг и собственно хастл.
Характеризуется простотой исполнения, не требует долгого обучения и требует совсем немного практики, чтобы хорошо танцевать смог практически кто угодно.
Разумеется, спортивный хастл, исполняемый профессиональными танцорами требует существенно большей подготовки.
Одно из самых интересных соревнований - хастл джек-н-джилл - формат соревнования по хастлу, в котором соревнующиеся пары получены случайным образом. Эта номинация наиболее ярко проявляет возможность социального импровизационного танца.
Шоу-хастл - это танец, основанный на элементах хастла, но имеющий свой сюжет
Ледис-хастл - исполняется двумя партнёршами.
Дабл-хастл - исполняется тремя танцорами, как правило: одним партнёром и двумя партнёршами.
Виды танцев начала - середины XX века

Свободный танец:

Свободный танец возник в начале ХХ века как отрицание строгости балетного искусства и стремление соединить жизнь и танец.
На основе свободного танца в последствии зародились такие направления, как модерн, джаз-модерн, буто, контемпорари и даже контактная импровизация.
Свободный танец - это не только высокое искусство, но и особое мировоззрение, основанное на идеях Ницше, в которых танец олицетворял свободу, а танцоре представлялся как воплощение раскрепощенного творческого духа. Основатели свободного танца, среди которых была Айседора Дункан, мечтали о трансформации жизни, о новом органичном человеке, о женщине будущего как обладательнице «возвышенного разума в свободном теле». Сторонники философии свободного танца искали источник перерождения человека в природе, в освобождению человека от современной цивилизации.

Танец модерн
Танец модерн зародился в США и Германии в начале ХХ века и позиционировался как замена традиционным балетным формам. Этот вид танца быстро завоевал популярность и вытеснил другие варианты, такие как свободный танец.
Общей идеей, вокруг которой развивались различные направления танца модерн, было желание создать новую современную хореографию, отвечавшую эстетическим потребностям человека XX века. Однако, на практике полностью отказаться от традиционных балетных форм оказалось не возможным.

Контактная импровизация
Контактная импровизация - это одна из форм свободного танца. Как следует из названия, танец представляет собой импровизацию, основанную вокруг точки контакта с партнёром.
Буто
Буто - современный японский танец. Само название переводится как танец темноты.

Латиноамериканские танцы:

Самба
Самба - бразильский танец, возникший в результате слияния традиционных африканских танцев, которые привезли с собой невольники из Анголы и Конго, и португальских танцев, привезённых завоевателями Южной Америки. Самба танцуется под характерный ритм, барабанов и марак, и имеет обычно 50-52 такта в минуту. Самба - один из танцев, который входит в латиноамериканскую программу бальных танцев.

Бачата
Бачата - музыкальный стиль и танец, зародившийся в Доминиканской Республике и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна. Музыкальный размер - 4/4. Музыка характеризуется умеренным темпом; а тексты песен повествуют о жизненных невзгодах и страданиях неразделённой любви.

Мамбо
Мамбо - музыкальный стиль и танец, зародившийся на Кубе и получивший широкое распространение в других латиноамериканских карибских странах. Название «мамбо» произошло от имени бога войны, которому в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец. Современная форма Мамбо появилась в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза.

Сальса
Сальса - популярный современный танец из США и Латинской Америки. Сальсу можно танцевать парно или группами. Танец зародился в 1970-х годах, а в декабре 2005 года в Лас-Вегасе было впервые проведены общемировые соревнования по сальсе - World Salsa Championships.

Zouk (Зук)
Зук - танцевальная ритмичная музыка, появившаяся на французских островах карибского бассейна. Zouk переводится как «праздник» или «фестиваль». Музыка наиболее популярна в странах, где сильна французская культура: в самой Франции, в Канаде, в некоторых африканских странах.

Ламбада
Ламбада - вид танец,ставший сверхпопулярным в конце 1980-х-начале 1990-х во всем мире, благодаря одноимённой песне французской группы Kaoma.

Фламенко
Фламенко - традиционный музыкально-танцевальный стиль юга Испании, характеризуется слиянием музыкального сопровождения, пения и танца. Имеет несколько десятков разновидностей. Музыкальные сопровождение включается в себя как правило гитару, ритмичным битьём в ладоши и кастаньетами.

Пачанга
Пачанга - латиноамериканский танец, отличающийся синкопированным ритмом и движениями. Музыка этого стиля исполняется в основном оркестрами-чарангами.

Балет
Балет - вид традиционного сценического искусства, связывающего между собой музыку и танец. Балет основывается на классическом и характерном танце, с помощью которого актёры разыгрывают пантомиму, передавая чувства и взаимоотношения героев. Современный балет использует также элементы гимнастики и акробатики.
Обычно балет содержит сюжет, драматургический замысел, либретто. Но иногда бывают и бессюжетные балеты.

Бальные танцы
Бальные танцы - группа парных танцев, в современном обществе - фактически вид спорта. Благодаря зрелищности, очень популярный вид спорта. Делится на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую. Европейскую программу составляют медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). Латиноамериканскую - самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.