Кто такие этнические русские. Этнический состав населения. Народы России. Русская нация как пережиток ссср

История русского народа изначально вершилась на обширных географических просторах. Древнерусское государство, возникнув в IХ в., простиралось от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от низовий Дуная и Карпатских гор на западе и Волго-Окского междуречья на востоке. Это была летописная Русская земля и область расселения древнерусской народности, которую уже в те далекие времена отличало сильно осознанное единство со своей землей. Понятие Русь пришло в историю Киевской Руси от предшествующих столетий. Оно имеет древнюю хронологию и локализуется на юго-востоке восточнославянского ареала — это правый берег Среднего Полноправья — Подонье — Приазовье. На этой территории в VI-VII столетиях существовал сильный племенной Русский союз, послуживший в IХ-Х вв. ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли почти все восточнославянские племена.

Слово Русь принадлежит к индоевропейской семье языков. Двойственная огласовка корня Рос/Русь есть отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном варианте. Первоначальное значение слова Русь связывается с понятием светлый, белый. Такое понимание русская народная лексика сохраняла вплоть до ХХ века. Слово Русь как весь белый свет или тверское понятие на Руси, т.е. на открытом месте, просторе, на юру.

По мере расселения восточнославянских земледельцев в Древнерусском государстве происходил непрекращающийся процесс внутреннего освоения земель, сопровождавшийся этнокультурными контактами с разноязычными народами и в первую очередь с наиболее территориально расселенными балтами (балты — народы индоевропейского происхождения, носители балтийских языков, населявшие в прошлом и населяющие сегодня территорию Прибалтики от Польши и Калининградской области до Эстонии) и финно-уграми. В Х-ХП веках славяноруссы начинают массовое освоение Волго-Окского бассейна, где позже сформировалось ядро историко-этнической территории русских. Древнерусское государство погибло под натиском Батыева нашествия (1240г.), которое сопровождалось массовым истреблением населения и уничтожением городов. Итогом распада государственности и великокняжеских усобиц стало обособление этнотерриториальных объединений, что в исторической перспективе привело к сложению русского, белорусского и украинского народов.

Освоение русскими обширных пространств является отличительной чертой истории России. Очень рано русские осваивают бассейны великих северных рек – Печоры, Онеги, Северной Двины; в ХIII веке русские уже компактно заселяют Северо-Восточную Русь; в ХVI-ХVП вв. осваивают Среднее и Нижнее Поволжье, Северное и Южное Приуралье, запустевшие из-за набегов кочевников лесостепи и степи Донской Руси, а также Северный Кавказ. Особенность движения русских на северо-восток и восток характеризуется двумя важными факторами. Это, прежде всего, обилие свободных угодий, что позволяло русским переселенцам не сталкиваться в своих интересах с коренными народами. Во-вторых, осваивались почти безлюдные пространства: на северо-востоке – огромная область Поморья с труднопроходимыми лесами и лесотундрами, с холодным субарктическим климатом; на востоке – Заволжье с дремучими лесами и, за Уралом, юг Сибири, Алтай и Забайкалье; на юго-востоке – огромные пространства с полупустынями вплоть до Средней Азии. Выдающееся геотерриториальное значение для русских имело освоение Сибири и Дальнего Востока. В итоге с ХV века Русское государство становится евроазиатским. В этом выдающийся феномен русских, сумевших объединить евразийское пространство в единое государство.

В старом русском лексиконе есть ёмкое и гордое слово землепроходцы. Так именовали первую горстку отважных людей, которые открывали для себя новые земли и сами же их хозяйственно осваивали (в отличие от колониальных завоеваний европейцев). В течение всего обозримого исторического периода русскими было освоено 21 млн. кв. км земель. Это стало возможным благодаря созданию русской государственности и развитому самосознанию народа. В начале ХХ века русские были вторым по численности народом мира. Вместе с ними возрастала численность населения империи. Если при Петре I население России составляло несколько более 13 млн. человек, то в 1913 г. – 174 млн. Такое увеличение произошло главным образом вследствие быстрого прироста населения; в меньшей степени за счет присоединения новых земель. К началу ХХ в. русские в Европейской части России составляли 90% населения. Всего численность русских в 1913 г. была около 76 млн. человек.

С начала ХХ в. число русских, несмотря на значительные потери в результате двух мировых войн и других социально-экономических катаклизмов, выросло почти в 2 раза. По переписи 1989 г. в СССР число всех русских составляло 145 млн., в том числе в России – 120 млн. Это объясняется не только значительным естественным приростом населения, но и слиянием с русскими отдельных групп других народов. С 1970-х годов темпы прироста русских стали заметно сокращаться из-за резкого снижения рождаемости, а с 1990-х годов – еще и резко возросшей смертности. По переписи 2000 г. численность русских в России составила 126 млн. человек. Увеличение на 6 млн. человек числа русских в России по сравнению с переписью 1989 г. произошло исключительно за счет притока русского населения из бывших союзных республик в Россию (примерно, 4 млн. человек), а также вследствие изменения этнического самосознания у части населения других национальностей, проживающих в России; кроме того с 2000 г. слегка стабилизировались показатели естественного прироста населения.

Меняется и картина расселения. Уже в течение 1980-х годов наблюдалось сокращение миграций русских за пределы России при одновременном их оттоке из бывших союзных республик. В 1990-е годы этнотрансформационные процессы (процесс называется этнотрансформационным, когда при изменении отдельных компонентов этноса, изменяется этническое самосознание входящих в него людей, при этом, изменяется и этническая принадлежность человека) усилились. Возрос поток русских мигрантов в дальнее зарубежье. В итоге депопуляционных процессов (депопуляционные процессы — снижение темпов роста населения, уменьшение его численности) демографы прогнозируют значительное сокращение численности русского населения к середине ХХI в.

Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы, входящей в индоевропейскую семью языков. Является наиболее распространенным языком мира, одним из шести официальных и рабочих языков ООН, а также одним из пяти рабочих языков парламентских ассамблей Совета Европы в Страсбурге. До распада СССР общее число говоривших на русском языке было около 250 млн. человек. Из Древней Руси русский язык унаследовал свою письменность. В основе современного русского алфавита лежит кириллица – одна из древнейших славянских азбук.

Этноконсолидирующую роль (этноконсолидация — отношение людей к языку, национально-культурная идеология) на всех этапах русской истории играло Православие. Эту историческую миссию Русское Православие продолжает и в современных условиях. Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.

Этнокультурное единство русского народа на всем пространстве его расселения не исключало многообразия различий и особенностей в разных сторонах жизни. Эти особенности и различия сформировались в ходе этнической истории русских под влиянием многообразия природно-климатических условий и соответственно территориально-хозяйственных укладов жизни. Поэтому в этнографической литературе традиционно выделяются этнокультурные ареалы (от area – площадь, пространство), характеризуемые спецификой диалектных наречий, антропологическими типами, наличием этнографических групп населения, этнокультурными особенностями в хозяйственных занятиях, промыслах и материальной культуре, многообразием локальных обычаев и обрядов при единстве общей модели ритуально-праздничной культуры. К примеру, этнографы традиционно выделяют на Европейской территории расселения русских северный и южный этнокультурные ареалы, а между ними промежуточный центр. Такое деление основывается на различиях в говорах и элементах народной культуры. Еще в начале ХХ в. эти различия между северорусским и южнорусским ареалами были весьма ощутимы. В течение ХХ в. шло сглаживание некоторых этнокультурных различий (особенно в одежде, а также языке сглаживаются местные говоры — почти не осталось областных диалектов). Но свои особенности в жизни северных и южных русских останутся, поскольку ощутимая разница в природно-климатических зонах влияет и на специфику повседневной культуры.

Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы. На этой стезе немало сделано русскими. Но главное, по некоему историческому промыслу, что выпало осуществить русским, — это объединить огромные евразийские просторы от Балтики до Тихого океана в единое историческое, социокультурное и одновременно этнически многообразное пространство. В этом выдающийся культурно-цивилизационный феномен русских.

РУССКИЕ , восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации .

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года - 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.

Язык

Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях:

Совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

Письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

Совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

Общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность - вариант кириллицы.

Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятили, ревнители благочестия.

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах - связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде... В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор - это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.

Российская Федерация принадлежит к числу многонациональных государств мира.

В перечне национальностей выделено более 160 этносов.

Все населяющие Российскую Федерацию народы принадлежат к девяти языковым семьям: индоевропейской, картвельской, уральско-юкагирской, алтайской, эскимосско-алеутской, северокавказской, енисейской, сино-тибетской, чукотско-камчатской.

Кроме того, один народ (нивхи) занимает в языковом отношении изолированное положение.

Подавляющее большинство этносов России, в совокупности насчитывающих 122,9 млн чел. (84,7% населения страны), относится к индоевропейским народам.

Индоевропейская семья подразделяется на несколько групп, из которых в России представлены следующие: славянская, балтийская, германская, романская, греческая, армянская, иранская и индоарийская.

Крупнейшая из этих групп - славянская (119,7 млн чел.-82,5% всего ). К ней, прежде всего, относится основной народ страны - русские который насчитывает, по данным переписи 2002 г., 115,9 млн чел., составляя 79,8% всего населения России. Славянами являются и проживающие на территории России украинцы, белорусы, поляки, болгары, и представители некоторых других народов. Русские резко преобладают в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Из всех субъектов Российской Федерации ниже всего доля русских в Республике Дагестан, а после известных военных событий она, вероятно, стала ещё более низкой и в Чеченской Республике.
Такой большой и широко расселённый народ, как русские, несмотря на значительную монолитность, естественно, включает субэтнические группы разного иерархического уровня. Прежде всего выделяют северных и южных великорусов, существенно различающихся между собой по диалекту, отдельным элементам материальной и духовной культуры. Однако общих черт в культуре разных групп русского народа гораздо больше, чем различий. Единство русских подчеркивается и тем, что наряду с северными и южными великорусами существует переходная среднерусская группа, в культуре и языке которой сочетаются как северные, так и южные элементы.

Область расселения северных великорусов простирается от Финского залива до Урала и более восточных регионов, охватывая Архангельскую, Мурманскую, Вологодскую, Ленинградскую, Новгородскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую области, северо-восток Тверской области, северную и центральную части Нижегородской области, Кировскую область, Пермский край, Свердловскую, Оренбургскую, Ульяновскую области, восточную часть Саратовской области, Астраханскую область, а также Республику , Республику Коми, Удмуртскую Республику, Республику Марий Эл, Чувашскую Республику - Чувашию, Республику Татарстан (Татарстан), Республику Башкортостан (наряду с коренным населением этих республик).

В составе северных великорусов выделяется ряд этнографических групп более низкого иерархического уровня. Это, прежде всего, поморы, а также близкие к ним по происхождению и культуре мезенцы, пустозеры и усть-цилёмы. Несколько обособленными группами северных великорусов являются также каргополы, заонежане, ильменские поозеры, пошехонцы, кержаки.

Ареал среднерусской группы находится, преимущественно, в междуречье рек Волга и Ока. В составе этой группы выделяются тудовляне, живущие в Тверской области по реке Туд (приток реки Волга) и представляющие собой по происхождению обрусевших белорусов, и русская мещёра, расселенная на севере Рязанской области и в ряде других районов и, возможно, генетически связанная с отмеченной в летописи финноязычной мещёрой.

Особое положение занимает переходная группа, обитающая в Псковской и Смоленской областях и соседних районах Тверской и Калужской областей и обладающая рядом языковых и культурных черт, сближающих её с белорусами. Особенно это относится к населению Смоленской области, разговорный язык которого ближе к языку, чем к русскому (хотя по этническому самосознанию группа, бесспорно, русская).

Южные великорусы расселены в южной полосе России, от бассейна реки Десна на западе до верховьев рек Хопёр и Медведица на востоке, от среднего течения реки Ока на севере до Главного Кавказского хребта на юге.
Из этнографических групп южных великорусов на территории Европейской части России обитают полехи, которых считают потомками древнего населения Руси, никогда не уходившего с другими южнорусскими группами на север от нападения кочевников; кроме них, в качестве несколько обособленных групп выделяются саяны и цуканы.

Русское население Сибири и Дальнего Востока сложилось в результате переселе-ния из различных районов России, причем доля этих регионов в разные исторические периоды была неодинаковой. Сибирское старожильческое население представлено преимущественно северными великорусами XVI-XVIII вв., «новоселы», или, как их называют старожилы «российские», происходят главным образом, из южных губерний России (вторая половина XIX в.).

Среди старожильческого населения выделяются несколько весьма специфичных групп, многие из которых по хозяйственным занятиям, культуре и языку сильно обособились от основной части русского населения. Это, так называемые обские старожилы, сельдуки и горюны, затундреные крестьяне, усвоившие язык, русско-устьинцы или индигирщики, колымчане или нижнеколымцы, частично перешедшие на якутский язык походчане или среднеколымцы, марковцы.

Расселение русских

Совершенно особое положение среди субэтнических групп русского населения занимают казаки. Обладая рядом общих культурно-бытовых черт, тем не менее они являются единым целым. Донские казаки расселены в Ростовской и Волгоградской областях, кубанские - в Краснодарском крае (в их составе имеется весьма значительный компонент), терские - в Ставропольском крае, а также в Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Северная Осетия-Алания, в Чеченской Республике и в Республике Дагестан, астраханские - в Астраханской области, оренбургские - в Оренбургской, Челябинской и Курганской областях, забайкальские (имеют существенную примесь) - в Читинской области и Республике Бурятия, амурские - в Амурской области и Еврейской автономной области, уссурийские - в Приморском и краях. Живущие в России уральские казаки сосредоточены в ряде юго-западных районов Оренбургской области, сибирские казаки - в некоторых районах Омской области.
Украинцы (2,9 млн чел.-2% населения России) образуют наиболее высокую долю в населении некоторых северных субъектов Российской Федерации: в Ямало-Ненецком автономном округе, в Чукотском автономном округе, Магаданской области и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Удельный вес белорусов (в целом по стране их насчитывается 815 тыс. чел., что составляет 0,6% населения) относительно высок в Калининградской области и Республике Карелия. (73 тыс. чел.) расселены по территории России дисперсно, образуя значительные группы в городах Санкт-Петербург и Москва; в Омской области имеется небольшой по площади сельский анклав, где преобладает польское население. Болгары, чехи, также расселены весьма разбросанно.

Из народов романской группы в России проживают молдаване (172 тыс. чел.- 0,1% населения страны), румыны, испанцы и кубинцы (соответственно 6 тыс. чел., 2 тыс. чел. и 1,6 тыс. чел.), дисперсно расселенные по территории страны.

К греческой группе относятся одни греки (98 тыс. чел.), преимущественно сосредоточеные в Краснодарском и Ставропольском краях.

Армянская группа также представлена одним этносом - армянами (1,1 млн чел. - 0,8% населения России). Армяне широко расселены по всей стране, но больше всего их живет на юге Европейской части России. Значительная группа армян проживает в Москве.

Балтийская группа представлена сравнительно небольшим числом и латышей (соответственно 45 тыс. чел. и 29 тыс. чел.), расселенных в ряде районов страны. При достаточно дисперсном расселении они образуют небольшие компактные массивы в Красноярском крае. Значительное число латышей, кроме того, обитает в Омской области, литовцев - в Калининградской области. и литовцы проживают также в городах Москва и Санкт-Петербург. В числе латышей имеются представители этнической группы латгальцев (в своем большинстве католиков), которых прежде считали отдельным народом.

К германской группе относятся прежде всего немцы (597 тыс. чел. - 0,4% населения России). Они расселены по стране довольно дисперсно, однако основной район их проживания - юг Западной и Средней Сибири. Российские немцы неоднородны: среди них по языку и некоторым особенностям культуры прежде всего выделяются потомки выходцев из Южной и Северной , а в числе последних особую этно-графическую группу образуют меннониты.

Условно к германской группе могут быть причислены евреи (230 тыс. чел. - 0,2% населения России). Подавляющее большинство российских евреев относится к говорившим некогда на идише , однако среди них есть также небольшое число сефардов, интегрированных в состав ашкеназов. Среди евреев в городах, преимущественно в крупных, самые многочисленные их группы сосредоточены в Москве, Самаре, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, .

К иранской группе относятся в первую очередь осетины (515 тыс. чел.- 0,4% населения России) и горские евреи (3тыс. чел.). в основном, сосредоточены в Республике Северная Осетия–Алания; есть они и в соседних с ней районах. Горские евреи живут, в основном, в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике. Ираноязычные расселены в России дисперсно.

Индоарийская группа представлена в России в первую очередь (183тыс. чел. - 0,1% населения России). Цыгане расселены по стране широко и имеются практически во всех субъектах Российской Федерации. Однако, частично сохраняя традиции кочевой жизни они более тяготеют к южным, «теплым» районам. Наиболее значительные группы цыгане образуют в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Ростовской области.
К картвельской семье относятся грузины (198 тыс. чел. - 0,1% населения страны). Они нигде в стране не составляют значительных групп. Выше всего доля грузин в населении ряда регионов Северного Кавказа (Республика Северная Осетия–Алания, Краснодарский край, Ставропольский край), а также в Москве; но и в этих местах их насчитывается немного. В числе грузин в России имеются мегрелы (и небольшое число сванов) и евреи (1,2 тыс. чел.).
Довольно широко представлена в России уральско-юкагирская семья, хотя она и очень сильно уступает индоевропейской семье по своей численности. К ней принадлежит 2,8 млн чел. - 1,9% населения России. Уральско-юкагирская семья подразделяется на три группы: финско-угорскую (к ней относится большинство народов этой семьи), само-дийскую и юкагирскую.

К финно-угорской группе принадлежат карелы (125 тыс. чел. - 0,1%), ижорцы (0,4 тыс. чел.), финны (в подавляющем большинстве ингерманладские - 47 тыс. чел.), эстонцы (46 тыс. чел.), (вероятно, 0,2 тыс. чел.), вепсы (12 тыс. чел.), саамы, или лопари (2 тыс. чел.), мордва (935 тыс. чел. - 0,6%), (595 тыс. чел. - 0,4%), удмурты (713 тыс. чел. - 0,5%), бесермяне (10 тыс. чел.), коми (358 тыс. чел. - 0,2%), коми-пермяки (141 тыс. чел. - 0,1%), (22 тыс. чел.), (8 тыс. чел.) и венгры (6 тыс. чел.).

Карелы сосредоточены, прежде всего, в Республике Карелия, однако составляют в ней меньшинство населения. Второе важное место проживания карел - Тверская область, где карелы занимают достаточно компактный ареал. Карелы живут также в Мурманской и Ленинградской областях и городе Санкт-Петербург. Близкий малочисленный народ ижорцы, в основном, сосредоточен в Ленинградской области. Финны живут, преимущественно, в Республике Карелия, Ленинградской области и городе Санкт-Петербург. расселены по стране дисперсно. Наиболее значительные группы их имеются в Красноярском крае и городе Санкт-Петербург. Быстро ассимилируемый окружающим русским населением, малочисленный этнос водь, (подавляющее большинство которых не знает родного языка и говорит только по-русски) живет в нескольких деревнях Ленинградской области. Вепсы сконцентрированы, в основном, в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. Саамы представлены в России маленькой группой, подавляющее большинство которых сосредоточено в Мурманской области. Самым крупным народом уральско-юкагирской семьи в России является мордва. занимает по численности восьмое место среди народов Российской Федерации. Народ расселен очень дисперсно, и в Республике Мордовия живет около трети всей мордвы. Значительные группы мордвы имеются в Пензенской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и Нижегородской областях. В Поволжье, несколько севернее мордвы, живут марийцы, расселение которых также дисперсное. В Республике Марий Эл живет лишь половина всех марийцев России. Существенна доля марийцев в населении Республики Башкортостан, Кировской области, Свердловской области и Республики Татарстан (Татарстан). Живущие на Урале удмурты, в основном, сосредоточены в Удмуртской Республике, хотя и составляют в ней около трети населения. Из других субъектов Российской Федерации, в которых проживают удмурты, следует отметить Кировскую область, Пермский край, Республику Татарстан (Татарстан), Республику Башкортостан и Свердловскую область. В северной части Удмуртской Республики живет небольшой народ бесермяне, ассимилированный в языковом (но не в этническом!) отношении окружающим населением. Живущие на севере Европейской части России коми, или коми-зыряне в подавляющем большинстве сосредоточены в своей Республике Коми. За пределами республики наиболее значительные по численности группы коми имеются в Ненецком автономном округе и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Близки к коми-зырянам коми-пермяки, которые также, в основном, сосредоточены в Пермском крае. Живущие в Западной Сибири ханты, преимущественно, сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и Ямало-Ненецком автономном округе. Расселенные юго-западнее манси в подавляющем большинстве живут в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

Значительно меньше другая группа уральско-юкагирской семьи - самодийская. К ней относятся только четыре народа: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. (41 тыч. чел.), преимущественно, сосредоточены в Ямало-Ненецком автономном округе, в Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края (бывший Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ). В этих регионах они составляют небольшую долю населения. Энцы - один из самых малочисленных . По данным переписи 2002 г., их было немногим более 300 человек. Нганасаны, в основном, сосредоточены на севере Красноярского края. Селькупы (4 тыс. чел.), преимущественно, расселены в двух довольно отдаленных друг от друга местах: северные (тазовские) селькупы живут в Ямало-Ненецком автономном округе, южные (тымские, нарынские) - на севере Томской области.

Группа объединяет два народа: юкагиров (около 2 тыс. чел.) и чуванцев (более 1 тыс. чел.). Большинство юкагиров расселено в Республике Саха (Якутия). Сравнительно небольшая их группа живет в Чукотском автономном округе. В нём же сосредоточено большинство чуванцев. Все утратили свой родной, близкий к юкагирскому, язык и говорят сейчас либо по-русски (оседлые чуванцы, обитающие в районе села Марково), либо по-чукотски (кочевые чуванцы, обитающие в верховьях реки Анадырь).

Алтайская семья - вторая по численности в России после индоевропейской, хотя и почти в десять раз ей уступающая. К ней принадлежит 12,7 млн всех жителей России (8,7% всего населения). Она включает пять групп, из которых в нашей стране достаточно широко представлены четыре: тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская и корейская.
Самая большая из этих групп - тюркская, к которой в Российской Федерации относятся следующие народы: чуваши (1,6 млн чел. - 1,1% населения России), татары включая сибирских (5,3 млн чел. - 3,6%), переселившиеся в Россию крымские татары,
(6 тыс. чел.), кряшены (около 300 тыс. чел. - 0,2%), нагайбаки (10 тыс. чел.), башкиры
(1,7 млн чел. - 1,2%), казахи (654 тыс. чел. - 0,5%), (6 тыс. чел.), ногайцы (91 тыс. чел.), кумыки (423 тыс. чел. - 0,2%), карачаевцы (192 тыс. чел. - 0,1%), (78 тыс. чел.), азербайджанцы (622 тыс. чел. - 0,4%), туркмены (33 тыс. чел.), (123 тыс. чел.), или алтай-кижи (около 45 тыс. чел.), теленгиты (примерно 5 тыс. чел.), (1,7 тыс. чел.), тубалары (1,6 тыс. чел.), кумандинцы (3 тыс. чел.), челканцы (0,9 тыс. чел.), чулымцы (0,7 тыс. чел.), шорцы (14 тыс. чел.), хакасы (76 тыс. чел.), тувинцы (243 тыс. чел. - около 0,2%), тофалары (0,8 тыс. чел.), сойоты (3 тыс. чел.), якуты (444 тыс. чел. - 0,3%), долганы (7 тыс. чел.).

Пятый по численности народ страны - наполовину сосредоточен в Чувашской Республике - Чувашия, где он составляет большинство населения. Значительные группы чувашей живут в Ульяновской области, в Республике Татарстан (Татарстан), Самарской области, в Республике Башкортостан, в Тюменской, Оренбургской и некоторых других областях страны.

Татары (второй по численности после русских народ России) довольно широко расселены по территории страны. Кроме своей республики и близлежащих субъектов - регионов их компактного проживания, много татар живет в западно-сибирских областях (Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской и Кемеровской). Высокая доля татар в Тюменской области связана с тем, что здесь проживают сибирские татары, являющиеся коренными жителями этих мест и признаваемые некоторыми учеными за отдельный этнос. Сибирские татары отличаются от казанских и других европейских татар своим диалектом и антропологическим типом (они более монголоидны). Сибирские татары весьма дисперсно расселены и распадаются на ряд этнографических групп: тюменско-туринские, тобольские, заболотные (ясколбинские), тевризские (), барабинцы, томские, чаты, калмыки.

Отдельным народом считают себя кряшены. Две трети их сконцентрированы в Республике Татарстан (Татарстан) (преимущественно в севверной и восточной его частях), одна треть - в других субъектах Российской Федерации: в Республике Башкортостан, Алтайском и Красноярском краях, в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике. Близки кряшенам нагайбаки, живущие в двух районах Челябинской области.

Четвертый по численности народ Российской Федерации, расселены, подобно многим народам и Предуралья, весьма дисперсно. В самой Республике Башкортостан живет свыше двух третей всех башкир России, но они составляют там меньшинство населения.

За пределами Республики Башкортостан наиболее крупные группы представителей башкир имеются в Оренбургской, Свердловской, Курганской, Челябинской областях, в Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Казахи сосредоточены прежде всего в граничащих с регионах: Астраханской, Оренбургской, Омской, Саратовской, Волгоградской областей и в Алтайском крае.

Преимущественно сосредоточены в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан и Ставропольском крае. в подавляющем большинстве сконцентрированы в Республике Дагестан. , преимущественно, проживают в Карачаево-Черкесской Республике, однако они составляют там сравнительно небольшую часть населения.
Балкарцы в основном (90%) проживают в Кабардино-Балкарской Республике.

К огузской, или юго-западной, подгруппе тюркской группы относятся живущие в России азербайджанцы, турки-месхетинцы (25 тыс. чел.), турки-османы (21,5 тыс. чел.) гагаузы (10 тыс. чел.) и туркмены. Азербайджанцы представлены практически во всех субъектах Российской Федерации, однако образуют заметную долю населения только в Республике Дагестан. , живущие в России, только в одном месте - Ставропольском крае - образуют заметный «сгусток» населения. Там живут так называемые ставропольские туркмены, или трухмены. Другой среднеазиатский народ - узбеки в отличии от туркменов нигде не образуют компактного территориального массива и расселен крайне дисперсно.

Алтайцы (алтай-кижи) относятся к южно-сибирской подгруппе тюркской груп-пы. Алтайцы, в основном, сконцентрированы в Республике Алтай. К алтайцам прежде присоединяли пять тюркоязычных народов: теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев и челканцев. В эту подгруппу также входят чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы и тофалары.

Теленгиты проживают в юго-восточной части Республики Алтай, телеуты - преимущественно, в Кемеровской области, тубалары - на северо-востоке Республики Алтай, кумандинцы - на юго-востоке Алтайского края и крайнем севере Республики Алтай, челканцы - также на крайнем севере этой республики. Чулымцы живут в бассейне реки Чулым в Томской области и на юго-западе Красноярского края. Шорцы расселены на юге Кемеровской области (Горная Шория), а также в Хакасии. Подавляющее большенство (80%) сконцентрированы в Республике Хакасия, почти все тувинцы (96%) - в Республике Тыва. Среди тувинцев выделяется субэтническая группа (36 тыс. чел.), расселенная на северо-востоке Республики Тыва. Близкий тувинцам-тоджинцам малочисленный тюркоязычный народ тофалары, в основном, сосредоточен в Иркутской области. В соседнем с Иркутской областью Окинском районе Республики Бурятия живет родственный тофаларам, не учитывающийся в последних переписях народ сойоты. Этот народ говорил некогда на языке, очень близком тофа-ларскому, но ныне практически полностью перешел на бурятский язык.

Один из самых северных народов - якуты - почти целиком сосредоточен на территории Республики Саха (Якутия), где якуты составляют треть населения, сильно уступая по численности русским. К якутам по языку очень близки долганы, проживающие, преимущественно, на севере Красноярского края, а также в примыкающих районах Республики Саха (Якутия).

Еще одна, относящяяся к алтайской семье - монгольская группа - представлена в России, главным образом, двумя довольно значительными народами: бурятами (445 тыс. чел. - 0,3% населения страны) и (174 тыс. чел. - 0,1% населения страны). Буряты в основном сосредоточены в трех субъектах Российской Федерации: Республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и Агинском Бурятском автономном округе. Между восточными, забайкальскими, бурятами и западными, иркутскими, имеются некоторые различаи в языке и культуре. Подавляющее большинство калмыков живут в Республике Калмыкия. К группе относится и проживающая в России маленькая группа халха-монголов (2 тыс. чел.).

К третьей группе алтайской семьи - тунгусо-маньчжурской - относятся эвенки (35 тыс. чел.), негидальцы (0,8 тыс. чел.), эвены (19 тыс. чел.), нанайцы (12 тыс. чел.), ульчи (3 тыс. чел.), (ульта) (0,1 тыс. чел.), орочи (0,8 тыс. чел.), удэгейцы (1,7 тыс. чел.) и, условно, тазы (0,3 тыс. чел.). расселены очень дисперсно. В Республике Саха (Якутия) живет около половины общего их числа, имеются они также в Хабаовском крае, на севере Красноярского края, в Республике Бурятия, Иркутской и Амурской областях и некоторых других местах. Негидальцы сконцентрированы в своем большинстве в долине реки Амгунь в Хабаровском крае. Эвенов больше всего живет в Республике Саха (Якутия), есть они также в Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе. Нанайцы в подавляющем большинстве сосредоточены по реке Амур и его притокам в Хабаровском крае. В Хабаровском крае, в основном, расселены ульчи; ороки, главным образом живут в Сахалинской области, орочи - в Хабаровском крае, удэгейцы - в Приморском и Хабаровском краях. Условно к тунгусо-маньчжурской группе отнесены тазы - народ нанайско-удэгейского происхождения, перешедший на китайский язык и заимствовавший многие элементы китайской культуры. Сейчас тазы сосредоточены в селе Михайловка Приморского края. Основным языком у многих тазов стал русский.
Корейская группа включает только один народ - корейцев (148 тыс. чел. - 0,1% населения страны), которые дисперсно расселены по России, однако значительная группа их проживает в Сахалинской области, есть они также в Приморском и Хабаровском краях и Ростовской области.

Очень малочисленная эскимосско-алеутская семья (к ней относятся 2,4 тыс. чел., то есть только 0,002% населения России) объединяет два народа: эскимосов и алеутов. (1,8 тыс. чел.) живут, преимущественно, на восточном побережье полуострова и на острове , алеуты (0,6 тыс. чел.) - в Камчатском крае, в основном, на Камандорских островах.

Северокавказская семья (к которой относится 4,6 млн чел., то есть 3,2% населения России) как это отражено в её названии, объединяет народы, в своем подавляющем большинстве расселенные на Северном Кавказе. Семья подразделяется на две группы: абхазско-адыгскую и нахско-дагестанскую.

Абхазско-адыгская группа включает четыре близкородственных адыгских народа, а также абазин. Адыгские народы ( , даргинцев , кубачинцев, кайтагцев, табасаран, ленгиз, агулов, рутульцев, цахуров.

Енисейская семья (1,9 тыс. чел. - 0,001% населения России) весьма малочисленна: в России её представителями являются кеты (1,8 тыс. чел.) и близкие к ним юги (0,1 тыс. чел.), из которых в какой-то мере помнит родной язык только 2-3 человека. Некоторые ученые считают югов самостоятельным народом, другие полагают, что это субэтнос кетов. И кеты, и юги расселены по среднему и нижнему течению реки Енисей и его притокам, преимущественно, в Красноярском крае.

Сино-тибетская семья (36 тыс. чел. - 0,02% населения России) представлена в России, в основном, китайцами (по данным переписи 2002 г. 35 тыс. человек, хотя в действительности их, по-видимому, значительно больше). Китайцы есть в Хабаровском и Красноярском краях, Иркутской области. В целом же для китайцев в России характерно дисперсное расселение.

Небольшая по численности чукотско-камчатская семья (31 тыс. чел. - 0,02% населения России) включает чукчей, коряков и алюторцев, кереков, ительменов и, условно, . Самый значительный из перечисленных народов - чукчи (16 тыс. чел.) - преимущественно расселен в Чукотском автономном округе, где он составляет сравнительно небольшую часть населения. Живут они и на севере Камчатского края (бывший Корякский автономный округ). делятся на две группы: чаучу - оленные и анкалын - береговые. вместе с алюторцами насчитывалось по данным переписи 2002 г. 9 тыс. чел. Среди коряков выделяются нымыланы (береговые) и чувчувены (оленные). Алюторцы живут в районе мыса Олюторский и в других районах на севере Камчатского края. Кереки - один из самых малочисленных народов Российской Федерации, их насчитывается всего 22 человека, из которых говорящих по-керекски только 3 человека. Еще один народ чукотско-камчатской семьи - ительмены (3 тыс. чел.) - обитает на севере Камчатского края и в Магаданской области. Условно к чукотско-камчатской семье можно отнести камчадалов (2 тыс. чел.) - народ смешанного ительмено-русского происхождения, говорящий на русском языке, но сохранивший некоторые элементы ительменской культуры. Большинство камчадалов живет в Камчатском крае. В предыдущих переписях их включали в состав русских.

Изолированный в языковом отношении народ нивхи (5 тыс. чел.), в основном, рас-селен в пределах двух субъектов Российской Федерации - в Хабаровском крае и в Сахалинской области.

В России есть еще представители двух языковых семей, однако они расселены дисперсно, нигде не образуют компактных массивов. Это - принадлежащие к семитской семье (25 тыс. чел. - 0,02% населения страны) ассирийцы (14 тыс. чел.) и арабы (11 тыс. чел.) и относящиеся к австроазиатской семье (26 тыс. чел. - 0,02% населения страны) вьетнамцы.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине VI в. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По наиболее распространенной версии этноним «Русь» связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Слово «Русь» было распространено в Европе.

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX - начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа - великороссов, малоросов, белорусов.



Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII - конец XV вв.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV - XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV - XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX - XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI - XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Последовали переселения в Поволжье в XVII - XVIII вв., в Сибирь, на Северный Кавказ, позже - в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских. В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других народов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессиональные, этнохозяйственные группы.

В XVIII - XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. в основном сложилась русская нация. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры.

Большое влияние на становление русского этноса оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т, д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управляться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности, а затем русской нации исключительную роль сыграло государство.

При отсутствии сводных статистических данных, вплоть до XVII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. 6,5 - 14,5, в конце XVI в. 7 - 14, а в ХVII в. 10,5 - 12 млн. человек.

В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15 738 млн. человек, в том числе русские - 11 128 млн. В 1795 г. из 41 175 млн. населения русские насчитывали 19 619 млн. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).

После вхождения в состав Российской империи по Ништадскому миру (1721 г.) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. Финляндии и Бесарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX - начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах.

По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. человек), большая часть из них находилась в Европейской части страны.

К 1990 г. численность русского этноса достигла 145 млн. (собственно в России - почти 120 млн. человек), или 82,6% всего населения. 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, северо-запад, Волго-Вятский регион и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.

Русская кровь в глобальной политике

В последнее время стала очень актуальной «русская тема», активно используемая в политической плоскости. Пресса и телевидение полны выступлениями на эту тему, как правило, мутными и противоречивыми. Кто говорит, что русский народ вообще не существует, кто считает русскими одних только православных, кто включает в это понятие всех, говорящих на русском языке, и т.д. Между тем, наука уже дала совершенно определённый ответ на этот вопрос.

Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным. Атомный проект на начальной его стадии даже в сравнение не идёт, тогда кое-что всё же просачивалось в печать, а в данном случае – вообще ничего.

Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу?

Это тайна происхождения и исторического пути русского народа .

Почему информацию скрывают, об этом позже. Сначала кратко о сути открытия американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов, который передаётся из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой . У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и так далее во множестве поколений.

Наши предки мигрировали из этнического очага не только на восток, на Урал, и на юг, в Индию и Иран, но и на запад, туда, где сейчас располагаются европейские страны. На западном направлении статистика у генетиков имеется полная: в Польше обладатели русской (арийской) гаплогруппы R1a1 составляют 57% мужского населения, в Латвии, Литве, Чехии и Словакии – 40% , в Германии, Норвегии и Швеции – 18% , в Болгарии – 12% , а в Англии меньше всего – 3% .

К сожалению, пока нет этногенетической информации по европейской родовой аристократии, и поэтому невозможно определить, равномерно ли распределяется доля этнических русских по всем социальным слоям населения или, как в Индии и, предположительно, в Иране, арии составляли знать на тех землях, куда они приходили. Единственным достоверным свидетельством в пользу последней версии стал побочный результат генетической экспертизы по установлению подлинности останков семьи Николая II . Y-хромосомы царя и наследника Алексея оказались идентичными образцам, взятым у их родственников из английской королевской семьи. А это значит, что, по меньшей мере, один королевский дом Европы, а именно дом германских Гогенцоллернов , ветвью которого являются английские Виндзоры, имеет арийские корни .

Впрочем, западные европейцы (гаплогруппа R1b ) в любом случае являются самыми близкими нашими родственниками, как ни странно, гораздо более близкими, чем славяне северные (гаплогруппа N ) и славяне южные (гаплогруппа I1b ). Наш общий с западными европейцами предок жил около 13 тысяч лет назад, в конце ледникового периода, тысяч за пять лет до того, как собирательство стало перерастать в растениеводство, а охота в скотоводство. То есть в совсем уж седой каменновековой древности. А славяне по крови от нас ещё дальше.

Расселение русских-ариев на восток, юг и запад (дальше на север идти было просто некуда, и так, согласно индийским Ведам, до прихода в Индию они жили рядом с полярным кругом) стало биологической предпосылкой формирования особой языковой группы, индоевропейской. Это почти все европейские языки, некоторые языки современных Ирана и Индии и, конечно, русский язык и древний санскрит, наиболее близкие друг другу по очевидной причине – во времени (санскрит) и в пространстве (русский язык) они стоят рядом с первоисточником, арийским праязыком, из которого и выросли все другие индоевропейские языки.

Сказанное выше – неопровержимые естественнонаучные факты, к тому же добытые независимыми американскими учёными. Оспаривать их всё равно, что не соглашаться с результатами анализа крови в поликлинике. Их и не оспаривают. Их просто замалчивают . Замалчивают дружно и упорно, замалчивают, можно сказать, тотально. И на то есть свои причины.

Первая такая причина вполне тривиальна и сводится к научной лжесолидарности. Слишком много теорий, концепций и учёных репутаций придётся опровергнуть, если ревизовать их в свете последних открытий этногенетики.

Например, придётся переосмыслить всё, что известно о татаро-монгольском нашествии на Русь . Вооружённое завоевание народов и земель всегда и повсюду сопровождалось в то время массовым изнасилованием местных женщин. В крови мужской части русского населения должны были остаться следы в виде монгольских и тюркских гаплогрупп. Но их нет ! Сплошная R1a1 и больше ничего, чистота крови поразительная . Значит, и Орда, пришедшая на Русь, была вовсе не тем, что о ней принято думать, монголы там если и присутствовали, то в статистически не значимом количестве, а кого называли «татарами», вообще непонятно. Ну, кто из учёных станет опровергать научные устои, подкреплённые горами литературы и великими авторитетами?!

Никому не хочется портить отношения с коллегами и прослыть экстремистом, разрушая устоявшиеся мифы. В академической среде такое случается сплошь и рядом – если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов .

Вторая причина , несопоставимо более весомая, относится к сфере геополитики . История человеческой цивилизации предстаёт в новом и совершенно неожиданном свете, и это не может не иметь серьёзных политических последствий.

В течение всей новой истории столпы европейской научной и политической мысли исходили из представления о русских, как о варварах, недавно слезших с ёлок, от природы отсталых и не способных к созидательному труду. И вдруг оказывается, что русские – это и есть те самые арии , которые оказали определяющее влияние на формирование великих цивилизаций в Индии , Иране и в самой Европе. Что именно русским европейцы обязаны очень многим в их благополучной жизни, начиная с языков, на которых они говорят. Что неслучайно в новейшей истории треть самых важных открытий и изобретений принадлежит этническим русским в самой России и за рубежом. Что русский народ неслучайно смог отразить вторжения объединённых сил континентальной Европы под предводительством Наполеона, а затем Гитлера . И так далее.

Неслучайно потому, что за всем этим стоит великая историческая традиция, основательно забытая за многие века, но остающаяся в коллективном подсознательном русского народа и проявляющаяся всякий раз, когда нация сталкивается с новыми вызовами. Проявляющаяся с железной неизбежностью в силу того, что она произросла на материальной, биологической основе в виде русской крови , которая остаётся неизменной в течение четырёх с половиной тысячелетий.

Западным политикам и идеологам есть над чем подумать, чтобы сделать политику в отношении России более адекватной в свете открытых генетиками исторических обстоятельств. Но думать и что-либо менять им не хочется, отсюда и заговор молчания вокруг русско-арийской темы. Впрочем, Господь с ними и с их страусиной политикой . Для нас гораздо важнее то, что этногенетика привносит много нового в собственно российскую ситуацию.

В этом отношении главное заключается в самой констатации существования русского народа, как биологически цельной и генетически гомогенной сущности. Основной тезис русофобской пропаганды большевиков и нынешних либералов как раз и заключается в отрицании этого факта. В научном сообществе господствует представление, сформулированное Львом Гумилёвым в его теории этногенеза: «из смеси алан, угров, славян и тюрок развилась великорусская народность» . «Национальный лидер» повторяет расхожее «поскреби русского – найдёшь татарина». И так далее.

Зачем это нужно врагам русской нации?

Ответ очевиден. Коли русского народа как такового не существует, а существует какая-то аморфная «смесь», то и управлять этой «смесью» может кто угодно – хоть немцы, хоть африканские пигмеи, хоть марсиане. Отрицание биологического бытия русского народа есть идеологическое обоснование господства нерусской «элиты » в России , раньше советской, сейчас либеральной.

Но тут вмешиваются американцы с их генетикой, и выясняется, что никакой «смеси» нет, что русский народ существует в неизменном виде уже четыре с половиной тысячи лет, что аланы с тюрками и многие другие в России тоже живут, но это отдельные самобытные народы и т.д. И сразу возникает вопрос: почему же тогда Россией вот уже без малого столетие правят не русские? Нелогично и неправильно, русскими должны управлять русские .

Похожим образом шестьсот лет назад рассуждал чех Ян Гус, профессор Пражского университета: «…чехи в королевстве Чешском по закону и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях» . Это его заявление сочли неполиткорректным, нетолерантым, разжигающим межнациональную рознь, и профессора сожгли на костре.

Сейчас нравы смягчились, профессоров не жгут, но чтобы у людей не было соблазна поддаваться гуситской логике, в России нерусская власть русский народ просто «отменила» – смесь, мол. И всё бы ничего, да выскочили откуда-то американцы с их анализами и всё дело испортили. Крыть их нечем, остаётся только замалчивать научные результаты, что и делается под хриплые звуки старой и заезженной русофобской пропагандистской пластинки.

Крушение мифа о русском народе, как об этнической «смеси» автоматически разрушает другой миф – миф о «многонациональности» России . До сих пор этнодемографическую структуру нашей страны пытались представить как винегрет из русской «смеси» не поймёшь чего и множества коренных народов и пришлых диаспор. При такой структуре все её компоненты примерно равновелики, поэтому Россия якобы является «многонациональной».

Но генетические исследования дают совсем другую картину. Если верить американцам (а поводов им не верить нет, учёные они авторитетные, репутацией дрожат, да и врать – таким-то прорусским образом – у них причин никаких нет), то получается, что 70% всего мужского населения России составляют чистокровные русские . По данным предпоследней переписи (результаты последней пока не известны), к русским себя относят 80% опрошенных, то есть на 10% больше – это обрусевшие представители других народов (именно у этих 10% , если «поскрести», найдёшь нерусские корни). И 20% приходится на остальные 170 с лишним народов, народностей и племён, проживающих на территории Российской Федерации. Итого – Россия есть страна мононациональная, хотя и полиэтническая, с подавляющим демографическим большинством природных русских. Именно здесь начинает работать логика Яна Гуса.

Далее, об отсталости . К этому мифу основательно приложили руку церковники – мол, до крещения Руси люди на ней жили в полной дикости. Ничего себе дикость! Освоили полмира, построили великие цивилизации, научили аборигенов своему языку, причём, всё это задолго до Рождества Христова… Не вяжется, никак не вяжется реальная история с её церковной версией . Есть в русском народе нечто изначальное, природное, к религиозной жизни не сводимое.

Конечно, между биологией и социальной сферой нельзя ставить знак равенства. Между ними, несомненно, существуют точки соприкосновения, но как одно переходит в другое, как материальное становится идеальным, науке неизвестно. Во всяком случае, очевидно, что в одних и тех же условиях разные народы имеют различный характер жизнедеятельности.

На северо-востоке Европы , помимо русских, жили и сейчас живут многие народы. Но никто из них не создал ничего, даже отдалённо похожего на великую русскую цивилизацию . То же самое относится и к другим местам цивилизационной активности русских-ариев в древности. Природные условия везде разные, и этническое окружение разное, поэтому и построенные нашими предками цивилизации неодинаковы, но есть нечто для всех них общее – они великие по исторической шкале ценностей и намного превосходят достижения соседей.

Отец диалектики древний грек Гераклит известен как автор изречения «всё течёт, всё изменяется». Менее известно продолжение этой его фразы: «кроме человеческой души» . Пока человек жив, душа его остаётся неизменной (что с ней происходит в загробном мире, судить не нам). То же самое верно и для более сложной формы организации живой материи, чем человек – для народа. Народная душа неизменна, пока живо народное тело. Русское народное тело отмечено природой особой последовательностью нуклеотидов в управляющей этим телом ДНК. Это значит, что до тех пор, пока существуют на земле люди с гаплогруппой R1a1 в Y-хромосоме, их народ сохраняет свою душу без изменений.

Эволюционирует язык, развивается культура, меняются религиозные верования, а русская душа остаётся той же самой , что все четыре с половиной тысячелетия существования народа в нынешнем его генетическом виде. И в совокупности тело с душой, составляющие единую биосоциальную сущность под именем «русский народ», обладают природной способностью к великим свершениям цивилизационного масштаба. Русский народ многократно демонстрировал это в прошлом, этот его потенциал сохраняется в настоящем и будет существовать всегда, пока жив народ.

Очень важно это знать и через призму знания оценивать текущие события, слова и поступки людей, определять собственное место в истории великого биосоциального феномена под названием «русская нация» . Знание истории народа обязывает человека стараться быть на уровне великих свершений его предков, а это для врагов русской нации самое страшное. Поэтому они и пытаются это знание утаить. А мы стараемся сделать его общедоступным.