Характеристика барокко 17 века во франции. Связь с окружающим пространством. Фасады зданий в стиле барокко

Архитектура Барокко Главные признаки: - усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, - преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, - чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей - активное применение скульптурных и архитектурнодекоративных мотивов; - неравномерное распределение архитектурных средств; - создание богатой игры светотени, цветовых контрастов - динамичность архитектурных масс.

Жак Лемерсье (фр. Jacques Lemercier [Лёмерсье], 1585, Понтуаз - 13 января 1654, Париж) - первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII. Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров каменной кладки, уже прославившейся в Иль-де-Франс. Его дед Пьер Ле Мерсье и отец Николай Ле Мерсье руководили большими стройками в Понтуазе (Сен-Маклу, Нотр-Дам).

Капелла Святой Урсулы Сорбонской или просто Капелла Сорбонны - это религиозное здание, расположенное в Латинском квартале Парижа среди архитектурного ансамбля Сорбонны. Первый французский храм купольного типа. Построена из камня.

Монастырь Валь-де-Грас В 1645 году Мазарини заказал Франсуа Мансару восстановление церкви и монастыря Вальде-Грас (Val-de. Grâce). Работы начались весной 1645, но на следующий год Мансар передал их Жаку Лемерсье.

Пале-Рояль (фр. Palais Royal - «королевский дворец») - площадь, дворец и парк, расположенн ые в Париже напротив северного крыла Лувра.

Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin. Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646- 1708) - французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

Дом инвалидов или Государственный Дом инвалидов (фр. L"hôtel national des Invalides) или просто Инвалиды (Les Invalides) в Париже - архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых (если не первый) инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.

Клод Перро (фр. Claude Perrault, 25 сентября 1613, Париж - 9 октября 1688, Париж) - французский архитектор и учёный. Родился в семье юриста, судьи Парижского парламента Пьера Перро. Братья Шарль и Пьер стали писателями, Николя - богословом. Сам Клод Перро изучал медицину и достиг успехов в биологии, благодаря которым стал одним из первых членов Французской академии наук. Он занимался и механикой.

Живопись французского барокко Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность

Гиацинт Риго Гиаци нт (Иасент) Риго (фр. Hyacinthe Rigaud; 20 июля 1659, Перпиньян - 27 декабря 1743, Париж) - французский художник, мастер парадного барочного портрета времён Людовика XIV и Людовика XV.

Симон Вуэ Симо н Вуэ (фр. Simon Vouet; 9 января 1590, Париж - 30 июня 1649, там же) - французский живописецмонументалист, портретист и декоратор. Родители - Лоран Вуэ (также художник) и Мари Букийон.

Шарль Лебрё н (фр. Charles Le Brun, 24 февраля 1619, Париж - 22 февраля 1690, Париж) - французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV.

Скульптура барокко Характеризуется подчёркнутой театрализацией образов, динамизмом поз, экспрессивностью лиц и жестов, специфической экстравагантностью. Сложился в XVII – первой половине XVIII века, как одна из составляющих эпохи барокко в культуре.

Антуан Куазево (фр. Charles Antoine Coysevox; 29 сентября 1640, Лион - 10 октября 1720, Париж) - французский скульптор барокко. Фамилия иногда ошибочно записывается как Куазевокс.

В период правления Людовика XIV Франция стала самой могущественной державой в Европе как в военном, так и в культурном отношении. К концу XVII века Париж соперничал с Римом за звание мировой столицы изящных и прикладных искусств, хотя Вечный Город удерживал это звание много веков. Как же произошло это изменение? У нас возникает соблазн рассматривать французское искусство эпохи Людовика XIV как выражение абсолютизма из-за Версальского дворца и других крупных проектов, прославивших короля Франции. Это вполне справедливо для периода расцвета - времени правления Людовика XIV, 1660-1685 го­ дов,- однако к этому времени французское ис­ кусство XVII века уже обрело свой характерный художественный стиль.

Французы не любят называть эту художест­ венную манеру барочной. Для них - это стиль Людовика XIV. Они часто называют искусство и литературу этого периода «классическими». В таком контексте это слово может иметь три разных значения. Прежде всего это синоним «высочайшего достижения», подразумевающий, что стиль Людо­ вика XIV соответствует Высокому Возрождению в Италии или эпохе Перикла в Древней Греции. Этот термин употребляется также для обозначения под­ ражаний форме и содержанию классической ан­ тичности. Наконец, понятие «классический» пред­ полагает такие присущие художникам античности и Возрождения качества, как равновесие и сдер­ жанность. Второе и третье из этих значений опи­ сывают явления, которые будет правильнее отнести к «классицизму». Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом».

Истоки этого классицизма были в основном художественными, а не политическими. Француз­ ская архитектура XVI века и в меньшей степени скульптура были теснее связаны с итальянским Возрождением, чем в какой-либо другой северной стране, хотя в живописи стиль маньеризма поздней школы Фонтенбло продолжал доминировать до

начала XVII века (см. стр. 268-270). Развитию классицизма способствовал также французский гу­ манизм с его интеллектуальным наследием разума и стоической благодетелью. Эти факторы сдерживали распространение барокко во Франции и ви­ доизменяли его трактовку. Цикл Медичи Рубенса (см. илл. 287), например, не имел влияния на французское искусство до самого конца века. В 1б20-х годах, когда Рубенс над ним работал, мо­ лодые художники во Франции еще только осваи­ вали раннее барокко.

302. Жорж де Латур. Св. Иосиф-плотник. Ок. 1645 г. Холст, масло. 129,9 х 101 см. Лувр, Париж

БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ 317

303. Никола Пуссен. Похищение сабинянок. Ок. 1бЗб-1637 г. Холст, масло. 154,6 х 209,9 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Фонд Хэрриса Брисбейна Дика, 1946 г.

ЖИВОПИСЬ

геном и его тяготение к упрощенным геометрическим

французских

Пуссен. Почему де Латур был так быстро забыт?

живописцев повлиял Караваджо, хотя не совсем ясно,

Причина проста: после 1б40-х годов во Франции

каким образом они усваивали его стиль. Это были в

господствовал классицизм. Искусство де Латура с его

основном незначительные художники, работавшие в

ясностью, уравновешенностью и сдержанностью

провинции, но некоторым из них удалось обрести

обозначить

термином

вполне самостоятельную манеру. Самый изящный

«классическое» - особенно при соотнесении с дру­

среди них -

Латур (1593-1652), оценить

гими живописцами-караваджистами, но «класси­

которого

заслугам

только двести лет

он, конечно,

был. Больше

торжества

классицизма

искусстве

сделал Никола

спустя. Его картина «Св. Иосиф-плотник» (илл. 302)

Пуссен (1593/94-1665). Хотя Пуссен был величай­

ошибочно

жанровое

шим французским художником столетия и первым в

произведение,

одухотворенность,

французским

живописцем,

завоевавшим

составляющей здесь такую же сильную черту, как в

международное признание,

он, тем не менее, почти

картине Караваджо «Призвание Св. Матфея» (см. илл.

всю свою жизнь провел в Риме. Там, вдохновляясь

Рафаэлем, он выработал стиль, который стал позже

прием де Латура,- которая освещает сцену с

идеальным образцом для французских художников

интимностью

нежностью,

напоминающей

второй половины века.

произведения Геертген тот Син Янса (см. илл. 193), де

Картина «Похищение сабинянок» (илл. 303)

Латур разделяет с Геерт­

может служить примером строгой дисциплины ин­

318 БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ

304. Никола Пуссен. Рождение Вакха. Ок. 1657 г. Холст, масло. 123 х 179 см. Художественный музей Фогга, Художественные музеи Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс). Дар г-жи Сэмуэль Сакс в память об ее муже, г-не Сэмуэле Саксе

теллектуального стиля Пуссена. Тщательно пропи­ санные фигуры словно «заморожены в действии» подобно статуям, да многие из них, по существу, и заимствованы из эллинистической скульптуры. Пуссен разместил их перед археологически точны­ ми, как он считал, реконструкциями римской ар­ хитектуры. В композиции присутствует налет те­ атральности, и не без причины - она была создана путем перемещения глиняных фигурок по мини­ атюрному подобию сцены, до тех пор, пока их расположение не показалось художнику верным. Чувства демонстрируются на картине в избытке, но им явно недостает спонтанности, и они не вызывают у нас никаких переживаний. Очевидно, что используемые здесь художественные принципы восходят к Рафаэлю. Или же, точнее, это Рафаэль, пропущенный через Аннибале Карраччи и его школу (сравн. илл. 273, 274). Венецианские черты, которые проявились уже в начале творческого пути художника, были им сознательно подавлены. Пуссен может поразить нас как человек, которому был полностью подвластен его собственный разум,- такое впечатление подтверждается мно­ гочисленными письменами, в которых он излагает

свои взгляды друзьям и меценатам. Высочайшей целью живописи, полагал он, является изображение возвышенных и серьезных человеческих поступков. Их следует изображать логично и упорядоченно; то есть не так, как все происходило на самом деле, а так, как случилось бы, если бы природа была совершенной. С этой целью художник должен стремиться к общему и типическому. Апеллируя больше к уму, нежели к чувствам, ему следует меньше заниматься такими незначительными ве­ щами, как цвет, а главное внимание уделять форме

и композиции. На хорошей картине зритель всегда сможет «прочитать» точные чувства каждой фигуры

и соотнести их с сюжетом. Эти идеи не были новы. Нам вспоминается античное выражение «ut pictura poesis» («живопись - это та же поэзия») и утверждение Леонардо, что высшей целью жи­ вописи является изображение «намерений челове­ ческой души» (см. стр. 244, 291). До Пуссена, однако, никто не проводил такой тесной аналогии между живописью и литературой, и не воплощал эту теорию с такой буквальностью на практике. Именно методом художника объясняется ощущае­ мое нами присутствие холодной, назойливой рито­

рики в «Похищении сабинянок», из-за которой картина кажется нам столь чуждой, хотя мы не можем не восхититься ее строгой упорядочен­ ностью.

В соответствии с этими теоретическими взгля­ дами писал Пуссен и «идеальные пейзажи», причем добиваясь весьма впечатляющих результатов, так как эти пейзажи были отмечены сдержанной кра­ сотой и осмысленным покоем. В таком строго рационалистическом духе Пуссен работал примерно до середины XVII века, когда он начал писать серию пейзажей, которая знаменовала его возврат к мифологической тематике, оставленной им в среднем возрасте. Тициановская манера его раннего творчества сочетается в них с поздним, рафаэлев­ ским классицизмом, давая в итоге новый вид мифологического пейзажа, близкого по духу к Клоду Лоррену (см. ниже), но богатой личными ассоциациями, которые придают образам несколько смысловых уровней. Действительно, поздние раз­ мышления художника справедливо были названы трансцендентными медитациями, так как в них содержится архетипическая образность универ­ сального значения. В картине «Рождение Вакха» (илл. 304), относящейся к числу наиболее глубоких творений художника, использована великая тема стоиков (Пуссен обращался к ней дважды в мо­ лодом возрасте), утверждавших, что смерти следует ждать даже в счастливейшем из миров. На картине изображен момент, когда младенец, появившийся на свет от союза Юпитера с лунной богиней Семелой и рожденный из ее бедра, доставляется для безопасности Меркурием к речной богине Дирке, в то время как сатир Пан в радостном вдохновении играет на флейте. (Сам Юпитер был воспитан лесными божествами; см. илл. 290). Исполнение картины не отличается блеском - художнику в пожилом возрасте было уже трудно писать, чем и объясняется неуверенность мазка. Тем не менее Пуссен обернул это в свою пользу, и «Рождение Вакха» представляет собой чистейшее воплощение художественного замысла в живописной форме. Картина полна ясного лиризма, выражающего радость жизни, с одной стороны,- и темных предчувствий смерти, с другой: справа нимфа Эхо рыдает над телом Нарцисса, прекрасного юноши, который пренебрег ее любовью и утонул, целуя собственное отражение в воде.

Клод Лоррен. Если Пуссен развивал герои­ ческие качества «идеального пейзажа», то великий французский пейзажист Клод Лоррен (1600-1682) подчеркивал его идиллические мотивы. Почти вся творческая жизнь этого художника также прошла

БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ 319

в Риме. Подобно многим северянам, Клод изучил сельскую местность близ столицы (Кампанью) лучше любого итальянца и по-настоящему полюбил ее. Бесконечные натурные зарисовки свидетельст­ вуют о его необычайной наблюдательности. Извес­ тно также, что он первым среди художников начал писать эскизы с натуры маслом. Эти эскизы, однако, были лишь предварительными набросками для картин, в которых он добивался не топографической точности, а передачи поэтического настроения сельского пейзажа, полного перекличек с античностью. Часто, как, например, в «Пасто­ ральном пейзаже» (илл. 305), композицию прони­ зывает подернутая дымкой и в то же время на­ полненная светом трепетная атмосфера раннего утра или приближающегося вечера. Уходящее в даль пространство разворачивается плавно, а не шаг за шагом, как на идеальных пейзажах Пуссена. При виде таких просторов зрителя охватывает чувство тоски по прошлому, приукрашенному памятью. Поэтому пейзажи Лоррена особенно пришлись по душе англичанам, которые видали Италию лишь мельком, или вообще там не бывали.

Вуэ. В раннем возрасте Симон Вуз (1590-1649) тоже жил в Риме, где возглавлял кружок фран­ цузских караваджистов. Однако, в отличие от Пус­ сена и Клода Лоррена, он быстро отказался от всех следов караваджистской манеры и создал на основе достижений Карраччи колоритный стиль, ставший настолько общепризнанным, что Вуэ был назван первым художником короля. Не забыл он по приезде и о великих североитальянских предшественниках барокко. На картине «Туалет Венеры» (илл. 306) изображен сюжет, популярный в Венеции от Тициана до Веронезе. Фигура, написанная Вуэ, смахивает и на Ио Корреджо (см. илл. 252), но в ней нет откровенной эротики. Вместо этого художник наделил ее чертами изящной чувствительности, которые безмерно далеки от дисциплинированного искусства Пуссена. По иронии судьбы, «Туалет Венеры» был написан около 1640 года, почти одновременно с началом печально завершившегося пребывания Пуссена в Париже, куда он приехал по приглашению Людовика XIII. Пуссен имел не больше успеха, чем Бернини тридцать лет спустя (см. стр. 323-324) и через несколько лет покинул Париж с чувством горького разочарования от столь холодного приема при дворе, чьи вкусы и политические устремления несравненно лучше понял Вуэ. Их соперничество продолжалось в каком-то смысле и позже. Декоративная манера Вуэ создала предпосылки для возникновения рококо, но именно классицизм Пуссена занял ведущее положение во Франции. Обе тра­

320 БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ

305. КлодЛоррен. Пасторальныйпейзаж. Ок. 1650 г. Медная пластина, масло. 40,3 х 54,9 см.

ХудожественнаягалереяИельскогоуниверситета, Нью-Хэвен(Коннектикут). ФондЛеоК. Ханны Младшего

306. СимонВуэ. ТуалетВенеры. Ок. 1640 г. Холст, масло. 165,7 х114,3 см. ИнститутКарнеги, Питтсбург

диции соперничали друг с другом вплоть до конца периода романтизма, по очереди занимая ведущее положение, но ни одна из них так и не смогла добиться надолго ощутимого превосходства.

Королевская Академия

Когда молодой Людовик XIV пришел к власти в 1661 году, Жан-Батист Кольбер, его главный советник, создал административный аппарат для поддержки абсолютной монархии. В этой системе, направленной на подчинение мыслей и действий всей нации строгому контролю сверху, перед изо­ бразительными искусствами стояла цель прослав­ ления короля, а официальным «королевским сти­ лем» и в теории, и на практике стал классицизм.

Классическое направление
Франция. 17 век

Ранний период барокко во Франции – первая треть 17 в.

Время правления Людовика 13 (1610-1643 гг.)
Зодчие:
- Жак Лемерсье
- Франсуа Мансар

Замки

Симметричная форма плана
Четко выделенное главное задние с двумя
боковыми крыльями
Ансамбль замка с подъездными путями,
службами и садами
Более открытый, с жильем на первом этаже
Уменьшение размеров
Исчезновение рвов
Сокращение лепнины на фасаде

Дворец
Мезон-Лаффит

Замок -дворец Во ле Виконт

1661 г., арх. Лево Л.

Франсуа Мансар

Мансар (Mansart) Франсуа (23.1.1598, Париж, ‒
23.9.1666, там же), французский архитектор. Учился у
С. де Броса. Перерабатывая традиции французского
и отчасти итальянского ренессанса, М. закладывал
основы классицизма 17 века. В работах М. (замок в
Блуа, перестройка 1635‒38; дворец Мезон-Лаффит,
1642‒50; в Париже ‒ церковь Валь-де-Грас, 1645‒46,
строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель
Карнавале, перестройка 1660‒61) пластическое
богатство декора фасадов (с элементами барокко)
сочетается с ясностью и простотой общей объёмнопространственной композиции, со строго регулярным
построением плана.

Франсуа Мансар
1598 -1666 гг.

Шато де Мезон

1650 г., арх. Ф.Мансар

Ский корпус

Замок Блуа. Орлеанский корпус.
Арх.Ф.Мансар
Ский корпус

Валь - де – Грас
1643 г. – начало
строительства
Регентшей Анной
Австрийской
после
смерти
Ришелье
(1642 г.)
и
Людовика 13
(1643)

Замки Франции

Замок в
Бельвю

Замок в Монморанси

Замок в Монморанси

Жак Лемерсье

(фр. Jacques Lemercier [Лёмерсье],
род. в 1585 г. в Понтуаз - ум.13 января 1654 г. в Париже) -
французский архитектор, официальный первый королевский
архитектор.
Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров
каменной кладки, уже прославившейся в Иль-де-Франс. Его дед
Пьер Ле Мерсье и отец Николай Ле Мерсье руководили
большими стройками в Понтуаз (Сен-Маклу, Нотр-Дам).
После длительного обучения в Риме (в годы правления
Генриха IV) в 1607-1614 гг.()где учился у Розато Розати) Жак
Лемерсье, пользуясь протекцией Марии Медичи и кардинала
Ришельё, становится Первым королевским архитектором
Людовика XIII.
Помимо основной работы архитектором, проявил себя также как
градостроитель, декоратор и садовый архитектор.

Жак Лемерсье
1585-1654 гг.

Палас-Кардиналь

(Пале-Рояль) в Париже (1629 г.)

Церковь Сорбонны

(1626 г. – начало строительства)

Лувр

Возглавил строительство с 1624 г.
(начатое за 50 лет до того Пьером Леско)
Расширение внутреннего двора
Кур-Каре
- Строит павильон Часов (де ЛХорлог)
- Достройка западного (после Леско Пьера
и Гужона Ж.) и строительство северного
крыла

Лувр – перестройка 1664 г. Кольбера

Конкурс выиграл Клод Перро
Проект Бернини отвергнут
1665 г. Началось строительство дворца
Проект восточного фасада (Луврская
Колоннада) разработал совет: Лево,
Клод Перро, Ле Брен

Клод Перро

(1613-1688)
Perrault, Claude, французский ученый,
архитектор и теоретик искусства, один из
лидеров барочного классицизма.
Родился в Париже 25 сентября 1613. Брат
теоретика искусства и писателя Ш.Перро
Получив ученую степень доктора медицины
(1642), работал как врач и преподавал
физиологию и анатомию в Парижском
университете (1650-е годы).
Занимался также математикой, физикой,
механикой и археологией.

К.Перро

Луврская Колоннада

Луврская Колоннада

восточный фасад Лувра явился
подлинным зданием-манифестом,
противопоставившим вычурности
римского барокко кристальную
стилистическую чистоту своих открытых
галерей из парных коринфских колонн
над гладким цоколем; впрочем,
динамический пространственный
размах этой структуры все равно
остался чисто барочной чертой.

Версальский дворец

Королевская охотничья резиденция под
Парижем
- Дворовые фасады обработаны
мрамором в сочетании с красным
кирпичом (Мраморный двор – Кур де
марбр)

Расцвет барокко во Франции – вторая половина 17 в.

Время правления Людовика 14 (1643-1715 гг.)
Зодчий - Ж. А. Мансар

Жюль Ардуэн-Мансар

(Hardouin-Mansart собственно Ардуэн)
(16.4.1646, Париж, - 11.5.1708, Марли, близ Версаля),
французский архитектор.
Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара.
Член Академии архитектуры (с 1675 года).
С 1678 года руководил работами в Версале: пристроил южные
(1678-1681) и северные (1684-1689) крылья к королевскому
дворцу, перестроил его парковый фасад и создал совместно с
Ш. Лебреном ряд интерьеров, в том числе величественную
Зеркальную галерею (1678-1684, длина 73 м), залы Мира и
Войны;
построил дворец Большой Трианон (1687),
замок Кланьи (1676-1683) и мн. др.
К важнейшим работам Ардуэна-Мансара принадлежат также
планировка и застройка площадей Вандомской (1685-1701) и
Побед (1685-1686) и
Собор инвалидов (1680-1706) в Париже.
В творчестве Ардуэна-Мансара французская архитектура эпохи абсолютизма
достигла высшего расцвета: сочетая строгие формы классицизма с
пространственным размахом барокко, оперируя крупным масштабом (большой
ордер), Ардуэн-Мансар придавал своим произведениям величавый и
торжественный характер.

Барокко как исторически сложившееся направление в искусстве рождается на основе многосложной, исполненной противоречий эпохи конца 16 — начала 17 в. Барочная эстетика зиждется на восприятии мира как хаоса, который, укореняясь вовне, вторгается и в душу человека. Барочный образ действительности зыбок, загадочен, а личность, утратившая гармонию разума и страстей, представлена прежде всего чувственной стороной своего существа и часто непредсказуема. Причем острота восприятия материального мира сочетает в себе нередко два начала — гедонистически безудержное стремление к наслаждению ускользающими мигами жизни и пафос самоотречения, вершиной чего является христианская аскеза. Антиномичности пафоса соответствует стилистика — повышенная экспрессивность, игра контрастов, динамизм, парадоксы, пропуски связи между ассоциативными образами, незавершенность цепи цветистых метафор, словно бы падающих в пустоту и своей невнятностью подтверждающих иррациональную философскую основу барочного образа. Искусству барокко вовсе не чужда дидактичиость: постижение сущности мира дано лишь божеству, а художник должен уметь иллюстрировать исходящие от высшего существа эманации. Соответственная иллюстративность допускалась и в политической тематике. Так своеобразно преломлялся в иррациональном по своей философской основе искусстве характерный для теоретической мысли 17 века рационализм.

Носителем формирующегося национального стиля в словесном искусстве Франции 17 века оказалась лирическая поэзия. В других родах литературы начала века классицистической тенденции противостояла барочность, сложно сочетавшаяся с позднеренессансной традицией. Подобное сопряжение дает о себе знать в знаменитом пасторальном романе «Астрея» (1607—1625), принадлежащем перу Оноре д’Юрфе (1568—1625). Это огромное по объему произведение представляет собой конгломерат различного типа повествовательных форм, сюжетным каркасом для которых является история любви поселян Селадона и Астреи, тесно сплетенная с судьбами других пастухов и пастушек, нимф и друидов.

Роман "Астрея"

Действие романа отнесено к 5 в. н. э. и содержит элементы исторического колорита той эпохи, в том числе описание языческих культов. Но в соответствии со сложившимся еще в период Возрождения пасторальным каноном писатель творит заведомо условный, идеализированный мир, где далекие от «грубого» быта персонажи движимы высокими чувствами, прежде всего любовью. Интрига романа прихотлива, эпизоды громоздятся друг на друга, не проясняя сути характеров действующих лиц, а напротив, нагнетая ощущение непредсказуемости их решений и поступков. С другой стороны, организующим началом многоаспектной структуры «Астреи» является анализ любовного чувства, его противоречивости, многообразия его проявлений, его обусловленности различными сторонами человеческой природы.

Утверждая уже самим типом повествования барочную идею жизни-хаоса, где люди изначально олицетворяют антиномию «быть и казаться», писатель одновременно стремится выразить через логику образов и через сопровождающий их философско-этический комментарий свою концепцию личности. Подобная художественная тенденция не чужда дедуктивности, присущей классицистическому методу. О классицизме напоминают также высокие представления д’Юрфе о достоинстве человека и восхваление идеальных потенций его натуры. Надо думать, однако, что точки соприкосновения с классицизмом обусловлены не прямым воздействием последнего, а скорее общей преемственностью с наследием Возрождения, преломленного через восприятие новой эпохи.

Но как раз сопоставление с классицизмом дает возможность увидеть, сколь узок взгляд на человека в «Астрее». Ведь при всей тонкости столь поразившего читателей психологического анализа роман д"Юрфе лишь местами может быть соотнесен с подлинными отношениями и типами дворянской среды, прототипы которой, по утверждению современников, помещены писателем в созданный им искусственный мир. Отсюда восприятие «Астреи» как своеобразного кодекса галантности, оказавшего влияние на последующее развитие галантно-героических жанров и прециозной лирики, столь соответствующей настроениям аристократии и трансформировавшейся на разных этапах ее взаимоотношений с монархией — от идеализации феодальной вольницы до приятия зависимости от королевского двора.

В «Астрее» есть эпизоды, напоминающие рыцарские романы, по схеме которых создавали свои барочные произведения Гомбервиль (1600—1674), Мадлена де Скюдери (1607— 1701). Сцены из «Астреи» разыгрывались в знаменитом литературном салоне Отель Рамбулье, ставшем в 20—40-х годах очагом прециозности — литературы, нарочито усложненной и вместе с тем по форме тяготеющей к экспромту, доступному пониманию избранных (отсюда "прециозный" - в широком смысле "изысканный").

Изображение любовного чувства в «Астрее» носит иной характер, чем, скажем, в лирике корифея Отеля Рамбулье Венсана Вуатюра (1598—1648). Но роман д"Юрфе до известной степени подготавливает интеллектуальный суд над эмоциями, в разных формах дающий о себе знать в прециозной поэзии. Точно так же можно проводить параллель между эротикой и неоплатонизмом в «Астрее» и присушим творчеству прециозных поэтов совмещением грубо чувственных элементов с выспренно холодными восхвалениями предмета поклонения. Эти сопоставления наглядно демонстрируют не только существование преемственности между двумя формами французской барочности, но и утрату прециозностью связей с гуманизмом Возрождения. Даже односторонне сохраненный культ чувственности превращен Вуатюром, Мальвилем, Котеном и другими прециозниками в формально изощренную игру.

Французское барокко в драме

В середине 80-х годов 16 в. барокко стало господствовать в драматургии, оттесняя наметившуюся было в пьесах писателей, близких к Плеяде, «правильность»— строгое деление пьесы на пять одинаковых по количеству стихов актов, стилевую определенность жанров («высокого» для трагедии, «низкого» для комедии), замену показа ужасных, кровавых и грубых эпизодов рассказом о них, наконец, более или менее последовательное соблюдение правил трех единств. Присущие барочному искусству динамизм, контрастность ситуаций и персонажей, доходящая до предела аффектация, цветистость стиля, яркая зрелищность и неожиданные повороты сюжета не сочетались с ренессансными принципами гармонии и установкой на ясность выражения идеи. Драматурги французского барокко порой даже не соблюдали деления пьесы на пять актов. «Жестокие» или просто непристойные эпизоды изображались на сцене, дабы поразить, потрясти и увлечь зрителя. Рушились установленные теоретиками Плеяды жанровые каноны, что оформилось наглядно в появлении нового жанра — трагикомедии, поэтика которой — усложненность сюжета, неправдоподобие интриги, переодевания, узнавания, смена масок — соответствовали барочному восприятию законов окружающего мира как таинственных и непостижимых разуму.

В театре преобладание барокко сохранилось и в годы правления Генриха IV (1589—1610), в целом благоприятные для расцвета классицизма. Классицистическая тенденция в эту пору представлена творчеством Антуана Монкретьена (1576—1621) и пьесами некоторых других писателей. Но не они были господами французской сцены. Вообще в начале 17 века не было необходимых условий для развития драматической поэзии. Франция с трудом приходила в себя после длительных гражданских войн 16 в., впереди ее ждали новые смуты. Король Генрих IV и сменившие его затем правители были мало озабочены судьбами искусства. В Париже не было даже профессионального французского театра, а пришлым из провинции актерским труппам было трудно конкурировать с итальянцами, традиционно пользовавшимися покровительством королевских особ. Репертуар бродячих театров был весьма неоднороден: ставились пасторали, а наряду с ними фарсы, несколько трансформированные под влиянием контактов с итальянской комедией дель арте. В провинции, ориентируясь прежде всего на вкусы и настроения достаточно широкой, в том числе и плебейской, аудитории, бродячие труппы обращались и к другим средневековым жанрам — моралите, мираклям и даже к мистериям, называвшимся, правда, «житие», «игра», «история» и отмеченным влияниями ренессансных художественных форм, прежде всего трагедии. Со своей стороны и трагедия в большей степени, чем ранее, контаминировалась с давней театральной традицией.

Творчество Александра Арди

Все названные особенности французского театра первой четверти 17 в. сказались в творчестве Александра Арди (1570—1632), самого значительного драматурга той поры. Арди был признан в столице и в провинции, завоевал широкую аудиторию, особенно аудиторию демократическую. Потомство не располагает данными о жизни и творчестве знаменитого драматурга. От его огромного наследства осталось лишь 34 пьесы, из которых 33 были опубликованы в пятитомном «Театре Александра Арди» (1624-1628).

Пьесы Арди воссоздают многомерную картину мира, где соседствуют история и современность, миф и реальность, античность и средневековье, Европа и Азия. Пестра и красочна вереница персонажей этой панорамы, разнообразны их судьбы, порой прихотливо неожиданные, иногда заданные мифом или историей. Не только в трагедиях, но и в трагикомедиях и пасторалях драматург тяготел к изображению чувственной стороны внутренней жизни личности, определяющей ее поступки, ее взаимоотношения с окружающими - подобный ракурс характерен для барочного театра, ярким представителем которого был Александр Арди. Он был замечательным поэтом театра, его динамичная, остроконфликтная и зрелищная драматургия производила сильное впечатление, была примером для собратьев по перу. Арди не был чужд общей закономерности развития французской словесности — в его творчестве есть предклассицистическая тенденция, с годами все более очевидная. Это выразилось не только в усилении рационалистических основ построения его пьес, но и в их содержании.

Драматург всегда отстаивал человеческое достоинство и чем дальше, тем все настойчивее указывал на необходимость активно противостоять мрачным обстоятельствам, делать смелый выбор, отстаивать свое право, следовать своим обязанностям.

Яркий пример тому трагедия "Тимоклея, или Справедливая месть " (ок. 1621), где Арди с сочувствием изображает убийство фивянкой Тимоклеей македонского капитана, обесчестившего ее. Героиня появляется на сцене лишь в нескольких явлениях третьего, четвертого и пятого актов. Гораздо больше внимания уделено драматургом войне Александра Македонского против Фив. Участь Тимоклеи — частный случай трагической судьбы ее отчизны. В пределах своего интимного мира героиня пьесы ведет себя подобно массе своих соотечественников, не пожелавших покорно склонить голову перед лицом могущественного противника. «Тимоклею» можно назвать в числе произведений, своими идейными тенденциями предвосхитившими театр классицизма. И вместе с тем в этой трагедии наглядно сказались приверженность драматурга традиции и самобытность его новаторства. Грандиозность сюжета, временная и пространственная широта, свободное сочетание эпизодов подтверждают мнение историков театра о преемственной связи трагедий Арди с мистериями. В то же время уже название пьесы нацеливает внимание зрителей на интимную драму Тимоклеи, а текст трагедии заставляет осмыслить катаклизмы войны под углом зрения ее жертв.

«Театр Александра Арди» и особенно его последние тома, выходившие в 1626—1628 гг., были своеобразным вмешательством старого драматурга в борьбу, завязавшуюся в это время вокруг судеб французского театра. Его опыт был поучителен для молодых драматургов 20—30-х годов, усилиями которых французский театр менял свой облик, развиваясь в сторону классицизма.

Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)

Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.

Правление Людовика XIII (1610-1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции. В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708) - внучатый племянник Франсуа Мансара.

Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором. Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

Дворец резиденция в Париже, построен для королевы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Одно из лучших сооружений французского барокко. Считается, что образцом для здания послужил садовый фасад палацо Питтти во Флоренции, который построил архитектор Бартоломео Амманти (1511-1592) в стиле маньеризм. Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор - курдонер - замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши. Архитектурный образ дворца стал неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили сад, садово -парковая скульптура.

Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын, младший брат короля Людовика XIII Гастон Орлеанский.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

XXв. здесь заседает Сенат Франции.

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры.

Жак Лемерсье(1585-1654) - первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы классицизма и барокко.

С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре), Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.

В выступающей, верхней части башни часов достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.

Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем - Версальского дворца. В 1620-х - 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.

Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже это строительство явилось начальным этапом создания грандиозной королевской резиденции.

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) - один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины XVII века во Франции.Утонченная элегантность и гармонич-ность отличает проекты Мансара. Оригинальными выглядят его первые творения - фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г.), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г. Мансар создает один из самых совершенных частных особняков- отель де ла Врильер (1635 г).

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Замок Мэзон Лафит - знаменитое и одно из немногих сохранившихся законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Во внешнем виде сооружения барочные черты обнаружены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки - высокие пирамидальные крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Но в отличии от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Вся же отделка фасадов в основном классицистична. Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим - во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.

Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), регентша Анна Австрийская начала строительство церкви Валь-де-Грас. После рождения будущего короля Людовика XIV, появившегося на свет через двадцать три года бесплодного брака, королева пообещала себе исполнить обещание данное богу – построить церковь, посвященную Деве Марие. Первый камень будущей часовни был заложен 01 апреля 1645 года будущим королем, семилетним Людовиком XIV. Церковь была построена по проекту Франсуа Мансара. Строительство было завершено,когда архитектора уже не было в живых.Церковь строили архитекторы Жан Лемерсье, Пьер Ле Мюе и Габриель Ле Дюк. В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в., фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Мощные спиральные валюты связывают первый этаж со вторым. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.