Тема высоты истиной любви в гранатовом браслете. Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение. В. Кондратьев "Сашка"

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа. Его поэтическая муза - муза «мести и печали», боли, борьбы с несправедливостью по отношению к крестьянству.

Поэт родился 28 ноября 1821 года в городе Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии, ныне - территория Украины). В Немирове познакомились его родители - отец служил в полку, квартировавшем в этом городе, мать, Елена Закревская, была одной из лучших - красивейших и образованнейших - невест городка. Родители Закревской не собирались отдавать дочь за офицера Некрасова, который явно женился по расчету (к моменту знакомства с Закревской у него образовались карточные долги и желание решить финансовый вопрос за счет выгодной женитьбы). В результате Елена выходит замуж против воли родителей, и, конечно, замужество оказывается несчастливым - нелюбящий муж сделал её вечной затворницей. Образ матери, светлый и нежный, вошел в лирику Некрасова как идеал женственности и доброты (поэма «Мать» 1877 г., «Рыцарь на час» 1860-62 гг.), а образ отца трансформировался в образ дикого, необузданного и тупого деспота.

Литературное становление Некрасова не может быть отделено от фактов его трудной биографии. Вскоре после рождения поэта семья переезжает в родовое имение отца, в Грешнев Ярославской области. У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. Отец был вынужден работать - поместного дохода на нужды большой семьи не хватало - и он стал служить в полиции исправником. Сына часто брал с собой на работу, поэтому ребенок с малолетства стал свидетелем выбивания долгов, страданий и мольбы, смертей.

1831 год - Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить - был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).

1837 год - 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.

Первые деньги удалось заработать на должности гувернера - Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.

1840 год - Некрасов зарабатывает как драматург и критик - петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.

1840-е годы: Некрасов знакомится с Виссарионом Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».

1846 год: улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем - уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.

1866 год: Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам.

Выходят такие произведения:

  • «Саша» (1855 г. Поэма о думающей женщине. Саша близка к народу и любит его. Она находится на жизненном перепутье, много размышляет о жизни, когда ей встречается молодой социалист. Агарин рассказывает Саше о социальном мироустройстве, неравенстве и борьбе, он позитивно настроен и ждет «солнышка правды». Проходит несколько лет, и Агарин разуверился в том, что народом можно управлять и дать ему свободу, он может только философствовать на тему того, как дать крестьянам свободу, и что они с ней будут делать. Саша же в это время занимается пусть мелкими, но реальным делами - она оказывает крестьянам медицинскую помощь).
  • «Кому на Руси жить хорошо» (1860 - 1877 гг.. Эпическая крестьянская поэма, обличающая неспособность самодержавия обеспечить народу подлинную свободу, несмотря на отмену крепостного права. Поэма рисует картины народной жизни и живо наполнена народной речью).
  • «Коробейники» (1861).
  • «Мороз, красный нос» (1863 г. Поэма, воспевающая силу духа русской крестьянки, способной на тяжелую работу, верность, самоотверженность, выполнение долга).
  • «Русские женщины» (1871-71 гг. Поэма, посвященная мужеству декабристок, отправившихся в след за мужьями в ссылку. Содержит 2 части «Княгиня Волконская» и « Княгиня Трубецкая». Две героини принимают решение последовать за сосланными мужьями. Княгини, которым неведома голодное нищее существование, тяжелая работа, отказываются от своей прежней жизни. Они демонстрируют не только любовь и взаимовыручку, присущие всем хранительницам домашнего очага по умолчанию, но и открытое противостояние власти).

Стихотворения:

  • «Железная дорога»
  • «Рыцарь на час»,
  • «Несжатая полоса»
  • «Пророк»,
  • циклы стихов о крестьянских детях,
  • циклы стихов о городских нищих,
  • «панаевский цикл» - стихотворения, посвященне гражданской жене

1875 год - поэт тяжело заболевает, но, борясь с болью, находит силы писать.

1877 год: последние произведения - сатирическая поэма «Современники» и цикл стихотворений «Последние песни».

Поэт скончался 27 декабря 1877 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище. Несмотря на страшный мороз, проводить поэта в последний путь пришли тысячи почитателей.

Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

Совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

Основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

Анализировать лирические произведения;

Теория литературы: народность

Оснащение:

Портрет Н. Некрасова;

И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .

Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

- Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

Критика несправедливого социального устройства;

Выражение передовых общественных идеалов;

Поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

Назначение поэта и поэзии;

Тема народа;

Образ нового человека, героя времени;

Тема России.

IV. Закрепление

Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

Как проходила его жизнь в Петербурге?

Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

Каково назначение поэта в общественной жизни?

Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно -

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994


ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация - 1838 г., первый сборник стихов “Мечты и звуки” - 1840 г.). Раннюю лирику поэта, впоследствии ставшего великим, принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40-х гг. им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится и “Тройка” (с нее далее начнем обзор отдельных произведений). Тогда же он стал литератором “натуральной школы” 40-х гг., организованной Белинским и призванной развивать гоголевские традиции в русле реалистического направления. Он не только поэт, но и прозаик-романист, очеркист, драматург, и журналист, критик, издатель, организатор литературных дел (ближайший сотрудник Белинского). Но главным делом его жизни стала и осталась поэзия. А главным ее содержанием и пафосом - народ, народность и все, что с этим связано.

Лирика - прекрасная вещь, но редкий большой поэт (Батюшков и Тютчев едва ли не исключения) согласен ограничиться ролью миниатюриста и не мечтает попробовать свои силы в более крупном - лиро-эпическом - жанре: поэме! В 50-х гг. Некрасов этот жанр освоил. Из написанных тогда поэм наиболее значительны “Саша” и “Несчастные” [о сибирской каторге]. Центральное событие в отечественной истории тех лет - Крымская война, оставившая глубокий след и в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме “Тишина” (1856-1857) и отзовется в более позднем творчестве (“Кому на Руси жить хорошо”).

И все-таки наиболее убедительные опыты подлинно “народной” поэмы удались Некрасову не в 50-е, а в начале 60-х гг.: “Коробейники” и особенно “Мороз, Красный нос”. Это был путь к самому монументальному эпическому творению поэта “Кому на Руси жить хорошо”. Над этим произведением, начатым через два года после освобождения крестьян от крепостничества (1861), Некрасов работал до конца своей жизни и не успел закончить. В эти же - 60-е и 70-е - годы созданы другие крупные вещи. Наиболее заметны историко-революционные поэмы, посвященные подвигу декабристов и их жен: “Дедушка” (1870), “Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Княгиня М.Н. Волконская” (1871-1872). Лебединой же песней поэта стала поэма “Современники” (1875) - о начинающемся русском капитализме, хищном и циничном.

Во всех некрасовских стихотворениях, которые будут рассмотрены, на первом плане - тема народных страданий. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Судьбы трудящегося люда глубоко волнуют его. При всем том, что Некрасов откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний, конечно, далеко не исчерпывался сострадательной обращенностью к народному горю, все же именно ему посвящено то, что сам поэт воспринимал как нечто главное в своем творчестве.

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения


О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Пример истинной любви - отношения между Мастером и Маргаритой. Героиня была готова на все ради любимого. Она пошла на сделку с дьяволом, согласилась стать королевой на балу у сатаны, сгубила свою бессмертную душу. Все это далось ей нелегко, но открыло возможность встретиться с любимым. Любовь подталкивает человека на совершенно разные поступки. Даже то, что с первого взгляда кажется бесчестным, может быть оправдано с точки зрения любви.

М. Горький "Старуха Изергиль"

Любовь к людям - важное нравственное качество личности. Для Данко счастье людей было важнее собственного благополучия. Чтобы вывести людей из леса, герой жертвует жизнью: он вырывает из своей груди сердце и освещает им путь. Цель Данко, совершившего , по-настоящему благородна. Он помог людям выйти из леса и начать новую жизнь. Но люди не вспомнили о герое, а ведь именно ему они обязаны спасением.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Истинная любовь - это чувства Пьера Безухова по отношению к Наташе Ростовой. Он любил девушку уже тогда, когда ее женихом был Андрей Болконский. Но Пьер не мог позволить себе лишнего, потому что князь Андрей - его друг. Пьер руководствовался своими высокими нравственными принципами, герой не мог позволить себе совершить . Он поддержал Наташу в трудное для нее время, всегда был готов прийти на помощь. Настоящая любовь проявилась в благородных поступках Пьера. Ведь важнее всего уважение к человеку, которого любишь, и близким для него людям.

А. Куприн "Гранатовый браслет"

Желтков, ничем не примечательный человек, оказывается способным на истинную любовь. Вера Шеина - женщина, ставшая смыслом его жизни. Будучи обыкновенными чиновником, Желтков понимал, что она, княгиня, ему не пара. Но это не мешало настоящим чувствам. Желтков не намеревался завоевать Веру Николаевну, не мешал ей жить. Любовь была для него высшим счастьем. Желтков решил свести счеты с жизнью, чтобы не мешать объекту своей любви. Это не трусость, а обдуманный поступок. Герой ушел из жизни, благодаря судьбу за то, что ощутил настоящую любовь. Желтков отдал Вере Николаевне самую дорогую вещь, которая у него была - гранатовый браслет.

В. Кондратьев "Сашка"

Сашка влюблен Зину и надеется, что это взаимно. Но он узнает, что девушка уже любит другого. Герой сожалеет об этом, но не осуждает Зину. Сашка понимает, что это абсолютно нормальный, оправданный поступок, тем более в военное время. Он уважает девушку и принимает данную ситуацию как должное, не мешая ей быть счастливой.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Руфь Морз - источник вдохновения, лучшая мотивация к развитию и самосовершенствованию для Мартина Идена. Обещая себе во что бы то ни стало добиться любви девушки, Мартин Иден начал читать, обучаться. С каждым днем он становился лучше. Скоро Мартин Иден преодолел пропасть, разделявшую его, обычного бедного моряка, и Руфь, принадлежавшую к высшему обществу. Любовь заставила юношу развиваться. Он стал одним из самых образованных людей в обществе. Но история любви Руфи и Мартина Идена закончилась трагично. Наверное, настоящей любви все-таки не было.