Деревянная гравюра. Ксилография - это что такое в искусстве? Предшественники: эстампажи и печать притиркой

Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Ксилография - самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI-VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе - в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры - спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают - именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг - при печати оно будет белым, а рисунок - черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии - дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях - в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами - точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro - светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень - с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева , И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Многие знают, что такое рисунок, а что собой представляет гравюра, знают не все. Но и рисунок, и гравюра относятся к графике, выражением которой является линия и штрих. Однако различие все-таки существует. Гравер наносит изображение на твердую деревянную поверхность, создавая ксилографию. Значение слова, кстати, идет от греческих лексем: "ксилон" - "деревянная доска" - и grapho - "рисую". Затем делается оттиск на бумагу или другой материал. Об этом древнем виде искусства наша статья.

Древняя гравюрная техника

Так По определению, это способ высокой печати, выполняющаяся при помощи печатных досок, на которые путем резьбы нанесен рисунок. Ксилография - вид прикладного искусства, имеющий многообразие областей применения. В сравнении с фресками и мозаикой она считается молодым видом искусства.

Работа гравера и сам процесс создания ксилографии начинался с рисунка. Художник либо сам создавал гравюру на дереве - ксилографию, либо обращался к профессионалу. В основном преобладало разделение труда на протяжении почти четырех столетий: художник создавал рисунок, гравер воспроизводил его.

Предшественники ксилографии

Некоторые исследователи истории графического искусства считают, что косвенный предшественник ксилографии - это эстампаж, который представляет собой прямой оттиск рельефного изображения. Впервые он появился в колыбели человеческой цивилизации Месопотамии, в 3000 году до н. э. Круглые печати для вдавливания в глину явились доказательством создания эстампов. За этим последовал период трафаретов в Древнем Египте.

Эта практика печати изображений соотносится с временем появления бумаги в Китае, ориентировочно со II веком н. э. Как правило, это были плоские рельефы, оттиснутые на увлажненный лист писчего материала. Притиранием его специальными щеточками или простукиванием получали воспроизведение этого рельефа на бумаге. Далее шла обработка этого оттиснутого рельефа. Способом эстампа пользовались и после возникновения ксилографии.

Ксилография в странах Востока

По своему происхождению самая ранняя техника печатной графики - ксилография. Появилась она на Востоке. Исторические источники Китая дают информацию о том, что печать при помощи деревянных дощечек производилась в стране с VI века. Однако самая ранняя из археологических находок - гравюра, дошедшая до наших дней, - датируется 868 годом. На ней изображен Будда в окружении святых. В Корее были найдены отпечатки текста, оттиснутые в VIII веке.

Буддизм приобрел всеобъемлющее значение в культурной жизни Японии. Так, в 741 году правителем государства было приказано построить в каждой провинции буддийский храм. К тому времени были созданы храмовые ансамбли в городе Нара. В одном из них, в храме Хорюдзи, до наших дней сохранились древнейшие образцы ксилографии (это и печатный текст в том числе). Первой, достаточно достоверной датой в истории японского книгопечатания является 770 год. В этом году было изготовлено миллион маленьких пагод высотой 13,5 см, для того чтобы вложить в каждую из них печатные буддийские заклинания и пожаловать их храмам. Это непрошитые отдельные страницы в виде двух досок с завязками.

Ксилография в арабских странах и Западной Европе

Гравюры с деревянных дощечек появились в арабских странах как результат проникновения их из стран Дальнего Востока. При помощи ксилографии в Египте издавались книги на арабском языке, относящиеся к периоду между X и XIV веками. Также в Египте использовались так называемые набойки для печати узоров на тканях, и это также ксилография.

Быстрое распространение гравюры на дереве в Западной Европе относится к XV веку. Она была похожа на технику, по которой изготовлялись доски для набойки. Образцы таких дощечек сохранились в виде работ с орнаментами и сюжетными композициями итальянской работы. Фрагмент печатной формы, вырезанной во Франции, изображает распятие, датирована работа 1397 годом.

Эпоха Раннего Возрождения придает ксилографии несколько иное значение. Гравюра не имеет декоративно-прикладного значения, а развивается как самостоятельный вид искусства. Круг гравюр расширяется от отдельных листов до карт и календарей массового потребления. В 1461 году выходит первая книга в Германии с гравюрами на дереве.

Древние принты из Японии

Вопрос о том, является книгопечатание в Японии заимствованным или самостоятельным явлением, решается по-разному до настоящего времени. Ряд ученых считают, что такое искусство, как ксилография, в Японии развивалось из производства набивных тканей, другие же утверждают, что оно пришло в Японию из Китая. Однако древнейший памятник ксилографии (дарани) обнаружен в Японии, а не в Китае.

Японские граверы в своих работах изображали различные сцены бытовой жизни и динамичные позы из репертуара актеров. Такие принты участвовали в выставках и печатных изданиях Кабуки. К началу XIX века широкую популярность в Японии получила цветная ксилография. Выполнялась она из нескольких досок, окрашенных в разные цвета. Когда Япония открыла свои торговые пути в Европу в 1868 году, известные художники, такие как Тулуз-Лотрек, Дега, Уистлер и Ван Гог, стали известными коллекционерами этих принтов и часто привносили аспекты стиля ксилографии в свои собственные произведения искусства.

Этапы работы гравера

Технические приемы выполнения ксилографии с момента ее возникновения усложнились, но основа выполнения ее осталась прежней. Этапы работы над ксилографией выглядят следующим образом. Основные инструменты гравера - нож, стамески различной ширины и долото, при помощи которых он создает рисунок на доске. Деревянная доска, на которой "выбивается" рисунок, - это спил дерева с мягкой древесиной (груша или бук). Доску перед работой грунтуют. На подготовленной к работе доске выбивается вышеуказанными инструментами рисунок в зеркальном изображении.

Следующим этапом работы будет накатывание валиком на рисунок специальной типографской краски. На поверхность доски накладывается лист бумаги или материала, на котором должен отпечататься рисунок. Оттиск может делаться как вручную при помощи рычажного пресса, так и при помощи электрического пресса-станка. Рисунок переходит на материал. Гравюра выполнена.

Такой же техникой печатались тексты и иллюстрации до изобретения книгопечатания. Мастера умели в контрастных черно-белых линиях своих гравюр передать разнообразие эмоциональных оттенков. Это отчетливо видно в "Пляске смерти" Г. Гольбейна и мощном "Апокалипсисе" А. Дюрера.

Почему гравюра, а не рисунок?

Понимая, насколько непрост способ изготовления ксилографии, задаешь себе вопрос: для чего художнику выполнять сложную и трудоемкую работу, а не рисунок на бумаге? Рисунок уникален. Сколько бы ни было с этого рисунка копий, они остаются репродукциями. А это не искусство. В репродукции нет неуловимого присутствия автора. В ней другой автор, передающий в копии свою энергетику, свои цвета. То есть это всего лишь напоминание об оригинале.

Главное качество ксилографии - это возможность тиражировать рисунок. С помощью подготовленного трафарета на одной доске, выполненного автором, можно получить оттиски в необходимом количестве. Всё это будет авторской работой, под которой ее создатель может поставить свою подпись.

Ксилография в России

К первым представителям этого вида графики можно отнести граверов середины XIX века Е. Бернадского и В. Матэ. Последний был великим мастером и выдающимся педагогом. Из его класса гравюры в училище Штиглица вышли большие мастера: А. Остроумова-Лебедева, И. Фомин, В. Масютин, П. Шилинговский. Эти мастера сформировали школу советской ксилографии, продолжая работать со старыми темами графики: пейзажем, портретом, книжной иллюстрацией. А. П. Остроумова-Лебедева стояла у истоков авторской ксилографии.

Центральной фигурой ксилографии после 1920 года стал В. Фаворский. Это художник широкого диапазона. В одном человеке сочетались гравер, монументалист, оформитель. Но, по мнению самого Фаворского, он более себя раскрыл в такой области, как книжная ксилография. Его школа в советской ксилографии занимала лидирующее место, а многие из его учеников стали крупными художниками (Д. Константинов, А. Гончаров, М. Пиков).

Выставка гравюры в Москве

В Государственной Третьяковской галерее в ноябре 2015 года проходила выставка "Материалы и техники гравюры. Ксилография". На ней были представлены, хранившиеся в запасниках гравюры. Среди них около 200 оригинальных работ и гравюр, а также более десятка графических альбомов. Отображение таймфрейма охватывает период с начала XVII до 1930-х годов. При создании экспозиции учитывались хронологический принцип и стремление, насколько это возможно, поддержания целостности полученных коллекций. Посетители могли познакомиться с материалами, рассказывающими о технике ксилографии. Экспонаты выставки являлись образцами всех видов и форм ксилографии, начиная с лубочной картинки и заканчивая линогравюрами.

Одним из экспонатов выставки была грушевая рамка, выдержавшая 87 тысяч отпечатков. Это с неё печатаны были листы напрестольного Евангелия начала XVII века. До внедрения фототехнологий ксилография была востребована как имитирующая рисунок карандашом и живопись. Живописные картины граверы выполняли зеркально, чтобы была сохранена достоверность полотна.

На выставке были продемонстрированы различные эпохи в искусстве ксилографии. Это японская, европейская и русская графики. Были представлены доски и принты. Выставка познакомила с работами современных авторов, их гравюрами, а также различными жанрами ксилографии.

Большая волна в Канагава.
(Кацусика Хокусай). Четыре всадника Апокалипсиса.
(А. Дюрер).

История деревянной гравюры - ксилографии берёт своё начало в глубокой древности. Логично предположить, что потребность в размножении изображений целесообразно реализуется только при наличии относительно дешевого материала, на котором она может быть напечатана. положило начало распространению деревянной гравюры. Так ксилография возникла в Китае во время династии Ханьшуй (VI век). В Европе появление ксилографии относят к XIII веку. Время расцвета гравюры на дереве приходится на XV и XVI столетия.

С появлением гравюра на дереве постепенно утратила свое значение в репро­дуцировании и используется только в изданиях, требующих боль­шой четкости штриха.

Слово "ксилография" произошло от двух греческих слов: xylon - дерево и grapho - пишу, рисую. На других языках: нем. holzschnitt, англ. woodcut. Доски для гравирования обрезались по слою дерева (отсюда и одно из названий такой гравюры - "продольная"). На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок, после чего линии этого рисунка обрезались с обеих сторон острым ножом, сам же штрих оставался нетронутым (отсюда второе названий продольной гравюры - "обрезная"), а фон выбирался широкими стамесками до глубины 2 - 5 мм. После этого доску закатывали специальной краской и выполняли оттиск на бумагу. Таким образом ксилография относится к типу высокой печати, поскольку представляет собой печать с рельефа. Материалом для досок служила груша, липа, яблоня, а в Японии применяли и местные породы, слоистость древесины которых давала естественную дополнительную фактуру поверхности гравюры.

С VI в. ксилография стала применяться для книгопечатания. Для этого бумагу с написанными на ней иероглифами прикладывали к доске, покрытой рисовой пастой, хорошо впитывающей тушь. Вследствие чего, текст отпечатывался в зеркальном отражении. После этого с доски срезали слой древесины, не покрытой тушью. Таким образом создавался объемный рисунок текста - матрица. После этого матрицу закатывали краской и выполняли оттиск текста на бумагу.

Интересно, что в ранний период развития ксило­графии резчик и автор рисунка были разными людьми. Иногда конечный оттиск мог сильно отличаться от авторского рисунка, поэтому позднее художники стали рисовать сразу на досках.

В Японии большое развитие получила цветная гравюра. Особенного расцвета она достигла в XVIII и первой половине XIX века в творчестве художников Китагава Утамаро и Кацусика Хокусаи.

В Европе сначала появилась станковая гравюра, а затем и книжная. Замечательных результатов она достигла в Германии в XV и XVI веках. Серии гравюр Абрехта Дюрера "Апокалипсис", "Жизнь Марии", "Большие страсти" - это вершина обрезной продольной гравюры, являющаяся величайшим произведением мирового графического искусства. Не мене замечательны работы немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497 - 1543). Его "Азбука смерти", "Пляска смерти" так же поразительны по тонкости резьбы.

Особое место в искусстве ксилографии Европы занимает кьяроскуро - цветная гравюра на дереве. Техника эта заключалась в том, что резалось несколько досок для каждого цвета отдельно. Затем все они печатались в определенной последовательности (обычно сначала светлые тона, а потом более темные) на один лист бумаги, с совмещением всех частей изображения.

В России обрезная "продольная" гравюра на дереве появилась в середине XVIвека. При Иване Грозном в Москве устраивается первая типография для печатания книг под руководством И. Федорова. Для украшения книг резались гравюры высокого художественного и технического достоинства.

В 1615 году в Москве был образован Печатный двор. Устанавливаются тесные связи московских печатников с украинскими и белорусскими коллегами, тип изданий которых был более светским и близким к западным традициям. Влияние московских печатников способствовало возникновению новой области в гравюре - народных картинок - искусства простонародья. Предтечей русского лубка стал Василий Корень - выходец из Белоруссии. Мастер создал в 1695 - 1696 годах "Книгу Бытия и Апокалипсис". Прямой путь от этих гравюр ведет к лубку - яркому явлению XVII - начала XIX века. Лубок был резко оппозиционен официальному академическому искусству и ориентировался на вкусы простонародья: был сюжетно занимателен и ярок.

В начале XIX века продольная гравюра на дереве в России, так же как на Западе, приходит в упадок. Возрождение этой техники произошло в 90-е годы XIX века в Англии Инициатором был Уильям Моррис. Кроме него, в продольной гравюре работали Никольсон, Крег и Бренгвин. Во Франции этой техникой увлекались Гоген, Бернар, Валлатон, Вламинк. В Германии в 20-х годах ХХ века работали - Кольвиц, Кирхнер, Геккель, Нольде, Барлах.

В тоже время в России гравировали на продольных досках Истомин, Лебедев, Усачев, Масюткин, Куприянов, Кравченко, Голицин.

Но существовала и другая разновидность ксилографии - торцовая (тоновая, репродукционная).

В торцовой ксилографии применялись доски поперечного распила. Открытая анг­личанином Томасом Бьюиком в XIX столетии торцовая ксилография снова за­воевала доминирующее положение как основ­ной способ художественной репродукции, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле, и произвела переворот в книжной графике. Не смотря на то, что вдоль волокон вырезать легче, а поперек - труднее, твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла гораздо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии. Появилась возможность передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения (отсюда второе названий торцовой гравюры - "тоновая"). Третье название торцовой гравюры - "репродукционная", вытекает из богатой пластической выразительности столь необходимая для репродуцирования.

В 1790 году в Ньюкасле Бьюик выпустил написанную им (вместе с Бейлби) и иллюстрированную гравюрами на дереве "Общую историю четвероногих", имевшую большой успех и выдержавшую до 1820 года 7 ! изданий.

Инструментами в торцовой гравюре служат штихели. Стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45°, вставлен в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске, часть ручки плоско срезается.

Долговечность печатной формы позволяет использовать торцовые доски даже для стандартного типографского тиражирования, в то время как в продольных досках штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. При малом изменении качества тираж, отпечатанный с торцовых досок, может доходить до нескольких десятков тысяч.

Очевидным недостатком торцовой ксилографии является ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма. Самшит, идеальный для торцовой гравюры материал, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно. Вырубка, например, на Кавказе практически прекращена.
Склейка досок позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по размерам с продольными гравюрами средней величины. В качестве материала для печатной формы применяют различные пластмассы, гравируя эти доски теми же штихелями, что и при торцовой гравюре.

Сегодня в классическом своем виде ксилография почти совсем не употребляется.

Заканчивая рассказ о ксилографии, нельзя не упомянуть еще об одном немаловажном изобретении китайцев. В 1107 г. в провинции Сычуань были отпечатаны первые в мире бумажные деньги. Они имели три цвета: зеленый, красный и индиго, - и печатались с деревянных досок, а затем на них ставились большие красные печати. Европейцы, однако, не переняли тогда у китайцев бумажных денег и еще долго продолжали пользоваться металлическими, которые купцам приходилось возить с собой целыми мешками.

Ксилография , выполняемая на торце - на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма, самшит) главным образом штихелями. Прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Торцовая на дереве была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски.

Применяются твердые породы дерева: пальма, самшит, бук. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры , то доски склеивают из отдельных кусочков. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов , выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры .

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона . Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная». Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г.Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера. Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

Ещё одной особенностью торцовой гравюры , выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски , что делает невозможным получение качественных оттисков . Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций . Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений . Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре. Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя , сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму. Из европейских мастеров , положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В России лучшие торцовые гравюры создали советские художники . Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры .

Например, произведения замечательного художника В.А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В.А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры , и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант , свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха . Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения.

Ксилография (греч. xylon дерево + grapho пишу) - гравюра на дереве и оттиск с такой гравюры.

Гравюра на дереве - разновидность репродукционных форм высокой печати. При изготовлении гравюры гравер острыми инструментами обрезает со всех сторон каждую линию, каждый штрих изображения, т.е. вырезает пробельные места - участки, которые не должны отпечататься на оттиске.

Различают ксилографию торцовую и продольную.

На рисунке слева представлена репродукция со старинной (1497 г.) обрезной гравюры книжного украшения; справа в качестве образца торцовой гравюры приведен фрагмент гравюры-иллюстрации к "Борису Годунову" Пушкина, выполненной В. А. Фаворским; внизу изображение шотландских солдат 1631 г.

Продольная ксилография

Также называется обрезной, или очерковой, - старейший вид гравюры на дереве. Выполняется на доске, отпиленной вдоль слоев (ствола) древесной массы.

Для продольной ксилографии применяются мягкие породы деревьев: липа, груша. Так как древесная масса неоднородна, то при гравировании инструменты "легко идут" вдоль и "скачут" поперек слоев дерева, что не позволяет гравировать изображение тонкими линиями и делать его с оттенениями.

Как промышленная печатная форма ксилография давно не применяется.

Торцовая ксилография

Торцовая ксилография, также называемая тоновой, - гравюра, выполненная на доске, отпиленной поперек (ствола) дерева, т.е. в торец. Дерево используют твердое и мелкослойное: самшит или пальму. Линии в торцовой гравюре отличаются большой четкостью, что позволяет имитировать линиями изменение силы тона.

Торцовая гравюра выдерживает тираж до 15 тысяч оттисков. Если необходимо печатать больший тираж, изготовляют гальваностереотип. Гравюра, предназначенная для печатания вместе с типографским набором, должна равняться росту литер.

Художественный gроцесс

Создание традиционной ксилографии основано на деликатном разделении труда между тремя мастерами - художника, резчика по дереву и печатника. Все три мастера должны быть, если не равными, то близкими по уровню мастерства. Если один из мастеров затмевает умением другого или, напротив, его навыки ниже, чем требуется, высокое качество оттиска не удастся получить. Когда же навыки троих участников процесса гармонизированы, гравюра на дереве печати намного превосходит ту, которая могла бы быть произведена единственным универсальным мастером.

Изготовление ксилографии начинается с эскиза. Помимо оригинальной картины, художник создает зеркальный вид шаблона, чертеж, который послужит своего рода руководством для выполнения эстампа. Эскиз представляет собой, как правило, линейный набросок черной краской. Если гравюра предполагается цветной, то художник создает отдельный эскиз для каждого цвета в отдельности. В японской терминологии данный процесс называется хансита-е.

Эскиз, выполненный на бумаге, передается резчику по дереву. Резчик прикрепляет эскиз на деревянный брусок, переводит изображение на поверхность древесной плиты и вырезает клише. Художник и резчик должны тесно сотрудничать в ходе всего процесса.

Готовые клише для каждого цвета доставляются печатнику, и создание гравюры приближается к своей кульминации. В зависимости от замысла художника и сложности рисунка, печатник следует тому или иному методу печати. Печатник создает сложные комбинации пигментов и манипулирует ими, чтобы воспроизвести полную гамму оттенков, согласно оригинальной картине.

Разделение труда при создании ксилографического изображения характерно для средневековья, когда ксилография была единственным способом создания графического изображения, пригодного для тиражирования. Теперь, когда гравюра на дереве более не является промышленной дисциплиной, но станковой формой искусства, художники обычно справляются в одиночку, воспроизводят весь процесс (от эскиза до печати) самостоятельно.

Отделка ксилографического клише

Придумать и вырезать рисунок - не самое главное в технологии изготовления ксилографических форм. Значительно большее время уходит на их отделку, состоящую из ряда операций.

Обводка клише заключается в нанесении гравером линий, оконтуривающих каждое отдельное изображение. По этим линиям производится выпиливание.

Фрезеровка заключается в углублении больших по площади пробельных участков; производится на станке с вертикальной фрезой.

Фацетировка - выстругивание фацета на растровых клише, а также на шрифтовых клише прямоугольной формы со сплошным мелким штрихом, - осуществляется на строгальных станках и имеет целью в таких пластинках-клише отвести место для вбивания гвоздей.

Чтобы уровнять рост готового клише с ростом литер типографского набора пластину-клише прикрепляют к деревянной, металлической или пластмассовой подставке (или колодке). Для точной подгонки роста клише юстируется.