Федор Михайлович Решетников. Биография. Анализ произведений. Личная жизнь Максима Решетникова

(05.09.1841 - 21.03.1871)

Бросая общий взгляд на произведения, появившиеся после смерти критика, Тургенев говорит: "Как бы порадовался Белинский поэтическому дару Л.Н. Толстого, силе Островского, юмору Писемского, сатире Салтыкова, трезвой правде Решетникова". Основанием для этого отзыва послужило, однако, лишь одно небольшое произведение Решетникова - этнографический очерк "Подлиповцы". Почти исключительно о "Подлиповцах" пишут и другие критики Решетникова; остальные произведения Решетникова признаются неинтересными, почти не принадлежащими к литературе, местами "полуграмотными"(слова апологета Решетникова - М.А. Протопопова). Решетников пишет иногда действительно тем своеобразным смешением простой речи с речью интеллигентных классов, которое встречается в письмах грамотных простолюдинов. Литературная обработка его сочинений не выдерживает самых элементарных требований; этого не отрицают самые доброжелательные критики Решетникова, в общем придающие ему большое значение. Так, Е.И. Утин, написавший чрезвычайно сочувственную статью о Решетникове, говорит о его "невыработанном слоге", о его "простоте, доходящей до сухости", о его "поразительном неумении распоряжаться со своим материалом". П.Н. Ткачев, тоже написавший сочувственную статью о Решетникове, констатирует "скудность фантазии" автора "Подлиповцев", замечая вполне справедливо: "романисты должны обладать некоторой способностью к обобщению, некоторой долей творческой фантазии, некоторой силой воображения - но у Решетникова нет даже и в зародыше всех этих качеств". П.Д. Боборыкин, в позднейшей статье о Решетникове, тоже отмечает, что "отсутствие литературного умения у Решетникова сначала поражает, а потом даже забавляет". Как же велика и нова должна быть "правда" "Подлиповцев", чтобы заставить забыть ради нее все требования, предъявляемые к художественному произведению? На самом деле, однако, в "Подлиповцах" нет ничего типичного; тот порыв покаяния, который в лучшей части русского общества вызвали "Подлиповцы", был только проявлением необыкновенной русской совести русского "кающегося дворянина", а не непосредственным выводом материала, данного произведением. Сам автор с полной добросовестностью озаглавил свое произведение так: "Подлиповцы. Этнографический очерк". Но никто ему тогда не поверил; в действительно этнографическом очерке быта дикарей нерусского происхождения усмотрели изображение жизни русского крестьянина. На первых же страницах очерка Решетников вполне определенно говорит, что подлиповцы, жители деревни Подлипной - "пермяки", т.е. язычники-инородцы, что они молятся "своим пермякским богам", что они "говорят по-пермякски, плохо понимая наши слова" - и никто на это не обратил ни малейшего внимания. Источники этого недоразумения лежат в том, что решетниковские пермяки говорят по-русски, только с пермскими областными особенностями. Понятно, что если бы в каком-нибудь уголке России, даже при самых исключительных и неблагоприятных условиях, русский крестьянин мог дойти до такой жизни, которая изображена в "Подлиповцах", то сколь-нибудь чуткая совесть не могла бы не быть потрясена этим до самой глубины. Подлиповцы меняют раз в год рубашку, настоящий хлеб немногие едят с месяц в году, остальное время едят мякину с корой, от чего в начале очерка вымирает почти вся Подлипная. Подлиповцы не умеют сложить простой печки, подлиповцу лень дрова нарубить и ребята замерзают от стужи. Настоящей церковной службы подлиповцы никогда не видали. Брака освященного у них не существует. Отец объясняет сыну, что с "бабой жить баско", и тот находит себе девку, с которой живет, пока случайно заехавший поп, пригрозив становым, не заставил его обвенчаться. Отнюдь не злая Матрена "больше всего в своей жизни любила корову. Корова для нее была больше, нежели дети: дети ей ничего не давали, а корова снабжала всю семью молоком". Добрый, по авторским намерениям, парень Сысойко маленького брата и сестру "садил на голый пол, нарочно не давал есть, думая, что они помрут", хотел "пришибить чем-нибудь, но ему было жалко, он боялся". Подлиповцы не знают, что такое царь, что такое паспорт. Умнейший и лучший из подлиповц

ев - Пила умеет считать только до пяти, он отъявленный и систематический вор и живет с собственной дочерью Апроськой, которую разделяет с Сысойкой. И все-таки Решетников показывает весьма определенно, что душе подлиповца не чужды человеческие чувства. Пила не понимает почему нельзя украсть у торговки и даже у односельчан, но тем же односельчанам он оказывает множество услуг, а к Сысойке чувствует отеческую нежность и ухаживает за ним с трогательной нежностью. Есть в рассказе и много других проявлений того, что живой родник человеческих чувств бьет в глубине души скотоподобных героев рассказа. Именно это и усугубляло впечатление: думалось, что всякий из наслаждающихся плодами жизни и культуры виноваты в чудовищном "вырождении" жителей Подлипной, которые при более участливом к ним отношении, может быть и не дошли бы до такой потери образа и подобия человеческого. В этих-то чувствах, возбужденных "Подлиповцами", лежит их несомненное историческое значение. Даже признавая впечатление, произведенное очерком Решетникова, недоразумением, нельзя не согласится с тем, что в истории изображения народной жизни "Подлиповцы" являются поворотным пунктом. После их, если и не "трезвой", то во всяком случае отрезвляющей правды барски соболезнующее, смягчающее и приподнятое изображение народного быта исчезает навсегда. В последующих произведениях Решетникова - "Где лучше?", "Глумовы", "Свой хлеб" и других - тоже изображалось народное горе, но читатель уже не считал себя ответственным за это горе, потому что в значительной степени сами же герои томительно-длинных, однообразных "романов" Решетникова были виноваты в своих заключениях. Все они зверски пьют, при всяком удобном случае готовы стянуть все, что плохо лежит, и, за малыми исключениями, менее симпатичны, чем Пила и Сысойка. Быт, который изображал Решетников, - быт уральских горнорабочих - по своей исключительности, также не мог способствовать обобщающим выводам и возбудить живой интерес. Самое неудачное из больших произведений Решетникова - "Свой хлеб". Автор задается здесь целью изобразить борьбу с предрассудками, которую ведет молодая девушка из чиновничьего (или "аристократического", по наивной терминологии Решетникова) круга, захотевшая жить собственным трудом. Исход своим стремлениям к эмансипации героиня (видимо, портрет близкого к Решетникову лица) находит в том, что для тех же самых чиновниц, понятия которых ей кажутся узкими и устарелыми, шьет модные платья. В чисто литературном отношении Решетникову больше удались небольшие рассказы, например, "Тетушка Опориха". Здесь, по крайней мере, нет тех утомительных повторений, которые составляют характерную черту протокольного творчества Решетникова, совершенно лишенного способности выделять и отличать важное и яркое от второстепенного и безразличного. Автобиографический интерес представляют очерки "Между людьми". В связи с немногими сохранившимися биографическими данными они дают ключ к пониманию того, почему все, что писал Решетников, так мрачно и безнадежно. Решетников родился 5 сентября 1841 года в Екатеринбурге. Отец его был сначала дьячком, потом поступил в почтальоны. Горький пьяница, он довел жену свою, дочь дьякона, до того, что она с 9-месячным Решетниковым решилась уйти от него в Пермь, где жил брат ее мужа. Пришла она в Пермь во время страшного пожара, который на ее чрезвычайно нервную натуру произвел такое впечатление, что она умерла. Мальчик остался на попечении дяди и тетки. Они не были злые люди по существу, но испытывая страшную нужду на нищенском жалованье по почтовому ведомству, вымещали все накоплявшееся неудовольствие на приемыше, которого к тому же считали нужным "учить" для его же блага. От природы веселый, бойкий и резвый мальчик раздражал их своей веселостью; его стали бить беспрерывно, зверски, до крови и довели его до такого ожесточения, что ему ничего не стоило засунуть в квашню дохлую кошку, измазать в грязи чистое белье, вытащить из самовара кран и забросить его через забор и т.д. Он стал наказанием для всего двора, все его нещадно били, а он продолжал делать всем всяческие неприятности. Ласки он никогда

ни от кого не знал, когда он в первый и последний раз в жизни, в 9 лет от роду, увидел отца, все свидание ограничилось тем, что оба неловко молчали, а на прощание отец просил тетку: "дери ты его..., что есть мочи дери". Десяти лет его отдали в уездное училище, и мальчика стали бить и дома, и в школе. В школе драли больше, он решился бежать. После разных злоключений его отловили и так отодрали, что он два месяца пролежал в лазарете. Тем не менее он вскоре опять убежал, шатался с нищими, терпел ужаснейшую нужду, был пойман и опять варварски наказан. Охота бежать у него пропала. К порке он стал равнодушен, к тому же он придумал средство отделываться от нее взятками: сторожу-секутору давал несколько копеек из тех, что зарабатывал в почтовой конторе писанием писем для неграмотных, а учителям таскал с почты газеты или отправлял при помощи дяди даром письма. Таскание газет имело для Решетникова роковые последствия. После прочтения газет Решетников редко отправлял их снова по назначению подписчикам и обыкновенно забрасывал их куда-нибудь. Эти проделки сходили с рук пока дело ограничивалось газетами. Но между газетами находились пакеты, которые Решетников тоже забрасывал. Раз между не доставленными по назначению пакетами оказались важные официальные бумаги. Поднялся переполох, началось расследование, добрались до проделок Решетникова. Над ним был назначен суд, который тянулся два года и измучил его родных, а больше всего его самого. Участие учителей судом было затушевано и все расследование сведено к тому, что Решетников вскрывал пакеты, чтобы из них доставать белую хорошую бумагу и попадавшиеся иногда картинки. По малолетству виновного, наказание ограничилось тем, что его сослали на покаяние в Соликамский монастырь. Трехмесячное пребывание в монастыре имело печальнейшие последствия для Решетникова. "В одну неделю, - писал Решетников в своих записках, - я познал нечестие монахов, как они пьют вино, ругаются, едят говядину, ходят по ночам, ломают ворота". Время Решетников здесь проводил "чудно и весело", но здесь-то он и приобрел пагубную привычку к вину. На почве наследственного алкоголизма она очень быстро подрезала его жизнь. Развеселое времяпровождение соликамских иноков не мешало Решетникову предаваться весьма глубоким порывам к аскетизму и мистицизму, он долго мечтал посвятить себя истинно благочестивой жизни. Вернувшись в Пермь, Решетников снова поступил в уездное училище и очень хорошо окончил курс в 1859 г., после чего поселился в Екатеринбурге, где его дядя получил место помощника почтмейстера. Он поступил сначала писцом в уездный суд с жалованием в 3 рубля, потом был помощником столоначальника. В это время литературные наклонности Решетникова сказались уже очень определенно: он писал поэмы, драмы, очерки. Родные относились к его писанию крайне неблагосклонно, считали это "черною немочью" и отчасти побаивались, чтобы он не начал изобличать в газетах и не причинил бы им неприятностей по службе. Решетников, однако, не унимался и особенно много стал писать, когда в 1860 г. перешел на службу в Пермь. Узнав о том, что все свое свободное время Решетников отдает "черной немочи", дядя ему писал: "я не ладил и даже не желал сделать из тебя поэта или какого-нибудь дурака, а всегда старался сделать из тебя умного и образованного человека". В Пермь Решетникова, кроме желания большого простора для умственной жизни, влекла любовь, которую он подавлял в себе под влиянием аскетического настроения. Из благоприятно слагавшихся сначала отношений ничего не вышло, и общее мрачное настроение получило новую пищу. В Перми Решетников занимал место канцелярского служителя казенной палаты. Получая жалование 5 рублей в месяц, он жил впроголодь, расходуя 1 1/2 рубля на квартиру, 90 копеек на говядину, 60 копеек на хлеб и 60 копеек на молоко. В 1862 г. ему удалось поместить этнографический очерк в "Пермских Губернских Ведомостях", но это только причинило ему массу неприятностей по службе; его стали бояться, как беспокойного и неприятного человека, который вот-вот начнет обличать сослуживцев. В Пермь в это время приехал из министерства ревизор, у ко

торого Решетников занимался перепиской бумаг и которому очень понравился. Литературные увлечения Решетникова, его драмы и поэмы, ревизор не одобрил, но обещал найти ему место в Петербурге и обещание свое выполнил. В августе 1863 г. Решетников уже был в Петербурге. Сначала он очень сильно бедствовал. Место в Министерстве финансов давало только 9 рублей в месяц; снова приходилось жить впроголодь, в конуре рядом с кабаком. Чтобы несколько поправить свои денежные дела, Решетников помещал небольшие очерки в "Северной Пчеле", но платили ему очень неаккуратно. Один из сослуживцев надоумил его снести только что написанных "Подлиповцев" в "Современник". В письме к Некрасову Решетников говорил, и это чрезвычайно ценно для характеристики общего колорита творчества Решетникова, его мотивов и источников: "Я задумал написать бурлацкую жизнь, с целью хоть сколько-нибудь помочь этим бедным труженикам. По-моему, написать все это иначе - значит говорить против совести, написать ложь. Наша литература должна говорить правду... Вы не поверите, я даже плакал, когда передо мною очерчивался образ Пилы во время его мучений". Тайна успехов "Подлиповцев" в том и заключается, что слезы, хотя и скрытые за сухостью протокольного стиля автора, сообщились читателю. Тотчас же напечатанные (в № 3 и 4 "Современника" за 1864 г.), "Подлиповцы" сразу создали Решетникову крупную известность. Он оставил службу и всецело отдался литературе. Но мало личного счастья дал Решетникову неожиданный успех. Он страдал от сознания своего ничтожного образования, от того, что не был интересен столичным литераторам, набросившихся на него как на новинку. Его известность шла назад, хотя его печатали очень охотно в лучших журналах. К нравственным страданиям присоединялись и материальные. Хотя он зарабатывал немало, но он был не один: вскоре по приезде в Петербург он женился на землячке, приехавшей зарабатывать в столицу свой хлеб. Пошли дети, заработок был неверный, приходилось бедствовать. Все это делало Решетникова крайне угрюмым, мрачным и грубым; он сторонился от всех и топил свое настроение в вине. У него вновь сделался отек легких; он умер 9 марта 1871 г., не дожив до 30 лет. Собрания сочинений Решетникова изданы в 1869 г. (СПб.), в 2 томах, затем К.Т. Солдатенковым в 1874 г. (М., 2 тома), с вступительной статьей Глеба Успенского, и в 1890 и 95 годах - Ф.Ф. Павленковым, со статьей М. Протопопова. Ср. "Отечественные Записки", 1871, № 4 (Г. Успенского); А.М. Скабичевский "Сочинения"; Н.В. Шелгунов ("Дело", 1871, № 5); Евг. Утин (в "Вестнике Европы", 1869, № 12); П.Д. Боборыкин (в "Критическом Обозрении",1880, № 10); П.Н. Ткачев (в "Деле", 1868, № 11 и 12); "Заря" (1869, № 9); М.К. Цебрикова (в "Сборнике Недели", 1872); А. (Авсеенко) в "Русском Вестнике" (1875, № 4); "Сияние" (1872, № 19); Головин "Русский роман"; Г.С. Десятов "К биографии Ф.М. Решетникова" (Казань, 1897, оттиск из "Волжского Вестника"). С. Венгеров.

Фёдор Павлович Решетников (1906, село Сурско-Литовское, ныне Днепропетровская обл., Украина - 1988, Москва) родился в семье потомственных иконописцев. Стал сиротой в 3 года. Воспитывал его старший брат, студент Киевского художественного училища, который оставил учебу, чтобы прокормить семью, и начал подрабатывать росписью церквей, а дома писал иконы на холсте.

Федор Решетников, будучи еще мальчиком, помогал ему растирать краски, готовить холсты - был своеобразным подмастерьем. В юношеские годы начались странствия в поисках заработка. Свои «живописные опыты» Решетников применял в оформлении клубов, провинциальных театров; совмещал «художество» с работой руководителя хора, артиста, спортивного инструктора, но его не покидало желание учиться. Так как он не имел среднего образования, ему пришлось поступить на художественный факультет рабфака.

В 1929 году, после окончания рабфака, Решетников поступил на графический факультет в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в мастерские Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

Еще в студенческие годы Решетников, увлекшийся творчеством Кукрыниксов, прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать - в качестве художника-репортера - участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934). Участие в экспедиции О. Ю. Шмидта на «Сибирякове» было очень важно для Решетникова, и он приложил немало усилий, чтобы попасть туда. Во время своей первой северной поездки художник много рисовал. Это путешествие дало сюжет для его дебютной живописной работы - «Ремонт „Сибирякова“ во льдах».

Следующее путешествие, состоявшееся в 1933-1934 годах, было более драматичным. Поход знаменитого «Челюскина» стал тяжелым испытанием для всего экипажа, а также и для художника. Вместе с другими моряками он был снят с дрейфующей льдины и возвращен на Большую Землю. На фоне триумфального завершения знаменитой челюскинской «эпопеи» привезенные им зарисовки имели шумный успех. Работа «Гибель „Челюскина“» (1973) была написана по воспоминаниям и рисункам уже спустя много лет.

В 1934 художник окончил институт и приступил к самостоятельной работе. Ряд картин Решетникова написаны на историко-патриотические темы. Закрепляя успех, молодой живописец обратился к станковой картине. В этой области он проявил лишь средние способности, которые, однако, подкреплялись острым конъюнктурным чутьем. Впитывая в себя политические мифы, его полотна («Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин». 1948, ГТГ; «Великая клятва». 1949, ГРМ) быстро превращались в «шедевры».

Большую известность получили его жанровые композиции «Достали „языка“» (1943, Брянский художественный музей), «Прибыл на каникулы» (1948, ГТГ) и «За мир!» (1950, ГТГ), посвященные детям. Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах. Живой, неглупый, но забывший о своей первостепенной обязанности хорошо учиться парнишка - главный герой картины «Опять двойка» (1952, ГТГ).

Однако подлинным призванием художника всегда оставалась сатира. Удивительно экспрессивны его шаржи на мэтров советского искусства в 1950-1970-е годы. Всю свою жизнь Решетников оставался непримиримым врагом любого художественного направления, кроме соцреализма. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха, которую воплотил в картине «Тайны абстракционизма» (1960, ГТГ), дополнив ее одноименной книгой в 1963 году.

Решетников занимался преподавательской деятельностью в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957), Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962).

С 1953 года художник - действительный член Академии художеств СССР. С 1974 года - вице-президент Академии художеств СССР. Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями.

Работы Решетникова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других музеях.

Сатира и Шаржи

В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.

Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.

В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы. К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами - твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям,

Везде бедная обстановка…
плач и стоны. Все чем-то мучаются…
Ф. Решетников

Решетников, Федор Михайлович — писатель. Родился в семье почтового служащего, окончил начальную школу и был принят в Пермское уездное училище. В 1859 году Решетников переехал в Екатеринбург и определился на службу в штат Екатеринбургского уездного суда. Первые литературные опыты писателя относятся к 1860 году. Служба в уездном суде дала богатый фактический материал будущему автору «Горнорабочих» и «Глумовых». Впечатления детства нашли отражение в автобиографической повести «Между людьми». Белинский и Добролюбов становятся, по словам Решетникова, его «нравственными учителями». В 1864 году сближается с редакцией «Современника», где печатается его повесть «Подлиповцы». С этого времени Решетников - один из постоянных сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило писателя в ряды лучших литераторов того времени. По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края — Пермской губернии, вместе с тем Решетников показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое раскрытие отдельных сторон народного быта. В образах своих героев Пилы и Сысойки Решетников показывает противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни — постоянный голод и нужда — губят этого незаурядного человека. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни. Непреодолимая сила обстоятельств — бедственное положение пореформенной деревни — приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше. В последующем творчестве Решетникова, в его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.

В 1865 году он совершает длительную поездку на Урал, чтобы собрать материал для задуманной им серии этнографических очерков о горнорабочих. Писатель посещает Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил, в Мотовилихе работает на Демидовском заводе. Собранный огромный материал о дореформенной жизни рабочих, о событиях, связанных с ликвидацией крепостного права на Урале, лег в основу его романов из жизни горнозаводских рабочих — «Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?», печатавшихся на страницах демократических журналов («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки») в 1866—1868 годах.

Романы Решетникова привлекли широкое внимание критики. О них писали М.Е. Салтыков-Щедрин, П. Ткачев, Н.В. Шелгунов, Е. Утин, А. Скабичевский, единодушно отмечая, что в произведениях Решетникова «сказался... плодотворный поворот нашей беллетристики» (Н. Щедрин) в изображении народной жизни. Этот поворот был охарактеризован Шелгуновым как «народное направление», «народный реализм в литературе». Место Решетникова в русской литературе определил Щедрин, считая, что писателю «бесспорно первому принадлежит честь открытия драмы в жизни русского мужика».

Проза Ф.М. Решетникова отразила общий подъем литературно-общественной жизни 60-х годов XIX века. В его творчестве утвердилась романная форма эпического повествования, появились этнографический очерк «Подлиповцы» и народный этнографический роман («Глумовы», «Где лучше?»), свидетельствующие о жанровой эволюции демократической прозы 60-х годов.

Народная жизнь в произведениях Решетникова - это целенаправленное движение народных масс, исторически обусловленное вырождением и распадом патриархальной деревни, сменой поколений внутри крестьянского мира, обретением надежды народа на поиск «сытной и счастливой жизни». В отличие от Н.В. Успенского, освещающего народную жизнь в отдельных ее проявлениях, фактах, зарисовках, Решетников обращается к отражению исторических общественных процессов времени, социально-исторических явлений. Народ, крестьянство в его произведениях являются участниками этих событий.

В этнографическом очерке «Подлиповцы» писатель создает собирательный образ среды. Людей объединяет общность исторических судеб. Герои вовлечены в общественные процессы пореформенной жизни России, ломающие привычные отношения. Сначала это происходит бессознательно под влиянием рушившихся патриархальных устоев, суровой, горькой, нищенской «невыносимости» жизни - вымирания деревни, а затем отдельные крестьяне участвуют в поисках народом «богачества» и лучшей жизни и задаются вопросом: «А пошто же не все богаты?». Крестьянские герои Сысойка и Пила проходят трудный путь жизни. Сысойка забит и сломлен, а в Пиле пробуждается чувство достоинства. Он задумывается над социальной несправедливостью. И это уже иной подход к изображению народной жизни в демократической прозе. Писатель создает картины бедноты, распада, невежества, обреченности масс, горькой нищенской жизни крестьянства, вымирающей пермской деревни Подлипная. Решетникова интересует историческая трагедия деревни как трагедия страданий и гибели людей, как факт крайнего выражения социальной несправедливости. Писатель считал, что литература должна говорить правду.

Деревня умирает. Она непривлекательна на вид: домики без крыш, с соломой на потолке, со «слюдой в оконных рамах... зимой частые ветры да вьюги, большие снега до пол окон заметают домики, а то и до крыш». «Мало в этой деревне видится жизни, - отмечает автор, - ...не слышится песен, у всех точно какое-то горе, какое- то болезненное состояние» 1 . Зимой дома точно погребены снегом, «кажется, что люди вымерли». «Везде бедная обстановка, нечистота, плач и стоны…» Подлиповцы разуты, «дети едва прикрывают тела чем-нибудь». «Но самое главное, - как пишет автор, - пища мучит всех - едят мякину с корой» 2 .

За точными протокольными картинами быта в суровой наготе предстает жизнь крестьян. Писатель чувствует, как велики народные страдания: «все чем-то мучаются, всем постыл свет божий», подлиповцы, в оценке автора, - «горемыки».

Даже природа «все зло свое хочет выместить над Подлипной с ее обитателями». «Зима свирепствует немилосердно, холод тридцать градусов, ветер свистит по полю; деревья скрипят; верхушки их то и дело с шумом пошатывает направо и налево... Ветер рыщет по полю и гонит снег, он рвет с домика, что ему под силу: доску с потолка, четверть крыши, пошел ветер гулять по избе...» 3 .

Пейзаж суров, он создает картину безысходности жизни народа, стоящего на грани вымирания. Куда пойдут подлиповцы? Кто их вразумит? - задается вопросом писатель.

Решетников любит своих героев, горюет об их участи, но в то же время замечает убогость и темноту быта подлиповцев, бедность и невежество, приводящие к вымиранию деревни и отчаянному бегству в неведомое оставшихся в живых. В очерке Решетникова вырисовывается широкая картина народной жизни, в сюжет вовлечено большое количество лиц, все они объединены в едином социальном пространстве. Борьба за существование движет поступками героев. Жители деревни покидают свои холодные жилища, находят физические силы выйти на мороз и направиться в поисках хлеба, приюта и лучшей жизни. Деревня Подлипная перестает существовать, и в этом, по мысли писателя, проявляется историческая целесообразность изображения переходной эпохи народной жизни.

Концепция Решетникова запечатлела стихийный процесс пробуждения самосознания народа. Народный быт являлся предметом пристального изучения Решетниковым. Писатель проявлял интерес к жизни родного края, черпал материал из местных преданий исторического и фольклорного характера. Увлеченность изучением быта народа находит отклик в дневниковых записях писателя: «Материала у нас очень много. Наш край обилен характерами… А сколько тайн из жизни бурлаков неизвестно миру? Отчего это до сих пор никто не описал их? Отчего наш край молчит, когда даже и Сибирь отзывается?». Уже в ранних произведениях Решетников стремится показать социальное и этнографическое своеобразие быта Урала. Писатель рисует картины труда, предметы домашнего обихода. Характеристике среды служат и устная народная поэзия, фольклорные тексты, вводимые писателем в повествование. Литературная критика отмечала у Решетникова талант этнографа, считала его собирателем-исследователем, «преподносящим» этнографический материал в форме беллетристических очерков, повестей и романов, а его творчество обогатило демократическую прозу новыми темами, новыми героями, с документальной точностью воспроизведя исторические судьбы народа, динамику исторических процессов, углубило этнографические тенденции и фольклорные традиции как структурные элементы художественной беллетристики. Критик Н.В. Шелгунов отнес его произведения к «народному реализму» в литературе.

Вопросы и задания

1. Приведите биографическую справку о жизни и творчестве Ф.М. Решетникова.

2. Как изображает писатель народную жизнь в очерке «Подлиповцы»?

3. Прочитайте очерк. Почему сам писатель назвал его этнографическим? Перечислите этнографические элементы в нем.

4. Расскажите о трагедии в деревне Подлипной как трагедии вымирания людей.

5. Как рисует писатель умирающую деревню, страдания народа?

6. Как картины природы дополняют эти страдания?

7. Расскажите о крестьянских героях Пиле и Сысойке, путях их поисков «богачества» и лучшей жизни.

8. В каких художественных особенностях в произведениях Решетникова проявился его талант этнографа, «преподносящего этнографический материал в форме беллетристических очерков»?

9. Какие особенности прозы Решетникова были отмечены литературной критикой XIX века?

10. Сравните основные мотивы творчества Решетникова и писателей - представителей литературного процесса 60-х годов XIX века.

11. Докажите, что тема исторической трагедии деревни - одна из основных в творчестве Решетникова.

12. Вспомните, кто из писателей XX века обращался в своем творчестве к теме вымирания деревни. Для кого из них эта тема стала основной?

Решетников Максим Геннадиевич – российский чиновник, государственный деятель, один из самых молодых управленцев в Правительстве Москвы, с февраля 2017 года был назначен и.о. губернатора Пермского края. Одержал победу на губернаторских выборах 10 сентября 2017 года.

Юность и начало карьеры

Максим Решетников родился в городе Пермь, здесь же окончил школу. Еще в старших классах он заинтересовался информационными технологиями в рыночной экономике, что и подтолкнуло его к дальнейшему изучению экономической математики в Пермском государственном национальном исследовательском университете.

В 2003 году Максим Решетников успешно защитил диссертацию по управлению экономикой региона на примере родной Пермской области.


Во время учебы он вместе с интересовавшейся кибернетикой группой студентов-единомышленников участвовал в создании программного обеспечения, позволяющего моделировать и производить анализ эффективности бизнес-процессов. После этого Максиму Решетникову предложили работу в администрации области, где он занимался планированием бюджета региона. Именно здесь началась его дальнейшая политическая карьера.

В 2005 году Максим Решетников был назначен первым заместителем председателя в Департаменте планирования, а в 2009 году он возглавил уже администрацию Олега Чиркунова, на тот момент губернатора Пермского края.

Дальнейшая карьера

Эффективная работа Максима Решетникова в родном регионе способствовала тому, что в 2009 году он оказался среди первых ста кандидатов кадрового резерва президента России Дмитрия Медведева , а осенью того же года чиновник был приглашен в Москву на должность руководителя Департамента госуправления, регионального развития и местного самоуправления Правительства России.


На одной из встреч с президентом будущий губернатор сказал, что «большой школой» для него стала совместная работа с Владимиром Путиным , занимавшим тогда должность председателя Правительства.

Максим Решетников на Московском финансовом форуме (2016)

Следующие 2 года Максим Решетников трудился в Правительстве Москвы под началом Сергея Собянина , курируя несколько проектов: создание экономической базы для открытия МФЦ в Москве, запуск первого интернет-пространства для прямого взаимодействия горожан с представителями власти.


В начале февраля 2017 года президент Владимир Путин назначил Максима Решетникова, коренного пермяка, исполняющим обязанности губернатора Пермского края вместо сложившего полномочия Виктора Басаргина.

Интервью Максима Решетникова: о возвращении в родной край

На сопутствующей новому назначению встрече с главой государства он обозначил рост в социальной сфере и экономике в Пермском крае как основные направления своей деятельности на новом месте.

Вскоре после назначения Решетников обнародовал первые распоряжения. Так, своим вице-премьером он сделал коллегу по московскому департаменту экономической политики и развития Елену Лопаеву, также пермячку.

Личная жизнь Максима Решетникова

Личную жизнь Максим Решетников не афиширует. Известно, что новый губернатор женат, у них с женой трое детей. В одном разговоре с представителями СМИ он рассказал, что свободное время старается проводить с семьей, а также катается на велосипеде, играет в теннис и под руководством детей учится кататься на скейтборде. «А мое любимое место – диван», – также пошутил Максим Геннадьевич. Также политик любил гулять по старой Москве, особенно в районе Чистых прудов, у старых церквей около Хитровки.


Максим Решетников имеет квалификацию лингвиста-переводчика и чин государственного советника Москвы I класса.

Летом 2009 года он был во главе группы чиновников, отправившихся способствовать отставке главы города Чайковский Юрия Вострикова, что им в конечном счете удалось.

Максим Решетников сейчас

В день выборов 10 сентября 2017 года он, кандидат от правящей партии, набрал в регионе 82,06% голосов. Инаугурация нового губернатора прошла 18 сентября. Во время церемонии Максим Геннадиевич подчеркнул, что в приоритете для него – развитие здравоохранения Пермского края. На следующий день Решетников анонсировал две отставки из краевого правительства: министра здравоохранения и первого зампреда регионального правительства.

РЕШЕТНИКОВ Федор Михайлович - писатель.

Отец - мелкий почтовый служащий, «из детей канцелярских служителей», мать - «дьяконовская сирота».

Федор Михайлович рано осиротел: мать скончалась, когда ему не было и года; воспитывался в доме дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы.

С 1847-51 учился в начальной школе, затем в Пермском уездном учи­лище.

В 1855 «за вынос из почтовой кон­торы пост-пакетов с бумагами» от­дан под суд и после длительного су­дебного разбирательства (дело тянулось около двух лет) сослан на три месяца в Соликамский монастырь на покаяние.

В 1859 по окончании уездного училища, переехал в Екатеринбург и работал в Екатеринбургском уездном суде. Служба в уездном суде (в июне 1860 исполнял обязанности начальника горнозаводского стола) дала богатый фактический материал будущему автору «Горнорабочих» и «Глумовых»

В 1860 написана первая поэма - «Приговор» .

В 1861 стихотворная драма «Панич» и другие. Эти произведения до нас не дошли.

О впечатлениях детства и пребывание в мона­стыре описаны в повестях:

«Между людьми» 1864,

«Ставленник» 1864

в очерках из жизни духовенства и низ­ших почтовых служащих:

«Мой отец» ,

«Никола Знаменский» ,

«Макся» .

Обстановка провинциального го­рода тяготила Федора Михайловича «В этой низшей инстан­ции,- жалуется он в письме к дяде,- не научишься доброму, кроме взяток, которые марают нашу честь и совесть».

В мае 1861 писатель приезжает в Пермь и начинает служить регистратором в пермской казенной палате. Сближается с либерально настроен­ной интеллигенцией; работая помощником библиотекаря, имеет возможность читать петербургские газеты и журналы. Белинский и Добролюбов становятся его «нравствен­ными учителями».

В газете «Пермские гу­бернские ведомости» опубликованы его пер­вые статьи -

«Библиотека чиновников пермской казенной палаты» (1861, № 52),

«Святки в Перми» (1862, № 34).

В 1862 начата работа над «этногра­фическим очерком» - «Подлиповцы» , посвященном жизни бурлаков. Закончена драму в стихах «Раскольник» , первая прозаическую повесть «Скрипач» , записаны песни горняков. Эти произведения были посланы в журнал братьев Достоевских «Время», но напечатаны не были.

В августе 1863 поступает на службу в де­партамент министерства финансов Петербурга. Снимает квар­тиру в рабочем квартале, рядом с кабаком; чтобы сводить концы с концами, печатает путевые очерки в «Северной пчеле» -

«На палубе» ,

«Складчина» ,

«Лотерея» .

Очерки писателя проникнуты демократическим настрое­нием, сочувствием к тяжелой доле бедняка. Показательны в этом отношении его «Гор­нозаводские люди» с подзаголовком «Рас­сказ полесовщика». Здесь в образах братьев Облупаловых - Елисея и Мак­сима - впервые выведен характерный для Решетникова тип протестующего горнорабочего, от­стаивающего свое человеческое достоин­ство. В очерке правдиво воссоздана об­становка проведения реформы на Урале, которая сопровождалась волнениями и бунтами рабочих частных заводов.

В 1864 с помощью брата Н. Г. Помя­ловского, В. Г. Комарова, в редакции «Современника», печатает­ся его повесть «Подлиповцы». Он становится постоянным сотрудни­ков этого журнала, друг Некрасова . Прав­дивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило его в ряды лучших писателей того времени.

По сло­вам Салтыкова-Щедрина, повесть при­влекла к себе внимание «новостью обста­новки, своеобразностью языка и ориги­нальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» да­вали читателям широкое представление о жизни отдаленного края- Пермской губернии, так же писатель показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народ­ной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое рас­крытие отдельных сторон народного быта. В образах Пилы и Сысойки показаны противоположные черты народного харак­тера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собствен­ного достоинства. Но варварские усло­вия жизни - постоянный голод и нужда- губят этого незаурядного человека. «Под­липовцы» явились новой формой повести из народной жизни: в их основе лежит не романическая интрига, а глубоко социаль­ная коллизия. Непреодолимая сила обстоя­тельств - бедственное положение поре­форменной деревни - приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше.

В последующих его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.

Второе произведение, напечатанное в «Совре­меннике»,- повесть «Ставленник» этой повестью Федор Михайлович частично осуществил намерение написать «роман из духовного быта».

Летом 1864 Решетников знакомится со своей землячкой, выпускницей Петербургского повивального института С. С. Каргополовой, которая в скором времени становится его женой.

В 1865 писатель совершает длительную поездку на Урал, чтобы со­брать материал для задуманной им серии этнографических очерков о горнорабочих. Посещает Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил, в Мотовилихе работает на Демидовском заводе. Собранный огром­ный материал о дореформенной жизни рабочих, о событиях, связанных с ликви­дацией крепостного права на Урале, лег в основу его романов из жизни горнозавод­ских рабочих.

В 1866 - 68 - в журналах («Сов­ременник», «Русское слово», «Отечествен­ные записки») печатаются романы:

«Горнорабочие» ,

«Глумо­вы» ,

«Где лучше?» .

Ни один из романов из-за цензурных и иных, не зависящих от писателя обстоятельств не за­вершен, но все вместе они дают цельную картину жизни уральских рабочих в доре­форменное («Горнорабочие» и «Глумовы») и пореформенное время («Где лучше?»).

На материале поездки на Урал так же написаны ряд очерков:

«Очерки обозной жизни» (1867),

«Рабочие лошади» ,

«На большой дороге» (1866).

рас­сказ

«Тетушка Опарина» (1868).

С 1870 пишет романы «Свой хлеб» и «Чужой хлеб» - о судьбе русской женщины, решившейся порвать со своей средой.

Романы писателя привлекли широкое внима­ние критики. О них пишут Салтыков - Щедрин , Н. Шелгунов , П. Ткачев, Е. Утин, А. Скабичевский , единодушно отмечая, что в произведениях Решетникова «ска­зался... плодотворный поворот нашей беллетристики» (Н. Щедрин) в изображении народной жизни. Этот поворот был охарактеризован Шелгуновым как «на­родное направление», «народный реализм в литературе». Романы Федора Михайловича характерны обилием персонажей и самостоятельных эпизодов, с помощью которых писатель стремится полнее показать быт и настрое­ния рабочих: зависимость от заводского начальства, разочарование «волей», вол­нения на заводах, поиски лучшей жизни - уход на прииски, на строительство желез­ных дорог и так далее. Основой сюжета писатель делает изображение жизни одной рабочей семьи - Глумовых («Глумовы»), Горюновых («Где лучше?»).

Большое внимание Федор Михайлович уделяет обрисовке дельных женских характеров (Прасковья Игнатьевна Курносова, Пелагея Прохоровна Мокроносова), которые в известной мере играют роль цен­тральных героев. В своих героинях писатель под­черкивает нравственную чистоту, несгибае­мость перед тяжелыми условиями жизни, растущее чувство самосознания и самоут­верждения. «Тип прелестной русской жен­щины» - так отозвался Щедрин о Пелагее Прохоровне - героине «Где лучше?».

Менее удались Фёдору Михайловичу образы сознательных, протестующих рабочих - Корчагина, Пет­рова, Короваева. Писатель не стремится к де­тальной, углубленно психологической характеристике отдельных персонажей, он изображает массу, слегка очерчивая ее отдельных представителей, поэтому само повествование в романе тяготеет к этнографическому описанию - подроб­но обрисованы привычки, нравы изобра­жаемой среды, приведены образцы народ­ного творчества и так далее.

«Предмет исследо­вания» в романах Решетникова, отмечал Шелгунов, «составляет не отдельный человек, не процесс его психического развития, а отношение ищущего, где лучше, человека к внешнему миру». Но поиски приводят героев к характерному малоутешитель­ному выводу: «богатому человеку везде хорошо, а бедному везде плохо. На том свете, должно быть, лучше».

Горький называл Решетникова Ф.М. «мрачным» писателем.

Н. Щедрин хорошо опреде­лил место писателя в русской литературе в рецензии на роман «Где лучше?»: Решетникову «бесспорно первому принад­лежит честь открытия драмы в жизни русского мужика. Эта драма очень большая и называется борьбою за суще­ствование».

Умер - , Петербурге.